Архимандрит Михаил (Беляев; 1925 - 2009)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Архимандрит Михаил (в миру – Михаил Александрович Беляев) родился 8 ноября 1925 года в деревне Семунино Буйского района Костромской области в благочестивой, искренне верующей крестьянской семье. В 1938 году окончил пять классов неполной средней школы, однако ранняя смерть матери, скончавшейся в 1939 году, не дала будущему пастырю возможности продолжить образование. С началом войны на фронт ушел его отец Александр Васильевич, а в 1943 году в армию призвали и восемнадцатилетнего Михаила. Он стал сапером, сражался под Выборгом, на финской границе, в июне 1944 года был тяжело ранен, а в декабре — контужен. В марте 1945 года рядовой Михаил Беляев вернулся в строй, но с днем Победы его военная биография еще не завершилась: стрелковый полк, в котором он служил, был переведен на Дальний Восток и принимал участие в разгроме японских войск. В январе 1946 года двадцатилетний фронтовик, награжденный медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и «За победу над Японией», вернулся в родной колхоз. Но скоро Михаилу пришлось пережить еще более тяжелые испытания.

В 1949 году его арестовали за религиозные убеждения и, после безуспешных попыток убедить публично отречься от веры, осудили на десять лет по печально известной 58-й статье Уголовного кодекса. Заключение он отбывал в Казахстане и в Иркутской области.

В 1956 году Михаил Беляев был реабилитирован и освобожден со снятием судимости, однако фронтовых наград, изъятых при аресте, ему так и не вернули. С 1956 года нес послушание певца и иподиакона при костромских кафедральных соборах: Иоанно-Златоустовском, а с 1964 года (в связи с переносом кафедры костромских архипастырей) — Воскресенском на Нижней Дебре.

image0024 апреля 1971 года архиепископом Костромским и Галичским Кассианом был рукоположен в сан диакона, а через семь дней в сан священника и назначен настоятелем Преображенской церкви села Макарий-на-Письме Буйского района Костромской области. В этом храме отец Михаил служил всю свою жизнь. Здесь, на месте древней обители, основанной преподобным Макарием Писемским в конце XIV столетия и упраздненной в XVIII веке, к тому времени сохранились два храма — зимний каменный и летний деревянный; в подклете деревянной церкви под спудом покоились святые мощи основателя монастыря. Местные власти неоднократно пытались закрыть приход, ссылаясь на малую численность верующих, и отцу Михаилу на протяжении полутора десятков лет вновь пришлось сражаться — теперь на фронте духовной брани, защищая вверенную ему святыню.

21 августа 1996 года протоиерей Михаил был пострижен в монашество с именем в честь преподобного Михаила Малеина. Постриг совершил архиепископ Костромской и Галичский Александр. В 1997 году отец Михаил был удостоен сана игумена, а в 2005 году – архимандрита.

В феврале 1994 года определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви Макариево-Писемский монастырь был возрожден как женская обитель, священником и духовником которой стал протоиерей Михаил Беляев. Настоятельницей монастыря была назначена игумения Ангелина (Травина), а храм из приходского стал монастырским.

image00321 августа 1996 года протоиерей Михаил был пострижен в монашество с именем в честь преподобного Михаила Малеина. Постриг совершил архиепископ Костромской и Галичский Александр. В 1997 году отец Михаил был удостоен сана игумена, а в 2005 году – архимандрита.

Лишь 30 сентября 2005 года архимандрит Михаил (Беляев) в торжественной обстановке вновь получил свои фронтовые медали.

Отец Михаил имел государственные и церковные награды. Среди них: орден Отечественной войны II степени, орден Почета, орден святого благоверного князя Димитрия Донского III степени и преподобного Сергия Радонежского III степени.

Он скончался 7 ноября 2009 года в возрасте 84 лет. Отпевание архимандрита Михаила состоялось 9 ноября в Преображенском храме Макариево-Писемского монастыря. Божественную литургию и чин отпевания совершил архиепископ Костромской и Галичский Александр. Архимандрит Михаил был похоронен у алтаря Преображенской церкви.

В судьбе архимандрита Михаила (Беляева) отразились и радость Великой Победы, и скорбь гонений на Церковь ХХ столетия.

Спасо-Преображенский Макариево-Писемский женский монастырь

Основатель монастыря - преподобный Макарий Писемский

Этот небольшой монастырь на крутом берегу небольшой речки Письмы (левый приток реки Костромы) относится к числу древнейших обителей костромской земли. Он был основан около конца XIV века учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Макарием Писемским. К сожалению, житие святого до нас не дошло, и о нем мы знаем очень немного. Преподобный Макарий – год его рождения и мирское имя неизвестны – принадлежал к костромскому боярскому роду и был уроженцем края, прилегающего к реке Письме. Еще в молодости, отказавшись от всех преимуществ своего высокого сословного положения, он ушел в Подмосковье, в Троице-Сергиев монастырь, где был пострижен преподобным Сергием Радонежским и получил новое монашеское имя – Макарий. Пройдя под руководством Радонежского игумена великую духовную школу иноческих трудов и подвигов, преподобный Макарий – с благословения преподобного Сергия – оставил Троицкую обитель и вернулся на свою родину. Он поставил келью в лесу на берегу Письмы – это место находится примерно в километре от основанного позднее монастыря (последующие столетия оно было известно и почиталось как «старая пустыня преподобного Макария Писемского»), где и стал жить в уединении. Через какое-то время на Письму пришел и поселился вместе с преподобным Макарием другой ученик Сергия Радонежского – преподобный Павел Обнорский, которого Макарий почитал как своего духовного наставника. В трудах и молитвах отцы-пустынники прожили вместе около 20 лет. Около 1389 года подвижники расстались: преподобный Павел ушел в вологодские пределы, на реку Обнору, где позднее основал Троицкий Павлов Обнорский монастырь. Через несколько лет после этого преподобный Макарий вместе с поселившимися с ним учениками оставил «старую пустыню» и построил на берегу Письмы небольшую церковь во имя Преображения Господня. Рядом с храмом встали кельи и другие постройки. Так на Письме возник монастырь – одна из многих обителей русской заволжской Фиваиды, возникшей в конце XIV века. Вероятнее всего, это произошло в конце 90-х годов XIV века. Точная дата кончины преподобного Макария неизвестна. Скорее всего, он преставился в конце первой четверти XV века и был погребен в Преображенском храме монастыря.

image004Обитель в XV - XIX веках

Последующая история небольшой обители на Письме, затерянной в лесах костромского Заволжья, известна нам плохо. Скорее всего, уже в XV веке монастырь стали называть Макариево-Писемским или Макарьевой пустынью. Примерно в середине XVI века он утратил самостоятельность и был приписан к находящемуся поблизости Павлову Обнорскому монастырю (тем самым, спустя столько лет после кончины преподобных Макария и Павла, основанные ими обители объединились). Древнейшее описание монастыря сохранилось в писцовой книге 1629 года, где говорилось: «Павлова Вологодского монастыря вотчина монастырей Макарьева пустыня на реке Письме, а в нем церковь Преображения Христова, да другая церковь теплая Благовещения Пресвятой Богородицы древяны клецки...» Таким образом, в первой трети XVII века на высоком берегу над Письмой стояли два небольших, так называемых «клетских» храма, зимний и летний, вокруг которых находились кельи и другие строения, обнесенные деревянной оградой. Через какое-то время взамен клетских церквей был возведен шатровый храм. В описании Павлова Обнорского монастыря за 1683 год говорится: «Да Павлова ж монастыря пустыня Макарьева в Костромском уезде, в Шачебальском стану, на реке на Письме, а в пустыни церковь Преображения с приделом Павла Обнорского чудотворца, верхи шатровые... да в том же приделе гробница преподобного Макария, а на гробнице покров, сукно черное, в средине вышит крест... да у гробницы решетка железная».

После 1721 года Макарьева пустынь была обращена в приход. На месте обители возник церковный погост, называвшийся «Макарий на Письме» (или «Макарьева пустынь»), на котором находились храмы, дома церковнослужителей и приходское кладбище. В конце второго десятилетия XIX века на погосте возвели каменный Спасо-Преображенский храм, один из приделов которого был посвящен преподобным Макарию Писемскому и Павлу Обнорскому. Выдержанный в стиле классицизма пятиглавый храм освятили в 1821 году. Неподалеку от него, в низине, стоял второй, деревянный храм, также посвященный Преображению Господню (скорее всего, он находился на месте первоначальной церкви, построенной преподобным Макарием), возведенный в 1786 году на месте более древнего, погибшего при пожаре. В подклете деревянного храма покоились под спудом мощи преподобного Макария, к раке которого непрерывно шли богомольны из Буйского и соседних уездов. При раке святого хранились принадлежавший ему деревянный посох и молитва преподобному, написанная на длинном свитке. Вблизи храма находился колодец, выкопанный основателем обители, и богомольцы после службы при раке обычно приходили к этому колодцу. В 1907 году деревянная церковь сгорела. Взамен ее над местом упокоения мощей преподобного Макария в 1909 году выстроили новый деревянный шатровый храм.

Обитель после 1917 года

После революции судьба отдельно стоящего погоста сложилась относительно счастливо. В отличие от большинства сельских храмов, закрытых в Буйском районе во время коллективизации в 30-е годы, храмы «Макарья на Письме» избежали закрытия (хотя, с его высокой колокольни в это время были сброшены пошедшие в переплавку колокола). В годы Великой Отечественной войны сюда со всего района шли женщины, старики и дети поставить свечку, помолиться у раки преподобного за своих близких, в первую очередь – за «воинов» и «убиенных воинов»...

Со второй половины 30-х годов погост на Письме остался единственным на костромской земли местом упокоения мощей святого, куда, как века назад, могли придти на поклонение верующие. Однако в 1951 году власти, спохватившись, устранили это «упущение»: распоряжением областного уполномоченного по делам Русской Православной Церкви деревянный Преображенский храм с целью прекращения доступа к мощам преподобного Макария Писемского был закрыт. Каменный храм, к счастью, уцелел. В 50-80 годы единственный уцелевший каменный храм погоста жил обычной жизнью сельского храма того времени. Как и везде, население в окрестностях «Макарья на Письме» редело, старики умирали, обретая покой на примыкающем к храму кладбище, молодежь перебиралась в города. С лица земли одна за другой исчезали издавна входившие в состав прихода старинные деревни.

Возрождение обители

Возрождение началось осенью 1994 года, когда по инициативе архиепископа Костромского и Галичского Александра было решено возобновить здесь монастырь, но уже как женскую обитель. Ее настоятельницей стала игумения Ангелина (Травина). Разменявшая к этому времени уже восьмой десяток лет, матушка Ангелина, женщина необычайно энергичная и хозяйственная, возложила на свои плечи подвиг возрождения древнего монастыря. За кратчайшие сроки ей и первому поколению пришедших на Письму сестер удалось сделать очень много: полностью отреставрирован деревянный храм над мощами преподобного Макария, к которым вновь открыт доступ, построены жилые кельи, заведено небольшое, но очень эффективное подсобное хозяйство. На колокольне установлено несколько привезенных из разных мест колоколов. Приведен в порядок выкопанный преподобным колодец. В 2000 году монастырь отметил свое 600-летие.

В 2004 году, наряду с проведением текущих ремонтных работ в трех храмах обители, в Макариево-Писемском монастыре построены два новых дома у входа в монастырь, пробурена скважина для получения питьевой воды, вырыты два пруда для разведения рыбы. В 2005 году произведен ремонт и монтаж 5 глав и колокольни Преображенской церкви. Число насельниц составляет 15 человек.

 

Храмы и монастыри

Монастыри Костромского края

 В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей (помещаемый ниже их порайонный спи­сок, конечно, не полон). Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками при. Сергия Радонежского на костром­ской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комелъским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др.

Подробнее...

Святые и Святыни

Епископ Кинешемский Вениамин

Почетный член и первый председатель Костромского отделения Императорского Православного Палестинского общества викарий Костромской епархии, епископ Кинешемский Вениамин (Платонов, возглавлял Костромское отделение ИППО с 1898-1905гг.)

Епископ Кинешемский Вениамин (Платонов Василий Николаевич; г. р. 1817, Курская губ.- ум. 13.06.1905, Ипатьевский Костромской мон-рь) происходил из семьи священника. В 1841 г. с отличием окончил Курскую духовную семинарию, в 1841-1845 гг. учился в Киевской духовной академии, обучение в которой завершил по 1-му разряду. В январе 1846 г. удостоен степени магистра богословия. С 1845 г. помощник ректора Курской ДС.

Подробнее...

Статьи

Костромские романоведы

АНДРОНИКОВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ (1835, с. Бушнево Чухломского у. Костромской губ. – 16.11.1888, г. Кострома). Сын дьячка Казанской церкви Ивана Борисова (ок. 1815-?). Выпускник костромских духовных училища (1848) и семинарии (1854). Регистратор (10.03.1855) и помощник столоначальника (13.11.1857) Костромской гражданской палаты. Редактор неофициальной части Костромских губернских ведомостей (1855-1859, 1862-1863).

Подробнее...