Отречение от веры. Мировоззренческая убежденность или сумма обстоятельств? К теме ренегатства 1960-х годов.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Статьи

Аннотация: В статье, на примере отречения от религиозных убеждений священника И. Н. Кубина дается анализ его «мировоззренческому перевороту». На основании архивных данных показаны действительные мотивы, которые двигали Кубиным пожелавшим, чтобы его антирелигиозные откровения были опубликованы: они находились в сфере бытовой заинтересованности. Логика действий Кубина показывает, что его поступок был актом досады в отношении астраханского епископа, с которым у него не сложились личные отношения, что и выразилось впоследствии актом «отречения». Таковые психологические ситуации были использованы  властями в антирелигиозных целях, но негативно отобразились на судьбе «пострадавших» бывших священнослужителей. Их жизненные ситуации были использованы властями в качестве пропагандистского приема, оставив безразличным отношение в судьбе «обиженных» церковной властью ренегатов.

Рецензия председателя Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества протоиерея Дмитрия Сазонова на книгу «Хроники Зверландии».

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Статьи

hroniki zverlandii povest skazka 97455 482871Перед вами книга писателя и учёного, профессора Ивановского филиала Института управления (г. Архангельск), религиоведа, доктора исторических наук, кандидата богословия, члена Союза журналистов и Союза писателей России, Алексея Александровича Федотова. Книга написана в жанре сказки для взрослых “детей”, для тех, кто, повзрослев годами, остаётся в душе ребёнком.

Презентация "Кострома, которую мы потеряли"

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Статьи

kostromaК 120-летию создания Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества была создана презентация об утраченных храмах г. Костромы.

Оценка личности и сравнительный анализ деятельности костромских архиереев в период с 1958 по 1988 гг.

Автор: Протоиерей Дмитрий Сазонов, кандидат богословия, докторант Общецерковной аспирантуры им. св. Кирилла и Мефодия.. . Опубликовано в Статьи

Аннотация. В статье дается сравнительный анализ личности костромских архиереев – выходцев из различных социальных слоев общества, людей различного образования и личностных качеств, осуществлявших свою деятельность в период с 1958 по 1988 годы. Их верность своим идеалам и христианским ценностям позволила нивелировать усилия государственного аппарата по сокращению церковных структур в Костромской епархии. На основании источников делается вывод о том, что никакими запретительными мерами и репрессиями невозможно уничтожить церковную организацию и запугать управляющих епархиями архиереев, верных своему призванию. Убеждает сделать такой вывод статистика, которая позволяет говорить о том, что даже в самые сложные годы притеснения церковных структур, Костромская епархия представляла собой жизнеспособную структуру, которая при улучшении государственно-церковных отношений смогла восстановить и развивать свою деятельность.

Храмы и монастыри

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Подробнее...

Святые и Святыни

Икона Макарий Унженский с 21 клеймом жития» из собрания Ярославского художественного музея

В собрании ЯХМ хранится одна из ранних известных икон Макария Унженского с житием в 21 клейме[1]. Она происходит из Спасо-Архангельской церкви из г. Романова (ныне - г.Тутаева Ярославской области), и была создана в 1630-40-х гг. Икона опубликована в каталогах ЯХМ и уже была в центре внимания исследователей[2]. В предлагаемой работе сделана попытка уточнить и развить существующие мнения и версии, а также высказать некоторые дополнительные соображения относительно иконографии данного памятника[3].

Подробнее...

Статьи

Соборность в философии Вл. Соловьева

В философском исследовании феномена соборности трудно обойтись без представлений по этой проблематике, имевших место в творчестве русского мыслителя Вл. Соловьева. Будучи человеком самостоятельно и свободно-мыслящим, этот философ смог проанализировать религиозное понятие с критической точки зрения и в процессе обоснования выявить возможность и необходимость синтеза теологического содержания с философско-умозрительной рефлексией, тем самым определяя по-новому и сам термин: вместо соборности – всеединство. Насколько удачным оказался опыт Вл. Соловьева, покажет настоящее исследование.

Подробнее...