Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Наружные росписи середины XVII века
В 1956 году Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская приступила к комплексной реставрации всех зданий ансамбля Ипатьевского монастыря и стенного письма в Троицком соборе.(1) Проект реставрации был тщательно проработан. Был выявлен и собран большой комплекс документальных и иконографических материалов в библиотеках, музеях и архивах страны. С особым вниманием изучались документы реставрационных работ 1912-1913 годов.
В связи с торжествами в честь 300-летия правящей династии, Ипатьевский монастырь, как «колыбель рода Романовых», вошел в число памятников, в которых были запланированы большие реставрационные работы. Финансировало их государство. Была создана специальная комиссия из членов Императорской Археологической комиссии (ИАК) (2). Она определяла выбор реставраторов, давала им задание и контролировала процесс производства работ. Обязательным условием была фотофиксация состояния объекта до начала, в процессе, по окончанию работ (3).
К 1956 году наружные росписи Троицкого собора были почти полностью утрачены. О них напоминала только графья изображений святых в аркатурном поясе на северном фасаде.(4).
По дореволюционным публикациям Троицкого собора можно было установить местоположение наружной росписи: в полукружьях закомар, в арках аркатурного пояса на северном фасаде, на фронтоне крыльца. Судя по стилю живописи, росписи выполнены не ранее середины ХIХ века. В юбилейных изданиях были так же опубликованы виды собора с новой росписью, явившейся результатом реставрации (5).
Каким же был изначальный сюжетный состав наружных росписей Троицкого собора, что за программу заложили в них заказчики и когда их исполнили изографы? Ответить на эти вопросы попытаемся на основании имеющихся фотоматериалов по реставрации росписи в 1912 году.
Значительный объем реставрации стенного письма комиссия ИАК распределила между двумя артелями. Художники Общества поощрения художников реставрировали росписи четверика и алтаря, а палешанам достались работы на внешней стороне западной стены четверика. Они же должны были заново расписать северную галерею, свод и простенки на западной. Им же поручено воссоздание наружной росписи, так как их метод и стиль письма был ближе к традициям ХVII века (6).
При обследовании состояния сохранности росписей и левкаса палешане обнаружили под академической живописью хорошо просматривающуюся графью. На изображении пророка Самуила в аркатурном поясе они мелом прорисовали проступающую графью и под ликом длиннобородого старца оказалось лицо юноши, в руках которого были камень и кадило- атрибуты архидьякона Стефана.
По результатам пробных расчисток совет ИАК принял решение удалить запись ХIХ века и возобновить роспись по сохранившейся графье. Фотофиксация процесса реставрации позволяет проследить не только разницу в сюжетном составе росписи ХIХ и ХVII века, но и сохранность изначального левкаса. Перед фотосъемкой художники прорисовывали углем и мелом не только графью, но также обводили границы сохранности первоначального левкаса.
До 1767 года главный вход в монастырь был со стороны реки Костромы. Потому восточный фасад собора первым встречал вступающего на территорию монастыря и был виден из-за крепостной стены подплывающему по реке. Автор описи имущества монастыря 1701 года начинает обзор собора от входа в монастырь, то есть с восточной стороны. «А около церкви с трех сторон с восточной что над алтарями вюжныя и северные в закомарах, и в ширинках и по столбцам писано стенным письмом праздники господские и богородичные и апостольские проповеди и святых угодников образы» (7). Кто те святые угодники и что за праздники, какие из апостольских проповедей были изображены, опись не указывает. Росписи на западной стороне не было.
В центральной закомаре восточного фасада после удаления записи первоначальное изображение оказалось почти полностью утраченным. Участки первоначального левкаса сохранились лишь под архивольтом и небольшими островками в центре. Едва просматривалась графья нимба и верхней части лица. Комиссия решила, что это голова Саваофа из композиции «Отечество».
«Отечество» один из изводов Троицы, поэтому размещение его в центральной закомаре выглядит вполне логично, сюжет соответствует посвящению храма. Сюжеты по сторонам от «Отечества»: на южной закомаре «Сошествие святого Духа», на северной «Распятие с предстоящими» (в записи ХIХ века соответственно были «Распятие» и «Воскресение Христово»).
Иконография «Сошествия св.Духа» имеет устойчивую схему и легко угадывается даже по сохранившимся фрагменту нимба Богоматери, головам двух апостолов и элементам архитектуры. Под архивольтом закомары, куда почти не попадало осадков, отлично сохранилась графья с клубящимися облаками, в просвете которых парит голубь. Воссоздавая эту композицию, палешане взяли за основу иконографию того же сюжета из интерьера собора (центральный люнет западной стены, роспись 1685г.).
Композиции «Распятие» тоже дошла фрагментарно. Под архивольтом графья без утрат: в кучевых облаках личины Луны и Солнца. В навершии креста обычная надпись IНЦI. На перекладине креста по сторонам от головы Христа монограмма IС ХС. Склоненная к правому плечу голова Христа имеет утраты в нижней части лица. Рисунок чуть провисших, раскинутых рук Христа хорошей сохранности. Под руками Христа изображены летящие ангелы с покровами на руках. Утраты на них незначительны, в основном на покровах и одеждах. Около правого ангела сохранилось изображение верхней части креста, а под левым ангелом два фрагмента нимбов.
Как всегда при воссоздании палешане опирались на иконографию существующих в соборе сюжетов. Композиция «Распятия» есть на северной стене четверика и в алтаре. Только алтарная роспись помимо предстоящих имеет редко встречающийся образ коленопреклоненного воина, подставляющего чашу под струящуюся кровь из раны Христа. По стилю алтарная фреска ближе к росписи мастеров средины ХVII века. Палешане выбрали из двух вариантов, иконографию алтарной фрески. Она лучше заполняет полукружье закомары, а обоснованием к этому выбору мог послужить фрагмент второго креста, сохранившийся в графье справа от центра.
На полупилястрах (трибунах) между закомарами были поясные и оглавые изображения почитаемых икон Богородицы. Утраты красочного слоя на них были настолько значительны, что порой лишь по наклону нимба палешане подбирали близкий по иконографии образ.
На восточном фасаде собора роспись была не только в закомарах, но и ниже их, на стене до самых крыш алтарных апсид. Стену под карнизом лопатки делят на три части. В центральной части было изображение «Спаса Нерукотворного». Стоящие ангелы держат святой убрус за верхние концы. (8). И как бы продолжая тему сопровождения святого убруса, на лопатках изображены в рост ангелы в белых одеждах.
Композиция справа от «Спаса Нерукотворного» в Отчете Костромского церковно-исторического общества за 1914 год названа «Богоматерь, окруженная святителями» (9).
Графья изображения Богоматери с младенцем оказалась наиболее сохранной. Иконография их близка Печерской. Однако, их головы венчают короны, а в руках у младенца держава и скипетр, как напоминание о покровительстве Богоматери новой династии и о вручении символов власти отроку. Символика державности еще не раз встретится в росписи снаружи и в интерьере собора.
В правой части этой композиции утраты левкаса особенно значительны. Сохранившаяся графья ликов двух персонажей в левом верхнем ряду определила иконографию предстоящих. Митра с белой опушкой и короткая окладистая борода характерна для образа митрополита Ионы. Тогда в верхнем ряду следовало ожидать изображения всех четырех московских святителей Ионы, Петра, Алексия и Филиппа. Соответственно в нижнем ряду могли быть три вселенских святителя и Ипатий Гангрский, святой патрон монастыря. Именно в такой иконографии воспроизведена была композиция палехскими мастерами. Образы московских чудотворцев напоминают о церемонии приглашения Михаила Федоровича на царство в 1613 году. Перед образом Богоматери письма митрополита Петра и иконой святых московских митрополитов инокиния Марфа дала согласие на принятие царского скипетра сыном. Архиепископ Феодорит, возглавлявший земское посольство, возгласил «…ради чудотворного образа всех царицы и богоматере и великих ради святителей не мозите преслушати и сотворите повеленное вам от Бога» (10).
Росписи восточного фасада хорошо видны с реки и потому выбор сюжетов на стене имел особое значение, это была своего рода программная декларация. Композиция «Преподобные, предстоящие в молении перед Спасом» раскрывала цель монастырского дела: служение иноков обители молитвой Богу за род людской. Возможно, предстоящие преподобные из числа основателей обителей на костромской земле.
При починке кровли закомар в 1912 году реставраторы обнаружили скрытые под ней крайние части композиции: припадающих иноков. Крыши закомар значительно приподняли при каком-то из ремонтов, возможно, еще в ХVII веке, так как припадающие не были ни разу записаны, сохранили первоначальный красочный слой и левкас. Это дает исключительно важный материал для анализа стиля письма и уточнения даты создания росписи. На этом фрагменте видны участки осыпи левкаса, дающие возможность заглянуть в технологию росписи. Левкас положен тонко, едва покрывает шляпки нагелей, набитых довольно редко. Красочный слой тонкий, прозрачный, похож на роспись по сырому левкасу. Хорошо сохранились света по верху складок одежд и притенения. Графья тонкая, обобщенная, по приемам близка росписи на западной галерее собора в композиции «Видение Иоанна Лествичника» (Сер.ХVII века).
Троицкий собор северным фасадом выходит на центральную площадку монастыря и, как главный, оформлен с особой нарядностью. По галерее идут пояски ширинок с орнаментальным набором, над кровлей галереи по линии окон идет аркатурный пояс, к северо-западному углу примыкает парадное крыльцо.
Северный фасад был расписан не только по закомарам, в аркатуре были изображены святые в рост, роспись была и на фронтоне и в киотах навершия крыльца, а так же при входных дверях.
В центральной закомаре «Троица Ветхозаветная», оповещает о посвящении храма. Графья сохранила редкий образец иконографии этого сюжета. Центральный и левый ангелы по традиции сидят за столом. Правый же стоит сзади престола, по форме напоминающего стул с невысокой спинкой. В классической иконографии Троицы посохи-мерила есть у всех трех ангелов. В нашем варианте вместо посохов у ангелов в руках скипетры, причем они есть только у центрального и правого ангела. Центральный ангел поставил свой скипетр на стол вертикально, как свечу, тогда как у правого скипетр поднят вверх и опрокинут навершием вниз. Таким образом, скипетры располагаются параллельно друг другу и составляют некий смысловой центр. Главная роль в данной композиции перешла к правому ангелу. К его действиям направлены взгляды всех персонажей. Левой рукой он почти касается глаз Авраама, благословляет его, скипетром указывая на престол. Авраам держит чашу так, что пальцы складываются в именословие, благословляя судьбу и престол.
Древнерусская живопись на протяжении веков разрабатывала и использовала язык символов, через них наиболее подготовленные прихожане постигали самые сложные богословские идеи. Можно предположить, что данный сюжет является своеобразной аллегорической параллелью событий избрания на царство Михаила Романова. Его отец патриарх Филарет при малолетнем сыне был фактически соправителем и даже носил титул «Великого Государя».
В отличие от традиционной иконографии палаты оказались перемещенными вправо, а выходящая из дверей Сара стала замыкать композицию.
Слева, такую же роль выполняет святой, стоящий с раскрытой книгой в руках. Персонаж для этого сюжета редкостный. Лик святого был утрачен полностью, а сохранившийся фрагмент фигуры с полураскрытой книгой был истолкован, палешанами как изображение Иоанна Богослова. Так его изображают в Апокалипсисе и Символе веры. В данной композиции он тоже выступает как свидетель. Иоанн первый сформулировал триединство Бога. «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух: и сии три суть един». Иоанн стоит осененный крылом ангела. Так же под крылом Троицкой обители в монастырской слободе находится посвященный ему храм (11). Полукружье закомары продиктовало введение статичных фигур по краям композиции. Вертикали фигур Иоанна Богослова и Сары придают действию завершенность.
Слева от «Троицы» в северо-восточной закомаре оказалась композиция «Похвала Богородицы» (в записи Х1Х века было «Преображение»). По иконографии и стилю она близка иконе того же сюжета из церкви Воскресения на Дебре (12).
В ХVII веке получают распространение иконы гимнографического характера, прославляющие Богородицу. Если учесть мемориальный характер храма, и вспомнить, что инокиня Марфа благословила на царство сына богородичным образом со словами «Се тебе, о Богомати, пресвята Богородице, и в твои пречистеи руце, владычице, чадо свое предаю» (13), то становится понятным обращение к теме «Похвала Богородицы». Как благодарность и молитва Заступнице усердной воспринимается выбор наиболее чтимых богородичных образов изображенных на трибунах между закомарами.
В северо-западной закомаре в записи была «Тайная вечеря». Это единственная композиция, которую при фотофиксации росписи до реставрации почему-то обвели мелом по контуру. Возможно, с нее начинали фотофиксацию и перестраховались в желании получить качественные снимки. После удаления записи открылась довольно хорошо сохранившаяся графья композиции «Великий Архиерей с предстоящими» или «Предста царица». Спас изображен в образе Великого архиерея с омофором, перекинутым через благословляющую руку, что отличает иерея, освящающего храм.
По традиции в этой композиции молящимися изображали соименных святых заказчика. Монастырю важно было ввести в программу росписей святых, которым посвящены приделы собора. Исследование иконографии предстоящих позволяет с уверенностью утверждать, что слева от Христа апостол Филипп, справа священомученик Ипатий, ниже преподобный Михаил Малеин, симметричный ему святой слева, остается неопознанным, так как изображение почти полностью утрачено.
Богоматерь и Иоанн Предтеча, как ходатаи перед Спасом за род людской, распростерли свои крылья над молящимися. Эта композиционная находка знаменщика усиливает смысловое звучание сюжета. Крылья, повторяя линию арки, объединяют и уплотняют композицию. Таким образом, в закомаре прямо над входом в собор были изображены патрональные святые монастыря и обозначена мемориальная тема. Преподобный Михаил Малеин соименный святой Михаила Федоровича.
Анализ изображений в закомарах на обоих фасадах собора выявил общий принцип расположения сюжетов: в центре Троица в разных изводах, а по сторонам многофигурные композиции со Спасом и Богоматерью.
Тема моления главная в аркатурном поясе. Вселенские святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и московские святители Иона, Алексий, Филипп и Петр, как в Деисусе, обращены к центру, только в центре вместо Спаса архидьякон Стефан. Образ первомученика Стефана обычно находится на двери иконостаса, ведущей в жертвенник. Не является ли его образ аллегорической параллелью избранного на царство московское Михаила Романова? Оба юноши. Отрок на престоле в разоренной войной и смутой стране воистину настоящий первомученик (14).
В аркатурном поясе между прямым верхом рамы окна и аркой есть небольшая плоскость (телепень). Над восточным окном на ней изображен Спас на убрусе (15). Над двумя центральными окнами распластали крылья херувимы. Что было над западным окном пока узнать не удалось. Между килевидными завершениями арок в круглых медальонах были образы Спаса Эммануила, архангелов Михаила и Гавриила, а по сторонам от них серафим и херувим - такой оглавый деисус в одном из древнейших изводов.( В записи ХIХ века их скрывали орнаментальные мотивы).
Приглашение на царство первого царя династии Романовых в 1613 году происходило на крыльце годуновского Троицкого собора. Память о столь значимом в истории Отечества событии была перенесена на новопостроенный собор. Отсюда торжественная парадность крыльца, напоминающего напрестольную сень.
Четыре мощных, квадратных в плане столба с круглыми кубышками соединяют сдвоенные арки с висячими гирьками. В центре навершия под самым карнизом с трех сторон помещено по прямоугольному киоту. Фото 1912 года зафиксировало в них поясные изображения Спаса, Богоматери, Иоанна Предтечи. В этом поясном деисусе графья отличается исключительной свободой рисунка, его ближайший аналог в почерке знаменщика икон главного иконостаса церкви Воскресения на Дебре (1652 г.) (16).
До 1912 года по фасаду крыльца был невысокий фронтон. Роспись в нем . палешане реставрировали по принятой методике: удалили запись и возобновили по графье «Моление пророка Моисея перед Купиной». Дискуссия архитекторов о замене купола крыльца на шатер затянулась а, когда живопись фронтона была уже выполнена, все же решили установить шатер. Фронтон разобрали и живопись пропала. (17).
От нижней площадки крыльца к входу в собор идет широкий марш лестницы. Дверной проем собора оформлен в виде арки с плоскими полуколоннами по сторонам. На стене над входом, повторяя линию арки, изображен многофигурный Деисус со стоящими в рост апостолами.
В виме дверного проема, над головами входящих в храм, изображен круг с этимасией, а по сторонам от него распластали свои крылья херувимы. На левом откосе дверного проема изображен стоящий в рост святой Христофор. В воинском доспехе с обнаженным мечом он напоминает архангела Михаила при западном портале четверика собора. У него такая же охранительная функция. Он считался избавителем от эпидемий, повальных болезней (18). Симметрично ему, на правом откосе изображен молодой воин с крестом в правой руке и копьем в левой.
На полуколонках сохранились миниатюрные композиции: слева - группа молящихся монахов, а симметрично справа - преподобный и перед ним три беса, а к ногам святого припадает царь (сохранилась лишь голова в короне). Возможно, эти композиции являются частью единого сюжета. А сохранившееся под перехватом изображение нимба над головой какого-то святого дает основание считать, что и под перехватами на колонках изначально тоже были какие-то сюжеты.
Материалы фотоотчета 1912 года позволили сравнить графью наружной росписи со стилистикой росписи западной галереи, икон иконостасов Троицкого собора и церкви Воскресения на Дебре (оба 1650-1652гг.). Манера письма, аналогичная наружным росписям, прослеживается в стенописи западной галереи, в куполе, на барабане, парусах и щеках подпружной арки центральной главы, а так же в жертвеннике алтаря. Что позволяет с уверенностью утверждать, что наружную роспись начали мастера середины ХУ11 века, не позднее 1654 года, то есть через два года, когда здание собора устоялось, и можно было вести отделочные работы. Разброс участков незавершенной росписи 1654 года в четверике позволяет уточнить технологию работы большой артели стенописцев. Разделившись на группы, они вели роспись в разных частях собора. Анализ росписи на западной галерее, где работать можно было с невысоких подмостей, дает основание утверждать, что здесь каждую композицию вел свой мастер, возможно, с учениками или начинающими иконописцами. Персонажи композиции «Видение Иоанна Лествичника и Евлогия» (сер. ХVII века) по стилю письма, буквально, совпадают с припадающими из-под кровли южной апсиды.
Композиция «Троица ветхозаветная» повторяется кроме северной закомары в тимпане над западным порталом, а так же на щеке восточной подпружной арки. Иконография ангелов в этих композиция очень близка, к тому же только у них, да у архангелов барабана центральной главы и у архангела Михаила западного портала в руках скипетры.
Важным аргументом в пользу датирования наружной росписи серединой ХVII века становятся сюжеты, имеющие охранительную функцию: трижды повторенный Деисус, Спас Нерукотворный, святой Христофор, стоящий на страже при входе внутрь собора. Неумолимую поступь моровой язвы уже ощущали в год начала росписи собора. Эпидемия заставила прервать начатое стенное письмо не только в четверике, но и на наружных стенах. Поэтому остались не расписанными закомары западного фасада. Не вернулись к ним и в 1685 году, когда артель Гурия Никитина завершила роспись четверика собора (19). Стиль письма артели знаменитого костромского знаменщика Гурия Никитина и его товарищей известен по многим памятникам и отличается от письма их предшественников большей утонченностью, рафинированностью образов, легкостью пропорций и виртуозностью рисунка.
Итак, фотоотчет о реставрации позволил воссоздать программу росписей двух главных фасадов собора, сохранивших графью первоначальной росписи (20). Основу ее составили композиции посвященные Троице, моление Спасу и Богоматери, святые апостол Филипп и преп. Ипатий, связанные с монастырской легендой и мемориальные сюжеты в память о событиях 1613 года.
Наружные росписи из-за их плохой сохранности, а порой и полного исчезновения являются самой не исследованной частью художественного наследия русских мастеров монументальной живописи ХVII-ХVIII веков. Хотелось бы привлечь внимание историков искусства к данной проблеме и на примере фотоматериалов реставрации Троицкого собора показать возможности воссоздания их программы и атрибуции.
Подробно программа наружных росписей Троицкого собора в статьях С.С.Катковой:
Наружные росписи Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Аркатурный пояс.// Альманах «Светочъ».№3.Кострома. 2008. с.67-75.
Наружные росписи Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Закомары.// Альманах «Светочъ».№5.Кострома. 2009. с.183-188.
Крыльцо Троицкого собора Ипатьевского монастыря.История реставрации 1912 года.// Альманах «Светочъ».№6.Кострома. 2010. с.277-285.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Первый каменный Троицкий собор в Ипатьевском монастыре был построен на средства бояр Годуновых в 1650 -1652гг.
В 1560 году рядом с ним стояла «теплая церковь Троица же». В 1649 году собор был разрушен и на этом же месте за три года был возведен больший по размеру по образцу ярославского Успенского собора.(1642-1646) // Материалы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губернии. Отд.3, вып. 5, М. 1912. с. 11; Памятники архитектуры Костромской области. (ПАКО) Вып. 1, ч.3. Кострома.1998.
2. Комитет для устройства празднования 300-летия Дома Романовых избрал комиссию по ремонту и реставрации Троицкого собора, куда вошли А.В.Прахов, профессор архитектуры А.Н.Померанцев, академик архитектуры П.П.Покрышкин и иконописец-реставратор М.О.Чириков. Производителем работ назначен архитектор Д.В.Милеев.
3. Все этапы реставрационных работ по наружной росписи фотографировал петербургский фотограф И.Ф.Чистяков. Фотографии хранятся в архиве ГАИИМК (Гос. Академический институт истории материальной культуры) г. Санкт - Петербург.
4. В 2008 году графья изображений святых в аркатурном поясе была забелена.
5.Подробная библиография по Троицкому собору см. ПАКО. вып.1 Ч.3 с. 36.
6. Палехскую артель возглавлял М. Н.Сафонов, владелец иконописной мастерской в с. Палех. Он активно сотрудничал с Императорской Археологической комиссией, участвовал во многих работах по реставрации древних росписей во Владимире, Москве и других городах, имел значительный опыт по раскрытию стенного письма от наслоений поздних записей.
7. Переписные церковной утвари Костромского Троицкого Ипатьевского монастыря. 1701г. РГАДА. Ф. 237, оп. 1, ч.1, е/х. 34.
8.Иконография аналогичная храмовой иконе ХVII века из иконостаса церкви Спаса Нерукотворного Спаса-Запрудненского монастыря. Икона считается чудотворной. Монастырь ближайший к Ипатьевскому, по легенде основан костромским князем Василием на месте явления чудотворного образа Богоматери Федоровской в 1239 году.// Каткова С.С. Спас Нерукотворный. Икона 16 века из церкви Спаса на Запрудне г. Кострома. История реставрации. // VII Перцевские чтения. Ярославль.2007.
9. Отчет КЦИО за 1914 г. Кострома. 1915.с.10.
На восточном фасаде в 1912 году под закомарами были зафиксированы два типа надписей на разных уровнях, при чем одна из них просвечивала из-под набела. Из Докладов правления Ипатьевского монастыря о ремонтах в Троицком соборе за 1841г. устанавливается дата поновления наружной росписи и ее авторы.«В прошлом 1840 году по словесному Вашего преосвященства (еп. Владимир) предложению подрядились мы поновить на холодном Троицком Костромского Ипатьевского монастыря соборе клейма живописью ценою за 350 рублей ассигнациями…..а как ныне таковая работа приведена уже нами вся к концу…Певчий дьякон Иван Радугин из с.Селищ Александро-Антониновской церкви и дьячек Иван Иванов.» (. ГАКО.Ф.712. оп.1 е.х.133. Л.3.)
10.Сказание Авраамия Палицина. М.Л.,1955. с. 235.
11. Церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе приходская, в 1552 году уже на этом месте была деревянная шатровая церковь, в 1628 году она упоминается в Писцовой книге по г.Костроме. Каменный храм построен в 1686 году.
12. Икона «Похвала Богородицы с Акафистом». Сер. ХVII века. Находится в церкви Воскресения на Дебре. Альбом Костромская икона. Авт.-сост. Н.Комашко, С. Каткова. М.2004.с. 515. Не исключено, что автор иконы был в дружине мастеров стенного письма, исполнявших наружные росписи Троицкого собора в 1654г.
13. Сказание Авраамия Палицина. С. 235.
14.Сцена «Побиение архидьякона Стефана камнями» включена в цикл «Деяний апостолов» на западной стене в интерьере четверика. Подробно программа росписи аркатурного пояса в статье С.С.Катковой. Наружные росписи Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Аркатурный пояс.// Альманах «Светочъ».№3.Кострома. 2008. с.67-75.
15. Подлинный образ Спаса на убрусе, принадлежавший царю Авгарю, был помещен над вратами Константинополя для защиты столицы византийской империи от нашествий. Отсюда идет традиция помещать образ Спаса Нерукотворного над воротами и на стенах напротив входа. В Ипатьевском монастыре этот образ был над воротами Воскобойной башни и над воротами в Новый двор.
16. Альбом Костромская икона. Авт.-сост. Н.Комашко, С. Каткова. Илл.111.
17. В.К. и Г.К. Лукомские. Кострома. Исторический очерк. СПб.1913. с. 151.
18. В 1572 году после прекращения очередной эпидемии в Московском Кремле Святому Христофору была посвящена церковь.
19. В.Г.Брюсова отнесла исполнение наружных росписей артели Г.Никитина, расписавшей четверик и алтарь храма в 1685 году.// В.Г.Брюсова. Гурий Никитин. М.1982. с.174.
Документальных данных для этого утверждения нет. Как знаток живописи ХVII века она чувствовала, что в росписи Троицкого собора нет абсолютного единства. Не имея достаточно материалов по реставрации в четверике и алтаре, она предпочла приписать почти все (кроме композиций на внешней стороне западной стены четверика) знаменитому изографу Г.Никитину.
20. Южный фасад в значительной степени пострадал от наводнения 1708 года. « Около церкви с трех сторон с восточныя страны что над олтарями с южныя и северныя в закомарах и в ширинках столбцами писаны стенным письмом» и « то стенное письмо от ветхости повредилось. И церковные две стены поперек церкви сверху донизу и внутре связи от вешния большия воды в 708 году перервало» // Донесение Синоду архимандрита Гавриила Бужинского от 22 апреля 1721 года // Костромской Ипатьевский монастырь. Кострома. 1913. с. 40. Возможно, уже тогда первоначальная роспись на южном фасаде была сильно повреждена. Росписи были возобновлены по новой штукатурке. Фрагмент первоначального левкаса с использованием нагелей сохранялся в 1970-е годы на части юго-западной закомары даже когда осыпалась штукатурка ХIХ века.
Закомары западного фасада, впервые были расписаны в ХIХ веке. В 1912 году палешане расписали их по новой программе. Однако, из-за вечной российской спешки, технология не всегда выдерживалась и уже в 1914 году власти монастыря обращаются в КИЦО, указывая, что «На западной стороне храма подверглись (в неодинаковой степени) порче изображения: а). Вознесения Иисуса Христа, б). Заступницы рода христианского и в). три поясных изображения Богоматери по полупилястрам на этой стене.» // Отчет КЦИО за 1914 г. с.10.
Список иллюстраций:
1. Троицкий собор. Северный фасад. Роспись XIXв.
2.Восточный фасад. Роспись после реставрации 1912 г .
3..Пр.Самуил.До реставрации.Прорисована графья первоначальной росписи.
4.Архидьякон Стефан. После реставрации
5.Троица ветхозаветная. До реставрации
6.Троица ветхозаветная. После реставрации. Левая и правая части
7.Тайная вечеря. До реставрации. (15753)
8.Вседержитель с предстоящими. После реставрации. Левая и правая части