Слышала об особенностях 5 седмицы Великого поста. Какие они? Мария

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Уважаемая Мария! Особенности 5 седмицы Великого поста заключаются в следующем. В среду вечером, 17 апреля, накануне четверга 18-го, в храмах будет совершаться служба, которая называется «Мариино стояние». На этой службе будет прочитан полностью канон святого преподобного Андрея Критского (который читался по частям в первые 4 дня 1 седмицы Великого поста) и житие святой преподобной Марии Египетской. В субботу 20 апреля - праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. Празднование Похвалы Пресвятой Богородицы установлено в память чудесного спасения Константинополя в 626г. от персов и аваров. Патриарх Сергий при стечении множества народа совершил крестный ход по стенам города с Влахернской иконой Богоматери, писанной святым апостолом Лукой. При погружении в тихие воды честной ризы Пресвятой Богородицы море взволновалось и потопило вражеские корабли. Недруги также были изгнаны. В память чуда спасения города был составлен акафист, что значит «неседальное моление», во время которого не полагается сидеть. Акафист похвалы Божией Матери спасающей от бед состоит из 12 кондаков и 12 икосов, расположенный сообразно с 24-мя буквами греческого алфавита. Каждая песнь начинается с соответствующей буквы. Он будет читаться в пятницу вечером, 19 апреля на утрени.

Как поститься детям? Людмила

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Уважаемая Людмила! Строгость детского поста устанавливают родители, но не нужно быть слишком строгими. Ребенок должен сознательно принимать пост, а не видеть в нем только запрещение или, еще хуже, наказание. Нужно, чтобы пост был по силам ребенку. Если малыш не может обойтись без конфет, то лучше дать ему конфеты, чем провоцировать его на неискренность. Традиционно детей до семи лет не ограничивают в пище. Для малышей пост — это, значит, не ссориться, не ругаться с друзьями, слушаться родителей и помогать им по хозяйству. Ребенку иногда можно напомнить, что в пост уместно ограничить время на просмотр телевизора или на компьютерные игры. Хорошо, если бы родители во время поста взяли за правило читать детям Священное Писание или жития святых. Но главное, что нужно помнить родителям: нельзя требовать от ребенка делать то, чего он пока не понимает или не осознает. Начинать приучать ребенка поститься можно со времени первой исповеди, то есть приблизительно с семи лет. Именно с этого возраста Церковь перестает считать ребенка младенцем. Но и до церковного совершеннолетия еще очень далеко. Поэтому, глядя на родителей, беря с них пример, ребенок должен учиться основам веры и христианской жизни и сделать свой сознательный выбор, сказав: «Я хочу и буду поститься».

Когда выносят Крест в воскресенье недели Крестопоклонной? Что это означает? Михаил

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Уважаемый Михаил! Вечером, в субботу, на Всенощном бдении, Крест выносится на середину храма для утешения и ободрения постящихся – т.к. ничто не может так вдохновить и утешить ослабевших духом, как напоминание бесконечной Божественной любви Христа, добровольно давшего Себя на крестные страдания ради спасения людей от греха. Крест при пении молитвы «Святый Боже» полагается  на середине храма на аналое для поклонения в течение недели, до пятницы, когда он,  перед Литургией, вносится обратно в алтарь. По причине выноса и поклонения Креста третье воскресенье и  последующая за ним неделя Великого поста называется «Крестопоклонной».  Во время целования Креста на вечернем богослужении совершается помазание освященным елеем. При поклонении Кресту поются песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое поем и славим». На неделе Крестопоклонной – строго постимся.

Как развенчаться? Какие могут быть причины для этого? Юлия

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Уважаемая Юлия! В 691 г, созванный императором Юстинианом VI Вселенский Константинопольский собор, исходя из положений Евангелия от Матфея, постановил, что Церквь может констатировать отсутствие брака и расторгнуть его, а «причиной позволительной для развода» может служить прелюбодеяние, «явное беснование или сумасшествие», смерть одного из супругов. В таких случаях предписывалось «брак почитать не твердым, и незаконное сожитие расторгать», поскольку это трактуется Церковью, как разрушение брака одним из супругов, что дает право рассматривать вопрос о разводе. Формально это не развод, а констатация отсутствия брака. Такая идеология церковного развода – развенчания – сохранилась до сих пор.

Для того чтобы развестись в Церкви, необходимо:

1.       представить документы в Епархию, где проводилось венчание: паспорт, свидетельство о венчании, прошение, свидетельство о разводе.

2.       священники из специальной комиссии проведут собеседование с обеими сторонами, выслушают аргументы для развода и в течение 10 дней, не позже, вынесут решение.

Мотивации для развенчания – супружеская неверность, недееспособность, смерть кого-либо из супругов.

Несмотря на наши земные страсти о развенчании, православные традиции говорят, что однажды сотворенное венчание и в вечной жизни тоже остается - на небесах нет развода.

Слышала, что в нынешний год Благовещение совпадает с неделей Крестопоклонной. В связи с чем это произошло? Лариса.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Уважаемая Лариса! Действительно, в 2013 году праздник Благовещения (7 апреля) совпадаетс неделей Крестопоклонной. Такое совпадение не случайно. Русская Православная Церковь живет по юлианскому календарю, принятому во времена жизни Господа нашего Иисуса Христа, в котором праздник Пасхи связан с прохождением лунных циклов. В календаре есть подвижные (Пасха, пост) и неподвижные праздники (Рождество, Богоявление). В 2013 году Пасха поздняя – 5 мая, поэтому праздник Благовещения совпадает с  неделей Крестопоклонной. В этом году ради праздника Благовещения , накануне, в субботу, отклоняется уставное поминовение усопших (родительская).

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

Святитель Иона, митрополит Московский и всея России

Святитель Иона (его мирское имя неизвестно) родился в конце XIV века в деревне Одноушево, находившейся в нескольких верстах от Соли Галицкой (Солигалича), в семье дворянина Феодора Одноуша. Согласно житию, будущий святитель принял монашество в 12-летнем возрасте «в одном из монастырей Галичской страны» – по современным данным, в Благовещенском Унорожском монастыре вблизи реки Вексы, в нескольких километрах к северо-западу от Галичского озера. Через некоторое время он перешел в московский Симонов монастырь и около 1430 года был рукоположен во епископа Рязанского. После кончины в 1431 году митрополита Фотия святитель Иона стал управлять делами всей Русской митрополии. В декабре 1448 года собор русских епископов избрал епископа Иону митрополитом всея Руси; с этого времени Русская Православная Церковь фактически стала автокефальной, независимой от Константинопольского Патриархата.

Подробнее...

Статьи

Воцарение Дома Романовых. Подвиг Ивана Сусанина

К 400-ЛЕТИЮ ДОМА РОМАНОВЫХ
ПРЕКРАЩЕНИЮ СМУТЫ
И ВОССТАНОВЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

2013 год – юбилейный год для Костромы, которая, в связи с событиями 400-летней давности, прошедшими в Костромском Ипатьевском монастыре традиционно именуется «колыбелью дома Романовых». Название обращает наше внимание прежде всего на 14 марта (по старому стилю) 1613 года, когда в стенах Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря юный Михаил Феодорович Романов принял избрание его Земским Собором на престол государства Российского. Эта знаменательная веха отечественной истории, событие, восстановившее российскую государственность, нарушенную событиями Смуты и приведших к воцарению самозванца на престоле государей российских, предварялась рядом промыслительных действий, приведших в конечном итоге к избранию на царство юного боярина Михаила Феодоровича, родоначальника царствующего Дома Романовых.

Подробнее...