Монахини Феоктиста (Кулакова, 1902-1988), Палладия (Кулакова, 1906-1983), Анастасия (Кулакова,1909-2002).

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Крестовоздвиженская церковь г. НерехтаМонахиня Феоктиста (в миру Мария Андреевна Кулакова), 1902 г.р., д. Минино Любимского узда Костромской губернии. С раннего детства пожелала служить Богу. Вместе с сестрами следовала наставлениям иеромонаха Железноборовского монастыря Иоасафа (Сазанова), была его духовной дочерью. Являлась насельницей тайного монастыря в Любимском р-не. 24 декабря 1932 года вместе с сестрами была арестована и обвинена в «религиозном возбуждении учения иеромонаха Иоасафа; организации нелегальных монашеских келлий; распространении антисоветской и антиколхозной агитации». 26 апреля 1933 года приговорена к 5-ти годам лишения свободы. Похоронена на городском кладбище в Костроме.

Монахиня Палладия (Кулакова). 1983 г.монахиня Феоктиста(Кулакова)Монахиня Палладия (в миру Екатерина Андреевна Кулакова), 1906 г.р., с. д. Минино Любимского узда Костромской губернии. Также, как и сестра Мария (монахиня Феоктиста), была постриженицей иеромонаха Иоасафа. Арестована 24 декабря 1932года. Обвинение: «в организации нелегальных келлий и монашеских ячеек, распространении религиозного возбуждения среди населения, антисоветской и антиколхозной агитации». 26 апреля 1933 года приговорена к 5-ти годам лишения свободы. С 1936 года была на должности псаломщицы с. Анфимово Парфеньевского р-на Костромской области, затем – в Христорождественском храме с. Княжево. Скончалась 17 июля 1983 года. Похоронена на территории Пахомиево-Нерехтского монастыря.

Монахиня Анастасия (в миру Анастасия Андреевна Кулакова), 1909 г.р., д. Минино Любимского узда Костромской губернии. Вместе с сестрами следовала наставлениям иеромонаха Железноборовского монастыря Иоасафа (Сазанова), была его духовной дочерью. Являлась насельницей тайного монастыря в Любимском р-не. 24 декабря 1932 года вместе с сестрами была арестована и обвинена в «религиозном возбуждении учения иеромонаха Иоасафа; организации нелегальных монашеских келлий; распространении антисоветской и антиколхозной агитации». 26 апреля 1933 года монахиня Анастасия (Кулакова)приговорена к 5-ти годам лишения свободы. Похоронена в Макариево-Писемском монастыре.

С 1940 года сестры жили в сторожке при Христорождественской церкви с. Княжево (ныне Костромского р-на) и Крестовоздвиженской церкви с. Нерехта.

 В 1904 году адрес Христорождественской церкви в селе Княжево записан так: Костромская губерния, Костромской уезд, Шишкинская волость, село Княжево. Данные из копий Клировой ведомости церкви за 1904 г. Христорождественской церкви села Княжева состоящей в Костромском 9-ом Благочинническом округе за 1904 год. Построена 1802 года тщанием прихожан. Зданием каменная, с таковою же колокольнею, сторожкою при самой церкви для караула и оградою крепкою. Особо отведённого, вне селения, для предания умерших тел земле кладбища не имеется. Престолов в ней три: в настоящей холодной во имя Рождества Христова. В приделах тёплых, на правой стороне - во имя Успения Пресвятой Богородицы, на левой – во имя Святителя и Чудотворца Николая. Утварью достаточна и все Богослужебные книги имеются. Причта при церкви по штату положено: один священник и один псаломщик. Причт получает: Жалование от казны 123 руб. 48 коп. Из оного - священник получает 88 руб. 20 коп. Псаломщик - 35 руб. 28 коп. Одну половину процентов по билету Государственной комиссии погашения долгов = 200 рублей. 100 рублей по Государственной ренте. Земли при сей церкви: усадебной - 1 десятина, пахотной - 32, 34 десятин, сенокосной - 1 дес. 1960 саженей. План на землю имеется. Кроме того: Причт пользуется с 1832 года лесной дачею в 29 десятин 2199 саженей, пожертвованною госпожею Виц. Межевая книга с дарственной записью имеется и хранится в церкви. Землёю пользуются сами священноцерковнослужители. Своих домов у причта нет, живут в наёмных квартирах за свои деньги. По бедности прихожан никаких мер к строительству причтовых домов не предпринимается. Христорождественский храм в Княжево Судисл. р-на Костр. обл.Домов, лавок, рыбных ловель у церкви не имеется. Растоянием сия церковь - от Консистории в 40 верстах. От местного отца благочинного - в 30 верстах. Ближайшие к сей церкви: Предтеченская – в селе Корееве - в 5 верстах к югу; Благовещенская в погосте Подлесное - в 7 верстах к северу. Приписных церквей нет. Домовой церкви и молитвенных домов, приписанных к сей церкви, нет, а имеется одна деревянная часовня, находящаяся в дер. Клементьеве, основана иждивением местных жителей неизвестно когда. Опись церковному имуществу сделана в 4-х книгах в 1866 году. Ансамбль Христорождественской церкви внесён в утверждённый президентом России 20. 02. 1995 г. в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Нерехте. Костромская обл., г. Нерехта, ул. Гагарина, 22. Кладбище.

Кирпичная кладбищенская церковь, построенная в 1788 на средства купца В. П. Симонова в стиле барокко. Здание типа восьмерик на четверике с трапезной с южным приделом Димитрия Солунского и колокольней, близкой к работам С. А. Воротилова. Не закрывалась

Храмы и монастыри

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Подробнее...

Святые и Святыни

Махровский Геннадий Иванович (1857 – 1919)

Протоиерей Геннадий Иванович Махровский родился в 1857 году в семье псаломщика Костромской губернии. В 1881 году окончил Казанскую Духовную Академию кандидатом богословия с правом на получение степени магистра без нового устного испытания и 15 августа стал преподавать церковную историю в Саратовской духовной семинарии (в которой прослужил до 1914 года).

Подробнее...

Статьи

Церковная история в трактовке Е.Е. Голубинского

К 180-летию великого русского церковного историка-костромича

Аннотация. Рассматривая «Историю Русской Церкви» Е. Е. Голубинского, в своей методологии и трактовках принципиально отличающуюся от трудов по истории Церкви других авторов, можно сделать вывод, что несмотря на отличия, в трудах ученого были сделаны многие открытия, которые послужили дополнением к уже существующим трудам церковной науки.

Ключевые слова: история, Русская Церковь, критический анализ, методология, источники.

Archpriest Dmitry Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate of the Church postgraduate school of saints Cyril and Methodius.

Annotation. Considering the «History of the Russian Church» E. E. Голубинского, in its methodology and interpretations fundamentally different from the works on the history of the Church of other authors, we can conclude that despite the differences, in works of the scientist had made many discoveries, which served as a complement to the existing works of the Church science.

Keywords: history, the Russian Church, critical analysis, methodology, sources.

Подробнее...