Храм Спаса на Запрудне. Исторический очерк

Автор: Протоиерей Дмитрий Сазонов, кандидат богословия, докторант Общецерковной аспирантуры святых Кирилла и Мефодия.. .

86 fullНа северной окраине Костромы, на правом берегу речки Запруденки, впадающей в р. Кострому немного выше Ипатьевского монастыря, расположена одна из дивных по красоте и духовной своей значимости в истории Костромского края, церковь в честь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа на Запрудне. На месте, где расположен храм, 29 августа 1263г., в день, когда Церковь вспоминает перенесение из малоазийского города Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Спасителя (944г.), костромским князем Василием Ярославичем Квашней, во время охоты, была обретена на сосне чудотворная икона Божьей Матери, ставшая иконой – покровительницей Костромы и Костромского края.

После того как образ был перенесен костромским духовенством в соборный городской храм во имя святого великомученика Федора Стратилата, благочестивый князь, желая увековечить в памяти потомков чудо обретения, повелел на этом месте воздвигнуть церковь и устроить монастырь в честь Нерукотворенного Образа. По древнему преданию, постройка храма и одноименного мужского монастыря на Запрудне были завершены через год после явления иконы князю, который обеспечил материальную поддержку обители, даровав ей несколько угодий.

Монастырь являлся первой монашеской обителью в Костроме. К сожалению, в настоящее время не сохранилось документов, дающих представление о первоначальном периоде жизни монастыря до XVII в. По свидетельствам очевидцев, в начале XXв храме еще находились Евангелия 1654 и 1685гг., Прологи 1680 и 1702 гг, серебряннопозолоченный потир 1675г., составлявшие вклады «в обитель Нерукотворенного образа Всемилостивого Спаса, зовомый Запрудненский монастырь, иже в граде Костроме»[1].

   Дальнейшая история монастыря прослеживается: во времена возглавления Русской Церкви патриархами, монастырь считался домовым патриаршим, а с учреждением Священного Синода он стал принадлежать к синодальной области. По причине удаленности монастыря от города материально он был мало обеспечен и богатством не отличался. Вследствие петровских реформ, пришло и полное оскудение обители: в 1722 г. в монастыре проживали лишь строитель и один монах. Указом Святейшего Синода от 9 ноября 1724г. было определено «Спасский запрудненский монастырь с угодьи и всяким заводом приписав к Богоявленскому монастырю упразднить и обретавшихся в нем монахов вывести и все, что прилично перевесть в Богоявленский монастырь»[2]. 2    Однако Указ Синода по каким-то причинам не был приведен в исполнение и монастырь продолжал свою деятельность (хотя и находился в некоторой зависимости от Богоявленского монастыря) вплоть до Екатерининского учреждения монастырских штатов в 1764г. В этом году он был упразднен, а одноглавая, двухэтажная с колокольней церковь в честь Нерукотворенного образа Спасителя, отстроенная в камне в 1754г. стала «ружной», т. е. находилась на материальном обеспечении костромского кафедрального Успенского собора. Колокольня стояла отдельно от храма. Особенностью постройки этого храма является то, что престол нижней церкви в честь чудотворной Федоровской иконы Божьей Матери, по преданию, был установлен на пне той сосны, на которой была обретена князем чудотворная икона. Из других храмов монастыря известна теплая деревянная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, которую по причине ветхости разобрали в 1809 г.

С 1758 г., епископом Костромским Дамаскиным (Аскаронский, на кафедре 1758-69) в построенные деревянные корпуса и пустующие монастырские кельи Запрудненской обители, из Симеоновского монастыря была переведена Костромская Духовная Семинария. Комплекс Семинарии включал в себя учебные и жилые строения, архиерейский дом с крестовой церковью в честь Благовещения Богородицы. Размещение Семинарии на Запрудне явилось новым этапом в жизни церкви Спасителя, который продолжался до пожара 1814 г., уничтожившего семинарский учебный корпус. «Запрудненский» период занимает в истории Семинарии особое место. Это был период ее окончательного становления, период роста и формирования традиций. В тот период в Семинарии наряду с латынью вводилось изучения греческого и древнееврейского, французского языков. Было введено изучение медицины. Среди выпускников Семинарии, во время пребывания ее на Запрудне, было немало выдающихся священников, ученых, общественных деятелей, запечатлевших свое имя в истории Костромского края и России. Среди них: протоиерей Я.И.Арсеньев – автор первой книги по истории Успенского кафедрального собора Костромы, К. И. Арсеньев – географ и статистик, профессор Петербургского Университета, В. И. Всеволодов –профессор Медико-Хирургической Академии, один из основоположников отечественной ветеринарии, протоиерей М. Я. Диев – историк Костромского края, протоиерей Ф. А. Голубинский – религиозный философ, профессор Московской Духовной Академии, дед и отец драматурга А. Н. Островского и мн. др.

   После пожара Семинария была переведена в Богоявленский монастырь. Спаситель и Царица Небесная, являющиеся небесными покровителями храма, направили волю и руки добрых людей на благоукрашение этого святого места. В 1806г. на средства фабриканта В. И. Стригалева к церкви пристроили трапезную (с теплым пределом в честь Федоровской иконы Божьей Матери) и двухъярусную колокольню. Уместно отметить, что кладбище, окружавшее церковь, стало местом упокоения именитых и состоятельных граждан Костромы: градоначальников, губернаторов, купцов, промышленников. Среди них мы встречаем фамилии Стригалевых, Дурыгиных, Карцевых, Зотовых, Кашиных, Михиных, Солодовниковых. Рядом с могилой Слодовниковых похоронена довольно известная среди костромичей всех сословий, умершая в 1831 г., «блаженная Дарьюшка», прозорливая старица, 30 лет носившая вериги. До начала XXв. сохранялись свидетельства ее духовной жизни, сохранялись и почитатели «блаженной», говорившие, что к ее помощи прибегали даже члены императорской фамилии, в частности, государь Александр Павлович и его супруга Елисавета Алексеевна.

В 1864 г. верхний Федоровский храм, на средства фабрикантов Зотовых, был реконструирован в двухпрестольный теплый: правый придел в честь Федоровской иконы Божьей Матери и во имя святого равноапостольного князя Владимира и мученицы Наталии, а левый – во имя преподобномученика Андрея Критского и мученицы Татьяны. В 1895 г. холодная церковь в честь Нерукотворенного образа Спасителя обращена была в теплую.

   Со времени пожара Спасозапрудненская церковь оставалась бесприходной, став приходской лишь в 1861г. В начале XX в. попечением Александровского братства в приходе была открыта четырехлетняя женская школа рукоделия.

   Главной почитаемой святыней храма является икона Нерукотворенного Образа (Убруса) Господня находящаяся в местном ряду центрального иконостаса верхнего храма. Предания относят ее написание ко времени правления Василия Ярославича (60-е годы XIII в.) Благоговейное поклонение Нерукотворенному Образу Спасителя было известно с древних времен. Сохранились свидетельства благодатной помощи, которую являли молитвы перед иконой во время холерных эпидемий 1831 и 1853 гг. В это ужасное для Костромы время, совершались вокруг всего города крестные ходы с образом Спасителя. С помощью Божьей, эпидемии отступали.

Образ Спасителя почитался костромичами. Вместе с чудотворной Федоровской и Тихвинской иконами Божьей Матери, он был носим во время т. н. «генеральных» крестных ходов (3 р.) из Успенского собора Костромского кремля в различные храмы Костромы и прилегающие местности. Ежегодно, 29 августа, в день обретения чудотворной Федоровской иконы Божьей Матери в Запрудненскую церковь из Успенского собора с этой иконой приходил и общегородской крестный ход.

После Смуты 1917г. изменилась жизнь храма. Дважды (1929,1935), власти пытались закрыть церковь. С нее уже были сброшены колокола, на кладбище разбиты многие надгробия. Но Господь и Матерь Божья хранили эту духовную жемчужину для людей. Храм во имя Нерукотворенного Образа спасителя был в числе четырех костромских храмов, которые не были закрыты в годы атеистического лихолетья.

Прошли годы. Повеяли ветры перемен. С 1990 г. возобновилась традиция ежегодных общегородских ходов с чудотворной иконой Божьей Матери в день ее обретения 29 августа из Богоявленского собора на Запрудню. Ведь и по сей день храм Спаса на Запрудне является одним из почитаемых и любимых костромичами храмов, особое, намоленное, увековеченное историей и милостью Божией благодатное место.

   При входе в храм посетителей встречает роспись западного фасада колокольни, повествующая о явлении чудотворной иконы Божьей Матери, именуемой Федоровская, костромскому князю Василию Ярославичу, напоминающая нам о Промышлении Господнем о нас. Для запечатленного на росписи события и для входящего – это звенья одной цепи. Это духовная связь поколений.



[1] Баженов И. В. Чудотворный Нерукотворенный образ Христа Спасителя в Спасо-Запрудненском храме г. Костромы. Кострома, 1911, с.4

[2] Там же, с. 5

 

Храмы и монастыри

Исторические фотографии Успенского Собора

Добавлены фотографии Успенского Собора

Святые и Святыни

Архиепископ Сильвестр (Братановский,1871 – 1932)

В миру Братановский Александр Алексеевич, родился 21 августа 1871 года в с. Воскресенское на Обноре Любимского уезда Ярославской губернии.

На этом месте в XIV веке подвизался преп. Сильвестр Обнорский, основавший здесь монастырь во имя Воскресения Христова. Монастырь в 1764 году был упразднен и преобразован в приходскую церковь.

Подробнее...

Статьи

Епископ Виссарион (Нечаев, 1822-1905) великий писатель Серебряного века

В статье дается нравственная оценка эпохе Серебряного века в русской литературе, на примере творческой и литературной деятельности епископа Костромского и Галичского Илариона показана подлинная, нравственная литература того времени, литература призывающая человека к духовно-нравственному возрождению, о которой незаслуженно умалчивается.

Выдающийся английский этнограф Дж. Фрезер утверждал: "Вся культура - из храма, из культа" [15, с.31 ]. Действительно, проанализировав, можно сказать, что вся мировая, в том числе и русская литература вышла из храма. Она носит в себе корни той религиозной традиции, к которой принадлежат ее лучшие писатели и читатели. Говоря о русской литературе конца XIX- начала XX вв., о «Серебряном веке» русской литературы, нельзя не упомянуть имени столь яркого, и, к сожалению, незаслуженно забываемого, как имя епископа Костромского и Галичского Виссариона (Нечаева).

Подробнее...