2 марта 2025. Прощенное воскресенье

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Воскресный день 2 марта в церковном календаре называется Прощеным воскресеньем.

Прощеным воскресенье называется по чину прощения, который совершается в это день перед началом Великого поста. Тематической канвой прощеного воскресенья, его нравственным смыслом служит воспоминание изгнания праотца Адама из рая...

22 февраля 2025. Вселенская  родительская мясопустная суббота

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001 Для поминовения «от века усопших отцов, братий и сестер наших» Церковью перед Великим постом установлена Вселенская  родительская мясопустная суббота (в 2025 году это 22 февраля). Ее тематическая направленность – притча о Страшном Суде над всем человечеством, который состоится по втором пришествии Христа. Этот день называют — Мясопустным, так как он стоит перед воскресеньем, идущим перед Великим постом, а в этот день можно употреблять в пищу мясо. Родительской суббота называется, потому что в этот день по традиции люди вспоминают своих умерших родственников, а название — Вселенская дано дню потому, что все христиане в мире поминают крещеных умерших родственников.

15 февраля в церковном календаре праздник Сретения (встречи) Господня

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Праздник является памятью о том великом событии, которое совершилось на сороковой день после рождения Христа-Спасителя.

По закону, данному Богом пророку Моисею, в честь освобождения еврейского народа от египетского рабства, каждая еврейская семья должна принести своего первенца в храм для посвящения Богу. Матерь Божья, вместе с праведным Иосифом, принесла младенца Иисуса в иерусалимский храм. Там их встретили 360-летний старец Симеон, которому ангелом было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя мира. Праведный Симеон взял на свои руки Богомладенца (в церковных песнопениях Симеон называется еще Богоприимцем, т. к. принял на свои руки Богомладенца Христа), и прославил Господа, явившегося в наш мир и принявшего для исцеления нашей природы плоть человеческую. После встречи с Богомладенцем Симеон отошел в вечность, в область усопших, чтобы принести туда первую весть о том, что он видел на земле Бога. Так сбылось обещание, данное Богом нашим согрешившим прародителям Адаму и Еве о будущем рождении Спасителя людей и мира. Так произошла встреча между Богом и человеком.

5 февраля 2025. Собор Костромских святых

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image0015 февраля, в день памяти преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца (+1565), совершается память святых, в Костромском крае просиявших – Собор Костромских святых.

3 февраля. Память преподобного Тимона Надеевского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image0023 февраля Церковь совершает память преподобного Тимона Надеевского, который входит в Собор Костромских святых Преподобный Тимон (в миру Тихон Федоров) родился в 1766 году в городе Балахне Нижегородской губернии. Обученный отцом, мальчик уже в семилетнем возрасте свободно читал церковные книги, отличаясь при этом любовью к уединению и молитве, часто совершал паломнические путешествия по монастырям Нижегородской, Костромской, Владимирской и Тамбовской епархий. Тихон Федоров часто посещал Саровскую пустынь, где его духовным отцом стал преподобный Серафим Саровский.

19 января 2025 Праздник Крещения Господня

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00112 дней после Рождества Христова вплоть до Крещенского Сочельника именуются Святками, т.е. святыми днями, названными так потому, что они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления (другое название праздника  Крещения Господня).

14 января. Память святителя Василия Великого, память Обрезания Господня

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001 14 января (по старому стилю 1 января), совершается память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподокийской, память Обрезания Господня (древний обряд посвящения Богу) и отмечаем Новый год по юлианскому календарю. Гражданский Новый год, празднование которому было 1 января, отмечался по григорианскому календарю (не надо забывать, что тогда был пост). У православных Новый год – 14 января по юлианскому календарю. Святки оканчиваются 18 января, Крещенским Сочельником, днем строгого поста. В Сочельник совершается «великое освящение воды», «хождение на Иордань», освящение речных вод.

1 января 2025. Новый год

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image002 1 января Новый год по григорианскому календарю (в отличие от юлианского – 14 января). Строго говоря, Православным Новым годом является Пасха Христова. Но в церковном календаре содержится пять новогодних праздников: один — собственно православный — Пасха Христова, и четыре светских, относящихся к разным историческим эпохам: один в марте, один в сентябре и два в январе: по новому и старому стилю. Январский Новый год по юлианскому календарю следует логике – Рождество Христово, за ним - Новый год. Новый год — это повод ещё раз оглянуться на прожитую жизнь, критически взглянуть на свои дела, слова, мысли и чувства, оценить пройденный путь и сделать выводы. Это повод молитвенно поблагодарить Бога за то, что Он дал нам возможность прожить ещё год, повод попросить у Него прощения за совершённые в этот отрезок времени грехи, а также благословения и сил на год наступающий.

25 декабря. Память святых – святителя Спиридона Тримифунтского и преподобного Ферапонта Монзенского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00125 декабря, в день когда западные христиане и некоторые поместные Православные Церкви празднуют Рождество Христово по григорианскому календарю, Русская Церковь отмечает память святых – святителя Спиридона Тримифунтского и костромского святого – преподобного Ферапонта Монзенского.

19 декабря Церковь чтит память святителя и чудотворца Николая (+345г.), архиепископа г. Миры Ликийские

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001При жизни, и по смерти, святитель своим молитвенным заступничеством за людей перед Богом покровительствовал нуждающимся, заступался за обиженных, помогал находящимся в беде, терпящим кораблекрушение, «питал вдов и сирот».

Вся его жизнь была свидетельством веры, любви и упования на Бога. Во времена гонений на христиан при императоре Диоклетиане, он был заключен в темницу, где терпел  голод, жажду и лишения. Заключение не сломило его дух – и там он продолжал проповедовать о Христе,  утешал и поддерживал товарищей по несчастью в перенесении невзгод. Для всех он был образцом веры и добрых дел.

Память апостола Андрея Первозванного — 13 декабря

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001В самом начале Своего служения Христос проходил мимо двух братьев-рыбаков, закидывавших сети в Галилейское озеро. Он сказал: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Они так и поступили, кардинально изменив свою жизнь. Это были Симон Петр и Андрей. Братья были родом из селения Вифсаида. Андрей поверил Спасителю сразу, и потому мы называем его сегодня Первозванным — из апостолов он был призван первым.

Храмы и монастыри

Запрудненская школа Александровского православного братства.

Запрудненская женская рукодельная школа Александровского православного братства была открыта 1 октября 1889 г. Первоначально школа располагалась в приходе Спасо-Запрудненской церкви г. Костромы. Однако уже через год после открытия школа была переведена в центральную часть города, оставаясь по-прежнему в ведении Запрудненского попечительства Александровского православного братства. Обязанности заведующего школой исполнял священник Спасо-Запрудненской церкви Андрей Никанорович Писемский. Должность попечительницы приняла на себя Любовь Степановна Чумакова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Епископ Сызранский Фостирий (Максимовский, 1864-1938).

Преосвященный Фостирий (в миру Павел Ксенофонтович Максимовский) родился 21 октября 1864 года в с.Болотово Юрьевецкого уезда, Костромской губернии. В 1888 году окончил Костромскую духовную семинарию. 10 сентября 1895 года был рукоположен в иерейский сан священника. Служил в г. Ветлуга Нижегородской области в Воскресенском соборе[1].

Подробнее...

Статьи

Вклад Святителя Игнатия (Брянчанинова) в русское доматическое богословие

Среди плеяды иерархов составивших цвет русского богословия есть имя святителя Игнатия, чьи богословские труды постоянно изучаются, всегда востребованы, всегда современны. Она написаны ясным и понятным для каждого верующего человека языком, языком любви к Богу и человеку. Главной особенностью богословских истин изъясняемых им является то, что роднит их с богословием святых отцов – их молитвенная основа, опыт аскетики, что придает им вневременный характер. Его заслуга не в том, что он открыл нам нечто, что не знал мир до него, но он открыл нам Бога не через научные изыскания или чужой опыт, он открыл Бога через свой опыт, и этот опыт стал близким для русского человека.

О свойствах Божиих святитель Игнатий говорит в своих трудах: «Аскетические опыты» и «Слово о смерти». Утверждая святоотеческое учение о том, что Бог есть всесовершеннейший Дух, трансцендентный тварному миру, святитель пишет: «Но в собственном, точном смысле один Бог — Дух. Он, как Существо всесовершенное, вполне отличается естеством Своим от естества тварей, как бы они ни были, сравнительно с другими тварями, тонки и совершенны. Нет существа одноестественного Богу! И потому, кроме Бога, нет другого духовного существа по естеству».1

 

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: