Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Наружные росписи середины XVII века

Автор: С.С.КАТКОВА (Кострома). .

В 1956 году Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская приступила к комплексной реставрации всех зданий ансамбля Ипатьевского монастыря и стенного письма в Троицком соборе.(1) Проект реставрации был тщательно проработан. Был выявлен и собран большой комплекс документальных и иконографических материалов в библиотеках, музеях и архивах страны. С особым вниманием изучались документы реставрационных работ 1912-1913 годов.

В связи с торжествами в честь 300-летия правящей династии, Ипатьевский монастырь, как «колыбель рода Романовых», вошел в число памятников, в которых были запланированы большие реставрационные работы. Финансировало их государство. Была создана специальная комиссия из членов Императорской Археологической комиссии (ИАК) (2). Она определяла выбор реставраторов, давала им задание и контролировала процесс производства работ. Обязательным условием была фотофиксация состояния объекта до начала, в процессе, по окончанию работ (3).

К 1956 году наружные росписи Троицкого собора были почти полностью утрачены. О них напоминала только графья изображений святых в аркатурном поясе на северном фасаде.(4).

По дореволюционным публикациям Троицкого собора можно было установить местоположение наружной росписи: в полукружьях закомар, в арках аркатурного пояса на северном фасаде, на фронтоне крыльца. Судя по стилю живописи, росписи выполнены не ранее середины ХIХ века. В юбилейных изданиях были так же опубликованы виды собора с новой росписью, явившейся результатом реставрации (5).

Каким же был изначальный сюжетный состав наружных росписей Троицкого собора, что за программу заложили в них заказчики и когда их исполнили изографы? Ответить на эти вопросы попытаемся на основании имеющихся фотоматериалов по реставрации росписи в 1912 году.

Значительный объем реставрации стенного письма комиссия ИАК распределила между двумя артелями. Художники Общества поощрения художников реставрировали росписи четверика и алтаря, а палешанам достались работы на внешней стороне западной стены четверика. Они же должны были заново расписать северную галерею, свод и простенки на западной. Им же поручено воссоздание наружной росписи, так как их метод и стиль письма был ближе к традициям ХVII века (6).

При обследовании состояния сохранности росписей и левкаса палешане обнаружили под академической живописью хорошо просматривающуюся графью. На изображении пророка Самуила в аркатурном поясе они мелом прорисовали проступающую графью и под ликом длиннобородого старца оказалось лицо юноши, в руках которого были камень и кадило- атрибуты архидьякона Стефана.

По результатам пробных расчисток совет ИАК принял решение удалить запись ХIХ века и возобновить роспись по сохранившейся графье. Фотофиксация процесса реставрации позволяет проследить не только разницу в сюжетном составе росписи ХIХ и ХVII века, но и сохранность изначального левкаса. Перед фотосъемкой художники прорисовывали углем и мелом не только графью, но также обводили границы сохранности первоначального левкаса.

До 1767 года главный вход в монастырь был со стороны реки Костромы. Потому восточный фасад собора первым встречал вступающего на территорию монастыря и был виден из-за крепостной стены подплывающему по реке. Автор описи имущества монастыря 1701 года начинает обзор собора от входа в монастырь, то есть с восточной стороны. «А около церкви с трех сторон с восточной что над алтарями вюжныя и северные в закомарах, и в ширинках и по столбцам писано стенным письмом праздники господские и богородичные и апостольские проповеди и святых угодников образы» (7). Кто те святые угодники и что за праздники, какие из апостольских проповедей были изображены, опись не указывает. Росписи на западной стороне не было.

В центральной закомаре восточного фасада после удаления записи первоначальное изображение оказалось почти полностью утраченным. Участки первоначального левкаса сохранились лишь под архивольтом и небольшими островками в центре. Едва просматривалась графья нимба и верхней части лица. Комиссия решила, что это голова Саваофа из композиции «Отечество».

«Отечество» один из изводов Троицы, поэтому размещение его в центральной закомаре выглядит вполне логично, сюжет соответствует посвящению храма. Сюжеты по сторонам от «Отечества»: на южной закомаре «Сошествие святого Духа», на северной «Распятие с предстоящими» (в записи ХIХ века соответственно были «Распятие» и «Воскресение Христово»).

Иконография «Сошествия св.Духа» имеет устойчивую схему и легко угадывается даже по сохранившимся фрагменту нимба Богоматери, головам двух апостолов и элементам архитектуры. Под архивольтом закомары, куда почти не попадало осадков, отлично сохранилась графья с клубящимися облаками, в просвете которых парит голубь. Воссоздавая эту композицию, палешане взяли за основу иконографию того же сюжета из интерьера собора (центральный люнет западной стены, роспись 1685г.).

Композиции «Распятие» тоже дошла фрагментарно. Под архивольтом графья без утрат: в кучевых облаках личины Луны и Солнца. В навершии креста обычная надпись IНЦI. На перекладине креста по сторонам от головы Христа монограмма IС ХС. Склоненная к правому плечу голова Христа имеет утраты в нижней части лица. Рисунок чуть провисших, раскинутых рук Христа хорошей сохранности. Под руками Христа изображены летящие ангелы с покровами на руках. Утраты на них незначительны, в основном на покровах и одеждах. Около правого ангела сохранилось изображение верхней части креста, а под левым ангелом два фрагмента нимбов.

Как всегда при воссоздании палешане опирались на иконографию существующих в соборе сюжетов. Композиция «Распятия» есть на северной стене четверика и в алтаре. Только алтарная роспись помимо предстоящих имеет редко встречающийся образ коленопреклоненного воина, подставляющего чашу под струящуюся кровь из раны Христа. По стилю алтарная фреска ближе к росписи мастеров средины ХVII века. Палешане выбрали из двух вариантов, иконографию алтарной фрески. Она лучше заполняет полукружье закомары, а обоснованием к этому выбору мог послужить фрагмент второго креста, сохранившийся в графье справа от центра.

На полупилястрах (трибунах) между закомарами были поясные и оглавые изображения почитаемых икон Богородицы. Утраты красочного слоя на них были настолько значительны, что порой лишь по наклону нимба палешане подбирали близкий по иконографии образ.

На восточном фасаде собора роспись была не только в закомарах, но и ниже их, на стене до самых крыш алтарных апсид. Стену под карнизом лопатки делят на три части. В центральной части было изображение «Спаса Нерукотворного». Стоящие ангелы держат святой убрус за верхние концы. (8). И как бы продолжая тему сопровождения святого убруса, на лопатках изображены в рост ангелы в белых одеждах.

Композиция справа от «Спаса Нерукотворного» в Отчете Костромского церковно-исторического общества за 1914 год названа «Богоматерь, окруженная святителями» (9).

Графья изображения Богоматери с младенцем оказалась наиболее сохранной. Иконография их близка Печерской. Однако, их головы венчают короны, а в руках у младенца держава и скипетр, как напоминание о покровительстве Богоматери новой династии и о вручении символов власти отроку. Символика державности еще не раз встретится в росписи снаружи и в интерьере собора.

В правой части этой композиции утраты левкаса особенно значительны. Сохранившаяся графья ликов двух персонажей в левом верхнем ряду определила иконографию предстоящих. Митра с белой опушкой и короткая окладистая борода характерна для образа митрополита Ионы. Тогда в верхнем ряду следовало ожидать изображения всех четырех московских святителей Ионы, Петра, Алексия и Филиппа. Соответственно в нижнем ряду могли быть три вселенских святителя и Ипатий Гангрский, святой патрон монастыря. Именно в такой иконографии воспроизведена была композиция палехскими мастерами. Образы московских чудотворцев напоминают о церемонии приглашения Михаила Федоровича на царство в 1613 году. Перед образом Богоматери письма митрополита Петра и иконой святых московских митрополитов инокиния Марфа дала согласие на принятие царского скипетра сыном. Архиепископ Феодорит, возглавлявший земское посольство, возгласил «…ради чудотворного образа всех царицы и богоматере и великих ради святителей не мозите преслушати и сотворите повеленное вам от Бога» (10).

Росписи восточного фасада хорошо видны с реки и потому выбор сюжетов на стене имел особое значение, это была своего рода программная декларация. Композиция «Преподобные, предстоящие в молении перед Спасом» раскрывала цель монастырского дела: служение иноков обители молитвой Богу за род людской. Возможно, предстоящие преподобные из числа основателей обителей на костромской земле.

При починке кровли закомар в 1912 году реставраторы обнаружили скрытые под ней крайние части композиции: припадающих иноков. Крыши закомар значительно приподняли при каком-то из ремонтов, возможно, еще в ХVII веке, так как припадающие не были ни разу записаны, сохранили первоначальный красочный слой и левкас. Это дает исключительно важный материал для анализа стиля письма и уточнения даты создания росписи. На этом фрагменте видны участки осыпи левкаса, дающие возможность заглянуть в технологию росписи. Левкас положен тонко, едва покрывает шляпки нагелей, набитых довольно редко. Красочный слой тонкий, прозрачный, похож на роспись по сырому левкасу. Хорошо сохранились света по верху складок одежд и притенения. Графья тонкая, обобщенная, по приемам близка росписи на западной галерее собора в композиции «Видение Иоанна Лествичника» (Сер.ХVII века).

Троицкий собор северным фасадом выходит на центральную площадку монастыря и, как главный, оформлен с особой нарядностью. По галерее идут пояски ширинок с орнаментальным набором, над кровлей галереи по линии окон идет аркатурный пояс, к северо-западному углу примыкает парадное крыльцо.

Северный фасад был расписан не только по закомарам, в аркатуре были изображены святые в рост, роспись была и на фронтоне и в киотах навершия крыльца, а так же при входных дверях.

В центральной закомаре «Троица Ветхозаветная», оповещает о посвящении храма. Графья сохранила редкий образец иконографии этого сюжета. Центральный и левый ангелы по традиции сидят за столом. Правый же стоит сзади престола, по форме напоминающего стул с невысокой спинкой. В классической иконографии Троицы посохи-мерила есть у всех трех ангелов. В нашем варианте вместо посохов у ангелов в руках скипетры, причем они есть только у центрального и правого ангела. Центральный ангел поставил свой скипетр на стол вертикально, как свечу, тогда как у правого скипетр поднят вверх и опрокинут навершием вниз. Таким образом, скипетры располагаются параллельно друг другу и составляют некий смысловой центр. Главная роль в данной композиции перешла к правому ангелу. К его действиям направлены взгляды всех персонажей. Левой рукой он почти касается глаз Авраама, благословляет его, скипетром указывая на престол. Авраам держит чашу так, что пальцы складываются в именословие, благословляя судьбу и престол.

Древнерусская живопись на протяжении веков разрабатывала и использовала язык символов, через них наиболее подготовленные прихожане постигали самые сложные богословские идеи. Можно предположить, что данный сюжет является своеобразной аллегорической параллелью событий избрания на царство Михаила Романова. Его отец патриарх Филарет при малолетнем сыне был фактически соправителем и даже носил титул «Великого Государя».

В отличие от традиционной иконографии палаты оказались перемещенными вправо, а выходящая из дверей Сара стала замыкать композицию.

Слева, такую же роль выполняет святой, стоящий с раскрытой книгой в руках. Персонаж для этого сюжета редкостный. Лик святого был утрачен полностью, а сохранившийся фрагмент фигуры с полураскрытой книгой был истолкован, палешанами как изображение Иоанна Богослова. Так его изображают в Апокалипсисе и Символе веры. В данной композиции он тоже выступает как свидетель. Иоанн первый сформулировал триединство Бога. «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух: и сии три суть един». Иоанн стоит осененный крылом ангела. Так же под крылом Троицкой обители в монастырской слободе находится посвященный ему храм (11). Полукружье закомары продиктовало введение статичных фигур по краям композиции. Вертикали фигур Иоанна Богослова и Сары придают действию завершенность.

Слева от «Троицы» в северо-восточной закомаре оказалась композиция «Похвала Богородицы» (в записи Х1Х века было «Преображение»). По иконографии и стилю она близка иконе того же сюжета из церкви Воскресения на Дебре (12).

В ХVII веке получают распространение иконы гимнографического характера, прославляющие Богородицу. Если учесть мемориальный характер храма, и вспомнить, что инокиня Марфа благословила на царство сына богородичным образом со словами «Се тебе, о Богомати, пресвята Богородице, и в твои пречистеи руце, владычице, чадо свое предаю» (13), то становится понятным обращение к теме «Похвала Богородицы». Как благодарность и молитва Заступнице усердной воспринимается выбор наиболее чтимых богородичных образов изображенных на трибунах между закомарами.

В северо-западной закомаре в записи была «Тайная вечеря». Это единственная композиция, которую при фотофиксации росписи до реставрации почему-то обвели мелом по контуру. Возможно, с нее начинали фотофиксацию и перестраховались в желании получить качественные снимки. После удаления записи открылась довольно хорошо сохранившаяся графья композиции «Великий Архиерей с предстоящими» или «Предста царица». Спас изображен в образе Великого архиерея с омофором, перекинутым через благословляющую руку, что отличает иерея, освящающего храм.

По традиции в этой композиции молящимися изображали соименных святых заказчика. Монастырю важно было ввести в программу росписей святых, которым посвящены приделы собора. Исследование иконографии предстоящих позволяет с уверенностью утверждать, что слева от Христа апостол Филипп, справа священомученик Ипатий, ниже преподобный Михаил Малеин, симметричный ему святой слева, остается неопознанным, так как изображение почти полностью утрачено.

Богоматерь и Иоанн Предтеча, как ходатаи перед Спасом за род людской, распростерли свои крылья над молящимися. Эта композиционная находка знаменщика усиливает смысловое звучание сюжета. Крылья, повторяя линию арки, объединяют и уплотняют композицию. Таким образом, в закомаре прямо над входом в собор были изображены патрональные святые монастыря и обозначена мемориальная тема. Преподобный Михаил Малеин соименный святой Михаила Федоровича.

Анализ изображений в закомарах на обоих фасадах собора выявил общий принцип расположения сюжетов: в центре Троица в разных изводах, а по сторонам многофигурные композиции со Спасом и Богоматерью.

Тема моления главная в аркатурном поясе. Вселенские святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и московские святители Иона, Алексий, Филипп и Петр, как в Деисусе, обращены к центру, только в центре вместо Спаса архидьякон Стефан. Образ первомученика Стефана обычно находится на двери иконостаса, ведущей в жертвенник. Не является ли его образ аллегорической параллелью избранного на царство московское Михаила Романова? Оба юноши. Отрок на престоле в разоренной войной и смутой стране воистину настоящий первомученик (14).

В аркатурном поясе между прямым верхом рамы окна и аркой есть небольшая плоскость (телепень). Над восточным окном на ней изображен Спас на убрусе (15). Над двумя центральными окнами распластали крылья херувимы. Что было над западным окном пока узнать не удалось. Между килевидными завершениями арок в круглых медальонах были образы Спаса Эммануила, архангелов Михаила и Гавриила, а по сторонам от них серафим и херувим - такой оглавый деисус в одном из древнейших изводов.( В записи ХIХ века их скрывали орнаментальные мотивы).

Приглашение на царство первого царя династии Романовых в 1613 году происходило на крыльце годуновского Троицкого собора. Память о столь значимом в истории Отечества событии была перенесена на новопостроенный собор. Отсюда торжественная парадность крыльца, напоминающего напрестольную сень.

Четыре мощных, квадратных в плане столба с круглыми кубышками соединяют сдвоенные арки с висячими гирьками. В центре навершия под самым карнизом с трех сторон помещено по прямоугольному киоту. Фото 1912 года зафиксировало в них поясные изображения Спаса, Богоматери, Иоанна Предтечи. В этом поясном деисусе графья отличается исключительной свободой рисунка, его ближайший аналог в почерке знаменщика икон главного иконостаса церкви Воскресения на Дебре (1652 г.) (16).

До 1912 года по фасаду крыльца был невысокий фронтон. Роспись в нем . палешане реставрировали по принятой методике: удалили запись и возобновили по графье «Моление пророка Моисея перед Купиной».           Дискуссия архитекторов о замене купола крыльца на шатер затянулась а, когда живопись фронтона была уже выполнена, все же решили установить шатер. Фронтон разобрали и живопись пропала. (17).

От нижней площадки крыльца к входу в собор идет широкий марш лестницы. Дверной проем собора оформлен в виде арки с плоскими полуколоннами по сторонам. На стене над входом, повторяя линию арки, изображен многофигурный Деисус со стоящими в рост апостолами.

В виме дверного проема, над головами входящих в храм, изображен круг с этимасией, а по сторонам от него распластали свои крылья херувимы. На левом откосе дверного проема изображен стоящий в рост святой Христофор. В воинском доспехе с обнаженным мечом он напоминает архангела Михаила при западном портале четверика собора. У него такая же охранительная функция. Он считался избавителем от эпидемий, повальных болезней (18). Симметрично ему, на правом откосе изображен молодой воин с крестом в правой руке и копьем в левой.

На полуколонках сохранились миниатюрные композиции: слева - группа молящихся монахов, а симметрично справа - преподобный и перед ним три беса, а к ногам святого припадает царь (сохранилась лишь голова в короне). Возможно, эти композиции являются частью единого сюжета. А сохранившееся под перехватом изображение нимба над головой какого-то святого дает основание считать, что и под перехватами на колонках изначально тоже были какие-то сюжеты.

Материалы фотоотчета 1912 года позволили сравнить графью наружной росписи со стилистикой росписи западной галереи, икон иконостасов Троицкого собора и церкви Воскресения на Дебре (оба 1650-1652гг.). Манера письма, аналогичная наружным росписям, прослеживается в стенописи западной галереи, в куполе, на барабане, парусах и щеках подпружной арки центральной главы, а так же в жертвеннике алтаря. Что позволяет с уверенностью утверждать, что наружную роспись начали мастера середины ХУ11 века, не позднее 1654 года, то есть через два года, когда здание собора устоялось, и можно было вести отделочные работы. Разброс участков незавершенной росписи 1654 года в четверике позволяет уточнить технологию работы большой артели стенописцев. Разделившись на группы, они вели роспись в разных частях собора. Анализ росписи на западной галерее, где работать можно было с невысоких подмостей, дает основание утверждать, что здесь каждую композицию вел свой мастер, возможно, с учениками или начинающими иконописцами. Персонажи композиции «Видение Иоанна Лествичника и Евлогия» (сер. ХVII века) по стилю письма, буквально, совпадают с припадающими из-под кровли южной апсиды.

Композиция «Троица ветхозаветная» повторяется кроме северной закомары в тимпане над западным порталом, а так же на щеке восточной подпружной арки. Иконография ангелов в этих композиция очень близка, к тому же только у них, да у архангелов барабана центральной главы и у архангела Михаила западного портала в руках скипетры.

Важным аргументом в пользу датирования наружной росписи серединой ХVII века становятся сюжеты, имеющие охранительную функцию: трижды повторенный Деисус, Спас Нерукотворный, святой Христофор, стоящий на страже при входе внутрь собора. Неумолимую поступь моровой язвы уже ощущали в год начала росписи собора. Эпидемия заставила прервать начатое стенное письмо не только в четверике, но и на наружных стенах. Поэтому остались не расписанными закомары западного фасада. Не вернулись к ним и в 1685 году, когда артель Гурия Никитина завершила роспись четверика собора (19). Стиль письма артели знаменитого костромского знаменщика Гурия Никитина и его товарищей известен по многим памятникам и отличается от письма их предшественников большей утонченностью, рафинированностью образов, легкостью пропорций и виртуозностью рисунка.

Итак, фотоотчет о реставрации позволил воссоздать программу росписей двух главных фасадов собора, сохранивших графью первоначальной росписи (20). Основу ее составили композиции посвященные Троице, моление Спасу и Богоматери, святые апостол Филипп и преп. Ипатий, связанные с монастырской легендой и мемориальные сюжеты в память о событиях 1613 года.

Наружные росписи из-за их плохой сохранности, а порой и полного исчезновения являются самой не исследованной частью художественного наследия русских мастеров монументальной живописи ХVII-ХVIII веков. Хотелось бы привлечь внимание историков искусства к данной проблеме и на примере фотоматериалов реставрации Троицкого собора показать возможности воссоздания их программы и атрибуции.

 

Подробно программа наружных росписей Троицкого собора в статьях С.С.Катковой:

Наружные росписи Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Аркатурный пояс.// Альманах «Светочъ».№3.Кострома. 2008. с.67-75.

Наружные росписи Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Закомары.// Альманах «Светочъ».№5.Кострома. 2009. с.183-188.

Крыльцо Троицкого собора Ипатьевского монастыря.История реставрации 1912 года.// Альманах «Светочъ».№6.Кострома. 2010. с.277-285.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Первый каменный Троицкий собор в Ипатьевском монастыре был построен на средства бояр Годуновых в 1650 -1652гг.

В 1560 году рядом с ним стояла «теплая церковь Троица же». В 1649 году собор был разрушен и на этом же месте за три года был возведен больший по размеру по образцу ярославского Успенского собора.(1642-1646) // Материалы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губернии. Отд.3, вып. 5, М. 1912. с. 11; Памятники архитектуры Костромской области. (ПАКО) Вып. 1, ч.3. Кострома.1998.

2. Комитет для устройства празднования 300-летия Дома Романовых избрал комиссию по ремонту и реставрации Троицкого собора, куда вошли А.В.Прахов, профессор архитектуры А.Н.Померанцев, академик архитектуры П.П.Покрышкин и иконописец-реставратор М.О.Чириков. Производителем работ назначен архитектор Д.В.Милеев.

3. Все этапы реставрационных работ по наружной росписи фотографировал петербургский фотограф И.Ф.Чистяков. Фотографии хранятся в архиве ГАИИМК (Гос. Академический институт истории материальной культуры) г. Санкт - Петербург.

4. В 2008 году графья изображений святых в аркатурном поясе была забелена.

5.Подробная библиография по Троицкому собору см. ПАКО. вып.1 Ч.3 с. 36.

6. Палехскую артель возглавлял М. Н.Сафонов, владелец иконописной мастерской в с. Палех. Он активно сотрудничал с Императорской Археологической комиссией, участвовал во многих работах по реставрации древних росписей во Владимире, Москве и других городах, имел значительный опыт по раскрытию стенного письма от наслоений поздних записей.

7. Переписные церковной утвари Костромского Троицкого Ипатьевского монастыря. 1701г. РГАДА. Ф. 237, оп. 1, ч.1, е/х. 34.

8.Иконография аналогичная храмовой иконе ХVII века из иконостаса церкви Спаса Нерукотворного Спаса-Запрудненского монастыря. Икона считается чудотворной. Монастырь ближайший к Ипатьевскому, по легенде основан костромским князем Василием на месте явления чудотворного образа Богоматери Федоровской в 1239 году.// Каткова С.С. Спас Нерукотворный. Икона 16 века из церкви Спаса на Запрудне г. Кострома. История реставрации. // VII Перцевские чтения. Ярославль.2007.

9. Отчет КЦИО за 1914 г. Кострома. 1915.с.10.

На восточном фасаде в 1912 году под закомарами были зафиксированы два типа надписей на разных уровнях, при чем одна из них просвечивала из-под набела. Из Докладов правления Ипатьевского монастыря о ремонтах в Троицком соборе за 1841г. устанавливается дата поновления наружной росписи и ее авторы.«В прошлом 1840 году по словесному Вашего преосвященства (еп. Владимир) предложению подрядились мы поновить на холодном Троицком Костромского Ипатьевского монастыря соборе клейма живописью ценою за 350 рублей ассигнациями…..а как ныне таковая работа приведена уже нами вся к концу…Певчий дьякон Иван Радугин из с.Селищ Александро-Антониновской церкви и дьячек Иван Иванов.» (. ГАКО.Ф.712. оп.1 е.х.133. Л.3.)

10.Сказание Авраамия Палицина. М.Л.,1955. с. 235.

11. Церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе приходская, в 1552 году уже на этом месте была деревянная шатровая церковь, в 1628 году она упоминается в Писцовой книге по г.Костроме. Каменный храм построен в 1686 году.

12. Икона «Похвала Богородицы с Акафистом». Сер. ХVII века. Находится в церкви Воскресения на Дебре. Альбом Костромская икона. Авт.-сост. Н.Комашко, С. Каткова. М.2004.с. 515. Не исключено, что автор иконы был в дружине мастеров стенного письма, исполнявших наружные росписи Троицкого собора в 1654г.

13. Сказание Авраамия Палицина. С. 235.

14.Сцена «Побиение архидьякона Стефана камнями» включена в цикл «Деяний апостолов» на западной стене в интерьере четверика. Подробно программа росписи аркатурного пояса в статье С.С.Катковой. Наружные росписи Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Аркатурный пояс.// Альманах «Светочъ».№3.Кострома. 2008. с.67-75.

15. Подлинный образ Спаса на убрусе, принадлежавший царю Авгарю, был помещен над вратами Константинополя для защиты столицы византийской империи от нашествий. Отсюда идет традиция помещать образ Спаса Нерукотворного над воротами и на стенах напротив входа. В Ипатьевском монастыре этот образ был над воротами Воскобойной башни и над воротами в Новый двор.

16. Альбом Костромская икона. Авт.-сост. Н.Комашко, С. Каткова. Илл.111.

17. В.К. и Г.К. Лукомские. Кострома. Исторический очерк. СПб.1913. с. 151.

18. В 1572 году после прекращения очередной эпидемии в Московском Кремле Святому Христофору была посвящена церковь.

19. В.Г.Брюсова отнесла исполнение наружных росписей артели Г.Никитина, расписавшей четверик и алтарь храма в 1685 году.// В.Г.Брюсова. Гурий Никитин. М.1982. с.174.

Документальных данных для этого утверждения нет. Как знаток живописи ХVII века она чувствовала, что в росписи Троицкого собора нет абсолютного единства. Не имея достаточно материалов по реставрации в четверике и алтаре, она предпочла приписать почти все (кроме композиций на внешней стороне западной стены четверика) знаменитому изографу Г.Никитину.

20. Южный фасад в значительной степени пострадал от наводнения 1708 года. « Около церкви с трех сторон с восточныя страны что над олтарями с южныя и северныя в закомарах и в ширинках столбцами писаны стенным письмом» и « то стенное письмо от ветхости повредилось. И церковные две стены поперек церкви сверху донизу и внутре связи от вешния большия воды в 708 году перервало» // Донесение Синоду архимандрита Гавриила Бужинского от 22 апреля 1721 года // Костромской Ипатьевский монастырь. Кострома. 1913. с. 40. Возможно, уже тогда первоначальная роспись на южном фасаде была сильно повреждена. Росписи были возобновлены по новой штукатурке. Фрагмент первоначального левкаса с использованием нагелей сохранялся в 1970-е годы на части юго-западной закомары даже когда осыпалась штукатурка ХIХ века.

         Закомары западного фасада, впервые были расписаны в ХIХ веке. В 1912 году палешане расписали их по новой программе. Однако, из-за вечной российской спешки, технология не всегда выдерживалась и уже в 1914 году власти монастыря обращаются в КИЦО, указывая, что «На западной стороне храма подверглись (в неодинаковой степени) порче изображения: а). Вознесения Иисуса Христа, б). Заступницы рода христианского и в). три поясных изображения Богоматери по полупилястрам на этой стене.» // Отчет КЦИО за 1914 г. с.10.

Список иллюстраций:

1. Троицкий собор. Северный фасад. Роспись XIXв. 
14971

2.Восточный фасад. Роспись после реставрации 1912 г .
01

3..Пр.Самуил.До реставрации.Прорисована графья первоначальной росписи.
03

4.Архидьякон Стефан. После реставрации
05

5.Троица ветхозаветная. До реставрации
15793

6.Троица ветхозаветная. После реставрации. Левая  и правая части
1112

7.Тайная вечеря. До реставрации. (15753)
15753

8.Вседержитель с предстоящими. После реставрации. Левая и правая части
1415

 

 

 

Храмы и монастыри

Светильник Костромского Заволжья

С 1932 года в городскую черту Костромы входит село Селище, расположенное на правом берегу Волги. С XVI века оно называлось Новоселки, затем – Мошениной слободой. Неизвестно, принадлежало ли Селище до середины ХVI века какому-либо владельцу, или его жители относились к числу «черных» (государственных) крестьян, но во второй половине ХVI века – предположительно в 70-е годы – Селище и прилегающие к нему деревни были пожалованы царем Иваном Грозным в вотчину князю и боярину Ивану Михайловичу Глинскому.

Подробнее...

Святые и Святыни

Епископ Кинешемский Вениамин

Почетный член и первый председатель Костромского отделения Императорского Православного Палестинского общества викарий Костромской епархии, епископ Кинешемский Вениамин (Платонов, возглавлял Костромское отделение ИППО с 1898-1905гг.)

Епископ Кинешемский Вениамин (Платонов Василий Николаевич; г. р. 1817, Курская губ.- ум. 13.06.1905, Ипатьевский Костромской мон-рь) происходил из семьи священника. В 1841 г. с отличием окончил Курскую духовную семинарию, в 1841-1845 гг. учился в Киевской духовной академии, обучение в которой завершил по 1-му разряду. В январе 1846 г. удостоен степени магистра богословия. С 1845 г. помощник ректора Курской ДС.

Подробнее...

Статьи

В свете христианских ценностей… К оценке личность А. Д. Самарина

К 150-летию А. Д. Самарина

Аннотация. В статье дается оценка личности А. Д. Самарина, на протяжении своей жизни занимавшего значимые государственные и общественные посты, человека, благодаря инициативам которого на Поместном Собре Русской Православной Церкви удалось расширить смысл и дополнить содержание определения прихода и приходской жизни, благодаря верности которого ценностям христианства, удалось сползание Русской Церкви в обновленчество, посредством деятельности которого во главе союза объединенных приходов удалось в 1918 году защитить церковные святыни и имуществ. В статье делается вывод о том, что жизненные примеры (подвиг веры) и ценности таких людей должна церковная общественность противопоставлять ценностям мира, выбравшего поклонение язычеству.

Ключевые слова: Церковь, ценности, вера, идолопоклонство, память, вечная жизнь, идеал, путь.

7 февраля Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви (традиционно с 2000 года этот праздник отмечается в первое воскресенье после 7 февраля). На сегодняшний день в составе Собора — более 1700 имен[1]. Мы склоняем головы перед их подвигом, перед тем ценностным выбором, верность которому большинство из новомучеников и исповедников доказали своей смертью. Но вряд ли даже те, кто сейчас почитает их память, и говорит о величии их подвига, до конца осознают, насколько евангельским был их выбор. А что выбор был, можно не сомневаться. Ведь цена выбора – вечная жизнь. Вечная жизнь с Богом через тюрьмы, лагеря, расстрелы, через «возьми крест и следуй за Мной», либо спасение временной жизни любыми путями и способами, неверие в Божие мздовоздояние в вечной жизни, а может даже извечное самооправдание: «ну, Бог простит». Выбор, который лежит через принятие либо духовно-нравственных ценностей, либо материальных. Одни ведут к Богу и, следовательно, Его ценностям и пребыванию с Ним, другие в погибель.

Святейший Патриарх Кирилл 10 февраля 2013 года в слове, сказанном им в Успенском сборе Московского кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских определил выбор ценностей, который приходилось делать даже священникам-узникам и узникам-мирянам как выбор между ценностями христианства и язычества (идолопоклонства): «их также заставляли поклониться идолам — идолам политическим и идеологическим. Им так же предлагали, в лучшем случае, совместить храм Божий с идолами, а в худшем — разрушить всякие Божии храмы ради поклонения идолам. Но они не пошли по этому пути» [2]. Далее, Святейший Патриарх говорит о людях того времени, которые готовы были религиозно служить идолам, получая взамен призрачное счастье временной жизни. Поколение, заставшее время Советского Союза очень хорошо помнит имена идолов: К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, И. Сталина, запечатленных на плакатах, вылитых в бронзе, запечатленных в названиях городов и улиц этих городов. О них слагали легенды, к их бюстам и памятникам возлагали цветы, им клялись в верности. Многие выбирают ценности пусть временного, но благополучия, наживы любой ценой, удачной карьеры.

Отметим, что революция 1917 года, каким бы оценкам и мнениям ее пользы и вреда она не подвергалась, создала для людей ситуацию выбора и предоставила человеку право воспользоваться своей свободой. Каждый сделал свой ценностный выбор. И для многих, выбор не оставил надежду одновременно служить Богу и маммоне, спасти временную жизнь или потерять ее: одним бросились разбирать помещичью землю, громить буржуев и занимать места в новой бюрократии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, анализируя ситуацию того времени, говорит о допущенных человеком, коренных духовно-нравственных ошибках «В то время люди мечтали о мире без эксплуатации, без бедности, без войн. О мире, где наука решит все проблемы и исцелит все болезни. Но мечта для многих обернулась кошмаром. В чем была ошибка? Не в том ли, что люди стремились построить гуманное и справедливое общество, отвергнув духовные основы человеческой жизни и поставив нравственность в положение, подчиненное идеологии, что привело к оправданию несправедливости и к жестокости на пути построения «светлого будущего»?»[3] Другие объединились вокруг Церкви, и свой выбор сделали в пользу защиты своих идеалов.

Среди тех, кто остался верен Богу «даже до смерти» был Александр Дмитриевич Самарин. Мы вряд ли найдем как в прошлом, так и в настоящем, много восторженных откликов на его дореволюционную деятельность, в частности, в бытность его на посту обер-прокурора, где он своей деятельностью не оставил сколько-нибудь заметный след. Политизированность того времени, борьба придворных группировок, не располагала к раскрытию тех качеств его личности, которые проявились впоследствии: верность Богу и выбранным идеалам, любовь к Отечеству, желание служить благу своего народа не жалея сил, да и самой жизни не жалеть. Еще в 1905 году в «Обращении к московских дворян к императору Николаю II» он вместе с другими представителями дворянства настаивал на проведении нужных и необходимых по его мнению реформ, способствующих постепенному освобождению народа от излишних «стеснений в духовной и экономической жизни», в отличие от предлагаемых оппозиционными партиями учреждения «народных представительств», видя в них политизированную деструктивную силу, способную разрушить диалог власти и народа. Не в даровании Конституции преданные престолу и Росси люди видели выход из сложившейся трагической ситуации общественного раскола, не в даровании прав и представительств, а в воспитании «подлинной христианской свободы», верности традициям и исконным ценностям. которые преодолеет общественный разлад. В Обращении они описывают картину нестроений: «Значительная часть (общества) постепенно утрачивает предания, которыми все общество жило до сих пор, и отрекается от унаследованных исстари верований и идеалов. Над всем веками сложившимся политическим строем над верованиями и идеалами народа , над всем его бытом произносится строгий приговор, и все это беспощадно осуждается как окончательно отжившее»[4]. В частности, в Обращении, любящие Отчизну представители дворянства буквально взывали к государю о раскрепощении Российской Церкви, в которой видели институт могущий воспитать общество: «Так, бесспорно, давно пора освободить Церковь от государственной опеки, возвратить ей «свободу жизни, свободу внутреннего строения» которые будто бы для пользы Церкви наложены на верующую совесть; надо же, наконец, когда-нибудь понять, что от нынешнего порядка страдает сама Церковь, чем люди, от нее уклоняющиеся, и что он является более сильною опорою неверия и индифферентизма, чем самая убедительная проповедь какого-либо модного учения»[5]. К великому сожалению, их голос, голос искренних в своем стремлении блага для Родины людей не был услышан, приходится только гадать, как повернулись бы события, если необходимые реформы были бы проведены.

Личность Самарина объединяла вокруг него представителей различных кругов общества: дворян, священнослужителей и простых людей. Его интеллектуальные и душевные качества, бескомпромиссность и порядочность подтверждается всей его жизнью. О его высоком авторитете среди различных представителей общества говорит тот факт, что кандидатура Самарина была выдвинута в качестве кандидата на московскую митрополичью кафедру. Он во многом способствовал тому определению прихода и приходской жизни, наделению его правами, которое затем вошло в определение деяний Поместного Собора 1917-1918 гг.[6] Александр Дмитриевич обладал всеми качествами лидера за которым следовали люди и который мог довести выстраданную им мысль до конца, и силою следования высшей Правде склонить людей к согласию с выбранной им позицией. В качестве подтверждения вышеприведенной характеристики зачитаем выдержку из обвинительного приговора разоблаченной ОГПУ в 1925 году «сергиево-самаринской группировке», в частности, обвинений предъявленных лично А. Д. Самарину, как одному из руководителей консервативного крыла «тихоновцев», сорвавших планы ОГПУ по «примирению тихоновцев и обновленцев» и созданию подконтрольной большевикам религиозной организации: «а) Поставив целью сохранение церкви в качестве активной к[онтр]революционной организации, он с 1917 года все время старался держать церковь под властью и влиянием лиц, принадлежавших к черносотенной группировке, в которой САМАРИН играл руководящую роль. б) Руководил антисоветской работой патриарха Тихона до раскаяния последнего перед Соввластью […]. в) Руководил деятельностью им возглавляемой черносотенной группировки в гор. Сергиев-Посаде […]. г) Подчинив себе гр. ПОЛЯНСКОГО Петра Феодоровича (митрополита Петра) […], руководил работой последнего, корректируя и утверждая даже письменные распоряжения Петра, сносясь с ним через посредствующих лиц и отдав его под контроль черносотенного даниловского синода»[7]. За все вышеперечисленные обвинения А. Д. Самарин (в 1920-м получивший смертный приговор - С. Д.) получил, ввиду преклонного возраста, сравнительно малый срок – три года ссылки в Сибирь. О том, какое значение для Церкви в выборе правильного курса в тяжелейшие времена поставленной большевиками задачи уничтожения оппозиционной Церкви имела деятельность «сергиево-самаринской группировки» ярко характеризует историк священник А. Мазырин: «значение сделанного с ее помощью священномучеником Петром выбора (антиобновленческого – Д. С.) огромно. Русская Церковь проявила силу духовного сопротивления безбожной власти, выбрав в его лице не соглашательский, а исповеднический путь. В конечном итоге богоборческий режим пал, а Церковь выстояла»[8]. Перед нами характеристика одного из тех людей, благодаря исповедническому подвигу которых мы можем говорить «мы – Церковь верных». Они сделали свой выбор. Они выбрали голгофские ценности Христа, веруя в Его и свое воскресение, и этот выбор церковных людей был правильным, ибо был выстраданным выбором Бога и его ценностей.

Еще более оценим мы масштаб личности А. Д. Самарина[9], когда вспомним его деятельность на посту председателя союза объединенных московских приходов. По свидетельству современников, союз приходов был реальной невооруженной силой гражданского общества, противостоящей большевикам. Именно ненасильственные действия верующих смогли остановить действия большевиков по уничтожению Церкви, смогли остановить компанию по «изъятию церковных ценностей» начатую не в начале 20-х годов, о чем чаще всего вспоминают, а в 1918 году, тогда когда она задумывалась и началась Именно провозглашенные союзом приходов ненасильственные действия показали силу веры и не дали большевикам воспользоваться временем «бури и натиска» для разгрома церковных организаций. Достаточно вспомнить оборону Александро-Невской Лавры, подвиг солигаличских мучеников, отдавших жизнь за сохранение народных святынь. В ответ на красный террор в феврале 1918 года было сделано беспрецедентное в истории Русской Православной Церкви дело - при помощи братств и союзов объединенных приходов были собраны силы, народ отозвался на призыв Патриарха Тихона и встал на защиту православных святынь и веры. В силу вступившего в 1918 году религиозного законодательства (Декрет об отделении Церкви от государства – С. Д.), а также, лишения духовенства гражданских прав, огромная тяжесть ответственности за сохранение Церкви легла на мирян: «При всех приходских и бесприходных церквах надлежит организовывать из прихожан союзы (коллективы), которые и должны защищать сввятыни и церковное достояние от посягательства»[10]. В приходской общине святитель Святейший Патриарх Тихон и Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. увидели реальную силу, могущую противостоять большевистскому натиску[11]. Инициативу Святейшего Патриарха подхватил товарищ председателя и член Собора А. Д. Самарин, Н. Д. Кузнецов и другие видные миряне и священнослужители Православной Российской Церкви. Самарин был избран председателем союза объединенных приходов г. Москвы. Именно с деятельностью Собора по обновлению приходской жизни, объединяющей клир и мирян на правах общины, и началось так долго ожидаемое подлинное обновление Церкви[12], строящееся на основах свободы, любви и ответственности. Объединенный в своем представлении ценностей православный народ представлял собой великую силу. Достаточно сказать, что в ответ на требования большевистского Декрета отделать школу от Церкви, 25 февраля 1918 года, на собрании представителей московских приходов было решено требовать сохранения преподавания Закона Божия в школах, а законоучителям преподавать до тех пор, пока не выгонят оттуда штыками, затем продолжать обучение по рамам и домам[13]. Церковно-благотворительное братство при Покровском монастыре г. Углича, возмущенное грубым насилием над свободой совести, обращалось к Патриарху и «смиреннейше испрашивало святых молитв и благословвения стоять до смерти за веру Христову и церковное достояние»[14]. Считали Декрет неприемлемым и готовы были «пострадать за веру православную» прихожане Нерехтского уезда Костромской губернии[15]. В Петрограде члены братства защиты Александро-Невской Лавры перед ракой с мощами благоверного князя Александра дали обет защищать обитель до последнего вздоха. До 57 000 питерских прихожан вступили в союзы защиты православных храмов. И это при том, что только за восемь месяцев, с июня 1918-го по января 1919-го года в стране было убито митрополитов -1, архиереев – 18, священников 102, дьяконов – 154, монахов и монахинь – 94. Тюремному заключению по обвинениям в контрреволюционности подвергнуты 4 епископа, 198 священников, 8 архимандритов и 5 игуменов. Запрещено 18 крестных ходов, 41 церковная процессия разогнана, нарушены непристойностями богослужения в 22 городах и селах[16]. Но православных верующих людей не удалось запугать ни «красным террором», ни ужасающими условиями жизни, отягощенными гражданской войной и разрухой, голодом и болезнями. Народ встал на защиту веры, не только мужчины, но и женщины. 11 июня 1918 года было ознаменовано открытием союза православных женщин как отдела союза объединенных приходов. Союз православных женщин открыл огромный потенциал служения женщины в Церкви. Председателем союза была избрана сестра Александра Дмитриевича Софья Дмитриевна Самарина. Именно «белые платочки», вплоть до 90—х гг. ХХ века будут спасать церковную жизнь во все время пребывания у власти коммунистической партии.

Власть дрогнула, она отложила свои планы уничтожения противника, каким виделась Церковь, до «лучших времен». До времен, когда «данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем с 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий … теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления»[17]. Большевики не намерены были терпеть какую-либо оппозицию, особенно церковную, которая представляла собой силу народного протеста. Силу, которая объединялась для защиты своих прав и идеалов, своих святынь. Летом А. Д. Самарина обвинили в «разработке плана организации православного духовенства в целях борьбы с советской властью на религиозной платформе». Он был арестован и в январе 1920 года московским губернским ревтрибуналом (дело Самарина - Кузнецова) к стандартному обвинению в контрреволюции добавлено: «в проведении политики Собора и Патриарха, направленной на создание по всей стране «советов объединенных приходов, которые организовали крестные ходы, звонили в набат, собирали народ для противодействия советской власти". А. Д. Самарин и Н. Д. Кузнецов были признаны «главными вдохновителями всех контрреволюционных организаций … как «оказавшие активное сопротивление Советской власти» были приговорены к расстрелу, впоследствии отмененному. Пройдя ссылку в Якутии, тюрьмы: Бутырскую, Таганскую, Лубянку, А. Д. Самарин в начале 30-х годов оказался в Костроме, в должности псаломщика Всехсвятской церкви, затем, в Борисоглебской церкви[18]. Он верил Богу и Богу черпал силы и вдохновение в Нем. Он оставался верным Богу и избранным ценностям всегда, во все время своей жизни: и на посту обер-прокурора, и будучи главой союза объединенных приходов, в таганской тюрьме, в якутской ссылке, и … церковным псаломщиком. Александр Дмитриевич вряд ли будет причислен к лику святых, хотя пример его жизни для многих является «правилом веры и образом кротости», но его подвиг веры мы должны помнить. Он будет служить поддержкой христианам, а также, будет назидателен для тех, кто избрал ценности мира сего.

Шли годы. Менялось время, которое представляло новую идеологическую парадигму. Уничтожались одни идолы, на их место заступали другие. Сразу после закрытия XXII съезда в стране началось массовое переименование всего, что носило имя Сталина – городов, улиц и площадей, предприятий и учреждений. Тогда же, поздней осенью 1961 года, начался и повсеместный снос памятников Сталину: их отправляли на переплавку, разбивали на части, закапывали в землю, топили в воде. Улицу, которая носила имя Сталина, и в конце которой находилось Александро-Невское кладбище, на котором был погребен А. Д, Самарин в 1961 году переименовали в проспект Мира[19]. 12 ноября 1961 года «Северная правда» в крошечной заметке сообщала: «Исполком Костромского городского Совета, идя навстречу пожеланиям граждан города, решил переименовать проспект имени Сталина в проспект Мира»[20]. Всё последующее после 1956-го и 1961 гг. время всячески старались отделить «хорошего» Ленина от «плохого» Сталина. Из фильмов про Ленина вырезали куски со Сталиным, из пьес, где Ленин и Сталин ходили парой, вырезали Сталина, а его слова отдавали Ленину. На живописных полотнах, где на фоне выступающего Ленина был виден Сталин, вместо него вписывали какого-нибудь солдата или рабочего. В тех случаях, когда отделить учителя от верного ученика не удавалось, приходилось жертвовать обоими. В частности, это касалось многочисленных парных скульптур Ленина и Сталина. В одну из ночей ноября 1961 года в Костроме в сквере на Советской площади исчезла скульптура «Ленин и Сталин». Старожилы вспоминают, что ещё вечером вожди стояли на месте, а утром от них не осталось и следа. Вероятно, скульптуры – скорее всего, в разбитом виде – увезли на тогдашнюю городскую свалку в Посадском лесу. Ставший свидетелем сноса статуи Сталина у железнодорожного вокзала г. Костромы «сталинский сиделец» А. А. Григоров[21], только в 1956 году вернувшийся из тюрем, ссылок и лагерей, глядя на зрелище как низвергают идола «отца народов» подумал: «Как Перуна» [22]. Интересно мнение историков о судьбах кумиров и о скоротечности времени «народной любви» к ним. «Почему в подавляющем большинстве случаев фигуры бывшего вождя убирали по ночам, понятно: власти вполне обоснованно опасались, что какая-то часть граждан встанет на защиту сталинских изваяний и могут произойти нежелательные эксцессы. А так людей ставили перед свершившимся фактом – вечером памятник стоял, а утром его уже нет» - делает вывод костромской историк Н. А. Зонтиков[23].

12 февраля 2018 года исполнилось 150 лет со дня его рождения Александра Дмитриевича Самарина. На кладбище, где он был похоронен, и которое в начале 80-х годав ХХ века было снесено, восстановлен крест на его могиле. В 1989 году Самарин был реабилитирован следственным отделом КГБ СССР, а 1995 годы, в дни празднования Победы над фашистской Германией, на территории кладбища и Мемориала была возведена часовня во имя святого воина, великомученика, покровителя Костромы Феодора Стратилата. На месте снесенных могил появилась возможность совершать молитву по усопшим. С восстановлением надгробного креста Александру Дмитриевичу Самарину многие родственники людей, чьи надгробия были снесены возлагают надежду и на возможность восстановить могилы своих предков. Постепенно, шаг за шагом, люди пытаются выйти на дорогу веры, на которой к ним возвращается историческая память. В юбилейные годы, когда мы должны вспомнить не только имена великих святых: святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, свщмч. Владимира, митрополита Киевского и др., а в противовес им - злодеев и палачей: Н. Ежова, Л. Троцкого, М. Тухачевского, мы должны вспомнить имена и почтить память тех, кто не канонизирован, но защищал храмы и святыни, кто «даже до смерти» отстаивал идеалы и ценности, не укладывающиеся в рамки навязанных и общепринятых ценностей. И надо понимать, что среди тех, кого необходимо вспомнить, были не только государственные деятели, представители высших сословий и заметные фигуры, но много простых верующих людей, чья вера и верность остановила и разрушила глиняных колосс коммунистического язычества.

«Не стоит село без праведника, а город без святого» , - говорили на Руси. Не устоит селения без праведника(Быт.18: 17-33).

Святитель Святейший Патриарх Тихон писал о людях подобных А. Д, Самарину - выбравших ценности Христа и путь следования Ему: «О, тогда воистину подвиг твой за Христа в нынешние лукавые дни перейдет в наследие и научение будущим поколениям, как лучший завет и благословение, что только на камени сем – врачевания зла добром созиждется великая слава и величие нашей Святой Православной Церкви в Русской земле, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя Ее и чистота Ее чад и служителей. Тем, кто поступают по сему правилу, мир им и милость. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духов вашим, братие. Аминь»[24].

 

 


[1] Новомученики и исповедники. Лица и судьбы. [Электронный ресурс.] http://pstgu.ru/scientific/newest/smi_muchen/2016/02/15/63560/. Дата обращения 01.02.2018 г.

[2] Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских.[Электронный ресурс.]. http://www.patriarchia.ru/db/text/2786981.html. Дата обращения 11.01.2018 г.

[3] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии открытия мемориала памяти жертв политических репрессий «Стена скорби». [Электронный ресурс]. http://www.patriarchia.ru/db/text/5050963.html. Дата обращения 02.02.2018 г.

[4] «Подвигом добрым подвизался…». С. 212.

[5] «Подвигом добрым подвизался…». С. 215.

[6] Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. М., Изд-во6 Новоспасский монастырь, 2012. Т.5. С.883-884.

[7] «Подвигом добрым подвизался…» Материалы к жизнеописанию Александра Дмитриевича Самарина (1898-1932) / Авторы-составители С. Н. Чернышев и прот. Д, Сазонов. – Кострома: Изд-во Костромской митрополии. 2017. С.175

[8] «Подвигом добрым подвизался…». С. 176.

[9]Самарин А. Д. - предводитель Губернского   дворянства Москвы, потомок известной дворянской фамилии, состоящей в родстве с Трубецкими и Лопухиными, Пушкиными и Толстыми, славянофил, член Госсовета, Обер-прокурор Священного Синода РПЦ, Руководитель Русского Красного Креста в годы Великой войны 1914-1918гг., Кавалер многих высших орденов Российской империи и был единственным из мирян, кого выдвигали кандидатом в Патриархи на Поместном Соборе 1917-1918гг., проходящего в Соборной палате Епархиального дома, который спроектировал и воздвиг в 1902г. русский зодчий П.А.Виноградов (четвероюродный прадед). Внучатый племянник выдающегося полководца генерала А. П. Ермолова.

[10] Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об устройстве Организации объединенных приходов. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ сот. М. Губонин. М., 1994. С.97.

[11] Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. С.97-99.

[12] «Подвигом добрым подвизался…». С. 185.

[13]

[14] Епархиальный экстренный съезд духовенства и мирян церквей. – Кострома. 1917 С.37.

[15] Епархиальный экстренный съезд духовенства и мирян церквей. – Кострома. 1917 С.82-89.

[16] Владимирские епархиальные ведомости. 1917. №36. С.37.

[17] Письмо членам Политбюро от 19 марта 1922. Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 190—193.

[18] Обе церкви были снесены: Всехсвятская; Борисоглебская

[19] В исполкоме Костромского горсовета// Северная правда. 12.11.1961.

[20] Новое название улицы.// Северная правда. 10.11.1961 г.

[21] Григоров Александр Александрович – выдающийся русский историк, крупнейший специалист по истории дворянства, костромской краевед, Почетный гражданин г. Костромы.

[22] Зонтиков Н. А. И. В. Сталин – депутат Костромского городского Совета/ Кострома: Ди АР, 2014 С.111.

[23] Зонтиков Н. А. И. В. Сталин – депутат Костромского городского Совета/ Кострома: Ди АР, 2014 С.111.

[24]Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. С.161-162.