Священник Василий Румянцев (1876/77-1962)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Они называли меня «Красным попом»

Священник Василий Румянцев (1876/77-1962) родился в деревне Дьяконове Буйского уезда в крестьянской семье.

В 1884-1887 гг. учился в Чудцовской начальной школе Буйского уезда. Это было единственное учебное заведение, в котором он учился. Отец, Вавила Васильевич, умер 54-х лет, когда сыну было не более 13 лет, но отец успел научить Василия всем крестьянским работам. После смерти отца Василий нанимался вместе с братьями, с которыми он жил, к лесопромышленникам рубить и вывозить лес (работал 2 зимних сезона погонщиком лошадей), помогал братьям в плетении лаптей на продажу. С 1891 г. он — писарь и счетовод местного сельского старосты. В 1893-1909 гг. — учитель Чудцовской церковно-приходской школы и Дьяконовской школы грамоты (в 1896 г. сдал испытания на звание учителя начальной школы). За труды по народному образованию в 1902 г. был награждён серебряной медалью «За усердие» на Александровской ленте.

В 1909 г. Василий Румянцев принял сан диакона и вплоть до 1913 г. служил диаконом в Ильинской церкви села Тутки Солигаличского уезда. В 1913 г. о. Василий был рукоположен в священника и с этого времени по 1937 год служил священником Георгиевской церкви села Каликина Чухломского уезда (ныне территория Парфеньевского района), впоследствии закрытой и разрушенной.

В 1934 г. о. Василий перешёл в обновленчество, став в это время благочинным. В 1937 г. ушёл в заштат. В 1943 г. в связи с упразднением обновленчества возвратился в Русскую Православную Церковь. После 1937 г. недолго служил в Воскресенском храме села Парфеньева, в 1947 г. — в храме св. Василия Великого в Галиче. Умер 85-ти лет в Каликине, похоронен возле Георгиевского храма, в котором прослужил около 25 лет.

Георгиевский храм в селе Каликино 1948 г. Из архива И.Н. Голубевой

Георгиевский храм в селе Каликино 1948 г. Из архива И.Н. Голубевой

Предлагаем вашему вниманию отрывки из воспоминаний отца Василия Румянцева, написанных в 50-х гг. В тексте сохраняется авторская орфография и пунктуация.

Моя женитьба

Изложено 21 Нояб. 1952 г.

В 1903 г. мне было полных 26 лет, шел 27 год. Я думал про себя, что я зрелый жених, надо жениться, т. к. всякое дело нужно делать вовремя, стариком — лучше не жениться. Невесты были и предлагали свое согласие вступить в брак еще раньше, но оне не дождались моего согласия и вступили в брак с другими женихами. Я избрал молодую — 17 лет — девушку, для себя очень симпатичную, Марию Алексеевну Бедареву, дочь крестьянина, потому что она была скромна, честна и проста в обращении, умела читать, писать и разбираться в жизни. Эти качества ея для меня были дороже большого образования и богатого приданого. К тому же она обращала на меня свое внимание и проявляла свое расположение ко мне в течение порядочного времени. На мое предложение быть моею женою — она дала своё согласие и желание. По этой причине, в ожидании ея возраста, необходимого для вступления в брак, я отказывал в своем желании ранее принять предложение о вступлении в брак невестам с богатым приданым, до 2000 руб. И жизнь показала, что я не ошибся в выборе невесты. Брак состоялся.

Венчание происходило 17 Янв. ст. ст. 1903 г. в Св. церкви с. Чудцы. Оно совершено свящ. о. Михаилом Дроздовым. Пел хор из моих учеников. Регентом был св-к о. Влад. Дружинин, мой помощник по школе. Церковь была полна зрителями до тесноты, собравшимися из всех деревень прихода, хотя венчание совершалось в пятницу, не в праздник. Для венчания, т. е. для принятия таинства брака, я приехал первым со своими шаферами из родственников, а потом была привезена на паре хороших лошадей и невеста со своими шаферицами. Для встречи ея вышел с Св. Крестом о. Михаил и я в притвор храма. И невеста была введена нами в храм, на приготовленное для венчания место, с пением хором: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородице…». Мы были одеты прилично. Невеста в белое шелковое платье с вуалью. На руках были золотые кольца и белыя перчатки. После наших подписей в обычной книге о браках началось венчание. Оно было очень торжественное. Хор пел детскими мелодичными голосами стройно и гармонично. Публика не шумела и стояла спокойно, устремив всё своё внимание на нас, на хор певчих, на наших шаферов и гостей и на моих учеников, окружавших нас рядами. При венчании свящ. о. Михаил Дроздов сказал приличное слово, относящееся к нашему событью, с ораторским мастерством, очень красноречиво (этим он отличался). А после венчания выступил пред нами один из старших учеников, Александр Сухарев, с Священной книгой Новаго Завета, обратившись к нам, новобрачным, с трогательною детскою речью, которую закончил словами стихотворения, записанного в Новом Завете: «Пусть эта книга Священная Спутница Вам неизменная будет везде и всегда!..» Книга подписана обоими священниками и всеми учениками школы. Потом ученик А. Сухарев сделал нам от всех учеников класса поздравление с законным браком с хорошими пожеланиями. Эта книга — «Новый Завет» — действительно с нами путешествует везде и всегда по сие время. Мы бережём ее как зеницу ока.

После выступления А. Сухарева подошла к новобрачной моей жене ученица старшего отделения Зинаида Дроздова — дочь св-ка Дроздова — с букетом цветов в руках и тоже с трогательною речью к нам, относящейся к нашему событию. К нашему выходу из храма после венчания все ученики были выстроены в две шеренги, по сторонам пути нашего следования. Они кидали свои шапки вверх со словами: «Новобрачным — нашему дорогому учителю Василию Вавиловичу и Марии Алексеевне — Ура!» Брачное торжество прошло весело и хорошо.

отец Василий Румянцев

отец Василий Румянцев

Порядок моей жизни

Утро. Я по привычке просыпаюсь в 2-3 часа, редко в 4 часа. При этом позволяешь себе быть на постеле около одного часа, если позволяют обыденныя работы. В это время или исполняешь свой долг христианина — отправляешь правило утренней молитвы, или обдумываешь план предстоящей работы. Потом встаешь, умываешься и приступаешь к молитве, если она не совершена на постеле, или приступаешь к намеченной работе. Но прежде работы пьешь чай и завтракаешь из остатков предыдущего дня. Днем дорожишь каждым часом времени, чтобы он не пропал даром, без работы. В особенности так поступаешь во время работы в огородце при посадке овощей, в сенокос — при косьбе травы и сушке сена; осенью — при уборке огородных овощей и при сборе ягод и грибов. Я стараюсь каждую работу, в особенности по пчеловодству, отправить вовремя, без опущений, т. к. от этого зависит успех каждого дела, каждой работы. Обед и окончание (каждой) работы каждого дня бывает не в определённое время. Это зависит от хода работы и состояния погоды. Бывает нужным применить пословицу: «Куй железо — пока горячо!» Это первое правило жизни.

Пора сенокоса. Матушка Мария и о. Василий. Из архива И.Н. Голубевой

Пора сенокоса. Матушка Мария и о. Василий. Из архива И.Н. Голубевой

Второе правило моей жизни: «Не береги работу до завтра, не откладывай на авось. Ты не знаешь, что будет завтра».

Третье правило: «Не быть самонадеянным». Прежде работы проси помощи Свыше у Господа Бога и Его Пречистой Матери и работай прилежно. При этом соображай: как правильнее, лучше и скорее сделать; не отказывайся выслушать советы других, не только членов своей семьи, но и чужих, хотя они будут ниже тебя возрастом и образованием, по твоему мнению и мнению окружающих людей.

Поэтому жена каждого мужчины должна быть первой помощницей и советницей в работе. При этом я не терял самостоятельности, боялся поступка Адама, послушавшагося жены Евы и вкусившего от запрещенного плода.

Я держался и четвертого правила. Вот оно: «Не презирай, и не считай, и не говори, что он глуп и безполезный человек, зная, что в каждом человеке и в нас самих есть хорошия и худыя стороны, только разныя». У одних из нас больше хорошего и правильного, меньше худого. У других наоборот — больше худого и меньше хорошего и положительного. Все эти качества бывают разные у людей. Бывает и так, что и немного хороших и положительных качеств заслуживают большого внимания и оценки; ради их приходится снисходительно и нестрого отнестись и к недостаткам человека, как Христос к грешнице, взятой и обличенной в прелюбодеянии.

Все мы не без греха. Все мы несовершенны, не имеем права бросить камень осуждения и презрения на человека.

Также я не брезговал и не стыдился поговорить, разспросить и посоветоваться с другими о разных работах и занятьях, как и когда они отправляют их. Из этого я извлекал лучшее и полезное, отбрасывал плохое и вредное, стараясь и им внушить и показать это, чтобы и они учились. Это было пятое правило.

Шестое правило: «Воздёржность и умеренность во всём, в особенности в охмеляющих напитках и в безнравственности». Это есть основание твердое — на камне жизни.

Я считался, в одно время, обновленцем. Я считаю нужным записать, что я с 1934 г. по 1937-й г. служил при своей Георгиевской ц. по Обновленческой ориентации, т. е. был в ведении обновленческих епископов. Это произошло против моего желания, по влиянию и требованию того времени. Во время обновленчества я был возведен в сан протоиерея и в должность благочинного. В это время пришлось пережить много неприятностей и оскорблений от людей, в особенности от некоторых несознательных прихожан, не знающих догматов — истин нашей Православной Веры — и считавших себя поборниками благочестия и защитниками Православной Веры и церкви, наподобие старообрядцев. Они называли меня «Красным попом» за то только, что я молился за Богослужениями за Правительство и воинство страны нашей: «Да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». Это прошение из сугубой ектении и теперь читается за Богослужениями. При Обновленческом служении налог был большой, а доходы уменьшились. По этой причине пришлось оставить службу 1-го Июля 1937 г. и уйти в заштат.

17 Марта 1943 г. я отказался чрез покаяние от обновленчества и был принят на учёт Патриаршей Правосл. церкви. В 1944 г. отправлял все богослужения Страстной и Святой нед. в посаде Парфеньеве, Костр. обл., вместо больного Отца протоиерея Иоанна Калинникова. Его я исповедовал, соборовал, напутствовал Св. Таинством причащения и совершил Пасхальную панихиду.


Произошла кража в моем доме

Кража в моем доме произошла с 5-го на 6-е Июля 1947 г. неподозреваемым вором в моё отсутствие на службу к Васильевской церкви г. Галича. Дома жила одна моя жена-старуха. Дети наши жили и работали самостоятельно по своим специальностям в г. Ленинграде. Младший сын Алексей кончал Ленинградский ветинститут и держал экзамены. Работницы и прислуги у нас не было.

Впоследствии вор обнаружился. Он оказался моим бывшим прихожанином. А в это время он жил со своею матерью в д. Нечаеве, в одной версте от Парфеньева. Его звали «Колька Каран». Он был еще молодым парнем, пред этим вернулся из Красной армии. По ремеслу он был сапожник, имел гармошку и считался девушками веселым парнем и хорошим женихом. Хороший женишок в эту вёсну, с мая месяца, занялся самым нехорошим ремеслом, но очень выгодным для него делом — воровством чужого имущества и убийством. До моей кражи он сделал около пяти других краж, убил старика с женой-старухой, сжег их и их дом в дер. Село, около Парфеньева, и был не замечен. По этим кражам и убийству с поджогом дома подозревались другие личности и еще цыгане. Колька Каран, видя успех своих гнусных дел, онаглел и решил продолжать свои озверелые дела. Он сообразил, что у меня должны быть большие деньги, как у служителя культа — священника, да еще в таком большом приходе, как г. Галич, и решился прибавить еще большое преступление — ограбить мой дом, найти деньги, унести их и убить мою старуху, если она помешает. Так он признался впоследствии в Костромском Облсуде в моем присутствии. Колька Каран пошел и сделал. Но денег он не нашел, старуху не убил: она не помешала. Бог отвёл её от этого опасного человека-зверя. Было украдено им у меня разного имущества, одёжи, обуви и мануфактуры, с разными другими мелкими вещами, на 10 000 руб. После моей кражи им было сделано еще несколько больших краж, напр.: в д. д. Кузнецове, Починке.

О. Василий с супругой. Из архива И.Н. Голубевой

О. Василий с супругой. Из архива И.Н. Голубевой

О своей краже я сделал заявление в Парфеньевскую милицию. Начались розыски. Начальник милиции Козлов оказался очень деятельным и настойчивым: сам ходил по ночам по ближайшим деревням и дорогам, стараясь напасть на следы воров. И наш вор скоро обнаружился одетым в пальто моего сына-студента. При этом вор, Колька Каран, при своем бегстве от преследующего его сторожа сбросил со своих плеч наше пальто, чтобы убежать и скрыться, был узнан и потом взят в его деревне, в доме соседки, и арестован. Половина моих вещей была отобрана у вора (где она хранилась? — мне не известно: милиция не сообщила) и возвращена мне. Вора судил Костромской Облсуд 17 Дек. 1947 г. Мы, потерпевшие, были свидетелями. Вор, Колька Каран, признался во всех седьми кражах, в убийстве стариков, поджоге дома, разсказавши спокойно, как всё это он делал. Также признался в краже у меня и намерении [убить] мою жену-старуху. Костромской Облсуд приговорил его к 20-ти годам заключения с работами.

Иллюстрация: отец Василий с супругой. Из архива И.Н. Голубевой

 

Храмы и монастыри

Документы Государственного архива Ярославской области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

Документы Государственного архива Ярославской  области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

О.А.Кострикина

В работе на основе архивных документов составлена краткая справка по домовым церквям. Рассказывается о храмостроителях и благотворителях; источниках доходов храмов, размерах церковного и причтового капитала,  численности прихожан.

Подробнее...

Святые и Святыни

ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ

Фильм о исповеднике и священномученике протоиерее Павле Острогском, служившем в Костроме с 1901 по 1934 гг., принявшем мученическую кончину в Казахстане в 1937 г.

Подробнее...

Статьи

Репрессии по отношению к духовенству в Костромской губернии в 1918-1919 годах. К вопросу об идеологических мифах.

Идеологические мифологемы советского периода еще живы среди определенной части населения нашей страны. В представлении о советском периоде нашей истории на память приходят такие достижения как строительство Днепрогэса, Волго-Донского канала, Транссиба, Магнитки. В статье автор на примере народных волнений в Костромской губернии в 1918-1919 гг. показывает, что годы «красного террора» направленного против целых социальных групп населения, в том числе духовенства, провозглашенных большевиками «классовыми врагами», и обвиняемых в контрреволюционной деятельности, заложили основу для таких явлений как голод, нищета, появление в больших количествах сирот, беспризорников, необоснованные репрессии 20-30-х гг., «изъятие церковных ценностей», борьба с Церковью. Документально показано, что государственная политика большевистского правительства применялась в отношении духовенства как путём реализации законодательных актов, так и вне рамок какого-либо законодательства. Террор служил средством устрашения как антибольшевистских сил, так и не принимавшего участия в Гражданской войне населения. Поэтому, мнения о «строительстве общества социального равенства», «светлого будущего» являются идеологическим мифом, в основе которого лежала банальная борьба за удержание власти захватившей власть группы людей.

Подробнее...