Преподобномученица Анна (Корнеева 1880 -1938)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Анна Александровна Корнеева. Фото 30-х гг. ХХ векаАнна Алексеевна Корнеева родилась в селе Щербинино Коломенского уезда Московской губернии в 1880 году. По достижении 15-летнего возраста, в 1895 году она поступила в Макарьевский Решемский монастырь Костромской губернии, где подвизалась в качестве послушницы семь лет. В 1902 г. она возвратилась на родину.

Неизвестна причина, по которой она покинула монастырь, вполне возможно, чтобы ухаживать за своими престарелыми родителями. Вернувшись в родное село, она постоянно находилась при местной приходской церкви, исполняя различные послушания. После ареста настоятеля церкви отца Иоанна она также попала в поле зрение местных чекистов, как человек, находящийся при храме. 12 февраля Анну Алексеевну арестовали, причина ареста понятна, она была ближайшей помощницей настоятеля, значит, по логике чекистов – деятельная участница контрреволюционной группы. На следующий день послушницу допросили:

- Скажите Ваше социальное происхождение до, и после революции? - Потребовал следователь.

- До, и после революции занималась сельским хозяйством до 1930 г. После 1930 г. я постоянной работы не имею, занимаюсь разными работами, а именно, посадка леса, сборка грибов.

- Какую Вы имели связь со священником Покровским и монашками Фигуриной и Котовой?

- Действительно, я, Корнеева, имела тесную связь со священником Покровским, который часто посещал мою квартиру, я лично посещала квартиру Покровского редко. Связь с Фигуриной и Котовой я не имела, а были отдельные случаи встреч в церкви.

- Следствие располагает материалами о том, что Вы среди колхозного населения высказывали свою враждебность к советской власти. Дайте следствию правдивые показания по этому вопросу.

- Никакой антисоветской деятельности я не вела.

- В мае 1937 г. Вы среди колхозников говорили, что коммунисты загнали крестьян в колхозы и хотят сделать крепостное право. Дайте правдивые показания.

- Этих разговоров с моей стороны не было, за исключением того, что раньше крестьяне жили лучше. Эти слова мною говорились колхозникам села Чиркино.

image002

- В начале 1937 г. Вами лично говорилось колхозникам села Чиркино, что скоро будет война, придёт Гитлер, тогда православные крестьяне будут жить лучше.

- Разговоров о войне и о приходе Гитлера с моей стороны не было, а был случай: во время разговоров мною было заявлено колхозникам о том, что раньше жили лучше крестьяне, сейчас советская власть стала преследовать честных людей, как то, расстреливать честных людей ни за что.

- Во время проработки Сталинской конституции Вами было сказано, что конституция только для большевиков, но не для бедного народа.

- Действительно, я посещала совместно со священником Покровским собрание по изучению конституции в селе Чиркино и Щербинино, эти слова были сказаны священником Покровским во время разговоров с колхозниками, фамилии которых не помню.

- Что Вы говорили весной 1937 года с колхозниками о советской власти?

- Во время разговоров с колхозниками села Чиркино я говорила, что всякая власть от Бога. Эти слова мной повторялись часто.

- Вам предъявлено обвинение о привлечении Вас в качестве обвиняемой в антисоветской агитации среди населения.

- Виновной себя в агитации среди населения не было (не признаю-авт.), за исключением отдельных разговоров.

Преподобномученица Анна (Корнеева). Икона XXI века.После проведения допросов, 15 февраля 1938 г. начальник Малинского РО УНКВД мл. лейтенант Васин составил Обвинительное заключение, по делу Покровского, Корнеевой, Фигуриной и Котовой. В этом документе он докладывал, что Покровский «в антисоветской деятельности виновным себя частично признал в том, что он каждую службу в церкви говорил среди верующих, чтобы они молились за лучших людей, заключённых советской властью в тюрьму». Относительно Анны Корнеевой чекист писал следующее: « Допрошенная в качестве обвиняемой Корнеева в антисоветской и контрреволюционной деятельности виновной себя не признала, за исключением того, что раньше жили лучше крестьяне, сейчас советская власть стала преследовать честных людей, которые расстреляны».

В конце документа лейтенант Васин постановил направить следственное дело на рассмотрение тройки при УНКВД по Московской области. 21 февраля тройка приговорила страдальцев к смертной казни. 26 февраля протоиерей Иоанн Покровский и послушница Анна (Корнеева) были расстреляны на полигоне в Бутово и похоронены в безвестной могиле. В тот же день были казнены и другие участники дела – Фигурина Н.И. и Котова Д.П.

26 декабря 2001 года Определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви протоиерей Иоанн и послушница Анна были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

 

Храмы и монастыри

Костромской Богоявленско-Анастасьин монастырь

Под сенью веков…

(Очерк об истории и современном состоянии Костромского Богоявленско-Анастасьина женского монастыря)

2006г. Богоявленско-Анастасьин женский монастырь отметил 580-летитний юбилей своего основания. Одна из самых знаменитых и древних отечественных обителей, основанная в XVв. преподобным Никитой, учеником и сродником преподобного Сергия, игумена Радонежского, в наши дни переживает период своего славного возрождения и является одним из главных архитектурных и духовных украшений Костромы, одной из жемчужин ее прошлого и настоящего. Не будет преувеличением сказать – и будущего. Именно в нем, являющемся одновременно и кафедральным собором Костромы, находится одна из величайших святынь России – Федоровская икона Божьей Матери, явленная костромскому князю Василию Ярославичу в XIII в.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святитель Митрофаний Воронежский и костромская земля

Святитель Митрофаний Воронежский в 1675-1682 гг. был настоятелем знаменитого костромского Макариево-Унженского монастыря. В жизни святителя эти годы оставили значительный след. Приняв сан воронежского епископа, в 1682 г. Митрофаний прислал грамоту своему преемнику, игумену Ионе, в которой писал: «…а мы за дом Живоначальной Троицы и чудотворца Макария ныне и впредь будем заступать и работать, а милость Божия и Пресвятыя Богородицы молитвы и нашего смирения благословения с вами есть и будет, ныне и во веки…»[1]. В 1703 г. перед кончиной святитель принял схиму с именем Макарий в честь преподобного[2]. В свою очередь в обители хранили память о пребывании здесь святителя Митрофания. После его канонизации в 1832 г. в Благовещенском соборе, построенном при будущем воронежском епископе, был устроен придел Митрофания Воронежского[3].  

Подробнее...

Статьи

Проблема духовности и соборности в русской философии

Как явление культуры, русская духовность ведет свое начало от времени принятия православной веры. Византийско-православное наследие открыло русскому народу новые пути развития и дало возможность приобщиться к культуре эллинизма. С.С.Аверинцев писал, что только с принятием христианства русская культура через контакт с Византией преодолела локальную ограниченность и стала культурой в полном значении этого слова.[1]
Подробнее...