Старица Надежда (Сиденкова (Седенкова ) Надежда Григорьевна (1882-?)) – насельница монастыря

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

sidenkovaНадежда Григорьевна Сиденкова, 1882 г.р., м. р. Богородицкаая волость Золотоношский уезд Полтавская губерния. В 1904 г. в возрасте 12 лет поступила в Успенский Вауловский скит, расположенный неподалеку от г. Романово-Борисоглебска.

Скит был отделением Иоанно-Кронштадского монастыря. Была послушницей, монашеского пострига не принимала. Исполняла клиросное послушание вплоть до закрытия обители. В 1919 году жила в п. Большие соли Костромского уезда в доме псаломщика И. А. Попова. В 1921 г. была помещена в психо-неврологическую больницу, «слыла за прозорливую». В 1929 г. она была арестована в с. Тимохино вместе с тремя верующими. Ее личностью интересовались органы следствия в связи по причине ее известности и популярности среди верующих Ярославской и Костромской областей. Впоследствии, многие люди, помогавшие ей и бравшие на поруки из больницы, были в разные годы  привлечены в качеств обвиняемых и репрессированы. Надежде Григорьевне удалось избежать ссылки в лагерь, поскольку каждый раз органы НКВД, позднее МВД отправляли ее на психиатрическую экспертизу, и врачи направляли ее на психиатрическую экспертизу.

В 1930 г. она проживала в Ярославле, затем, в п. Большие Соли, с 1933 года жила в с. Алферово Большесольского р-на. К ней за духовным советом приходило много верующих людей из разных мест: Большесольского, Костромского, Нерехтского, Ярославского р-нов. В передней части дома была устроена молельная комната: много икон, перед которыми горели свечи и лампады, аналой и лежащим не нем священническим облачением.  Окна всегда были закрыты занавесками.

Надежду посещали священники А. В. Поздеевский (свщмч. Александр), М. Е. Назарецкий, Ф. В. Панов. Читали акафисты, служили молебны, молились за убиенную царскую семью.

Арестована в июле 1937 года. Органами с симптомами «религиозного бреда» была направлена судебно-психиатрическую экспертизу в Ярославскую психоневрологическую больницу. Комиссия признала ее невменяемой. В Ярославской больнице находилась с 1937 по 1943 гг., после чего с диагнозом шизофрения  была переведена в Костромскую психоневрологическую больницу в с. Никольское Костромского р-на, где находилась на лечении по 09.02.1944 года. Из больницы была выписана в Кострому. В 1950 году в доме Мыльниковой А. К. (г. Кострома, ул. Подлипаева д.8). Дальнейшая ее судьба неизвестна.

Источники:

ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп.2.Д.С-9391.

ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. 230. Оп.2. Д.5568.

Храмы и монастыри

Жемчужина Костромы

При въезде в город Кострому, рядом с транспортной развилкой, при спуске с моста, возносит свои купола увенчанные крестами и колокольней знаменитый своим изяществом и уникальный своими фресками архитектурный ансамбль храма Воскресения на Дебре и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение. Выдающийся памятник русской духовной и художественной культуры XVII века.

Три столетия тому назад был построен один из величественнейших в своем великолепии храм в память тридневного Воскресения Христа, явившийся жемчужиной в ожерельи храмов Костромы, да и всего Поволжья. Престольным праздником его принято считать праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее, 26 сентября 335г.). «На Нижней Дебре» - прибавление к названию церкви, указывает на расположение храма, который стоит на месте некогда дремучего леса – Дебри. В этих местах лесная чаща делилась на Нижнюю, на которой и стоит храмовый комплекс, и Верхнюю Дебри.

Подробнее...

Святые и Святыни

Преподобная ОЛИМПИАДА Арзамасская (СТРИГАЛЕВА)

Олимпиада (Стригалёва)[1] (1771 - 1828), настоятельницаАрзамасской Алексеевской общинысхимонахиняпреподобная, местночтимая святая Киевской епархии.

Подробнее...

Статьи

Репрессии Советской власти против Истинно-Православной Церкви как повод для уничтожения церковной организации в Костромской епархии.

«К свободе призваны вы братия» (Гал. 5, 13)

Истинно-Православная Церковь, название которой закрепилось в начале ХХ веке за теми, кто вначале противопоставлял себя живоцерковникам и раскольникам[1], затем перешло на последователей митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых), объединяло разных людей, основной идеологической платформой которых было неприятие политики государства направленной на разрушение Церкви, насилие над свободой человека исповедующего религию, и на тенденцию подчинения Церкви безбожному государству. Как утверждает М. В. Шкаровский, «именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь», употребив его в 1928 г. в одном из своих писем[2], отметив, что такое название имеет Церковь свободная от государственного насилия. Идеологической основой движения «иосифлян», ставших затем называться приверженцами ИПЦ, было неприятие курса митрополита Сергия, который выступая за легализацию отношений с государством, по мнению некоторых архиереев, священства и мирян, «допустил вмешательство гражданских властей» в дела и прямое порабощение Церкви[3]. Временный Священный Синод, возглавляемый заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием указом от 6 августа 1929 года фактически приравнивал последователей ИПЦ к обновленцам и григорианам, объявляя недействительными совершенные ими таинства и указывая принимать вернувшихся через Миропомазание[4]. Как указывает Шкаровский, сами иосифляне себя раскольниками не считали и действительно ими не были, т.к. не пытались создать параллельную Церковь, считали главой Русской Православной Церкви Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и не создавали особенных обрядов. Главной их, стратегической целью было привлечение большего количества сторонников в Высшее церковное управление, и возглавление его[5]. По мнению митрополита Иоанна (Снычева), который свидетельствовал о массовости иосифлянского движения «непоминающих» «многие их тех пастырей, которые в годы борьбы с обновленчеством показали себя стойкими борцами за чистоту православия, выступили против митрополита Сергия». По мнению владыки Иоанна, митрополит Сергий и возглавляемый им Синод допустили серьезную тактическую ошибку, т.к., большинство верующих было неподготовлено к новому курсу Русской Церкви на сближение с государством, осуществляющим антирелигиозную политику[6]. Однако, исходя из открытых, на данный момент, материалов, свидетельствующих о беспрецедентном нажиме на митрополита со стороны, в том числе и карательных органов, следует сказать, что вряд ли митрополиту Сергию было дано время на подготовку паствы к принятию как Декларации, так и курса направленного на легализацию Церкви в СССР, отраженного затем в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях».

Подробнее...