Слышала об особенностях 5 седмицы Великого поста. Какие они? Мария

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Уважаемая Мария! Особенности 5 седмицы Великого поста заключаются в следующем. В среду вечером, 17 апреля, накануне четверга 18-го, в храмах будет совершаться служба, которая называется «Мариино стояние». На этой службе будет прочитан полностью канон святого преподобного Андрея Критского (который читался по частям в первые 4 дня 1 седмицы Великого поста) и житие святой преподобной Марии Египетской. В субботу 20 апреля - праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. Празднование Похвалы Пресвятой Богородицы установлено в память чудесного спасения Константинополя в 626г. от персов и аваров. Патриарх Сергий при стечении множества народа совершил крестный ход по стенам города с Влахернской иконой Богоматери, писанной святым апостолом Лукой. При погружении в тихие воды честной ризы Пресвятой Богородицы море взволновалось и потопило вражеские корабли. Недруги также были изгнаны. В память чуда спасения города был составлен акафист, что значит «неседальное моление», во время которого не полагается сидеть. Акафист похвалы Божией Матери спасающей от бед состоит из 12 кондаков и 12 икосов, расположенный сообразно с 24-мя буквами греческого алфавита. Каждая песнь начинается с соответствующей буквы. Он будет читаться в пятницу вечером, 19 апреля на утрени.

Как поститься детям? Людмила

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Уважаемая Людмила! Строгость детского поста устанавливают родители, но не нужно быть слишком строгими. Ребенок должен сознательно принимать пост, а не видеть в нем только запрещение или, еще хуже, наказание. Нужно, чтобы пост был по силам ребенку. Если малыш не может обойтись без конфет, то лучше дать ему конфеты, чем провоцировать его на неискренность. Традиционно детей до семи лет не ограничивают в пище. Для малышей пост — это, значит, не ссориться, не ругаться с друзьями, слушаться родителей и помогать им по хозяйству. Ребенку иногда можно напомнить, что в пост уместно ограничить время на просмотр телевизора или на компьютерные игры. Хорошо, если бы родители во время поста взяли за правило читать детям Священное Писание или жития святых. Но главное, что нужно помнить родителям: нельзя требовать от ребенка делать то, чего он пока не понимает или не осознает. Начинать приучать ребенка поститься можно со времени первой исповеди, то есть приблизительно с семи лет. Именно с этого возраста Церковь перестает считать ребенка младенцем. Но и до церковного совершеннолетия еще очень далеко. Поэтому, глядя на родителей, беря с них пример, ребенок должен учиться основам веры и христианской жизни и сделать свой сознательный выбор, сказав: «Я хочу и буду поститься».

Когда выносят Крест в воскресенье недели Крестопоклонной? Что это означает? Михаил

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Уважаемый Михаил! Вечером, в субботу, на Всенощном бдении, Крест выносится на середину храма для утешения и ободрения постящихся – т.к. ничто не может так вдохновить и утешить ослабевших духом, как напоминание бесконечной Божественной любви Христа, добровольно давшего Себя на крестные страдания ради спасения людей от греха. Крест при пении молитвы «Святый Боже» полагается  на середине храма на аналое для поклонения в течение недели, до пятницы, когда он,  перед Литургией, вносится обратно в алтарь. По причине выноса и поклонения Креста третье воскресенье и  последующая за ним неделя Великого поста называется «Крестопоклонной».  Во время целования Креста на вечернем богослужении совершается помазание освященным елеем. При поклонении Кресту поются песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое поем и славим». На неделе Крестопоклонной – строго постимся.

Как развенчаться? Какие могут быть причины для этого? Юлия

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Уважаемая Юлия! В 691 г, созванный императором Юстинианом VI Вселенский Константинопольский собор, исходя из положений Евангелия от Матфея, постановил, что Церквь может констатировать отсутствие брака и расторгнуть его, а «причиной позволительной для развода» может служить прелюбодеяние, «явное беснование или сумасшествие», смерть одного из супругов. В таких случаях предписывалось «брак почитать не твердым, и незаконное сожитие расторгать», поскольку это трактуется Церковью, как разрушение брака одним из супругов, что дает право рассматривать вопрос о разводе. Формально это не развод, а констатация отсутствия брака. Такая идеология церковного развода – развенчания – сохранилась до сих пор.

Для того чтобы развестись в Церкви, необходимо:

1.       представить документы в Епархию, где проводилось венчание: паспорт, свидетельство о венчании, прошение, свидетельство о разводе.

2.       священники из специальной комиссии проведут собеседование с обеими сторонами, выслушают аргументы для развода и в течение 10 дней, не позже, вынесут решение.

Мотивации для развенчания – супружеская неверность, недееспособность, смерть кого-либо из супругов.

Несмотря на наши земные страсти о развенчании, православные традиции говорят, что однажды сотворенное венчание и в вечной жизни тоже остается - на небесах нет развода.

Слышала, что в нынешний год Благовещение совпадает с неделей Крестопоклонной. В связи с чем это произошло? Лариса.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Уважаемая Лариса! Действительно, в 2013 году праздник Благовещения (7 апреля) совпадаетс неделей Крестопоклонной. Такое совпадение не случайно. Русская Православная Церковь живет по юлианскому календарю, принятому во времена жизни Господа нашего Иисуса Христа, в котором праздник Пасхи связан с прохождением лунных циклов. В календаре есть подвижные (Пасха, пост) и неподвижные праздники (Рождество, Богоявление). В 2013 году Пасха поздняя – 5 мая, поэтому праздник Благовещения совпадает с  неделей Крестопоклонной. В этом году ради праздника Благовещения , накануне, в субботу, отклоняется уставное поминовение усопших (родительская).

Храмы и монастыри

Костромской Богоявленско-Анастасьин монастырь

Под сенью веков…

(Очерк об истории и современном состоянии Костромского Богоявленско-Анастасьина женского монастыря)

2006г. Богоявленско-Анастасьин женский монастырь отметил 580-летитний юбилей своего основания. Одна из самых знаменитых и древних отечественных обителей, основанная в XVв. преподобным Никитой, учеником и сродником преподобного Сергия, игумена Радонежского, в наши дни переживает период своего славного возрождения и является одним из главных архитектурных и духовных украшений Костромы, одной из жемчужин ее прошлого и настоящего. Не будет преувеличением сказать – и будущего. Именно в нем, являющемся одновременно и кафедральным собором Костромы, находится одна из величайших святынь России – Федоровская икона Божьей Матери, явленная костромскому князю Василию Ярославичу в XIII в.

Подробнее...

Святые и Святыни

Иеромонах Ефимий (Пикалев, 1897 – 1937)

Иеромонах Ефимий (в миру Павел Александрович Пикалев) родился 21 ноября 1897 года в с. Александровка, Белоостровского уезда С.Петербургской губернии в крестьянской семье. Образование – 4 года сельской школы. Работал рабочим на заводе. В гражданскую войну воевал в рядах Красной армии ( в деле есть запись следователя, что Пикалев П. А. в Гражданскую войну был коммунистом и коммисаром, при этом носил нательный крест.).

Подробнее...

Статьи

Коллективизм и соборность. Понимание общинной жизни в СССР в 1960-е годы. Психологический и социальные аспекты

DOI: (присваивается в редакции)

УДК

Коллективизм и соборность. Понимание общинной жизни в СССР в 1960-е годы. Психологический и социальные аспекты.

Сазонов Дмитрий Иванович, протоиерей

Костромская митрополия Русской Православной Церкви г. Кострома

sazonow63.12 @gmail.com

Аннотация. В статье, на основании документов, дается анализ положения верующих в условиях государственно-партийного курса взятого на XXI съезде коммунистической партии в 1959 году. Вместе с задачами построения коммунизма как экономической формации ставится задача воспитания нового человека – безрелигиозного человека коммунистического общества. Руководство Русской Православной Церкви находясь на позициях лояльного отношения к власти выбрало курс, при котором сочетались два направления: желание показать соответствие христианского идеала социалистическим (коммунистическим) воззрениям и следование своим вероучительным традициям. Социологические исследования показывают, что благодаря такому курсу удалось нивелировать тезис о классовом противостоянии Церкви и коммунистического государства, с другой стороны, с другой стороны - сохранить свою религиозную идентичность и накопить силы для воссоздания своих структур в изменившихся общественно-политических  условиях.

Подробнее...