Фигуровский Николай Александрович (1901 -1986).

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

67014061 figurovski1Советский химик и историк науки, в течение 40 лет был профессором химического факультета МГУ, заведовал кафедрой истории химии. Автор публикаций по развитию химии в России, а также биографий известных химиков.

Родился в Солигаличе, Костромской губернии, в семье священника. В 1915 году окончил церковно-приходскую школу, Солигаличское духовное училище, поступил в Костромскую духовную семинарию, к моменту закрытия в 1918 году окончил 3 класса.

Один из его однофамильцев, священник Михаил Иванович Фигуровский, род. 1866г., уроженец с. Татьянино Костромского уезда. Священнослужитель. Жил в с. Большая Вохтома Судайского р-на. Арестован 2.11.1937г. Обвинялся в КРД. Расстрелян 17.11.1937г. Реабилитирован 26.05.1989г.

Окончил Нижегородский химико-технологический институт (1930). Кандидат химических наук (1934). Доктор химических наук (1940). В 1941 году работал заместителем директора Московского коллоидного электрохимического института. Добровольцем ушел на фронт. Воевал под Москвой и Ленинградом, участвовал в сталинградской битве. На фронте находился до 1944 года. Воевал в составе Сталинградского и 4-го Украинского фронтов (нач. химич. службы фронта), в мае 1943 г. был ранен и контужен. Был отозван в Москву. Подполковник. Профессор(1946).

По воспоминаниям Н. А. Фигуровского о его зачислении добровольцем в армию: «Я пошел в штаб Московского военного округа и подал рапорт о своем желании поступить добровольно в ряды Красной армии. Меня принял важный офицер с тремя шпалами в петлице. Ознакомившись с моими документами, он сказал, что не имеет права удовлетворить мою просьбу, и посоветовал обратиться в Управление кадров Штаба РККА на арбатской площади… вскоре я получил резолюцию высокого начальника , удовлетворившего мою просьбу…. Директор Педагогоческого института, где я был зачислен завкафдерой химии, был возмущен моим поведением, стал меня отговаривать, но я сказал, что все уже решено. Он подал протест против зачисления меня в армию. Я был вызван в Главный штаб еще раз и подтвердил свое решение». http://voskres.ru/economics/figurovski.htm

47bf31a1b0698d161ad2e108f7f4a8b7Профессор кафедры коллоидной химии (1946); заведующий кафедрой истории химических наук (1947–1955); профессор кафедры физической химии (1956–1986); руководитель кабинета истории и методологии химии (1955–1986) химического факультета МГУ.

Директор Института истории естествознания и техники АН СССР (1956–1962, зам. 1948–1956).

Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1953), медалями «За оборону Сталинграда», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги».

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1973).

00161 20090223 021809Область научных интересов: поверхностные явления, коллоидная химия, дисперсионный анализ. В «Очерках по истории химии» большая статья Н.А. Фигуровского «Химия в допетровской Руси», посвященную анализу «Типика Нектария» (1599) – рукописного рецептурного сборника по ремесленной технике была одобрена Д. С. Лихачевым. Большой и весьма ценный исторический материал приведен в книге Л.Л. Зайцевой и Н.А. Фигуровского «Исследования явлений радиоактивности в дореволюционной России» (1961). Используя архивные и опубликованные материалы, авторы показали, что русские ученые (Н.Н. Бекетов, В.И. Вернадский, В.А. Бородовский, В.Г. Хлопин и др.) на заре изучения радиоактивности проявили повышенный интерес к этому явлению и подготовили почву для дальнейших успешных исследований в этом направлении в нашей стране. В 1969 г. вышла его книга «Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX в.». Она представляет собой исторический обзор развития химии от ее зарождения в глубокой древности и до начала ХIХ столетия. Используя богатый фактический материал, автор подробно осветил процесс накопления химических знаний от древности до возникновения технической химии и иатрохимии. Основная часть книги посвящена зарождению и развитию экспериментальной химии в XVIII в. (в эпоху теории флогистона) и важнейшим экспериментальным и теоретическим достижениям химической революции конца XVIII в.

В библиографии опубликованных трудов Николая Александровича большое место занимают статьи (несколько сотен) по истории и методологии науки. В статьях, опубликованных до 1953 г. (до смерти И.В. Сталина), довольно часто встречаются цитаты из выступлений и работ вождя. Это было время выживания в суровом «климате» сталинского режима. Эти «вставки» свидетельствуют о чувстве напряжения и страха, которое испытывали тогда сотрудники Коллоидо-электрохимического института. Близким людям Николай Александрович говорил, что в каждой лаборатории был свой осведомитель, завербованный НКВД.

00161 20101120 175446Тема кандидатской диссертации «Капиллярные свойства активных углей». Тема докторской диссертации «Седиментометрический анализ и его применение».

Читал курсы «История химии», «Седиментометрический анализ».

В памяти сотрудников Николай Александрович остался большим обаятельным человеком, истинным тружеником науки, автором ценных работ в области физической химии и истории химии. Имя его известно как в нашей стране, так и за рубежом. Н.А. Фигуровский участвовал в крупнейших международных конференциях по истории науки, проводившихся в разных странах. С 1960 г. он был членом Международной академии по истории науки в Париже, Германской академии естествоиспытателей “Леопольдина”, основанной в 1652 г.

00161 20110712 154629Основные труды: «Седиментометрический анализ» (1948), «Александр Порфирьевич Бородин» (соавт., 1950), «Замечательное русское изобретение. К 40-летию изобретения угольного противогаза Н.Д.Зелинского. 1915–1955» (1956), «Николай Николаевич Зинин. Химик. 1812–1880» (соавт., 1957), «Сванте Аррениус. Жизнь и деятельность шведского химика» (соавт., 1959), «Исследование явлений радиоактивности в дореволюционной России» (соавт., 1961), «Дмитрий Иванович Менделеев. 1834–1907» (1961), «Владимир Александрович Кистяковский. 1865–1952» (соавт., 1967), «Очерк общей истории химии. От древнейших времён до начала XIX в.» (1969), «Открытие химических элементов и происхождение их названий» (1970), «Очерк общей истории химии. Развитие классической химии в XIX столетии» (1979), «Василий Михайлович Севергин. 1765–1826» (соавт., 1981), учебное пособие «История химии» (1979); «Химия в Московском университете за 200 лет. 1755–1955» (соавт., 1955).

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Солигаличе строился в два захода с большим временным промежутком. Начало зданию было положено в 60-е годы XVII века, и лишь через сто с лишним лет строительство довели до конца. Имена зодчих собора неизвестны, только об артели второго этапа строительства можно сказать, что она была, предположительно, из Устюга. Однако есть веские основания считать, что собор достраивали жители Тотьмы. Начало строительства ныне существующего здания собора было положено около 1668 года "усердием" царицы Марии Ильиничны, происходившей из аристократического рода Милославских.

В 1660-е годы в Солигаличе основывается женский Богородице-Рождественский монастырь. Покровительство ему оказывает царица Мария Ильинична, проведшая часть своего детства под Солигаличем в усадьбе Корцово. Государыня жертвует обители приличные суммы, что даёт возможность монастырской администарции начать возведение каменного собора. После смерти царицы никаких средств на строительство храма из царской казны больше не поступало и строительство осталось незавершённым. За короткое время успели построить только нижнюю часть храма и шатровую колокольню. В 1694 году во втором ярусе колокольни был устроен придел в честь Авраамия Городецкого. В 1764 году, в связи со знаменитой екатерининской секуляризационной реформой, Рождественский монастырь был упразднён, его недостроенный храм обращён в приходской, и вскоре он стал городским собором. Только в 1792 году строительство Богородице-Рождественского собора было возобновлено, по одной версии, по инициативе и на вклады Ф.И. Нащокина, по другой - губернского архитектора Метлина.

00161 20141008 172849Досто­примечательности церкви: серебряный, вызолоченный, с драгоценными камнями и частями св. мощей напрестольный крест, присланный в 1686 г. царём Феодором Алексеевичем, в память по матери своей царице Марьи Ильиничны; особо чтимая Казанская икона Божией Матери, по преданию, сооруженная вскоре после чудеснаго явления сей иконы в Казани.

В наше время Богородице-Рождественский собор хотя и отдан епархии, но стоит под замком. Богослужения в нём не проводятся. Реликвии прошлого в большинстве своём исчезли. Достояние собора, уцелевшее до сегодняшнего дня, - его прекрасный барочный иконостас да осыпающиеся росписи, которые повествуют о ново- и ветхозаветной истории. Силами Солигаличского благочиния внутри отданного епархии собора осуществили незначительные косметические работы. Благодаря федеральным программам, поддержанным Министерством культуры России, был проведен ремонт фасадов и кровли здания. Со стороны и издалека жемчужина Солигалича смотрится прекрасно. Однако это видимость. Собор находится в аварийном состоянии и нуждается в серьезных ремонтных работах, постоянно находиться в нем небезопасно.

Из журнала Православные храмы. Путешествие по святым местам, № 216

Храмы и монастыри

Две рязанские обители

Предисловие

Первые Григоровы-рязанцы – младшие потомки испомещенного Великим князем Московским Иоанном 111 Васильевичем в 1495 году по Можайску Василия Иванова сына Григорова, не получившие доли в родовом поместье.

Подробнее...

Святые и Святыни

Преподобномученица Анна (Корнеева 1880 -1938)

Анна Алексеевна Корнеева родилась в селе Щербинино Коломенского уезда Московской губернии в 1880 году. По достижении 15-летнего возраста, в 1895 году она поступила в Макарьевский Решемский монастырь Костромской губернии, где подвизалась в качестве послушницы семь лет. В 1902 г. она возвратилась на родину.

Подробнее...

Статьи

«Трагическое непонимание» России и Руси. Смысловые категории жизни Русской Церкви в СССР и ее миссия в 1960-1970-е годы.

Аннотация. В статье на исторической канве рассматриваются смысловые понятия России и Руси, формулы «Третеьго Рима» и «Второго Иерусалима», их различия и противоречия. Методом исторического анализа и сравнительных характеристик достигается вывод о могущем быть единстве существования светской (внерелигиозной) культуры и религии в одном государстве, при их автономности и наличия непонимания их и неприятия в смысле их разных природ –  атеизма и теизма. На основании опыта проведения попыток ликвидации церковных структур в СССР в 1960-1970-е годы делается вывод о безуспешности поглощения или «перевоспитания» усилиями атеистической пропаганды религиозных убеждений.

Подробнее...