17 февраля Церковь почитает память преподобного Кирилла Новоезерского, святого Собора костромских святых

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Преподобный Кирилл родился в благочестивой семье дворянского рода Белых, в Галиче. С детства полюбил преподобный уединение и молитву, мечтал об иноческой жизни. Спустя время он был найден своими родителями, считавшими его уже умершим. Они, последовав примеру сына, также приняли монашество, отдав часть своего состояния в монастырь преподобного Корнилия.

С благословения игумена Кирилл оставил монастырь и начал странствовать по другим обителям для поклонения святыням. Этот период продолжался около 20 лет. Согласно житию, в Тихвинском Успенском монастыре Кирилл удостоился явления Богородицы, которая направила его на берега Белого озера. Там он на Красном острове построил две келии (для себя и для будущей братии), а также две церкви в честь Воскресения Христова и Богоматери Одигитрии. Основание монастыря относят к 1517 году. Вскоре к Кириллу присоединились другие отшельники и образовался Много искушений испытал он тут от врагов невидимых и от досужих людей, иногда забредавших к святому, но все преодолевал он мужественным терпением и постоянной молитвой. Весть о его святой жизни распространялась повсюду, и собралась к нему братия.

Кирилло-Новоезерский монастырь, который пользовалась вниманием великих князей и царей, награждавших его богатыми вкладами и вотчинами. Кирилл стал игуменом, основанной им обители. Предчувствуя свою кончину он причастился Святых Божественных Таин, осенил себя крестным знамением и со словами «Слава Богу за все!» предал Ему чистую свою душу 4 февраля 1532 года.

 Много было случаев благодатного исцеления по молитвам преподобного; Господь сподобил Своего угодника и дара провидения.

7 ноября 1649 года при рытье рва для фундамента строившейся церкви были обретены мощи преподобного Кирилла. В 1652 году по окончании строительства они были положены в раке в арке между соборной и придельной во имя преподобного Кирилла церквями. В 1658 году раку украсил драгоценным покровом боярин Илья Милославский «по памяти родителей и по душе своей». Вскоре после обретения мощей состоялась канонизация Кирилла в лике святых, впервые день его памяти упоминается во втором полном издании Пролога (1659 год). В 1795 году для мощей преподобного Кирилла была изготовлена серебряная золочёная рака.

 В 1928 году основанный Кириллом монастырь был закрыт, часть ценностей передали в музей, местонахождение мощей остаётся неизвестным. Монастырь был значительно разрушен, в нём открыли лагерь для заключённых, а с 1994 года в ней находится ИК-5 («Вологодский пятак»), одна из пяти колоний для пожизненных заключённых в России.

 Причастился Святых Божественных Таин, осенил себя крестным знамением и со словами «Слава Богу за все!» предал Ему чистую свою душу 4 февраля 1532 года.

В году несколько дней памяти этого святого: 17 февраля – главный праздник, 28 июня – в Соборе Новгородских святых, 20 ноября – Обре́тение святых мощей, 5 февраля – в Соборе Костромских святых.

Тропарь, кондак преподобному Кириллу Новоезерскому

Тропарь, глас 8-й

Божиим духом подвизаем, слез твоих тучами, иссохшае напоил еси, и бесплотное в пустыни житие показал еси, и еже из глубины сердца бодренными молитвами и постом, благодеяния плоды уплодоносил еси, и вселенную всю просветил еси, сиянием чудес твоих, отче наш Кириле, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8-й

Взбранному и крепкому адаманту, прогонителю бесом, новому чудотворцу победительная, восписуем ти, отче наш Кириле, но яко имея дерзновение у престола Христова, верою чтущих тя, град же и люди молитвою своею сохраняй, ты бо е си царю крестоносному и граду твоему похвала и утверждение.

Молитва

image002О вели́кий уго́дниче, пресла́вный чудотво́рче, Кири́лле блаже́нне! Душе́ю на Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́й и Тро́ичныя сла́вы наслажда́яйся, те́лом же на земли́ в Боже́ствественном хра́ме сем почива́яй и от него́ да́нною ти свы́ше благода́тию разли́чная источа́яй чудеса́: при́зри ми́лостивым о́ком на предстоя́щия честне́й твое́й ри́зе лю́ди и прося́щия си́льныя твоея́ по́мощи. Ты у́бо, я́ко стяжа́вый дерзнове́ние, испроси́ Це́ркви благостоя́ние, возду́ха благорастворе́ние, земли́ плодоно́сие. Изба́ви всех, ве́рою несумне́нною к Бо́гу приходя́щих и многоцеле́бныя мо́щи твоя́ благогове́йно почита́ющих, от вся́ких бед душе́вных и теле́сных, от всех томле́ний и прило́гов диа́вольских. Я́ко да твои́ми моли́твами наставля́еми, путь на земли́ маловре́меннаго жития́ на́шего безбе́дне соверши́м: улучи́м же на Небеси́ неконча́емый поко́й и просла́вим ку́пно с тобо́ю всех благи́х Да́теля, еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 Кириллов Новоозерский монастырь, 3 класса, общежительный, в 30 верстах от города Белозерска. на Красном острове Нового озера. Основан преподобным Кириллом около 1517 года (см. 4 февраля). Вся обитель построена на сваях; монастырские ворота стоят в воде и кельи примыкают к ней. Мощи святого Кирилла покоятся в серебряной позолоченной раке в арке между соборною Воскресенской церковью и приделом имени преподобного. На Кобылиной горе в Тихвинской церкви находится весьма чтимая храмовая икона Богоматери, принесенная самим преподобным Кириллом; сюда ежегодно бывает крестный ход. В монастырской ризнице находятся: крест напрестольный, писанный, как гласит предание, на дереве гробовой доски преподобного Кирилла и украшенный в 1679 году золотым окладом с жемчугом, деревянный потир преподобного, четки, рукописная псалтирь, бывшая в земле 117 лет и гроб, в котором обретено тело преподобного. При монастыре школа.

Обитель пользовалась благодеяниями великих князей и царей московских, которые нередко лично посещали монастырь и награждали его богатыми вкладами и вотчинами, о чем есть многочисленные документальные подтверждения. Так, в XVI веке монастырь был освобожден от всех видов пошлин, и получил во владение, помимо земельных угодий, три озера.

image003В монастыре было три храма. Главный собор в честь Воскресения Христова был основан прп. Кириллом, а в 1648 году по обету, данному боярином Борисом Морозовым, на месте деревянного храма было начато строительство каменного. Мощи прп. Кирилла Новоезерского в земле препочивали сто двенадцать лет и обретены были как раз, при строительстве нового собора, 7-го ноября 1649 года. В соборе было два придела: Никольский и Кирилловский. В начале 1780-х над Никольским приделом возвели колокольню, но впоследствии ее разобрали. В 1799 году собор подвергся реконструкции и перестройке (появилось пятиглавие, убрали украшение с фасада). В 1685 году и второй древний деревянный храм был заменен каменным. На средства царевны Софьи Алексеевны возвели теплую церковь Смоленской Богоматери с трапезной палатой и приделом Алексея человека Божия. Ежегодно, в день памяти этого святого при монастыре открывалась ежегодная ярмарка. Алексеевская ярмарка, приносившая немалый доход обители, просуществовавшая почти 250 лет, с 1649 по 1892 год, когда, несмотря на протесты монастыря, была переведена в Белозерск. Известным указом Екатерины II о секуляризации церковных земель Новоезерский монастырь был отнесён по штату к III классу. Начался большой экономический спад хозяйственной жизни монастыря и продолжался он до 1793 года, когда настоятелем монастыря был назначен архимандрит Феофан (Соколов). За время его руководства, продолжавшегося 36 лет, была достроена ограда с шестью небольшими башенками и Святыми воротами, возведена колокольня. Красный остров при игумене Феофане был соединен с соседним Сладким островом деревянными мостками на сваях, вбитых в дно озера. Сделано это было на случай пожара, чтобы спасти святыни и ценности. На близлежащих островах и вдоль берега озера располагались гостиницы и другие монастырские службы. На территории монастыря находилась также надвратная церковь апостолов Петра и Павла. А рядом с монастырём, на Кобылиной горе, Тихвинская церковь, где хранилась икона Богородицы, принесённая прп. Кириллом Новоезерским, и к которой совершался крестный ход в праздник Тихвинской иконы Божией Матери.

Архимандрит Феофан Новоезерский сыграл заметную роль в оживлении русского иночества истинно монашеским духом. Будучи одним из ближайших учеников старца Клеопы Покровского — подвижника благочестия XVIII века, оставил о нём устное повествование, записанное сестрами Горицкого монастыря, в становлении иноческой жизни которого благочинный принимал деятельное участие. В 1830 году в Кирилло-Новоезерском монастыре у Феофана проходил послушнический искус будущий епископ, ученый и проповедник Игнатий (Брянчанинов).

В 1919 году все владения монастыря были конфискованы новой властью, у монахов отобрали даже одежду и личные вещи, и они были вынуждены разбрестись по окрестностям. Монастырь был превращён в тюрьму для «врагов революции». В 1930-1940 гг. здесь была колония для политических заключённых в системе ГУЛАГа. После смерти Сталина в 1953 году, колония была превращена в обычную тюрьму для опасных преступников, в настоящее время в монастыре находится колония для отбывающих пожизненное заключение. В 1997 году монастырь стал тюрьмой исключительно для заключённых, отбывающих пожизненную меру наказания. После введения в 1996 году в России моратория на исполнение приговоров к смертной казни эти приговоры стали автоматически означать пожизненное тюремное заключение.

В 1973 году монастырские здания были использованы в качестве фона в фильме Василия Шукшина «Калина красная». «Вологодский пятак» также показан в фильме «Шизофрения». Монастырь также фигурирует в некоторых произведениях русского писателя Александра Яшина.

Адрес: Вологодская обл., Белозерский р-н, д. Анашкино, о. Огненный.

image004Говоря о Кирилло-Новоезерском монастыре, нельзя не сравнить его с другой островной обителью — Соловками. Подобно тому, как последний, по выражению одного священника, стал "антиминсом всей России", первый явился таковым для Белозерья. Сюда свозилось белозерское священство и монашество. Земля Новоезерского монастыря в буквальном смысле залита кровью мучеников за веру Христову. 

По образному выражению одного верующего, этот монастырь сам является престолом Храма Белозерского, в основании которого лежат мощи мучеников.

Несколько лет назад из тюрьмы поступили сведения о некоторых видениях, имевших там место. В частности, видели там монахов, шествующих по воздуху в монастырский храм на Божественную литургию под звон колоколов. Видели их и на стенах монастыря.

 И по сей день Кирилло-Новоезерский монастырь представляет собой унылое зрелище поруганной святыни. За его стенами находится тюрьма для особо опасных рецидивистов, кому смертная казнь за злодеяния заменена пожизненным заключением. Монастырская стена опутана колючей проволокой под высоким напряжением. Архитектурных признаков каменных храмов снаружи не видно, нет ни глав, ни крестов. К скорбному острову нельзя приблизиться без особых документов.

Храмы и монастыри

Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Подробнее...

Святые и Святыни

Почитание в Ярославле образа Богоматери Феодоровской

Почитание чудотворного образа города Костромы в Ярославле было закономерным явлением: оба волжских города связывали тесные торгово-экономические и культурные отношения.

О почитании иконы Богоматери Федоровской в Ярославле писали местные краеведы XIX в. Только на основе их свидетельств можно составить яркую картину разнообразных форм почитания иконы Богоматери Федоровской в Ярославле.

Подробнее...

Статьи

КОСТРОМСКАЯ ГОЛГОФА

                                                 «И когда он снял пятую печать, я увидел под жертвенником
души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели»

                                                                                                                                     (Откр. 6,9)

Аннотация. В статье на примере исповеднического подвига духовенства Русской Православной Церкви показана репрессивная политика советской власти по отношению к религии на территории Костромской епархии. Раскрыта мотивировка реализации «посадочных дел» и механизм вынесения приговоров по «делам священнослужителей», приравненных государством к врагам народа, преступникам, преступление которых состоит в том, что они верят в Бога, только в том, что служат Ему.

Ключевые слова: репрессии, священник, дело, священномученик, расстрел.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: