Канонизированные новомученики и исповедники ХХ века Русские, связанные с Костромской землей
Священномученик Августин (Беляев),
Архиепископ Калужский и Боровский (1886-1937)
Память 10/23 ноября
Священномученик Августин (в миру Александр Александрович Беляев) родился в 1886 году в селе Каменка Костромской губернии. По окончании Кинешемского духовного училища Александр поступил учиться в Костромскую Духовную семинарию, а затем — в Казанскую Духовную академию, по окончании которой в 1911 году он был направлен преподавать русский язык и литературу в Пензенское епархиальное училище.
В 1913 году он женился на дочери священника, и у них с супругой родились две дочери. В 1920 году его жена умерла от скоротечной чахотки, и Александр Александрович остался один с двумя дочерьми: старшей было шесть лет, а младшей еще не было года.
Через месяц после смерти жены, в период начавшихся жестоких гонений на Церковь, Александр Александрович Беляев принял сан священника. В 1922 году Пензенская ЧК арестовала его и продержала в заключении около трех месяцев. Выйдя из тюрьмы, отец Александр переехал с детьми на родину, в город Кинешму в Ивановской области, где стал служить в одном из городских храмов.
К 1923 году большинство храмов в Иваново-Вознесенске были захвачены обновленцами. В Покровском кафедральном соборе в Иваново-Вознесенске состоялось собрание православных общин, которое единогласно постановило просить Патриарха Тихона посвятить протоиерея Александра Беляева в епископы и поставить к ним на Иваново-Вознесенскую кафедру. Патриарх Тихон постановил: «Ввиду явного уклонения в раскол Иваново-Вознесенского епископа Иерофея, считать кафедру города Иваново-Вознесенска свободной; назначить на нее протоиерея Александра Беляева». В том же году отец Александр принял монашеский постриг с именем Августин и был хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского.
Православные в Иванове полюбили архиерея. Перед богослужениями и после них его встречали и провожали толпы верующих. Сохранились подробные отчеты епископа Августина о положении дел в Иваново-Вознесенской епархии, которые он писал святителю Тихону.
12 апреля 1925 года епископ Августин принимал участие в погребении Патриарха Тихона и подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).
В 1926 году Е. Тучков распорядился арестовать епископа Августина и под конвоем доставить в Москву. Его обвиняли в том, что он организовал преподавание Закона Божьего несовершеннолетним детям. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа к трем годам ссылки в Среднюю Азию.
Сначала епископ был сослан в город Ходжент, а затем в Педжикент. Здесь владыка в комнате, которую снимал, устроил домашнюю церковь, где служил сам, и куда приходили помолиться некоторые ссыльные. Из ссылки он писал письма духовным детям. И в одном из следующих писем владыка писал: «На вопрос «Веруешь ли в Бога?» можно было бы ответить вопрошающему, что, согласно нашей конституции, вопрос этот – лично мой вопрос, и открываться в нем перед кем угодно – вещь не обязательная. Думается, что это самый меньший компромисс...». Чтобы как-то утешить своих дочерей, которым так рано пришлось столкнуться с лишениями, владыка им написал:
«Спите, деточки родные,
Бог ваш сон хранит.
Сны пошлет вам золотые,
Лаской окружит.
Горе к вам подкралось рано,
Принесло кручин.
В цвете лет отняло маму,
Сделало почин.
И отец родной не с вами,
Он в чужом краю,
Запечатанный печатью
Верности Христу.
Дети, вновь Христос страдает,
Колет терн главу,
Ваш отец там помогает
Крест нести Ему».
После окончания трех лет ссылки владыке Августину было запрещено проживание в крупных городах. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий назначил епископа Августина на Алма-Атинскую кафедру, но местные власти запретили владыке жить в Алма-Ате, и митрополит Сергий направил его на кафедру в Сызрань.
В 1931 году ОГПУ вновь арестовало епископа Августина и с ним шестнадцать священников, одного монаха и тридцать девять мирян, в их числе старост и членов церковных двадцаток. Всех обвинили в том, что они «вели борьбу против мероприятий советской власти, и в особенности против колхозного строительства и ликвидации кулачества как класса, организовывали помощь находящимся в ссылке верующим под лозунгом «помощи мученикам политического режима советской власти»; призывали верующих протестовать против закрытия храмов и распространяли слухи о гонениях на религию».В обвинительном заключении говорилось: «С появлением на Сызранской кафедре епископа Августина церковная жизнь почувствовала в нём крепкую опору старых традиций, к нему потянулось самое реакционное духовенство». Ещё одно обвинение — организация помощи ссыльным верующим.
На настойчивые требования следователя признать себя виновным, владыка ответил: «В предъявленном мне обвинении виновным себя ни по одному пункту обвинения не признаю».
Приговорили епископа к 3 годам лагерей, священномученик Августин отбывал этот срок в Свирлаге в Ленинградской области.
В 1934 году он был назначен епископом Калужским и Боровским и поселился в Калуге. От дома до храма Великомученика Георгия, где он служил, всегда ходил пешком, в рясе, в клобуке, с панагией на груди и посохом в руке. На улице над ним часто смеялись, отпускали вслед оскорбительные реплики, владыка же словно не слышал их. Когда кто-нибудь подходил под благословение, он всегда останавливался и не спеша благословлял. Служил он часто и за богослужением всегда проповедовал. На его службах по-прежнему было много молящихся. В 1936 году, находясь на калужской кафедре, владыка был возведен в сан архиепископа.
Осенью 1937 года в городе начались аресты. Архиепископ Августин был уверен, что его непременно арестуют, и спокойно готовился к этому. Пересматривал записи, письма, уничтожал то, что могло кому-либо повредить. Накануне Рождества Богородицы ему пришла повестка с требованием явиться к городским властям. Его и раньше вызывали в горсовет по церковным делам, но время в повестке было проставлено столь позднее, что он понял: вызывают для ареста. В ту же ночь в дом архиепископа пришли сотрудники НКВД и изъяли все его вещи.
2 апреля 1936 года преосвященный Августин был возведен в сан архиепископа. Осенью 1937 года среди духовенства, верующих и жителей г. Калуги начались аресты. Архиепископ Августин был уверен, что его непременно арестуют, и спокойно готовился к предстоящему аресту и грядущим страданиям. Пересматривал записи, письма, уничтожал все, что кому-либо могло повредить. Накануне праздника Рождества Богородицы, 20 сентября, ему пришла повестка с требованием явиться к городским властям. Время в этой повестке было проставлено столь позднее, что владыка понял, что его вызывают для ареста. Он благословил дочь и сказал: «Если тебе будут нужны деньги – молись преподобному Серафиму, он поможет тебе. Он всегда мне помогал».
19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила архиепископа Августина к расстрелу. 21 ноября дочь архиепископа Нину вызвали в НКВД и стали допрашивать, угрожая арестом. Следователи предполагали страданиями дочери сломить волю архипастыря и заставить его оговорить себя. Допрос длился долго, но ни к чему не привел. Заметив, что Нина увидела стоявший в углу посох владыки, следователь сказал: «Возьмите его, он ему больше не понадобится». Затем подписал пропуск на выход из здания НКВД и сказал, чтобы она принесла отцу чистое белье. На вопрос, что будет с владыкой, следователь ответил: «Подумайте лучше о себе, его вы больше не увидите».
19 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила архиепископа Августина (Беляева), и проходивших по его делу архимандрита Иоанникия (Дмитриева), протоиерея Иоанна Сперанского, псаломщиков Алексея Горбачева и Аполлона Бабичева, и члена церковного совета Михаила Арефьева по ст. 58-10 УК РСФСР к расстрелу. 23 ноября 1937 расстрелян вместе с группой духовенства и мирян в Тульской области. По другим следениям они были расстреляны и погребены в общей безвестной могиле в Калуге. Реабилитирован по указу Президиума Верховного Совета СССР от 16.01.1989 г. по 1937 году репрессий.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г.
Память совершается 10/23 ноября (день мученической кончины), а также в дни празднования Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора Ивановских святых 7/ 20 июня.
Мученик Алексий Ворошин, блаженный(1886-1937)
Память 12/25 сентября
Алексей Иванович Ворошин родился в 1886 году в семье благочестивых крестьян Ивана и Евдокии Ворошиных в деревне Каурчиха Юрьевецкого уезда Костромской губернии. Места эти известны тем, что здесь в XVI веке подвизался блаженный Симон Юрьевецкий. Усердная ли молитва Алексея к блаженному Симону, близость ли к месту подвигов его, но оказались сходны пути блаженного Симона и Алексея Ивановича, которого в местах его жизни почитают за праведность. Деревня Каурчиха расположена между ключиком блаженного Симона Юрьевецкого и селом Ёлнать: здесь, в Никольском храме, отец Алексея был старостой.
Когда пришло время Алексею жениться, он подыскал невесту и хотел было обручиться с ней, но неожиданное обстоятельство изменило его намерение. Началась Первая мировая война. На войну народ уходил одним – возвращался другим. Отложил Алексей Иванович сватовство и пошел в Кривоезерскую пустынь[1]. На левом берегу Волги, напротив древнего Юрьевца, расположилась старинная пустынь, основанная в XVII веке в память блаженного Симона Юрьевецкого. С трех сторон окружена она озерами, с четвертой – песчаными возвышенностями. Два чудотворных образа в пустыни – Иерусалимской Божией Матери, с которым каждый год ходили с крестными ходами, и священномученика Антипы.
Настоятель монастыря принял юношу послушником. В течение года Алексей Иванович присматривался к порядкам в монастыре и его уставу. Вернувшись домой, он не стал жить в родительском доме, а поместился в баньке. Вскоре они с отцом поставили на огороде келью. Все свободное время Алексей отдавал молитве, уединяясь для этого или в своей келье, или на ключике блаженного Симона. Вода здесь стекает по склону глубокого оврага, поросшего со всех сторон густым лесом, надежно укрывавшим от посторонних глаз.
Наступил март 1917 года, рухнули вековые устои государственной жизни России.
На мирском сходе Алексея Ивановича выбрали председателем сельсовета. Став председателем, он не переменил своих обычаев – по-прежнему много молился, посещал церковные службы, и если приходилось решать какие сельские вопросы, то он решал их не выходя из храма. Через год в село приехал председатель сельсовета, назначенный из города, и Алексей Иванович, оставив эту должность и почти всякое соприкосновение с миром, уединился в своей келье, целиком отдавшись подвигу поста и молитвы. Так прошло девять лет.
В 1928 году он принял подвиг юродства. Теперь блаженный жил, где придется, одевался в лохмотья, никто не знал, где он ночует, и всегда его появление было для крестьян неожиданностью. То вдруг возьмет и в самый разгар крестьянских работ начнет ходить по полям, меряя их палкой и мешая работе. Видя его нелепое поведение, крестьяне смеялись на ним, но он не обращал на это внимания. Рассерженные, они стали гнать его, блаженный уходил, а затем возвращался, и все повторялось сначала. Лишь спустя год, когда на этом же поле появились советские землемеры, определяющие границы колхозных угодий, народ понял, что означало кривлянье бывшего председателя.
Еще никто из крестьян не знал, что будут высылать, да и понять это было трудно, – как это тебя из твоего собственного дома без какой бы то ни было вины выгонят, – а блаженный уже ходил по селам и предупреждал тех, кто будет выслан. Ко многим его странностям привыкли за год крестьяне, но такого еще не было. Голый идет Алексей Иванович по Парфенову, направляясь в гости к торговцам-сапожникам Александру Степановичу Таламанову и Дмитрию Ивановичу Солодову. Дивились такому событию крестьяне, дивились торговцы. Немного прошло времени, и в село приехали представители властей и вывезли имущество торговцев до последней ложки и исподнего белья. Раздетые стояли хозяева у своих домов, которые им теперь не принадлежали, не имея права ничего из них взять.
Бывало, придет блаженный в какое-нибудь село, выберет дом и начинает его мерить. Суетится, считает. И так намеряет, такую назовет несуразную цифру, что ни под какой размер не подходит. Окружающие смотрят, смеются. Но проходит время, и хозяина дома арестовывают и дают ему срок – столько лет, сколько названо было блаженным.
Приняв подвиг юродства, блаженный теперь молился стоя на паперти. Видя странное поведение Алексея Ивановича, многие гнали его и смеялись над ним. По деревне он шел, бывало, сопровождаемый мальчишками, всячески старавшимися ему досадить. Ходил блаженный всегда в одном и том же длинном кафтане до колен, а если ему дарили какую одежду, он тут же ее отдавал.
Несколько раз власти арестовывали Алексея Ивановича и направляли в костромскую психиатрическую больницу, но всякий раз врачи признавали его здоровым и отпускали.
Задолго до массового закрытия и разрушения церквей блаженный Алексей многим говорил, что наступит время, когда в России почти все храмы будут закрыты, но Господь пошлет лютую кару, войну, и люди очнутся, и часть храмов снова будет открыта. Но тоже ненадолго: в 60-м году наступит новое гонение, снова будут закрывать храмы, и все истинно верующие понесут тогда много скорбей.
Не скрыты были от блаженного и обстоятельства его кончины. За пятнадцать лет до своей смерти подошел он как-то к сестре Анне и сказал:
– А ты мне лапотки приготовь.
– Так возьми, – ответила она, не поняв, что не о настоящем часе он говорит.
Через пятнадцать лет именно ей пришлось покупать лапти, в которых блаженный был положен в гроб.
Приближалось двадцатилетие сокрушения российской государственности. Шли аресты. Алексей Иванович знал, что ареста ему на этот раз не миновать и из тюрьмы не выйти. И хотел он в последний раз пойти попрощаться с домом, с родными. Собрав скудное свое имущество в мешок, он направился в Каурчиху. Кругом поля, лес далекий, не видный с дороги глубокий овраг, источник блаженного Симона Юрьевецкого, Ёлнать переливается серебряными блестками. Перейдя неглубокий овражек, Алексей Иванович подошел к дому. На огороде стояла его келейка – пустая теперь, нежилая, в родительском доме Дмитрий Михайлович и Анна Николаевна с детьми. Это был май 1937 года. Благоуханием и пением птиц разливалась над землею весна.
Увидев на плече Алексея Ивановича мешок, Анна Николаевна спросила:
– Ну, Алексей Иванович, совсем приходишь к нам жить?
Тот ничего не ответил, выложил из мешка вещи, распорядился, кому что отдать.
Почувствовав необыкновенное, притихли домашние.
А блаженный вплотную сел к печке, голову к ней прислонил и тихонько запел:
В воскресенье мать-старушка к воротам тюрьмы пришла.
Своему родному сыну передачу принесла...
Анна Николаевна руками всплеснула:
– Ой, Алексей Иванович, опять ты эту песню запел, опять, наверное, будут гнать?..
И еще до утра они разговаривали, а утром Алексей Иванович попрощался и отправился в Парфенове, где его уже поджидали, чтобы арестовать.
Камеры Кинешемской тюрьмы в те годы были переполнены избыточно. Алексея Ивановича поместили к преступникам. Блаженный молился теперь днем и ночью. Никто не знал, когда он спал и когда ел, скудный свой паек он почти весь раздавал. Обвинить блаженного было не в чем, и следователи, чтобы он оговорил себя, прибегали к пыткам – ставили его босыми ногами на раскаленную плиту.
Но Господу было угодно, иное. Измученный пытками, пробыв чуть более месяца в следственной камере, блаженный Алексей попал в тюремную больницу и здесь скончался.
Тело его на тринадцатый день было отдано родственникам и погребено на одном из кладбищ города Кинешмы.
12 (25) сентября 1985 года честные останки блаженного были перенесены в храм села Жарки. В августе 1993 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил местное почитание святого. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000г. был канонизирован для общецерковного почитания.В настоящее время мощи блаженного находятся в Свято-Введенском женском монастыре города Иванова.
Дни памяти 12/25 сентября (обретение мощей), и в день Собора новомучеников и исповедников Российских
Преподобная Анемаиса Островецкая (1875-1963)
Память 1/14 июня, 7/20 июня, 5/18 сентября
Преподобная Анимаиса родилась 15 июля (3 июля по старому стилю) 1875 года в деревне, основанной её отцом и именуемой «Починок Михаила Петровича» (ныне деревня Кокоулинцы Октябрьского района Костромской области). О детстве и юности угодницы Божией мало что известно.
Родители святой — Михаил Петрович и Агафья Еремеевна Смертины — имели 8 детей. В 1900 году Мария Смертина поступила в Макарьев-Решемский монастырь, основанный ещё преподобным Макарием Желтоводским и Унженским, избрав для себя путь бедности и послушания. Приняв монашеский постриг с именем Анимаиса, преподобная жила в молитвах, труде и послушании. За смирение и понесенные труды в обители матушка Анимаиса в 1913 году сопровождая, игумению Досифею (Ипатову) на торжества посвященный 300-летию Дома Романовых, посетила город Кострому. Там в Костроме преподобная впервые встречается с будущим настоятелем родниковского Ильинского храма священником Петром Лебедевым, который впоследствии стал её духовным отцом. Вернувшись с юбилейных торжеств Анимаиса продолжала свою жизнь в монастыре, где в начале 20-х познакомилась с викарием Костромской епархии, епископом Кинешимским Василием (Преображенским), окормлявшим многих монахинь Макариево-Решемской обители, среди которых была и святая. В 1927 году когда монастырь был закрыт советскими властями, а монахини — разогнаны, монахиня Анимаиса от служения Богу и Святой Церкви не отреклась.
Ведомая гласом Божиим, преподобная Анимаиса пришла в город Родники, где получив благословение у настоятеля Ильинской церкви протоиерея Петра Лебедева отправилась в село Острецово, расположенное в 15 километрах от Родников. Придя в Острецово матушка Анимаиса поселилась в каменной сторожке при Сято-Троицкой церкви. Она усердно несла послушание по уборке храма, который и сторожила. Никакой оплаты за свой труд не брала, а зарабатывала на жизнь тем, что старательно шила одеяла, подшивала соседям валенки и тачала тапочки для усопших. Своими скудными заработками она охотно делилась с нуждающимися, особенно помогая детям-сиротам Малышевым, делясь с ними последним куском хлеба, справедливо полагая, что кто умеет довольствоваться и делится малым, тот и богат.
Из многих сел и деревень к ней потянулись люди за добрым советом и наставлениями, и всех она ублажала участливо и с любовью. Десять лет преподобную заботливо наставлял и окормлял на пути спасения настоятель родниковского Ильинского храма протоиерей Петр. «Душа твоя вступит в общение с Богом, как невеста с женихом…» — говорил ей отец Петр словами Макария Египетского. А после мученической кончины, священномученик Петр Лебедев (память 14\27 октября) не раз являлся угоднице Божией, укрепляя её в подвиге.
31 мая 1940 года храм в селе Острецове власти закрыли, и раба Божия Анимаиса в церковной сторожке осталась одна. В те мрачные годы она проявила особое рвение в спасении храма от варваров-разрушителей, воров и грабителей. В ожидании своего ареста, однажды, она пришла к жительнице села Острецова Цыплевой Ольге Ивановне и, предав ей ключи от дверей церкви, строго наказала: «Возьми ключи от храма, и даже если меня расстреляют, не отдавай их никому до тех пор, когда в церковь придет православный священник».
Скоро в сторожку к монахине нагрянули местные власти, потребовавшие отдать им ключи от дверей церкви. Монахиня ответила, что ключей у неё нет. В строжке произвели обыск, но ключей не нашли. Разгневанные сельсоветчики, однако же, не решились взламывать двери церкви, и ушли ни с чем, оставив отважную монахиню на свободе. Церковь в селе Острецове была спасена. Спасена была и матушка Анимаиса, помнившая, что если лишиться чистоты духовной, то никакие подвиги не спасут.
2 февраля 1946 года в село Острецово приехал священник отец Иоанн Клевцовский (в прошлом — протодиакон родниковского Ильинского храма) и тогда благочестивая монахиня вручила ему ключи от дверей храма. На удивление, пред ними предстало всё сохранившееся драгоценное убранство храма, словно люди покинули его только вчера, а не десять лет тому назад.
В конце лета 1946 года за стойкость и особое усердие преподобная Анимаиса после открытия храма, получила от архиепископа Ивановского и Шуйского Кирилла (Поспелова), назначенного 24 июня в только что образованную Ивановскую и Шуйскую епархию, послушание алтарницы. В нужде, труде и постоянных заботах угодница Божия не забывала непрестанные молитвы, которые в сочетании с постами и благодеяниями, заполняли всю её жизнь до самой кончины.
За несколько дней до ухода из земной жизни блаженная матушка Анимаиса собрала самых близких своих духовных сестёр и раздала им все свои скромные пожитки. Перед переходом в мир иной преподобная просила подруг и близких своих не печалиться о ней, а на прощание сказала, что всегда будет с теми, кто помнит её, молится Господу нашему Иисусу Христу и всем святым Православной Российской Церкви. «Всех вас буду встречать, а тех, кто попросит — утешу, и буду о тех Святую Троицу умолять» — передали слова преподобной Таисья Чернова, Серафима Стужина и Екатерина Докучаева. Всю жизнь преподобная Анимаиса без устали трудилась над совершенствованием святости чувств, в приумножении добрых дел, в любви к ближним, идя по пути спасения в вечности.
Преподобная мирно отошла ко Господу 1/14 июня 1963 года. Отпевание монахини Анимаисы совершил священник Казанской церкви села Кощеева, а погребена она была на Острецовском кладбище у самого входа. Вот когда свершилось предсказание матушки Анимаисы: «Всех вас буду встречать».
18 (5) сентября 1997 года по благословению архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия, усердием настоятеля Александро-Невского храма протоиерея Виталия Уткина и Родниковского приходского совета, были обретены и торжественно перенесены в родниковскую церковь мощи святой угодницы Божией Анимаисы. Храм Александра Невского встречал преподобную под звон всех своих колоколов.
Дни памяти: 1 (14) июня 1963 — преставление; 7 (20) июня —Собор Ивановских святых; 3 (15) июля 1875 — рождество преподобной Анимаисы; 5 (18) сентября 1997 —обретение и перенос мощей в Александро-Невский храм г.Родники. Прославлена в Соборе Ивановских святых.
Ныне рака преподобной Анимаисы находится слева от алтаря родниковского храма. А в Острецовском Свято-Троицком храме пребывает частица мощей святой.
Мученица Анна Серова (1888-после 1937 )
память 31 июля/13 августа
Анна Васильевна Серова родилась в 1888 году в деревне Большие Ламы Ветлужского уезда Костромской губернии в крестьянской семье. Работала на ткацкой фабрике имени Демьяна Бедного в Кинешме; жила в общежитии при фабрике. В феврале 1936 года была арестована вместе со своим духовным отцом, иереем Константином Разумовым, с духовенством Успенского женского монастыря г. Кинешмы и мирянами. Все были заключены в тюрьму, которая располагалась в бывшем монастыре, где отец Константин был священником.
Следствие шло долго. Ее обвинили в том, что она принимала у себя священников, молилась, а также в том, что разорвала портрет одного из советских вождей. На суде Анна Васильевна держалась мужественно и твердо, виновной себя не признала. 15 июля 1937 года она была приговорена к пяти годам ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь) и скончалась в заключении.
Причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. Память совершается 31 июля/13 августа, а также в дни празднования Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора Ивановских святых 7/ 20 июня.
Священномученик Борис (Воскобойников), епископ Ивановский1875-1937
память 23 ноября/6 декабря
Епископ Ивановский Борис (в миру Семён Тимофеевич Воскобойников), родился 1 сентября 1875 в селе Александровка, Павловского уезда, Воронежской губернии. В 1897 году закончил Воронежскую духовную семинарию. 7 марта 1898 года рукоположен в сан диакона. Служил в Лукинской церкви в селе Нижняя Гнилуша в Воронежской губернии, затем в Преображенской церкви в слободе Уразовая. В 1903 году был рукоположен в сан священника и стал служить в Богоялвенской церкви в селе Новорождественское. 11 октября 1907 года в связи с поступлением в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, был уволен за штат. Окончил духовную академию в 1911 году со степенью кандидата богословия. Служил законоучителем в Александровской женской школе при доме призрения (с 1910 года) и Николаевской торговой школе Санкт-Петербургского купечества (с 1911 года). 1 марта 1918 года был назначен следователем III столичного округа. Имел двоих сыновей. В 1937 один из них — Леонид работал в исследовательском институте в Ленинграде; другой — Тихон проживал во Франции, в городе Бордо, эмигрировал за границу с отрядами колчаковской армии. В середине 1930-х — митрофорный протоиерей, настоятель кафедрального собора города Иваново. В марте 1936 года пострижен в монашество. 7 марта 1936 года хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. С 31 марта 1936 года — временно управляющий Ивановской епархией. С 1 июля 1936 — епископ Ивановский.
Весной 1937 года был арестован. Обвинён в том, что «принимал участие в антисоветской деятельности контрреволюционных групп церковников и монашества, ликвидированных в 1937 году в г. Иваново и Лежневском районе». В частности, обвинялся в том, что в его епархии в селе Вознесенское почитались мощи блаженного Киприана, по молитвам которому происходили исцеления. В феврале 1937 с благословения епископа Бориса мощи были перенесены из закрытой церкви в действующую, что вызвало недовольство советских властей.
9 августа того же года Особым Совещанием при НКВД СССР был приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан, в Сары-Суйский район.
25 ноября1937 года, на пути следования к месту ссылки, был вторично арестован и заключен в тюрьму города Мирзоян (ныне Тараз) Южно-Казахстанской (Чимкентской) области. Обвинялся в"проведении пораженческой контрреволюционной террористической агитации, направленной на подрыв мощи СССР". Виновным себя не признал.
28 ноября того же года тройкой при УНКВД по Южно-Казахстанской области был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 6 декабря 1937 года в Чимкентской области в Казахстане, погребен в безвестной общей могиле. 28 марта 1989 года был реабилитирован Облпрокуратурой Чимкентской области по 1937 году репрессий. По воспоминаниям его современников священномученик Борис был "Воскресения Христова истинным свидетелем, всю правду церковную удержал, не восхотел покорить себя нечестию, озарил новой славой Церковь Русскую"[2].
В августе 2000 Юбилейный Архиерейский собор Русской православной церкви епископ Борис был причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских.
Священномученик иерей Григорий Аверин (1889-1937)
память 7/20 сентября
Священномученик иерей Григорий Аверин родился 24 января 1889 года в селе Покровское Юрьевецкого уезда Костромской губернии в крестьянской семье. В 1910 году Григорий окончил учительскую семинарию и поступил учителем в церковно-приходскую школу города Кологрив Костромской губернии. С 1917 до 1918 года являлся председателем уездной земской управы. В марте 1918 года Аверин, как член партии эсеров, был арестован по обвинению в «организации крестьянского восстания» и провёл в заключении 4 месяца. В тюрьме он стал убеждённым христианином и после освобождения вышел из партии эсеров.
В 1920 году Григорий Иванович работал в библиотеке Костромского педагогического института, а затем поступил в этот институт. В 1921 году рукоположен во иерея архиепископом Севастианом (Вести) и служил (как целибатный священник) в Костроме. Затем до 1929 года отец Григорий служил в церкви села Ильинское (рядом с Макарьевским монастырём). В августе 1929 года батюшка был арестован и заключён в тюрьму. Ему было предъявлено обвинение в «антисоветской агитации» и в начале 1930 года вынесен приговор — 5 лет лагерей.
После освобождения отец Григорий служил в Симеоновском храме Пучежского района Ивановской области. Но в сентябре 1935 года его снова арестовали и заключили в тюрьму города Кинешмы. Он был приговорён к трём годам лагерей и этапирован в лагерь около города Темиртау (Казахстан).
Держался батюшка в лагере с большим достоинством. Он не скрывал от окружающих свою принадлежность к духовенству, напротив, всякому при встрече с ним было ясно, что перед ним священник. В бараке батюшка открыто молился, беседовал с заключёнными, читал им вслух молитвы, Евангелие, убеждал их не оставлять веру в Бога.
В 1937 году, уже в лагере, батюшка был приговорён к смертной казни по обвинению в «религиозной работе среди заключённых». Незадолго перед последним арестом в лагере он писал из заключения родным, беспокоившимся о его судьбе:«Обо мне не расстраивайтесь и не беспокойтесь, у меня никого нет: ни жены, ни детей. Не надо бояться. Вы сами все знаете. Вы знаете, куда и к Кому мы идем».Семь дней он находился в камере смертников, зная о вынесенном ему приговоре, а 7 (20 н. ст.) сентября 1937 года отец Григорий был расстрелян.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.Память совершается 7 сентября (день мученической кончины), а также в дни празднования Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора Ивановских святых 7/ 20 июня. На улице Заречной был выстроен и освящен храм-часовня в честь Григория Аверина.
Мученица Елисавета Румянцева (1873-40-е годы ХХ века)
Память 7/20 июня
Елисавета Григорьевна Румянцева родилась в деревне Ильинское Костромской губернии в 1873 году. Жила в деревне Вандышки Кинешемского района, где была арестована в феврале 1936 года вместе со своим духовным отцом, иереем Константином Разумовым, духовенством Успенского женского монастыря г. Кинешмы и мирянами. Все были заключены в Кинешемскую тюрьму, когда-то здесь был монастырь, где отец Константин был священником. Следствие шло долго. Обвинялась Елисавета в том, что принимала в своем доме священников и верующих и вели антисоветскую агитацию. Виновной себя не признал, была приговорена к пяти годам ссылки в Казахстан. В сороковых годах она писала жалобу на неправое осуждение и просила разрешения переехать на родину, но ей отказали. Умерла Елисавета Румянцева в ссылке, погребена в безвестной могиле.
Причислена к лике святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Память совершается 31 июля, а также в дни празднования Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора Ивановских святых 7/20 июня.
Преподобномученик архимандрит Игнатий (Лебедев, 1884-1938)
Память 30 августа/12 сентября
Преподобномученик Игнатий (в миру — Александр Александрович Лебедев) Родился в семье потомственного почетного гражданина Александра Константиновича Лебедева. В 1903 году закончил Солигаличское духовное училище и Костромскую духовную семинарию. Поступил в Казанский ветеринарный институт. В этот период большое влияние на Александра оказало общение с преподобным Гавриилом Седмиезерным (Зыряновым), который благословил Александра на иноческий путь. Так, в 1908-м году, после окончания ветеринарного института, А. А. Лебедев поступил послушником в Зосимову пустынь Владимирской губернии. В марте 1915 года пострижен в мантию с именем Агафон. Вскоре после пострига заболел инфекционной болезнью, давшей осложнение в виде паркинсонизма.
В 1918 году рукоположён в иеродиакона епископом Феодором (Поздеевским). В 1920 году рукоположён в сан иеромонаха Святейшим Патриархом Тихоном в Троицком храме Патриаршего подворья в Москве. После закрытия Зосимовой пустыни по благословению старца иеросхимонаха Алексия (Соловьёва) переехал в Москву и поселился в Высоко-Петровском монастыре, наместником которого был назначен в 1924 году с возведением в сан архимандрита.Преподобномученик Игнатий скончался 11 сентября 1938 года в исправительно-трудовой колонии близ города Алатырь Чувашской АССР.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания постановлением Священного Синода о канонизации новомучеников и исповедников от 27 декабря 2000 года.
День памяти: 30 августа/12 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Священномученик священник Иоанн Кесарийский (1878-1937)
Память 3 ноября
Родился 30 января 1878 года в селе Одишево Кинешемского уезда Костромской губернии в семье священника Никанора Кесарийского. Окончил Костромскую духовную семинарию и в 1903 году - Московскую духовную академию. В 1904 году был рукоположен в сан священника и служил в храмах Московской епархии, в последнее время — в храме Владимирской иконы Божией Матери в селе Быково.
2 ноября 1937 года был арестован по обвинению "контрреволюционной деятельности и высказывании террористических настроений". Проходил по групповому делу "дело "церковников" с. Быково Московской о. 1937г." Вместе с ним были арестованы священники Иоанн Кесарийский и Петр Косминков, диакон Симеон Кречков, староста храма Евдокия Сафронова, а также члены церковного совета Петр Пискарев-Молоков и Александр, Елизавета и Димитрий Чиликины. Они были арестованы в течение трех дней — с 1 по 3 ноября 1937 года, и заключены в Таганскую тюрьму в Москве. Во время следствия содержался в Таганской тюрьме г. Москвы.
Допросы начались в день ареста. Следователь спрашивал, с кем священник знаком. Отец Иоанн отвечал, что знает служащего с ним священника и диакона, старосту храма и некоторых членов церковного совета, с которыми если встречался и беседовал, то исключительно на церковные темы.
Следователь не удовлетворился этим ответом, и допрос продолжился на следующий день.
— Вы один из организаторов церковной группы в селе Быково, — обратился следователь к священнику, имея в виду то, что тот был настоятелем храма, — назовите, кто входит в состав данной группы.
— Это мне неизвестно, и организатором группы я не являюсь, — ответил священник.
— Где происходили нелегальные собрания контрреволюционной группы церковников села Быково?
— Это мне неизвестно, так как на нелегальных собраниях я не присутствовал.
Следователь потребовал от священника, чтобы тот признал себя виновным в том, будто он обсуждал вопрос о совершении террористического акта по отношению к председателю колхоза. Священник это обвинение отверг.
— Известно, — продолжал спрашивать следователь, — что вы распространяли клевету о советской власти и колхозах. Подтверждаете вы это?
— Контрреволюционной клеветы о советской власти я никогда не высказывал и не распространял. Меня могли неправильно понять, когда я однажды в церковной сторожке за чаем рассказывал случай, о котором было напечатано в газете, как в один колхоз приехал председатель райисполкома, зашел на конюшню, увидел худой хомут, надел его на шею колхознику и сказал: «Вы раньше ходили в хомуте и теперь будете ходить в хомуте». Причем этот случай я рассказал как случившийся факт, без всякой клеветы на колхозы.
— Дайте показания о контрреволюционной деятельности каждого участника контрреволюционной группы церковников села Быково, — потребовал следователь.
— О контрреволюционной деятельности церковников села Быково мне неизвестно, и участников данной группы я не знаю, — ответил священник.
На этом допрос был закончен. 15 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила священников Иоанна Кесарийского, Петра Косминкова и диакона Симеона Кречкова к расстрелу. Они были расстреляны 16 ноября 1937 года и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.Александр Чиликин был отправлен в Беломорско–Балтийский лагерь, Евдокия Сафронова и Екатерина Чиликина — в Тайшетлагерь, Петр Пискарев–Молоков и Дмитрий Чиликин — в Сиблаг.
Евдокия Сафронова умерла в заключении 25 августа 1938 года и была погребена в безвестной могиле, Петр Пискарев–Молоков умер в лагере 9 апреля 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
Евдокия Сафронова умерла в заключении 25 августа 1938 года и была погребена в безвестной могиле.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Память 3 ноября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников.
Священномученик священник Иоанн Успенский(1870-1938)
Память 22 января/4 февраля
Священномученик Иван Алексеевич Успенский родился 1870 году в селе Большие Соли Ярославской губернии. Окончил духовное училище и был рукоположен в 1890 году в сан диакона, затем в священника. Служил в храме села Введенское Кинешемского уезда. В начале ноября 1937 года был арестован и приговорен к десяти годам лагеря. С 25 января 1938 года уполномоченный НКВД начал вести против священников, находившихся в то время в тюрьме г. Иваново, новое следствие, которое продолжалось два дня. Допрошенные священники вину свою не признали. Все семь священников были из разных тюрем свезены в Ивановскую тюрьму и помещены в одну камеру. В эту камеру вместе с ними поместили четырех осведомителей из заключенных. Священники беседователи на религиозные темы между собой и с другими заключенными. 20 января последовал первый допрос. «В камере №7 имеется группа священников, которые занимаются агитацией, говоря, что Советская власть их невинно сажает в тюрьмы и притесняет». Затем доносы писались каждый день. 25 января 1938 года уполномоченный НКВД открыл против священников следствие, которое продолжалось всего два дня. Семерых священников и свидетелей-осведомителей допрашивали допрашивали сразу несколько следователей.
- Вы, Успенский, будучи озлоблены против Советской власти, вели террористическую агитацию совместно со священниками, - допрашивал следователь Брянцев отца Иоанна Успенского.
- Я это категорически отрицаю
3 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила священников Иоанна Успенского, Николая Бухарина, Иоанна Розанова. Петра Зяблицкого, Иакова Зяблицкого, Иоанна Доброхотова и Иоанна Коржавина к расстрелу. Все они были расстреляны на следующий день и погребены в безвестной могиле.
Память священномученика Иоанна Успенского совершается 22 января/4 февраля (день мученической кончины), а также в дни празднования Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора Ивановских святых 7/20 июня.
Священномученик иерей Константин Разумов (1869- после 1937)
Память 31 июля/13 августа
Священник Константин Васильевич Разумов родился в 1869 году в селе Головинском Буйского уезда Костромской губернии. С 1890 по 1895 год служил псаломщиком, в 1895 году был рукоположен во диакона, а в 1904 году в сан священника к Успенскому монастырю города Кинешмы. Здесь он служил до самого закрытия монастыря в 1924 году, а после его закрытия - в кинешемском соборе. В двадцатых годах ГПУ арестовывало его несколько раз; при аресте в 1929 году следователь спрашивал - за что арестовывали его раньше. Отец Константин отвечал:
- Причины своих арестов объясняю тем, что имею авторитет среди верующих людей, пользуюсь их вниманием, любовью и признанием, а также известен и за пределами Кинешемского уезда. Будучи священником Успенского монастыря, я был духовным отцом многочисленных паломников, посещавших монастырь. Приписываемые мне обвинения в руководстве нелегальными женскими кружками категорически отрицаю. Правда, я посещал дома рабочих фабрики "Демьяна Бедного", но как своих прихожан. Служил я и в моленной в деревне Цибиха, находящейся в частном доме, но эта моленная была зарегистрирована в административном отделе. Что касается моего знакомства и связей с епископом Николаем Голубевым, то я у него в селе Ширяево не бывал и в переписке с ним не состоял. Состою в подчинении у митрополита Сергия, и все его указы моими прихожанами принимались и принимаются без возражений.
Отец Константин был приговорен тогда к трем годам ссылки в Северный край. Вернувшись в Кинешму в 1933 году, он поселился в доме своих прихожан; в комнате, где он жил, была устроена церковка, и там он служил скрытно от всех. Время от времени посещал своих духовных детей, живших в Вичуге и около Палеха. Эти его посещения стали известны НКВД. Через сеть осведомителей районные отделы НКВД методично собирали сведения о жителях, в первую очередь о тех, кто должен был подвергнуться уничтожению: священнослужителях, выходцах из дворянского и купеческого сословия, зажиточных крестьянах и активных православных мирян. В начале декабря 1935 года начальник Палехского районного отделения НКВД писал в Иваново: "По материалам проработки группы церковников проходит священник Разумов, просьба принять меры к установлению места жительства, а также собрать материалы его антисоветской деятельности". 20 февраля 1936 года священник Константин Разумов был арестован. Вместе с ним были арестованы священник Иоанн Румянцев и Елизавета Румянцева, Анна Серова и другие, всего семь человек. Их привезли в Кинешемскую тюрьму; когда-то здесь был монастырь, где о. Константин был священником. Неописуемо и трудно представимо чувство человека, священника, который после долгих лет служения на месте святом видит здесь мерзость запустения. Допросы начались сразу же после ареста. У следователя не было ничего для обвинения священника. Были материалы прошлого "дела", следователь знал, что о. Константин знаком с находящимся в концлагере епископом Василием Преображенским, была переписка, которую изъяли при обыске. Остальное следовать предполагал услышать от самого священника. Он спросил, признает ли себя о. Константин виновным в антисоветской агитации. Священник обвинение отверг. Твердо держались и женщины. 15 июля 1937 года о. Константин Разумов и Елизавета Румянцева были приговорены к пяти годам ссылки в Казахстан, о. Иоанн Румянцев и Анна Серова - к пяти годам исправительно-трудового лагеря. Отец Константин вскоре в ссылке скончался, не вернулись из заключения и остальные. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. Память совершается 31 июля/13 августа, а также в дни празднования Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора Ивановских святых 7/ 20 июня.
Священномученик иерей Леонид Виноградов(1897-1941)
память 30 октября/12 ноября
Леонид Виноградов родился в Костроме 8 августа 1897 года. Родители Леонида были очень верующими, особенно мать. В возрасте 8–10 лет он со своей матерью часто ездил к св.Иоанну
Кронштадтскому. Под действием. Божественной силы этого Великого молитвенника он еще в детстве решил посвятить себя Богу. В детстве лишившись родителей, с 12 лет воспитывался у бабушки, матери его отца, которая хотела сделать из него купца, но он отказался. Тогда бабушка сказала: "Можешь идти от меня на все четыре стороны, ничего от меня ты не получишь!". Он взял в сумку белье, кружку и ложку и ушел в Ипатьевский монастырь. Жил на попечении монахов до совершеннолетия, после чего его благословили в пономари. С будущей женой познакомился в храме Ипатьевского монастыря, где они постоянно виделись, посещая богослужения. Жена воспитывалась в очень благочестивой семье, окончила Костромское епархиальное училище и работала учительницей. В 1918г. они обвенчались с. Пушкино (Сусанино) Костромской области. 27 марта 1924 года рукоположен во священника Патриархом Тихоном (Беллавиным) в Костроме и был направлен на служение в село Никола-Эзу (недалеко от города Кинешмы), где вскоре был арестован в первый раз. Через год был выпущен по ходатайству прихожан, которые очень любили своего пастыря, добивались его освобождения, даже ездили в Москву к Калинину.
После освобождения, в 1925 году был переведен в село Панино Костромской губернии. Вскоре арестован во второй раз. По освобождении после второго ареста переведен в село Плоскинино. Здесь был арестован в третий и четвертый раз.
О. Леонида вызывали в НКВД, предлагая отказаться от Бога и священнического сана, но он неизменно отвечал: "Служу Богу моему, дондеже есмь!" И его арестовывали. В тюрьмах он молился: "Скажи мне, Господи, путь, в онь же пойду, яко к Тебе взях душу мою!"
Был арестован 7 раз. Групповое дело "Дело священника Леонида Виноградова". Осуждение после шестого ареста в с. Сокольском. Судили сразу после Рождества Христова закрытым судом в течение трех дней. О.Леониду было дано 7 лет, а женщинам — по 4 года. После того, как жена и дети о.Леонида съездили на прием к Молотову летом 1935г., о.Леонид и женщины, осужденные с ним, были освобождены в ноябре 1935 года. В ноябре 1941г. родные получили от него последнее письмо (от 30 октября), где он сообщал, что пишет с дороги из г.Кирова, что их везут в Пермскую область.
Переведен из Николо-Елнати в ИТЛ Чердыни Пермской области в конце октября 1941г., где погиб. 12 ноября 1941 года умер в лагере. Символично, что жена, поддерживавшая его на всем нелегком жизненном пути, скончалась через два дня после его смерти, о которой дети узнали много лет спустя. По слухам, исходящим от священников приходов, ближайших к месту гибели, захоронений заключенных тех лет нет; все заключенные погибли в болотах близ Чердыни и Соликамска в Пермской области. На запрос сына был ответ, что о.Леонид умер 12 ноября 1941г. близ Чердыни Пермской области.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года для общецерковного почитания.
Память Собор новомучеников и исповедников Российских - первое воскресение, начиная с 25.01/07.02; и 30.10. ст.ст./12.11 н. ст. - день мученической кончины (1941г.).
Священномученик иерей Николай Бухарин (1871-1938)
Память 22 января/4 февраля
Память священномученика совершается 22 января/4 февраля, в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Родился 22 марта 1871 года в Костроме в семье чиновника Костромского окружного суда. Служил в селе Маврино Кинешемского уезда Костромской губернии, затем — в Костроме.
В 1916 году был вызван в Москву митрополитом Тихоном. Назначен законоучителем в Мариинский женский институт. В дальнейшем о. Николай был тесно связан со святителем Тихоном и поддерживал его линию в дальнейшем. В 1921 году был направлен в Иваново и назначен настоятелем Ивановского Покровского собора. Служил в соборе до его закрытия в 1933 году. В 1933 году служил в Старопахотской церкви слободы Гаврилов Ям. С 1935 года проживал в г. Гаврилов Посад, ул.Карла Маркса, 7.
16 октября 1937 года был арестован. Проходил по групповому делу «о контрреволюционной группе духовенства и монашества протоиерея Иоанна Крылова и др., г.Гаврилов Посад, 1937г.». По обвинению «участник к/р. группы духовенства и монашества, проводил к/р. агитацию среди населения» был приговорен тройкой при УНКВД СССР по Ивановской обл. 26 октября 1937 к 10 годам исправительно-трудовых лагерей.
Первоначально содержался в тюрьме г. Юрьев-Польский, После вынесения приговора о.Николая отвезли в Ивановскую тюрьму, где поместили в камеру N7, с еще несколькими священниками, свезенными сюда из разных тюрем Ивановской обл.: Иоанна Розанова, Иоанна Доброхотова, Петра Зяблицкого, Иакова Зяблицкого, Иоанна Успенского, Иоанна Коржавина. В ту же камеру поместили четырех осведомителей из заключенных.
25 января 1938 г. против священников было открыто новое следственное дело — «дело священников Николая Бухарина, Иоанна Коржавина и др., Иваново, 1938г.». На допросах все священники держались стойко, виновными себя не признали и категорически отказались давать показания. 3 февраля 1938 года тройкой при УНКВД СССР по Ивановской области был приговорен к расстрелу. 4 февраля 1938 года — был расстрелян вместе с остальными священниками.Реабилитирован 04.07.2003 г. Ивановской облпрокуратура по 1937году репрессий.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. В Деяниях Собора дата кончины указана 21.01/03.02.Память 22 января /4 февраля (день кончины), в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Священномученик Николай (Клементьев), архиепископ Великоустюжский (1873-1937)
Память 18 декабря/31 декабря
Священномученик Николай, архиепископ Великоустюжский (в миру Николай Федорович Клементьев) родился в 1873 году в Костромской губернии в семье священника. Закончив в 1899 году Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, Николай Клементьев получил должность учителя логики и латинского языка в Александро-Невском Духовном училище. В 1904 году он был рукоположен во иерея к кладбищенской Большеохтинской Георгиевской церкви в Санкт-Петербурге. Служил также в храме Охтенского детского приюта, в церкви Сошествия Святого Духа на Большой Охте. В 1919 году отец Николай был награжден саном протоиерея и назначен настоятелем Петроградского храма Сошествия Святого Духа, а также благочинным 10-го благочиния.
В 1922 году протоиерей Николай был арестован по делу «об изъятии церковных ценностей», приговорен к 3 годам заключения, но через 9 месяцев освобожден. В 1924 году отец Николай, который был к тому времени вдовцом, по благословению Патриарха Тихона принял монашество и был рукоположен в епископский сан и назначен епископом Сестрорецким, викарием Петроградской епархии. Епископ Николай активно противодействовал обновленцам, принимал меры против созыва обновленческого собора, просвещал паству касательно подлинной сути обновленческого движения. В 1925 году он был арестован и отправлен на три года в Сибирь.
После отбытия срока епископ Николай поселился в Твери и только в 1931 году смог вернуться в Ленинград. Полтора года он жил у своих дочерей, пока не была введена всеобщая паспортизация. Владыке не разрешили получить прописку в Ленинграде. Он выехал в город Тихвин, но и там ему отказали в прописке. После этого митрополит Сергий назначил его епископом Никольским, управляющим Великоустюжской епархией. В 1934 году владыка был награжден саном архиепископа и назначен правящим архиереем Великоустюжским и Усть-Вымским. В 1935 году последовал новый арест в составе «контрреволюционной группы» и осуждение на 5 лет ссылки в Казахстан. Находясь в ссылке в Тюлькубасском районе Южно-Казахстанской области архиепископ Николай (Клементьев) был арестован 23 декабря 1937 года, 30 декабря приговорен к высшей мере наказания и на следующий день расстрелян.
Реабилитирован31 мая 1989 года прокуратурой Чимкентской области по 1937 году репрессий.Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Собор новомучеников и исповедников Российских первое воскресение, начиная с 25.01/07.02; день мученической кончины (1937 г.) ст. стиль 18.12. /н. стиль 31 декабря.
Священномученик митрополит Ленинградский Серафим (Чичагов), митрополит Ленинградский (1856-1937)
Память 28 ноября/11 декабря
Святитель Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 января 1856 года в Санкт-Петербурге, в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова и его супруги Марии Николаевны. Семья будущего святителя принадлежала к одному из наиболее знаменитых дворянских родов Костромской губернии. По причине того, что отец будущего святителя полковник М. Н. Чичагов проходил военную службу в Учебной артиллерийской бригаде, младенец Леонид принял Таинство святого крещения 20 января 1856 года в храме Святого Александра Невского при Михайловском артиллерийском училище. То обстоятельство, что местом вхождения будущего святителя Серафима в церковную жизнь стал храм, принадлежавший военному ведомству, оказалось весьма символичным для всей дальнейшей жизни святителя.
Оказавшись участником почти всех основных событий кровопролитной Русско-турецкой войны, произведенный на поле брани в гвардии поручики и отмеченный несколькими боевыми наградами Л. М. Чичагов неоднократно проявлял высокий личный героизм. Промысл Божий, уберегший поручика Л. М. Чичагова от смерти и ранений на полях брани, привел его вскоре после возвращения в Санкт-Петербург в 1878 году к встрече с великим пастырем Русской Православной Церкви святым праведным Иоанном Кронштадтским, разрешившим многие духовные вопросы молодого офицера и ставшим на все последующие годы непререкаемым духовным авторитетом для будущего святителя, который с этого времени многие свои важнейшие жизненные решения принимал лишь с благословения святого праведного Иоанна Кронштадтского.
При постриге в мантию в 1898 г. ему дали новое имя, в честь преп. Серафима Саровского, ставшего его небесным покровителем.
После 1917 г. митрополит Серафим оказался перед выбором: сохранить верность Православной Церкви или пойти на компромисс с так наз. «обновленцами»? Для него ответ был ясен, и это означало готовность претерпеть гонения.
Его не раз пытались подкупить посулами, использовать его авторитет, льстили ему открыто, но он остался верен пастырскому призванию и сохранил послушание избранному на Поместном соборе 1917 г. Патриарху Тихону.
За это его не однажды подвергали тюремному заключению, в 72 года – отправили в ссылку в Архангельск, что при его расшатанном здоровье было равносильно пытке.
А впереди была целая череда лет епископского служения. Сухуми, Орел, Кишинев, Тверь, Петроград. Какую бы епархию не поручали ему возглавить, он везде проявлял талант исключительного организатора церковной жизни, приводя в порядок часто расстроенные дела, собирая вокруг себя паству.
30 ноября 1937 года арестован, находясь в состоянии тяжёлой болезни был вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму на арестантской машине под видом машины «скорой помощи». При аресте у него были изъяты рукопись второго тома «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», книги, музыкальные произведения, иконы, облачения.
На допросе 3 декабря отрицал, что «обрабатывал в антисоветском духе» своих почитателей. Один из свидетелей по его делу показал, что митрополит Серафим говорил: «Вы из истории хорошо знаете, что и раньше были гонения на христианство, но чем оно кончалось, торжеством христианства, так будет и с этим гонением – оно тоже кончится, и православная церковь снова будет восстановлена и православная вера восторжествует».
7 декабря 1937 года тройка УНКВД по Московской области приняла постановление о его расстреле по обвинению в «контрреволюционной монархической агитации». Расстрелян 11 декабря на полигоне НКВД в подмосковном посёлке Бутово.
Спустя более пятидесяти лет, 10 ноября 1988 года Леонид Михайлович Чичагов был полностью реабилитирован.
В 1997 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых как новомученик. Память совершается28 ноября/11 декабря (день мученической кончины), а также в Соборе Бутовских новомучеников (4-я неделя по Пасхе)и в Соборе Дивеевских святых (14 июня).
29 сентября 2011 года в Твери на Третьем Всероссийском съезде православных врачей имя Серафима (Чичагова) было внесено в Золотую книгу Санкт-Петербурга.
Священномученик священник Стефан Преображенский(1860-1938)
Память 23 марта/5 апреля
Священномученик Стефан родился 23 марта 1860 года в селе Калмынь Юрьевецкого уезда Костромской губернии в семье диакона Михаила Преображенского. Он окончил владимирскую духовную семинарию в 1882 году и был рукоположен во священника. В тридцатых годах, несмотря на преследования духовенства и преклонный возраст, отец Стефан продолжал служить в храме в селе Шустово Ивановской области.
9 октября 1937 года власти арестовали его, и он был заключен в тюрьму в городе Вязники. На допросе следователь спросил священника:
– Вы собирали детей школьного возраста и показывали им картину с изображением Страшного суда?
– Детей я не собирал и картин школьникам не показывал.
– Вам предъявлено обвинение в том, что вы вели антисоветскую агитацию среди верующих.
– Виновным себя не признаю, никакой агитации среди верующих я не вел.
По требованию следователя председатель сельсовета составил на священника характеристику, в которой писал, что священник Преображенский «сумел сагитировать темную массу колхозников на посещение литургии», а также уговорил верующих женщин отремонтировать дом вблизи церкви. Кроме того, «собирал детей дошкольного возраста и рассказывал о муках и казнях неверящих в Бога». Тогда же были вызваны лжесвидетели, которые показали, будто отец Стефан говорил колхозникам: «Вот, посмотрите, как коммунисты-жулики издеваются над нами, духовенством, и устраивают гонения на религию. Если я пойду с обходом по деревням без разрешения советской власти, за это наложат непосильный штраф. Только и занимаются эти коммунисты обдиранием, последнюю шкуру с нас дерут, загнали вас в колхоз, эксплуатируют непосильным трудом; за то, что вы работаете, у вас весь хлеб отберут, и вы будете сидеть голодные...»
После показаний лжесвидетелей следователь вновь допросил священника.
– Вы среди колхозников села Шустово вели контрреволюционную агитацию и распространяли провокационные слухи о неизбежной гибели советской власти? – спросил он.
– С моей стороны никогда никакой агитации среди колхозников не было, и слухов никаких я не распускал, – ответил священник.
– В мае 1937 года вы заводили к себе на квартиру и в церковь детей школьного и дошкольного возраста, показывали им картину Страшного суда и запугивали этим детей.
– Детей я не заводил и никакой картины им не показывал.
– Следствие располагает материалами и свидетельскими показаниями о том, что вы во время весеннего сева 1937 года среди колхозников вели контрреволюционную агитацию о невыходе на посевные работы.
– Я никакой агитации во время сева не вел.
– Вы срывали вместе с церковным советом колхозные собрания, когда стоял вопрос о закрытии церкви?
– Этого с моей стороны не было.
– Вы самовольно, без разрешения сельского совета ходили по домам верующих во время праздников и восхваляли фашизм. Расскажите об этом.
– Без разрешения сельского совета я не ходил и фашизм никогда не восхвалял.
– Признаете вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?
– В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю.
15 ноября 1937 года Тройка НКВД по Ивановской области приговорила отца Стефана к десяти годам заключения в концлагере. В это время ему было семьдесят семь лет. Священник Стефан Преображенский скончался в заключении и был погребен в безвестной общей могиле.
15 сентября 1989 года Стефан Михайлович Преображенский был реабилитирован владимирской областной прокуратурой по году репрессий.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. Память совершается 23 марта/ 5 апреля (день мученической кончины), а также в дни празднования Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора Ивановских святых 7/ 20 июня.
Священномученик священник Петр Лебедев (1889-1937)
Память 14/27 октября
Протоиерей Петр Лебедев родился в 1889 году в городе Галиче в семье учителя Галичского духовного училища. Воспитывался будущий священномученик в простоте, покорности, воздержании и смирении.
В 1909 году он окончил Костромскую семинарию, в 1910 году был рукоположен в сан диакона, а в 1911 году – в сан священника. В этом же году он был назначен вторым священником храма пророка Илии в селе Родники. Приехав в Родники, молодой пастырь вместе с семьей поселился в церковной сторожке. ОН удивлял прихожан бескорыстием, аскетизмом и человечностью. Прихожане не раз говорили ему: «Отец Петр, не подобает людям Вашего сана жить в такой бедности», а он отвечал: «Люди моего сан ене должны отличаться богатством от обычных рабов Божиих». Он не брал с прихожан денег за требы, те в ответ, сговорившись, бесплатно выстроили для священника дом. После революции 1917 года о. Петр выступил как противник богоборческой власти, и с 1918 года и до самой его кончины за ним шла слежка. В 1921 году о. Петра возвели в сан протоиерея и назначили настоятелем Ильинского храма в Родниках. Трудами нового настоятеля была создана приходская библиотека, он собирал детей для занятий по «Закону Божию», на его проповеди в церковь собирались жители не только Родников, но и жители окрестных сел и деревень.
В 1932 году протоиерея Петра арестовали, а его жену и пятерых детей выгнали из дома. Два с половиной года родниковский настоятель работал в совхозе под Иваново, постоянно подвергаясь насмешкам, издевательствам и оскорблениям. Выйдя из заключения о. Петр еще более ревностно всялся за пастырское служение.
В ночь с 7 на 8 октября 1937 года протоиерей Петр и служащий с ним второй священник о. Николай Розанов были арестованы и отправлены в тюрьму в г. Иваново. Там им было предложено отречься от сана, но священники решительно отказались. Отец Петр сказал: «Кто служит Боге Единому, Живому и Истинному, тот никогда не согласится предать свою паству и жить со злодеями». За эти слова он был жестоко избит и брошен в камеру. Утром 27 октября оба священника были расстреляны во дворе Ивановской тюрьмы. Место захоронения о. Петра неизвестно.
Определением Священного Синода Русской Парвосалвной церкви от 26 декабря 2003 года протоиерей Петр Лебедев причислен к лику святых нвоомучеников и исповедников Российских.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. Память совершается 14/27 октября (день мученической кончины), а также в дни празднования Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора Ивановских святых 7/ 20 июня.
Священномученик Федор (Поздеевский), архиепископ Волокламский (1876-1937)[3]
Память 10/23 октября
Память 10/23 октября Архиепи́скоп Фео́дор (в миру Александр Васильевич Поздеевский); родился 21 марта 1876 года в селе Макарьевское, Ветлужского уезда, Костромской губернии, в многодетно йсемье священника (всего в семье было 9 детей). Окончил Макарьевское духовное училище, Костромскую духовную семинарию (1896), Казанскую духовную академию (1900) со степенью кандидата богословия. В 1900—1901 гг.— профессорский стипендиат по кафедре патрологии. В 1903 году получил учёную степень магистра богословия за сочинение: «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина» (удостоена Макарьевской премии). В 1900 году пострижен в монашество, возведён в сан иеродиакона, с 24 июля 1900 — иеромонах. С 17 октября 1901 года — преподаватель Калужской духовной семинарии. С 3 июля 1902 году — инспектор Казанской духовной семинарии.
С 4 февраля 1904 году — ректор Тамбовской духовной семинарии в сане архимандрита. Активно боролся с революционным движением, основал и возглавил тамбовский отдел Союза русских людей — одну из наиболее значительных в то время провинциальных монархических структур.
2 мая 1906 года на него было совершено неудачное покушение одним из семинаристов. Политическая деятельность архимандрита Феодора вызывала противоречивое отношение со стороны клира — часть священников его поддержали, тогда как пастырский съезд епархии запретил проведение мероприятий Союза в Серафимовском училище, считая, что церковь должна быть вне политики.
С августа 1906 года — ректор Московской духовной семинарии. С августа 1909 года — ректор Московской духовной академии (до 1917). Был профессором аскетики по кафедре пастырского богословия. Строгий монах-аскет, он проявил себя убеждённым консерватором, стал инициатором увольнения ряда либеральных преподавателей (в том числе И. М. Громогласова и Василия Виноградова). В своей кадровой политике оказывал явное предпочтение монашеской братии и священнослужителям. После Февральской революции уволен с поста ректора по требованию либеральных педагогов и значительной части студенчества.
14 сентября 1909 года в московском Храме Христа Спасителя сонмом архиереев во главе с Московским митрополитом Владимиром (Богоявленским) хиротонисан в епископа Волоколамского, викарий Московской епархии.
С 1 мая 1917 года — настоятель Свято-Данилова монастыря в Москве. До середины 1919 года сохранял титул «епископа Волоколамского». В Даниловом монастыре в период его настоятельства жил на покое его друг архимандрит Симеон (в миру Михаил Холмогоров), который был тяжело ранен революционером в 1907 и с тех пор парализован. Существовала легенда, что он закрыл собой будущего архиепископа Феодора во время нападения на последнего (на самом деле, речь идёт о двух разных покушениях). Владыка Феодор каждый день посещал больного и исполнял малейшее его пожелание.
В 1918 году, после гибели архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского), назначен Патриархом Тихоном на Пермскую кафедру; назначения не принял, оставшись в Москве. Руководил деятельностью существовавшей явочным порядком Высшей богословской школы в Свято-Даниловом монастыре, преподавал в ней аскетику.
В ночь с 27 на 28 июня 1920 года арестован за «антисоветскую агитацию». Поводом к аресту и обвинению стало то, что при обыске в Свято-Даниловом монастыре 11 июня 1920 года собралась толпа верующих. Был приговорён к заключению в концлагерь до конца гражданской войны. 25 октября 1920 года срок приговора сокращён по амнистии до пяти лет. Находился в заключении во внутренней тюрьме ВЧК на Лубянке, в Бутырской, затем в Таганской тюрьмах. Освобождён 18 марта 1922 года. 14 марта 1923 года снова арестован и заключен в тюрьму, освобождён 20 июня 1923 под подписку о невыезде.
2 ноября 1923 года распоряжением Патриарха Тихона возведён в сан архиепископа «во внимание к его выдающейся деятельности на пользу Православной Церкви» и назначен управляющим Петроградской епархией (которой с сентября 1923 года временно управлял епископ Мануил (Лемешевский)). Назначение не принял и был оставлен управляющим Даниловым монастырём в сане архиепископа.
Выступал против любых компромиссов с обновленческим движением, вместе с другими консервативными архиереями сыграл значительную роль в том, что церковное руководство заняло однозначно негативную позицию по отношению к обновленцам и отказалось от попыток соглашения с ними. В апреле-октябре 1924 находился под арестом. 9 декабря 1924 вновь арестован, и приговорён к трём годам ссылки. В 1925—1927 гг. находился в ссылке в Казахстане.
Возглавлял консервативную «даниловскую» (по названию Данилова монастыря, настоятелем которого он оставался) оппозицию Патриарху Тихону, а затем и митрополиту Сергию (Страгородскому): с группой единомысленных епископов полагал, что те недостаточно жёстко противостоят большевистскому режиму и обновленцам.
Осуждая действия Заместителя Местоблюстителя, архиепископ Феодор предлагал своим единомышленникам не спешить с окончательным разрывом с митрополитом Сергием в надежде на изменение его позиции, и до 1931 г. окончательно не порывал с ним канонического общения.
В 1931 году архиепископ Феодор и остальные даниловцы были запрещены в служении Синодом митрополитом Сергия. После этого архиепископ Феодор окончательно разорвал общение с Синодом митрополита Сергия.
В 1928 году был на поселении в городе Тургае в Казахстане, затем в городе Орске Оренбургской области. В 1929 году снова арестован и приговорён к трём годам заключения в Свирлаге. После освобождения из ссылки жил в городе Владимире. В январе 1933 был арестован в городе Зарайске по делу «Партии Возрождения России». 26 июля 1933 осуждён к пяти годам ссылки, которую отбывал в Казахстане, а с 1935 в городе Сыктывкаре.
В 1937 году арестован в Сыктывкаре по делу «Даниловского братства». Этапирован в Ивановскую тюрьму. По некоторым сведениям во время допроса в НКВД заявил о своей и своих единомышленников общей симпатии к фашизму.
«Мы в то же время очень внимательно следим за все возрождающей деятельностью фашистов на Западе, к которой мы относимся сочувственно. К фашизму мы признательно относимся как к силе, борющейся за уничтожении враждебной нам коммунистической идеологии во всем мире. Практика и деятельность фашизма дает нам уверенность, что коммунизм победить можно … Говоря о фашизме и его распростраении на Западе, мы рассматривали его деятельность как положительную сторону для Русской Церкви, в особенности, поскольку фашизм является такой силой, которая может противопоставить себя коммунизму. Создает ему серьезную угрозу. В этом смысле мы стоим за борьбу фашизма против коммунистической идеологии, отсюда и против советской власти».
22 октября 1937 года был приговорён к расстрелу и на следующий день расстрелян. Существует версия, что незадолго до гибели принял в тюрьме схиму с именем преп. Даниила Московского.
Собором Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) в 1981 году был канонизирован как священномученик и исповедник.
В 1990-е годы стоял вопрос о его канонизации Московским Патриархатом, за что выступали монашествующие возрождённого Свято-Данилова монастыря; однако решения принято не было.
Мученик Юрий Новицкий (1882-1922)
память 31 июля/13 августа
Родился мученик Юрий Николаевич Новицкий 10 ноября 1882 года в городе Умани Киевской губернии. Происходил из старинного казачьего рода. Окончил 1-ю гимназию, а в 1908 году - юридический факультет Киевского императорского университета святого Владимира.
В разное время работал профессором на юридической кафедре Киевского университета, читал лекции в Петербургском университете, Политехническом институте и духовной академии. В 1911году создал "приют для детей ссыльно-каторжных, которые оставались сиротами," а в 1912 году - "суд по делам малолетних" в Киеве. Работал в тюрьме в качестве члена "Патронажа" над заключёнными, учредителем которого являлся. С 1913 года доцент, затем - профессор кафедры уголовного права Петроградского университета.
После 1917 года, будучи профессором Педагогического института дошкольного образования, являлся организатором и учёным секретарём Петроградского педагогического института социального воспитания и дефективного ребёнка. Кроме этого, организовал Костромскойрабоче-крестьянский университет, был членом Совета Петроградского богословского института.
С 1920 по 1922 годы являлся председателем правления Общества объединённых Петроградских православных приходов.
Был арестован в мае 1922 года. 10 июня в Петрограде начался «обвинительный процесс по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей». Признать себя виновным на суде отказался, держался спокойно и ровно.
5 июля был оглашён приговор ревтрибунала, по которому десять обвиняемых были приговорены к смертной казни. 10 августа в "Известиях" было напечатано сообщение о помиловании шести приговоренных, но священномученики митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) и архимандрит Сергий (Шеин), а также мученики миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров помилованы не были. В ночь на 13 августа 1922 года они, обритые и одетые в лохмотья (чтобы их не опознали и не отбили у конвоя), были расстреляны - по некоторым сведениям, на окраине Петрограда на станции Пороховые по Ириновской железной дороге.
13 августа 1922 года на Архиерейском соборе причислен Русской Православной Церковью к лику святых как новомучеников в 1992 году для общецерковного почитания. Память священномучеников митрополита Вениамина, архимандрита Сергия, мучеников Юрия и Иоанна празднуется 31 июля /13 августа (день мученической кончины), 13 апреля в Соборе Санкт-Петербургских святых и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.
[1] В тридцатых годах на этом месте была сеть концлагерей, заключенные которых строили плотины и каналы на Волге. Ныне Кривоезерская пустынь и часть города Юрьевца затоплены (Прим. автора).
[2] Надпись под портретом с фотографией на стенде архипастырей, окончивших Воронежскую духовную семинарию, в актовом зале ВПДС.
[3] В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской православной церкви заграницейканонизирован в лике священномученика со включением Собор новомучеников и исповедников Российских с установлением памяти 10/23 октября.