Проповедь в Неделю 3-я Великого поста. Крестопоклонная. Евангелие Мк. 7гл. 34 – 9гл., 1 ст.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.. .

В службе этой недели св. Церковь прославляет св. Крест, вынося его в конце утрени (на всенощной), на середину храма для поклонения. В связи с этим поклонением св. Кресту и неделя называется – Крестопоклонной. В песнопениях дня, Церковь обращается к каждому из нас: «придите вернии, животворящему древу поклонимся, на нем же Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство; придите вернии, древу поклонимся, имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы». Св. Церковь выносит св. Крест на середину храма для утешения и ободрения постящихся, т. к. ничто так не может ободрить, вдохновить и утешить ослабевшего духом, как вид божественной любви Спасителя, распятого на Кресте.

Крест, до распятия на нем Господа Иисуса Христа был орудием позорнейшей казни. В ветхозаветных книгах говорится о распятых на кресте: «проклят всякий висящий на древе» (Втор.21,23). Павший, в греховном преступлении, образ Божий в человеке, своими крестными страданиями, восстанавливает Сын Божий – второй Адам. С тех пор, – св. Крест – «ангелов слава и демонов язва». Позорное орудие Его смерти служит предметом хвалы для св. апостола Павла (Гал. 6,14), предметом для благоговейного поклонения христиан, источником Божьей силы и мудрого Промысла Божьего в спасении от греха, проклятия и смерти. Но не для всего человечества он служит знаменем победы над грехом: напр. - для иудеев, распявших ожидаемого Мессию, он служит соблазном, для эллинов – распятый Сын Божий – безумие (1Кор. 1,18).

Проходят века и столетия, но слава Креста не умаляется, не меркнет, но растет и ширится. Прочтем слова св. Кирилла Иерусалимского, в которых он так говорит о силе креста и его изображения: «с дерзновением изображаем рукою знамение креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пьем; да изображаем его при входах, и выходах, когда ложимся спать или встаем, когда находимся в пути или отдыхаем. Он великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов». Во имя Креста и в защиту его, и с ним в руке, народы Запада предпринимали далекие походы против неверных. Люди из уважения к Кресту называют себя крестьянами, крестом украшают все дорогое для своего сердца : крест украшает храмы Господни, крест согревает нашу грудь.   Осеняя себя крестом, мы начинаем и оканчиваем всякое дело, крестом прогоняем супостата - дьявола, крестом благословляем детей, крестом осеняем рожденного младенца и благословением крестным провожаем умершего к месту последнего упокоения. Крестом украшаем и саму могилу человека.

Крест Христов – свидетельство нашего спасения, орудие страданий Богочеловека, которым прощены наши грехи, была разрушена вечная смерть и мы ожили.

Слава, Господи, Кресту Твоему честному!

В воскресный день Крестопоклонной седмицы, в церкви читается Евангелие о ношении каждым из нас собственного креста – наших жизненных страданий и скорбей, неразлучных в этом мире для последователей Христа. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною. (Мк. 8,34).

Господь призывает нас отречься от себя, от действующего в нас греха и служения ему, от всей своей гордыни – взять крест свой, т.е. терпеть и с верой переносить все наши неизбежные в этом мире болезни, страдания и скорби. Если Христовы – плоть распять с ее страстями и похотям. Терпя, «спасти душу», зная, что все это посылается нам для нашего вразумления, укрепления в добродетели и спасения.

Крест Господень да будет нам помощником, силой Распятого на нем!

                                         Прот. Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.

 

Храмы и монастыри

Монастыри Костромского края

 В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей (помещаемый ниже их порайонный спи­сок, конечно, не полон). Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками при. Сергия Радонежского на костром­ской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комелъским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик Серафим, митрополит Ленинградский

Священномученик Серафим, митрополит Ленинградский (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в 1856 году в Санкт-Петербурге, в семье принадлежавшей к именитому галичскому дворянскому роду Костромской губернии. После окончания Императорского Пажеского корпуса Леонид Михайлович Чичагов участвовал в Балканской войне 1876-1877 годов. Затем он проходил службу по военному ведомству и в чине поручика гвардейской артиллерии участвовал в Турецкой кампании 1877-1878 годов. Георгиевский кавалер, герой Плевны. Кроме прочего пожалован иностранными орденами: болгарскими «За гражданские заслуги», Александра второй степени со звездою и французским орденом Почетного Легиона.

Подробнее...

Статьи

Рукописи Е.В. Честнякова – источник духовной и народной мудрости.

Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник обладает уникальным фондом рукописных произведений Е.В. Честнякова. Всю жизнь наряду с рисованием и писанием картин он "сочинял словесности". Его рукописное наследие является подлинной сокровищницей духовной и народной мудрости. Это - сказки, стихи, романы в прозе и стихах, драматические сценки для детского театра, размышления о вере, жизни, искусстве. В своих художественных и литературных произведениях он поднимает общечеловеческие духовно-нравственные проблемы, через прекрасную мечту показывает пути совершенствования человека, построения всеобщего благоденствия. И делает это с такой неповторимой национальной самобытностью, что позволяет нам рассматривать его творчество не только как российское, но как общемировое явление художественной культуры.

Подробнее...