Костромское отделение Императорского Православного Палестинского Общества. История и современность.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Статьи

Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь (Ис. 62:1)

01

На рубеже  XIX и XX веков в России по общественной инициативе были созданы тысячи неполитических общественных организаций, которые представляли собой элементы постепенно зарождавшегося в стране гражданского общества. Это были благотворительные, медицинские, педагогические, технические, просветительные, спортивные и иные структуры. Они характеризовались различной степенью активности, числом членов, масштабами деятельности. Среди них были небольшие провинциальные общества, сферой деятельности которых был небольшой уездный центр, были и всероссийские организации, имевшие отделения в десятках городов. Совершенно особое положение занимали немногочисленные общества, в названии которых присутствовало слово «императорское». Это означало, что покровителем (покровительницей) организации являлся кто-либо их царствовавшей семьи Романовых.

02

Одной из старейших организаций гражданского общества в современной России является ныне существующее и активно работающее Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО), созданное еще в 1882 г. Председателем его стал младший брат императора Александра III и дядя Николая II - великий князь Сергей Александрович. Главными целями организации было укрепление влияния России на Ближнем Востоке и организация паломничества православных в Палестину. Для этого в России проводилась широкая кампания по сбору средств среди различных слоев населения, устраивались для населения чтения (беседы) о Святой Земле, а также, о    деятельности ИППО.Устав ИППО Высочайше утверждён 8 мая 1882 года императором Александром III, в дальнейшем утверждён собранием членов-учредителей 21 мая 1882 года. В соответствии с этим Уставом ИППО осуществляло многогранную и плодотворную деятельность вплоть до Первой мировой войны.

Почётными членами состояли в разное время представители правящей элиты, начиная с императорской фамилии, в том числе Председатели Совета Министров (С. Ю. ВиттеП. А. СтолыпинВ. Н. КоковцовИ. Л. ГоремыкинБ. В. Штюрмер) иобер-прокуроры Святейшего Правительствующего Синода(К. П. ПобедоносцевП. П. ИзвольскийВ. К. Саблер), священнослужителиРусской Православной Церкви (святитель Тихон Патриарх Московский, святитель Николай Японский, свщм. Владимир митрополит Киевский, св. прав. Иоанн Кронштадтский, епископПорфирий (Успенский), архимандрит Антонин (Капустин), архимандрит Леонид (Кавелин), митрополит Арсений (Стадницкий) и др.)

03Костромичи были представлены в Совете Палестинского Общества. Заместителем председателя ИППО, вплоть до своей кончины в 1901 г. был член Государственного Советадействительный тайный советник, председатель Костромской ученой архивной комиссии, видный российский историк Н. Н. Селифонтов

До начала 1890-х гг. работала лишь центральная структура ИППО в Петербурге. Большинство членов Палестинского общества являлись жителями столицы, в провинции насчитывалось очень немного «палестинцев», связь их с обществом была эпизодической и чаще всего ограничивалась уплатой членских взносов. В этих условиях решено было открыть отделы в различных губерниях (епархиях). Целью создания такой инфраструктуры было привлечение в ИППО новых членов, а за счет этого укрепление материальной базы организации с помощью членских взносов и добровольных пожертвований. Первый отдел был открыт в Якутии в 1893 г., в следующем году появились отделы Волынский, Вятский, Оренбургский, Пензенский, Рязанский, Черниговский, Томский, Калужский, Екатеринбургский, Екатеринославский. С января 1894 по апрель 1895 года, было открыто еще 16 отделов Общества. Они были также призваны развернуть пропагандистскую и научно-популярную работу среди населения по ознакомлению с историей Святой Земли и значением русского присутствия на Востоке.

04К 1917 г. в стране уже работал 51 отдел Палестинского общества.

05Для того чтобы сделать паломнические поездки на Афон и в Палестину максимально доступными, ИППО заключало договоры с правлениями железных дорог и Русским обществом пароходства и торговли, чьи суда курсировали из Одессы в Грецию и на Ближний Восток. В результате богомольцы, которые отправлялись в святые места по паломническим книжкам ИППО, пользовались льготными тарифами на проезд. В «Епархиальных ведомостях» оперативно публиковались сообщения о карантинных запретах на выезд паломников в Восточное Средиземноморье в связи эпидемиями, которые не были редкостью в этом регион.

Создание Костромского отдела ИППО было связано с тем, что епархиальные архиереи в 1880-1890-х гг. поддерживали тесные и регулярные связи с председателем Палестинского общества великим князем Сергеем Александровичем, который являлся также Августейшим покровителем Федоровско-Сергиевского братства, действовавшего в Костромской епархии.

В 1898 г. в очередном номере «Костромских губернских ведомостей» сообщалось, что «согласно воле» Августейшего председателя ИППО великого князя Сергея в Костромской епархии предполагается открыть по примеру многих других епархий отдел Палестинского общества.

29 марта 1898 г. в праздник Входа Господня в Иерусалим после литургии в костромском кафедральном Успенском соборе был совершен благодарственный молебен по поводу создания отдела. Сама эта организация была открыта в тот же день на собрании в здании Костромской городской думы. В начале его выступил с речью епархиальный владыка епископ Виссарион (Нечаев,+1905). Председателем Костромского отделения ИППО был избран викарий Костромской епархии епископ Кинешемский Вениамин (Платонов,+1905). Товарищем председателя стал действительный статский советник, егермейстер высочайшего двора, губернатор И.М.Леонтьев. Казначеем отдела выбрали купца И.М.Дурова, делопроизводителем – преподавателя местной духовной семинарии А.И. Рейпольского. Открытию отдела предшествовала значительная организационная работа, проведенная на местах.    

В Костромском отделе было два почетных члена – епархиальный владыка и викарный епископ. Пожизненных действительных членов насчитывалось 5 (среди них губернатор и крупный текстильный фабрикант Н.К.Кашин), действительных - 16, в числе их были крупные предприниматели из Костромы – А.А. и В.А.Зотовы, И.М. и М.М.Чумаковы, Г.Н.Ботников. Пожизненных сотрудников здесь было 3, а сотрудников – 24, причем рядовые приходские священники насчитывались единицами.

06

Анализ социального, сословного и профессионального состава местных отделов ИППО приводит к выводу о том, что их руководители старались привлечь в Палестинское общество самые разнообразные слои населения. Как отмечалось в издании, вышедшем к 25-летию Палестинского общества, состав епархиальных отделов был очень разнообразным: «Архипастыри и пастыри, городские и сельские, служилая знать и чиновничество, торгово-промышленные деятели и рабочая среда. Крестьянство. Знатные и рядовые, богатые и бедные, представители церковности и общественности – все они объединились под знаменем Палестинского Общества»

Для того чтобы оказывать эффективную помощь православным жителям Палестины, русским паломникам в Святую Землю, противодействовать здесь католической и протестантской пропаганде, были необходимы  значительные средства. Палестинское общество получало их в ходе массового всероссийского сбора на Вербной неделе, а также во время практически круглогодичных сборов в епархиях. Для того чтобы рука дающего была щедрой, необходимо было познакомить широкие массы населения с целями ИППО, положением православия в Палестине, с самой Святой Землей. Поэтому  с 1890-х гг. в провинции начали проводиться Палестинские чтения.

07Чтения в Костромской епархии начались 21 ноября 1898 г. в губернском центре в читальне им. А. Н. Островского. Их открыл Управляющий Костромской епархией Преосвященный Виссарион, который обратился к аудитории с речью, в которой рассказал о целях Палестинского общества и о задачах начинавшихся чтений. Затем преподаватель Костромской духовной семинарии И. М. Студитский познакомил присутствовавших с географией Палестины и местами, связанными с земной жизнью Иисуса Христа. Весной 1899 г. чтения переместились в Духовную семинарию. В Духовной семинарии на протяжении нескольких вечеров слушатели познакомились с содержанием книги В. Н. Хитрово «К Животворящему Гробу Господню». Она представляла собой рассказ паломника-крестьянина о его путешествии в Иерусалим на праздник Пасхи. Этот рассказ был написан простым народным языком и одушевлен неподдельным религиозным чувством. Перед аудиторией с изложением содержания книги Хитрово выступил преподаватель духовной семинарии Л. Л. Грандилевский. Хотя эти мероприятия назывались чтениями, но на самом деле выступавшие перед аудиторией не воспроизводили текст «по бумажке», а свободно излагали его.

Постепенно чтения приобретали популярность среди широких слоев населения. В 1907 г. отдел решил устроить Палестинские чтения в зале Народного дома, который находился в фабричном районе, населенном рабочими-текстильщиками. Лектором был направлен сюда один из лучших проповедников среди городского духовенства – священник М. П. Орлов, специально отобрали слайды особенно высокого качества. Они демонстрировались на экране с помощью волшебного фонаря, работавшего не на светильном газе, как это практиковалось ранее, а на электричестве. Поэтому проецируемые на экране сюжеты из Священной истории отличались высоким качество. Несмотря на опасения руководителей отдела, аудитория народного дома, вмещавшая 550 чел., несмотря на свирепствовавшие в декабре 1907 г. 30-градусные морозы, была заполнена и многим мест не хватило. В немалой степени значительному успеху чтений способствовало участие в них хора текстильной фабрики Зотова под управление регента Надеждина – профессионала очень высокого уровня.  Хор исполнял песнопения, соответствовавшие предстоявшему празднику: «Ликуют ангелы» и другие произведения Турчанинова, «Днесь Христос в Вифлееме» и «Вознесу Тя, Боже мой» Бортнянского. Сочетание лучших произведений церковной музыки, их профессионального исполнения, художественного чтения и качественных иллюстраций на экране, производило на публику очень большое впечатление.

Председатель Палестинского общества великий князь Сергей Александрович, а также  его супруга и преемница на этом посту великая княгиня Елизавета Федоровна довольно часто посещали те или иные губернские города. В первую очередь это касалось регионов центральной России, т.к. великий князь являлся командующим Московским военным округом и регулярно проводил смотры подчиненных ему войск. Попутно Сергей Александрович во время поездок решал вопросы, связанные с деятельностью ИППО.

В Костроме он побывал вместе с Елизаветой Федоровной в мае 1898 г. Как раз в это время в Костромской епархии был создан отдел ИППО и в Ипатьевском монастыре  Сергею Александровичу был представлен его председатель – епископ Кинешемский Вениамин, с которым состоялась беседа о предстоящей деятельности отдела.

08

На втором году существования Костромского отдела ИППО чтения стали распространяться за пределами губернского центра. Ответственный за их устройство Е. М. Микифоров организовал с помощью местного духовенства чтения в уездных и безуездных городах. В Ветлуге и Чухломе за зимний сезон 1898–1899 гг. чтения прошли по 4 раза, в Макарьеве и Плесе – по 3, в Буе – 2 раза, в Нерехте – 1 раз  В дальнейшем они стали проводиться еще чаще. В дальнейшем Палестинские чтения получили распространение в сельской местности. Они проводились, как правило, в крупных населенных пунктах – в волостных центрах, торговых селах, слободах. Ранее всего они были проведены в с. Семенове Костромского уезда, с. Неронове Солигаличского уезда, с. Молвитине Буйского уезда, посаде Большие Соли.

09Одним из первых в сельской местности начал проводить чтения священник с.Фряньково Нерехтского уезда о. Иоанн Савинский. Это село находится в нескольких километрах от современного города Фурманова. Чтения во Фрянькове отличались завидной регулярностью. За зимний сезон 1903–1904 гг. он провел 30 чтений, они повторялись еженедельно по воскресным и праздничным дням после вечерни. Прихожане узнавали о чтениях из письменных объявлений, которые заблаговременно вывешивались на паперти местного храма. Каждое чтение сопровождалось песнопениями местного церковного любительского хора, состоявшего из мальчиков и девочек. При хорошей погоде в Фрянькова приходили послушать священника до 180 чел. В одном из своих отчетов, ежегодно направлявшихся в отдел, о. Иоанн отмечал, что слушателей очень привлекала бесплатная раздача палестинских листков и видов Святой земли. Палестинские листки содержали краткие тексты  с информацией о тех или иных событиях Священной истории, о памятных местах, связанных с земной жизнью Спасителя. Полученные на чтениях листки и виды очень ценились местными жителями. Они прикрепляли их обычно в «красном углу» избы рядом с иконами. Ученики местной школы, получив в листках стихи духовного содержания, охотно заучивали их наизусть и затем просили о. Иоанна Савинского послушать их чтение.

Большой популярностью пользовались палестинские чтения в селе Никитском Нерехтского уезда, их организовал и проводил священник А. А. Виноградов. Здесь прихожане, после воскресного богослужения, не заходя домой, направлялись в местную школу, чтобы послушать, по их словам, «от божественного». Публики в школьные классы набиралось столько, что многим приходилось стоять в проходах и коридоре. Даже самые бойкие дети, видя пример взрослых, сидели во время мероприятия чинно и тихо. Это благоговейное отношение прихожан заставляло местного батюшку тщательнее готовиться к чтениям.

Палестинские религиозно-нравственные чтения осуществлялись повсеместно в городах и селениях Костромской епархии.  Ими были охвачены десятки тысяч крестьян и горожан. В результате они гораздо ближе, чем во время богослужений, познакомились с реалиями Святой Земли во времена Иисуса Христа и  на рубеже  XIX – XX вв., а также с деятельностью Палестинского общества по поддержке православия на Ближнем Востоке и по организации паломничества в этот регион.

К началу ХХ века Императорскому Палестинскому Обществу принадлежало в Палестине 8 подворий. В общей сложности через подворья ИППО проходило за год более 10 тысяч паломников. Кроме того, земельыне участки и объекты недвижимости были в Вифлееме, Айн-Кереме, Назарете, Кане Галилейской, Афуле, Хайфе, Иерихоне, Рамаллахе, - всего 28 участков. ИППО содержало для паломников и местных жителей Русскую больницу в Иерусалиме и ряд амбулаторий. У Общества были свои храмы – два в России (Николо-Александровский в Петербурге, Сергиевский скит в Калужской губернии) и два в Палестине: церковь св. прав. Марии Магдалины в Гефсимании, и храм во имя св. блгв. вел. КН. Александра Невского на территории Александровского подворья, часовня в Сергиевском подворье.

10

В канун Первой мировой войны в Обществе состояло около 3 тыс. членов, отделы ИППО действовали в 52 епархиях Русской Православной Церкви. .К 1917 году Российской империи в Святой Земле принадлежало 70 объектов недвижимости. В 1917 году из названия Общества исчезло слово «Импраторское» , а в 1918 году было изъято слово «православно». При Академии наук СССР стало действовать Российское Палестинское Общество, деятельность которого была сведена к научным исследованиям Академии наук того периода.

Костромской епархиальный отдел отличался среди других значительной активностью и продолжал свою работу до Февральской революции, после которой деятельность Палестинского общества хотя и не была полностью прекращена, но пошла по иному пути.

Спустя 110 лет со дня основания Общества 22 мая 1992 года Президиум Верховного совета РФ принял постановление восстановить историческое имя Императорского Православного Палестинского Общества и рекомендовал правительству РФ принять необходимые меры по практическому восстановлению и возвращению ИППО его имуществ и прав. Сегодня под руководством С. В. Степашина, при содействии МИД РФ, Русской Православной Церкви, государственных и общественных структур Россия возвращается на Ближний Восток в формате своего исторического присутствия в регионе: строит культурные центры, школы, музейно-парковые комплексы, возвращает объекты российской собственности. 28 декабря 2013 года символ русского присутствия на Святой Земле – Сергиевское подворье было возвращено в российскую собственность и сегодня на нем развивается исторический флаг ИППО.

Сегодня в Обществе состоит более 600 человек, исповедующих вековые христианские ценности. В России и за рубежом активно действуют отделения и представительства ИППО – региональные и зарубежные.

11

ИППО как неправительственная организация отстаивает позиции России на Ближнем востоке, утверждает православное присутствие в библейском регионе, укрепляет многообразные духовные, культурные и  гуманитарные связи России с народами и странными Ближнего Востока, ведет научную и паломническую деятельность, осуществляет гуманитарные миссии, отстаивает фундаментальные права христиан, которые в ряде стран региона подвергаются гонениям и насилию.

С 2005 года ИППО имеет консультативный статус при ЭКОСОС ОНН, который позволяет вести международную и правозащитную деятельность в формате этого влиятельного международного института.

12В 2012 году Императорское Православное Палестинское Общество было удостоено Благодарности президента Российской Федерации Д. А. Медведева.

ИППО насчитывает 26 отделений и 4 представительства в России и за границей. В России отделения открыты в таких городах, как Москва (Председатель — С. Л. Байдаков), Белгород, Владимир, Нижний Новгород, Орел, Пермь, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Тверь, Воронеж, Кострома, Великий Новгород и др. В Святой Земле отделения работают в Иерусалиме (Председатель — П. В. Платонов, уполномоченный представитель ИППО в государстве Израиль), Вифлееме (Председатель — Дауд Матар). Кроме того, созданы отделения на Кипре, в Болгарии и в Узбекистане. Отделения в Иерусалиме, Вифлееме и на Кипре имеют юридическую регистрацию на территориях государства Израиль, Палестинской национальной администрации и республики Кипр. Представителем ИППО в Таганроге был Ипполит Ильич Чайковский, родной брат Петра Ильича.

13В 2009 год стал годом начала возрождения Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества. Членами ИППО стали ректор Костромской духовной семинарии архимандрит Геннадий (Гоголев, ныне епископ Каскеленский, Казахстанский митрополичий округ), генеральный директор ОАО ТК «Высоковский», Первый заместитель председателя Костромской областной Думы А. В. Ситников (председатель), и Председатель Костромской областной Думы А. И. Бычков.

28 июля 2014 года решением Совета ИППО членами Костромского отделения ИППО стали профессор протоиерей Дмитрий Сазонов, председатель Костромского отделения РГО Р. В. Рябинин, доцент КГТУ Л.И. Сизинцева, бизнесмен О. А. Лебедев.

История Императорского Православного Палестинского Общества на Костромской земле продолжается.

 

Храмы и монастыри

Церковь во имя святителя Николая в с. Саметь, Костромского р-на

Саметь — одно из древнейших сёл Костромского уезда. Впервые погост упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал его Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Саметь оставалась до 1764 года. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. село стало государственным.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святые Костромского края, основатели монастырей

Подробнее...

Статьи

К переосмыслению реформы приходского управления 1961 года

В историографии периода государственно-церковных отношений 1960-х годов приходская реформа однозначно подается как действие властей нанесших разрушительный для церковного прихода, для религиозного самосознания удар, окончательной целью которой была ликвидация церковных структур. В результате изучения материала, а также с учетом постановки проблематики, с целью ее объективности, удалось прийти к результатам, из которых следует, что к 1988 году, к работе Поместного собора, на котором будет принят новый Приходской устав, церковные организации пришли духовно, организационно и финансово более крепкими, чем они находились до 1960-х годов. Относительно благополучное состояние приходов позволило начать церковное возрождение 1990-х годов.

Подробнее...