Монастыри Костромского края

Автор: Н.А. Зонтиков . .

 В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей (помещаемый ниже их порайонный спи­сок, конечно, не полон). Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками при. Сергия Радонежского на костром­ской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комелъским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др.

Территориально монастыри были размещены неравномерно: большая их часть находилась в западной части края (два «сгустка» обителей сосредоточены в древнейших городах - Костроме и Галиче). В восточной части, за р. Унжей, имелись лишь единичные монастыри (подобная ситуация обусловлена истори­чески, ведь большая часть заунженского края в состав российского государства вошла лишь во второй половине XVI в.). С эпохи Петра I для монастырей нача­лось трудное время, продолжавшееся вплоть до начала XIX в. В 1764 г. в ходе секуляризационной реформы 16 костромских монастырей были закрыты и об­ращены в приходские церкви. Новые монастыри на костромской земле стали возникать лишь во второй половине XIX в. Всего к 1917 г. в Костромской епар­хии действовало 19 монастырей. Все они после революции, в 1919-1929 гг., бы­ли закрыты. Из-за административно-территориальных изменений 20-40 гг. XX ^                         в. ряд исторических костромских монастырей (Тихоно-Лухский, Макариево-

Решемский, Николо-Бабаевский и др.) отошли в состав современных Ярослав­ской, Нижегородской и Ивановской областей. Возрождение монастырей нача­лось в 90-е гг. XX в. В настоящее время в Костромской епархии действует 7 обителей.

АНТРОПОВСКИЙ РАЙОН

1) Николо-Над еевская пустынь (находилась вблизи д. Паново). Впервые упо­минается в 1532 г., когда пустынь разорили казанские татары. Упразднена в 1764 г. и обращена в приходскую церковь - Никольский погост. В 1826 г. по­гост был приписан к Кривоезерской Троицкой обители. Возобновление пустыни начато с 30-е гг. XIX в. прп. Тимоном Надеевским, учеником прп. Серафима Саровского. С 1856 г. - самостоятельная обитель. В 1912 г. монастырь из муж­ского обращен в женский. Пустынь закрыта в 1919 г., в ней был создан совхоз «Восход». В советское время ансамбль пустыни полностью разрушен.

2) Словинская Богородицкая мужская пустынь (с. Словинка). Основана около 1629 г. на месте обретения в ветхой деревянной церкви в лесу чудотворной Смоленской иконы, называемой Словинской. Упразднена в 1764 г. и обращена в приходскую церковь. В 1870-1892 гг. взамен деревянного возведен огромный каменный Богородицкий храм. В советское время храм не закрывался.

3) Богородицко-Казанская Карпищева мужская пустынь (с. Бушнево). Осно­вана в 1643 г. на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери.

Упразднена в начале XVTII в. и обращена в приходскую церковь. В 1818 г. воз­веден взамен деревянного каменного летний храм в честь Явления Казанской иконы Божией Матери, в 1833 г. - зимний Троицкий храм. Оба храма закрыты в 30-е гг. XX в.

БУЙСКИЙ РАЙОН

1) Иоанно-Предтеченский Иаково-Железноборовский мужской монастырь (с. Борок). Основан прп. Иаковом Железноборовским, учеником прп. Сергия Радо­нежского на рубеже XIV и XV вв. Закрыт в 1929 г. В 1996 г. в бывшем мона­стыре организовано подворье костромского Ипатьевского монастыря, в 2004 г. подворье обращено в самостоятельную обитель.

2) Макариево-Писемский Спасо-Преображенский монастырь. Основан в на­чале XV в. прп. Макарием Писемским, учеником прп. Сергия Радонежского. Упразднен в начале XVIII в. и обращен в приходскую церковь. В 1821 г. взамен деревянного возведен каменный Преображенский храм, в начале XX в. над по­коящимися под спудом мощами прп. Макария возведен деревянный Преобра­женский храм. Обитель возобновлена как женский монастырь в 1994 г.

3) Благовещенский Ферапонтов мужской монастырь (с. Ферапонт). Основан, вероятно, в XV в. По неизвестной причине прекратил своё существование, по-видимому, в первой половине XVI в. Возобновлен в 90-е гг. XVI в. прп. Адриа­ном Монзенским. Упразднен в 1764 г. и обращен в приходскую церковь. В 1798 г. взамен деревянного возведен каменный Благовещенский храм, в котором под спудом покоятся мощи прпп. Адриана, Ферапонта и Феодосия Монзенских. Храм закрыт в 1937 г., возобновлен в 1998 г.

ВОХОМСКИЙ РАЙОН

1) Никольский Кажиров мужской монастырь (с. Кажирово). Считается, что он основан в 1423 г. Упразднен в 1764 г. и обращен в приходскую церковь. В 1836 г. взамен деревянного возведен каменный Никольский храм. Храм закрыт в 30-е гг. XX в. Его возрождение началось в 90-е гг. XX в.

2) Тихонова мужская пустынь (с. Тихон). Основана в первой четверти XVII в. прп. Тихоном Вохомским. Упразднен в 1764 г. и обращен в приходскую цер­ковь. Храм закрыт в 30-е гг. XX в.

ГОРОД ГАЛИЧ

1) Спасский мужской монастырь. Предположительно возник в первой поло­вине XIV в. Время упразднения неизвестно, как полагают, он был обращен в Спасо-Преображенский собор Галича.

2) Монастырь во имя свв. Космы и Дамиана. Полагают, что он основан в пер­вой половине XV в. боярином Иваном Овиным. Упразднен и обращен в приход­ской храм до начала XVII в. В 1755 г. взамен деревянного возведен каменный храм во имя свв. Космы и Дамиана. Храм закрыт в мае 1941 г. Возвращен ве­рующим в 1989 г.

3) Васильевский мужской монастырь (Рыбная слобода). Предположительно основан в середине XV в., упразднен в первой половине XVIII в. и обращен в приходскую церковь. Во второй половине ХУШ в. взамен деревянных возведе­ны каменные храмы во имя святителя Василия Великого и в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм. Васильевский храм закрыт в 1930 г. и частично разрушен. Введенский храм в советское время не закрывался, с середины XX в. - кафедральный собор епархии. В 90-е гг. XX в. Васильевский храм возвращен верующим, его почти полностью разрушенная шатровая колокольня восстанов­лена в 1996-1997 гг.

4) Никольский Староторжский монастырь. Основан около середины XV в. прп. Иаковом Галичским, учеником прп. Паисия Галичского. В 1668 г. обращен в женский монастырь. Закрыт в 1919 г. В 90-е гг. XX в. Троицкий собор обители частично реставрирован.

5) Богоявленский мужской монастырь. Время возникновения неизвестно. Уп­разднен, по-видимому, в начале XVIII в. и обращен в приходскую церковь. В 1686-1689 гг. взамен деревянного возведен каменный Никольский храм, в пер­вой половине XVIII в. - Богоявленский храм. Церкви закрыты в 1930 г., Богояв­ленский храм вскоре был разрушен.

6) Зачатиевский женский монастырь (Рыбная слобода). Время возникновения неизвестно. Существовал уже в начале XVI в. Упразднен в 1759 г. и обращен в приходскую церковь. В 1799 г. взамен деревянного возведен каменный храм Бо-гоотец Иоакима и Анны. Закрыт в 1930 г., позднее разрушен.

7) Монастырь Рождества Богородицы. Точное местонахождение неизвестно. Упоминается в 1702 г. Время упразднения неизвестно.

ГАЛИЧСКИЙ РАЙОН

1) Авраамиев Новозаозерский Успенский мужской монастырь (с. Умиление). Основан во второй половине XIV в. прп. Авраамием Галичским и Чухломским, учеником прп. Сергия Радонежского. Упразднен в 1773 г. и обращен в приход­скую церковь. Оба бывших монастырских храма - Успенский (XVII-XIX вв.) и Петропавловский (конец XVII в.) - закрыты в 30-е гг. XX в., в настоящее время пребывают в руинах.

2) Паисиев Успенский монастырь (с. Успенская слобода). Основан, скорее всего, в конце XIV в. боярином Иваном Овиным. Закрыт в 1919 г. Возобновлен как женский монастырь в 1994 г.

3) Рождественский мужской монастырь (вблизи от д. Мелешино). Возник на рубеже XIV и XV вв., разорен в начале XVII в. поляками и был возобновлен как приходская церковь (погост Игнатово). В 1807 г. взамен деревянного возведен каменный храм Рождества Богородицы. Закрыт в 30-е гг. XX в. Пребывает в руинах.

4) Благовещенский Унорожский мужской монастырь (с. Унорож). Основан, скорее всего, в XIV в., существовал уже в начале XV в. Упразднен в 50-е гг. XVIII в. и обращен в приходскую церковь. В 1814 г. взамен деревянного возве­ден каменный Благовещенский храм. Храм закрыт в 30-е гг. XX в. Пребывает в руинах.

5) Георгиевский монастырь на р. Ноле (с. Старый Георгий). Основан, судя по всему, в XIV в., существовал уже в начале XV в. Время упразднения монастыря и обращения его в приходскую церковь неизвестно. В 1748 г. взамен деревянно­го возведен каменный Георгиевский храм. Храм закрыт в 1952 г., ныне пребы­вает в руинах.

6) Флоро-Лавровский монастырь на берегу Галичского озера (устье р. Чел-смы). Время возникновения неизвестно, монастырь существовал уже в нач. XVI в. Упразднен в 1726 г. и обращен в приходскую церковь во имя свв. Флора и Лавра. В 1814г. взамен деревянного возведен каменный храм. Храм закрыт в 30-е гг. XX в., позднее разрушен.

КАДЫЙСКИЙ РАЙОН 1) Макариев мужской монастырь в устье р. Нёмды. Основан местными жите­лями во имя прп. Макария Унженского и Желтоводского в начале XVII в. в па­мять о бывшей здесь в 1609 г. битве с поляками. Упразднен в 1708 г. и обращен в приходскую церковь (Макарьевский погост). В 1798 г. взамен деревянного

возведен каменный Макариевский храм. Закрыт в 30-е гг. XX в., полуразрушен. В 1956 г. руины храма затоплены водами Горьковского водохранилища.

2) Боголюбский женский монастырь (с. Рубцово). Основан кинешемским купцом I гильдии А.И. Поленовым в 1864 г. в качестве женской общины при церкви в честь Боголюбской иконы Божией Матери, построенной в 1862 г. С 1893 г. - монастырь. Монастырь закрыт в 20-е гг. XX в., в нем был создан сов­хоз, позднее — дом инвалидов.

КОЛОГРИВСКИЙ РАЙОН

1) Успенская Княжая мужская пустынь на р. Княжей (бывшее с. Княжая пус­тынь). Время возникновения неизвестно, существовала уже в конце XVI в. Уп­разднена, скорее всего, в сер. XVIII в. и обращена в приходскую церковь. В 1842 г. взамен деревянного возведен каменный Успенский храм. Храм закрыт в 1936 г., пребывает в руинах. ГОРОД КОСТРОМА

1) Спасо-Запрудненский мужской монастырь. Считается, что он основан в 60-70 гг. XIII в. князем ВасилиемЯрославичем на месте явления чудотворной Фео-доровской иконы Божией Матери. Упразднен в 1764 г. и обращен в приходскую церковь. В 1754 г. взамен деревянного возведен каменный храм Спаса на За-прудне.

2) Ипатьевский Троицкий мужской монастырь. Традиционно считается, что монастырь основан в 1330 г., но, скорее всего, он возник еще в начале ХШ в. Закрыт в 1919 г., возобновлен в 1991 г.

3) Анастасии женский монастырь (Ризоположенско-Анастасиин, Анастасиин-Крестовоздвиженский, Богоявленско-Анастасиин). Находился в квартале, обра­зуемом улицами Островской, Пятницкой и пр. Текстильщиков. Впервые упоми­нается в 1417 г. Как полагают, монастырь основан на рубеже XIV и XV вв. до­черью Димитрия Донского княжной Анастасией Дмитриевной. Упразднен в 1764 г., но в 1773 г. возобновлен под названием Анастасиин-Крестовоздвиженский. В 1863 г. объединен с упраздненным Богоявленским мо­настырем и стал называться Богоявленско-Анастасиин. Закрыт в 1919 г., в 30-е гг. большинство строений монастыря разрушено.

4) Богоявленско-Анастасиин (Богоявленский) монастырь. Основан в нач. XV в. прп. Никитой Костромским, учеником и сродником прп. Сергия Радонежско­го. Упразднен в 1847 г. Возобновлен как женский и объединен с Анастассии-ным-Крестовоздвиженским монастырем в 1863 г. Закрыт в 1919 г. Возобновлен в 1991 г.

5) Крестовоздвиженский монастырь. Находился в кремле («старом городе») Костромы. Впервые упоминается в 1580 г., основан предположительно в XV в. В 1681 г. обращен в женский монастырь. Упразднен в 1773 г.

6) Симеоновский Богородицко-Феодоровский мужской монастырь (находил­ся на месте первого костромского кремля, у пересечения улиц Островского и Пятницкой). Основан в первой половине XVII в. Упразднен в 1723 г. (по другим данным - в 1764 г.). В 1768-1771 гг. взамен деревянного возведен каменный храм во имя Богоотец Иоаким и Анны, один из приделов которого в память о монастыре был освящен во имя прп. Симеона Столпника. Храм снесен в 1936 г.

7) Спасо-Подвязный мужской монастырь. Находился в центре квартала, обра­зуемого улицами Островского, Депутатской, пр. Текстильщиков и Спасокукоц­кого. Время возникновения неизвестно. Существовал уже в нач. XVII в. Уп­разднен в 1691 г. и обращен в приходскую церковь. В середине XVIII в. Взамен

деревянного возведен каменный Спасский храм. Храм закрыт в 1929 г., разру­шен в сер. 30-х гг. XX в.

8) Вознесенский монастырь. Находился в районе Комсомольской улицы (бывшей Вознесенской). Основан царем Михаилом Федоровичем Романовым. Упразднен около середины XVII в. и обращен в приходскую церковь. Упразд­нена в 1779 г.

9) Тихонов монастырь. Находился вблизи устья р. Костромы. Время основа­ния неизвестно, упразднен до 1628 г. В память о нем вблизи Власьевской церк­ви была поставлена деревянная часовня во имя свт. Тихона Амафунтского. В 60-е гг. XIX в. взамен деревянной построена каменная часовня. Часовню закры­ли вместе с Власьевской церковью в 1924 г., позднее здание часовни снесено.

10) Знаменский женский монастырь. Основан в 1993 г. при действующем храме Воскресения на Дебре.

КОСТРОМСКОЙ РАЙОН

1) Богородицко-Игрицкий монастырь (д. Песочная). Основан в 1624 г. на мес­те обретения чудотворной Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, на­зываемой Игрицкои. Монастырь закрыт в 1919 г., последний храм закрыт в 1932 г. В 30-60 гг. XX в. почти весь ансамбль монастыря разрушен.

2) Богородицко-Казанская мужская пустынь (д. Казанка). Упоминается в на­чале XVIII в. Упразднена в 1764 г.

3) Успенский монастырь у впадения р. Андобы (Андомы) в р. Кострому (д. Пустынь). Время основания неизвестно. Упразднен до начала XVII в. и обращен в приходскую церковь. В XVI1I-XIX вв. на месте монастырского храма стояла деревянная часовня. В начале XX в. часовню перестроили в старообрядческую церковь, освященную в 1908 г. в честь Казанской иконы Божией Матери. Цер­ковь закрыли в 1940 г. В настоящее время здание церкви заброшено.

КРАСНОСЕЛЬСКИЙ РАЙОН

1) Ильинская Яблонная пустынь. Находилась на правом берегу р. Волги вбли­зи устья р. Шачи (в 3 км от с. Сидоровского), Время возникновения неизвестно. Упоминается в начале XVIII в. Упразднена в 1764 г. и обращена в приходскую церковь. Построенная в 1720 г. Успенская церковь с приделом во имя пророка Илии закрыта в 30-е гг. XX в. и вскоре разрушена. В 1956 г. при подъеме уровня Волги место, где находился монастырь, затоплено. МАКАРЬЕВСКИЙ РАЙОН

1) Макариево-Унженский Троицкий монастырь (г. Макарьев). Основан в 1439 г. прп. Макарием Унженским и Желтоводским. Закрыт в 1929 г., возобновлен в 1993 г. как женский монастырь.

2) Спасская Унженская пустынь, что на Красной горе (с. Красногорье). Время возникновения неизвестно. Существовала уже в конце XVI в. В 1620 г. пустынь была приписана к Макариево-Унженскому монастырю и обращена в приход­скую церковь. В 1810 г. взамен деревянного возведен каменный Спасо-Преображенский храм. Храм закрыт в 1938 г., возвращен верующим в 1990 г.

3) Кривоезерская Троицкая пустынь. Находилась на левом берегу р. Волги возле устий рек Нёмды и Унжи. Основана в 20-е гг. XVII в. Закрыта около 1919 г. В 1956 г. руины пустыни затоплены водами Горьковского водохранилища.

НЕРЕХТСКИЙ РАЙОН 1) Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь. Основан во второй половине XIV в. прп. Пахомием Нерехтским. Упразднен в 1764 г. и обращен в

приходскую Троицкую церковь. Церковь закрыта в марте 1941 г. Обитель во­зобновлена как женский монастырь в 1993 г.               /г jt*./u^J< )

2) Б огород ицко-Владимирский Сретенский монастырьУОснован как женский монастырь в 1634 г. Упразднен в 1764 г. и обращен в приходскую Владимир­скую церковь. Церковь закрыта в 30-е гг. XX в., частично разрушена.

3) Успенская Тетеринская женская пустынь (с. Тетеринское). Образована в 1993 г. при храме Успения Божией Матери.

ОСТРОВСКИЙ РАЙОН 1) Никольская пустынь на р. Сендега (с. Николо-Пустынь). Время возникно­вения неизвестно. Пустынь существовала уже в XVII в. Упразднена в 1764 г. и обращена в приходскую церковь. В начале XIX в. (точный год неизвестен) вза­мен деревянного возведен каменный Никольский храм. Храм закрыт в 30-е гг. XX в.

ПАРФЕНЬЕВСКИЙ РАЙОН 1) Рождественский монастырь, «что на ямах Черного бору на р. Нее» (с. Пар-феньево). Предположительно возник в XVI в. Упразднен, по-видимому, в нач. XVIII в. и обращен в приходскую церковь. В 1848 г. взамен деревянного возве­ден каменный храм в честь Рождества Христова. Храм закрыт в 30-е гг. XX в., частично разрушен.

ГОРОД СОЛИГАЛИЧ

1) Воскресенский монастырь. Традиционной датой основания монастыря счи­тается 1335 г., но, судя по всему, он возник около середины XIV в. Упразднен в 1764 г. и обращен в приходскую церковь. Оба бывших монастырских храма -летний Воскресенский (1669 г.) и зимний Богоявленский (1681 г.) - закрыты в 30-е гг. XX в.

2) Рождественский монастырь. Основан как женский монастырь в 1663 г. ца­рицей Марией Ильиничной, первой женой царя Алексея Михайловича. Упразд­нен в 1764 г. и обращен в собор Рождества Богородицы. Закрыт в 193 0 г. В 1945 г. летний храм собора был возвращен верующим, но в 1951 г. он вновь был за­крыт. Возвращен Костромской епархии в 2004 г.

3) Богородицко-Феодоровский монастырь. Основан помещицей А.Ф. Найцо-киной в 1869 г. в качестве женской общины, с в 1892 г. - женский монастырь. Закрыт в 20-е гг. XX в., позднее большая часть монастырского ансамбля разру­шен.

СОЛИГАЛИЧСКИЙ РАЙОН

1) Спасская Александрова пустынь на р. Воче (с. Коровново). Основан в на­чале XV в. прп. Александром Вочским. Упразднена в 1764 г. и обращена в при­ходскую церковь. В 1767 г. над гробницей прп. Александра возведен деревян­ный Преображенский храм, в 1792 г. рядом с ним построен каменный Покров­ский храм. Оба храма закрыты в 30-е гг. XX в., Преображенская церковь разру­шена.

2) Успенский монастырь на р. Солде (с. Солда). Время возникновения неиз­вестно. Впервые упоминается в 1515г. Упразднен в 1764 г. и обращен в при­ходскую церковь. В 1802 г. освящен возведенный взамен деревянного каменный храм Рождества Христова, в 1855 г. - храм Успения Божией Матери. Оба храма закрыты в 30-е гг. XX в., позднее разрушены (от ансамбля осталась одна коло­кольня).

СУСАНИНСКИЙ РАЙОН

1) Ново-Троицкий Сумароков монастырь (с. Сумароково). Основан помещи­цей Е.Н. Варенцовой в 1870 г. в качестве богадельни, с 1874 г. — женская общи­на, с. 1893 г. - женский монастырь. Закрыт в начале 20-х гг. XX в.

2) Домнинский женский монастырь во имя свв. царственных страстотерпцев (с. Домнино). Один из самых молодых монастырей Костромского края. Основан при Успенской церкви - историческом храме Домнина, построенном, по преда­нию, на месте усадьбы Марфы Ивановны, матери царя Михаила Федоровича Романова. В марте 1991 г. при церкви было создано подворье костромского Бо-гоявленско-Анастасиина женского монастыря. В марте 2004 г. подворье преоб­разовано в женский монастырь во имя свв. царственных страстотерпцев.

ЧУХЛОМСКОЙ РАЙОН

1) Покровский женский монастырь (г. Чухлома). По преданию, находился на берегу Чухломского озера, на левом берегу впадающей в озеро р. Сандебы. Время возникновения неизвестно. Существовал уже в первой половине XV в. Время упразднения неизвестно.

2) Авраамиева Ризоположенская Великая пустынь (с. Озерки). Основана во второй половине XIV в. прп. Авраамием Галичским и Чухломским. Упразднена в 1764 г. и обращена в приходскую церковь. В 1813 г. взамен деревянного воз­веден каменный Ризоположенский храм. Храм закрыт в 1949 г., пребывает в руинах.

3) Авраамиева Верхняя пустынь Собора Пресвятой Богородицы (с. Коровье). Основана во второй половине XIV в. прп. Авраамием Галичским и Чухломским. Упразднена в 1764 г. и обращена в приходскую церковь. В 1797 г. взамен дере­вянного возведен каменный храм в честь Собора Пресвятой Богородицы. Храм закрыт в 30-е гг. XX в., пребывает в руинах.

4) Авраамиево-Городецкий Покровский монастырь (с. Ножкино). Основан во второй половине XIV в. на берегу Чухломского озера прп. Авраамием Галич­ским и чухломским. Закрыт в 1929 г. Возобновлен в 1991 г.

5) Спасская Серапионова мустынъ (с. Серапиха). Время возникновения неиз­вестно. Существовала уже в начале XVH в. Упразднена, по-видимому, в начале XVIII в. и обращена в приходскую церковь. В 1820 г. взамен деревянного возве­ден каменный Преображенский храм с приделом свт. Серапиона Новгородско­го. Храм закрыт в 30-е гг. XXв.

6) Богородицко-Казанский монастырь на Идском городище (вблизи д. Овсян-никово). По преданию, на этом месте находился город, разоренный поляками в Смутное время нач. XVII в., следовательно возникновение монастыря можно отнести к первой половине XVII в. Время упразднения неизвестно. В начале XX в. здесь находилась деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Мате­ри, приписанная к храму соседнего с. Иды. Закрыта в 30-е гг. XXв.

                                        

                                                   БИБЛИОГРАФИЯ

Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863; Памятная книга для Костромской епархии. Кострома, 1868;

Упраздненные монастыри Костромской епархии. М., 1909; Церкви Костромской епархии. По данным архива Императорской археологиче­ской комиссии. СПб., 1909;

Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Справочная книга. Кострома, 1911;

Баженов И.В. Обозрение упраздненных монастырей и пустынь Костромской епархии.// Костромские епархиальные ведомости. 1917, ч. неоф., № 6, 10, 11.

 

Храмы и монастыри

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Подробнее...

Святые и Святыни

Иван Сусанин: Святой мученик или легенда?

К 400-летию Дома Романовых и подвига Ивана Сусанина

           Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

                                                                                                                       ( Ин.15:13)  

 

Аннотация. Раскрывая различные гипотезы и оценки подвига Ивана Сусанина автор приходит к выводу о христианских мотивах подлинного подвига народного героя, мотивом действий которого была евангельская любовь, о которой говорил Спаситель.

Ключевые слова: Сусанин, миф, патриотизм, святость, Смута, любовь, святой.

Подробнее...

Статьи

Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее 25 февраля 2024 года

Сегодня празднуется икона Божией Матери Иверская и память свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца.
С днем иконы Иверской Божьей Матери, православные!
«У иконы Божией Матери Иверской… сколько людей, даже неверующих или поколебавшихся, спасалось от гибельных решений, изменяло пути своей жизни, одними путями входило, другими исходило!».

Подробнее...