| | vivaspb.com | finntalk.com

Вербное воскресенье

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

verbnoeВербное воскресенье в этом году приходится на 13 апреля. Накануне этого дня, за вечерним богослужением мы, по традиции праздника, освящаем вербы и как некогда жители Иерусалима, приветствуем Спасителя нашего как царя - победителя – Победителя смерти, въезжающего в «город мира», согласно древним пророчествам. Ветки верб, у которых почки (цветы), распускаются раньше, чем у всех других деревьев, являются символом победы жизни над смертью.

Благовещение

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

blagoveshenie7 апреля Церковь призывает своих чад прославить Пресвятую Деву, Которая со смирением приняла от архангела Гавриила Благую весть о рождении от Нее Спасителя мира, Избавившего мир и человечество от греха, проклятия и смерти (Благовещение). В Евангелии от Луки в 1-ой главе, 26-38 ст. говорится о явлении в г. Назарете Деве Марии Архангела Гавриила возвестившего Благую весть – рождение от Нее Мессии. Ангел сказал Ей: « не бойся Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И, вот, Ты родишь Сына и назовешь Его Иисус. Он будет Сыном Всевышнего и Царству Его не будет конца». На недоумение Марии, как это все произойдет, ангел ответил Ей, что все это совершится силой Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенить Тебя, поэтому и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Тогда Мария со смирением ответила: «Я раба Господня, да будет Мне по слову твоему».

6 апреля. 5-я неделя Великого поста. Прп. Марии Египетской. Евангелие Мк. 10,32-45 ст.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов.. .

mariya-egipetskayaСлужба этой недели посвящена воспоминанию и прославлению прп. Марии Египетской, которая «аки солнце просиявши, всем наставница явилась согрешающим» (стихира праздника). Представляя нам ее жизнь, св. Церковь обращает внимание на глубину падения этой женщины и на высоту ее благодатного восстания. Этим указывается, что истинное покаяние вычеркивает и исправляет даже самые тяжкие грехи, и может поднять кающегося грешника на высокую степень духовного совершенства.

Кратко, о ее жизни можно сказать следующее. Жительница г. Александрии, она, рано оставив родительский дом, так глубоко погрязла в пучине страстей и разврата, что казалось, выйти ей и отмыться от этой грязи, не было никакой возможности. Она стала позором своих сограждан, сосудом погибели и соблазна. Однажды она села на корабль, везущий паломников в Иерусалим для поклонения св. Кресту Господню. В этой поездке она продолжает вести свою пагубную жизнь.

Федоровская икона Божьей Матери

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

fedorovskaya-ikona-bm27 марта все костромичи, все патриоты родной земли, молитвенно преклоняются перед чудотворной иконой Федоровской иконы Божьей Матери, которой в этот день, в 1613 г. был благословен на царство в стенах Ипатьевского монастыря молодой боярин Михаил Федорович Романов. Это благословение положило конец периоду Смутного времени в истории Русского государства, открыло начало воцарению новой династии, которая управляла страной в течение 300 лет.

4 неделя Великого поста

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

4-nedelyaВ богослужении 4-ой недели Великого поста, 30 марта, Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице вспоминаемого в этот день преподобного Иоанна Лествичника, который «принял божественное богатство Духа: непорочную молитву, чистоту, молитвенное бодрствование».Преподобный Иоанн Лествичник (ок. 525—606 гг.) — великий христианский подвижник и отшельник. Он принял постриг в обители на Синае и провел в уединении более сорока лет. Будучи игуменом Синайского монастыря, Иоанн написал знаменитую и популярную во всем христианском мире «Лествицу райскую», за что и получил в церковной истории именование Иоанна Лествичника. В своем сочинении он рассматривал монашескую жизнь как непрерывное духовного очищения человека и описал тридцать степеней восхождения в Царствие Божие. Первой ступенью этого восхождения является плачь о грехах. Не за то мы будем осуждены на вечном суде, что не совершали чудес, а за то, что не плакали о своих грехах Характерно, последней, высшей степенью он считает «любовь». Описание этой ступени монашеского совершенства он начал фразой: «Тот, кто дерзает говорить о любви, дерзает говорить о Боге».

1 неделя Великого поста

Автор: Протоиерей Дмитрий Сазонов, кандидат богословия, докторант Общецерковной аспирантуры святых Кирилла и Мефодия.. .

С 2 по 7 марта у православных проходит первая седмица (семь дней) Великого поста. Она отличается особой строгостью. Богослужения на ней – продолжительностью. Пост – время воздержания, время покаяния и сокрушения о совершенных грехах. Сама обстановка в церкви строгая, сосредоточенная. Великий пост – это путь к Пасхе.Литургия, а соответственно и Причащение, ради строгого поста совершается только в среду, пятницу (на них нельзя причащать детей до 7 лет), субботу и воскресенье. Особенность великопостного богослужения составляют: частое чтение покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» и литургия Преждеосвященных Даров.

2 марта - Неделя сыропустная

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

2 марта в церковном календаре значится как Неделя сыропустная (завершается вкушение молочной пищи). В этот воскресный день Церковь предлагает своим чадам, вспомнить изгнание первого человека Адама из рая за непослушание и невоздержание, для назидания в вере и уповании в помощи Спасителя. «Ибо если вы не будете прощать людям согрешения их, то не простит и вам Отец ваш Небесный» - говорит Спаситель (Мф. 6,14).

24 апреля будет празднование преподобному Иакову Железноборовскому. Скажите, будущий епископ о. Ферапонт как связан с этой обителью? Анна

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Уважаемая Анна! 5 марта 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий возвел в сан архимандрита игумена Ферапонта (Кашина), избранного епископом Макарьевским, викарием Костромской епархии. 29 марта 2013 года в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве состоялось его наречение во епископа. Напомню, Священный Синод на заседании 13 марта 2013 года (журнал № 22), рассмотрев прошение архиепископа Костромского и Галичского Алексия о назначении ему викарного епископа, постановил викарием Костромской епархии с титулом «Макарьевский» избрать игумена Ферапонта (Кашина), клирика Костромской епархии. С 17 августа 2004 года решением Священного Синода о. Ферапонг был назначен наместником Свято-Предтеченского Иаково-Железноборовского монастыря Костромской епархии, где положил много трудов над восстановлением этой древней обители.

2 марта. Память священномученика Патриарха Ермогена

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

2013-03-02В честь 400-летия окончания Смуты, восстановления российской государственности и 400-летнего юбилея Дома Романовых в Сретенском храме г. Кинешмы был совершен благодарственный молебен.

2 марта  Церковь совершает память священномученика  Патриарха Ермогена. День его мученической кончины. В храме Сретения Господня в г. Кинешме собрались  воспитанники Православной школы им. Александра Невского чтобы молитвенным обращением к святому почтить его в год 400-летия восстановления российской государственности, дома Романовых и окончания Смуты и просить его небесной помощи в деле познания истин Христовых. Велико общенациональное значение святителя Гермогена, неутомимого борца за чистоту Православия и единство Русской земли. Его церковная и патриотическая деятельность в течение нескольких столетий служит для русского человека ярким образцом пламенной веры и любви к своему народу. Только один голос мог повлиять на народ — голос Патриарха. И как же ясно осознавал великую историческую ответственность святитель Гермоген! Но он жил одной жизнью со своим народом, а эта могущественная элитарная прослойка, которая пыталась разрушить единство страны, была по сути чужда и Церкви, и народу.

Ярославские даты января

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

4 января
Священномученик Феодор, пресвитер Борисоглебский (Яеодор николаевич Поройков), родился в семье священнослужителя Угличского уезда. До ареста служил священником с. Гвоздево, Ростовского р-на. В 1929 году протоиерей Феодор был лишен дома и всего имущества. Вскоре арестован, осужден, приговорен к трем годам концлагеря и одному году ссылки. По возвращении из ссылки был определен священником в с. Вощажниково, Борисоглебского р-на. Вновь арестован осенью 1936 г., в январе 1937 г. осужден к 5 годам лишения свободы. Через год, неся лишения лагерной жизни в Кулойлаге, он окончил свой земной путь.

5 января
Архиепископ Ярославский и Ростовский Арсений (Верещагин, + 1799), первым из архипастырей получил название Ярославского и Ростовского. Родился 27 января 1736 года в г. Кашине, Тверской губернии. С 22 сентября 1783 года и по 1799  возглавлял Ярославскую и Ростовскую кафдру, с марта  1785 г. – архиепископ. При нем кафедра была перенесена из Ростова в Ярославль (1788). В Ярославле владыка начал переустройство Спасо-Преображенского монастыря в Архиерейский дом. При нем была построена в Ярославле церковь во имя святителя Леонтия Ростовского. В 1798 г. по его благословению был возвращен в г. Романов-Борисоглебск чудотворный образ Спасителя, увезенный в г. Ростов при его предшественнике. Погребен в Троице-Калязинском монастыре Тверской епархии.

11 января
16 лет со дня кончины протоиерея Бориса Старка (1909-1996). Рукоположен во Франции в 1937 году. Долгое время служил священником Русского Дома  и Русского кладбища в Сент-Женевьев де Буа. Примечательно: со всей Франции собирал и перевозил останки соотечественников в Русский некрополь.  В 1952 году вернулся в Россию. В течение 22-х лет о. Борис был настоятелем Феодоровского кафедрального собора в Ярославле. Похоронен на кладбище Туговой горы.

13 января
13 января исполнилось 16 лет со дня кончины одного из почитаемых клириков Ярославской епархии, архимандрита Павла (Груздева). Он родился в 1911 г. в деревне Борок, Мологского р-на. В 1938 г. его семья перебралась в Тутаев, в храмах которого о. Павел пономарил и пел на клиросе. В 1941 году он был арестован за принадлежность к «антисоветской организации», т. е. за веру в Бога. Отсидел 11 лет. В 1958 г. был рукоположен во священника и назначен настоятелем Воскресенского храма с. Борзово, Рыбинского р-на., а с 1962 года переведен в село Верхне-Никульское, Некоузского р-на. С 29 июня 1992 г. он жил на покое при Воскресенском соборе г. Тутаева. Множество людей приезжало к о. Павлу за духовным советом и утешением. 13 января 1996 г. он мирно скончался и был похоронен на Леонтьевском кладбище г. Тутаева.

Храмы и монастыри

Буйского уезда село Троицкое в Ликурге

Краткие сведения о селе и Ликургской волости. Две каменные церкви 1685 г. Описание их. Надпись 1721 г. на иконостасе. Колокольня, ограда. Церковный дом «Трапеза». Кресты 1669 и 1665 гг. Два печатныя Евангелия начала XYII века. Евангелие 1681 г. Гробница Готовцевых. Надгробныя камни с надписями 1725, 1709 (над убитым под Полтавою), 1661 (над Голенищевою Кутузовою), 1650, 1624, 1729 гг.

Подробнее...

Святые и Святыни

Новомученики, связанные с Костромской землей

Среди новомучеников, пострадавших за веру в 20-м веке, есть святые связанные рождением, корнями, работой и учебой с Костромской землей.

Хотелось бы рассказать о некоторых из них.

Подробнее...

Статьи

Репрессии Советской власти против Истинно-Православной Церкви как повод для уничтожения церковной организации в Костромской епархии.

«К свободе призваны вы братия» (Гал. 5, 13)

Истинно-Православная Церковь, название которой закрепилось в начале ХХ веке за теми, кто вначале противопоставлял себя живоцерковникам и раскольникам[1], затем перешло на последователей митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых), объединяло разных людей, основной идеологической платформой которых было неприятие политики государства направленной на разрушение Церкви, насилие над свободой человека исповедующего религию, и на тенденцию подчинения Церкви безбожному государству. Как утверждает М. В. Шкаровский, «именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь», употребив его в 1928 г. в одном из своих писем[2], отметив, что такое название имеет Церковь свободная от государственного насилия. Идеологической основой движения «иосифлян», ставших затем называться приверженцами ИПЦ, было неприятие курса митрополита Сергия, который выступая за легализацию отношений с государством, по мнению некоторых архиереев, священства и мирян, «допустил вмешательство гражданских властей» в дела и прямое порабощение Церкви[3]. Временный Священный Синод, возглавляемый заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием указом от 6 августа 1929 года фактически приравнивал последователей ИПЦ к обновленцам и григорианам, объявляя недействительными совершенные ими таинства и указывая принимать вернувшихся через Миропомазание[4]. Как указывает Шкаровский, сами иосифляне себя раскольниками не считали и действительно ими не были, т.к. не пытались создать параллельную Церковь, считали главой Русской Православной Церкви Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и не создавали особенных обрядов. Главной их, стратегической целью было привлечение большего количества сторонников в Высшее церковное управление, и возглавление его[5]. По мнению митрополита Иоанна (Снычева), который свидетельствовал о массовости иосифлянского движения «непоминающих» «многие их тех пастырей, которые в годы борьбы с обновленчеством показали себя стойкими борцами за чистоту православия, выступили против митрополита Сергия». По мнению владыки Иоанна, митрополит Сергий и возглавляемый им Синод допустили серьезную тактическую ошибку, т.к., большинство верующих было неподготовлено к новому курсу Русской Церкви на сближение с государством, осуществляющим антирелигиозную политику[6]. Однако, исходя из открытых, на данный момент, материалов, свидетельствующих о беспрецедентном нажиме на митрополита со стороны, в том числе и карательных органов, следует сказать, что вряд ли митрополиту Сергию было дано время на подготовку паствы к принятию как Декларации, так и курса направленного на легализацию Церкви в СССР, отраженного затем в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях».

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: