Преподобномученица Анна (Корнеева 1880 -1938)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Анна Александровна Корнеева. Фото 30-х гг. ХХ векаАнна Алексеевна Корнеева родилась в селе Щербинино Коломенского уезда Московской губернии в 1880 году. По достижении 15-летнего возраста, в 1895 году она поступила в Макарьевский Решемский монастырь Костромской губернии, где подвизалась в качестве послушницы семь лет. В 1902 г. она возвратилась на родину.

Неизвестна причина, по которой она покинула монастырь, вполне возможно, чтобы ухаживать за своими престарелыми родителями. Вернувшись в родное село, она постоянно находилась при местной приходской церкви, исполняя различные послушания. После ареста настоятеля церкви отца Иоанна она также попала в поле зрение местных чекистов, как человек, находящийся при храме. 12 февраля Анну Алексеевну арестовали, причина ареста понятна, она была ближайшей помощницей настоятеля, значит, по логике чекистов – деятельная участница контрреволюционной группы. На следующий день послушницу допросили:

- Скажите Ваше социальное происхождение до, и после революции? - Потребовал следователь.

- До, и после революции занималась сельским хозяйством до 1930 г. После 1930 г. я постоянной работы не имею, занимаюсь разными работами, а именно, посадка леса, сборка грибов.

- Какую Вы имели связь со священником Покровским и монашками Фигуриной и Котовой?

- Действительно, я, Корнеева, имела тесную связь со священником Покровским, который часто посещал мою квартиру, я лично посещала квартиру Покровского редко. Связь с Фигуриной и Котовой я не имела, а были отдельные случаи встреч в церкви.

- Следствие располагает материалами о том, что Вы среди колхозного населения высказывали свою враждебность к советской власти. Дайте следствию правдивые показания по этому вопросу.

- Никакой антисоветской деятельности я не вела.

- В мае 1937 г. Вы среди колхозников говорили, что коммунисты загнали крестьян в колхозы и хотят сделать крепостное право. Дайте правдивые показания.

- Этих разговоров с моей стороны не было, за исключением того, что раньше крестьяне жили лучше. Эти слова мною говорились колхозникам села Чиркино.

image002

- В начале 1937 г. Вами лично говорилось колхозникам села Чиркино, что скоро будет война, придёт Гитлер, тогда православные крестьяне будут жить лучше.

- Разговоров о войне и о приходе Гитлера с моей стороны не было, а был случай: во время разговоров мною было заявлено колхозникам о том, что раньше жили лучше крестьяне, сейчас советская власть стала преследовать честных людей, как то, расстреливать честных людей ни за что.

- Во время проработки Сталинской конституции Вами было сказано, что конституция только для большевиков, но не для бедного народа.

- Действительно, я посещала совместно со священником Покровским собрание по изучению конституции в селе Чиркино и Щербинино, эти слова были сказаны священником Покровским во время разговоров с колхозниками, фамилии которых не помню.

- Что Вы говорили весной 1937 года с колхозниками о советской власти?

- Во время разговоров с колхозниками села Чиркино я говорила, что всякая власть от Бога. Эти слова мной повторялись часто.

- Вам предъявлено обвинение о привлечении Вас в качестве обвиняемой в антисоветской агитации среди населения.

- Виновной себя в агитации среди населения не было (не признаю-авт.), за исключением отдельных разговоров.

Преподобномученица Анна (Корнеева). Икона XXI века.После проведения допросов, 15 февраля 1938 г. начальник Малинского РО УНКВД мл. лейтенант Васин составил Обвинительное заключение, по делу Покровского, Корнеевой, Фигуриной и Котовой. В этом документе он докладывал, что Покровский «в антисоветской деятельности виновным себя частично признал в том, что он каждую службу в церкви говорил среди верующих, чтобы они молились за лучших людей, заключённых советской властью в тюрьму». Относительно Анны Корнеевой чекист писал следующее: « Допрошенная в качестве обвиняемой Корнеева в антисоветской и контрреволюционной деятельности виновной себя не признала, за исключением того, что раньше жили лучше крестьяне, сейчас советская власть стала преследовать честных людей, которые расстреляны».

В конце документа лейтенант Васин постановил направить следственное дело на рассмотрение тройки при УНКВД по Московской области. 21 февраля тройка приговорила страдальцев к смертной казни. 26 февраля протоиерей Иоанн Покровский и послушница Анна (Корнеева) были расстреляны на полигоне в Бутово и похоронены в безвестной могиле. В тот же день были казнены и другие участники дела – Фигурина Н.И. и Котова Д.П.

26 декабря 2001 года Определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви протоиерей Иоанн и послушница Анна были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

 

Храмы и монастыри

Церковь во имя святых бессребренникови чудотворцев Косьмы и Дамиана г. Костромы (иконы Богородицы Владимирской) на Мшанской (до 1784 г.), на Московской (после 1784 г.) улице

Современная улица А. Н. Островского д. 52.

По-видимому, это древнейшая улица Костромы или, во всяком случае, одна из самых древних. Именно на ней, на правом берегу реки Сулы, был возобновлен после татаро-монгольского нашествия 1237—1238 гг. Костромской кремль, за деревянными стенами которого стоял княжеский терем (в XIII в. Кострома была центром удельного княжества).

Подробнее...

Святые и Святыни

Икона Макарий Унженский с 21 клеймом жития» из собрания Ярославского художественного музея

В собрании ЯХМ хранится одна из ранних известных икон Макария Унженского с житием в 21 клейме[1]. Она происходит из Спасо-Архангельской церкви из г. Романова (ныне - г.Тутаева Ярославской области), и была создана в 1630-40-х гг. Икона опубликована в каталогах ЯХМ и уже была в центре внимания исследователей[2]. В предлагаемой работе сделана попытка уточнить и развить существующие мнения и версии, а также высказать некоторые дополнительные соображения относительно иконографии данного памятника[3].

Подробнее...

Статьи

Проблема «кадрового голода» в Русской Православной Церкви и ее разрешение с 1958 по 1988 гг. и (по материалам Костромской епархии).

Аннотация. В результате хрущевского наступления на Церковь в конце 50-х гг. ХХ века властью была поставлена задача ликвидации Церкви как института. Одним из решений этой задачи было создание дефицита кадров, при котором, власти бы имели повод к закрытию «нерентабельных» приходов, не имеющих священников. Вопреки создавшейся обстановке и благодаря последовательно проводимой епархиальными архиереями стратегии по укреплению дисциплины и формированию кадров с ориентиром на образованных, морально безупречных и глубоко верующих священников, планы по резкому сокращению числа священнослужителей были свернуты. К 80-м гг. Церковью был выстроен диалог с властью, заинтересованной в поддержке ее миротворческой и патриотической деятельности, что после юбилея 1000-летия Крещения Руси, праздника не только церковного, но в статусе церковно-государственных торжеств, позволило говорить о церковном возрождении, и как знак времени – решении кадрового вопроса.

Ключевые слова: Епархия, духовенство, образование, епископ, кадры, приход, община.

Подробнее...