Рецензия на книгу иеромонаха Михаила (Чепеля) «Человек в поисках истины. 360 ответов телезрителям».

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Статьи

chepelКнига книгу иеромонаха Михаила (Чепеля) «Человек в поисках истины. 360 ответов телезрителям» вышедшая в издательстве «Синтагма» раскрывает уникальный жизненный и духовный опыт человека, который сумел себя реализовать в различных областях человеческой деятельности: научной, воспитательской, коммерческой и священнической.

География жизненного пути автора книги многообразна: Камчатка, Липецк, Сахалин, Алтай, Хабаровский край и Ивановская область, Таиланд, что позволяет говорить о его детальном знании не только географии страны, но практическом знании  людей различных культур и традиций. Изложенный материал книги позволяет предположить, что автор очень чутко, пытливо и участливо вглядывался и продолжает сам вглядываться, вслушиваться в мир человеческой души, характерных особенностей человека, народных обычаев. В своих ответах на вопросы он делится с читателем своим жизненным опытом, который показывает, что в пастырстве, в монашеском делании, в молитвенном предстоянии перед Богом, человек иногда может найти свой смысл жизни, найти себя, ответить на мучительные вопросы, которые он задавал себе, вопрошая Бога о смысле бытия и мироздания. Очень хорошее впечатление на читателя книги оказывает то обстоятельство, что представленные в книге о. Михаила ответы на вопросы телезрителей в рамках телевизионной программы «Вечерний Ейск», несмотря на кажущуюся простоту и доступность, краткость изложения, наполнены глубоким знанием духовной жизни, опытом самопознания, опытом становления личности, знанием Священного Писания и творений святых отцов Церкви, религиозной практики человечества.

Представляет огромный исследовательский интерес сам характер вопросов, которые предположительно задавали не только люди православного исповедания, но и буддисты, кришнаиты, сектанты, люди с богатым жизненным опытом, и те, кто делает первые шаги в своих открытия мира и Бога. О ценности издания говорит и тот факт, что письменные труды о. Михаила были переведены на семь языков, среди которых присутствуют как европейские и азиатские языки, как распространенные, мировые (английский, немецкий), так и языки малых народов (напр., калмыцкий).

Книга иеромонаха Михаила (Чепеля) «Человек в поисках истины» будет полезна людям интересующимися вопросами бытия и поисками Истины, миссионерам, преподавателям, исследователям, студенческой аудитории. Сам автор, предлагает читателю ответы не кабинетного мечтателя, но человека, мысли которого и ответы на вопросы, глубоко выстраданы, наполнены личным жизненным опытом. Читая их, поражаешься тому обстоятельству, что каждый ответ, каждое слово, наполнены искренним переживанием за судьбу человека, его задавшего. Очень важная деталь – вопросы в книге не «причесаны» и не цензурированы – форма их подачи сохранена для наглядности внутреннего состояния нашего современника.

Хочется пожелать автору книги не останавливаться на достигнутом: расширять и дополнять в следующих изданиях тот богатый материал, который он представил в книге, чтобы вдумчивый читатель раскрыл богатый духовный мир не только поисков, но и обретения Бога.

Протоиерей Дмитрий Сазонов, кандидат богословия, докторант Общецерковной аспирантуры им. св. Кирилла и Мефодия, председатель Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества.

14.09.2018 г.

 

Храмы и монастыри

Храм Спаса на Запрудне. Исторический очерк

На северной окраине Костромы, на правом берегу речки Запруденки, впадающей в р. Кострому немного выше Ипатьевского монастыря, расположена одна из дивных по красоте и духовной своей значимости в истории Костромского края, церковь в честь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа на Запрудне. На месте, где расположен храм, 29 августа 1263г., в день, когда Церковь вспоминает перенесение из малоазийского города Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Спасителя (944г.), костромским князем Василием Ярославичем Квашней, во время охоты, была обретена на сосне чудотворная икона Божьей Матери, ставшая иконой – покровительницей Костромы и Костромского края.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протодиакон Арбузов Константин Иванович (1902-1974)

Константин Арбузов родился 26 декабря 1902 г. в Москве. До 1937 года служил в Елоховском Богоявленском соборе г. Москва.

Подробнее...

Статьи

Репрессии Советской власти против Истинно-Православной Церкви как повод для уничтожения церковной организации в Костромской епархии.

«К свободе призваны вы братия» (Гал. 5, 13)

Истинно-Православная Церковь, название которой закрепилось в начале ХХ веке за теми, кто вначале противопоставлял себя живоцерковникам и раскольникам[1], затем перешло на последователей митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых), объединяло разных людей, основной идеологической платформой которых было неприятие политики государства направленной на разрушение Церкви, насилие над свободой человека исповедующего религию, и на тенденцию подчинения Церкви безбожному государству. Как утверждает М. В. Шкаровский, «именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь», употребив его в 1928 г. в одном из своих писем[2], отметив, что такое название имеет Церковь свободная от государственного насилия. Идеологической основой движения «иосифлян», ставших затем называться приверженцами ИПЦ, было неприятие курса митрополита Сергия, который выступая за легализацию отношений с государством, по мнению некоторых архиереев, священства и мирян, «допустил вмешательство гражданских властей» в дела и прямое порабощение Церкви[3]. Временный Священный Синод, возглавляемый заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием указом от 6 августа 1929 года фактически приравнивал последователей ИПЦ к обновленцам и григорианам, объявляя недействительными совершенные ими таинства и указывая принимать вернувшихся через Миропомазание[4]. Как указывает Шкаровский, сами иосифляне себя раскольниками не считали и действительно ими не были, т.к. не пытались создать параллельную Церковь, считали главой Русской Православной Церкви Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и не создавали особенных обрядов. Главной их, стратегической целью было привлечение большего количества сторонников в Высшее церковное управление, и возглавление его[5]. По мнению митрополита Иоанна (Снычева), который свидетельствовал о массовости иосифлянского движения «непоминающих» «многие их тех пастырей, которые в годы борьбы с обновленчеством показали себя стойкими борцами за чистоту православия, выступили против митрополита Сергия». По мнению владыки Иоанна, митрополит Сергий и возглавляемый им Синод допустили серьезную тактическую ошибку, т.к., большинство верующих было неподготовлено к новому курсу Русской Церкви на сближение с государством, осуществляющим антирелигиозную политику[6]. Однако, исходя из открытых, на данный момент, материалов, свидетельствующих о беспрецедентном нажиме на митрополита со стороны, в том числе и карательных органов, следует сказать, что вряд ли митрополиту Сергию было дано время на подготовку паствы к принятию как Декларации, так и курса направленного на легализацию Церкви в СССР, отраженного затем в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях».

Подробнее...