Протоиерей Алексий Васильевич Андроников (+1918)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image002Родился 14 сентября 1838 года в г. Чухломе, Костромской губернии. Выходец из старинного рода чухломских священников, сын настоятеля Преображенского собора Чухломы Василия Ивановича и Глафиры Ивановны Андрониковых. Незаурядные способности студента Алексея Андроникова проявились в Костромской духовной семинарии.

Он был одним из первых студентов, окончивших курс в Семинарии в 1854 году. 13 сентября 1954 года был рукоположен во иерея преосвященным Филофеем (Успенским) к Борисо-Глебскому храму г. Костромы. Его долголетие в качестве настоятеля поразительно: начав служить при Николае I, еще при крепостном праве, он служил при Александре II, Александре III, прослужив все царствование Николая II, всю эпоху Временного правительства, и ушел из жизни уже при Ленине (Советской власти). А костромских губернаторов за 64 года службы о.Алексия в Борисоглебской церкви сменилось 15 человек. Служение в "губернаторской" церкви накладывало на о.Алексия свой отпечаток. Писатель В.Н. Иванов в своих воспоминаниях о Костроме упоминает и настоятеля храма Бориса и Глеба, у которого в прихожанах состоял сам губернатор. Седенький о. Алексий, возглашая во время службы обычное: "Мир всем!", всегда добавлял поглядывая в его сторону: "И вашему превосходительству". В августе 1858г. Кострому посетил император Александр II, проводя подготовку к отмене крепостного права. Он остановился в губернаторском доме, а супруга губернатора на это время

image001

разместилась в доме о. Алексия. Император, нанося визит губернаторше, посетил дом о. Алексия. В мае 1913г. во время торжеств, связанных с 300-летием Романовской Династии, 80-ти летний, убеленный сединами протоиерей Алексий, выйдя с крестным ходом на встречу царя Николая II «...трепещущей от счастья десницей благословлял путь его следования». Все юбилеи службы о. Алексия в Борисоглебском храме — 30-летие, 40-летие, 50-летие, и наконец, 60-летие — в сентябре 1914г. — отмечались очень торжественно. На праздничное богослужение заранее привозили главную святыню края — икону Феодоровской Божией Матери, в церкви пел архиерейский хор, на службу прибывал архиерей, обязательно присутствовал губернатор с супругой, прихожане подносили юбиляру дорогие подарки, все костромские губернаторы присылали поздравительные телеграммы и т.д. Во время празднования 60-летия церковного служения об о.Алексие сказали, что он "представляет беспримерное явление церковной жизни, полное духовной красоты и назидания». Протоиерей Алексий Андроников был образцовый служитель Святой Церкви и пользовался почитанием всех знавших его. Кто имел возможность видеть его обращение с семьей, тот не мог не налюбоваться его любезным и добросердечным отношением к домашним. Батюшка питал особую ревность к церковной службе и совершал ее ежедневно, без пропуска. Когда в феврале 1918г. силы о.Алексия стали слабеть, то прихожане, не допуская мысли расстаться со своим любимым пастырем, учредили на свои средства должность второго священника и выразили о.Алексию желание «видеть его до самой его смерти первенствующим служителем и предстоятелем пред престолом в своем приходском храме". После революции 1917г. жизнь быстро менялась, ломался весь ее, сложившийся за столетия, уклад. В губернаторском доме, именуемом уже "домом Народа", разместился целый ряд революционных организаций. Таким образом, эпицентр всех политических бурь весны, лета и осени 1917г. находился по соседству с храмом — через дорогу. Там же 29 октября 1917г. было провозглашено и установление советской власти в Костроме и губернии.

image0033 мая 1918 года о. Алексий был убит. Злодеи-убийцы проникли в дом ночью, 88-летний старец услышал шум и встал, в это время убийцы нанесли ему смертельную рану в голову, кинжалом пронзили сердце, взяли что нужно и скрылись. Это произошло в Страстную пятницу 20 апреля (3 мая) 1918 года. Известие потрясло весь город, срочно прибыл управляющий Костромской епархией архиепископ Евдоким (Мещеряков) для совершения панихиды, а за Владыкой тысячи горожан устремились в скромную квартиру почившего проститься отдать ему последний долг. На четвертый день пасхи совершилось погребение. Отпевание покойного было совершено архиепископом Евдокимом и всем духовенством г.Костромы. Похоронен был старец- священник в ограде Борисо-Глебского храма г. Костромы, около алтаря храма, где он был бессменным настоятелем.

Борисоглебская церковь г. Костромы находилась на углу Всехсвятской улицы и Борисоглебского переулка (современных улиц Дзержинского и Крестьянской). Первое упоминание о Борисоглебской церкви относится к 1628 году, когда на ее месте располагались деревянные храмы во имя святых Бориса и Глеба и преподобного Симеона Столпника. В конце XVII столетия вместо деревянных храмов на средства петербургского купца И. Д, Белянкина и костромского купца С. И. Котельникова был возведен пятиглавый каменный храм с двумя приделами (правый – во имя Трех святителей, левй – во имя преподобного Симеона Столпника) освящение которых состоялось в 1800 г. В начале XIX века к храму пристроили трехъярусную колокольню. С начала 40-х годов XIX века Борисоглебская церковь приобрела неофициальный статус «губернаторского» храма.

image004Большая часть «губернаторского периода» ее истории связана с именем протоиерея Алексия Васильевича Андроникова (1831-1918), почитаемого как одного из наиболее уважаемых костромских священнослужителей.

В начале тридцатых годов ХХ века хором Борисоглебской церкви управлял А. Д. Самарин (1866-1932) – бывший обер-прокурор Святейшего Синода, в 1929 года проживавший в Костроме. Здесь, в этом храме , в январе 1932 года, состоялось его отпевание. В 1934 года Борисоглебская церковь была закрыта «по требованию студентов Текстильного института», а осенью 1935 года – разрушена. В пятидесятые годы ХХ века на ее месте был построен жилой дом (ул. Крестьянская 12/7).

Борисоглебская г. Костромы -  каменная, с такою же колокольней, построена в 1800 г. тщанием прихожан и вкладами добри костромского Стефана Ивановича Котельникова. Ограда железная на кирпичном фундаменте.

 

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

Собор костромских святых: агиографические источники в фондах Костромской областной универсальной научной библиотеки имени Н. К. Крупской

В русских святых мы чтим не только небесных
покровителей святой и грешной России: в них мы ищем
откровения нашего собственного духовного пути. Верим,
что каждый народ имеет собственное религиозное призвание,
и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными
гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического
подвижничества немногих. Их идеал веками питал
народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки.

(Г. П. Федотов)

Подробнее...

Статьи

Наши Палестины

Вышел в свет очередной номер Паломника

Скачать (pdf)