25 января. Память святой мученицы Татьяны

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00325 января Церковь празднует память святой мученицы Татьяны. Воспитанная в христианстве, будучи диакониссой (служение женщин в церкви) римской церкви, она ходила за больными, посещала темницы, помогала неимущим, находилась в постоянной молитве к Богу. За исповедание Христа Богом, она вместе с отцом, была усечена мечем. Решение назвать храм в честь мученицы Татьяны  в Московском Императорском Университете было принято в связи с тем, что именно в день памяти этой святой мученицы, 25 января по новому стилю, императрица Елизавета II подписала указ об основании Московского университета в 1755 году. Храм святой мученицы Татьяны при Московском Императорском Университете впервые был освящен московским митрополитом Филаретом Дроздовым в 1837 году.  Летом 1919 года университетская церковь была закрыта. Позже в помещении храма находился театр МГУ.

25 января 1995 года храм был возвращен Церкви. В нем было совершено так называемое малое освящение, после чего были возобновлены богослужение. 28.03.2004 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил в субботу домовую церковь Московского университета – храма Святой мученицы Татьяны. На чине освящения присутствовал ректор МГУ. Виктор Садовничий, профессора, преподаватели и студенты. Многие из них являются прихожанами университетского храма. Всего на торжественную службу собрались около 600 верующих.

image002Татианинские храмы более позднего периода существуют в Москве при МГУ (построен в 1833-1836 гг.), во Владивостоке при при ДВГТУ (построен в 2000 г.), в Туринской слободе Свердловской области (построен в 2003 г.), в с. Бобрава Белгородской области (построен в 2004 г.), в Луганске (построен в 2007-2010 гг.), в Одессе (построен в 2006 г.) и в Варшаве при мужской гимназии (построен между 1820 и 1823 гг.).

В Костромской Государственной Сельскохозяйственной Академии с 1994 г. действует храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. С 1995 г. совершаются богослужения и в храме во имя святого великомученика Георгия Победоносца при Военной Академии войск радиационной, химической и бактериологической защиты им. маршала Тимошенко.

В здании Костромского Государственного университета, где с 1866 по 1918 гг. находилась Костромская Духовная Семинария, находился с 1878-1918гг. Сретенский храм (1878 г. постройки, адрес: г. Кострома, ул. 1 Мая, д. 16) Престольный праздник 15 февраля. Семинария была одним из центров епархиальной жизни того времени: в ее актовом зале проходили епархиальные съезды духовенства, проводились собрания Костромского церковно-исторического общества, Костромского отделения Императорсокго Православного Палестинского Общества, вечера и концерты, посвященные тем, или иным знаменательным событиям и персоналиям.

Храм в честь Сретения Господа нашего Иисуса Христа при Костромской духовной семинарии был устроен в 1878 году по благословению епископа Костромского и Галичского Игнатия на средства духовно-учебного капитала в верхнем этаже общежительного семинарского корпуса. В настоящее время в помещении Сретенской церкви размещается концертный зал музыкально-педагогического факультета Костромского государственного университета, занимающего исторические здания Костромской духовной семинарии. В 2010 году архиепископ Костромской и Галичский Алексий освятил новый храм в трапезном корпусе Богоявленско-Анастасиина женского монастыря города Костромы (Здание духовной семинарии). 24 ноября 2013 года состоялась первая Божественная литургия.

На рубеже XIX-XX вв. ректором Семинарии был выдающийся церковный историк и краевед протоиерей И. Сырцов.

 image004Протоиерей Иоа́нн Я́ковлевич Сырцо́в (1837 — не ранее 1919) —магистр богословия, церковный историк и писатель, статский советник со старшинством 1890 г., 29 сентября. С 30 января 1897 по 16 августа 1902 года — ректор Костромской духовной семинарии. С 5 марта 1897 по 15 декабря 1902 года Сырцов — редактор «Костромских епархиальных ведомостей». Сырцов — почётный член Костромской губернской ученой архивной комиссии с 26 августа 1897 года, Костромского Александровского православного братства с 1898 года, Общества вспомоществования недостаточным ученикам Костромской духовной семинарии с 1899 года. С 18 февраля 1903 года Сырцов — член Костромской духовной консистории. С 20 апреля 1897 года — член, с 21 февраля 1908 по 16 февраля 1909 года — председатель совета Костромского Федоровско-Сергиевского братства. Сырцов с 16 августа 1902 по 21 января 1909 года — протоиерей Костромского Успенского кафедрального собора. Сырцов был корреспондентом «Воскресного досуга», «Духовной беседы», «Морского сборника», «Православного собеседника», «Русского обозрения», «Русского чтения», «Странника», «Церковных ведомостей» и провинциальных периодических изданий. После отъезда из Костромы жил в городе Вятке. Скончался не ранее 1919 года. Основные сочинения Сырцова посвящены истории старообрядчества, в частности истории Белокриницкой иерархии, самозажигания, Соловецкого восстания; а также истории Соловецкого монастыря.

Среди выпускников Костромской духовной семинарии: А. Д. Домнинский – краевед, первым в XIXв. Указавший место захоронения И. Сусанина, епископ Порфирий (Успенский) – первый глава Русской православной миссии с Иерусалиме,  востоковед и путешественник, Н. В. Покровский, профессор родоначальник русской археологической школы, А. П. Голубцов – историк, профессор Московской духовной академии, Е. Е. Голубинский крупнейший церковный историк, А. В. Годнев – математик, священномученик Никодим (Кротков), архиепископ Костромской и Галичский, М. Василевский – маршал Советского Союза, А.В. Горский – ректор Московской Духовной академии, протоиерей М.Я.Диев – крупнейший костромской церковный историк, протоиерей Ф.А.Голубинский – религиозный философ, профессор Московской Духовной академии; академик Е.Е.Голубинский – крупнейший церковный историк, академик Ф.И.Успенский – директор Русского археологического института в Константинополе, К.И.Арсеньев – географ и статистик, и многие другие. С начала 80-х годов XIX столетия и до закрытия семинарии в 1918 году из ее стен вышло еще немало выдающихся людей, в числе которых – и будущий святитель Никодим, новомученик и исповедник веры Христовой.и мн. др., выдающиеся ученые, педагоги, врачи, писатели, представители культуры, государственные и общественные деятели.

Многие выпускники Костромской семинарии по призыву Родины пошли на фронта Первой мировой и Отечественной войн: В. А. Островский, Д, И. Урсин, М. А. Лебедев,  С. Н. Махровский, С. А. Благосклонов, Н. В. Мальцев, А. Я. Успенский, Н. Соловьев, М. Барков, П. Ильинский, Н. А. Фигуровский, Л. И. Смирнов, Б. Васильев, А. М. Василевский и др.

Многие в лихолетье гонений на Церковь отдали свою жизнь в концлагерях и тюрьмах: священномученик Никодим, архиепископ Костромской и Галичский, архиепископ Волоколамский Феодор (Поздеевский), архиепископ Калужский Августин (Беляев), архиепископ Великоустюжский Николай (Клементьев), архиепископ Муромский Амвросий (Смирнов), архиепископ Тамбовский Зиновий (Дроздов), епископ Сызранский Фостирий (Максимовский), Василий (Преображенский), еп. Кинешемский, священники: А. Д. Альбов, Н. Я. Вигилянский, В.А. Орлеанский, П. А. Острогский, В. Сарментов, В. Лебедев, С. Дьяконов, Н, Николаевский, И. Нарбеков, и др. С 1918 по 1953 гг. было расстреляно около 250 выпускников КДС.

 В этот день праздник во всех университетах страны, день студента, потому что МГУ считается родоначальником всех университетов России.

Храмы и монастыри

Очерк по истории Ипатьевского монастыря в XX веке

КАК ЭТО БЫЛО...

Начало XX лека подавало самые радужные перспективы в развитии Ипатьевского монастыря как духовно-исторического центра, церковно-народного музея-храма, осознание его роли в   истории государства и монархии. В нём проходили историко-археологические съезды, на которых присутствовали провинциальные и столичные учёные, искусствоведы, историки, которые собирались для обмена информацией, знакомства с исследованиями в области исторической науки и археологических изысканий. С созданием 3 июня 1912г. в Костроме Церковно-Исторического Общества, было положено основание церковно-исторического музея в стенах Ипатьевского монастыря, в палатах бояр Романовых. Многие из священных предметов находившихся в ризнице монастыря: иконы-складни, кресты, сосуды, памятники древнего шитья, рукописи и старопечатные книги, представляли, безусловно, историческую, и культурную редкость, являлись раритетами, относящимися к ХIV-ХVIвв.

Подробнее...

Святые и Святыни

Братья Лихуды Иоанникий (+1717) и Софроний (1730).

«На протяжении многих столетий идет в России спор: по какому пути развития (цивилизации) ей идти, как образовывать себя. Страна, занимающая огромное пространство Земли (1/6 суши) подвергалась и подвергается до сих пор с самого начала своего бытия политическому, религиозному, экономическому и культурному влияниям. Владеть умами этой страны, образовывать ее молодое поколение  в сфере своих духовных ценностей, подчиняя ее своим интересам через просвещение и образование – задача, при которой безкровно, со своей стороны, можно, без оговорок, владеть миром».

         Сазонов Д., свящ. Дорога к просвещению. // Светочъ. Альманах. Кострома, 1996. С. 13.

Подробнее...

Статьи

Отречение от веры. Мировоззренческая убежденность или сумма обстоятельств? К теме ренегатства 1960-х годов.

Аннотация: В статье, на примере отречения от религиозных убеждений священника И. Н. Кубина дается анализ его «мировоззренческому перевороту». На основании архивных данных показаны действительные мотивы, которые двигали Кубиным пожелавшим, чтобы его антирелигиозные откровения были опубликованы: они находились в сфере бытовой заинтересованности. Логика действий Кубина показывает, что его поступок был актом досады в отношении астраханского епископа, с которым у него не сложились личные отношения, что и выразилось впоследствии актом «отречения». Таковые психологические ситуации были использованы  властями в антирелигиозных целях, но негативно отобразились на судьбе «пострадавших» бывших священнослужителей. Их жизненные ситуации были использованы властями в качестве пропагандистского приема, оставив безразличным отношение в судьбе «обиженных» церковной властью ренегатов.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: