«Сакральная доминанта города как основа его жизни и развития»

Автор: Протоиерей Дмитрий Сазонов, кандидат богословия, докторант Общецерковной аспирантуры святых Кирилла и Мефодия.. . Опубликовано в Статьи

 2014-09-19Доклад профессора протоиерея Дмитрия Ивановича Сазонова, председателя Костромского церковно-исторического общества,

 «Сакральная доминанта города как основа его жизни и развития»

 на межрегиональном форуме «За красоту российских городов» проходившем в Костроме

 19 сентября 2014 г.

 Я хочу начать свое выступление как священник. В связи с этим обращаю ваше внимание на две цитаты из Священного Писания. В Псалме 126 сказано:«Если Господь не созидает дом, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126, 1). Обратимся к этимологии слова город. Само название города означает «краеугольный камень».

Название восходит к библейскому стиху: «Камень, которым пренебрегли строители, стал главою угла» (Пс.117:22; Лк.20:17-18). В озвученных цитатах говорится о городе, о том, что есть Господь создает город, то напрасно трудились его строители.... Слова Священного Писания нам кажутся удивительными. Мы сейчас все с вами говорим об экономике, питании, брендах, но забываем о самом главном, о том, о чем я бы хотел рассказать и обратиться к вам уже в качестве профессора Российской Академии Естествознания. В последнее время мы слышим из выступлений официальных и неофициальных лиц, из сообщений СМИ, призывы: «надо развивать туризм, туризм- это большие деньги». Возникает вопрос: «Для чего развивать туризм ради денег, ради того, чтобы вкусно покушать? Заработать побольше денег? Ради экономики?» К чему же приведет такая экономика. Я не вижу большого смысла во всех этих призывах. Помните, в 90-е были призывы сначала накормить голодных людей, а потом, как- нибудь все устроится. По моему мнению, все направления развития общества должны развиваться органично, но все должно иметь свой смысл. В чем смысл развития города? В том, чтобы людям было комфортно в нем жить. Можно ли жить комфортно, не любя место проживания, не зная истории этого места, его духовных символов, не понимая основы жизни, желать жить? Для понимания моих тезисов приведу следующие доказательства.

Как созидается город? Город, который в первую очередь, как мы все с вами знаем, важен своей доминантой и смыслом. Например, Константинополь. Доминантой этого города является его храм святой Софии. Аналог этому русский город, в центре которого расположен главный храм – по аналогу Владимира и Москвы – Успенский собор. Соборный храм расположен в кремле, кремль окружают стены, дальше - ремесленные посады. Главный храм - главный перекресток, в основе которого лежит крест. Центр перекрестка в главном храме, главной святыне города. Все дороги сходятся туда. Каждый русский город – аналог Небесного Иерусалима. В каждом городе существует свое лобное место. В каждом городе существует тот прецедент, благодаря которому человек преобразовывает свою жизнь, преображает свою жизнь и согласовывает ее со смыслом бытия. Такой смысл, связанный со смыслом вселенским, был внесен нашими предками в строительство русских городов.

Этот смысл был не в экономике и искусстве, а в сакральном понимании смысла жизни. Недаром мы приезжаем в город Кострому и вряд ли мы бежим, это моя точка зрения, поглядеть на администрацию города, мы понимаем, что Кострома - это город, где благословением Богородицы у стен Ипатьевского монастыря прекратилась российская Смута XVII века, благодаря воцарению новой династии, которая управляла Россией 300 лет. Благословением Божией Матери произошло восстановление российской государственности. В этом смысловая сакральная и историческая канва Костромы. Никто же не приезжает посмотреть в Костроме обладминистрацию, ткацкие фабрики, торговые ряды или производство ювелирных изделий без специального профессионального смысла. Но много людей, прослышавших о чудесах Божией Матери через Феодоровскую икону приезжают в Кострому.

Где хранилась до революции 17 года чудотворная икона Божией Матери Феодоровская? В центральном Успенском соборе костромского кремля, в сердце «богохранимого» древнего волжского города Костромы, хранительнице царских династий, городе, с которого началось умиротворение Смуты. Собор был взорван в 1934 году теми, кто в буре и разрушениях старого мира видел смысл своей жизни...

Нет Успенского собора – нарушилась система координат города, система его смыслов. Нарушена система координат, система смыслов – нарушен смысл жизни человека. Он заблудился, а блуждающий человек не способен развиваться. Раньше улицы Богоявленская, Цареконстантиновская вели к храмам, расположенных в слободах. При храмах, монастырях, устраивались ярмарки, развивались торговля, ремесла и производства. Все логично – сакральный центр со своей историей – благодаря сакральной истории – производство. Торговля и производство не ставились выше сакрального смысла любви и творчества. Сейчас же мы сейчас ходим по городу с его улицами Войкова, Свердлова, Ленина и не понимаем, куда мы идем. Поэтому, прошедший юбилейный год 400-летия Дома Романовых никак не отразился на Костроме. В Сергиев Посад мы приезжаем не потому, что там прекрасная гостиница, а потому что там Троице-Сергиева Лавра, мощи преподобного Сергия Радонежского, что дает мощный импульс к развитию этого совсем еще провинциального в 80-е годы ХХ столетия городка. Маленького городка. Развитие смыслов помогает развитию всего, что со смыслами связано. Недаром, президент РФ В. В. Путин, написал в своем памятном письме в 2005 году при посещении Ипатьевского монастыря: «С возрождением Ипатьевского монастыря будет возрождаться Россия». Мы к сожалению не слышим слов президента, не понимаем их смысл…

Еще и еще раз хочу обратиться к пониманию моей мысли о том, что только зная мысл вещи, мы сможем ее развивать. Мы же с вами понимаем, что мы живем не ради того, чтобы сытно покушать и удовлетворить свои пожелания, а ради смысла. Поэтому и в Кострому чаще всего нас зовет в первую очередь не какой-то фестиваль, а святыни славного волжского города, ну, а потом, неплохо побывать в музеях, и на фестивале и на ярмарке, расширить и этот диапазон своих потребностей и возможностей. Но чаще всего, бредем мы к храмам, историческим местам и музеям в некоем хаосе, так и не устроив свою жизнь, так и не поняв смысла наших поездок к ним.

Когда нам говорят о депрессивности малых городов, я не понимаю этого утверждения. Депрессивность малых городов - абсолютно неправильный посыл. В каждом маленьком городке есть своя святыня, своя история, свой духовный и исторический повод. Мы приезжаем в маленькую Нерехту не затем, чтобы пройтись по мостовой. « не стоит город без святого, а село без праведника» - говорили наши предки. Огромное количество людей приезжают в Нерехту, в Троице-Сыпанов монастырь к мощам преподобного Пахомия Нерехтского, молитвы к которому помогают при болезнях ног. Здоровье не купишь! В Макарьев – чтобы прикоснуться к трудам и помощи  величайшего святого Поволжья. В Саров, в Дивеево едут сотни тысяч человек…Мы разочаровываемся в самых великих врачах и достижениях новейшей медицины, а в маленьких российских городках и поселках душа находит покой.... Находим смысл жизни. Многие, после посещения таких городков, влюбляясь в дух и величие смысла российской провинции, меняют свою жизнь кардинально… Ведь большие города состоят из маленьких. В большой стране кроме урбанизированных гигантов должны найти свое место и маленькие города, милые своей непревзойденной красотой. Душа человеческая ищет подчас смысла не в большом, а как раз, в малом…

Что нас оставит на земле, когда теряется смысл жизни на ней, что нас заставит любить эту землю, этот город? Я согласен с выступающими где-то развитие эксклюзивного производства, музеи, ярмарки, где-то фестивали. Но, может быть, нам надо научиться любить свою землю и находить смысл в этой любви. Тогда смысл нас «заставит» нас любить эту землю, свою малую Родину, трудиться на ней для ее процветания. Любовь будет лучшим стимулом развития. Если мы будем любить эту землю и на ней трудиться, то каждый, от мала до велика, будет вносить свой посильный вклад в развитие этой земли, будет развиваться творчески и развивать творчество. Люди захотят увидеть прекрасное у соседей. Ведь когда человек любит, он старается быть совершенным и неповторимым. И вот эта красота нас заставит любить и общаться с этой красотой, делиться красотой. Тогда мы поедем в Углич не только ради фестиваля, хотя и это прекрасно, а мы поедем ради его великих исторических памятников, ради смысла понять родную землю, ощутить ее дух. Мы поедем в Суздаль и Углич не только ради огурцов, а ради того, чтобы своими глазами посмотреть на величие родной земли, которое корнями уходит в ее славное историческое прошлое... Я согласен, что нужны людям нужна пастила, но ведь в каждом городе таких умельцев – «пруд пруди».  

Говоря словами героев фильма «Покаяние» - «Если дорога не ведет к храму, то зачем эта дорога?», в контексте моего выступления скажу: «Если дорога не ведет к изменению и душевному обогащению, то зачем эта дорога?» В познании глубинного духовного смысла родной земли, смысла жизни русского человека, в воспитании следующих поколений на основе любви к родным очагам, восстановление разрушенных координат жизни, есть смысл дороги, смысл путешествия. От него зависит восстановление нас, наше развитие.

Когда мы в каждом смоем городе на уровне детсадика, школы, университета, на уровне своих площадок выстроим эти смыслы, восстановим приоритеты, тогда это будет нашим самым большим вложением, самыми надежными инвестициями в наше будущее, а также, по совокупности - инновациями и модернизацией.

Храмы и монастыри

Церковь во имя святителя Николая в с. Саметь, Костромского р-на

Саметь — одно из древнейших сёл Костромского уезда. Впервые погост упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал его Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Саметь оставалась до 1764 года. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. село стало государственным.

Подробнее...

Святые и Святыни

Фигуровский Николай Александрович (1901 -1986).

Советский химик и историк науки, в течение 40 лет был профессором химического факультета МГУ, заведовал кафедрой истории химии. Автор публикаций по развитию химии в России, а также биографий известных химиков.

Родился в Солигаличе, Костромской губернии, в семье священника. В 1915 году окончил церковно-приходскую школу, Солигаличское духовное училище, поступил в Костромскую духовную семинарию, к моменту закрытия в 1918 году окончил 3 класса.

Подробнее...

Статьи

Лихие дни… Террор 37-го. Дело протоиерея Александра Полленского (+1937)

Аннотация. «Большой террор» - массовые политические репрессии, развязанные против собственного народа привели к многочисленным жертвам. За 1937-1938 годы именем государства было осуждено 1344923 человека, каждый второй из которых был расстрелян. В эти годы по приговорам троек расстреливалась одна тысяча людей ежедневно. Террор нанес огромный урон всем сферам жизни общества. Особенно большой урон был нанесен духовному сословию, единственной виной которого была принадлежность Церкви Христовой и бесстрашное исповедание своей веры. Одной из десятков тысяч жертв того времени стал протоиерей Александр Иванович Полленский, который несмотря на лукавую работу следователей, выполняющих команду руководства всеми имеющимися средствами принудить священника оклеветать себя и других, остался верен своему призванию «даже до смерти».

Ключевые слова: террор, священник, следователь, тройка, постановление, приход, реабилитация.

Подробнее...