| | vivaspb.com | finntalk.com

Паисиево-Галичский Успенский женский монастырь

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

paisУспенская слобода близ города Галича

Среди многочисленных монастырей, окружавших в прошлом древний Галич, особое место принадлежит Паисиеву Успенскому монастырю. Погребенный в обители преподобный Паисий Галичский издавна почитается как покровитель города, а находившаяся в нем чудотворная Овиновская икона Божией Матери являлась главной православной святыней галичского края. Находясь на высокой горе с поэтичным названием Красница, монастырь высоко вознесен и над городом, и над зеркалом Галичского озера, занимая господствующее положение в неповторимой панораме окрестных далей.

Монастырь на горе Краснице возник во второй половине XIV века. Его основателем был галичский боярин Иван Овин, создавший не большую ктиторскую обитель на территории своей вотчины. Первоначально монастырь назывался Никольским, но после чудесного обретения Иваном Овиным иконы Божией Матери боярин выстроил в нем храм во имя Успения Божией Матери, после чего монастырь стал называться Успенским, а за иконой, став шей одной из главных святынь галичской земли, укоренилось наименование «Овиновская».

pais-02В первый период истории обители её не раз разоряли казанские татары, периодически совершавшие набеги на Галич. Но монастырю уг рожали не только чужеземные враги: в 1434 году во время войны меж ду великим князем Московским Василием Васильевичем и галичским князем Юрием Дмитриевичем он был захвачен войсками великого князя, причем Овиновскую икону Божией Матери увезли в Москву. Её вернул назад, видимо, князь Юрий Дмитриевич, вскоре после того, как он в том же 1434 году занял Москву. По более поздней легенде икона сама чудесным образом вернулась в обитель.

С 30-х годов XV века история обители неразрывно связана с именем её настоятеля — преподобногоПаисия Галичского. К сожалению, мы очень мало знаем об этом подвижнике: неизвестно, откуда он родом, кто были его родители, каково его мирское имя. Жизнь и деятельность преподобного в качестве настоятеля приходятся в основном на эпоху кровавой и жестокой борьбы между галичскими и московскими князьями, в ходе которой князья,

совершая ужасные преступления, жгли и разоряли Русскую землю. Преподобный Паисий дожил до окончания этой долгой войны, завершившейся в 1450 году взятием великокняжеским войском Галича. Он преставился 23 мая (5 июня по новому стилю) 1460 года и был погребен в Успенском соборе своего монастыря. Церковное почитание преподобного Паисия началось вскоре после его кончины. Уже в конце XV века в официальных документах монастырь именовался как Успенский Паисиев.

На протяжении нескольких столе тий все строения монастыря были деревянными. В 40-е годы XVII века, благодари покровительству князя А. М. Львова, обладавшего в костромском крае большими имениями, в нем началось большое каменное строительство. В 1642-1646 годах был возведен холодный Успенский собор — пятиглавый, двухстолпный, трехабсидпый храм с приделами святого Иоанна Богослова и Леонтия, епископа Ростовского (первый снятой — небесный покровитель основатели | обители, а на день памяти ростовского святителя пришлась кончина преподобного Паисия). Особенностью собора является его невысокая и архаичная по своему облику колокольня, по мнению историков русского зодчества, являющаяся одним из первых образцов шатровой колокольни. В 1642 году был освящен теплый Троицкий храм - двухэтажный, трехглавый (причем главы на нём не были собраны в группу, как обычно, а словно выстроены в шеренгу). О значении обители в XVII веке говорит тот факт, что, когда в сентябре 1668 года на церковном соборе в Москве было решено учредить ряд новых епархий, в том числе и Галическую, Паисиев монастырь должен был местом пребывания галичского архиерея (к сожалению, после смерти в 1682 году царя Федора Алексеевича это решение не осуществилось). Около 1682 года произошла канонизация преподобного Паисия Галичского в качестве общерусского святого, над местом упокоения его мощей в Успенском соборе была устроена рака.

В XVIII-XIX веках Паисиев Успенский монастырь, высоко вознесенный над Галичем и Галичским озером, оставался одним из главных центров духовной жизни края, а его святыни — Овиновская икона Божией Матери и мощи преподобного Паисия — являлись объектом многочисленного паломничества.

Монастырь вблизи Галича был закрыт новой властью в конце 1919 года (еще какое-то время в качестве чале 30-х годов закрыли и их). В последующие десятилетия ансамбль бывшего монастыря понес большие утраты. Была разобрана на кирпич монастырская ограда с изящными Святыми вратами, сбиты все три главы на Троицкой церкви, уничтожено древнее кладбище. Неизвестна судьба пропавшей в это время чудотворной Овиновской иконы Божией Матери (уцелел лишь один из её списков, ныне находящийся во Введенском кафедральном соборе Галича).

В послевоенное время в Успенском соборе долгое время находилась инкубаторная станция, а в Троицкой церкви — дровяной склад. В последние десятилетия храмы были брошены, постепенно превращаясь в руины. Но даже и в таком состоянии они производили очень сильное впечатление. В начале 70-х годов архитектор А. А. Тиц писал о дороге, вьющейся из Галича к горе Краспице, увенчанной Успенским собором: «Лента дороги ползет по глиняному косогору вверх... Сколько людей прошли за шесть столетий по этой дороге, бегу щей среди полей и перелесков? Сколько дум и стремлений вызывали спрятавшиеся в зелени, ставшие частью пейзажа монастырские строения? С мольбой о простом человеческом счастье и страстном желании найти отдохновение от невыносимых житейских тягот, с трепетной надеждой и безысходной тоской многие лета и зимы брели галичане и захожие странники по дороге к обители.

Трудно найти более простой и сильный образ Древней Руси, чем эта затерявшаяся среди ополий, мягко стелющаяся дорога с лаконичным силуэтом храма на горизонте».

Возрождение Паисиева монастыря началось в 90-е годы. Первый со времен революции крестный ход к монастырским руинам состоялся 5 июня 1992 года — в день памяти преподобного Паисия, когда его много численные участники во главе с епископом Костромским и Галичским Александром прошли к горе Краснице через весь Галич. В 1994 году монастырь был возобновлен как женская обитель, его первой настоятельницей стала игуменья Наталия (Василёнок). Началось трудное возрождение, уже на следующий год отмеченное поразительным открытием.

К счастью, мощи преподобного Паисия, покоящиеся под спудом в Успенском соборе монастыря, после революции не подвергались вскрытию. В 1995 году по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра Галичская археологическая экспедиция, возглавляемая московским историком А. Г. Авдеевым, произвела в соборе раскопки с целью обнаружения мощей преподобного. Раскопки эти привели к результатам беспрецедентным в российской археологической практике — был обнаружен «негативный отпечаток на грунте», с ясно читаемыми очертаниями глазных впадин, высокого, покрытого морщинами лба, небольшого крючковатого носа, окладистой раздвоенной бороды и жезла архимандрита (костные остатки за исключением небольшого фрагмента левого предплечья отсутствовали). Вывод руководителя раскопок А. Г. Авдеева был таков: «Вне всякого сомнения, данное погребение можно связать с мощами преподобного Паисия, сохранившимися, в отличие от мощей иных подвижников, не в теле и не в виде костных остатков, но в виде негативного отпечатка на грунте. ...Аналогией подобному отпечатку, насколько мне известно, может быть только Туринская плащаница (если только такое сравнение вообще корректно). Во всяком случае, естественнонаучного объяснения происхождения данного отпечатка найти практически невозможно. Элемент чуда несомненен».

Постепенно было восстановлено разрушенное пятиглавие Успенского собора обители. 5 июня 1997 года в Паисиевом приделе собора произошла первая служба, проведенная архиепископом Костромским и Галичским Александром.

К настоящему времени в обители восстановлен Успенский собор с приделом в честь преподобного Паисия, совершаются богослужения. В июне 2002 года в главном приделе храма была совершена первая Божественная литургия. Восстанавливаются Троицкий храм, игуменский и сестринский корпуса, гостиница, хозяйственные постройки.

Святыни монастыря:

- святые мощи преподобного Паисия Галичского;

- чтимый список с чудотворной иконы Божией Матери Овиновской.

Адрес: Костромская обл., г. Галич, ул. Успенская, 11.

 

 

Храмы и монастыри

История одной церкви. Костромской Иоанно-Богословский храм в Ипатьевской слободе

Аннотация. На исторической судьбе одного из костромских храмов показана историческая канва всей России, идущей, или отступающей от Бога и Его святых заповедей. История этого храма типична для тысяч других и его восстановление служит примером для восстановления духовного мира русского человека, от состояния душевных сил которого зависит судьба храма и России.

Ключевые слова: Богословский храм, история, слобода, Александровское братство.

Подробнее...

Святые и Святыни

Новомученики, связанные с Костромской землей

Среди новомучеников, пострадавших за веру в 20-м веке, есть святые связанные рождением, корнями, работой и учебой с Костромской землей.

Хотелось бы рассказать о некоторых из них.

Подробнее...

Статьи

Религиозное «диссиденство» как явление духовного возродения в СССР в 60-80-х годах XX века

Аннотация. В статье дан анализ такому явлению 60-80-х годов ХХ века как «религиозное диссидентство». Средой, в которой возникло диссидентство стала интеллигенция, которая в 60-х годах начала открывать для себя русскую культуру. Через духовные искания образованные люди пришли в Церковь, нашли Бога, и не смогли смириться с давлением государства, провозгласившего своей идеологической платформой атеизм и борьбу против религии и выражавшегося в форме закрытия храмов, запрещения свободного проявления религиозных чувств, подавлении прав и свобод личности и т.д.

Ключевые слова: диссидентство, Патриархия, возрождение, интеллигенция, атеизм, верующие, культура.

«RELIGIOUS «DISSIDENS» AS A PHENOMENON OF SPIRITUAL REVIVAL IN THE USSR IN THE 60-80s OF THE XX CENTURY».
Archpriest Dmitry I. Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate postgraduate them saints Cyril and Methodius.

Annotation. The article analyzes the phenomenon of the 60-80s of the XX century as «religious dissidence». Environment, in which there was a dissidence intelligentsia, which in the 60s began to discover Russian culture. Through spiritual quest educated people come to Church, have found God, and could not reconcile with the pressure of state, declared its ideological platform for the struggle against atheism and religion, and which was expressed in the form of the closure of churches, the prohibition of free expression of religious feelings, suppression of the rights and freedoms of the individual etc.

Keywords: dissidence, Patriarchy, revival, intellectuals, atheism, believers,culture.

Подробнее...