Слышала, что церковь против посещения пляжей, это правда? Александра

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

"Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною" (1Кор.6:12). Святитель Тихон восклицает: « Берегись, христианине, подавать соблазн, и сам берегись соблазна как моровой язвы! Люби сердечно Закон Божий, и не будет тебе соблазна. «Мир мног любящым закон Твой, Господи, и несть им соблазна» (Пс. 118; 165).Если видение обнаженных тел  не разжигает похоть, то  вы можете посещать пляжи. Если посещение пляжа ведет  к соблазну – воздержитесь от такого.  Чтобы не соблазнить брата, святой апостол Павел отказывает себе даже и в позволенных удовольствиях и вещах. Например, пища, сама по себе, не удаляет от Бога, и не приближает к Богу, однако же и в пище апостол Павел ограничивает себя: «аще брашно соблазняет брата моего, — говорит он, — не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего» (1 Кор. 8; 13).

Как православная церковь относится к динозаврам? Считается ли, что и их создал Бог? Если нет, то кто их создал и почему они погибли? Елена

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Уважаемая Елена! Верующий человек твердо исповедует, что жизнь на земле и все сущее создал Бог (быт.1: 29-31). О динозаврах. Признание существования на Земле пресмыкающихся длиной до 30 м. нисколько не противоречит библейскому учению о сотворении мира. Почему в Библии ничего не говорится о динозаврах? Да потому, что название этого животного появилось  лишь в 1841 г. Понятие «динозавр» ввел английский зоолог и палеонтолог Ричард Оуэн (1804—92), соединив два греческих слова deinos (страшный) и sarius (ящер). В Библии есть описания огромных животных. Не исключено, что следующие слова описывают  динозавра: «как чудовище в морях, кидаешься в реках твоих, и мутишь ногами твоими воды, и попираешь потоки их»(Иез.32:2); «из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон»(Ис.14:29). Но если даже если в Библии  нет упоминания о динозаврах, то это, потому что Библия не является книгой по зоологии, а  является богооткровенным Священным Писанием о путях нашего спасения. Основатель  палеонтолотии  Ж.Кювье (1769-1832) полностью разделял библейское учение о сотворении мира: «Моисей оставил нам космогонию, истинность положений которой удивительнейшим образом подтверждается со дня на день». «Я верю в Бога, как в Личность и, по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом. Еще будучи молодым студентом, я решительно отверг взгляды Дарвина, Геккеля и Гексли, как взгляды беспомощно устаревшие» (А.Эйнштейн).

Друг еврей угостил мацой. Что мне за это будет? Согрешил ли я? Михаил

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Да, Михаил, Вы согрешили, если являясь православным христианином, и зная, что такое маца, ее ели.  В постановлении Вселенского собора сказано: "Аще кто из православных, аще клирик, аще мiрянин иудейский опреснок вкусит, да будет из церкви извергнут». Маца - это ритуальный хлеб, который пекут на Песах (еврейская Пасха) в память об исходе евреев из Египта. О том самом времени, когда евреям пришлось спешно бежать и некогда было напечь хлеба в дорогу.

Вам необходимо исповедоваться.

Здравствуйте батюшка. Мы с мужем достаточно недавно поженились, всего год прошел.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Меня волнует, его общение с одним человеком, он имеет очень сильное влияние на него, мой муж перенимает у него слова, повадки, еще меня беспокоит, что этот человек пытается влиять и на религиозное сознание, он раньше был православным, теперь стал язычником, и если раньше я могла мужа попросить сходить в церковь со мной, то теперь он категорически отказывается заходить или же ждет меня просто на улице, свекровь тоже хотела бы , чтобы тот друг отстал от него, но чем больше мы стараемся, тем больше муж тянется к нему, прям магнитом. У него нет других настоящих друзей, может не может а я уверена, что я тоже виновата, как то даже поругалась с его другом из за вероисповедания, но мужа все равно тянет к нему, и еще простите, после того как свекровь просила не ходить к нему в гости, ее ночью мучил нечистый, даже и не знаю что думать. Батюшка какому святому лучше всего молиться? Елена

Уважаемая Елена! Об исправлении  и вразумлении мужа молитесь Богу и Пресвятой Богородице. Есть молитвы обращенные к заступничеству святителя Иоанна Златоуста и преподобного Силуана Афонского, царственным страстотерпцам.

Скажите пожалуйста, каково значение длинных волос священнослужителей? Кто-то выглядит как мирянин, кто-то с внушительной длинной волос.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Обычно старцы не стригут волос и не подравнивают бороды, думаю неспроста… Спасибо! Евгений

Уважаемый Евгений! Ваш вопрос касается обычая,традиции. В первые века христианства клирики не отличались внешностью от мирян, и особенно в эпоху гонений, дабы не бросаться в глаза гонителям, а подстригали волосы и бороду подобно мирянам. И у традиции выстригать гуменцо у священников, и у традиции отпускать волосы до плеч были свои основания, но ни одно из них не имело силу закона. Профессор архимандрит Киприан (Керн) учил: «Умеренно подстриженные волосы, подровненная борода и в меру укороченные усы никак не могут уменьшить духовности священника и подать повод к упреку в щегольстве» (Архимандрит Киприан 1996: 92). Напр., относительно не ношения христианами длинных волос имело силу наставление апостола Павла в послании к Коринфянам, по которому сама природа учит “что если муж растит волосы, то это бесчестье для него; но если жена растит волосы, для нее это честь (1 Кор. 11:14-15. Ср. Деян. Ап. 21:24). Благочестие никак не зависит от длины волос. В послании к Титу апостол Павел перечисляет качества, которыми должен обладать служитель Божий: «Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не убийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1, 7—9).

Храмы и монастыри

Формирование библиотеки Ипатьевского монастыря в XIV веке

Книжное собрание Ипатьевского монастыря XIV –XVIII в.в., хранящееся в фондах Церковного историко – археологического музея Костромской епархии.

В собрании церковных древностей Церковного историко – археологического музея Костромской епархии значительное место занимает фонд ценных и редких книг. Большую часть этого фонда составляют книги, внесенные в монастыри и храмы Костромы в XVI – XVIIIвеках российскими государями, князьями, боярами, духовными лицами и крестьянами. Часть этого фонда составляют книги из библиотеки Ипатьевского монастыря – старейшей и богатейшей библиотеки Костромы.

Подробнее...

Святые и Святыни

Страхов Николай Николаевич (1828 – 1896)

Русский философ, переводчик, публицист и литературный критик.

Николай Николаевич Страхов родился 28 октября 1828 года в городе Белгород, в семье белгородского священника Николая Петровича Страхова (протоиерея Смоленского кафедрального собора, выпускника Киевской Духовной академии, магистра богословия, преподавателя словесности в Белгородском духовном училище).

Подробнее...

Статьи

Отречение от веры. Мировоззренческая убежденность или сумма обстоятельств? К теме ренегатства 1960-х годов.

Аннотация: В статье, на примере отречения от религиозных убеждений священника И. Н. Кубина дается анализ его «мировоззренческому перевороту». На основании архивных данных показаны действительные мотивы, которые двигали Кубиным пожелавшим, чтобы его антирелигиозные откровения были опубликованы: они находились в сфере бытовой заинтересованности. Логика действий Кубина показывает, что его поступок был актом досады в отношении астраханского епископа, с которым у него не сложились личные отношения, что и выразилось впоследствии актом «отречения». Таковые психологические ситуации были использованы  властями в антирелигиозных целях, но негативно отобразились на судьбе «пострадавших» бывших священнослужителей. Их жизненные ситуации были использованы властями в качестве пропагандистского приема, оставив безразличным отношение в судьбе «обиженных» церковной властью ренегатов.

Подробнее...