Проповедь в Неделю о блудном сыне. Воскресенье. Евангелие Лк. 15, 11-32.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.. .

В эту неделю, Евангельской притчей, от которой она получила свое название, святая Церковь, для призвания к покаянию тех, кто, находясь в закоренелости греховной привычке не могут и не хотят освободиться от нее, изображает бедственное состояние человека, удалившегося от Бога. Для утешения и ободрения, всех нас, кто впадает в отчаяние осознавая глубину своего падения, представляет Господь образ покаяния отступившего от заповедей отца – сына и неисчерпаемое милосердие Отца Небесного, который принимает всякого кающегося грешника.

Младший из двух братьев, говорится в притче, просит у отца своего, причитающуюся ему долю наследства. Получив ее, удаляется из родительского дома в далекую страну и там, ведя развратную жизнь, тратит все свое состояние. В той стране наступает голод, и легкомысленный юноша доходит до крайней нищеты. Он нанимается к одному из жителей той страны в услужение: пасет свиней и бывает рад, если удается питаться кормом, который дают этим животным. В отчаянии несчастный вспоминает об отцовском доме и о том, каким достатком пользуются даже наемники, служащие у отца. И решает он: «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и перед тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Когда он только приближался к родному селению, «увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его». Сын, сознавая свою виновность перед отцом и все недостоинство отцовской милости, восклицает: «отче! Я согрешил против неба и перед тобою и не могу называться сыном твоим». А отец все забывает, все прощает: он видит перед собой только сына и приказывает слугам облечь его в первую его одежду, дать ему в знак власти на руку перстень и сапоги на ноги. Приказывает заколоть упитанного теленка, говоря: «станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Не живая ли эта история про каждого из нас? Ведь мы дети в доме Отца Небесного. Мы получили от Него известную долю имения – разнообразные духовные дарования – и удаляемся от Отца в далекую область греха и духовной темноты. Растрачиваем таланты, служа своим страстям и похотям своего сердца, ослабляем и губим жизненные силы и способности: здоровье тела, ясность ума, доброту сердца, чистоту совести и проч., в этой стране духовного голода поступаем на службу духа тьмы, исполняя его нечистые повеления. Так унижаем в грехах свою человеческую природу, до того растрачиваем свои богоподобные силы, что опускаемся на низшую ступень развития и этим подтверждаем слова псалмопевца: «человек уподобится животным, которые погибают. Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними, одобряют мнение их» (Пс. 48, 13,14).

Но и там – на последних ступенях нравственного падения, говорится в притче, возможно покаяние. Нужно только чтобы грешник, подобно блудному сыну, пришел в себя – осознал всю глубину греха и свое жалкое положение, вспомнил об Отце небесном и неисчерпаемом Его милосердии. Вспомнив, решился идти к Нему с искренним раскаянием, говоря: встав, иду…

Отец, едва мы только решаемся возвратиться к Нему из области греха, видит наше доброе намерение - Сам спешит к нам и раскрывает перед нами Свои отеческие объятья. Мы каемся, исповедуем свое крайнее унижение и окаянство, не дерзаем назвать Его своим Отцом, - а Он, неистощимый в милостях, отпускает нам нашу виновность и снова, через Таинство Покаяния, усыновляет нас Себе: возвращает через Таинство одежду чистоты и невинности, в которую мы обличены были в Таинстве Крещения, снова дает обручение Духа в сердца наша (2кор. 1,22) и тем укрепляет нас к твердому хождению по пути заповедей Его. Он призывает нас, едва только покаявшихся, к пиру веры – небесной трапезе, к приобщению Тела и Крови Божественного Агнца, закланного на кресте за грехи мира. И бывает тогда радость на небе о раскаявшемся грешнике у всех ангелов (Лк. 15,10).

Так ли мы поступаем? Когда к нам приходит человек, который когда-то был дорог и нас оскорбил - возвращаем ли мы ему все, что у нас с ним было раньше – дружбу, любовь, теплоту отношений? Если, нет – примирение не прочно. Потому то и страшно бывает человеку идти мириться, потому что знает – отца он не встретит, а встретит ложную добродетель и высокомерие, ложную праведность и напыщенность, которая унижает. Оскорбительную праведность того, кто скажет - ты мне не брат, даже если тот, который, как и меня, признает тебя сыном - прощает тебя, милует тебя, любит тебя.

Не чаще ли мы ведем себя как тот сын, который ничем не был виновен перед своим отцом и когда вернулся с работы и услышал, что радость торжествует и ликует в отчем доме, прежде чем стать причастником этой радости, захотел узнать, по какому поводу радость, на которую не пригласили его? И когда узнал, что его младший брат, который погибал - вернулся, он войти не захотел, потому что не было у этого праведника радости о том, что погибший спасся.

Скоро грядет Прощеное воскресенье – как бы не оказалось, что мы не умеем прощать, что мы отвергаем того, кого в покаянии простил и принял Господь.

                     Прот. Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.

 

Храмы и монастыри

Церковь Иоанна Богослова

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЦЕРКВИ. КОСТРОМСКОЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ ХРАМ В ИПАТЬЕВСКОЙ СЛОБОДЕ.

Аннотация. На исторической судьбе одного из костромских храмов показана историческая канва всей России, идущей, или отступающей от Бога и Его святых заповедей. История этого храма типична для тысяч других и его восстановление служит примером для восстановления духовного мира русского человека, от состояния душевных сил которого зависит судьба храма и России.

Ключевые слова: Богословский храм, история, слобода, Александровское братство.

Подробнее...

Святые и Святыни

Канонизированные новомученики и исповедники ХХ века Русские, связанные с Костромской землей

Подробнее...

Статьи

Доклад председателя КЦИО проф. протоиерея  Дмитрия Сазонова «Устройство и деятельность Костромского церковно-исторического общества» 1912-2023 гг. ( в сокращении) на Петровских чтениях 13.10.2023 года

Современное Костромское церковно-историческое общество является прямым наследником Общества, существовавшего в Костромской епархии в начале ХХ века. Первое церковно-историческое общество в Костроме своим возникновением обязано инициативе костромских церковных историков – преподавателя Костромской Духовной Семинарии Ивана Васильевича. Баженова, церковного писателя Ивана Михайловича Студицкого, ректора Костромской Духовной Семинарии протоиерея Василия Чекана, священника Михаила Раевского, и других выдающихся деятелей-костромичей, знатоков церковной и гражданской истории и краеведения своего времени. Свое благословение на создание Общества тогда дал Архиепископ Костромской и Галичский Тихон (Василевский), попечитель и непосредственный участник работы созданного Общества. Председателем Общества был избран И. В. Баженов. 21 декабря 1911 г. Святейшим Синодом был утвержден Устав Костромского церковно-исторического общества.

Подробнее...