Святыни костромской земли
Чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволжского города Городца. Впоследствии здесь был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице-Феодоровским; чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года – когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.
По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Вместе с благоверным князем Феодоровская икона путешествовала в Орду, где святой Александр отстаивал интересы Русской земли; этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы; перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь.
Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия. Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках (в воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы). На следующий день, 16 августа (по старому стилю), князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской.
В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено празднование, совершаемое 16/29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса-на-Запрудне (воздвигнутому на месте явления святыни). Эта традиция, насильственно прерванная в ХХ веке, возрождена в 1990 году.
14 марта (по старому стилю) 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. По летописным свидетельствам, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, великую инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение; согласие было получено лишь после обращения возглавлявшего посольство архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита, призвавшего юного Михаила и его родительницу преклониться перед волей Божией. У чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы Михаил Феодорович Романов принес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь града Костромы стали особо чтимыми святынями царственного дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено еще одно празднование иконе – 14/27 марта.
Со второй половины XVIII столетия многие члены царской семьи (в том числе все российские императоры, начиная с Николая I) считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель дома Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы. В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетили святые царственные страстотерпцы – последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна».
В годы гонений на Церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен, сохранилась как церковная святыня (учитывая духовно-культурную ценность и значимость иконы для Православия, этот случай является уникальным в новейшей истории Русской Православной Церкви). С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. Также с 1991 года ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы; к настоящему времени таких событий зафиксировано более 100.
Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери с давних времен почитается православным народом как покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах.
По благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2001-2004 годах Феодоровская икона Пресвятой Богородицы приносилась для поклонения верующих в Москву и Санкт-Петербург, Екатеринбург и Архангельск, на Соловецкие острова, в Нижний Новгород и Казань, Тверь и Киев, посетила многие города Украины.
29 августа 2002 года Божественную литургию и общегородской крестный ход (в котором приняли участие более 40 тысяч костромичей) в день празднования явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в ходе своего визита в Кострому впервые в истории возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
В 1891 году московскими мастерами на добровольные пожертвования костромичей и жителей других областей России, при личном участии императора Александра III, для Феодоровской иконы Божией Матери была изготовлена золотая риза, украшенная драгоценными камнями, которые были собраны со всех концов России. Высокая художественная ценность ризы позволяла считать ее одним из выдающихся произведений ювелирного искусства ХIХ века.
В марте 1922 года подкомиссией Губернской комиссии по изъятию церковных ценностей риза была снята с Феодоровский иконы и увезена в неизвестном направлении.
В ответ на многочисленные пожелания костромичей и паломников, притекающих со всего мира к чудотворному образу Царицы Небесной, Костромская епархия, по благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, приступила к сбору средств и разработке проекта по воссозданию драгоценного оклада для Феодоровской иконы Божией Матери.
Образ Спаса Нерукотворного является главной святыней Спасо-Запрудненской церкви г. Костромы. По одному из сохранившихся преданий, икона была написана в ХIII веке по повелению костромского князя Василия Ярославича для учрежденного им на реке Запрудне, на месте явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, монастыря в честь Нерукотворного образа Спасителя.
История Костромы сохранила множество случаев благодатной помощи Божией, совершавшихся по молитвам перед этой святой иконой. Особенно памятным для жителей Костромы был 1853 год. Страшная эпидемия холеры поразила весь город. Ни искусство врачей, ни молебные пения в церквях о прекращении всеобщего бедствия не смогли остановить смертоносной язвы – она все более и более усиливалась. Бедствия прекратились только тогда, когда согласно откровению, во сне полученному неким гражданином, вокруг города был совершен крестный ход с запрудненским образом Спасителя. Плоды этой усердной молитвы были явлены весьма скоро, и, по свидетельству современников, уже через неделю в городе были закрыты все холерные больницы.
С 1857 года образ из Спасо-Запрудненской церкви по распоряжению архиепископа Костромского и Галичского Платона (Фивейского) участвовал во всех ежегодных, называемых генеральными, крестных ходах по Костроме.
19 мая 1913 года образ Спасителя был несен в крестном ходе из Успенского кафедрального собора в Ипатьевский монастырь для встречи прибывших туда в связи с 300-летием Дома Романовых святого страстотерпца императора Николая II и членов Царской фамилии.
Традиция изнесения чудотворного образа Спаса Нерукотворного для участия в общегородском крестном ходе в день празднования явления Феодоровской иконы Божией Матери 29 августа была возрождена в 2004 году.
Ипатьевская икона Божией Матери, хранящаяся в Свято-Троицком соборе Ипатьевского монастыря града Костромы, относится к числу наиболее чтимых святынь костромской земли. Икона является точной копией чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и, по преданию, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол.
В 1619 году была подарена царем Михаилом Ипатьевской обители и на протяжении веков пребывала в иконостасе Троицкого собора монастыря. Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Ипатьевская икона принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне.
В 1919 году икона была изъята у Церкви и на долгие годы стала недоступна для поклонения верующих. 13 апреля 2004 года, в день памяти небесного покровителя обители – священномученика Ипатия Гангрского – святыня была возвращена Костромской епархии и вернулась на свое историческое место.
Чудотворная Смоленская-Костромская икона Божией Матери «Одигитрия» – одна из святынь Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы. Икона-фреска, список со Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, была написана в 1672 году на стене угловой юго-западной башни Богоявленского монастыря артелью изографов во главе со знаменитыми иконописцами Гурием Никитиным и Силой Савиным, трудившимися в то время над росписью соборного храма обители – ныне Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора.
Через сто лет, в 1779 году, в Костроме случился опустошительный пожар, в огне которого погибла половина городских строений. Весь Богоявленский монастырь, его храмы и крепостные стены были объяты пламенем, однако, защищаемый чудесной силой Божией настенный образ Смоленской иконы Пресвятой Богородицы остался совершенно невредимым.
В 1824-25 годах, попечением преподобного Макария (Глухарева), просветителя Алтая и одного из выдающихся русских миссионеров и ученых ХIХ столетия, бывшего в то время настоятелем Богоявленского монастыря, юго-западная башня обители с находящимся на ней иконописным изображением Божией Матери была перестроена в церковь в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы.
В 1847 году в Костроме вновь случился страшный пожар. Нещадное пламя уничтожило внутреннее убранство Смоленской церкви, однако, как и в пожаре 1779 года, Смоленская икона Божией Матери вновь осталась невредимой. Весть об этом чуде мгновенно облетела всю Кострому, и, по свидетельству современника, «многие толпы народа, стоявшие вблизи Смоленской церкви, с верою и благоговением повергались пред этим ликом Богоматери, прося Ее о заступлении и спасении горевшего города».
Стараниями благочестивых костромичей настенный образ Смоленской иконы Божией Матери был обложен драгоценной сребропозолоченой ризой. Многие годы оклад украшал древнюю святыню, прославившуюся не только тем, что она сохранилась в огне двух пожаров, но и многочисленными чудотворениями, являемыми через нее силой благодати Божией.
В 1920 году, несмотря на активное сопротивление верующих, Смоленская церковь, вслед за упразднением Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы, была закрыта. Вся утварь храма, а вместе с ней и драгоценная риза Смоленской иконы Божией Матери, были конфискованы губернской комиссией по изъятию церковных ценностей.
В 1990 году Смоленский храм, в котором долгие годы находились различные учреждения, был возвращен Церкви и возрождаемому Богоявленско-Анастасииному женскому монастырю. Смоленская-Костромская икона Божией Матери, некогда сохраненная в огне опустошительных пожаров, оказалась сильно поврежденной – от изображения остались практически одни контуры. Реставраторы сделали неутешительные выводы: изображение Божией Матери полностью утеряно, и икону нужно писать заново. Однако случилось чудо – одна из членов экспертной комиссии все-таки взяла вату и спирт и сделала пробный мазок. Внезапно на месте мазка появился глаз Богородицы, затем другой. Произошло чудесное обновление иконы – казалось бы, навсегда исчезнувшее изображение восстановилось. Опытные реставраторы были поражены этим чудом: такого за 50 лет своей работы они никогда не видели.
23 ноября 2004 года для Смоленской-Костромской иконы Божией Матери была освящена новая драгоценная риза.
Галичская икона Божией Матери «Умиление» была обретена великим подвижником костромского края преподобным Авраамием Городецким, Чухломским чудотворцем, в 1350 году близ града Галича.
Как и его великий духовный наставник – игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский – преподобный Авраамий с особой любовью и благоговением почитал Пресвятую Богородицу. Он любил молиться Божией Матери в уединенном месте, у подножия небольшой горы на берегу Галичского озера.
Однажды после молитвы святой услышал обращенный к нему небесный глас: «Авраамий! Взойди на гору, где стоит икона Матери Господней». Исполнив повеление, преподобный увидел на вершине горы на одном из деревьев икону Царицы Небесной, окруженную дивным сиянием. Подвижник благоговейно поклонился образу до земли, и икона сама спустилась с дерева на его руки.
На месте чудесного явления иконы преподобный Авраамий основал иноческую обитель – первую из четырех монастырей, созданных им в пределах костромского края. Икона Божией Матери «Умиление», прославленная впоследствии многими чудотворениями, стала одной из главных святынь древней Галичской земли.
Овиновская икона Пресвятой Богородицы была явлена галичскому боярину Иоанн Овину в 1425 году. В Сказании о явлении этой иконы повествуется, что Иоанн Овин в Николаевском монастыре г. Галича взамен обветшавшей Никольской церкви задумал построить новый храм. В воскресный день он вышел посмотреть место строительства и по приближении к монастырским воротам увидел двух прекрасных юношей, которые навстречу ему несли икону Божией Матери. Юноши, в образе которых явились ангелы Божии, отдали боярину икону и заповедали на месте старого храма построить церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Иоанн исполнил данное ему поручение, однако вскоре новая церковь загорелась и была полностью уничтожена огнем. Это несчастье послужило к прославлению святой иконы. Вынесенная из пламени преподобным Иаковом Галичским икона, несмотря на то, что на ней расплавились все металлические украшения, сохранилась невредимой.
Из истории Паисиева монастыря известно другое замечательное событие, связанное с Овиновской иконой. Когда великий князь Василий Темный, воюя со своим дядей галичским князем Георгием, в 1433 году взял Галич, он перенес чудотворную икону со всеми ее драгоценными украшениями в Москву и поставил в храме. Однако в ту же ночь икона невидимою силою была перенесена на прежнее место.
После закрытия Паисиево-Галичского монастыря Овиновская икона бесследно исчезла. Ее явление совершилось в годы Великой Отечественной войны – икону нашли в лесу дети.
7 декабря 2004 года для чудотворной Овиновской иконы Божией Матери была освящена новая серебряная риза, украшенная эмалью и драгоценными камнями.
Смоленская-Полонская икона Божией Матери. По преданию эта икона была явлена одному православному воину, находившемуся в плену (по-старославянски «в полону») у татар. Воин имел при себе список Смоленской иконы Божией Матери и усердно молился перед ним о спасении из плена. Его молитва была услышана: воин совершил побег и благополучно достиг своей родины – села, которое ныне носит название Спас-Верховье (дореволюционное название – погост Верховье Галичского уезда). Здесь икона была помещена в местном Преображенском храме, где и пребывала неотлучно в течение многих столетий. |
Иерусалимская-Кривоезерская икона Божией Матери находилась в общежительной Кривоезерской пустыне Макарьевского уезда Костромской губернии, близ города Юрьевца. Празднование ей установлено в начале ХVIII века (около 1710 года). Икону написал в 1709 году новоначальный инок этой обители Корнилий (в мире Кирилл Уланов, царский иконописец, впоследствии игумен монастыря) с чудотворного образа Иерусалимской Божией Матери, который до 1812 года пребывал в московском Успенском соборе. Икона чудесно сохранилась во время пожара 1781 года. Иеродиакон Филумен в своих «Исторических записках о Кривоезерской пустыне» пишет: «огонь проник в храм, где стояла местною святая икона Иерусалимской Божией Матери; и здесь некоторые иконы сгорели, а другие были совершенно повреждены от огня и сгустившегося дыма; святая же икона Иерусалимской Божией Матери сохранилась не только не поврежденною, но даже и не закоптела, а оказался только на левой руке Пречистой Богоматери большой бугор, как будто у живого человека от обжога; бугор этот со временем сгладился, а остался только видимый и доселе на руке ее знак, как будто на том месте была болезнь».
Икона была украшена серебряной позолоченной чеканной работы ризой весом 34 фунта 84 золотника. Список с иконы, написанный также Корнилием, ежегодно выносился из обители для совершения молебнов по Макрьевскому, Юрьевецкому и Кинешемскому уездам. Празднование чудотворной иконе совершалось три раза в год: во второе воскресение святой Четыредесятницы (в память написания ее), 13 июля (в память избавления обители от пожара) и 20 августа (в память освящения иконы при игумене Леонтии (1711-1714), который составил особую службу Богородице).
С Иерусалимской иконы Божией Матери иеромонахом Кривоезерской пустыни Никоном в 1825 году была сделана точная копия и отправлена на Афон, в русский Свято-Пантелеимоновский монастырь, где стала почитается как чудотворная.
В 1928 году один из списков афонской копии Иерусалимской-Кривоезерской иконы был в качестве подарка послан императрице Марии Феодоровне, проживавшей на своей родине в Дании и тяжело болевшей. Впоследствии этот список, известный под именем «плачущей Копенгагенской» иконы Божией Матери был прославлен мироточением.
Нерехтская икона Божией Матери является чудотворным списком с Владимирской иконы. Как повествует церковное предание, в 1634 году Пресвятая Богородица, явившись в сонном видении благочестивому жителю града Ярославля Иоанну Аверкиеву, повелела ему: «Иоанн, пойди к живущему в городе иконописцу, по имени Димитрию, возьми у него икону Пресвятой Богородицы, именуемую Владимирской, и отнеси ее в город Нерехту – там многие желают видеть Меня». Вначале Иоанн усомнился в истинности видения, за что был наказан тяжелой болезнью. Уразумев же, что повеленное ему есть действительная воля Царицы Небесной, он исполнил желание Божией Матери и на лодке, по рекам Волге и Солонице, доставил образ Пресвятой Богородицы в Нерехту, где икону торжественно встретили духовенство и жители города. Многие чудеса – в том числе и исцеление от недуга самого Иоанна Аверкиева – сразу же засвидетельствовали благодатную цельбоносную силу иконы. Святыню поставили в деревянной часовне, а затем, по повелению Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа, устроили здесь деревянную церковь и при ней иноческую обитель, именуемую Сретенской.
В 1678 году царь Феодор Иоаннович посетил Нерехту и, поклонившись чудотворной иконе, повелел воздвигнуть в обители каменный храм. В 1686 году трудами нерехтских граждан и попечением государей Иоанна Алексеевича и молодого Петра I Владимирский собор был построен и освящен.
После упразднения Сретенской обители в 1764 году Владимирский собор стал приходским храмом, но православные нерехтчане продолжали чтить пребывавшую в его стенах святыню – список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, небесной Покровительницы нерехтской земли.
После закрытия Владимирской церкви в 1930-е годы ХХ столетия чудотворная икона, как и все убранство храма, бесследно исчезла. Обнаружить святыню удалось в 1983 году. После реставрации икона находилась в музее, затем в Кресто-воздвиженской и Преображенской церквях града Нерехты.
13 мая 2004 года Владимирский собор г. Нерехты был передан Церкви, и в его стены на прежнее место возвратилась Нерехтская икона Божией Матери.
В Нерехте почиталась другая икона Божией Матери, которая также именовалась Владимирской. Спустя год после явления первой иконы ярославская вдова Екатерина Вавилова, услышав об основании в Нерехте девичьего монастыря, исполнилась усердием написать в новоустроенный храм запрестольный образ Владимирской Богоматери с изображением на обороте святых Кирилла и Афанасия, святителей Александрийских, преподобного Алексия, человека Божия и святой великомученицы Екатерины, соименных ей и ее ближайшим родственникам. Икона была написана и вскоре прославилась чудесами, слух о которых быстро распространился, так что храм, в котором она стояла, не мог вместить всех притекающих к образу. Узнав о том, что предназначенная для Нерехты икона пребывает в Ярославле, горожане стали просить отдать образ, но получили отказ от ярославцев, заявивших, что у них нет другого сокровища драгоценнее Владимирской иконы. Лишь после обращения нерехтчан к патриарху Иоасафу икона была отдана и 1 октября в праздник Покрова Пресвятой Богородицы торжественно встречена в Нерехте.
Макарьевская икона Пресвятой Богородицы является чудотворным списком с иконы Божией Матери «Одигитрия», явленной в 1442 году преподобному Макарию Унженскому.
В 1629 и 1690 годах при случившихся в монастыре сильных пожарах Макарьевская икона Божией Матери осталась невредимой.
В 1717 году по указу Петра I и по благословению местоблюстителя патриар-шего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского) монаху Ионе была выдана рукописная «память» для «беспенного» сбора пожертвований на изготовление оклада для Макарьевской иконы. В «памяти» икона прямо называется «чудотворной».
Однако позднее, при настоятеле монастыря игумене Митрофане II, икона была перемещена из соборного храма в Благовещенскую церковь и пребывала в забвении; поверх древнего письма было нанесено изображение Смоленской иконы Божией Матери (иконография которой является основой для Макарьевского образа). Новое обретение иконы состоялось в Макариево-Унженской обители в 1858 году при архимандрите Платоне. «По случаю обновления ветхого иконописания» с иконы, известной к тому времени как Смоленская, был снят верхний слой, под которым оказался «чудный лик Богоматери» с надписью «Макарьевская» и подписью тропаря и кондака.
В это время в монастыре сохранялась, видимо, и икона, явленная преподобному Макарию – в 1863 году архимандрит Платон писал, что один и тот же тропарь и кондак поется в обители «перед обоими чудотворными иконами». Судьба Макарьевской иконы и ее прообраза неизвестны. Сохранился единственный список Макарьевской иконы, который находится сейчас в Рождественской церкви г. Макарьева.
Чтимый список Макариево-Унженского монастыря с Тихвинской иконы Божией Матери был написан в 1716 году настоятелем Троицкой Кривоезерской пустыни, бывшим изографом Оружейной палаты, Корнилием (в миру Кириллом) Улановым. Сначала икона стояла в церкви Рождества Богородицы села Коврово (ныне город Макарьев), затем была перенесена в монастырь, а в ХIХ веке – в Александро-Невский собор. Икона не сохранилась, единственный известный список находится в музее города Юрьевца. |
Смоленская Игрицко-Песоченская икона Божией Матери была обретена 12 июня 1622 года пастухами деревни Савинской в церкви святителя Николая Чудотворца погоста Игрицы (или Игрищи) на реке Песочне. Войдя в полуразрушенную, «зело престаревшуюся» церковь, пришедшую в запустение после моровой язвы 1571 года, пастухи обнаружили в алтаре храма образ Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», сияющий красками, «яко новописан». От иконы стали происходить чудотворения, первым из которых стало исцеление местного помещика Емельяна Ивановича Исаева, пораженного в течение 5 лет слепотой.
Вскоре, в 1624 году, на месте обретения иконы по благословению Святейшего Патриарха Филарета был основан монастырь. С 1792 года из Песоченско-Игрицкого монастыря, ставшего одной из самых значимый иноческих обителей костромской земли, с Игрицкой иконой Божией Матери в Кострому ежегодно совершался крестный ход.
В 1932 году, после закрытия последнего храма Песоченской обители, Игрицкая икона Божией Матери хранилась в Воскресенской церкви села Любовниково. В 1958 году святыня была похищена из храма, ее дальнейшая судьба неизвестна.