| | vivaspb.com | finntalk.com

1 сентября. Научение отроков

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

01

День знаний, 1 сентября. По традиции Церкви, в преддверии и в начале каждого учебного года в Православных храмах совершаются молебны об учащихся. В эти дни церковь молится о том, чтобы "Господь ниспослал на отроков дух премудрости и разума, чтобы они могли разуметь и памятствовать доброе и душеполезное учение". Перед началом молебна священнослужители обращаются с напутственным словом к школьникам и студентам. Напоминают о том, что учеба - это большой труд и призывают с усердием и настойчивостью, с помощью Божией осваивать и совершенствовать знания. А родителям и учителям - чтобы они не раздражались на учеников, а с великим терпением и самоотречением помогали всем детям в учебе.

19 августа - Преображения Господа нашего Иисуса Христа на горе Фавор.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

0419 августа совершается воспоминание величайшего в истории мира события – Преображения Господа нашего Иисуса Христа на горе Фавор. В народе это праздник носит название Яблочного, или Второго Спаса. Событие Преображения совершилось на вершине горы Фавор, куда Спаситель взял для утверждения в вере своих ближайших учеников Петра, Иакова и Иоанна. На молитве лицо Иисуса просияло как солнце и одежды Его стали белыми как снег и как свет блистающими.

Медовый, Яблочный и Ореховый Спас

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

spasyВ августе Церковь определила три праздника посвященные Господу Иисусу Христу, Спасителю нашему – Всемилостивому Спасу – Изнесение Честных древ Животворящего Креста, Преображение Господне и праздник в честь Нерукотворенного Образа Спасителя.Они совершаются 14, 19 и 29 августа. В народе эти три праздника называются соответственно – Медовый, Яблочный и Ореховый Спас, подчеркивая тем самым свое соответствие поре созревания плодов.
14 августа совершается первый в августе праздник в честь Спасителя именуется в народе Медовым Спасом. Он называется Изнесением Честных Древ Животворящего Креста Господня.

10 августа. Чествование иконы Смоленской Божьей Матери

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

smol-0110 августа православные чествуют икону Божьей Матери именуемую Смоленская. Икона написана святым апостолом и евангелистом Лукой, который запечатлел Матерь Божью для правителя Антиохии Феофила, для которого он так же написал Евангелие. По преданию, византийский император Константин Мономах, выдавая в 1046г. свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил ее в дорогу на брак иконой Одигитрии (в путь -Путеводтельница). После смерти мужа, Анна благословила иконой Богоматери своего сына, Владимира Мономаха, который, став в 1097 г. смоленским князем, отдал икону в дар воздвигнутому на его средства соборному храму Успения Божьей Матери. С того времени образ именуется Смоленским. Чудотворных и особо чтимых копий этой иконы насчитывают около 30. Особую благодатную помощь, исходящую от иконы наши предки ощутили в Отечественной войне 1812.

2 августа - Пророк Илия

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

iliya2 августа Церковь чтит память и молитвенно обращается к одному из величайших дохристианских пророков – пророку Илии. Жил он в X-ом веке до Рождества Христова. Пророк Илия был великим подвижником, строгим к себе и другим: ходил в грубой волосяной одежде, жил в пустыне и выходил к людям лишь только для того, чтобы учить народ вере и обличать его нечестие. В своей пламенной ревности он даже призывал Бога обрушить гнев на народ, отступивший от веры и благочестия. Так он вымолил у Бога продолжавшиеся три года засуху и в связи с ней голод, от которых едва сам не погиб, но не смягчился в своем справедливом гневе, пока, Сам Господь не повелел ему отменить это наказание. Отсюда произошел обычай с молитвой обращаться к пророку Илии с ходатайством о его предстательстве перед Богом для ниспослания дождя во время засухи. По завершении своего земного служения, пророк Илия был живым взят на небо на чудной огненной колеснице, которая явилась видимым образом его огненно духа. Перед вторым пришествием Христа пророк явится на земле обличителем нечестия людей, и будет призывать их к покаянию. В народе бытует поверье, будто пророк Илия посылает на землю молнии громы, что не соответствует истине и является лишь суеверием и обожествлением сил природы.

18 июля. Перподобнный Сергий

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

sergii18 июля Церковь празднует 700-летие со дня рождения преподобного «аввы» (авва, на арамейском языке - отец), Сергия (+ 1392), игумена Радонежского, молитвенника земли Русской, основателя Троицкой Лавры, родоначальника монашества в северо-восточной России. Большинство святых XIV и начала XVвека являются его учениками или «собеседниками», т. е. людьми, испытавшими его духовное влияние. Великий основатель Троице- Сергиевой Лавры родился в Ростове в 1314 г. в семье благочестивых родителей – бояр Кирилла и Марии.

12 июля. Петр и Павел

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

petr-i-pavelВ субботу, 12 июля Церковь совершается молитвенная память святых апостолов Петра и Павла.

После призвания Господом, Симон, брат апостола Андрея Первозванного, получил имя Кифа( по гречески его имя звучало как - Петр – камень). Господь так назвал Симона за его простосердечную и пламенную веру, на основании такой веры Он обещал построить Церковь – общество желающих бороться с грехами и страстями. Петр первым исповедовал Христа Мессией и был свидетелем многих чудес, совершенных Спасителем. Когда Христос был приведен в дом первосвященника для суда, Петр, последовавший за ним, испугавшись, трижды отрекся от своего учителя, но затем, раскаялся и вновь получил благодать апостольства. По преданию, Петр проповедовал в Малой Азии и Риме, подтверждая силу своих слов многими чудесами: воскрешал мертвых, исцелял недужных.

7 июля. Рождество Предтечи

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

predtechiВслед за праздником в честь Владимирской иконы Божией Матери, установленным в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году, 7 июля Церковь молитвенно почитает Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Этот праздник принадлежит к числу великих праздников Церкви. Бог, через пророка Малахию, предвозвестил, что перед пришествием Спасителя явится Предтеча, т. е. Его Предшественник.

22 июня. День русских святых

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

russkie-svyatie22 июня, в день памяти и скорби, связанный с нападением фашисткой Германией на нашу Родину, Церковь прославляет родных нам по крови угодников Божьих, в нашей Российской стране просиявших. Святителей Русской Церкви, благоверных князей и княгинь, пастырей, иноков, христолюбивых вождей и воинов, бояр и простецов, царственных страстотерпцев, а также новомучеников и исповедников от безбожной власти пострадавших, убиенных и замученных в тюрьмах, ссылках, от ран, холода и болезней скончавшихся. Всех их вместе сегодня св. Церковь прославляет, потому что не хватило бы дней в году, если бы праздновать каждому из них отдельно. А ведь многие из них подвизались в спасении души, незримо от всеобщего внимания. Накануне, 21 июня Церковь прославляет святителя Иону, митрополита Московского и всея России чудотворца, уроженца с. Одноушево, что находилось близ Соли Галичской.

21 июня. Великомученик Феодор Стратилат

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

stratilat-121 июня Церковь молитвенно празднует память святого великомученика Феодора Стратилата. Феодор Стратилат (греч. «полководец, главнокомандующий») был правителем Ираклии Понтийской в Малой Азии. При императоре Лицинии в 319 году он за исповедание веры во Христа принял мученическую смерть – после жестокого бичевания его распяли на кресте, а затем отрубили мечом голову. Страдания Феодора были описаны его слугой Уаром.

15 июня. Петров пост

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

petrov-postС 15 июня (неделя Всех святых) до 12 июля (праздник первоверховных апостолов Петра и Павла), Церковью установлен т.н. Апостольский, или Петров пост. Он один из четырех многодневных постов установленных Церковью. По сошествии Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (праздник Святой Троицы), перед праздником в их честь (12-го июля - праздник апостолов Петра и Павла, а 13 июля - праздник Собора 12-ти святых апостолов), Церковь призывает нас к посту, указывая на пример святых апостолов – приняв Духа Святого, они постом и молитвой готовились к Всемирной проповеди Евангелия. Церковь учит нас подражать им в проповеди и воздержании. К распространению и утверждению Апостольского поста и приготовление к празднику в их честь постом молитвой с VI века утвердился среди благочестивых христиан , чему еще и способствовало построение в Константинополе и Риме храмов святых апостолов Петра и Павла.

Храмы и монастыри

Костромской Николо-Бабаевский монастырь в жизни святителя Игнатия Брянчанинова и творчестве Н.А. Некрасова

Великий русский историк Н. М. Карамзин писал, что «истинный космополит есть существо метафизическое». То есть он отказывался верить в то, что в мире могут быть люди, равнодушные к судьбе своего Отечества. «Любим его, ибо любим себя». Интерес к истории родной земли – неотъемлемое чувство вложенное в природу человека Самим Богом. «…сердце наше учащенно бьется, когда старец указывает на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней героя». Если мы не знаем истории родного края – то обкрадываем себя. Наша жизнь обедняется, нам становится неинтересно жить. В душе поселяется смятение, раздражение, «охота к перемене мест». И, наоборот, если ты судьбой заброшен в новые края, или, тем паче, вырос здесь, то узнай его историю, познакомься с людьми и событиями – и ты полюбишь эту землю и вместе с этим обретешь то состояние духа, без которого невозможно быть на этой земле счастливым.

Подробнее...

Святые и Святыни

Репрессированные в годы гонений Епископы Костромской епархии

Подробнее...

Статьи

Репрессии Советской власти против Истинно-Православной Церкви как повод для уничтожения церковной организации в Костромской епархии.

«К свободе призваны вы братия» (Гал. 5, 13)

Истинно-Православная Церковь, название которой закрепилось в начале ХХ веке за теми, кто вначале противопоставлял себя живоцерковникам и раскольникам[1], затем перешло на последователей митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых), объединяло разных людей, основной идеологической платформой которых было неприятие политики государства направленной на разрушение Церкви, насилие над свободой человека исповедующего религию, и на тенденцию подчинения Церкви безбожному государству. Как утверждает М. В. Шкаровский, «именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь», употребив его в 1928 г. в одном из своих писем[2], отметив, что такое название имеет Церковь свободная от государственного насилия. Идеологической основой движения «иосифлян», ставших затем называться приверженцами ИПЦ, было неприятие курса митрополита Сергия, который выступая за легализацию отношений с государством, по мнению некоторых архиереев, священства и мирян, «допустил вмешательство гражданских властей» в дела и прямое порабощение Церкви[3]. Временный Священный Синод, возглавляемый заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием указом от 6 августа 1929 года фактически приравнивал последователей ИПЦ к обновленцам и григорианам, объявляя недействительными совершенные ими таинства и указывая принимать вернувшихся через Миропомазание[4]. Как указывает Шкаровский, сами иосифляне себя раскольниками не считали и действительно ими не были, т.к. не пытались создать параллельную Церковь, считали главой Русской Православной Церкви Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и не создавали особенных обрядов. Главной их, стратегической целью было привлечение большего количества сторонников в Высшее церковное управление, и возглавление его[5]. По мнению митрополита Иоанна (Снычева), который свидетельствовал о массовости иосифлянского движения «непоминающих» «многие их тех пастырей, которые в годы борьбы с обновленчеством показали себя стойкими борцами за чистоту православия, выступили против митрополита Сергия». По мнению владыки Иоанна, митрополит Сергий и возглавляемый им Синод допустили серьезную тактическую ошибку, т.к., большинство верующих было неподготовлено к новому курсу Русской Церкви на сближение с государством, осуществляющим антирелигиозную политику[6]. Однако, исходя из открытых, на данный момент, материалов, свидетельствующих о беспрецедентном нажиме на митрополита со стороны, в том числе и карательных органов, следует сказать, что вряд ли митрополиту Сергию было дано время на подготовку паствы к принятию как Декларации, так и курса направленного на легализацию Церкви в СССР, отраженного затем в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях».

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: