Храм Спаса на Запрудне. Исторический очерк

Автор: Протоиерей Дмитрий Сазонов, кандидат богословия, докторант Общецерковной аспирантуры святых Кирилла и Мефодия.. .

86 fullНа северной окраине Костромы, на правом берегу речки Запруденки, впадающей в р. Кострому немного выше Ипатьевского монастыря, расположена одна из дивных по красоте и духовной своей значимости в истории Костромского края, церковь в честь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа на Запрудне. На месте, где расположен храм, 29 августа 1263г., в день, когда Церковь вспоминает перенесение из малоазийского города Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Спасителя (944г.), костромским князем Василием Ярославичем Квашней, во время охоты, была обретена на сосне чудотворная икона Божьей Матери, ставшая иконой – покровительницей Костромы и Костромского края.

После того как образ был перенесен костромским духовенством в соборный городской храм во имя святого великомученика Федора Стратилата, благочестивый князь, желая увековечить в памяти потомков чудо обретения, повелел на этом месте воздвигнуть церковь и устроить монастырь в честь Нерукотворенного Образа. По древнему преданию, постройка храма и одноименного мужского монастыря на Запрудне были завершены через год после явления иконы князю, который обеспечил материальную поддержку обители, даровав ей несколько угодий.

Монастырь являлся первой монашеской обителью в Костроме. К сожалению, в настоящее время не сохранилось документов, дающих представление о первоначальном периоде жизни монастыря до XVII в. По свидетельствам очевидцев, в начале XXв храме еще находились Евангелия 1654 и 1685гг., Прологи 1680 и 1702 гг, серебряннопозолоченный потир 1675г., составлявшие вклады «в обитель Нерукотворенного образа Всемилостивого Спаса, зовомый Запрудненский монастырь, иже в граде Костроме»[1].

   Дальнейшая история монастыря прослеживается: во времена возглавления Русской Церкви патриархами, монастырь считался домовым патриаршим, а с учреждением Священного Синода он стал принадлежать к синодальной области. По причине удаленности монастыря от города материально он был мало обеспечен и богатством не отличался. Вследствие петровских реформ, пришло и полное оскудение обители: в 1722 г. в монастыре проживали лишь строитель и один монах. Указом Святейшего Синода от 9 ноября 1724г. было определено «Спасский запрудненский монастырь с угодьи и всяким заводом приписав к Богоявленскому монастырю упразднить и обретавшихся в нем монахов вывести и все, что прилично перевесть в Богоявленский монастырь»[2]. 2    Однако Указ Синода по каким-то причинам не был приведен в исполнение и монастырь продолжал свою деятельность (хотя и находился в некоторой зависимости от Богоявленского монастыря) вплоть до Екатерининского учреждения монастырских штатов в 1764г. В этом году он был упразднен, а одноглавая, двухэтажная с колокольней церковь в честь Нерукотворенного образа Спасителя, отстроенная в камне в 1754г. стала «ружной», т. е. находилась на материальном обеспечении костромского кафедрального Успенского собора. Колокольня стояла отдельно от храма. Особенностью постройки этого храма является то, что престол нижней церкви в честь чудотворной Федоровской иконы Божьей Матери, по преданию, был установлен на пне той сосны, на которой была обретена князем чудотворная икона. Из других храмов монастыря известна теплая деревянная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, которую по причине ветхости разобрали в 1809 г.

С 1758 г., епископом Костромским Дамаскиным (Аскаронский, на кафедре 1758-69) в построенные деревянные корпуса и пустующие монастырские кельи Запрудненской обители, из Симеоновского монастыря была переведена Костромская Духовная Семинария. Комплекс Семинарии включал в себя учебные и жилые строения, архиерейский дом с крестовой церковью в честь Благовещения Богородицы. Размещение Семинарии на Запрудне явилось новым этапом в жизни церкви Спасителя, который продолжался до пожара 1814 г., уничтожившего семинарский учебный корпус. «Запрудненский» период занимает в истории Семинарии особое место. Это был период ее окончательного становления, период роста и формирования традиций. В тот период в Семинарии наряду с латынью вводилось изучения греческого и древнееврейского, французского языков. Было введено изучение медицины. Среди выпускников Семинарии, во время пребывания ее на Запрудне, было немало выдающихся священников, ученых, общественных деятелей, запечатлевших свое имя в истории Костромского края и России. Среди них: протоиерей Я.И.Арсеньев – автор первой книги по истории Успенского кафедрального собора Костромы, К. И. Арсеньев – географ и статистик, профессор Петербургского Университета, В. И. Всеволодов –профессор Медико-Хирургической Академии, один из основоположников отечественной ветеринарии, протоиерей М. Я. Диев – историк Костромского края, протоиерей Ф. А. Голубинский – религиозный философ, профессор Московской Духовной Академии, дед и отец драматурга А. Н. Островского и мн. др.

   После пожара Семинария была переведена в Богоявленский монастырь. Спаситель и Царица Небесная, являющиеся небесными покровителями храма, направили волю и руки добрых людей на благоукрашение этого святого места. В 1806г. на средства фабриканта В. И. Стригалева к церкви пристроили трапезную (с теплым пределом в честь Федоровской иконы Божьей Матери) и двухъярусную колокольню. Уместно отметить, что кладбище, окружавшее церковь, стало местом упокоения именитых и состоятельных граждан Костромы: градоначальников, губернаторов, купцов, промышленников. Среди них мы встречаем фамилии Стригалевых, Дурыгиных, Карцевых, Зотовых, Кашиных, Михиных, Солодовниковых. Рядом с могилой Слодовниковых похоронена довольно известная среди костромичей всех сословий, умершая в 1831 г., «блаженная Дарьюшка», прозорливая старица, 30 лет носившая вериги. До начала XXв. сохранялись свидетельства ее духовной жизни, сохранялись и почитатели «блаженной», говорившие, что к ее помощи прибегали даже члены императорской фамилии, в частности, государь Александр Павлович и его супруга Елисавета Алексеевна.

В 1864 г. верхний Федоровский храм, на средства фабрикантов Зотовых, был реконструирован в двухпрестольный теплый: правый придел в честь Федоровской иконы Божьей Матери и во имя святого равноапостольного князя Владимира и мученицы Наталии, а левый – во имя преподобномученика Андрея Критского и мученицы Татьяны. В 1895 г. холодная церковь в честь Нерукотворенного образа Спасителя обращена была в теплую.

   Со времени пожара Спасозапрудненская церковь оставалась бесприходной, став приходской лишь в 1861г. В начале XX в. попечением Александровского братства в приходе была открыта четырехлетняя женская школа рукоделия.

   Главной почитаемой святыней храма является икона Нерукотворенного Образа (Убруса) Господня находящаяся в местном ряду центрального иконостаса верхнего храма. Предания относят ее написание ко времени правления Василия Ярославича (60-е годы XIII в.) Благоговейное поклонение Нерукотворенному Образу Спасителя было известно с древних времен. Сохранились свидетельства благодатной помощи, которую являли молитвы перед иконой во время холерных эпидемий 1831 и 1853 гг. В это ужасное для Костромы время, совершались вокруг всего города крестные ходы с образом Спасителя. С помощью Божьей, эпидемии отступали.

Образ Спасителя почитался костромичами. Вместе с чудотворной Федоровской и Тихвинской иконами Божьей Матери, он был носим во время т. н. «генеральных» крестных ходов (3 р.) из Успенского собора Костромского кремля в различные храмы Костромы и прилегающие местности. Ежегодно, 29 августа, в день обретения чудотворной Федоровской иконы Божьей Матери в Запрудненскую церковь из Успенского собора с этой иконой приходил и общегородской крестный ход.

После Смуты 1917г. изменилась жизнь храма. Дважды (1929,1935), власти пытались закрыть церковь. С нее уже были сброшены колокола, на кладбище разбиты многие надгробия. Но Господь и Матерь Божья хранили эту духовную жемчужину для людей. Храм во имя Нерукотворенного Образа спасителя был в числе четырех костромских храмов, которые не были закрыты в годы атеистического лихолетья.

Прошли годы. Повеяли ветры перемен. С 1990 г. возобновилась традиция ежегодных общегородских ходов с чудотворной иконой Божьей Матери в день ее обретения 29 августа из Богоявленского собора на Запрудню. Ведь и по сей день храм Спаса на Запрудне является одним из почитаемых и любимых костромичами храмов, особое, намоленное, увековеченное историей и милостью Божией благодатное место.

   При входе в храм посетителей встречает роспись западного фасада колокольни, повествующая о явлении чудотворной иконы Божьей Матери, именуемой Федоровская, костромскому князю Василию Ярославичу, напоминающая нам о Промышлении Господнем о нас. Для запечатленного на росписи события и для входящего – это звенья одной цепи. Это духовная связь поколений.



[1] Баженов И. В. Чудотворный Нерукотворенный образ Христа Спасителя в Спасо-Запрудненском храме г. Костромы. Кострома, 1911, с.4

[2] Там же, с. 5

 

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Нерехтская Владимирская икона Божией Матери

Нерехтская Владимирская икона Божией Матери является чудотворным списком с Владимирской иконы. Как повествует церковное предание, в 1634 году Пресвятая Богородица, явившись в сонном видении благочестивому жителю града Ярославля Иоанну Аверкиеву, повелела ему: «Иоанн, пойди к живущему в городе иконописцу, по имени Димитрию, возьми у него икону Пресвятой Богородицы, именуемую Владимирской, и отнеси ее в город Нерехту – там многие желают видеть Меня». Вначале Иоанн усомнился в истинности видения, за что был наказан тяжелой болезнью. Уразумев же, что повеленное ему есть действительная воля Царицы Небесной, он исполнил желание Божией Матери и на лодке, по рекам Волге и Солонице, доставил образ Пресвятой Богородицы в Нерехту, где икону торжественно встретили духовенство и жители города. Многие чудеса – в том числе и исцеление от недуга самого Иоанна Аверкиева – сразу же засвидетельствовали благодатную цельбоносную силу иконы. Святыню поставили в деревянной часовне, а затем, по повелению Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа, устроили здесь деревянную церковь и при ней иноческую обитель, именуемую Сретенской.

Подробнее...

Статьи

Рецензия на выход в свет трилогии А. А. Федотова «Сломанный мир».

Относительно недавно появилась на полках библиотек трилогия доктора исторических наук, кандидат богословия, профессора Ивановского филиала Института управления (г. Архангельск) А. А. Федотова. Не раз мы знакомили читателя «Северной правды» с литературными произведениями этого замечательного автора:  его трилогии «Свет во тьме», повестей-сказок «Черный карликовый тигр», « «Орден крылатого Льва», «Последний кот Зверландии», повести «У истоков системы», и др.

Подробнее...