Протоиерей Красовский Иван Александрович (1872-1938)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Родился 19 февраля 1872 года в Костроме в семье священника Александра Красовского. Окончил Костромскую семинарию и Академию. С 1988 по 1928 гг. проходиол служение псаломщика, диакона, священника в костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре. С 1929 по апрель 1936 г. священник, протоиерей Преображенской церкви с. Шишкино Судиславского р-наИвановской промышленной области. С 1936 по ноября 1938 гг. настоятель, протоиерей Богородице-Рождественской церкви с. Зюзино Ухтомского р-на Московской области.

6 апреля 1931 г. был арестован. 20июня 1931 года осужден тройкой при ПП ОГПУ по Ивановской обл. на года в Казахстан по обвинению в организации и руководстве антисоветской группировкой». С середины 1931 года находился в ссылке в Алма-Ате, Казахстан. Наказание отбыл полностью. 22 января 1938 года арестован по групповому делу «благочинного, протоиерея Владимира Воздвиженского и других священнослужителей Ухтомского благочиния, Москва. С 22 января по 22 марта 1938 года находился в заключении, в Таганской тюрьме.

КРАСОВСКИЙ И.А.,

image002Из следственного дела по обвинению 11 священнослужителей: Воздвиженского В. Ф, Сахарова С. Н. и других // ГАРФ Ф 10035. Оп.1.Д. П-56688: КРАСОВСКИЙ И.А., будучи крайне враждебно настроен к ВКП(б) и Советскому строю среди религиозного населения села ведет к-р агитацию. КРАСОВСКИЙ И.А. в конце октября или начале ноября м-ца 1937 г. в момент богослужения заявил: "церковь божия живет очень бедно, а вы только выполняете приказы, писанные иудами и отдаете им свои гроши на их прихоти и для их детей. Помогите церкви божьей и вы попадете в рай небесный. Не слушайте коммунистов, не выбирайте их в Советы. Нужно больше избирать людей, которые стоят за вас и вас молят господу богу".

В конце ноября м-ца 1937 года при разговоре о событиях и Испании и Советском Союзе — КРАСОВСКИЙ говорил: "Недалек день, когда коммунистам и их руководителям сами рабочие и колхозники голову свернут, вот увидите, что в Испании республиканцы не победят, т.к. рабочие там поняли, что коммунисты им навязывают ярмо и они не стали идти за коммунистов и нам надо так делать". На основании изложенного ПОЛАГАЛ — БЫ: Красовского Ивана Александровича арестовать и повести следствие по признакам преступления, предусмотренным ст.58 п.10 ч.1 УК РСФСР.

image00322 января расстрелян на Бутовском полигоне г. Москва.

22 августа 1958 года реабилитирован Московским областным судом по 1938 году репрессий.

image0043 сентября 2003 года по благословению патриарха Алексия II в месяцеслов Русской православной церкви внесено празднование Собору новомучеников, в Бутово пострадавших, в память о святых, принявших мученическую кончину за православную веру на Бутовском полигоне. Празднование Собору совершается в 4-ю субботу по Пасхе. На май 2009 года включал имена 321 святого.

В настоящее время известны около тысячи чел., расстрелянных на Бутовском полигоне за исповедание православной веры, к лету 2003 г. 255 из них канонизированы Русской Православной Церковью. На территории России нет др. места, где почивали бы мощи такого многочисленного Собора святых.

Бутовский полигон находится на земле бывшей усадьбы Дрожжино, известной с XVI в. Последним хозяином усадьбы был И.И. Зимин, старший брат владельца московской частной оперы С.И. Зимина. После Октябрьской революции имение и конный завод при нем были конфискованы в пользу государства, завод поставлял лошадей внутренним войскам. До сер. 30-х гг. в Бутове размещалась сельскохозяйственная колония ОГПУ. В 1934 г. почти все были выселены из этих мест, в кон. 1935 - нач. 1936 г. на территории бывшего имения Зиминых оборудовали стрелковый полигон "Бутово", где сразу же начали проводиться расстрелы и захоронения репрессированных лиц. С авг. 1937 по окт. 1938 г. здесь были расстреляны и похоронены 20765 чел.

image005Массовые расстрелы 1937-1938 гг. стали следствием решений Политбюро ВКП(б) от 2 июля 1937 г. и вытекавших из них приказов наркома внутренних дел Н. И. Ежова N 00439, 00447, 00485 и 00593 от 25 и 30 июля, 11 и 20 сент. о борьбе с "врагами народа", в т. ч. с "церковниками". Расстрелы на Бутовском полигоне производились по постановлениям внесудебных органов: "тройки" Московского УНКВД, реже - комиссии, состоявшей из наркома внутренних дел и прокурора СССР - "двойки". Предписания на расстрелы подписывал начальник УНКВД Московской обл. (комиссар госбезопасности 1-го ранга С. Ф. Реденс (15 июля 1934 - 20 янв. 1938), комиссар госбезопасности 1-го ранга Л. М. Заковский (20 янв.- 28 марта 1938), старший майор госбезопасности В. Е. Цесарский (28 мая - 15 сент. 1938)). Приведением в исполнение приговоров руководили комендант и начальник адм.-хозяйственного отдела УНКВД по Московской обл. И. Д. Берг и его зам. и одновременно руководитель Управления рабоче-крестьянской милиции М. И. Семёнов.

На Бутовский полигон осужденных доставляли из московских тюрем: Таганской, Сретенской, Бутырской, а также из районных тюрем Московской обл. и из Дмитлага - огромного лагерного объединения, предназначенного для строительства канала Москва-Волга (узниками Дмитлага были также сооружены стадион "Динамо", Юж. и Сев. (Химкинский) порты Москвы, жилые комплексы и многое др.). После прибытия на Бутовский полигон осужденных заводили в барак якобы для санобработки. Непосредственно перед расстрелом объявляли приговор, сверяли данные и наличие фотографии. Случалось, что казнь откладывали из-за каких-либо разночтений в документах, а иногда (в единичных случаях) даже отменяли. Приведение приговора в исполнение осуществляла одна из "расстрельных команд" - группа из 3-4 офицеров спецотряда, как правило, людей со стажем, служивших в органах ОГПУ-НКВД со времен гражданской войны, имевших правительственные награды; в дни особо массовых расстрелов число исполнителей, очевидно, увеличивалось. На казнь из барака выводили по одному, каждый палач вел свою жертву к краю рва, стрелял в затылок с расстояния не более метра и сбрасывал тело в траншею. Далеко не всегда при этом присутствовали врач и прокурор. Первое время расстрелянных хоронили в небольших ямах-могильниках, которые копали вручную; с авг. 1937 г., когда казни в Бутове приняли невиданные в мировой истории масштабы, экскаваторы карьерного типа выкапывали для этих целей траншеи шириной и глубиной в 3 м, длиной от 150 м. За день в Бутове редко расстреливали менее 100 чел., бывали дни, как, напр., 28 февр. 1938 г., когда казнили 562 чел. Иногда, видимо, приговоренных расстреливали в московских тюрьмах, а на Бутовск полигон привозили только для захоронения.

Большую часть расстрелянных на Бутовском полигоне составляют крестьяне и рабочие Москвы и Подмосковья, которых зачастую арестовывали и казнили семьями, включая подростков и стариков. Подавляющее число жертв были беспартийными, т. е. далекими от политики людьми, имевшими низшее образование или неграмотными. Примерно четверть от общего числа казненных на Бутовском полигоне - уголовники, подавляющее число их было расстреляно за прошлые судимости, по которым прежде они уже отбыли срок наказания. Под категории "социально опасных" и "социально вредных элементов", осужденных и расстрелянных на Бутовском полигоне, подпадали самые разные люди: родственники ранее осужденных, бывшие царские министры, нищие, уличные торговцы, гадалки, картежники. В янв. 1938 г. с санкции властей началась тайная расправа над инвалидами: в февр.-марте того же года было расстреляно 1160 инвалидов. Большинство казненных на Бутовском полигоне были русскими (более 60%), затем следуют латыши, поляки, евреи, украинцы, немцы, белорусы, - всего свыше 60 национальностей, в т. ч. граждане др. гос-в: Германии, Польши, Франции, США, Австрии, Венгрии, Румынии, Италии, Греции, Чехословакии, Турции, Японии, Индии, Китая и др.

В числе похороненных на Бутовском полигоне - люди, оставившие след в рус. истории: председатель 2-й Гос. Думы Ф. А. Головин, бывший московский ген.-губернатор В. Ф. Джунковский, один из первых рус. летчиков Н. Н. Данилевский, член экспедиции О. Ю. Шмидта бортмеханик Я. В. Брезин, правнук М. И. Кутузова проф. церковного пения и композитор М. Н. Хитрово-Крамской, худож. А. Д. Древин, спортсмены, заложившие основы советского альпинизма. В земле Бутова лежат представители рус. дворянских родов: Ростопчиных, Тучковых, Гагариных, Шаховских, Оболенских, Олсуфьевых, Бибиковых, большая группа бывших царских генералов (генерал-лейтенант Е. И. Мартынов, генерал-майор М. Ф. Кригер, обладатель 7 воинских боевых наград ген. Б. И. Столбин и др.).

На Бутовском полигоне были замучены 739 священнослужителей РПЦ: 1 митрополит, 2 архиепископа, 4 епископа, 15 архимандритов, 118 протоиереев, 14 игуменов, 52 иеромонаха, 363 священника, 60 диаконов (в т. ч. 4 протодиакона и 1 архидиакон), 10 монахов, 58 монахинь (в т. ч. 3 схимонахини), 14 послушников и послушниц, 8 священнослужителей (без уточнения сана). За веру на Бутовском полигоне были расстреляны 219 мирян (псаломщики, чтецы, регенты, певчие, церковные старосты, иконописцы, члены церковных советов, уборщицы храмов, церковные сторожа). В числе казненных в Бутове "церковников" - 59 старообрядцев, 9 обновленцев, более 60 баптистов, хлысты, "антивоенники", евангелисты, сектанты (без уточнения, к какой именно секте принадлежали; иногда следователи так называли представителей "катакомбной" церкви или истинно-православных христиан), а также 4 муллы и 1 раввин.

Первыми православными священнослужителями, расстрелянными на Бутовском полигоне, были священномученики протоиереи Алексий Воробьёв, Алексий Касимов и сщмч. диак. Елисей Штольдер († 20 авг. 1937). Больше всего священнослужителей пострадало в сент.-дек. 1937 г. и в февр.- марте 1938 г. (17 февр. 1938 г. было расстреляно 502 чел., 75 из них священнослужители и монахи). Почти всем, проходившим по церковным делам, предъявлялось обвинение по 58-й ст. УК РСФСР, поводы для обвинения могли быть разные: "сохранение церкви и насаждение тайного монашества", "богослужения на дому", "недоносительство", "помощь ссыльному духовенству", приют бездомных священнослужителей или, напр., такое абсурдное обвинение: "клеветал, что церкви закрываются, священники арестовываются". Большинство подследственных, замученных или обманутых следователями, в конце концов признавали себя полностью или частично виновными в "антисоветской агитации", "контрреволюционной деятельности", но в вопросах веры церковный народ показал себя неустрашимым. Ни пытки, ни угрозы смерти не могли заставить верующих отречься от Бога, возвести хулу на Церковь; не редкостью является "отсутствие в деле скомпрометированных лиц", т. е. отсутствие новых имен, необходимых следователям для новых арестов.

image006С середины Великой Отечественной войны в Бутове располагался лагерь для военнопленных, работавших на строительстве Симферопольского шоссе и на кирпичном заводе. В 1949 - нач. 1950 г. вблизи полигона был выстроен поселок из 3 домов, в 2 из которых поселились сотрудники НКВД, в 3-м расположилась спецшкола для офицеров внутренних служб стран Вост. Европы. В сер. 50-х гг. "спецзона" была ликвидирована. Сам полигон, где находилась основная часть захоронений, обнесли глухим деревянным забором с натянутой поверх него колючей проволокой. По краям "зоны" возник дачный поселок НКВД, в котором разрешалось строить только легкие одноэтажные дачи без фундаментов и погребов. В нач. 70-х гг. в вост. части Бутовского полигона разбили яблоневый сад, обновили обветшавший забор вокруг. До 1995 г. территория находилась в ведении ФСК-ФСБ и тщательно охранялась.

Начиная с 1992 г. московская общественная группа по увековечению жертв политических репрессий (группа М. Б. Миндлина) с помощью сотрудников ФСК-ФСБ приступила к работе со следственными делами расстрелянных на Бутовском полигоне, составлялись краткие биографические сведения для буд. "Книги памяти". Весной 1993 г. полигон впервые посетили родственники погибших, осенью того же года в его юж. части была установлена гранитная мемориальная плита. С 1997 г. на Бутовск полигон ведутся комплексные работы с целью определения местоположения погребальных рвов, проводятся историко-археологические, геоботанические, геоморфологические исследования. В 1997 г. был вскрыт один из погребальных рвов: на площади в 12 кв. м обнаружили захоронения в 5 слоев, где погребены останки 149 чел. В 2001-2002 гг. специалисты выявили и нанесли на карту 13 погребальных рвов.

Весной 1994 г. на Бутовском полигоне был установлен Большой Поклонный крест (освящен 8 мая 1994), сооруженный по проекту скульптора Д. М. Шаховского, чей отец, свящ. Михаил Шик, был расстрелян в Бутове. 25 июня 1995 г. в Бутове в походном палаточном храме Всех Святых, в земле Российской просиявших, Православного Свято-Тихоновского Богословского института была отслужена первая литургия, которую возглавил ректор института прот. Владимир Воробьёв. Начиная с 1994 г. горячее участие в деле увековечения памяти пострадавших в Бутове принимала внучка расстрелянного здесь сщмч. Серафима (Чичагова) игум. Серафима (Чёрная). В 1995 г. Бутовский полигон передали Московской Патриархии. По проекту Шаховского был воздвигнут деревянный храм во имя Новомучеников и исповедников Российских (освящен в 1996), настоятелем которого стал внук расстрелянного здесь сщмч. прот. Владимира Амбарцумова свящ. Кирилл Каледа.

image00727 мая 2000 г. на Бутовском полигоне состоялось грандиозное богослужение под открытым небом, которое возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Были совершены Божественная литургия и панихида по убиенным - последняя перед их прославлением на Архиерейском Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. На Юбилейном Соборе были канонизированы 120 чел., расстрелянных на Бутовском полигоне, за последующие годы число канонизированных Бутовских новомучеников удвоилось. Собор Бутовских новомучеников возглавляют 6 архиереев: Ленинградский и Гдовский митр. сщмч. Серафим (Чичагов), Можайский архиеп. сщмч. Димитрий (Добросердов), Владимирский и Суздальский архиеп. сщмч. Николай (Добронравов), Бежецкий еп. сщмч. Аркадий (Остальский), Нижнетагильский еп. сщмч. Никита (Делекторский), Велижский еп. сщмч. Иона (Лазарев). На Бутовск полигон было казнено много почитаемых иереев-священномучеников: братья Агафонниковы - Александр, Василий и Николай, Владимир Амбарцумов, Владимир Медведюк, Зосима Трубачёв, Иоанн Артоболевский, Сергий Лебедев, Сергий Махаев, Петр Петриков и мн. др. Празднование Собору новомучеников, в Бутове пострадавших, установлено в одну из пасхальных суббот. Над погребальными бутовскими рвами ежегодно совершается торжественное богослужение, возглавляемое Святейшим Патриархом, в котором принимают участие десятки архиереев и сотни священнослужителей Москвы и Московской обл., стекаются тысячи паломников.

Документы архивов госбезопасности свидетельствуют о существовании в Москве и Подмосковье несколько крупных захоронений жертв репрессий. С 1921 г. и до кон. 20-х гг. расстрелянных хоронили в центре Москвы - на территории подведомственной ОГПУ Яузской больницы, в 1926-1936 гг.- на Ваганьковском кладбище, с 1936 г.- на Донском кладбище или кремировали в Донском крематории; есть свидетельства об отдельных захоронениях на Калитниковском, Гольяновском и Рогожском кладбищах, обнаружено массовое захоронение у стен Новоспасского монастыря. Очень большим, уступающим только Бутовскому полигону, является захоронение на территории бывшей дачи Г. Г. Ягоды, близ совхоза "Коммунарка" в Московской обл. (там были расстреляны более 6.5 тыс. чел.). В настоящее время на этой территории располагается скит Екатерининского муж. монастыря в г. Видное-2 (в 1939-1953 в постройках монастыря находилась секретная политическая тюрьма центрального подчинения "Сухановка"), освящен храм в честь Новомучеников и исповедников Российских.

Арх.: ЦГАМО. Ф. 5739. Оп. 1. Д. 358. Л.108 об.- 109; ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-50068; Д. П-59458; Д. П-60406; Д. П-62115; Д. П-67528; П-72934; Оп. 1. Д. 22817; Архив научно-просветительского об-ва "Мемориал". [Ксерокопия следств. дела Семенова]; Особый спецфонд Информ. Центра ГУВД МО. Ф. 189. Д. СО-40179.

Подробнее:

https://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/05/05/svyatye_butovskie_mucheniki_molite_boga_o_nas

Преображенская с. Шишкино каменная, с такою же колокольней, построена в 1746 г. на средства прихожан. Приходское кладбище при церкви внутри ограды. Престолов 3: а) в холодной во славу Преображения Господня, в теплой б) правый в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в) левый во имя блг. кн. Константина и прп. Анастасии. Расстояние от Костромы 30 в. Ближайшие церкви: Благовещенская пог. Подлесья в 1 в., Успенская с. Романова в 4 в. и Николаевская с. Грудева в 9 в.

На плане генерального межевания Костромской губернии последней четверти XVIII в. село называется как "Новопреображенское, а Шишкино тож". Придела в трапезной два: Рождества Богородицы, блг. кн. Константина и прп. Анастасии. Закрыта в 1930-х, возвращена верующим в 1990-х, ремонтируется.

25
6182
Butovo-DSC 0117
DSC 0183
IMG 4110-Panorama
scale 1200

Храмы и монастыри

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Радковский Иларий Александрович (1890-1978)

Протоиерей Иларий Радковский родился 25 июля 1890 года в с. Пищево Житомирской губернии. Окончив в 1911 году Житомирскую духовную семинарию, он несколько лет служил в одном из сел своей епархии. В начале 1915 года о. Иларий добровольно стал военным священником 463-го Краснохолмского пехотного полка, в котором прослужил до конца 1917 года. В 1917-1935 гг. о. Иларий служил в разных церквях Житомирской и Киевской областей. В 1935 году последний его храм в с. Слободка Киевской области был закрыт и он остался без работы.

Подробнее...

Статьи

О Достоевском

Не читать Достоевского - преступление,
но читать Достоевского - наказание.
Или, наоборот?

Прот. Василий Марченко

Как раньше, в советские времена, на великого писателя ставили клеймо реакционера, так сейчас некоторые хотят видеть его чуть ли не учителем Церкви. Как одно мнение (это уже очевидно) к Достоевскому вообще отношения не имеет, так и другое — упрощает писателя в интересах нахлынувшего “всеобщего православия”. Подробнее...