Запрудненская школа Александровского православного братства.

Автор: Н.В. Бадьина. .

Запрудненская женская рукодельная школа Александровского православного братства была открыта 1 октября 1889 г. Первоначально школа располагалась в приходе Спасо-Запрудненской церкви г. Костромы. Однако уже через год после открытия школа была переведена в центральную часть города, оставаясь по-прежнему в ведении Запрудненского попечительства Александровского православного братства. Обязанности заведующего школой исполнял священник Спасо-Запрудненской церкви Андрей Никанорович Писемский. Должность попечительницы приняла на себя Любовь Степановна Чумакова.

В 1896 г. Советом братства для школы было приобретено 2-этажное каменное здание на ул. Московской г. Костромы. В 1901 г. здание было перестроено, а к дворовому фасаду сделана кирпичная пристройка, благодаря чему появилась возможность открыть при школе общежитие на 15 учениц.

Курс обучения в школе был рассчитан на 4 года. Обучение велось по трем направлениям: в бельевом отделении девушки обучались кройке и шитью белья, в швейном отделении – кройке и шитью дамской и детской одежды, в отделении изящных рукоделий – вязанию и вышиванию. Согласно отчетам совета братства, ежегодно в школе обучалось от 35 до 80 учащихся. Выпускницы сдавали экзамен в знании пройденного курса в присутствии членов Совета братства и трех экспертов дамского портновского цеха, приобретая звание мастерицы портновского цеха, что позволяло им не только обеспечивать потребности собственных семей, но и работать на заказ[1].

         В 1903 г. для сирот духовного звания при школе были учреждены три стипендии, по 150 руб. каждая, имени Государя Императора Николая Александровича, Государыни Императрицы Александры Феодоровны и Государыни Императрицы Марии Феодоровны; и четвертая стипендия в размере 100 руб. имени учредителя и попечителя братства И.Е. Беляева. Кроме того, стипендиатки успешно выдержавшие выпускной экзамен получали пособие от Совета братства в размере 100 рублей[2].

         С 21 октября 1906 г. для учащихся рукодельной школы были введены воскресные занятия по курсу двухклассных школ Министерства народного просвещения, открыт класс хорового пения. На должность заведующего воскресной школой назначен И.М. Студитский.Под руководством педагогов школы для воспитанниц проводились чтения со световыми картинками, литературно-музыкальные вечера, образовательные экскурсии. При школе была организована библиотека, где помимо книг религиозно-нравственного содержания и учебных пособий по русскому языку, литературе, истории, географии, естествознанию, арифметике, медицине, гигиене, светскому и духовному пению, имелось полное собрание сочинений Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова, В.А. Жуковского, М.Н. Загоскина, А.В. Кольцова, И.А.Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.Н. Островского, А.С. Пушкина, А.К. Толстова, И.С. Тургенева – всего около 600 томов книг[3].

         Введение дополнительного курса общеобразовательных предметов в сочетании с грамотной и разумной организацией внеклассных занятий, открыло возможность для поступления выпускниц из состоятельных семей в женские гимназии, менее обеспеченным позволило претендовать на места наставниц для детей дошкольного возраста в интеллигентных семьях, где на них возлагалась обязанность по начальному обучению, на должности учительниц рукоделия в женских начальных школах[4].

За десятилетний период существования воскресной школы в ее стенах прошли обучение 486 девушек в возрасте от 12 до 18 лет; 17 из них – дочери дворян и чиновников; 59 –духовного звания; 169 – городского сословия, 241 – сельского сословия[5].

----------------------------

[1] Годовой отчет состоящего под высочайшим Его Императорского Величества покровительством Александровского православного братства в городе Костроме за 1914 г. – Кострома, 1915. – С. 12-16.

[2] Костромские епархиальные ведомости. – 1903. - № 19. – Часть официальная. – с. 272-273; Годовой отчет состоящего под высочайшим Его Императорского Величества покровительством Александровского православного братства в городе Костроме за 1915 г. – Кострома, 1916. – С. 12-16.

[3] Студитский И.М. Десятилетие Воскресной женской школы при Запрудненской рукодельной школе Александровского православного братства (1906 – 21 октября 1916 г.). – Кострома, 1917. – с. 21-22.

[4] Студитский И.М. Десятилетие Воскресной женской школы при Запрудненской рукодельной школе Александровского православного братства (1906 – 21 октября 1916 г.). – Кострома, 1917. – с. 49.

[5] Студитский И.М. Десятилетие Воскресной женской школы при Запрудненской рукодельной школе Александровского православного братства (1906 – 21 октября 1916 г.). – Кострома, 1917. – с. 11.

 

Храмы и монастыри

История Сретенской церкви г.Кинешмы

Сретенская кладбищенская церковь была построена во второй половине XVIII века (приблизительно 1779 год) на средства первого кинешемского фабриканта, купца Григория Ивановича Таланова. Находится она в конце нынешней улицы Ленина (в прошлом Московской) по адресу ул. Ленина д.71а. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (см.: Лк. 2: 22-40). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (см.: Лев. 12), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Тамбовский и Козловский Зиновий (Дроздов, 1875 – 1942)

Архиепископ Зиновий (в миру Дроздов Николай Петрович) родился 14.07.1875 г. в с. Холм Галичского у. Костромской губ. Из семьи священника. По окончании Костромской ДС (1897) рукоположен во диакона, затем - во иерея. Вскоре овдовел.

Подробнее...

Статьи

Годуновские храмовые образы Пресвятой Троицы – вклады в Ипатьевский монастырь

Новый документальный памятник начала XVII века и результаты реставрационных работ последних лет позволяют внести важные дополнительные данные по вопросу о храмовых образах Живоначальной Троицы, вложенных боярской и царской династией Годуновых в родовую Ипатьевскую обитель.

Ключевые слова: Ипатьевский монастырь, Годуновы, храмовые образы Пресвятой Троицы, Опись 1609 года.

Подробнее...