Блаженный Симон Юрьевецкий

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

ureveckii23 мая, на следующий день после празднования перенесения в 1087 году мощей святителя и чудотворца Николая, Церковь молитвенно обращается к заступничеству нашего земляка - блаженного Симона, Юрьевецкого, святого собора Костромских святых.

В 2014 году празднуется 430 лет со дня его блаженной кончины. Симон Юрьевецкий, Христа ради юродивый, родился в селе Оделеве бывшего Нерехтского уезда Костромской губернии (в настоящее время – Приволжского района Ивановской области) в благочестивой семье крестьян Родиона и Марии Шитовых.

В юном возрасте, тайно уйдя из родительского дома, блаженный Симон, принял на себя подвиг юродства во Христе. Юро́дство (отст.-слав.оуродъ, юродъ — «дурак, безумный») — намеренное старание казаться глупым, безумным. Целями мнимого безумия (юродства Христа ради) объявляются обличение внешних мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и терпение поношений и оскорблений. Он поселился в лесу около села Елнати. Зимою и летом святой ходил босой, в одной рубашке, претерпевая насмешки и унижения, нередко подвергался избиениям. Святой Симон кротко переносил все оскорбления и не платил злом за зло, но молился за обидчиков. Часто блаженный Симон ходил по домам елнатских жителей и помогал им в исполнении самых трудных работ, но плату не брал. Пищей ограничивался самой скромной и скудной. Несмотря на постоянные труды, он часть дня и ночи посвящал молитве, любимым занятием блаженного Симона было молиться на папертях разных церквей.

В Елнати блаженный прожил 15 лет, а потом переселился в город Юрьевец-Поволжский и там продолжил свою подвижническую жизнь. Особенно часто святой приходил в Богоявленский монастырь города Юрьевца, где на паперти усердно молился перед иконой Пресвятой Богородицы. С 1938 по 1986 год в церкви располагался Краеведческий музей, ныне это действующий храм.

За свое смирение он удостоился дара прозорливости и чудотворений, многое предвидел и предсказывал. По его предсказанию в 1624 году была основана Свято-Троицкая Кривоезерская пустынь Макарьевского уезда Костромской губернии.

В летописях существует запись, которая гласит о пожаре в Костроме; Воевода попросил Симона Юрьевицкого: «Юродивый, спаси город!» В ответ тот со всей силы ударил воеводе по лицу. Поступок был странный и дерзкий, однако пожар сразу прекратился. Так же блаженного Симона местные жители видели ходившим по Волге.

Скончался 4 ноября 1584 года. Тело его было погребено на территории Богоявленского монастыря. В 1619 году над могилой блаженного была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии.

В 1635 году игумен Богоявленского монастыря Дионисий доносил патриарху Иоасафу об исцелениях у мощей блаженного Симона и по поручению патриарха составил описание жизни и чудес святого. С этого года начинается его общероссийское почитание, появляются первые иконы блаженного Симона Юрьевецкого, Христа ради юродивого. Глава блаженного Симона пребывает в Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре города Костромы.

 

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик протоиерей Сергей Константинович Заварин (1885 - 1938)

Память 1/14 апреля

Родился 10 сентября1885 года в селе Вознесенское Любимского уезда Ярославской губернии[1] в семье священника Константина Заварина.

Подробнее...

Статьи

«Новый курс» церковной политики государства и состояние церковных общин в послевоенное время в Ярославской, Костромской и Ивановских в послевоенное время. Анализ, положение, выводы

Сазонов Дмитрий Иванович,
д-р философских наук, профессор РАЕ

Послевоенное время отмечено в историографии как «время возрождения Церкви». Однако, анализ реальной ситуации, в том числе ситуации с религиозностью населения, показывает картину, отличную от принятой трактовки. Епархиальные структуры и некоторые приходские общины трех областей Верхнего Поволжья, только после Поместного собора 1945 года получили возможность восстановить свою деятельность после разгрома в 1930-е годы. Наряду с осторожными оценками обозначенного временного периода следует отметить, что заложенная в послевоенные годы организация религиозной жизни помогла выстоять Русской Церкви в 1960-е годы «хрущевских гонений», и прийти к религиозному возрождению 1990-х с положительными результатами.

Подробнее...