4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Икона ХХ века4 декабря Церковь празднует событие Введения во храм Пресвятой Богородицы. Родители Пресвятой Девы Марии, верные обету посвятить свое дите служению Господу, по достижении трехлетнего возраста, привели ее, окруженную юными девами с горящими свечами и родственниками, в иерусалимский храм.

Там, на ступеньках храма их встретил первосвященник Захария, который, руководствуясь внутренним вдохновением ввел ее в Святая Святых храма, куда сам входил лишь два раза в год для принесения жертвы очищения. Происходящее вызвало недоумение не только у всех присутствующих, но даже, как поется в церковном песнопении: «ангелы, увидев вхождение во Святая Святых Пречистой, удивились». Так исполнилось обещание Бога людям о рождении через чистую Деву Спасителя мира. Юная Дева, как гласит предание, поселившись при храме, проводила все время в рукоделии, домашней молитве, чтении Священного Писания и богомыслии. Она, по мере взросления помогала нищим, увечным и недужным. Там же, в храме, за чтением книги пророка Исаии, в которой записано пророчество о рождении от Девы Спасителя, явился Ей, архангел Гавриил, который возвестил о рождении от Нее Сына Божьего.Введенская церковь на Виге. С. Введенское, Чухломского р-на. Фото 2012 год

Глубоким, назидательным примером воспитания Богородицы, Церковь поясняет нам наши обязанности по отношению к детям. Необходимо уже в раннем возрасте чаще приводить их в храм Божий, приучать к совершению домашних молитв, развивать в них любовь к ближним и трудолюбие, пробуждать и укреплять в них дух послушания родителям и старшим. Дух смирения, дух благочестия и любви к Богу и людям.

Ансамбль Введенского собора и церкви Василия Великого в г. Галич. Фото 2013 г

В этот день мы с болью вспоминаем уникальную по своей красоте и изяществу разрушенную в 1935г., церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, которая находилась рядом с Троицкой церковью на месте теперешнего сквера по улице Комсомольской. Она была освящена после строительства в камне в 1786г. Оба храма (Введенская зимняя и Троицкая летняя) составляли один приход. В 1929 г. они были закрыты. Во Введенской церкви устроили клуб поселка «Безбожник», занимавшего строения Богоявленско-Анастасиина монастыря. Свято-Троицкая использовалась под склад фанеры, затем как архивное хранилище.

image004В 1958г. в сквере по Комсомольской улице на месте Введенской церкви был установлен памятник маршалу авиации А.А. Новикову.

Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы - один из 12-ти великих праздников Церкви. С этого праздника начинается пение рождественских песнопений – ирмосов «Христос рождается». На трапезе разрешается пища с растительным маслом и рыбой.

Престольный праздник во Введенских храмах в с. Красные Пожинки, Красносельского р-на, с. Владычное, Нерехтского р-на (сохранилось надгробие священноиерея Иоанна Павловича Казанского на прицерковном кладбище.). Из утерянных святынь вспоминаем Введенскую церковь с. Буяково, погоста Введенского, Костромского р-на, с. Углево, Галичского р-на, с. Григорьевское, Нерехтского р-на, с. Волков, Макарьевского р-на.

image005В 2008 г. Введенскому кафедральному собору г. Галича исполнилось 200 лет. Под руководством настоятеля прихода о. Александра к юбилею собора были начаты работы по реставрации Алтарных фресок и Иконостаса. С образованием 27 декабря 2016 года в составе Костромской митрополии Галичской епархии Введенский собор г. Галича стал кафедральным.Регионы

Храмовый комплекс: церкви Введения и Василия Великого в Галиче. Вторая половина 18 века. ул. Свердлова 20, 20А (ул. Набережная, 35). Центральный культовый комплекс Рыбной слободы, включающий два храма в формах провинциального барокко, сохраняющих в фасадном декоре ряд запоздалых элементов архитектуры 17 в. Комплекс возник на месте Васильевского монастыря, о котором известно лишь то, что он существовал в 1632 г. и имел церкви во имя Василия Кесарийского и Введенскую с приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи. Летняя церковь Василия Великого с Петропавловским приделом и шатровой колокольней, по некоторым сведениям, была заложена в 1768 г. протоиереем Симеоном. Зимняя церковь Введения с приделами Кирилла Новоезерского и Серафима Саровского возведена в 1798 г. В середине 19 века к ней был пристроен двухэтажный западный притвор. В конце 19 столетия при храмах была открыта церковноприходская школа. В 1930-е годы после закрытия церквей были сломаны верхние ярусы колокольни, утрачены малые главки Васильевского храма, а его четверик внутри был разделен на два этажа, пострадал фасадный декор обоих зданий. В зимнем храме Василия Великого располагался рыбокоптильный и перерабатывающий цех Галичского рыбколхоза. Неудивительно, что строение подверглось небольшой переделке, а колокольню вовсе разрушили. В 1970-е гг. церковь Введения отреставрировали, с 1990-х гг. идет восстановление Васильевского храма, к настоящему времени воссоздана его колокольня и первоначальное завершение. Комплекс расположен в центральной части Рыбной слободы. Обширный церковный участок с северо-западной стороны ограничен Набережной ул., идущей по берегу Галичского озера, а с юго-восточной - главной магистралью слободы, ул. Свердлова. Особенностью постановки храмов является ориентация их алтарей, сильно смещенная к югу. Близкие по размеру здания поставлены параллельно друг другу (Васильевская церковь чуть смещена к ул. Свердлова), колокольня Васильевской церкви служит высотной доминантой прилегающего района и играет огромное значение в панораме города с озера.

image006image007Введенская церковь с. Углево Галичского р-на Костромской области имеет два храма, оба каменные; построена в 1771 на средства помещика Петра Даниловича Готовцева как летний храм. Основной объём представляет собой пятиглавый двусветный четверик, интересный сложной формой куполов. Трапезной храм соединен с трёхъярусной колокольней. Приделы Введения Богородицы и Николая Чудотворца. Закрыта не позже 1930-х, в настоящее время пустует.

Троицкая церковь г. Костромы летняя церковь и Введенская зимняя – каменныя с каменною колокольней. Первая построена в 1650 г. купцом Илларионом Постниковым, вторая в 1786 г. на средства благотворителей. Ограда каменная с железной решеткой. В летнем храме два престола: во имя Св. Троицы и преп. Илариона Нового; в зимнем также 2 престола: в честь Введения Пресвятой Богородицы и св. благ. кн. Александра Невскаго. Постоянныя средства церкви – в капитале общаго назначения 1193 руб. 50 к.

image008Ближайшие церкви: Богоявленский жен. монастырь и церкви Цареконстантиновская и Сергиевская. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Справочная книга. Издание Редакции Костромских Епархиальных Ведомостей. – Кострома: Губернская Типография, 1911. – 407 с. - С. 6-7.

http://starina44.ru/troickaya-cerkov

Мы должны быть искренне рады тому, что восстановлена Введенская церковь с. Введенское, Чухломского р-на, Костромской области. Храм знаменит тем, что его посещал сам ныне причисленный к лику святых протоиерей Иоанн Кронштадский. В 1930-е годы все служители культа Введенского храма, как тогда называли церковный причт, были раскулачены, подверглись репрессиям. Первым пострадал священник Александр Птицын. Его забрали где-то в 1932-1933 годах, и батюшка не вернулся. По одной версии он сгинул в лагерях, по другой был расстрелян. В 1937 году арестовали священника Николая Александровича Наградова и тот исчез тоже бесследно. Подвергся репрессиям и Александр Иванович Вигский. В этом же году церковь закрыли.

image009Вспомним светлой памяти священника о. Сергия Введенского (1873-1941) , с 1905 по 1941 гг. настоятеля Никольской церкви с. Саметь. Человека, который воспитал и помогал будущему председателю колхоза «XII Октябрь» П. А. Малининой (приютил ее в церковной сторожке и устроил в трудные годы прислуживать при храме). В 1941 году он был осужден на два года лишения свободы, а через три месяца после вынесения приговора умер в лечебном учреждении мест заключения Ярославской области.

Доска установлена на церковной сторожке Никольской церкви села Саметь, в которой в 1926-1929 годах Прасковья, тогда еще не Герой соцтруда, не председатель колхоза «12-й Октябрь», жила вместе с мужем. Здесь в 1927 году родился ее первенец, дочь Лидия. В Никольском храме родного села Прасковья Малинина была венчана о. Сергием, здесь все ее дети и внуки были крещены, а сама она в те времена прислуживала в церкви.

Приходской совет посчитал нужным запечатлеть память Прасковьи Малининой, не только трудившейся в храме, но и отстоявшей его от закрытия. В 1946 году, благодаря ходатайствам Прасковьи Малининой, Никольская церковь не была закрыта. Во время ее руководства колхозом храм находился на колхозном «иждивении», за счет колхозных средств в нем проводились ремонты.

image010К сожалению, доска на частном доме, где позднее проживала Прасковья Малинина, в 2000-х годах была снята новыми владельцами здания. Но жители села Саметь ее помнят. В 2018 году был реконструирован памятник на ее могиле, к нему добавили христианские символы. В своем слове, обращенном к собравшимся, настоятель Никольской церкви протоиерей Дмитрий Сазонов сказал, что «даже если в памяти людей сотрется образ тружеников и патриотов этой земли, Церковь никогда не забудет людей, вставших на ее защиту, Бог не забудет своих верных чад».

Помянем в этот день протодиакона Нагорно-Преображенской церкви г. Пучеж Костромской губернии Павла Феодоровича Введенского (1884-1934). Родился в с.Кунистино Нерехтинского уезда Костромская губернии. Происходил из духовного сословия. Сын псаломщика Кунистинской церкви. В возрасте 6 лет переехал в Кострому, куда был переведен его отец и служил диаконом-псаломщиком Христо-Рождественской церкви г. Костромы. В 1899 г. окончил Костромское духовное училище. После окончания духовного училища проживал на родине, в с. Кустинино, занимался сельским хозяйством и готовился к экзаменам на звание учителя, выдержал которые в 1905г. С 1905 по 1907 гг. был псаломщиком Власьевской церкви г. Костромы. В 1907 г. рукоположен во диакона, в 1928 г. – протодиакон Нагорно-Преображенской церкви с. Пучеж Костромской губ. (Ивановская пром. обл.).

image011image012По свидетельству современников о. Павел был высокого роста, статный красивый с копной длинных вьющихся волос. Кроме диаконской службы он пел в хоре на клиросе, голос у него был красивый и настолько громкий, что даже родные его из дома, который был напротив напротив храма, слышали, как дрожат храмовые стекла. Прихожане его очень любили и он отвечал им тем же. Они часто утром приходили к его дому со снедью (подношениями), а он все это складывал в корзиночку и раздавал на паперти нуждающимся. В июле месяце 1930г. вместе с другими "лишенцами" был отправлен на лесоразработки. 22 сентября 1930 г. был арестован органами Пучежского РО ОГПУ и проходил по одному делу в составе группы из 5 человек, в которую, кроме него, входили Горохов П.Д., Носова Е.Т., диакон Никольский П.В., священник Страхов И.А. Состав семьи на момент ареста в 1930г.: жена и семеро детей в возрасте от 1 года 4-х мес. до 22 лет.

Обвинение: "а/с деятельность, систематическая а/с агитация против мероприятий Соввласти на селе с призывом населения к свержению существующего строя, отрицательно настроен по отношению к Соввласти, называл ее грабительской" Статьи ст.58–10,58–11 УК РСФСР. Приговорен Тройкой при ПП ОГПУ по Ивановской Промышленной обл. - 5 лет концлагерей, считая срок с 22.09.1930г. Групповое дело "дело протодиакона П.Ф.Введенского и др., Ивановская о., г.Пучеж, 1930г."

Дело Д.7548-П Архива УМГБ по Ивановской обл. (дело N 1/1927 Пучежского РО ПП ОГПУ) Из материалов дела: "В центре Пучежского кулацко-торгового района, известного последними массовыми антисоветскими выступлениями, обвиняемые, представляя организованную группу вокруг церкви, с мая месяца 1930г. развернули широкую а/с агитацию среди крестьян, реагируя буквально на все события и мероприятия Советской власти, как-то: хлебозаготовки, займы, XVI партсъезд, покушение на Полпредство в Варшаве, коллективизация. Использовали для этого посещения в деревнях церкви и очереди... Выступления обвиняемых были рассчитаны на массовое шовинистическое возбуждение крестьян...". Из доносов: "В июле месяце в церковной ограде Введенский среди прихожан агитировал: "Пока живо духовенство, не видать коммунистам колхоза. Вы, мужички, прислушайтесь к нашему голосу и не поддавайтесь на коммунистическую удочку. Без image013вашего согласия эта голоштанная сволочь ничего не сделает, если вы сами дадите организованный отпор"... В июле месяце обвиняемые Введенский, Никольский и Носова, мобилизованные на лесозаготовки, среди массы народа на пристани в г.Пучеже агитировали: Введенский: "При этой власти живет свободно только грабитель, умеющий обирать крестьян".... Из материалов дела о Павле Федоровиче Введенском: "...Будучи человеком фанатично-религиозным, пользуется авторитетом среди бывших людей и церковников из кулацкой прослойки в деревне. В связи с этим, будучи везде принят, как духовное лицо, открыто занимался антисоветской деятельностью...". 23 сентября следствие было закончено, виновность проходивших по делу была "доказана", и Пучежское РО ОГПУ постановило: "Привлечь обвиняемых к ответственности по ст.58–10 и 58–11 УК во внесудебном порядке через Коллегию ПП ОГПУ по Ивано-Промышленной обл. Меру пресечения — содержание под стражей — оставить без изменения. Принимая во внимание отсутствие арестного помещения, обвиняемых перевести в Кинешемскую колонию для заключенных, содержание последних перечислив за ПП ОГПУ по ИПО".

image014В справке, полученной из архива Ивановской обл. написано: "Значится в списках лиц, лишенных избирательных прав по г.Пучежу, утвержденным Пучежским горизбиркомом от 23.10.1934г. Исключен из списка в связи со смертью". Умер в лагере 1930-1934 гг.??? г. Кемь Архангельской области. Реабилитирован Прокуратурой Ивановской обл. 28/04/1989г.по 1930-му годурепрессий.

Церковь Рождества Иисуса Христа, что на речке Суле г. Костромы. Каменная, с каменною колокольнею и оградою, построена, в 1692 году, по указу и грамоте Патриарха Иоакима. Престолы: в славу рождества Иисуса Христа, и в честь святителя Митрофана Воронежскаго и великомученика Артемия. Причта состоит: священник, диакон и пономарь. Земли при церкви: 1999 кв. саж., на которую план и межевая книга имеются. Прихожан муж. пола 220, жен. 226, дворов 34. В пользу причта получаются проценты с капитала 750 руб.

Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству, членом Костромского губернского статистического комитета, кафедрального Успенского Собора Протоиереем Иоанном Беляевым. – СПб: Типография Почтового Департамента, 1863, 198, V с. - С. 14: Христорождественская на Суле г. Костромы каменная, с такою же колокольней, построена в 1685 г. на средства прихожан и пожертвования; окружена каменной с железной решеткой оградой по улицам Царевской и Богоявленской. Престолов 3: в честь Рождества Христова (в холодной), во имя вмч. Артемия, во имя святителя Митрофана (в теплой). Церковнаго капитала % бум. 2725 р. (%% 118 р. 22 к.). Ближайшие церкви: Богоявленский Анастасиинский монастырь и Петропавловская. Причт: священник и псаломщик; жалованья не получает. Общий причтовой капитал 8887 р. 85 к. (%% 373 р. 24 к.). Доходов кружечных получается на долю священника 885 р., на долю псаломщика 295 руб. Дома у членов причта свои, и квартирных денег не получается. Всей земли при церкви 1999 кв. саж., занятых домами причта и их усадьбами, а также церковным погостом. План и межевые книги имеются. В приходе 246 д. муж. п. и 368 д. ж.п.; из прихожан многие занимаются на фабриках.

Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Справочная книга. Издание Редакции Костромских Епархиальных Ведомостей. – Кострома: Губернская Типография, 1911. – 407 с. - С. 10. http://starina44.ru/hristorozhdestvenskaya-cerkov-na-su

image015Впервые деревянные храмы на этом месте упоминаются в костромской писцовой книге 1628 года. "На Суле церковь Рождество Христово, да церковь другая с трапезою собор Михаила Архангела древяны, клецки". В конце XVII столетия взамен деревянного был построен каменный храм пятиглавый, бесстолпный, с небольшой шатровой колокольней, с тёплым приделом во имя великомученика Артемия, освящённый в 1685 (по другим данным в 1692) году. В 1800 году тёплый придел перестроили на средства прихожан, в числе которых состоял и сосланный в Кострому генерал-майор М.И. Платов. В 1835 году Артемиевский придел был разобран, взамен его возвели два тёплых придела во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского. Тогда же к церкви пристроили шестиколонный портик тосканского ордера.

В начале XX века причт храма состоял из священника и псаломщика. Из церковных святынь следует отметить икону Параскевы Пятницы с житием (XVII века) и образ святого Иоанна Предтечи с подписью: "1714 писал костромитин Василий Никитин". Христорождественская церковь была закрыта в декабре 1934 года. В 1935 году храм полностью разрушили.

Власьевская церковь (церковь Власия, епископа Севастийского) — недействующий пятиглавый православный храм постройки начала XIX века в исторической части Костромы, на улице Симановского (бывш. Власьевской). Место между центром города и рекой Костромой раньше называлось «вспольем» открытое место возле границы города), там располагались Кирпичная и Каменщиковая слободки. Сейчас эти территории бывших слободок являются западной окраиной исторической части города.

image016Первое упоминание о церкви относится к 1628 году. Тогда там стояли два деревянных храма — шатровый Власия, епископа Севастийского и клетский Николая Чудотворца с трапезной. Деревянными они были весь XVIII в., и лишь в 1805 г. заменены нынешним каменным зданием, выстроенным на средства прихожан. К этому времени Кирпичная слобода уже влилась в состав Костромы, и Власьевская улица достигла церкви.

Церковь относилась к типу двухэтажных пятиглавых и бесстолпных храмов с ярусной колокольней, в объемной композиции которых, симметрически четкой и ясной, новые формы классицизма переплелись с прежней барочной традицией. Внутри храма на нижнем этаже размещался престол Николы, а в верхнем — Власия; оба они образуют единое пространство благодаря раскрытию в храм помещений алтаря и трапезной.

После революции в 1924 году церковь закрыли, а 7 ноября того же года в бывшем храме состоялось торжественное открытие клуба. Были сломаны завершение церкви и звон (два верхних яруса) колокольни со шпилем, а остальная часть позже обстроена трёхэтажным зданием[1]. В 1973 году в здании разместились цеха швейной фабрики «Орбита», а затем — профессиональное училище № 18. В настоящее время в здании располагается государственное учреждение Костромской области «Информационно-аналитический центр».

Церковь Преображения

В 1776—1812 годах на возвышенности в центре посада Пучеж попечителем местного купца Петра Ивановича Иконникова возводится церковь Преображения «что на горе» (Приложение № 6) вместе с отдельно стоящей, завершённой шпилем ярусной колокольней конца XVIII — начала XIX века. Массивный двусветный [11] четверик [12] храма имел узкий аттиковый [13] пояс и завершался невысокой барочной кровлей и главой на световом барабане [14]. К основному объёму примыкали пониженные пятигранная апсида [15] и уширенная протяжённая трапезная [16]. Скупой декор имел плоскостной характер и подчёркивал мощь стены.

image017Церковь имела два молитвенных здания — Зимний и Летний храмы, крытых железом, обнесённых каменной оградой с железными решётками. Внутри обоих храмов стены и потолки были покрыты живописью. Зимний храм имел три алтаря [17]: главный — в честь Преображения Господня, правый — в честь святой Великомученицы Екатерины, левый — в честь Святого Алексея Человека Божия. Летний храм также имел три алтаря.

Более ста икон чтимых праздников и святых имелось в обоих храмах. Например, «по левую сторону Царских ворот — икона Казанской Божьей Матери в утробе, шитая золотом, унизанная 15 крупными, 983 средними и 9952 мелкими жемчужинами, с серебряным венцом с разноцветными каменьями. Над царскими вратами — икона Тайной Вечери в золоченом сиянии. Множество икон в серебряных вызолоченных окладах с такими же венцами, в ризах, шитых золотом и серебром, унизанных жемчугом с каменьями разных цветов». В описи указано количество серебра в ризах и венцах с исчислением в фунтах и золотниках. Вошли в опись старинные Евангелие в листе, в серебряном окладе с украшением финифтью 1834 года и Евангелие в серебряном окладе с чеканными изображениями 1698 и 1755 года, серебряные кресты 84-й пробы, вызолоченные, украшенные литыми украшениями, чернью. Имелось в храме большое количество серебряных и медных сосудов, плащаницы, шитые золотом, серебряные подсвечники, люстры 45 лампад, золоченые паникадила [18] и множество шитых золотом облачений с жемчугами, риз и стихарий золоченых.

На колокольне церкви имелось 8 медных колоколов весом в 800 пудов. Самый большой весил 522 пуда (в Московском храме Христа Спасителя самый большой колокол весил 210 пудов), а самый маленький — 1 пуд. Нагорно-Преображенская церковь возвышалась на месте сегодняшнего обелиска воинам — пучежанам, погибшим в Великую Отечественную войну.

 

Храмы и монастыри

Две рязанские обители

Предисловие

Первые Григоровы-рязанцы – младшие потомки испомещенного Великим князем Московским Иоанном 111 Васильевичем в 1495 году по Можайску Василия Иванова сына Григорова, не получившие доли в родовом поместье.

Подробнее...

Святые и Святыни

Монахини Феоктиста (Кулакова, 1902-1988), Палладия (Кулакова, 1906-1983), Анастасия (Кулакова,1909-2002).

Монахиня Феоктиста (в миру Мария Андреевна Кулакова), 1902 г.р., д. Минино Любимского узда Костромской губернии. С раннего детства пожелала служить Богу. Вместе с сестрами следовала наставлениям иеромонаха Железноборовского монастыря Иоасафа (Сазанова), была его духовной дочерью. Являлась насельницей тайного монастыря в Любимском р-не. 24 декабря 1932 года вместе с сестрами была арестована и обвинена в «религиозном возбуждении учения иеромонаха Иоасафа; организации нелегальных монашеских келлий; распространении антисоветской и антиколхозной агитации». 26 апреля 1933 года приговорена к 5-ти годам лишения свободы. Похоронена на городском кладбище в Костроме.

Подробнее...

Статьи

КОСТРОМСКАЯ БОГОЯВЛЕНСКАЯ ОБИТЕЛЬ И ИГУМЕНИЯ ВАРВАРА (БЛОХИНА)

Аннотация: Монахиня Варвара (Блохина) насельница костромской Богоявленско-Анастасииной обители стала в 1888 г. настоятельницей будущего женского Богородице-Успенского Пюхтицкого ставропигиального монастыря в Эстонии. Она передала опыт костромской обители вновь созданной православной общине в далеком протестантском крае, на северо-западных рубежах империи.

Ключевые слова: монастырь, братство, игумения, обитель, храм, край.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: