26 февраля Святая Церковь совевршает память святителя Серафим (Соболева), архиепископа Богучарского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Архиепископ Серафим (Соболев) (1881-1950) – епископ Православной Российской Церкви (рукоположен в октябре 1920 года в епископа Лубенского, викария Полтавской епархии), затем – Русской Православной Церкви Заграницей, а с октября 1945 года – Русской Православной Церкви. Многолетний настоятель патриаршего подворья Русской Церкви в Софии (Болгария).

Родился свт. Серафим в Рязани, в семье Бориса Матвеевича и Марии Николаевны Соболевых 1 декабря 1881 год. Окончил Рязанское духовное училище и семинарию, а затем Петербургскую духовную академию. В Петербурге он встречался с прав. Иоанном Кронштадтским и услышал: ″Да почивает над вами благословение Божие″.

В академии стал монахом Серафимом.

После академии преподавал в духовных училищах Житомира и Калуги.

В 1911 году он был инспектором Костромской духовной семинарии, а на следующий год стал архимандритом и ректором Воронежской семинарии. Здесь он встретил революцию.

В феврале 1918 года в Воронеже был расстрелян крестный ход насельников и прихожан Митрофанова монастыря, были вскрыты мощи святителей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского. Семинария была закрыта. В октябре большевики живьем закопали в землю семерых насельников Митрофанова монастыря.

image002Владыка Серафим говорил, что до сих пор помнит стоны мучеников из-под земли...

Отступая с белой армией, он оказался в Крыму, где и стал осенью 1920 года епископом. Оттуда вл. Серафим уехал в Европу, где и получил назначение патриарха Тихона — стал управляющим русскими приходами в Болгарии. Здесь он, сам живя в нужде, заботился о бедных и больных русских людях: одних устраивал в больницы, для других добивался выплаты пособий, кого-то содержал сам.

Местом его служения стал храм святителя Николая на бульваре Царя-Освободителя.

В 1934 году владыка Серафим был возведен в сан архиепископа. Его дерзновенная молитва ко Спасителю и Божией Матери была чудодейственной, возвращала к жизни даже безнадежных больных, о чем сохранилось немало свидетельств.

Святитель был наделен даром прозорливости, которая поражала всех. Но сам он старался скрывать ее, говорил: «Это случайно».

Однако его духовные дарования были вовсе не случайными: став монахом, до самой смерти, он ел пищу только один раз в день; внутренне постоянно молился; служил часто и с огромным благоговением. Он был очень простым и открытым для всех людей.

«Держать себя просто,— говорил он в своих наставлениях,— это значит не допускать искусственности ни в чем и держать себя пред людьми, как пред Богом. Стать простым ― в этом заключается перемена жизни. Это и есть измена десницы Вышняго (Пс. 76, 11). Тогда не погибнешь, ибо простота есть смирение. А на смиренных, как на престоле, почивает Своею благодатью Бог».

image003Владыка приводил слова праведного Иоанна Кронштадтского: «Поменьше своемудрия, побольше простоты».

Еще одно наставление, которое он часто повторял: «Храните чистоту души». Чистота же его собственной души была такой, что еще при жизни люди видели в нем святого.

В Болгарии Владыка написал ряд значительных богословских трудов. Главным из них является «Новое учение о Софии, Премудрости Божией» ― опровержение учения профессора Парижского богословского института протоиерея Сергия Булгакова. В августе 1938 года, на II Всезарубежном церковном соборе в Сремских Карловцах, представил доклад об экуменическом движении, в котором обосновывал недопустимость участия в нём Православной церкви.

В труде «Русская идеология» (1939) отстаивал необходимость для России монархического правления, осуждал секулярные преобразования Петра и его последователей, восхвалял линию патриарха Никона, призывал к «восстановлению в будущей России истинного самодержавия на основе симфонии властей», призывал «неуклонно осуждать безбожие и всякие отклонения от православной веры», а также принять закон, который бы сурово — вплоть до смертной казни карал за пропаганду атеизма и кощунство.

30 октября 1945 г. архиепископ Серафим и семь русских приходов в Болгарии были приняты в юрисдикцию московской церковной власти. Управление этими приходами поручалось архиепископу Серафиму с непосредственным подчинением Патриарху Московскому и всея Руси.

В течение почти 30 лет, с 1921 года, владыка Серафим являлся настоятелем русского прихода в Софии, объединявшего представителей первой волны русской эмиграции. Скончался 26 февраля 1950 года и был похоронен в крипте храма.

image004Почитание архипастыря началось сразу после кончины. Место его погребения, крипта Никольского храма в Софии, стала местом паломничества. Зафиксировано более ста случаев чудес по молитвам святителя.

3 февраля 2016 года Архиерейский Собор Русской Церкви при участии болгарских иерархов вынес решение о причислении архиепископа Серафима к лику святых. Прославление состоялось в Софии 26 февраля 2016 года. 8 марта 2016 года чин прославления прошёл и в Покровском монастыре Москвы.

Будем и мы просить свт. Серафима о своих земных нуждах, но не забудем и его духовных наставлений про простоту и смирение.

26 февраля 2020 года в Софии в квартале «Надежда» епископ Белоградчишкий Поликарп (Петров) возглавил закладку храма святого Серафима, Софийского Чудотворца.

11 февраля 2016 года имя святителя Серафима внесено в святцы Собора святых Воронежской митрополии по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

13 сентября 2016 года зарегистрирован приход храма свт. Серафима (Соболева) в мкрн. Песчанка Левобережного благочиния г. Воронежа.

12 декабря 2016 года в городе Богучаре Воронежской области епископ Браницкий Григорий (Цветков), викарий Софийской митрополии, совершил чин освящения часовни свт. Серафима (Соболева).

В 2017 году на малой родине святителя появился приход его имени.

26 июля 2017 года его имя внесено в состав новообразованного Собора святых земли Житомирской.

 image005«Читай жития святых. В них найдешь всё, они всему тебя научат. Сравнивай себя не со своими ближними, а со святыми, — такое сравнение открывает нам, насколько мы грешны».

Архиепископ Серафим, этот смиренный, святой жизни архиерей, считал своим призванием и своим долгом всегда защищать Православную истину в нашем развращенном и полном еретических заблуждений ХХ веке. Он бескомпромиссно восставал против всякой неправильной еретической мысли даже в трудах богословов, претендовавших быть православными. Владыка Серафим не боялся вступить в спор с самыми большими, согласно общественному мнению, авторитетами богословия, если дело касалось защиты спасительной божественной истины. Не проявляя никакой личной неприязни к согрешающим против Православия, он никогда не жертвовал истиной ради неправильно понимаемой «любви» к ближним, помня слова апостола Павла: «Аще бо бых еще человeком угождал, Христов раб не бых убо был» (Гал. 1:10). Он часто напоминал, что надо всегда «истинствовать в любви» (ср.: Еф. 4:15).

Тропарь и кондак святителю Серафиму, архиепископу Богучарскому

Тропарь, глас 4: Божественною ревностию присно распалаемь,/ Православия столп явился еси/ в Софии граде возсияв,/ и благочестием твоим многия люди ко Христу привел еси,/ пастырю добрый, святителю Серафиме,/ моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас 5: Сосуд Божественных даров/ и дом Святыя Троицы явился еси,/ чудотворче святителю отче Серафиме,/ темже, имея дерзновение ко Господу,/ не остави нас сирых/ и, якоже обещался еси,/ испроси нам молитвами твоими/ мир и велию милость.

Кондак, глас 4. Подобен: Вознесыйся на Крест: Вознесыйся на высоту смиренномудрия,/ благочестия учитель явился еси,/ Православия поборниче и странных предстателю,/ монашествующих похвало и пастырю изрядный./ Темже любовию зовем ти:/ радуйся, Серафиме, чудотворче.

Молитва святителю Серафиму, архиепископу Богучарскому

image006О, чудотворче предивный, святителю отче Серафиме! Ты, еще жив сый, рекл еси верным: яко аще улучу дерзновение у Господа, не оставлю вас сирых. Сего ради, поминающе глаголы твоя и дела милосердия твоего в жизни временней, любовию припадаем и усердно просим: молися непрестанно у Престола Царя Славы о всех нас, ближних и дальних, присных и странных, немощных и грешных, любовию почитающих тя. Ты от младенства благодатию Божиею просвещен был еси, в юности же ум совершенный стяжав, юноши и девы умудрил еси. Достигше же мужеска возраста, усердный делатель Божественных добродетелей явился еси. Сего ради утверди и нас во благоугождении Богу и, яко пастырь добрый изрядно еже овцы Христовы упасл еси, настави нас на путь покаяния. Яко светильник Света Истиннаго просвети нас и сохрани от заблуждений и соблазнов мира сего, и, яко чудотворец дивный, не престай являти милость свою всем, с любовию притекающим к тебе. Пастырю добрый, не остави паству в землях Болгарской и Русской и инуде сущей. Буди скорый помощник призывающим тя от всех концев земли, да прославится неизреченное милосердие Пастыреначальника и Господа нашего Иисуса Христа, присно прославляемаго и спокланяемаго со Безначальным Его Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Храмы и монастыри

Буйского уезда село Троицкое в Ликурге

Краткие сведения о селе и Ликургской волости. Две каменные церкви 1685 г. Описание их. Надпись 1721 г. на иконостасе. Колокольня, ограда. Церковный дом «Трапеза». Кресты 1669 и 1665 гг. Два печатныя Евангелия начала XYII века. Евангелие 1681 г. Гробница Готовцевых. Надгробныя камни с надписями 1725, 1709 (над убитым под Полтавою), 1661 (над Голенищевою Кутузовою), 1650, 1624, 1729 гг.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Тамбовский и Козловский Зиновий (Дроздов, 1875 – 1942)

Архиепископ Зиновий (в миру Дроздов Николай Петрович) родился 14.07.1875 г. в с. Холм Галичского у. Костромской губ. Из семьи священника. По окончании Костромской ДС (1897) рукоположен во диакона, затем - во иерея. Вскоре овдовел.

Подробнее...

Статьи

Духовный мир сквозь призму религии

Большинство религиозных учений говорит о том, что человек не является единственным разумным существом во Вселенной, что кроме видимого материального мира существует мир духов. Согласно христианскому учению «Ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,– все Им и для Него создано» (Кол 1. 16). Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства (начала) и власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Косвенное свидетельство о создании Богом ангелов многие святые отцы усматривают в 1-м стихе 1-й гл. кн. Бытия («В начале сотворил Бог небо и землю»), где под «небом» они разумеют мир ангельский, а под «землей» – мир вещественный»1.

Подробнее...