6 марта 2021. Вселенская родительская мясопустная суббота

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image0016 марта, для поминовения «от века усопших отцов, братий и сестер наших» Церковью установлена Вселенская  родительская мясопустная (т. к. в воскресенье заговенье на мясо) суббота.

Родительские субботы в 2021 году выпадают на следующие даты:

Вселенская родительская суббота (мясопустная) — 6 марта 2021 года.

Суббота 2-й седмицы Великого поста — 27 марта 2021 года.

Суббота 3-й седмицы Великого поста — 3 апреля марта 2021 года.

Суббота 4-й седмицы Великого поста — 10 апреля 2021 года.

Поминовение усопших воинов — 9 мая 2021 года.

Радоница — 11 мая 2021 года.

Троицкая родительская суббота в 2021 году — 19 июня 2021 года.

Димитриевская родительская суббота — 6 ноября 2021 года.

image002Мясопустная родительская суббота установлена в связи с тем, что эта неделя служит подготовительной  к Великому посту. Ее тематическая направленность – притча о Страшном Суде над всем человечеством, который состоится по втором пришествии Христа. Напоминанием Страшного (для нераскаянных грешников) Суда Церковь призывает чад своих к покаянию и, вместе с тем, предлагая методы исправления, не лишает их надежды на милосердие Божие. Говоря о милосердии Божием, Церковь обращается к нам с наставлением о том, что мы не должны заблуждаться относительно ответственности за свое нравственное состояние и злоупотреблять  долготерпением Праведного Судьи. Призывая нас к покаянию, она (Церковь), в притче о Страшном суде, призывает к человеколюбию и помощи всем нуждающимся. Помощи, которая посильна для каждого из нас: накормить голодных, посетить больных, утешить страждущих. Молитвой о усопших (родительская суббота), накануне воспоминания грядущего для всех Страшного Суда, Церковь призывает нас  оказать милость усопшим нашим близким, которые, в их нынешнем душевном состоянии, не могут оправдаться и произнести покаянные слова за свою прожитую земную греховную жизнь. Произнося в этот день молитву  о них, мы просим Грядущего Судью поставить их на Грозном Судилище по правую от Себя (с праведниками) сторону, особенно прося в свои молитвах милости к тем, кто не смог перед смертью раскаяться: о умерших внезапной смертью на море, от разбушевавшейся стихии, на чужбине, в горах, пропастях, от землетрясений, от мора, голода и холода, на войне, в пожарах, по всяческим причинам, и вообще, о всех тех, кто «узаконенных псалмов и песней памяти не получил». Кроме того,  этой молитвой о усопших, Церковь напоминает нам  о неизбежной для нас земной кончине и о предстоящем испытании, предлагает задуматься о  нашем нынешнем духовном и нравственном состоянии и о скоротечности земной жизни, призывает немедленно приступить к исправлению и исцелению от греховной болезни путем покаяния и добрых дел. На середину храма выносится тетрапод (поминальный стол на котором ставятся свечи) и утраиваются столы для приношений, куда каждый может положить свою жертву  на поминовение своих ближних. В записках, которые мы подаем для поминовения, записываются имена усопших как приснопоминаемых (после 40-ка дней со дня смерти), так и новопреставленных (до 40 дней со дня смерти). Имена пишутся в родительном падеже: Иоанна, Марии, Софии и т. д. В родительские субботы с древних времен (письменно зафиксирован с IV в.) существует благочестивый обычай - в родительские субботы, если это будет возможно, посещать кладбища. На Костромских кладбищах  имеются церкви: во имя чудотворной иконы «Всех скорбящих Радость» на ул. Костромской и часовня во имя великомученика Федора Стратилата на пр-те Мира, где можно будет поставить свечу об упокоении родственников

7 марта. Новомученики Соли Галичской

image0047 марта Русская Православная Церковь молитвенно почитала память новомучеников Соли Галичской: священномучеников протоиерея Иосифа Смирнова, иерея Владимира Ильинского, диакона Иоанна Касторского и мученика Иоанна Перебаскина.

22 февраля (7 марта) 1918 года за принадлежность к духовному сословию смиренные труженики нивы Христовой по прибытии в город Солигалич революционного карательного отряда претерпели мученическую смерть. Расстрел, произведенный в виде устрашающей акции, происходил глубокой ночью 7 марта (22 февраля по ст. стилю).

image004Приговор в исполнение проводил карательный отряд под руководством комиссара Журбы на территории Никольского тюремного храма. Репрессии были ответом новой власти на выступление населения (восстание в Солигаличе) протестовавшего против расхищения церковных ценностей. Вина священнослужителей состояла в том, что они участвовали в крестном ходе 24 февраля. Расстрелянных, в количестве 21 человек, похоронили в братской могиле 8 марта. Вместе с глубоко почитаемыми народом солигаличскими священнослужителями и смотрителем Духовного училища — лучшими людьми городского духовного сословия — красногвардейцами были расстреляны еще 17 человек, представителей иных сословных групп населения уездного центра.

31 марта (13 апреля по новому стилю) 1918 года во время работы Поместного Собора Русской Православной Церкви святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, совершил в храме Московской Духовной семинарии первую заупокойную литургию по всем убиенным «за веру Православную и Церковь Российскую». Среди жертв красного террора, поименно названных святителем на богослужении, были имена четверых жителей Солигалича.

Юбилейным собором Русской Православной Церкви 2000 г. солигаличские новомученики были включены в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Среди них первым значится протоиерей Иосиф Смирнов, который состоял духовником при городской тюрьме и наблюдателем церковно-приходских школ Солигаличского уезда. Избирался депутатом городской думы и Солигаличского уездного собрания, состоял членом уездного комитета попечительства о народной трезвости. Сведения из послужного списка показывают нам отца Иосифа как образованного священнослужителя, человека безупречной христианской нравственности, пользовавшегося среди горожан глубоким уважением.

Иерей Владимир Иоаннович Ильинский ко времени Октябрьского переворота был уже 85-летним старцем и находился на покое. Диакон Иоанн Алексеевич Касторский, так же, как и о. Владимир, семидесятилетний старец, смиренный труженик на ниве Христовой, отличался благочестием и безупречностью в служении.

Статский советник Иоанн Павлович Перебаскин по окончании С.-Петербургской духовной академии, имея ученую степень кандидата богословия, целиком посвятил себя делу духовного образования и воспитания юношества. После окончания Академии в 1884 году он направился в небольшой уездный город Солигалич, где стал помощником смотрителя, а в 1897 году – смотрителем духовного училища. К своим обязанностям Иоанн Павлович относился с глубокой ответственностью и усердием; им была написана книга «Правила поведения учеников Солигаличского Духовного Училища».

Почитание Солигаличских страдальцев никогда не прекращалось на Костромской земле. Место их погребения близ городской церкви святых первоверховных апостолов Петра и Павла было увенчано крестом, уничтоженным по распоряжению властей в 30-х годах (восстановлен 28 июня 1996 года); но память о подвиге жертв неправедного суда богоборческой власти хранилась в сердцах верующих, выражаясь и в благоговейном молитвенном поминовении. Святые новомученики Соли Галичской молите Бога о нас!

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Иеромонах Анемподист (Васильев, 1884 – 1975 гг.)

Печатается по дипломной работе  игумении Феофании (Ложкиной)
«Киевский старец иеромонах Анемподист (Васильев)»

Родился будущий иеромонах Анемподист в местечке Сокиряны (с. Сикуян) Хотинского уезда в Бессарабии 30 июня (13 июля) 1884 года, в день памяти Собора святых двенадцати апостолов в молдавской крестьянской семье. При Крещении мальчика назвали Никоном на молдавский лад, в честь преп. Никона Соколовского.

Подробнее...

Статьи

Святые места Востока: Тема путешествий в литературе второй половины 19 в.: По материалам библиотеки Костромского общественного собрания (1906 г.)

С 1866 г. в части главного дома городской усадьбы Карцовых[1] размещалось Костромское общественное собрание (1866 – 1917), содержание которого, по утверждению В. Н. Бочкова, в основном, осуществлялось на штрафы, взимаемые за карточную игру в ночное время. В собрании читались публичные лекции, устраивались концерты. «Здесь имелась превосходно подобранная большая библиотека с читальным залом, куда выписывались десятки газет и журналов» [1, с. 73]. Как о «самой большой в городе библиотеке» вспоминал и большевик В. Н. Соколов: «Огромные шкафы во все стены до потолка. И ряды шкафов посреди комнаты, только узенькие между ними проходы оставлены. … Библиотека много лет собиралась. Ещё помещиками при крепостном праве. … Собиралась и существовала только для членов клуба» [14, с. 59 – 60]. О количественном и содержательном составе фонда библиотеки могут свидетельствовать каталоги прекрасной сохранности, последний из которых относится к 1906 г.[4]. Представляется небезынтересным обратиться к некоторым из литературных источников, составлявших библиотеку.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: