Поучения Рыбинского протоиерея Родиона Путятина (1806-1869) - Отделение восьмое. Поучения на разные случаи

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Содержание материала

ОТДЕЛЕНИЕ ВОСЬМОЕ
ПОУЧЕНИЯ НА РАЗНЫЕ СЛУЧАИ

 

ПОУЧЕНИЕ 196
По случаю освящения иконы7

Дети! Вот вам икона Божия, устроенная в память избавления от смерти Царя нашего, Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича, 25-го мая 1867 года, в Париже.
Икона эта теперь всегда будет стоять здесь у вас, в вашем училище. Для чего же она будет здесь, в училище? То есть, с какою мыслию жертвователи пожертвовали ее сюда?
Думаю, с такою мыслию, с таким благожеланием вам: „учитесь, дети, учитесь всем наукам, какие здесь преподаются; мы с радостью будем помогать вам учиться: учитесь, но, смотрите, главного не забывайте, главного: Бога бойтесь и царя чтите. Выше всех наук это, нужнее, дороже всякого учения. Мы тогда только порадуемся за вас и на вас, когда вы выйдете отсюда Бога боящимися и царя чтущими. И вот вам икона, которая будет напоминать вам о главном для вас, о Боге и о царе.
Так вот для чего эта икона у вас здесь: чтобы вы, смотря на нее, Бога боялись, царя чтили.
Помните же это, дети; когда будете приходить сюда, то, взглянув на эту икону, вспомните Бога, всех спасающего, перекреститесь и скажите мыслию: Господи, спаси царя нашего, Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича и весь царствующий Дом; так делайте, и Бог будет помогать вам учиться. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 197
В день 4го апреля 1867 года

Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса.
Тебе, по всей вселенней исповедует Св[ятая] Церковь.

Рече Господь ученикам Своим: все предано Мне Отцем Моим. И никто не знает Сына, кроме Отца: и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын открыть восхощет. Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас. Возьмите иго мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Ибо Мое иго благо, и бремя Мое легко (Мф.11,26).   
Это чтение Евангелия на нынешний день.
Ныне, слушатели, у нас крестный ход, то есть, торжественное шествие на площадь с животворящим крестом Господа и Бога нашего Иисуса Христа, с хоругвями и иконами.
Что это значит?
Прошедший год, в нынешний день, нашему Благочестивейшему Государю Императору Александру Николаевичу угрожала страшная опасность, неминуемая смерть от руки злодея. Кто тогда Его избавил, спас? — Бог. Кто же сей Бог, избавивший Государя Императора от опасности, от смерти? — Вот это то, кто сей Бог, Св[ятая] Церковь торжественным шествием со крестом показывает, сказывает, поет, исповедует.
Кто же Он? — Се Он, на кресте распятый. Это Христос, Сын Бога живаго; но что Сын, что Отец, все одно. Сын Божий Сам сказал: Я и Отец — едино, и видящий Меня видит Отца Моего. Да, вынося торжественно на площадь животворящий крест Господень, Св[ятая] Церковь пред всеми исповедует, как бы на всю вселенную говорит: вот кто Бог: смотрите на Сего Распятого! Он — Бог велий, творяй чудеса. Он в прошедшем году, в нынешний день, избавил Государя Императора Александра Николаевича от угрожавшей опасности, от неизбежной смерти. И благоразумные, даже и из иноверных, инославных, видя наши торжественные шествия со крестом Господним, в сердце своем говорят, что с нами Бог. Потому то и католики и лютеране участвуют в наших крестных хождениях, ходят с нами славить, хвалить, благодарить Бога, Благодетеля нашего. Только одни… ах, больно и говорить это, только одни раскольники наши не бывают при наших крестных ходах, и не только не бывают, но бегают от них, бегают, неразумные, от Бога истиннаго…
О, когда же, Господи, они и им подобные, вместе с нами будут славить Тебя, Тебя благодарить за избавление царя нашего от смерти, и Тебе молиться о здравии и спасении его и царствующего Дома! Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 198
По освящении иконы8

В одно время, подозвав к Себе двенадцать учеников, Иисус Христос начал им сказывать, что с Ним будет. Когда Он говорил, сыны Зеведеевы, Иаков и Иоанн, подошли к Нему и сказали: Учитель! желали бы мы, чтобы Ты нам сделал, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтоб Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую руку, а другому по левую, во славе Твоей… И услышав десять, начали негодовать на Иакова и Иоанна (Мк.10,32—41).
Это из чтения Евангелия на нынешний день. Некоторые из вас, слушатели, ныне пришли в церковь ради освящения здесь иконы, устроенной Рыбинском обществом в память избавления от смерти Благочестивейшего нашего Государя Императора Александра Николаевича, в 4й день апреля 1866 года. Икона эта теперь освящена. Что же такое было в ней нечистого, что надобно было освятить ее? Чем была она нечиста? — Не сама по себе; сама по себе, по своему материалу, по своей отделке, особенно по своей мысли, с которою делана, она чиста, безукоризненно прекрасна; но она была не чиста от нашего к ней прикосновения нечистыми руками, особенно нечистыми о ней мыслями. Каких не было у нас о ней споров, толков, осуждений и хвалений! Говорили, что в ней и то не хорошо, и это не так, и то не благообразно, и то не по чину; другие, напротив, не видели в ней никаких недостатков, находили ее во всем совершенною, не имеющею никаких недостатков, наделенною всякою добротою и красотою. Так вот от наших то нечистот, внешних и внутренних, к ней прилипших, надобно было ее очистить. Да, теперь икона эта свята; Святая Церковь своею молитвою, каждением своего фимиама, кроплением своей воды, сообщила ей силу святыни, недостающее в ней восполнила и нечистое в ней уничтожила. И потому теперь всякий православный будет покойно преклоняться пред нею, как пред настоящею церковною святыней, и с дерзновением будет пред нею благодарить Бога за спасение царя от смерти и просить здравия и спасения ему и всему царствующему Дому на многие лета. Теперь разве только раскольник не поклонится, не помолится пред нею, потому что у раскольников свято только то, что по их понятию старо и что не Божией благодатию освящено, а на старинный какой то манер сделано. Итак, прими, Господи, икону сию в пренебесный Твой жертвенник, в воню благоухания духовного, и ниспосли здравие и спасение Благочестивейшему Государю Императору Александру Николаевичу и всему царствующему Дому, ради которого она принесена, устроена, и принесшим и устроившим ее гражданам воздай Твоею благодатию и милостию за их любовь к царю, по вере в Тебя, Царя царствующих. Вразуми и разномыслящих и противляющихся истине Твоей. Икона теперь Твоя, следовательно, вся пречиста, преблагообразна, преукрашена Твоею благодатию.
Слушатели-христиане! Что это значит, что мы за что ни возьмемся обществом, что ни задумаем вместе делать,- почти всегда друг с другом спорим, друг другу противоречим, настаиваем на своем, любим, чтобы наше только было на виду, в чести, в силе, чтобы по-нашему шло, делалось, устроялось? Что это значит? - То, что мы — люди, люди настоящие, т.е., все мы со страстями, с недостатками, с слабостями, и с самолюбием, и с гордостью, и с честолюбием. Вот ведь и ученики Христовы, люди, можно сказать, избранные из всего рода человеческого, люди самые лучшие, и они, когда еще не были освящены Духом Святым, тоже были, т.е., тоже между собою спорили иногда, и друг над другом первенствовать хотели, и друг другу завидовали, и высшие пред другими места занимать желали. Так, Иаков и Иоанн, как ныне читалось в Евангелии, просили Иисуса Христа, чтобы им быть у Него одному по правую руку, а другому по левую; а прочие ученики, когда услышали, что хотят сыны Зеведеевы, тоже возроптали, вознегодовали на них, позавидовали им.
Да, все мы — люди, все мы — человеки, когда судим, действуем, говорим по человечески только, а не по христиански, не по Божию.
И потому-то будем, друг другу прощать, снисходить, друг друга извинять, оправдывать. Чем кто выше по уму и по сердцу, тем тот рассудительнее, снисходительнее к другим, скорее находит, чем извинить, оправдать их.
Ныне у нас в соборе и другая есть новость, другое обновление. Вчера получено дозволение иметь при соборе новую кружку, для пособия бедным в приходе.
Вот и на эту кружку тоже, по обычаю, некоторые, не любящие рассуждать, не соглашались. Именно, за что ни возьмемся, непременно покажем сначала, что мы люди, т.е. непременно поспорим, попротиворечим, свою волю, свой ум и уменье покажем…
Нет, слушатели, не будем то и другое осуждать, а будем рассуждать, рассуждать и рассуждать. Говорили некоторые: кружка эта не нужна, заводить ее не надобно, она не пойдет, скудны для нее источники, по копейкам скоро ли и много ли наберешь пособия? - Немного? - С миру по нитке, голому рубашка. Если каждый прихожанин или приходящий в церковь в воскресные и праздничные дни будет опускать в эту кружку по одной копейке, по одной даже полукопейке, то и в короткое время много наберется и очень много копеек, и порядочное составится для бедных пособие. Говорят еще: у нас в городе много пособий бедным… Что же? Дай Бог, чтобы больше и больше их было, чтобы таким образом у нас в городе вовсе не было этих нагих, голодных, больных без пособия, малолетних без приюта, младенцев, бросаемых кое-куда, кое-как, да, буквально, кое-куда и кое-как бросаемых… Много пособий теперь у нас? — Теперь много. Но… богатые теперь разве не могут обнищать? Дай, Господи, чтобы наши богатые все богатели и богатели. Да, и богатые могут обнищать, и если не они, так их дети, не дети, так внуки, правнуки могут нуждаться в пособии. Много теперь пособий… почему же не поберечь денежку на черный день, почему в эту кружку, Христа ради, не опускать одну копейку всякий день, на всякий случай?… Много и другого можно бы сказать в пользу этой кружки; но… я устал, слушатели; сами рассудите о ней, сами подумайте… Да, рассудите; рассудите,— и вы увидите, что и устроение иконы — дело святое, прекрасное, и учреждение приходской кружки — дело благое, полезное. Дай, Господи, чтобы та и другая стояли в нашем соборе с нынешнего дня до скончания века. Пред иконою православные будут здесь молиться о Благочестивейшем Государе Императоре Александре Николаевиче и о всем царствующем Доме, а из кружки бедные будут получать себе пособие, молясь здесь о тех, кто в нее опускал свои копейки и полукопейки. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 199
Говоренное в присутствии Его Императорского Высочества Всероссийского Престола Наследника Цесаревича Великого Князя Николая Александровича, в Рыбинском соборе, июля
23 дня 1863 года

И се весь град изыде в сретение…

Давно не бывало в нашем городе такой радости, многие из нас во всю, жизнь свою подобной не видали: и се весь град изыде в сретение, именно весь, весь и вчера, весь и ныне на ногах, чтобы увидеть, посмотреть, насмотреться на первородного сына возлюбленного нашего монарха.
Да, Россия любит своего царя.
Что, впрочем, эта встреча наша? - Это только искорка, искорка от той пламенной любви, которая всегда горит в сердцах русских к своему царю.
Не считаю нужным много и распространяться об этом. Кто же этого не знает? Весь свет знает, слышит, как любят русские своего царя. Обратим внимание на другое, вот на что, слушатели обрадованные, обратим мы наше внимание: кто учит нас, русских, так любить своего царя? Кто внушает нам такую любовь к нему? Кто? — Кто же, как не Церковь православная, верная наша наставница всему, святая наша руководительница во всем? Да, она, никто другой. Ведь у нас, православных, нет почти моления, при котором бы не молились о царе. Дня, ночи, часа церковного не проходит у нас без того, чтобы мы не молились о царе. У нас младенец, только что родившийся, и тот слышит уже молитву Церкви о царе. Таким образом, русские, можно сказать, родятся с любовью к царю, любовь эта у нас чувство как бы врожденное нам. И не переродятся в России Минины и Пожарские, доколе сыны ее пребудут сынами Церкви православной. Так, она, не другой кто, она Божественная, благодатная, она учит так любить царя, как мы его любим.
Теперь, дерзну со словом моим обратиться к Тебе, благоверный Государь!
О, люби Церковь православную. Мы и видим, что ты ее любишь, видим и не нарадуемся. В другое время Тебе кричим мы от радости, а видя Тебя, молящегося в церкви, мы от радости плачем. Да, Церковь православная достойна любви. Любя ее, будешь в любви у Бога и человеков. Если в ком из нас есть что доброго и святого всему этому Церковь его научила,— доброму и святому она только и учит нас всех.
Христе Иисусе, Сыне Божий! Возглаголи благая о Церкви Твоей в сердце9 первородного сына возлюбленного нашего монарха. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 200
В день 50-летнего юбилея епископства высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Московского

И благо тебе будет, и да долголетен будеши на земли.

Ныне совершился пятидесятилетний юбилей епископства Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Московского. Празднуют все день сей: и Св[ященный] Синод, и митрополиты и архиепископы, и епископы, и почетное священство, и монашество, и знать светская, высшая, ученая, богатая; все празднуют, воздавая честь и делая почести Высокопреосвященнейшему, сам Государь Император благоизволил Высочайше почтить сей день своими монаршими милостями к его Высокопресвященству.
С чем же мы к нему в сей день?
Мы у него поучимся.
В 50-т лет своего епископства и до своего епископства ничем так не занимался он, как поучениями. Он порадуется, что в его праздник мы поучиться у него желаем.
Чему же поучимся? — О, у него всему можно учиться, и не нам только, но и всем; можно у него поучится и митрополитам, и архиепископам, и епископам, и всем священническим и иноческим чинам, и всякому православному христианину.
Чему особенно в день сей мы у него поучимся? Деятельности и воздержанию. Чем он достиг пятидесятилетнего юбилея своего епископства и достигает 85-ти летнего года своей жизни? — Своею непрерывною деятельностью и своим непрестанным воздержанием. Да, труды его неусыпные делают то, что он наблюдает во всем строгое воздержание, и воздержная его во всем жизнь делает то, что он всегда бывает готов к трудам своим. Итак, трудись, и будешь воздерживаться, будь воздержен, и будешь трудиться. А будешь трудиться и воздерживаться, — и благо тебе будет, и долголетен будешь на земли. Живое доказательство тому — его Высокопреосвященство, Филарет, митрополит Московский.
О, поживи, Высокопреосвященннйший Владыко, поживи еще, как ты жил. Жизнь твоя всегда нам образ деятельности и поучение воздержанию. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 201
По случаю служения в первый раз в церкви К[рестовоздвижен]ской

Первый раз привел меня Бог ныне служить литургию в сем храме, и я служил ее с особенной какою то радостью. Да, как то особенно это радостно, что вот и здесь в сем храме, того же Бога славословят, ту же Царицу Небесную ублажают, тех же угодников Божьих почитают, пред такими же иконами молятся, тот же хлеб вкушают, Тело Христово, и то же вино пьют, Кровь Христову, и то же пение здесь повторяется, и тот же фимиам курится, и такие же свечи горят,- все тоже и все так же.
Именно,- радостно в первый раз встретить в другом месте почтение и благоговение к тому, что мы привыкли почитать, пред чем привыкли благоговеть у себя, в своем месте.
Перейдем от земли к небу, от временного к вечному.
Если здесь, на земле, нам особенно радостно увидеть первый раз в другом месте то, что привыкли мы почитать, пред чем привыкли мы благоговеть, — с какою же радостью мы должны будем увидеть все это там, на небе, в жизни будущей, увидеть лицом к лицу! О, несказанная тогда будет наша радость! Да, мы теперь и представить вполне не можем той нашей радости, с какою будем зреть; когда там, на небе, нам укажут: видишь ли вон сладчайший Иисус, Которому ты в жизни поклонялся, а вон Царица Небесная, к Которой ты на земле с молитвою прибегал; а вон Ангелы, Архангелы, херувимы, серафимы, которым ты победную песнь воспевал; а вон праотцы, пророки; а вот это Иоанн Предтеча; вот это Апостолы: вон Петр, вон Павел: а вот святители; это Василий В[еликий], это Григорий Богослов, это Иоанн Златоуст, а вот и Николай Чудотворец; вот преподобные мученики и мученицы; — это Сергий Радонежский, а это Иоанн, списатель лествицы; это Мария Магдалина, это Константин и Елена, а это вот наш — Владимир, равноапостольный, это Стефан первомученик, это Георгий Победоносец, это великомученица Екатерина, это Варвара, это Мария Египетская…
О, Господи, Всех, от Века Тебе угодивших, мы некогда там увидим, всех, которым теперь молимся.
О, несказанная, неизреченная, неизглаголанная тогда будет наша радость! Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 202
К новым прихожанам

Благое начало! Я пришел к вам с радостью, вы встречаете меня с любовью. Да, я душевно рад, что у вас; вижу, и вы мне не нерады. Благое начало! Как хорошо, если бы и вперед мы были так друг к другу расположены, как теперь, в начале; как хорошо, если бы я всегда о вас радовался, и вы всегда меня встречали с радостью! О, тогда и Бог с высоты престола Своего взирал бы на нас радостно.
Но я боюсь, боюсь за вас и за себя, боюсь, чтобы теперешнее наше взаимное расположение со временем между нами не охладело, не изменилось. Ведь нередко бывает, что иные сначала друг друга любят, а после, как познакомятся поближе, хладеют друг к другу. И потому, я боюсь, что не произошло бы того же и с нами. Я боюсь при этом случае исконного врага нашего спасения, дьявола. Этот дух злобы, как скоро увидит где людей, расположенных друг к другу, тотчас начинает всячески стараться поселять между ними вражду. Он всегда любит возмущать людей несогласиями, чтобы тем удобнее ему было уловлять их в свои сети; особенно же этот лукавый дух всячески старается поселять вражду между пастырем и пасомыми. Для его злого сердца торжество, когда словесные овцы не любят своего пастыря, ибо тогда они—верная его добыча, тогда ему всего удобнее расхищать их. Представляя это теперь, я боюсь за себя и за вас, и потому заблаговременно хочу сказать вам, что мы должны делать, чтобы теперешнее наше взаимное расположение с течением времени ни мало не изменилось, не ослабевало, а более и более возрастало, утверждалось, укреплялось. Вот что мы должны для сего делать: мы должны друг о друге молиться Богу. Если мы будем друг о друге молиться, то наше взаимное расположение навсегда останется неизменно; тогда чем ближе мы будем знакомиться, тем больше будем расположены друг ко другу; тогда и дух злобы не может поселить между нами вражды: молитвами, как стрелами, мы отразим всякое его нападение. Да, ничто так не укрепляет взаимного расположения между людьми, как взаимная молитва: того непременно полюбишь, чье имя часто поминаешь в своих молитвах. Самые злейшие враги сделались бы друзьями, если бы они стали молиться друг о друге. Без взаимной же молитвы нельзя надеяться на взаимное расположение ибо тогда лукавому легко будет возмущать нас несогласиями. Лукавый силен бывает над нами, когда в нас слабеет дух взаимной молитвы; он и между братьями поселяет несогласия, он и детей отделяет от родителей, он и мужа ссорит с женою, когда они перестают друг о друге молиться. Итак, если взаимное наше расположение со временем станет ослабевать, то это будет явным признаком, что мы не молимся друг о друге.
И как же нам теперь не молиться друг о друге, вам обо мне, мне о вас! — Бог сроднил меня с вами; во всем мире теперь нет людей, которые бы по духу были так близки ко мне, как близки вы; вы теперь для моего духа все,- и предмет забот, и источник утешения, вашим спасением и я спасаюсь, ваша погибель и мне грозит гибелью. Так вы близки ко мне, так я неразделен с вами! О, я не забуду, никогда не забуду моей священной обязанности—молиться о вас; молитесь же и вы обо мне, не забывайте и вы сего вашего необходимого долга.
Итак, вот вам первое мое слово. Будем жить между собою мирно, а для сего будем друг о друге молиться Богу; взаимно молящиеся бывают соединены и взаимною любовью.
Да будет же Бог мира и любви между нами всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 203
По случаю устроения на кладбище дома для священно-церковно-служителей

Слава Богу! теперь есть, где жить священно-церковно-служителям храма сего, дом для них устроен. Да, Богу славу воздает тот, кто заботится о спокойствии служителей Божьих.
Благодарность здешнему церковному старосте, его попечением преимущественно устроен здесь дом. От души благодарим вас, благотворители дома: без ваших пожертвований не было бы здесь дома.
Вечная память вашим сродникам усопшим, здесь лежащим10.
Вечная память усопшим сродникам всех благотворителей дома.
Да, благотворители, вы пожертвования свои на устроение здесь дома делали, преимущественно, в память ваших сродников усопших; вы желали, чтобы их здесь поминали, чтобы о них здесь молились.
И будет так.
Будут о них молиться, будут их поминать священнослужители здешние. Их обязанность в том состоит, чтобы молиться, поминать, и дом, устроенный для них, будет напоминать им о том. Да, пока жив будет дом сей, живущие в нем не могут не поминать всех, в чью память он устроен. Грех им будет, если они не станут их поминать; неблагодарные они будут, если забудут поминать; не будет самим им хорошего покоя здесь в доме, если они не будут о упокоении здесь лежащих молиться.
Но когда и их, священно-церковно-служителей, не будет, когда и самый дом разрушится, когда не останется камня, который бы напоминал о ваших родных, и тогда память их все останется.
Все, что вы жертвуете и делаете в пользу священно-церковно-служителей, Господь наш Иисус Христос, Глава Церкви, принимает к Себе (Мф.10,40), как жертвуемое Ему, делаемое для Него; и вот у Него то, Господа нашего Иисуса Христа, Бога вечного, в памяти и будут оставаться ваши родные, в память которых вы сделали пожертвования ваши, и будут оставаться вечно. Таким образом, за спокойствие, которое вы сделали для священно-церковно-служителей, заплатит Господь Бог родным вашим покоем вечным.
Воздай, Господи, всем делающим нам добро, заботящимся о нашем спокойствии; воздай, заплати за нас богатою Твоею милостью, а непокоющих и беспокоящих нас успокой, умири Твоею благодатью. Они оттого и не покоят, и беспокоят нас, служителей Твоих, что в душе своей непокойны и немирно пред Тобою. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 204
По случаю молебствия об избавлении от холеры

Мы собрались в церковь Божью совершить Богу молебствие о избавлении нас от губительного поветрия и смертоносные заразы.
А что, если Бог уже положил наказать нас за наши грехи губительным поветрием и смертельною заразою? Ничего; если и положил наказать, то отложит, когда мы помолимся Ему. Бог неизреченно человеколюбив и благопременителен. По молитве нашей, для нашего блага, для нашего счастья, для нашего спасения Он останавливает смертоносную заразу, за наши грехи распространяющуюся, и запрещает дуть губительным ветрам, нашими беззакониями возбужденным.
Иудейский царь Иезекия был болен; Бог послал пророка сказать ему, чтобы он приготовился к смерти.
Царь, выслушав пророка, заплакал и обратился к Богу с молитвою.
Что же? Пророк не успел выйти из царского дома, как Бог повелел ему воротиться и сказать царю, что Бог отложил его смерть и что дает ему пожить еще 15 лет.
Вот как Бог благотворителен!
Чем нам увериться, что Бог отложил нас наказать? Прежде молитвы увериться в этом нельзя, и грех тому, кто без молитвы к Богу уверен, что Божье наказание минует его; и бойся, если ты, слушатель, надеешься что Божье наказание минует тебя, а между тем Богу не молишься.
Только та надежда на Бога свята и безопасна, которая рождается от молитвы к Богу и сопровождается молитвою.
Итак, наперед помолимся Господу Богу, чтобы Он избавил нас от губительного поветрия и смертоносной заразы, и тогда успокоимся, уверимся, что Бог помилует и спасет нас. Кто молится, тот и надеется; а кто надеется, тот и покоен.
Некоторые говорят: мы надеемся на Бога; на кого же и надеяться, как не на Бога. Говорят, что надеются, а между тем в душе очень непокойны, все боятся. Что это значит? То, что у этих людей нет надежды на Бога; они только говорят, что надеются, а на самом деле вовсе не надеются.
Кто в чем надеется на другого, тот в том покоен за себя. Особенно тот всегда покоен и ничего не боится, кто надеется на всемилостивого и всемогущего Бога.
И потому, если ты боишься, беспокоишься, то знай, что в тебе нет надежды на Бога; твоя надежда на Бога у тебя только на языке, а не в душе.
Где же взять мне надежду на Бога, когда её нет меня, когда я не могу иметь ее в душе? — спросишь.
В ответ тебе повторяю то, что сказал: молись,— и будешь надеяться. Тот только истинно надеется, кто молится. У тебя оттого и нет в душе надежды, что ты или не молишься, или молишься не от души.
Итак, и еще скажу: помолимся Господу Богу. Наше спокойствие заключается в надежде на Бога, а наша надежда зависит от молитвы к Богу.
Услыши, многомилостиве Господи, молитвы раб Твоих, молящихся Тебе. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 205
По случаю появления холеры

Господь пасет мя и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя; на воде покойне воспита мя. Аще и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Пс.22,1—4).

Когда я один сам с собою думаю о какой-либо опасности, угрожающей мне; когда и теперь я думаю о том, чтобы как не умереть от свирепствующей ныне болезни, то никак не могу вполне себя успокоить, все робость на меня нападает, и особенно, когда увидишь или услышишь, что такой то умер; тут малейший болезненный признак заставляет бояться, тревожиться, смущаться. Но когда, при этих думах и опасениях, к Тебе, Господи, мысленно я обращаюсь, о Тебе вспоминаю, весь страх мой проходит, я бояться перестаю, я совершенно покоен становлюсь; потому что тогда Ты, Господи, меня успокаиваешь.
Как птичка, когда вырвется из клетки на волю, тотчас начинает весело летать по воздуху и петь любимую свою песнь, так, когда обращаюсь от тревожных мыслей к Тебе, Господи, песнь царя пророка с веселием пою: «Господь пасет мя и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя; на воде покойне воспита мя. Аще и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси».
Да, слушатели, всякий страх, всякое опасение оттого особенно нас тревожит и смущает, что мы к Богу обращаться забываем, о Боге вспоминать не стараемся.
Итак, братие, берите ныне все предосторожности, какие знаете против угрожающей опасности, пользуйтесь предохранительными средствами, какие имеете против опасной болезни, а при очевидных ее признаках ко врачам прибегайте; но не забывайте главнейшего: как скоро начнете несколько опасаться чего, бояться, смущаться, тотчас обращайтесь с молитвою к Господу Богу, Спасителю нашему, сотворите хотя краткую молитву: Господи Иисусе Христе, спаси и помилуй меня грешного; оградите себя хорошенько, не спеша, крестным знамением—этим щитом духовным от всякой опасности видимой и невидимой; призывайте на помощь Матерь Божью, Царицу Небесную, нашу всегдашнюю усердную заступницу, святых угодников Божьих, особенно тех, к которым мы всего чаще прежде прибегали, и тогда боязнь ваша пройдет; вы ободритесь, успокоитесь.
Читайте, повторяйте про себя сей св. псалом царя пророка: Господь пасет мя и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя. Аще и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси. По крайней мере, хотя первые эти слова — Господь пасет мя и ничтоже мя лишит, повторяйте чаще — тотчас, как начнете несколько робеть и бояться,— тогда Господь Бог Сам вас успокоит, и спасет, и помилует. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 206
По случаю благодарственного Господу молебствия о прекращении в Рыбинске холеры
в 1848 году

Тебе по всей вселенней исповедует Святая Церковь.

Страшное было у нас нынешнее лето! В продолжение почти четырех месяцев всякий из нас должен был непрестанно бояться, чтобы не умереть от эпидемической болезни, потому что от нее всякие заболевали: и старые и молодые, и слабые и сильные, и из заболевавших редкие не умирали. Ужасное было у нас нынешнее лето! Город наш был больницею, и пристань рыбинская была пристанищем больных из разных мест России.
А помните ли слушатели, куда мы тогда убегали от страха и боязни? - Конечно, помните,- в церковь Божью. И как мы были здесь покойны! Здесь мы и умирать не боялись; здесь мы и думать забывали, что у нас болезнь в городе; здесь мы и на мертвых смотрели покойно, потому что смотрели на них, как на живых. В храме Бога живого все живо,— и умершие живы, и отсутствующие присущи здесь; здесь все те во Христе с нами, о ком мы молимся, кого мы поминаем. И потому здесь мы ни за себя, ни за других не боялись. Здесь ведь мы все под особенною защитою и покровительством Бога всемогущего, потому, что в его доме.
Помните ли, кто тогда везде являлся с утешением к больным, с напутствием к умирающим? — Конечно, и это помните: Святая Церковь Православная, в лице своих служителей. И сколько отрады всем доставляли ее божественные утешения! Больные забывали свои нестерпимые боли, умирающие покойно смотрели, при этих утешениях, на смерть свою неизбежную. «Как я рад, что ты пришел, что ты поспешил ко мне! Сам Господь послал тебя ко мне! О, я никогда не забуду тебя! Я вечно буду молиться о тебе!». Так нередко радовались больные, к которым приходили с напутствием служители Церкви; так нередко мы имели радость слышать и видеть, как напутствуемые нами отходили в вечность с молитвою и о нас, недостойных служителях Церкви!
Помните ли, кто со всею готовностью прибегал тогда к больным, от которых и близкие с боязнью убегали? Помните ли, кто с материнской любовью лицом к лицу беседовал со страждущими, на которых другие без страха и издали взглянуть не смели? - Не подумайте, что, напоминая вам об этом, я хочу похвалиться пред вами деятельностью и неустрашимостью нашею. Ведь это не мы сами делали, а наша Святая Церковь действовала в нас и через нас; она нас к больным посылала, она нас и воодушевляла, подкрепляла, хранила, спасала; если бы не она, мы, кажется, первые от страха убежали бы куда-нибудь, или умерли бы от трудов непрестанных. Ведь мы, в собственном смысле, ни днем, ни ночью не знали покоя от треб непрерывных, особенно в первые два месяца. Да, мы теперь сами дивимся, как у нас доставало тогда сил и духу являться ко всем больным, во всякое время и во всяком месте,- дивимся и благословляем Святую Церковь, благословлявшую и укреплявшую, посылавшую и хранившую нас. По чувству любви к жизни, мы тоже боялись, чтобы не умереть от болезни; но по духу нашей Церкви, мы еще больше боялись, чтобы кто из больных не умер без святого напутствия; и страх собственной смерти проходил у нас сам собою от боязни нашей за спасение других.
Теперь болезнь прошла, мы остались живы. Кто же с нами радуется, кто благодарит Бога с нами за сохранение нас от смерти, кто на всю вселенную исповедует Его, Благодетеля нашего? Все она же матерь, наша Святая Церковь, непрестанно молившаяся о прекращении болезни.
Такова истинная Церковь: в нужде всякому помогает, за всякого молится; в радости со всеми радуется, всех благодарит. Она всегда любвеобильна, как любвеобилен её Бог. Она не была бы преисполнена благодати, если бы не преизобиловала любовью. Да, в той церкви нет благодати Божьей, которая не имеет любви ко всем. Где нет огня любви христианской, там нет и теплоты Духа Святаго.
Не забывайте же, слушатели, чем была для всех в нынешнее лето наша Святая Церковь, и помните, что она, как Церковь благодатная, всегда о том только и заботится, как бы всякого утешить, успокоить, спасти, обрадовать; и действительно, утешает и успокаивает, спасает и радует всякого приходящего и обращающегося к ней, ибо таково свойство и такова сила благодати Христовой, всегда в ней пребывающей. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 207
На другой год после холерного

Темже убо да исходим к нему (Иисусу) вне стана, поношение Его носяще (Евр.13,13).

Церковь наша в день святого славного пророка Илии, совершившего несколько хождений в жизни своей, как бы в подражание ему, имеет обыкновение совершать так называемый крестный ход.
Для чего, с какою целью у нас, христиан, бывают эти крестные ходы, хождения? Крестные ходы или хождения с животворящим крестом Господним, в сопровождении святых икон, совершаются главным образом с тою целью, чтобы сею святынею очистить, оживить воздух, благорастворенным его сделать. По какому случаю совершаются эти крестные хождения? И в древности совершались, и ныне совершаются по случаю каких-либо бедствий, или в предохранение от бедствия, происходящих собственно в воздухе, от воздуха зависящих, в воздухе распространяющихся. Крестное хождение почти то же, что освящение воды. При освящении воды, как освящается вода? — Посредством погружения креста Господня в воду. А при крестном хождении очищается воздух посредством воздвижения, и как бы погружения креста Господня в воздух. При освящении воды не только крест погружается, но призываются в помощь молитвы св[ятых] угодников Божьих; так и при крестном хождении животворящему кресту сопутствуют иконы святых, невидимо сопутствующих нам и молящихся с нами о нас.
Таким образом, в крестном хождении животворящи крест Господень воздвигается и в воздух как бы погружается не для осенения только предстоящих и молящихся, но и для очищения и освящения воздуха, которым мы живем и дышим.
Слушатели христиане! Господь начинает являть милость Свою нам: при благорастворенном воздухе наступают благоприятные для нас дни. С весельем и упованием, со смирением и благодарением к Богу изыдем, носяще крест Господа нашего Иисуса Христа, да животворящею Его силою и молитвами пречистой Его Матери, святого славного пророка Илию и всех святых пробавит милость Свою нам грешным, но ведущим Его и уповающим на Него. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 208
По случаю благодарственного молебствия, по усмирении мятежа в Венгрии

Иже бо аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе, Отца Своего со Ангелы святыми (Мк.8,38).

Что, живя в сем мире, стыдится Иисуса Христа и словес Его, т.е. стыдится поступать по Его примеру и учению, того на страшном суде Иисус Христос постыдится, то есть отвергнет, не примет в Царство Небесное.
Россия наша никогда не стыдится Иисуса Христа. Вот и ныне, по случаю усмирения мятежа в Венгрии, по гласу Благочестивейшего своего Государя, она поет, хвалит, прославляет Его, с благодарным сердцем, от глубины души на всю вселенную восклицает Ему: «С нами Бог: разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог».
Таким образом, нынешнее наше торжество служит торжественным доказательством того, что мы не стыдимся Иисуса Христа и учения Его.
А есть случаи, где некоторые из нас христиан, иногда стыдятся Иисуса Христа. И вот один из таких случаев.
Пред пищею и питьем; по учению и по примеру Господа нашего Иисуса Христа, мы должны молиться, должны у Бога просить благословения ястию и питию, как дети у отца: а молясь, в воспоминание Иисуса Христа, распятого на кресте, должны творить на себе крестное знамение. Но некоторые из христиан иногда не хотят настоящим образом помолиться перед пищею и питием, некоторые иногда не хотят настоящим образом сделать на себе крестного знамения; и когда же? при самых торжественных обедах.
Почему же не хотят? Не по лености, потому что это не трудно сделать, и не по незнанию, потому что они делают - только кое-как, как бы нехотя. Итак, почему не хотят или нехотя делают? Стыдятся почему-то; стыдятся, может быть, потому, что некоторые, иногда не маловажные люди, так не делают по своей вере или по привычке. Некоторые из людей не делают… Но ведь Иисус Христос так делал и так учил делать, следовательно, Иисуса Христа стыдятся те, которые не хотят молиться и перекреститься, или кое-как, нехотя молятся и крестятся.
Таким образом, слова нынешнего Евангелия: «Иже аще постыдится Мене и Моих словес», — буквально относятся к тем христианам, которые стыдятся настоящим образом помолиться перед пищею и питием и которые стыдятся настоящим образом делать на себе крестное знамение.
Ах, слушатели, чтобы Сын человеческий на страшном суде не постыдился нас, когда мы будем подобным образом стыдится Его!… Отчего мы об этом не подумаем?…
Перекреститься, помолиться — дело не трудное и подвиг благочестия, конечно, не важный, но важна причина, почему некоторые не хотят так делать, — от стыда не хотят, иужасно последствие этого стыда: Иисус Христос на страшном суде постыдится тех, кои, в чем бы то ни было, стыдятся Его.
Отче наш, Иже еси на небесех, да святится Имя Твое, и да будет оно благословенно везде и всеми, отныне и до века. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 209
При открытии женского училища в Рыбинске

Так случилось: у нас, в Церкви идет теперь неделя, так называемая св[ятых] жен мироносиц; у вас здесь ныне открывается женское училище. Пользуясь этим случаем, скажу несколько слов к попечительницам открываемого училища.
Св[ятых] жен мироносиц чтит и помнит наша Св[ятая] Церковь особенно, — особенную отделила она в году неделю для их воспоминания и прославления. А чем они заслужили такую честь и память у Церкви Христовой, у всех христиан православных? — Тем, между прочим, что служили Иисусу Христу от имений своих, доставляли Ему нужное для жизни, когда Он по городам и селам проповедовал, учил народ.
Итак, вот кому будут подражать попечительницы открываемого ныне училища! Св[ятым] женам мироносицам, которые служили своим имением Иисусу Христу, Учителю и Господу.
В открываемом здесь училище главным предметом, без сомнения, будет Закон Божий, и душою учения здесь будет учение Христово. Таким образом, служа от своего имения училищу, учащим и учащимся, попечительницы будут, как и мироносицы, служить Господу Иисусу Христу, и тем более, без сомнения, заслужат честь и память у Бога и людей, у Церкви и общества. Честь святая, память добрая!
Теперь к вам, собравшимся на открытие училища, маленькое слово. Вы любите жертвовать в церкви на украшения. Вот бы куда вам еще делать пожертвования: на училища. Просвещение, между христианами распространяемое, есть самое лучшее украшения в Христовой Церкви, лучше золота оно и серебра, лучше камней всяких драгоценных. При свете учения виднее свет Христов, светлее святое в Церкви.
Еще слово. Многие из вас любят давать милостыню нищим. Что в человеке важнее,- душа или тело?… — Конечно, душа. Но ведь милостыня то ваша идет больше на тело, а училища необходимы для души… Душа наша учением жива, живет и оживляется. И потому милостыни подобает творить, но и училищ не надобно оставлять. Конечно, вы подаете милостыню таким нищим, у которых чуть жива душа, которые, т.е., учиться не способны, не могут; не могут… Но ведь было время, когда они могли учиться и учились бы, если бы в свое время кто помог им учиться, и выучились бы, и научились бы чему-нибудь, так что не были бы, может быть, такими нищими… Да, может быт, не было бы у нас так много нищих, если бы побольше было училищ, побольше было пособия учащим и учащимся в них.
В заключение скажу слово и вам, учащие и учащиеся, тем, которые здесь будут учиться и учить. Если не Закону Божию, главным образом, будете учиться здесь вы, дети, то лучше и не ходите сюда учиться; если не учением тем Христовым будет одушевляться ваше, братия учители, преподавание здесь учения, то лучше вам и не браться учить. Без духа Христова учение не свет, а тьма; не живот, а смерть. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 210
При начатии железной дороги в Рыбинске 1868 года сентября 19 дня

Говорю к вам, строители дороги, слово.
Вы желали себе помощи от Бога, Творца неба и земли. Желали, для этого сюда пригласили служителей Божьих, для этого принесли и иконы святые. Да, очевидно, помощи Божьей себе вы желали.
Помощь эта теперь вам дана чрез служителей Божьих и чрез святыню Божью; не то, что дается вам помощь от Бога, а уже дана; она есть у вас, она с вами, в ваших, так сказать, руках. Остается вам только пользоваться ею, пользоваться…
Если бы кто дал вам огромную сумму денег на какое-нибудь дело, например, на постройку дороги, такую сумму, которой бы и стало на постройку, и осталось, и вы бы этой суммы не стали употреблять, то пользы от неё и не было бы вам. То же надобно сказать и о помощи Божией. Помощь от Бога вам дана, помощь Сотворшего небо и землю; если почему-нибудь вы не воспользуетесь ею, то и пользы вам от неё не будет никакой, хоть она с вами. Как же пользоваться от Бога данною помощью? Обратите на это внимание ваше. Как пользоваться от Бога данною помощью?
Человеческою помощью, пользоваться иногда бывает мудрено, а Божиею помощию всегда просто, легко. Как же? Надобно только помнить, что помощь Божия мне дана, помощь Божья со мною, помнить только это. В этом вся премудрость.
Итак, помните, помните непрестанно, особенно в трудных обстоятельствах помните, говорите, твердите: есть у меня помощь: помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю; помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю.
Дай же, Господи, вам так устроить вашу дорогу.
Не могу при сем не сказать моего всевышнего, молитвенного благожелания устрояющему везде все нам на благо, Благочестивейшему Государю нашему Императору Александру Николаевичу. Дай Ему, Господи, и всему царствующему Дому, дай, Господи, здравие и спасение и во всем благое поспешение, и многая лета. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 211
При открытии окружного суда в Рыбинске 12 декабря 1866 года

Милость хвалится на суде (Иак.2,13).

К вашему суду, судьи, относится ли изречение св[ятого] Апостола Иакова, что хвалится милость на суде? - Милость хвалится на суде, иначе, полнее можно это сказать так: милостивые, т.е., делающие другим милость, хвалятся, т.е. торжествуют на суде. Над кем же торжествуют? - Над судьею. Что это значит? Милостивые люди торжествуют на суде, судия остается побежденным, у судьи уста не отверзаются произнести, рука не подымается подписать осуждение человеку доброму, милостивому, невинному. Так торжествует милость на суде!
Таким образом, изречение Апостола Иакова есть изречение вечной правды, и потому относится ко всем судам, следовательно, и к вашему. Где судит правда, там на суде непременно торжествует милость,- это положение верное. Но так как на человеческих судах судят все люди же, а люди, иногда по неведению, по недоумению, иногда и по другим человеческим причинам, могут отступать от правды,- то на их судах не всегда торжествует милость, и бывало, что у иных судей и уста отверзались произнести, и руки не дрожали подписать осуждение самым милостивым, добрым, невинным людям.
И потому, милость хвалится на суде,- это изречение относится преимущественно к последнему суду, на котором судиею будет всеведущи, правосудный, нелицеприятный Боге.
Итак, судии, судите, ни по каким причинам человеческим не отступая от правды, чтобы таким образом у вас на суде торжествовала милость, чего единственно наш Всемилостивейший Государь и желает от вашего суда; судите, помня всегда суд последний, как вы и обещаетесь и клянетесь его помнить. Да, ваш суд все же не последний. Суд последний, после которого судов больше не будет, только один, тот, на котором мы все будем Богом судимы, на котором и вы, судьи, ответ Богу дадите в том, как вы судите других; и если окажется, что у вас на суде добрые и милостивые не торжествовали, и следовательно вы незаконно суд творили, то и вам, как не сотворим милости, суд будет без милости, без помилования во веки. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 212
При открытии мирового съезда 21 ноября 1866 года

Воздадите убо всем должная… и емуже честь, честь… (Рим.13,7).

Позвольте мне сказать слово и к вам, мировые судии, на вашем, ныне открывшемся мировом собрании.
В чем состоит обязанность мирового судии? Звание это у нас здесь так ново, что предложенный мною вопрос, думаю, теперь не неуместен. Итак, в чем? В том ли, что он законно, разумно доказывает виновным, что они действительно виноваты, и что потому следует им понести наказание? Нет, этого мало от мирового судии; нет, он должен, главное, мирить. Кого и с кем? Виновных мирить с законом. Как мирить? Мировой судья должен доводить подсудимых до того, чтоб они сознали сами, что они действительно виноваты пред законом, и чтобы таким образом примирились с законом, т.е. сознали бы, что требования с них закона действительно справедливы, законы. Конечно, и всякий судия, и всякий судящий других должен так судить, но, думаю, преимущественно так должен судить судия мировой, — он потому и мировой, что мирит. Примиряя виновных с законом, он мирит их и с теми, кто их призывает в суд, кто требует суда на них и осуждения им, т.е. виновные тогда сознают, что вызвавший их на суд закон вызвал их на суд и осуждение. Ведя так суд свой, мировой судия восстановляет таким образом и между ссорящимися и тяжущимися мир. В этом то и достоинство нового суда, что он очень способен мирить людей, мир между ними водворять, доводить их всех до того, что они примирятся с законом, а, следовательно, и между собою.
Еще вопрос. Что делать судии, когда к нему на суд являются или призываются лица, не равные чином, саном, родом, званием? Этого вопроса и предлагать здесь не нужно бы… но для некоторых личностей не лишнее…
Итак, что ему делать? Разумеется, то, что велит закон, т.е. воздавать всем должная… и, емуже честь, честь, честь должную, всякому свою: свою вельможе, свою простолюдину, свою благородному, свою чернорабочему… Пред законом все равны. Равны пред законом поступки всех, т.е. все, кто бы ни поступил против закона,- вельможа ли, простолюдин ли, благородный ли, худородный ли,- все равно призываются на суд и на осуждение по закону… поступки всех равны пред законом; но лица, по самому же закону, не все равны пред судиею. Да, сам закон не уравнивает всех, давая тому тот чин, тому другой, тому третий; и следовательно судия не незаконное дело сделает, если, воздавая всем должная, не станет всех лиц равнять у себя на суде. С подсудимыми со всеми надобно обращаться как с больными, бережно, осторожно. Так, судия и того не должен оставлять без внимания, как кого принять, как с кем обойтись; ко всему в своих подсудимых он должен быть внимателен, ко всему; чем только можно, мирить их, чтобы все оставались довольны его судом и осуждением, чтобы все уходили от него с миром, чтобы и вельможа, и простолюдин, и благородный, и худородный уходил с сознанием, что его судили и осудили законно, разумно, свято, христиански.
Да поможет Господь вам, мировые судии, так судить! Трудов вам будет много, зато награда вас ожидает большая,- из мировых судей вы сделаетесь теми миротворцами, которые сынами Божиими нарекутся. Итак, дай Господи вам одного,- чтобы всех мирить, все мирить, мирить; на то вы и Богом уготованы, и Царем удостоены. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 213
При выборах в общественные должности

Господа Бога твоего убоишися и Тому единому послужиши,и Тому прилепишися, и именем Его клянешися (Втор.6,12,13).

Почтенные граждане города Рыбинска!
К вам слово мое. Вы теперь, вероятно, в недоумении, не знаете определенно, кого выбрать в общественные должности; по крайней мере, в недоумении те из вас, которые искренно заботятся об общем благе, которые сердечно желают городу Рыбинску добрых людей для исправления общественных должностей.
Что надобно делать при таком недоумении, что надо делать, когда определенно не знаешь, на что надо решиться? Вы то именно и сделали, что надобно всегда делать в подобных случаях: вы пришли в храм Божий испросить у Господа Бога благословения на предлежащий выбор, пришли помолиться, чтобы Господь Бог вразумил вас, кого вам выбрать. И при всяких других недоумениях, сомнениях и опасениях всего лучше, вернее и безопаснее обращаться к Богу с молитвою,у Бога спрашиваться, Бога просить: Господи! вразуми меня, как я должен поступить, на что я должен решиться. Кто Бога спрашивает на молитве, что делать, тем Он всегда отвечает, вразумляет. На молитве к Богу, как при свете Божием, мы всегда узрим свет.
Итак, почтенные граждане, помолившись Богу, решитесь действовать на предстоящих выборах по чистой совести, т.е. решитесь так действовать, как внушит вам Бог. Что говорит нам наша совесть после усердной нашей молитвы, то внушает Сам Бог. Внушение чистой совести есть внушение Божие. Тот никогда не боится, кто действует по чистой совести. Тот Самого Бога не слушается, кто не слушается чистой своей совести.
Но вы и решились действовать по чистой совести, вы решились дать клятвенное обещание действовать по чистой совести. Не забудьте же клятвенное обещание: под клятвою, под присягою вы решаетесь дать обещание действовать по чистой совести.
Что это значит, что, давая клятвенное обещание, мы поднимаем руку к небу? Этим мы указываем на Того, Кого делаем свидетелем нашего обещания. Обещаюсь и клянусь действовать по чистой совести, и что я так непременно буду действовать,- вот кого привожу в свидетели,- Бога, живущего там, на небесах. Помните же это, когда будете держать руки ваши, поднятые вверх.
Для чего мы в заключение клятвы целуем слова и крест Спасителя? Этим мы указываем на то, что даем под залог верности нашего обещания. Крест и Евангелие суть знаки нашего вечного спасения: на кресте совершил Спаситель наше вечное спасение; чрез Евангелие возвещает Он нам наше вечное спасение; таким образом, целуя, как бы указывая на крест и Евангелие, мы указываем чрез это на вечное наше спасение. Для меня нет ничего дороже моего вечного спасения, и вот я даю в залог верности моего обещания — это вечное спасение. Не забудьте же, целующее в заключение клятвы крест и слова Спасителя, не забудьте, что отданное под залог не возвращается нам, когда мы не устоим в слове, не сдержим обещания; и вечное спасение не будет достоянием того, кто поступает против присяги, кто действует не по чистой совести. Кто выбирает кого в досаду своему врагу, тот делает погибель своей душе; кто выбором думает угодить другу, тот угождает диаволу — врагу вечного спасения. Вы скажите: как страшно давать клятву, принимать присягу! Нет, не давать клятву и принимать присягу страшно, а страшно нарушать данную клятву и поступать против принятой присяги. Давая клятву, мы призываем Бога во свидетели истины и таким образом исповедуем Его, доказываем наше благоговение к Нему; целуя в заключение клятвы крест и Евангелие, мы этим показываем, что для нас нет ничего дороже нашего спасения, и таким образом подтверждаем, что мы дорожим нашим спасением. Да, православные, присяга есть дело богоугодное и душеспасительное, только нарушение присяги богопротивно и для души пагубно. И потому, принимая присягу, просите Господа Бога, чтобы Он Своею благодатию помог вам не поступить против присяги. Когда к Богу будете обращаться, Его будете просить, тогда Он не попустит вам поступить против присяги.
Да благословит вас Господь Бог на предлежащие выборы, да вразумит Он вас избрать из среды вашей достойнейших и способнейших, таких, которые были бы ревностны к службе, попечительны о пользе общественной и доступны всем и каждому. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 214
При выборах в градские головы

Свой дом добре правящу, чада имущу в послушании со всякою чистотою (1Тим.3,4).

Мы, граждане, в нынешний день будете из среды своей выбирать кого-нибудь в градские головы.
По этому случаю я ныне хочу сказать вам несколько слов.
Апостол Павел в послании своем к Тимофею пишет: верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Тоже скажу и вам, избираемым: если кто из вас желает быть градским головою, то он доброго дела желает. Да, градский голова много добра может сделать, много может сделать для славы Божией и блага ближних, много может сделать своею жизнью, своим примером, на, него больше смотрят другие,- с него больше стараются брать пример все; много может он сделать добра своими распоряжениями и наставлениями,- его внимательнее слушают, его обязаны слушаться другие. Но при такой силе и власти, градский голова может много и зла сделать, т.е. может забыть славу Божию и пользу ближних, помня одного себя и наблюдая одни свои выгоды, и вы избирающие сами будете виноваты, если изберете такого, будете отвечать с ним перед Богом за то, за те неправды, которые им будут допущены.
Апостол Павел, исчисляя добродетели и способности, какие епископу иметь подобает, между прочим, говорит: «Дом свой добре правящу, чада имущу в послушании со всякою чистотою». Почему это требуется? Потому что, кто не умеет управлять собственным домом, тому как пещись о Церкви Божией?
Вот это-то и вам, граждане, надобно иметь в виду при избрании градского головы: смотрите, как избираемый вами распоряжается своими делами, например, торговлею, и другими, дельно ли, честно ли, свято ли, как управляет своим домом, каков же и его дом, жена, дети, домашние? Послушны ли они ему, и на доброе ли, на умное ли, на полезное ли послушны ему? Если он хороший голова своего дома, настоящий отец семейства, добрый, честный, умный и деятельный по своим делам,- то, без сомнения, он будет настоящий голова города. А кто своим собственным домом, своими делами управлять, распоряжаться не умеет, у кого свой дом, жена, дети, домашние в непослушании и послушны не на доброе, не приучены к хорошему,- как тот может управлять городом? Как может быть хорошим примером для чужих, когда служит худым примером для своих? Что могут хорошего услышать от того чужие, кто своим хорошего не скажет? Каких полезных и дельных, умных и добрых распоряжений можно ожидать от того головы, кто своим домом распоряжается кое-как? Как тот может быть рассудительным в чужой беде кто к своей ума приложить не умеет?
Так, верно слово: кто желает быть градским головою, тот доброго дела желает, честного, можно сказать, святого дела, потому что голова много может добра сделать для славы Божией и для пользы ближних; но он должен быть по преимуществу человек хорошо, честно, разумно, свято управляющий своими делами, своим домом. Плохой голова своего дома никогда не может быть хорошим для города.
Может быть, скажете: мы не имеем в виду человека с такими совершенствами; где нам взять такого? Не забудьте, что от городского головы зависит и благо города, и слава Божия, и зависит много,- следовательно, кое-кого и кое-как выбирать — грех, и потому, если сами хорошо не знаете, то Бога попросите, чтобы Он вразумил, кого избрать, чтобы Он указал вам, кто этот добрый, умный, честный, деятельный; кто этот, могущий заботиться не столько о своих выгодах, сколько о пользе ближних и славе Божией. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 215
Пред выборами в градские должности

И поставиша два… и помолившеся реша: Ты, Господи, сердцеведче всех покажи, егоже избрал есиот сею двою единаго (Деян.1,23,24).

Пред наступающими выборами своими вы желали, слушатели, от меня слышать себе слово поучения,- по крайней мере, некоторые из вас изъявили мне это свое желание.
Но, спрошу вас: послушаетесь ли вы моего поучения? - Сделаете ли так, как я посоветую вам сделать при ваших выборах?…
Спрашиваю вас об этом, между прочим, потому, что ныне некоторые из вас не только не хотят слушать слов наших, но в некоторых случаях сами учат нас. Да, овцы словесные не только иногда не слушаются слов пастыря своего, но не стыдятся учить его самого, его, поставленного Самим Богом, и не только не стыдятся учить, но и обличать, укорять, и даже порицать; Господь Бог на страшном суде разберет, решит, кто из нас прав и кто виноват…
Итак, вы сделаете ли так, как я посоветую вам сделать при ваших выборах? Или вы желаете слышать слово так только, для того, чтобы сказать после, что пастырь Церкви почтил наши выборы своим словом?
Впрочем, послушаетесь ли вы меня, не послушаетесь ли, все же я скажу, что придумал сказать.
У вас теперь начнутся выборы, и в нынешний день главный выбор. Выборы у вас производятся посредством шаров. У каждого из вас два шара, из которых один избирательный, а другой — неизбирательный.
Так вот, слушатель благочестивый, когда ты будешь брать тот или другой шар, то наперед перекрестись, как следует, не торопясь со вниманием и со страхом Божиим, и когда будешь креститься мысленно про себя скажи: Господи! вразуми меня, кого мне выбрать, какой мне шар взять. Так перекрестившись и помолившись, бери шар и клади, куда следует. Думать тогда много уже нечего, некогда, не время. Раньше ты должен хорошенько подумать, порассудить, поговорить с другими, посоветоваться со своей совестью, кого выбрать.
Не от себя даю вам такой совет, а беру его с примера св[ятых] Апостолов. Апостолы, когда им нужно было выбрать 12-го Апостола, сначала между собою поговорили, потом поставили для того двух, после Богу помолились: «Ты Господи, сердцеведче всех, покажи: егоже избрал еси от сею двою единаго»; так помолившись, наконец дали жребий избираемым.
Мы не имеем такого дерзновения пред Богом, какое имели пред Ним св[ятые] Апостолы; мы не смеем избирать жребиями, избираем шарами. По крайней мере, в молитве должны Апостолам подражать. Да, не бери шара зря, или на зло другому, или в угождение кому, а с крестом, с молитвою; очисти наперед руку свою крестом честным, а ум молитвою просвети, и тогда этою чистою рукою и с просвещенным так сердцем бери шар и клади куда должно. Так, при выборах, как можно чаще надобно обращаться к Богу и мысленно просить Его: вразуми меня, Господи, кого мне выбрать: покажи, егоже избрал еси от сею двою единаго.
Видите, какой простой, обыкновенный даю вам совет.
Что делать? — О самых обыкновенных обязанностях нужно ныне напоминать христианам. Да, ныне у некоторых выходит из обыкновения и перекреститься, как должно, и помолиться, как следует.
Вот вам не новое для вас мое слово пред наступающими вашими выборами. За это слово мое, равно как и за всякое, я буду отвечать на страшном суде, на котором и вы ответ дадите за все ваши выборы. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 216
При выборах в церковные старосты

Аще же кто своего дому не умеет правити; како о церкви Божией прилежати возможет? (1Тим.3,5).

Как отцы семейства, как домохозяева, о чем мы должны заботиться? Каждый из нас должен заботиться о своем собственном доме, должен заботиться, чтобы в нем все было в порядке, чтобы везде была чистота.
От чистоты, от порядка в доме не только зависит благоустройство домашнее, спокойствие и здоровье домашних, но некоторым образом и нравственность; по крайней мере, нравственная жизнь домашних более или менее отражается в доме, в котором они живут.
У честного и добропорядочного человека и в доме чистота и порядок; а у порочного и беспорядочного человека и в доме нечистота, беспорядки, куда ни посмотри.
Так, как отцы семейства, домохозяева — мы должны заботиться всякий о собственном своем доме; как христиане, о чем мы, слушатели, должны заботиться? О своей церкви приходской, т.е. о той, в которую ходите молиться Богу. Что собственный свой дом для каждого из нас, то приходская церковь Божия для всех прихожан.
Церковь Божия есть общий у прихожан дом; и потому прихожане все о ней должны так же заботиться, как каждый в особенности заботится о своем собственном доме.
Худой тот хозяин, который не радеет о своем доме еще хуже тот христианин, который не принимает участия в своей приходской церкви. Не принимать участия в устроении и украшении церкви Божией — значит не принимать участия в славе Божией и в собственном спасении. Церковь есть здание, построенное нам, во славу Божию. Следовательно, тот не помнит Бога, кто не заботится о церкви Божией. Для чего устрояется церковь Божия? Для того, чтобы прихожане в нее преимущественно приходили, в ней заботились о своем спасении.
Следовательно, тот забывает спасение души своей, кто не заботится о благолепии церкви, к которой он принадлежит. Да, тот видно вовсе забыл свою душу, кто ничего не делает для своей церкви.
Так, мы, слушатели, все должны преимущественно заботиться о своей приходской церкви, т.е. о той, в которую приходим молиться; грех прихожанам не заботиться о своей приходской церкви.
Но нельзя всем прихожанам принимать постоянное участие в устроении и украшении церкви: у иного для этого не станет времени и сил, а у иного — ума и опытности. И вот, вы ныне собрались избрать из своей среды одного такого, который бы взял на себя вашу обязанность — пещись всегда, постоянно о церкви Божией. Таким образом, так называемый церковный староста есть поверенный ваш, представитель вашей заботливости о церкви Божией, исполнитель вашей обязанности в отношении церкви; вместо того, чтобы всем постоянно и всегда заботиться о церкви, вы поручаете это одному ему.
Итак, слушатели-христиане, на свою приходскую церковь смотрите, как на ваш собственный дом; ваша приходская церковь есть от вас Богу жертва, от вас дом во славу Божию и во спасение души; а на церковного старосту смотрите, как на вашего поверенного, как на представителя вашей заботливости о церкви Божией, как на исполнителя вашей обязанности в отношении к церкви Божией… Вам грех, вам бесчестие, когда вы избираете старосту, который или не умеет, или не может заботиться о церкви Божией; напротив, вам благословение от Бога, когда избираете такого, который и любит благолепие храма Божия, и умеет благолепно украшать его; вам во спасение души послужит, когда избранный вами от души будет служить церкви Божией.
Господь Бог, благословляющий любящих благолепие церкви, да благословит вас избрать достойного. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 217
При выборах на общественные должности

Достопочтенные граждане! Вы хотите ныне из среды своей выбирать лиц на такие гражданские должности, которые избираемые принимают на себя большею частью неохотно. Отчего неохотно? Оттого, конечно, что эти должности, по-видимому, никаких выгод не доставляют исправляющим их.
Трудов много, а выгод никаких,- так думают большею частью избираемые.
Но правда ли это, что от исправления должностей гражданских безмездных нет никакой выгоды для самих исправляющих?
Ты служишь обществу, трудишься для пользы общей. А где есть польза общая, польза всех,- там естественно есть и твоя. Принося выгоды всем, ты необходимо и сам пользуешься ими. Не хранить пользы общей, значит терять свои выгоды. Да, слушатель, ты поддерживаешь собственную свою пользу заботою своею о пользе общественной; чем большим ты помогаешь, чем для больших трудишься, служишь,— тем больше пользы тебе, полезнее, выгоднее для тебя.
Другие не трудятся, не несут общественных должностей, не заботятся о пользе других, а живут только в себя, трудятся для себя.
Так, но что было бы с ними, с их имением, с их достоянием, если бы ты не исправлял за них и для них общественных должностей, если бы ты не заботился о их пользах, выгодах?
Да, они по твоей милости живут не трудясь, благоденствуют. Чем же они счастливы? Ведь и ты не несчастен оттого, что трудишься для них, из-за них?
Я бы больше для себя сделал, больше себе приобрел, если бы не отвлекала меня от моих занятий общественная должность.
Благодари Бога, что Он дал тебе силы и способности занимать общественные должности. Не всем Бог дает такие силы и способности; не всем Бог дает счастье трудиться для счастья других.
Да, выбранные в общественные должности, как бы ни были маловажны эти должности, все избранники Божии. Несть власть, аще не от Бога.
Служа обществу, трудясь для ближних, кому ты служишь, трудишься? Богу и для Бога. Все, что ты ни делаешь для ближних, все это Бог к Себе относит. Таким образом, вместо временных, может быть, мнимых выгод, ты своею службою обществу приобретаешь себе выгоды существенные, вечные. Все, что ты ни несешь трудного для пользы других, все это тебе служит во спасение.
Служба наша обществу доставляет ближним, может быть, пользу временную, а нам самим доставляет пользу вечную. Бог всякую службу нашу, всякое наше дело ценит по тому, как оно полезно для ближних. Ценно наше пред Богом и спасительно для нас только то, что полезно для наших ближних. Спасение свое мы устрояем только тогда, когда счастье других не расстраиваем. Устроение церкви Божией есть дело святое, но строители грех один себе сделают, когда, строя дом Богу, расстроят спокойствие ближних. Да, ценно пред Богом и спасительно для нас только то, что полезно для наших ближних, для спокойствия наших братий, для всех.
У Бога, когда Он строил мир, было все добро зело, всем было хорошо. Да, все надобно делать так, чтобы всем было хорошо; тот враг всем, всему обществу, кто враждует хотя против одного. Кто знает, может от этого одного зависит спокойствие и довольство всех или многих.
Да благословит вас Господь устроить общественное благо, и пособит избрать достойных в общественные должности! А вы, избираемые, приимите с благодарностью к Богу поручаемую вам должность обществом; общей пользе вы служить, общие выгоды наблюдать будете, следовательно, никогда не потеряете своих выгод, своей пользы. Богу служить, для Бога трудиться вы будете, потому что все, что мы ни делаем для пользы, для выгод ближних, Бог к Себе относит, и во спасение нам обращает. Пред Богом многоценна будет ваша служба общественная, как бы она ни была маловажна, потому что она для общества нужна, полезна. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 218
По случаю приведения к присяге должностных лиц

Блюдитеся от книжник, хотящих во одеяниих ходити, и целования на торжищах,и преждеседания на сонмищих, и первовозлежания на вечерях (Мк.12,38,39).

Амвон, это место, на котором я теперь стою, устрояется в церкви, как известное потому, что читающий, говорящий или проповедующий, стоя здесь, несколько выше других, отделено от прочих, может явственнее отсюда говорить или читать, а предстоящие и слушающие лучше могут его слышать и видеть.
Что, если кто из восходящих на это высокое место, стал бы поэтому думать высокое о себе и смотреть с презрением на всех прочих и мысленно говорить им: как я высок пред вами, как много вы ниже меня, я могу, имею теперь возможность моими ногами попирать вас!… Конечно, это было бы с его стороны слишком неразумно.
Впрочем, слово мое к вам, избранные в общественные должности на наступившее трехлетие!
С этим избранием вашим, вы будете в обществе выше других, почетнее, виднее. Но знаете ли, для чего вам дается этот почет, это отличие? Для того собственно, чтоб вы удобнее и беспрепятственнее могли служить обществу, всем делать добро, всех защищать, всем помогать, и чтобы нуждающиеся в помощи, в защите, знали также, к кому им прибегать и обращаться в случае нужды. Стоящи на высоком, особом месте и сам лучше может все видеть и свободнее все делать, и его другие все скорее могут отыскать. Да, высокая, видная, почетная должность человека дает ему больше удобств, больше средств делать добро всем. С высоты и дело удобнее и слово сильнее. Не подражайте же тем из должностных лиц, которые любят только ходить в одеяниях особых, принимать приветствия на торжищах, занимать первые места в собраниях и на пиршествах. Все это вам будет; эта дань вам от всех законная, эта честь вам везде, от вас неотъемлемая. Но вы не этого желайте, не об этом думайте, а о том, чтобы, имея теперь возможность, случай, средства делать добро другим, побольше сделать добра всем. Особенным попечением о пользе общей оправдайте особое ваше от всех одеяние. Преследованием неправды и пресечением зла, защищением правды и охранением невинности докажите, что вы не без ума меч носите. Принимая приветствия на торжищах, занимая первые места на пиршествах, будьте первыми и в Святой Церкви, и в любви к Богу, и повиновении царю, и в благорасположении к братьям, словом — будьте первыми во всем; первые все приветствуйте, т.е. первые за все принимайтесь, за все, чем устрояется общее благо и спасение всех. И удобства для этого все вам от общества даются, и сил у вас на это достанет, иначе общество не избрало бы вас. Господь да сохранит вас от подражания тем стоящим на высоких и почетных местах, которые, имея поэтому случай и возможность говорить и делать многое, делают и говорят все только во вред другим. Что делается и говорится нами во вред другим, хотя бы это было одному кому-нибудь, то говорим и делаем в осуждение себе и в погибель вечную душе своей.
Ах, братия, не век стоять нам на местах высоких, не все ходить нам в одеяниях особых; когда-нибудь все лежать будем в одной земле, когда-нибудь все туда явимся, где царь и воин, богатый и убогий, раб и владыка в равном предстоят достоинстве, где каждый от своих дел прославится или постыдится. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 219
Пред избранием в общественные должности

Яко не ищу воли Моея, но воли пославшаго Мя Отца (Иоанн.5,30).

Одного благочестивого, который непрестанно был занят разными делами, спросили однажды: как ты можешь быть покоен и собран духом при стольких своих разнообразных занятиях, и как достает у тебя сил всем заниматься? Он отвечал: что я ни делаю, у меня в мыслях одно — Бог; волю Господа моего я исполняю, что ни делаю. Оттого я всегда собран, покоен, тверд, силен, и при всей усталости не изнемогаю духом.
Принимающие на себя общественные должности, к вам теперь слово. С принятием этих должностей, дел у вас прибудет, потому что у всякого из вас есть и должны быть свои частные занятия, кроме занятий по службе.
Так вот и вы делайте так же, как делал тот благочестивый муж: имейте при своих делах и занятиях, имейте всегда в мыслях, на уме, одно,- что вы служите Богу, волю Его исполняете; имейте одно это в виду, и вы будете покойнее при всех делах, и вам легче будет все делать. «Что же мне изнемогать до уныния и беспокоиться много, когда я службою своею, делами своими волю Господа Бога моего исполняю? Как же мне и не делать с усердием своего дела, когда этим делом моим угодное Господу Богу творю».
Эта мысль не только будет вас успокаивать и воодушевлять, но и от худых и незаконных дел будет останавливать и удерживать. «Это дело Богу моему неугодно, как же я посмею его делать? В этом деле я поступлю против воли Божией, как же я смею к нему приступить?» Да, мысль о воле Божией, при хороших, добрых делах воодушевляет, успокаивает человека; а от нехороших, дурных дел удерживает, останавливает его.
И все мы, слушатели, при всех наших делах и занятиях, должны держаться этого правила. Что ни делаете, что ни предпринимаете,— имейте в виду, в мыслях, одно — волю Божию. Твердите чаще себе: «Господу Богу работаю, служу; мне бы только волю Господа моего исполнить», а там… там будет хорошо, для всех хорошо будет.
И чаще спрашивайте себя: волю ли Господа моего я исполняю? Угодно ли Богу моему, что я делаю?
Так действуйте, и увидите на опыте, как хорошо, полезно, спасительно все делать в исполнение воли Божией.
Спаситель наш Господь Иисус Христос всегда держался этого правила; Он торжественно о Себе говорил: Я не Свою волю имею в виду, но волю пославшего Меня Отца.
Вразуми и научи, Господи, и нас всех всегда во всем творить волю Твою. Воля Божия при наших делах — наша сила и спокойствие. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 220
Во время Крымской войны

И влас главы вашея не погибнет (Лк.21,18).

Когда Иисус Христос говорил ученикам Своим, что они за имя Его будут страдать и что некоторые из них будут даже умерщвлены,- то тут же сказал им, что и волос с головы их не пропадет: и влас главы вашея не погибнет. Итак, как же надобно понимать эти слова, когда ученики Христовы всего лишаемы были и умирали почти все мученическою смертью? - Очевидно, не буквально, а иносказательно.
И влас главы вашея не погибнет, то есть, и малейшее, незначительное, что доведется вам понести, потерпеть за имя Мое,- и то не пропадет даром. Пусть ваши лишения, огорчения, страдания, которые доведется вам терпеть при проповедании Моего учения, будут так маловажны, как потеря волоса с головы,- но и те не останутся без награды, принесут пользу и вам, и всем. Относятся ли эти слова — это обетованию Иисуса Христа к нам, слушатели? - И к нам относятся. И мы ученики Его, и нам приходится иногда терпеть, терять и за имя Его, за то, что почитаем Его, слеуем Его учению, поступаем по Его заповедям. Так и наши за это лишения, потери, огорчения, как бы они ни были маловажны, принесут нам пользу, послужат нам во спасение. Что же у Иисуса Христа наше погибнет, пропадет, когда и капля слез, ради Него проливаемая, не даром проливается; когда и стакан воды, подаваемый во имя Его, без награды не останется?
Сила не в том только, что мы делаем, но в том больше, в чье имя делаем, в чью славу,— с какою мыслию делаем, с каким намерением.
Оттого-то и тысячи, жертвуемые иногда иными богатыми, ничего не значат, никакой цены не имеют пред Богом, потому что не ради Его славы жертвуются. А и две лепты какой-нибудь бедной вдовицы, принесенные ею в жертву Богу, Самим Богом на весь свет прославляются, потому что от всей души во славу Его принесены.
Так, слушатели, ничто наше, даже самое маловажное, не пропадет даром, если мы теряем, терпим что во имя и за имя Иисуса Христа.
К кому из нас в настоящее военное время преимущественно относить можно и должно эти слова, это обещание Господа нашего Иисуса Христа? К кому преимущественно? К воинам христолюбивым. Они воюют или готовятся воевать во имя Иисуса Христа, во имя Его учения, за Его Церковь православную, за Его помазанника, Благочестивейшего Государя нашего Императора Александра Николаевича, за его жительство — Русь святую.
Великая заслуга перед Богом, перед царем и отечеством тех, которые живот свой на брани полагают; нет больше этой заслуги, потому что нет больше любви, полагающей душу свою за други своя. Но и те из воинов, у которых по случаю войны, хотя что-нибудь незначительное сделается, хотя волос с головы пропадет,- и те много заслуживают. И каждый шаг у православного воина за правое дело — заслуга у Бога, у царя и отечества.
Да, воины христолюбивые и дружины православные! Будьте покойны: шаги ваши на счету. И волос с головы вашей не пропадет даром, и малейший труд ваш, и неважные огорчения, неприятности, потери, лишения ваши не будут забыты Богом, принесут пользу отечеству, порадуют царя.
Господи! Спаси и сохрани на многие лета нам Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича. Аминь.

 

Храмы и монастыри

Буйского уезда село Троицкое в Ликурге

Краткие сведения о селе и Ликургской волости. Две каменные церкви 1685 г. Описание их. Надпись 1721 г. на иконостасе. Колокольня, ограда. Церковный дом «Трапеза». Кресты 1669 и 1665 гг. Два печатныя Евангелия начала XYII века. Евангелие 1681 г. Гробница Готовцевых. Надгробныя камни с надписями 1725, 1709 (над убитым под Полтавою), 1661 (над Голенищевою Кутузовою), 1650, 1624, 1729 гг.

Подробнее...

Святые и Святыни

Птицын Алексей Васильевич(1894 – 1937).

Последний священник Дмитриевской на Иде церкви Чухломского уезда Костромской губернии.

6 марта 2019 года (22 февраля по ст. ст.) исполнилось 125 лет со дня рождения Алексея Васильевича Птицына, священника с. Ида Чухломского уезда. Алексей Васильевич родился в 1894 году в с. Коровново Солигаличского уезда, в семье псаломщика, диакона Преображенской церкви с. Коровново Василия Васильевича Птицына. В 1937 году был репрессирован и расстрелян.

Подробнее...

Статьи

Митрополит Антоний (Кротевич): к вопросу о неодозначности оценок и определений личности.

Аннотация. На основании документов в статье показана однобокость и предвзятость оценок, применяемых к личности митрополита Тамбовского и Мичуринского Антония (Кротевича). Открытые в ходе исследования документы свидетельствуют о том, что многие действия и поступки митрополита во многом были обусловлены государственно-церковными отношениями того периода времени и обстоятельствами, сложившимися благодаря историческим реалиям жизни в атеистическом государстве, законодательство которого в отношении к религии не способствовало свободному развитию деятельности верующих. Удалось установить, что приписываемое митрополиту конфликтность и грубость в общении с людьми было продиктовано во многом состоянием церковной жизни и обстановки, сложившейся в послевоенный период времени, а также, нахождением его в местах лишения свободы. Из анализа документов следует сделать вывод о необходимости переоценки личности и деятельности митрополита Антония.

Подробнее...