Жемчужина Костромы

Автор: Протоиерей Дмитрий Сазонов, кандидат богословия. .

264868 html 5876fd8eПри въезде в город Кострому, рядом с транспортной развилкой, при спуске с моста, возносит свои купола увенчанные крестами и колокольней знаменитый своим изяществом и уникальный своими фресками архитектурный ансамбль храма Воскресения на Дебре и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение. Выдающийся памятник русской духовной и художественной культуры XVII века.

Три столетия тому назад был построен один из величественнейших в своем великолепии храм в память тридневного Воскресения Христа, явившийся жемчужиной в ожерельи храмов Костромы, да и всего Поволжья. Престольным праздником его принято считать праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее, 26 сентября 335г.). «На Нижней Дебре» - прибавление к названию церкви, указывает на расположение храма, который стоит на месте некогда дремучего леса – Дебри. В этих местах лесная чаща делилась на Нижнюю, на которой и стоит храмовый комплекс, и Верхнюю Дебри.

Первый деревянная церковь на месте нынешних храмов, по преданию, была построена в XIII в. костромским князем Василием Ярославичем Квашней (1248-1276), «мизинным» младшим сыном князя Ярослава Всеволодовича и братом благоверного князя Александра Невского, который любил охотиться в этих местах полных дичи и устроил здесь дома для своих придворных охотников и псарей. Этими строениями и было положено заселение прежде диких мест. Для моления князь повелел устроить деревянную церковь во имя Воскресения Христа. По некоторым свидетельствам, дошедшим до нас в конце XIV века, на этом месте, после обветшания прежней церкви была построена того же наименования посадская деревянная Воскресенская «холодная» (летняя) церковь. В зимнее время богослужения совершались в стоящем рядом храме в честь бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, покровителей ремесленников -   с XV века на Нижней Дебре начал формироваться известный своими «кожевенных дел» мастерами посад .

В Писцовых книгах г. Костромы за 1628г. отмечены: «Церковь древяна, верх шатровой, Воскресенье Христово, да вверху придел Христовой мученицы Екатерины, да церковь другая с трапезою древяна клецки, Косьмы и Демьяна, да придел Христова мученика Георгия страстотерпца, а в церквах образа и свечи и ризы на колокольнице колокола и здесь всякое строенье мирское приходских людей».

kos-11По преданию, дошедшему и до наших дней, деньги на возведение каменного храма были получены чудесным образом. В царствование государя Алексея Михайловича в Костроме жил московский купец Кирилл Григорьевич Исаков, который занимался поставками красок из Англии. Однажды, по прибытии партии красок, в одном из бочонков, были обнаружены слитки золота. На запрос, как употребить золото, был дан ответ – на богоугодное дело. Случай вскоре представился. В посаде, где проживал Исаков, Воскресенская деревянная церковь пришла в крайне ветхое и убогое состояние.                  В 1629г. в ней уже не совершались богослужения. Исаков решил, что именно строительство новой каменной церкви и будет тем богоугодным делом, на которое нужно потратить английское золото. Прибавив к основному капиталу собственные щедрые пожертвования, он организовал сбор средств среди костромичей, жителей города и посада. На собранные денежные средства в 1652г. был воздвигнут каменный храм в честь Воскресения Христа. Об этом событии свидетельствует надпись на восточной стороне юго-западного столба в клейме над правым клиросом: « создана бысть сия церковь во имя тридневнаго Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 7169 (1652г. от Р. Х) при державе государя царя и великого князя Алексея Михайловича…радением всего чина веродержителей Кирилла Григорьева сына Исакова и воскресенских прихожан христолюбивых людей, а освящена быть церковь сия 7160 года октобрия 12 дня». И хотя постройка церкви к1645г.была завершена, работы по росписи храма были окончены лишь семь лет спустя. Храм был расписан дружиной костромских живописцев во главе которой стояли искусные изографы Василий Ильин Запокровский (роспись галерей) и Гурий Никитин (роспись Трехсвятительского придела). Фрески церкви Воскресения на Дебре были выполнены в «годуновской» манере с акцентом на графику. Цикл фресок того времени в целом не сохранился. Уцелели лишь росписи стен паперти, да небольшие фрагменты в барабанах центрального четверика здания.

   Главный престол храма был посвящен Воскресению Христову, а приделы освящены в честь великомученицы Екатерины (южный) и в честь трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Своим посвящением, приделы обязаны своему главному строителю – мать Кирилла Григорьевича звали Екатериной, а отца – Григорием. Одноименные святые приделов были их небесными покровителями: святая великомученице Екатерина и святитель Григорий Богослов.

Кирилл Григорьевич Исаков умер, так и не увидев храм во всем его великолепии. Братом его, на помин души покойного, был пожертвован «…в дом боголепного Воскресения Христова» в 1645г. серебряный напрестольный крест. Погребен строитель Воскресенского храма был в подклете его главного четверика.

В своем архитектурном облике храм приближался к московскому храму Василия блаженного и носил печать строго выдержанного русского архитектурного стиля XVII в. - храмов «на подклете», с тремя крыльцами и галереями, окружающими ее с двух сторон.  

Наружные стены храма и его абсиды украшены расписным «шахматным полем» и «клеймами», изображающими кувшины и рустики, углы - гладкими кирпичными колоннами. Выше карнизов на стенах помещены три арки – закомары с живописными изображениями. К сожалению, до нашего времени роспись не сохранилась. Особенностью храма является орнамент «Святых ворот» в виде разнообразных симметрически расположенных резеток с изображениями птиц и зверей, среди которых: лев, носорог, двуглавые орлы, сирена, «неясыть пустынная». Привлекает к себе рельефное изображение льва, корпус которого обвит длинным хвостом с семью цветочными бутонами. Изображения львов, встречаемых, так же, на стенах храма и входных крыльцах, во все времена существования каменного храма считали, и продолжают считать за «английские гербы», подтверждающие предание о том, что основным капиталом для строительства церкви послужило английское золото.

От главной входной арки идет коридор, поднимаясь по 18-ти чугунным ступеням которого, посетитель церкви входит на паперть. В четверик церкви и расположенный с севера Трехсвятительский придел ведут порталы, украшенные белокаменными дыньками и карнизами с тончайшей резьбой по камню в виде растительного орнамента. Приделы отделяют кованные железные двери с задвижками и железными «веревками» .Стены четверика расписаны масляной живописью на евангельские сюжеты.

Тематика росписи паперти Воскресенской церкви обычна для XVIII века. На южной галерее представлены сцены на библейский сюжет о сотворении мира, на западной – картины Апокалипсиса. На южной и западной паперти есть примечательные изображения, заключенные в ниши-киоты, помещенные на уровне человеческого роста.  В нишах написаны изображения Софии Премудрости Божией, Спаса Вседержителя, Богоматери «Знамение», композиция «Недремлющее око», и «Явление Иоанну Богослову солнцеобразного ангела». Особенно почитались и почитаются первые три изображения, перед ними теплятся лампады. По сохранности лучшими являются росписи южной стороны галереи, композиции которой изображают Адама и Еву в раю, Ноев ковчег, «Недремлющее око», «Лоно Авраамово».

Спустя столетие после сооружения храма начались его переделки. Пятиглавый кубический объем храма первоначально имел позакомарное покрытие. Пирамида мелких кокошников венчала Трехсвятительский придел. Впоследствии кокошники на Трехсвятительском приделе после переделок были скрыты скатной кровлей.                           В 1871-1872гг. к юго-восточному углу храма было пристроено помещение ризницы. В это же время маслом была переписана и древняя роспись в его центральном четверике. В 1852г. заменен иконостас.

Но все переделки не мешают нам видеть его первозданную красоту. До сих пор поражает своей неземной одухотворенностью пятиярусный иконостас Трехсвятительского предела чудной мелкой резьбы с тяблами и резными колоннами(начало XVII в.). Иконостас покрыт мелкими орнаментальными узорами, украшенными позолотой, серебрением, резьбой, выполненной на разноцветном фоне.

Единый архитектурный ансамбль Воскресенского храмового комплекса составляет стоящая рядом с ней Знаменская церковь с возвышающейся перед ней колокольней.    Сооружена она была вместо обветшавшей церкви святого Георгия Победоносца, вероятно в конце XVII века (точная дата неизвестна). Некогда оба храма окружала сооруженная в 1878г.    общая кованная ограда с фигурными столбами. С запада к Георгиевской (впоследствии Знаменской) церкви примыкала черырехярусная колокольня (1802г.), возведенная взамен древней звонницы, находившейся некогда вблизи святых ворот с правой стороны Воскресенского храма. В третьем ярусе колокольни помещалось одиннадцать колоколов, самый большой из которых весил более 8 пудов. Вначале церковь была освящена как Георгиевская и имела два придела: во имя святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана (в трапезной, пристроенной к основному четверику) и Прокопия Устюжского (под колокольней). Автором проекта Георгиевской церкви и колокольни стал выдающийся архитектор Степан Андреевич Воротилов, который строил также Богоявленский собор в Костромском кремле. К сожалению, сам зодчий не дожил до завершения строительства колокольни, и ее достраивали его брат и сын, также архитекторы.

С 1799 по 1802 гг. Георгиевская церковь капитально перестраивалась, после чего и была переосвящена в честь иконы Божией Матери «Знамение». Красотой Знаменского храма не менее, чем красотой самого Воскресенского собора, восхищались многие современники.

   В 300-летний юбилей Дома Романовых, совпавший с 700-летием основания Костромы, древний Воскресенский храм посетил со своим семейством царь-страстотерпец Николай II. Он поклонился святыням храма. Царь и царица с наследником и дочерьми поднимались на колокольню храма и любовались оттуда великолепным видом реки Волги, заключенной в живописные берега и окрестностями Костромы.

В 20-х годах ХХ столетия, в безумные годы гонений на религию, было прекращено богослужение в Знаменской церкви, а затем закрыт и Воскресенский храм. В подклете Воскресенской церкви разместили воинский склад, в самом храме было устроено зернохранилище. В 1937 году, в самый разгар репрессий и гонений на Церковь, колокольня примыкающая к Знаменскому храму была разрушена. Были уничтожены его купола, а сам он был обращен, так же, как и Воскресенский храм, в зернохранилище. Впоследствии в церкви устроили кочегарку.

К нашему счастью (думаю, что и счастью наших потомков), Воскресенскую церковь не тронули (не дошли) руки «строителей светлого будущего». После войны власти «смилостивились» над народом – разрешили открыть некоторые храмы. В 1946г. богослужения в Воскресенской церкви были возобновлены. Управляющим Костромской епархией в те годы епископом Антонием (Кротевич +1973) храм, стоявший более 16 лет без богослужения, был заново освящен. В нем еще всюду были видны следы разрухи - не было рам, сгнили деревянные полы, отсутствовали иконы местного ряда и царские врата в иконостасе главного четверика, изумительная резьба его была поломана. Но сильна была вера людей, вдохнувших в его стены жизнь. В короткое время помещения его были приведены в порядок, из закрытых храмов завезена церковная утварь и иконы.

В 50-е годы советскими органами под видом «волеизъявления трудящихся» предпринимались новые попытки закрытия Воскресенской церкви. Только благодаря мужеству и стойкости верующих костромичей во главе с епископом Костромским Сергием (Костиным + 1959) его удалось отстоять. Немало трудов по реставрации храма и восстановлению его внешнего вида выпало на долю первого, после закрытия храма, настоятеля его – архимандрита Серафима (Борисова + 1994), старца – исповедника, который провел в своем подвиге за веру во Христа в концлагерях 16 лет жизни (строительство Беломор-Балтийского канала).

С начала 60-х годов Воскресенский храм стал кафедральным собором Костромской епархии, в нем был помещен чудотворный образ иконы Божией Матери Феодоровской, небесной покровительницы Костромы, Костромского края и династии Романовых. В 1964г., икону, тайно, ночью, ввиду угрозы закрытия Иоанно-Златоустовского храма (в котором она находилась с 1944г.), и передачи ее в музей, епископ Костромской и Галичский Никодим (Руснак) перевез в Воскресенский собор, где уже от попыток изъятия ее защитил православный народ. В Воскресенском храме чудотворная икона находилась до 29 августа 1991г., откуда она крестным ходом была перенесена в Богоявленско- Анастасиин собор, возвращенный к тому времени Костромской епархии и ставший кафедральным храмом Костромы.

Среди святынь храма хочется назвать древние иконы расположенные в местном ряде иконостаса главного четверика храма – образ Иоанна Предтечи с 40 -ка клеймами миниатюрной живописи его жития (вторая половина XVII в.), две иконы Ветхозаветной Троицы, икону Божией Матери Федоровской с 26 клеймами, в который нашли отражение события из истории Костромы, святителя Николая с 20-ю житийными клеймами. В Екатерининском приделе, устроенном в 1946г. в южной части галереи (первоначально придел был расположен в диаконнике, рядом с главным приделом), находится чтимый фресковый образ иконы Божий Матери Знамение. Справа от царских врат, перед солеей, помещен список с чудотворной иконы Божией Матери Феодоровской (середина XIX века) в изящном окладе, украшенный эмалью. Слева, в отдельно стоящем киоте находится почитаемый костромичами образ святителя Николая – «Николо-Бабаевского», древний список с чудотворной иконы с 8-ю клеймами жития. У северного клироса – икона Божией Матери Толгская (1862г.) в искусном окладе, украшенном бисером. Из святынь храма хочется назвать ковчег перед иконостасом, в котором почивают мощи Киево-Печерских святых преподобных: Ильи Муромца, Прохора Лебедника, Дамиана целебника, Марка гробокопателя, Спиридона просфорника, святителя Нифонта, архиепископа Новгородского. Обращает на себя внимание своей духовной красотой храмовый образ трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого середины XVII века, расположенный справа от царских врат Трехсвятительского предела.

Возрождение рядом стоящей с Воскресенским собором Знаменской церкви началось в 1993 году, когда по благословению епископа Костромского и Галичского Александра Костромской был учрежден женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Знамение». Монастырь был открыт при Воскресенской церкви на Дебре, а полуразрушенный Знаменский храм был передан в его ведение.

В 1995 году был утвержден проект восстановления Знаменского храма и его колокольни на основе сохранившихся старых чертежей и изображений. Автором проекта стал заслуженный работник культуры Российской Федерации Леонид Сергеевич Васильев, главный архитектор Костромской епархии. В 1998 г. начались работы по восстановлению колокольни Знаменской церкви

За шесть лет восстановительных работ колокольню Знаменской церкви удалось полностью воссоздать. 26 сентября 2001 года состоялось ее торжественное освящение. Сейчас, без восстановленной красавицы-колокольни, трудно представить городской ансамбль и, несомненно, она является важной архитектурной доминантой Костромы.

Знаменский женский монастырь имеет социальную направленность. При обители создан и успешно функционирует православный медицинский центр во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны. Центр имеет стоматологический и глазной кабинеты, в которых оказывается бесплатная медицинская по мощь малоимущим людям. При монастыре есть богадельня для одиноких и больных престарелых женщин. Сестры посещают больных и в ряде лечебных медицинских учреждении города. Одна из главных задач центра – возрождение духовных традиций отечественной медицины, когда помощи врачебной сопутствует помощь духовная, без которой невозможной телесное выздоровление. С больными ведутся духовные беседы, они подготавливаются к Таинствам Исповеди и Евхаристии, их посещает священник. В настоящее время число насельниц монастыря составляет 17 человек. К Знаменскому монастырю приписан обустроенный в 1999г. на городском кладбище по улице Костромской храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Воскресенский собор имеет так же приписным храмом церковь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» при онкологическом диспансере, расположенном так же, на Нижней Дебре (бывшей Романовской больнице Федоровской общины сестер милосердия, созданной Костромским отделением Российского общества Красного Креста в 1912-1913гг.).

Воскресенская и Знаменская церкви - древние жемчужины Костромы, которые пользуются особой любовью у костромичей и гостей города. Их стены украшенные росписями располагают к молитве и созерцанию горнего мира, отображенного в красках. Их святыни пробуждают в нас не только воспоминания о своих корнях и предках, оставивших нам эту неземную красоту и богатство, но заставляют нас глубже понять высокий дух веры человека Божьего.

 

 

                                               ЛИТЕРАТУРА

1.Баженов И. В. Воскресенская, что на Дебре, церковь в городе Костроме. Кострома.1902.

2.Демидов В. Храм Воскресения Христова на Дебре. Изд. «Отчий дом». М. 1995.

3.Разумовская И. М. Кострома. Ленинград. 1990.

4.Тороп К., Кильдышев А. Церковь Воскресения на Дебре. Ярославль.1971.

5.Костромские святыни. Кострома. 2004.

 

Храмы и монастыри

Паисиево-Галичский Успенский женский монастырь

Успенская слобода близ города Галича

Среди многочисленных монастырей, окружавших в прошлом древний Галич, особое место принадлежит Паисиеву Успенскому монастырю. Погребенный в обители преподобный Паисий Галичский издавна почитается как покровитель города, а находившаяся в нем чудотворная Овиновская икона Божией Матери являлась главной православной святыней галичского края. Находясь на высокой горе с поэтичным названием Красница, монастырь высоко вознесен и над городом, и над зеркалом Галичского озера, занимая господствующее положение в неповторимой панораме окрестных далей.

Подробнее...

Святые и Святыни

Монахиня Ангелина (Борисова, 1886-1924)

Монахиня Ангелина (в миру Александра Владимировна Борисова) – известная в Солигаличском районе подвижница, жила и подвизалась в лесной келии неподалеку от с. Верхний Березовец.

Подробнее...

Статьи

Модели государственно-церковных отношений в Российском государстве: психологические технологии

Для Российского государства – страны многонациональной и многоконфессиональной, вопрос о взаимоотношении властных структур с религиозными организациями всегда был жизненноважен. И в первую очередь, этот вопрос государственно-церковных отношений, и соответственно, жизненной общепринятой модели. Несмотря на устоявшуюся и общепринятую форму, он касался, в основном, на отношения психологии личностей.

Подробнее...