13-14 декабря 2015 года в Костроме прошли мероприятия посвященные памяти приснопоминаемого настоятеля Александро-Антониновской церкви г. Костромы протоиерея Павла Острогского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

13-14 декабря 2015 года в Костроме прошли мероприятия посвященные памяти приснопоминаемого настоятеля Александро-Антониновской церкви г. Костромы протоиерея Павла Острогского, приговоренного к расстрелу и мученически скончавшегося 13 декабря 1937 года в Казахстане.

Православные костромичи с благоговением и благодарностью хранят память об о. Павле, благочинном города Костромы, с 1921 по 1934 годы настоятеле храма святых мучеников Александра и Антонины в Селище, как о ближайшем помощнике священномученика архиепископа Костромского и Галичского Никодима (Кроткова, +1938), так же мученически окончившего свое земное бытие в ярославской тюрьме. Протоиерей Павел Острогский в сердцах православных людей навсегда запечатлелся как пример доброго и любящего пастыря-наставника, ревностного проповедника истины Божией, благоговейного служителя Таинств Церковных и после своей смерти не оставляющего в молитвах обращающихся к нему за помощью.

Мероприятия памяти о. Павла Острогского начались 13 декабря 2015 г. Божественной литургией в Алекснадро-Антониновской церкви г. Костромы (Кострома, улица Верхне-Селищенская, 35-а.), по окончании которой, была совершена торжественная панихида и состоялось освящение памятной доски увековечивающей память протоиерея Павла Острогского.

14 декабря в Костромском государственном технологическом университете мемориальные мероприятия посвященные памяти протоиерея Павла были открыты выставкой «За Христа пострадавшие…» на которой были представлены фотографии, личные документы и вещи, принадлежавшие о. Павлу, а также, богослужебные сосуды и книги, которыми он пользовался при жизни. Затем участники круглого стола обсудили тему подвига новомучеников и исповедников «Уроки истории. Память и осмысление»(Кострома, ул. Дзержинского 14, Главный корпус, ауд. 214).

С приветственным словом к собравшимся обратились Управляющий Костромской епархией Преосвященный епископ Костромской и Галичский Ферапонт и ректор Костромского государственного технологического университета А. А. Титунин.

Экспертами круглого стола выступили:

Игорь Владимирович Гарькавый, историк, директор Мемориального Центра «Бутово», член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской;

Протоиерей Дмитрий Сазонов, д-р философских наук, профессор,председатель Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, председатель комиссии по канонизации святых Костромской епархии.

Протоиерей Игорь Шашков, настоятель Александро-Антониновской церкви г. Костромы, благочинный 2-го округа Костромы.

Алексий Александрович Федотов, доктор исторических наук, кандидат богословия, религиовед, член Союза писателей России, профессор Ивановского филиала Архангельского института управления,профессор кафедры истории и культурологии ФГБОУ ВПО "Ивановский государственный химико-технологический университет".

Экспертами и участниками круглого стола, среди которых были известные в Костроме исследователи, историки и краеведы: Советник Губернатора Костромской области Н. М. Рассадин, д-р исторических наук, профессор КГТУ А. В. Зябликов, кандидат культурологи доцент Л. И. Сизинцева и мн. др., была освящена тема мученичества за Христа как высшая степень христианского подвига, аргументировано было показано, что невозможно судить о христианском подвиге того или иного верующего человека, основываясь и доверяя лишь следственным документам, и на их основании причислять к лику святых того или иного страдальца за веру, раскрыта тема преемственности поколений. Все присутствующие единодушно отметили, что подобные круглые столы, конференции, с привлечением экспертов и молодежи необходимо собирать как можно чаще, и выразили надежду, что проведенный круглый стол явится отправной точкой мероприятий направленных на восстановление подлинных смыслов в истории нашего государства и общества.

После выступлений с пояснением И. В. Гарькавого состоялась демонстрация слайд-фильма «Бутовский полигон: место памяти».

Организаторами мероприятий стали Костромская епархия Русской Православной Церкви, Костромской государственный технологический университет, Костромское отделения Императорского Православного Палестинского Общества.

Фотогалерея

Протоиерей Павел Острогский родился 7 июля 1877 г. в с. Прискоково Костромского уезда (ныне - Красносельский р-н Костромской обл-ти) в семье потомственных священнослужителей. В 1892-1898 гг. он обучался в Костромской духовной семинарии, по окончании которой два года работал учителем церковно-приходской школы в своем родном Прискоково. 2 июня 1901 г, в костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре епископ Виссарион (Нечаев; 1823-1905) рукоположил Павла Острогского во диакона, а на следующий день, 3 июня, в Богоявленском кафедральном соборе во священника Никольской церкви с. Николо-Трестино вблизи Костромы. Трудясь на приходе в Трестино, о. Павел Острогский много внимания уделял делам милосердия, о чем свидетельствуют газеты того времени. Не переставал о. Павел Острогский заботиться и о духовном воспитании и образовании своих прихожан: весь период своей службы в Николо-Трестино он являлся заведующим Николо-Трестинской церковно-приходской школы. С 1901 г. при Никольском храме села Трестино действовало также общество трезвости.

В 1921 г. о. Павел начинает свое служение в храме свв. мучч. Александра и Антонины в с. Селище (в начале 30-х. гг. XX в. это село вошло в городскую черту Костромы), здесь особенно проявляется его вера забота о пастве. По свидетельству старожилов Селища, о. Павел Острогский пользовался очень большим уважением среди прихожан, которых привлекал своей добротой, отзывчивостью и трудолюбием. В 1923 г. на новом месте службы протоиерей Павел попадает под следствие органов ОГПУ по обвинению в "контрреволюционных действиях". Очевидно, что он подвергался преследованиям за веру и вызывал интерес у чекистов не столько из-за своей принадлежности к церковному сословию, сколько за свою активную церковную позицию.

По благословению свщмч. Никодима (Кроткова,+1937) тогда управлявшего Костромской епархией, о. Павел помог поселиться в Селище ряду освободившихся ссыльных, в том числе свщмч. Макарию (Кармазину; 1875-1937), бывшему епископу Днепропетровскому, и выдающемуся церковному историку, в прошлом профессору Московской Духовной академии, Николаю Ильичу Серебрянскому (1872-1940). В начале 1933 г. прот. Павел Острогский создал при своем храме нелегальную кассу для помощи ссыльным священникам и их семьям. В своих проповедях с церковного амвона свщмч. Павел обличал насильственные мероприятия советской власти, направленные на уничтожение православной веры и Церкви, призывал твердо стоять за веру Христову.

В конце сентября - начале октября 1934 г. органы НКВД произвели в Селище аресты группы прихожан Александро-Антониновского храма, в основном - бывших ссыльных. 30 сентября был арестован еп. Макарий, а 8 октября прот. Павел Острогский. Всех арестованных, обвиненных в членстве в т.н. "контрреволюционной группе", отправили в г. Иваново (Костромской край входил в то время в Ивановскую область), где заключили во внутреннюю тюрьму УНКВД. По биографическим данным известно, что о. Павел Острогский подвергался репрессивно-следственным действиям 4 раза: в 1923 г., в 1930, 1934 и 1937 гг. Во время ареста и заключения о. Павел держался стойко, его ответы на допросах служат доказательством исповедания им православной веры. 17 марта 1935 г. Особое совещание при НКВД СССР приговорило прот. Павла Острогского к 5 годам ссылки в Казахстан, куда он был и направлен. В период отбывания административной ссылки в Чуйском р-не Алма-Атинской области Казахстана Острогский Павел Федорович за "ведение среди населения антисоветской агитации, направленной против мероприятий партии и советского правительства" постановлением тройки УНКВД Алма-Атинской области от 10 декабря 1937г. приговорен к высшей мере наказания (расстрелу). Приговор приведен в исполнение 13 декабря 1937 г. Так завершился земной путь исповедника и священномученика Павла Острогского. В том же году был расстрелян и владыка священномученик Макарий (Кармазин), а в 1940 году умер в ссылке проф. Н. И. Серебрянский.

Уже после кончины протоиерея Павла появились свидетельства его чудесной помощи и заступничества перед Богом. Дочь свщмч. Павла Ираида Павловна Острогская рассказывала, как отец наказывал ей, что "если будет худо, трудно, безнадежное дело, то и после смерти обращайтесь ко мне, и на том свете я за вас помолюсь". Она же свидетельствовала, что после молитв к нему всегда получала помощь и верила, что по его молитвам произошло чудо, и она сама спаслась от репрессий.

Храмы и монастыри

Две рязанские обители

Предисловие

Первые Григоровы-рязанцы – младшие потомки испомещенного Великим князем Московским Иоанном 111 Васильевичем в 1495 году по Можайску Василия Иванова сына Григорова, не получившие доли в родовом поместье.

Подробнее...

Святые и Святыни

Великий князь Костромской (Владимирский) Василий Ярославич (1247-1276 гг.)

Великий князь Владимирский в 1272-1276 гг. Князь Новгородский в 1273-1276 гг. Из рода Владимиро-Суздальских великих князей. Василий Ярославич был младшим сыном великого князя киевского и владимирского Ярослава Второго Всеволодовича и смоленской княжны Ростиславы Мстиславовны.

Родился в городе Владимире-на-Клязьме. Существуют сведения, что Кострома была получена Василием Ярославичем по разделу, произведенному его дядей великим князем Святославом Всеволодовичем в 1246 году.

Подробнее...

Статьи

Запад и Восток: Разница менталитетов

Аннотация: Разница менталитетов, характеров, взглядов Запада и Востока кроется в разнице духовных измерений. Чтобы понять друг друга необходимо раскрыть те духовные истины, которые всегда лежали в основе славянской, русской души – а именно - жажда неземной истины. Чтобы государство стало Родиной, русский человек наполняет государственнообразующую идею Москвы как Третьего Рима духовной идеей небесного, второго Иерусалима, в основе которого лежит Евангельский идеал.

Ключевые слова: Закон, благодать, государство, земля, собор, Церковь.

Annotation: Abstract: the Difference of mentalities, characters, views of the East and West lies the difference in the spiritual dimension. To understand each other is necessary to reveal those spiritual truths that have always been the Foundation of Slavic, Russian soul - and it is the desire of heavenly truth. To the state became the Homeland, the Russian man fills государственнообразующий the idea of Moscow as the Third Rome spiritual idea of heaven, the second Jerusalem-based Evangelical ideal.
Keywords: Law, grace, the state, the earth, the Cathedral, the Church.

Подробнее...