Костромской Богоявленско-Анастасьин монастырь

Автор: Протоиерей Дмитрий Сазонов, кандидат богословия, докторант Общецерковной аспирантуры святых Кирилла и Мефодия.. .

Под сенью веков…

(Очерк об истории и современном состоянии Костромского Богоявленско-Анастасьина женского монастыря)

kos992006г. Богоявленско-Анастасьин женский монастырь отметил 580-летитний юбилей своего основания. Одна из самых знаменитых и древних отечественных обителей, основанная в XVв. преподобным Никитой, учеником и сродником преподобного Сергия, игумена Радонежского, в наши дни переживает период своего славного возрождения и является одним из главных архитектурных и духовных украшений Костромы, одной из жемчужин ее прошлого и настоящего. Не будет преувеличением сказать – и будущего. Именно в нем, являющемся одновременно и кафедральным собором Костромы, находится одна из величайших святынь России – Федоровская икона Божьей Матери, явленная костромскому князю Василию Ярославичу в XIII в.

За почти шесть веков своей бытия монастырь переживал и времена расцвета, и годы запустения: его разоряли и казанские татары (1429г.) и поляки (1608г.), а всех больше – многочисленные пожары, самые опустошительные из которых – 1773,1847, 1887, 1982. Но для нас эту древнюю обитель, как благословение, данное городу и людям, хранил Бог.

Время основания Богоявленской обители (1426г.) пришлось на трагическую для России эпоху борьбы за великокняжеский престол между великим князем Московским Василием Васильевичем Темным (внуком святого благоверного князя Дмитрия Донского) и галичскими князьями: Юрием Дмитриевичем (сыном Донского) и его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. Вскоре, после своего возникновения монастырь подвергся разорению во время набега на Кострому крымских татар в январе 1429г. О кончине основателя его, преподобного Никиты Костромского, история свидетельств не сохранила. Предположительно, он мирно почил в середине XVв., и был погребен в деревянном Богоявленском соборе, основанной им обители (мощи его до сих пор пребывают в нижнем храме Богоявленско-Анастасьина собора).   Строения монастыря, вплоть до первой половины XVI в. были деревянными. Известно о двух храмах обители: Богоявленском (летнем) и Никольском (зимнем). 23 апреля 1559 г., по благословению московского митрополита Макария, на щедрые пожертвования (среди которых был и вклад Владимира Андреевича Старицкого, двоюродного брата царя Иоанна Грозного), радением игумена Исаии (Шапошникова) состоялась закладка, а в 1565 г. – освящение каменного Богоявленского собора. Впоследствии игумен Исаия (1534-1572), да и многие иноки монастыря, за свое благоволение к Старицкому, пострадали от царского гнева и были казнены. Началась эпоха Смутного времени, не обошедшая своими бедствиями и разрушениями и Богоявленскую обитель.

30 декабря 1608г. отряды Лжедмитрия II (Тушинского вора), возглавляемые Александром Лисовским, ворвались в монастырь, братия которого поддерживала царя Василия Ивановича Шуйского, и подвергли монастырь разорению и грабежу. При этом погибли 11 насельников монастыря и 38 монастырских крестьян. В память их мученической кончины, как до революции, так и после его возрождения в 1991г., в день их убиения (12 января по новому стилю), в монастыре служатся панихиды и совершаются молебны. Монашествующие монастыря причислены к лику местночтимых святых.

Говоря о высоком духовном значении обители нельзя не упомянуть о том, что в марте 1612 в стенах обители молились о даровании победы над супостатами участники народного ополчения, возглавляемого князем Дмитрием Михайловичем Пожарским. В числе присутствующих на Земском соборе 21 февраля 1613 лиц, находился так же и игумен Богоявленского монастыря Арсений. При избрании Михаила Федоровича Романова на царство он поставил в соборной грамоте (в числе прочих), свою подпись. 14 марта (по старому стилю) того же года, насельники обители, вместе с жителями города и духовенством, участвовали в крестном ходе, направившемся в Ипатьевский монастырь для оглашения воли Земского собора о всенародном избрани Михаила Федоровича на царский престол государства Российского.

Шесть лет спустя, в 1619г., царь Михаил, вместе с матерью, инокиней Марфой, направляясь в Макарьево-Унженский монастырь на богомолье, и возвращаясь оттуда, вновь посетил в Костроме Богоявленскую обитель, и в знак своего благоволения, по обычаю, внес дар – приложил к образу Богоявления Господня 2 «золотых угорских» (венгерская монета, бывшая тогда в обращении). Мать же его, пожалует в монастырь золотой панагийный крест с распятием в камнях.

   Монастырь расширялся. Из монастырской описи видно, в 1628-30-х г. в монастыре находились церкви: во имя трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста), надвратная в честь святителей московских Петра, Алексия, Ионы; церковь Сретения Господня, которая составляла трапезную палату и придел во имя преподобного Макария Калязинского. При игумене Герасиме (1644-73), монастырь был обнесен каменной оградой, в виде крепости с амбразурами, божницами и башнями. Среди основных вкладчиков и жертвователей на «оградное строение», записано и имя первоиерарха Русской Церкви того времени – святейшего патриарха Иосифа (1641-52), что свидетельствует о высоком духовном статусе Богоявленской обители.

На стене одной из башен ограды был изображен лик святителя Николая (впоследствии сооружена часовня), а на другой – Смоленская икона Божьей Матери, в честь которой, в 1824г., была устроена часовня-храм. Правление вышеназванного игумена Герасима явилось периодом расцвета Богоявленской обители. За свое «радение» игумен был удостоен царской грамоты, а в 1646г. Алексеем Михайловичем было пожаловано монастырю 10 больших чугунных пушек и 40 ядер к ним. Монастырь поддерживался поминальными вкладами благочестивых царей: Михаила Федоровича Романова, его матери инокини Марфы, патриарха Филарета и других патриархов и царей. Знатные люди государства, среди которых: бояре Салтыковы, Кафтыревы, князья Хованские, Пожарские жертвовали села, деревни, лесные дачи, рыбные ловли. В Костромском. Любимском, Московском и Казанском уездах монастырю принадлежало 17 сел и 185 деревень, с населением 4581 человек. В Москве у монастыря имелось свое подворье. Стараниями благодетелей украшались храмы монастыря, они вносили вклады в монастырскую ризницу драгоценными сосудами, утварью, облачением, книгами.

Под собором находилась усыпальница, в которой вечное упокоении нашли племянники великого князя Василия Темного, благотворители монастыря, среди которых особенное место занимает род Салтыковых. Занимавшее видное положение при первых царях дома Романовых, они усердно заботились о благоустройстве Богоявленской обители. На их пожертвования, с начала XVIIв., в монастыре велось активное каменное строительство. 8 мая 1610 г. была завершено строительство и освящена церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, которую освящал сам патриарх - будущий священномученик Ермоген (+1612). К Богоявленскому собору были пристроены галереи и переходы, соединявшие его с Трехсвятительской церковью, а в 1672 г. он расписан артелью под управлением замечательных изографов Гурия Никитина и Силы Савина. В 20-е годы XVII в. была воздвигнута прекрасно украсившая монастырь звонница с приделом преподобного Сергия в нижнем ярусе. В верхнем ее ярусе находилось 13 колоколов, вес самого большого из которых был 103 пуда (1664 кг.) О статусе монастыря говорит и тот факт, что, начиная с преемника игумена Герасима, архимандрита Павла, вплоть до 1847 г. (великий пожар, почти уничтоживший монастырь), наместники монастыря были архимандритами.

К сожалению, в начале XVIII в., с наступлением эпохи петровских преобразований, обитель (что было общим явлением в то время), стала приходить в упадок, ее здания пустовали. Число насельников к 1768 г. сократилось до 17-ти человек, строительство практически прекратилось. Лишь в 1760 г. на средства генеральши Екатерины Михайловны Салтыковой, над гробом ее супруга Михаила Петровича Салтыкова была построена церковь во имя святителя Николая. Обитель была отнесена к разряду второклассных. Начиная с 1779 г., при учреждении императрицей Екатериной IIнаместничества, а с 1796г. Костромской губернии, часть зданий монастыря было отдано под присутственные места. В 1814 г. в монастырские здания была переведена Костромская Духовная Семинария. С 1821-24гг. настоятелем Богоявленского монастыря и по совместительству ректором Семинарии был преподобный Макарий (Глухарев +1847), - выдающийся ученый-библеист и миссионер, апостол Алтая.

Время духовного обнищания закончилось катастрофой – в 1847г. пожар, испепеливший почти всю Кострому, не пощадил и Богоявленский монастырь, превратив его в развалины. Монастырь был закрыт. О его восстановлении не могло быть и речи – беда постигла почти каждый дом. Опустошенный пожаром город не мог оказать обители помощи. В течении 16 лет городские власти продавали людям для строительства кирпич с развалин Богоявленского монастыря и щебень для мощения городских улиц. Так были разобраны Сретенская и Трехсвятительская церкви, паперти Богоявленского собора, звонница, почти все хозяйственные и жилые постройки, часть стен. К 1864 г. монастырь перестал существовать.

Но милость Божия была явлена обители в 1863 г. За ее восстановление взялась игуменья женского Костромского Анастасьино-Крестовоздвиженского монастыря Мария (Давыдова +1889). С этого времени к названию монастыря добавляется наименование Анастасьин.

Начав трудный подвиг восстановления монастыря, игуменья Мария фактически отстроила его заново. Самоотверженность и решительность ее, подвигли костромичей всех сословий и людей далеко за пределами Костромы внести посильную лепту в дело восстановления монастыря. Только в 1864г. на возрождение Богоявленского собора было собрано 20 тысяч рублей. 20 декабря 1869 г. состоялось освящение восстановленного Богоявленского собора, к которому в 1864-69 гг. был пристроен т. н. «новый собор» - пятиглавый, четырехстолпный, в русском стиле, из красного кирпича. Сам же древний Богоявленский собор стал алтарем. В 1867г. в усыпальнице под храмом была устроена небольшая церковь во имя святого великомученика Никиты и преподобного Сергия Радонежского. Трудами игуменьи Марии была восстановлена почти полностью разрушенная монастырская стена. Западная ее башня была переделана в звонницу. В 1892 г. завершилось строительство, и были возобновлены, и в камне отстроены Никольская часовня и церковь Смоленской иконы Божьей Матери с ее чудотворной иконой-фреской. Построены три жилых корпуса для сестер, настоятельский и трапезный корпуса, в последнем находились хозяйственные помещения, иконописная и швейная мастерские. Позже, к западной стене Смоленской церкви, были пристроены казначейский и больничный корпуса. Чтобы можно было полнее представить масштаб трудов игуменьи Марии, надо упомянуть, что на ее попечении был еще и Анастасьин-Крестовоздвиженский женский монастырь, в котором так же проводился ремонт и строительство новых зданий. Но не только трудами по благоукрашению и восстановлению обоих монастырей была занята игуменья Мария, но и трудами, и деятельностью в духовной, социальной, образовательной сферах общественной жизни. В зданиях Анастасьино-Крестовоздвиженского монастыря было устроено несколько учебно-благотворительных учреждений: училище для девочек из бедных семей, с целью подготовки их к преподаванию в сельских школах (1864), первая в России народная лечебница (1873), фельдшерские курсы (1878), преобразованные в 1886г. в курсы для сестер милосердия Красного Креста. Во время русско-турецкой войны 1877-78 гг. в этих зданиях размещался лазарет для раненых воинов.

   Деятельность монастыря содействовала и успеху духовной миссии среди инородцев. По распоряжению Священного Синода, в 1888г., несколько сестер Богоявленско-Анастасьина монастыря, во главе с монахиней Варварой (Блохиной, впоследствии игуменьей), основали (1891) в Этляндии (Эстонии) женский Пюхтицкий Успенский монастырь с благотворительными учреждениями при нем – бесплатной лечебницей, аптекой и приютом для девочек-сирот.

В 1887г. Богоявленский монастырь вновь постигло несчастье – пожар нанес большой урон монастырским строениям. Игуменья Мария вновь восстановила его. От непомерных трудов силы ее оказались подорванными: вскоре она заболела и 29 января 1889 умерла.

Подвижническое служение ее продолжили игуменьи Евпраксия (Горталова (1890-1896); Анна (Левашова 1896-1912), Сусанна (Мельникова) возглавлявшая обитель с1912 вплоть до закрытия ее в 1919г.

Монастырь был местом паломничества. Неоднократно его посещали представители правящего царского дома Романовых – от Михаила Федоровича до последнего императора- страстотерпца Николая II. Среди лиц, посещавших монастырь на рубеже XIX-XX вв. необходимо отметить святого праведного Иоанна Кронштадского и святую преподобномученицу великую княгиню Елисавету Федоровну.

Наступил 1917 г. Новая Великая Смута вступила в свои права. Судьба монастыря, находившегося в центре города, была предрешена. В 1919г. явился годом второго закрытия обители (первый в XIXв.), в ее помещениях расположился рабочий поселок с названием «Безбожник». Сестер обители лишили право проживания в ней. В 1925 г., несмотря на запрет коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины под председательством Н. Д. Троцкой-Бронштейн (супруги Л. Д. Троцкого), запретившей использование собора не для религиозного предназначения (1920), был закрыт и использовавшийся в качестве приходского храма Богоявленский собор. К сожалению, предписаниям даже такой авторитетной комиссии никто не внял. В 1922 г. подкомиссия губкомиссии по изъятию церковных ценностей конфисковала только в самом Богоявленском соборе почти 460 килограмм серебра - подсвечники, лампады, сосуды, утварь. Весной 1928 г. была проведена компания по разборке стен и башен монастыря. Кирпич использовался на строительство домов для рабочих-текстильщиков. В 1936 г. рабочие и энтузиасты разобрали т. н. Никольскую Салтыковскую церковь, уничтожили старинное кладбище обители. Территорию застроили сараями, заставили поленницами дров, свалками мусора. На святом месте царило мерзость запустения… Огонь пожара августа 1982, вспыхнувшего по неосторожности в областном архиве, который располагался в здании Богоявленского собора, поставил вопрос о его существовании. Пожаром был нанесен непоправимый урон фрескам Гурия Никитина. По мысли архитекторов «нового мира», конце 80-х годов, в здании собора предполагалось разместить органный зал.

Но по милости Господней, настали новые времена. И вновь, как птица Феникс из пепла возродился монастырь. В 1990 г. Богоявленский собор был передан Костромской епархии. В 1991г. ей были переданы домик привратника, Смоленская церковь и бывший трапезный корпус обители, в котором сейчас располагается Костромская Духовная Семинария. 29 августа, в день обретения Федоровской иконы Божьей Матери (1263), в игуменское достоинство была возведена прибывшая из Пюхтицкого Успенского монастыря монахиня Иннокентия (Травина). Эстонская земля как бы отдавала свой духовный долг возрождаемой almamater. Много трудов пришлось понести архиепископу Александру (Могилев, на кафедре с 1989г.), матушке игуменьи для того, чтобы обитель приняла тот вид, который мы сейчас наблюдаем.

В данное время в монастыре восстановлены почти все ее дореволюционные строения (кроме Салтыковской Никольской церкви, на месте которой воздвигнут памятный крест). 18 августа 1991г. в Богоявленский собор, ставший к тому времени кафедральным (главным) храмом Костромы была перенесена великая святыня - чудотворный образ Федоровской иконы Божьей Матери. Кроме Федоровской, в соборе находится еще 11 мироточивых икон (святителя Николая, преподобного Сергия Радонежского и др.), и каждый может видеть и прикоснуться к великой милости Божьей явленной для духовной поддержки людей. Иконостас собора украшает крест - мощевик из Богородицко Игрицко-Песоченского монастыря (разрушен в 30-е годы) с содержащимися в нем мощами 278 святых. В алтаре находится складень - мощевик, в котором, кроме мощей святых имеются частицы Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы, а так же переданный в дар монастырю Антиохийским патриархом Диодором деревянный выносной крест, в котором запечатаны частицы Креста Господня, Гроба Господня и Голгофы.    Полностью реставрирован подклет собора, где под спудом находятся мощи преподобого Никиты. В нем сестры совершают круглосуточное чтение т. н. «неусыпаемой Псалтыри» с произнесением молитв о здравии живущих в мире этом и о упокоении усопших. В 2002 г., у стен кафедрального собора был установлен памятник небесному покровителю Костромы – святому Федору Стратилату (скульптор А. И. Благовестов). Памятник органично вошел в интерьер древнего собора. С 2003г. в соборном храме, рядом с киворием Федоровской иконы Божьей Матери, хранятся обретенные мощи преподобного Тимона Надеевского (1788-1840) – ученика и сподвижника преподобного Серафима Саровского. В том же году старец Тимон был прославлен в лике местночтимых святых Костромской епархии.

   Но не только святыни являются духовным богатством монастыря.   Украшают его и добрые дела милосердия и веры. В 1992г. в обители была создана богадельня для больных и немощных монахинь и инвалидов. В ней созданы все необходимые для ухода за такими больными условия: обеспечивается круглосуточный медицинский контроль, имеются два изолятора. С 1993г. в монастыре возродился приют для девочек-сирот. Опять же, как и в XIXв. – это был первый такой приют в посткоммунистической, новой России. В приюте оборудованы 5 специализированных классов, где девочки, кроме общеобразовательных предметов изучают основы домоводства, кулинарии, художественной вышивки, иконописания.

   Не зарастает тропа приезжающих в древнюю обитель за духовной поддержкой. Среди гостей обители и паломников, приезжавших и приезжающих в обитель - многие церковные иерархи (святейший патриарх Алексий II, во время свого посещения Костромской епархии был в обители 3 раза), государственные и общественные деятели, российские и зарубежные паломники. В ней открыты две гостиницы для посещающих паломников и священнослужителей.

   Богоявленско-Анастасьин женский монастырь в настоящее время так же является духовно -административным центром Костромской епархии ( в восточном корпусе обители располагается Епархиальное Управление). Под Покровом Царицы Небесной насельницы обители, как и в предшествующие века, несут свет веры и утешения страждущим и скорбящим. Труд веры и подвиг молитвы. На этих кирпичиках веры и создан град Божий – монастырь Богоявления. И никаким стихиям времени его не поколебать.

 

Храмы и монастыри

Монастыри Костромского края

 В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей (помещаемый ниже их порайонный спи­сок, конечно, не полон). Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками при. Сергия Радонежского на костром­ской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комелъским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др.

Подробнее...

Святые и Святыни

Солигаличские новомученики: священномученики протоиерей Иосиф Смирнов, иерей Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский и мученик Иоанн Перебаскин. (+ 1918)

Память 26 февраля/7 марта  в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

В январе 1918 г. вышел Декрет «об отделении Церкви от государства», положивший начало изъятию церковной собственности, притеснению духовенства и верующих. Вся православная Россия откликнулась на это событие проведением многочисленных крестных ходов.

Подробнее...

Статьи

Костромское отделение Императорского Православного Палестинского Общества. История и современность.

Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь (Ис. 62:1)

На рубеже  XIX и XX веков в России по общественной инициативе были созданы тысячи неполитических общественных организаций, которые представляли собой элементы постепенно зарождавшегося в стране гражданского общества. Это были благотворительные, медицинские, педагогические, технические, просветительные, спортивные и иные структуры. Они характеризовались различной степенью активности, числом членов, масштабами деятельности. Среди них были небольшие провинциальные общества, сферой деятельности которых был небольшой уездный центр, были и всероссийские организации, имевшие отделения в десятках городов. Совершенно особое положение занимали немногочисленные общества, в названии которых присутствовало слово «императорское». Это означало, что покровителем (покровительницей) организации являлся кто-либо их царствовавшей семьи Романовых.

Подробнее...