ИСТОРИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ
На правах рукописи
Специальность 07.00.02 – Отечественная история
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата богословия
г. Сергиев Посад
Троице-Сергиева Лавра
1994
Работа выполнена на кафедре Истории Русской Православной Церкви Московской духовной академиии
Научный руководитель:
протоиерей Владислав Александрович Цыпин, кандидат богословия преподаватель кафедры «Церковная история»
Официальные оппоненты:
Ведущая организация: Московская духовная академия
Общая характеристика исследования
Актуальность исследовния
В 2013 году в России будет отмечаться большой юбилей – 400-летие окончания Смутного времени. Времени, в период которого Россия стояла на грани утраты своей государственности. Потрясения, поражения и победы той героической и трагической эпохи навсегда останутся в памяти потомков.
Для каждого народа его история – это источник самопознания и опыта. В великих победах народ черпает веру в свои силы, в трагедиях прошлого – понимание причин и путей выхода из создавшихся ситуаций, соответствующих ответов на вызовы истории.
История Костромского Ипатьевского мужского монастыря является срезом исторического и духовного прошлого России. И не только прошлого, но и будущего. О чем ярко свидетельствуют памятные листы, оставленные во время своего посещения тремя Президентами Российской Федерации – Б. Н. Ельциным, В. В. Путиным, Д. А. Медведевым.
К сожалению, во многих исследованиях и описаниях истории Ипатьевской обители присутствует лишь поверхностное понимание дат и событий, и при всем тщательнейшем изложении последовательности событий и знаменательных дат забывается о духовной стороне истории – ее метафизической стороне. Хотя еще в XVIII в. светскими философами была признана невидимая, но существующая метафизическая сторона истории[1]. И как отмечал в работе «Пути русского богословия» прот. Г. Флоровский, к церковному изложению истории должен быть применим метод церковности[2].
Из вышесказанного формулируется и проблематика исследования: раскрытие «духовного смысла» истории Ипатьевского монастыря, «родового гнезда трех царских династий», который, благодаря призванию в нем на царство юного боярина Михаила Феодоровича Романова, стал символом окончания Смутного времени и восстановления российской государственности. К сожалению, многие исследователи придерживаются утилитарных и прогматических подходов в освящении и трактовке событий истории, особенно событий Смутного времени. Тенденциозных взглядов на историю Смуты придерживался историк Н. И. Костромаров[3], а также, представители исследовательской школы «советского периода»[4].
Сформулируем же главную мысль данной работы – возвращение монастыря Церкви в ХXI столетии как духовно-исторического центра русской религиозной культуры служит символом будущего возрождения России.
Монастырь никогда не терял своей духовно-символической значимости «царского монастыря» и места, в котором под духовной защитой иконы Божией Матери «Феодоровской» взошел на всероссийский престол родоначальник династии Романовых боярин Михаил Феодорович.
Цель исследования заключается в том, чтобы изучить богословско-философское осмысление вызовов, которые решало Российское государство на протяжении своей истории, и на примере прошлого и настоящего Ипатьевского монастыря показать их метафизическое разрешение.
Задача исследования: на основании богословского, исторического и историко-философского осмысления истории:
- составить периодизацию истории Ипатьевского монастыря, на основании источников и документов представить наиболее полную историю Ипатьевского монастыря от его основания до наших дней, представить обновлённую источниковую, историографическую и источниковедческую базу по данной тематике;
- дать всесторонний анализ ключевым датам в истории Ипатьевского монастыря: основанию и основателю, перехода «патроната» от Годуновых к Романовым, подготовке к празднованию 300-летия династии Романовых, празднованию 400-летнего юбилея Дома Романовых и др.;
- представить картину историософского понимания роли Ипатьевского монастыря в Российской истории, его роли как места, откуда пошло прекращение Смутного времени, дать понятие Смутного времени в истории;
- представить развитие церковно-государственных взаимоотношений на примере истории Иптатьевского монастыря;
- проанализировать особенности церковно-государственных взаимоотношений конца XX – XXI вв.;
- дать характеристику личностям, которые повлияли на ход исторического процесса в Российском государстве, и их деяниям: царю Михаилу Феодоровичу Романову, И. О. Сусанину, Лжедмитрию II, Святейшему Патриарху Филарету (Романову) и мн. др.
Методы исследования. В ходе выполнения работы применялись ряд методов исследования:
- историко-философский;
- матафизический;
- эмпирический (биографический, анализ деятельности отдельных личностей);
- интерпретационный (выявление причинно-следственных связей);
- систематизационный (обработка и систематизация данных).
Объектом исследования является взаимосвязь церковно-государственных, нравственно-этических и историко-культурных взаимоотношений, развивающихся на фоне истории Ипатьевского монастыря, которая отражает суть и содержание истории Российского государства.
Предметом исследования служит историософское понимание прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря.
Гипотезой исследования является размышление о том, что именно благодаря заступничеству Божией Матери через икону Ее «Феодоровскую», благословение которой получил первый царь из династии Романовых, стало возможно прекращение Смутного времени в Российском государстве.
Методологической основой исследования стали документальные свидетельства, летописные повествования, труды выдающихся церковных и светских историков, богословов и философов. Исследование носит историко-философский характер. В связи с тем, что Церковь как организация включена в объективные процессы социальной истории государства и общества, методологическую основу диссертации составили общепринятые принципы историзма, научной объективности и достоверности, а так же системного подхода при рассмотрении изучаемых фактов и явлений. Кроме принципов историзма и системного подхода был использован метод метафизического толкования истории, основанный на духовном опыте святых отцов Церкви. Для наиболее лучшего раскрытия темы исследования был применен метод синтеза [5]. Только он позволяет наиболее ясно, непредвзято и объективно раскрыть изучаемую тему, которая раскрывает не просто пласт исторического бытия России, но духовную составляющую бытия. Для познания духовной составляющей необходим опыт тех, кто занимается духовной наукой – старцев духовных, отцов Церкви [6]. Опыт отцов Церкви необходим нам в познании истории, которая имеет не только материальную сферу своего бытия, но и духовную составляющую [7]. «Если история есть Божий замысел о людском роде, а Его замысел не может быть не наполненным смыслом, то постижение истории есть в первую очередь постижение ее смысла», – пишет профессор ПСТГУ В. Н. Тростников. Выдающийся русский мыслитель Л. А. Тихомиров так определяет духовную составляющую познания истории: «Если в мире есть сознание, воля и чувство, то их мы можем познавать только тем же способом, каким познаем свое «я», то есть исходя из внутреннего психического восприятия. И это приводит нас к привнесению религиозной идеи к задачам познания». «Религиозная идея, – пишет он далее, – состоит в признании связи человека с тем Высшим сознательным и волящим элементом мира, который мы называем Божественным и в котором, в силу присутствующего в нем сознания и воли, можем искать цели жизни мира» [8].
Научная новизна работы заключается в следующем:
- впервые проведен анализ всех документов и теорий, касающихся истории Ипатьевского монастыря;
- документально подтверждена историософская теория о причине прекращения Смуты в Российском государстве и наглядно показаны пути решения подобных вызовов истории в будущем;
- документально подтвержден факт реального подвига домнинского старосты И. О. Сусанина;
- приведены ранее нигде не опубликованные документы новейшего периода истории Ипатьевского монастыря;
- обобщены выводы по всему материалу, что послужило основанием для утверждения выдвинутой гипотезы.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении и систематизации метафизических узлов истории, на основании которых претворяются в жизнь идеологемы государственного строительства, связанные с развитием государственно-церковно-общественных отношений. Такие, например, как: «Москва – третий Рим», «Православие, самодержавие, народность», «Кострома – колыбель Российской государственности».
Практическая значимость монографии определяется результатами данного труда, которые могут быть использованы в качестве практической основы для исследовательской работы современных ученых, историков, богословов, философов. Ряд положений работы могут служить в качестве учебного пособия для студентов, аспирантов и преподавателей светских и религиозных учебных заведений.
Апробация результатов исследования
Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на ежегодных межрегиональных научно-практических конференциях, проходивших в Костроме: «Путь святости земли Костромской» (Кострома, 2006, 2007, 2009, 2010 гг.), «Романовские чтения» (Кострома, 2007, 2008, 2009, 2010 гг.), «Царские дни в Костроме» (2010 г.), «Твои века, Кострома» (Кострома, 2009, 2010 гг.).
Основные положения, вошедшие в основу монографии:
- Понимание истории Ипатьевского монастыря в частности и истории России в свете Божественного Откровения;
- Осознание природы власти как Божественного установления и, в связи с утверждением данного положения, понимание значения веры в исторических событиях;
- Роль мифа в историческом сознании народа;
- Наречение на царство родоначальника династии Романовых в стенах Ипатьевского монастыря как метафизическое событие, коренным образом способствовавшее прекращению Смутного времени;
- Ипатьевский монастырь как место рождения новой российской государственности;
- Мистический путь династии – от Ипатьевского монастыря к Ипатьевскому дому;
- Возрождение Ипатьевской обители является символом духовного возрождения народа, а значит и государства.
Структура монографии. Работа состоит из введения, 10-ти глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Основной текст монографии изложен на 306 страницах текста и приложения на 30 страницах. Список использованной литературы состоит из 202 наименований, из них 17 – на иностранных языках.
Периодизация исследования.
Исследование исторического прошлого Ипатьевского монастыря и связанные с ней историко-философские проблемы разделены в монографии на 9 периодов и охватывают период со времени основания монастыря до наших дней (1270 [1330] – 2011 гг.):
- Основание монастыря, его первоначальное состояние. Божественное указание на место основания (1270-е-1330гг.).
- Древнейший период истории монастыря. Монастырь-крепость (1330 -1605).
- Монастырь при Годуновых. Вотчинники. Расцвет и могущество. Преименитая Лавра.
- Монастырь в Смутное время. Восшествие на царство. Значение и символ (1605-1613).
- Монастырь с 1613 г и до основания Костромской епархии в 1744 г. Высокое покровительство династии Романовых.
- Ипатьевский монастырь в период от основания Костромской епархии в 1744 г. и до учреждения монастырских штатов в 1835 г.
- Предъюбилейные годы. Период с 1835 по 1913 гг.
- Монастырь в период с 1913 по 1918 гг. – от времени празднования 300-летнего юбилея Дома Романовых до события, предшествующего его закрытию. Трагедия царства – трагедия народа.
- Монастырь с 1917 г. по 2004 г. Закрытие монастыря в 1918 г. Возвращение его Русской Православной Церкви в 2002 г.
- Передача Ипатьевского монастыря в собственность Русской Православной Церкви. Современное состояние монастыря. Символ возрождения.
Историография проблемы.
Историография по государственным и церковным событиям в описываемый период весьма обширна. Она представлена в первую очередь такими столпами истории как: Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, С. Ф. Платонов, Н. И. Костомаров, В. О. Ключевский, Д. И. Иловайский, Е. Е. Голубинский, В. В. Каллаш[9]. Из них наиболее критично к пребыванию Михаила Феодоровича в Ипатьевском монастыре и к личности И. О. Сусанина относится Н. И. Костромаров. К выдающимся российским историкам, уделившим внимание рассмотрению Смуты, периоду междуцарствия и воцарению династии Романовых, вместе с описанием ярких исторических событий Отечественной истории уделивших в своих исследованиях внимание Ипатьевскому монастырю, примыкает группа местных дореволюционных историков, которые на местном материале подтвердили многие исторические факты, вызывшие сомнения даже у их столичных коллег. Отметим среди них людей духовного звания, таких как: епископ Павел (Подлипский), архиепископ Тихон (Василевский), свящ. М. Я. Диев, прот. П. Ф. Островский, свящ. А. Домнинский, прот. И. Сырцов[10]. К ним можно отнести таких местных историков и исследователей родного края, как: Н. Н. Селифонтов, Л. Скворцов, В. А. Самарянов, И. В. Баженов, В. В. Беляев, Е. П. Вознесенский, Н. Н. Виноградов, И. Херсонский, братья Лукомские, И. М. Студитский[11] и мн. др[12]. Особенно в деле увековечения памяти о пребывании на Костромской земле постарались Костромское церковно-историческое общество и Костромское Александровское братство, в уставах которых утверждена деятельность по сохранению памяти событий и мест, связанных с пребыванием на Костромской земле Михаила Феодоровича Романова и подвигом И. О. Сусанина[13].
Из исследований советского периода наиболее примечательны работы С. Б. Веселовского, В. Г. Брюсовой, В. Н. Бочкова, К. Г. Тороп, А. А. Григорова, Л. С. Васильева, прот. И. Г. Сазонова, прот. Д. И. Сазонова, Е. В. Кудряшова, И. В. Рогова, С. А. Уткина, А. Ю. Просторова, Н. А. Зонтикова, С. Г. Виноградовой, О. С. Куколевской, С. С. Катковой, Л. В. Бурдиной, прот. М. Ходанова[14].
По историософской проблематике монографии следует обратить внимание на труды таких авторов как: прот. Г. Флоровского, прот. В. В. Зеньковского, прот. Г. Дьяченко, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычев), Л. А. Тихомирова, Г. П. Федотова, К. Валишевского, Ф. Винберга, Л. Н. Гумилева, С. Фомина, В. И. Большакова, А. Н. Закатова[15].
По тематике, связанной с Домом Романовых, следует обратиться к материалам ежегодных конференций, проходимых в Костроме: «Путь святости земли Костромской», «Романовские чтения», «Царские дни в Костроме»[16].
Анализ имеющихся исследований позволяет отметить, что ни одно из них не ставило своей целью комплексное изучение проблем, поднятых в настоящей работе. Фрагментарно их затрагивали многие авторы, однако ни один из них не решал задачи изучения одновременно центрального и регионального компонентов, исторического и философского анализа происходящих событий. Между тем именно изучение поднятой проблемы позволяет достаточно полно понимать процессы, происходившие в истории Русской Православной Церкви с XIII по настоящее время и способствует лучшему пониманию современного положения Церкви в российском государстве и обществе.
Указанные выше исследования, книги, статьи позволяют рассмотреть обозначенную тему диссертации достаточно объемно, в плане трех составляющих: церковно-государственных отношений, внутрицерковной жизни, взамоотношений Церкви и общества в период истории Костромского Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря.
Характеристика источников:
Источниковую базу исследования составляет комплекс опубликованных и неопубликованных документов.
Среди них можно выделить следующие виды, использованных в настоящем диссертационном исследовании источников:
- Законодательные материалы,
- Делопроизводственные материалы, в том числе:
- государственных учреждений федерального уровня,
- государственных учреждений регионального уровня,
- церковных учреждений, в том числе:
- общецерковные документы Русской Православной Церкви,
- епархиальные документы,
- документы местных православных религиозных организаций (монастыри, приходы, семинарии),
- периодическая печать,
- мемуары,
- художественная литература.
К основным законодательным источникам следует отнести Библию, или Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, Каноны, или Правила святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец, собрание законов Российской империи, Утвержденную грамоту об избрании на Московское государство Михаила Феодоровича Романова, 1613 г., Акт о престолонаследии Всероссийского Императорского престола, Высочайше утвержденный 5 апреля 1797 г. в день священный коронации Императора Павла I и положенный для хранения на престол Успенского собора, 4 января 1788 г.
Среди основных законов о религии и религиозных объединениях следует выделить Соборное уложение 1649 г., Регламент или устав Духовной коллегии от 1721 г., Манифест императрицы Екатерины II о секуляризации монастырских земель, Декрет о земле 1917 г., Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», Декреты ВЦИК и СНК, Конституция РСФСР 1937 и 1977 гг., Конституция Российской Федерации 1993 г., Закон СССР от 1 октября 1990 года «О свободе совести и религиозных организациях», Распоряжение Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 г. № 135-рп «О возвращении Русской Православной Церкви строений и религиозной литературы», Постановление Совмина СССР от 23 декабря 1990 г. № 1372. «О порядке передачи религиозным организациям в собственность культовых зданий и другого имущества культового назначения, находящегося в собственности государства», Распоряжение Президента РФ Бориса Николаевича Ельцина от 23 апреля 1993. № 281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества», Постановление Правительства РФ № 248 от 1995 г. «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения», закон «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 г., закон «о безвозмездной передаче религиозным объединениям в постоянное пользование земель под зданиями культового назначения» 2004 г., закон от 13 ноября 2010 г «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».
На сегодняшний день имеется ряд сборников, содержащих публикации документов, отражающих отношения Российского государства и Русской Православной Церкви как в прошлом, так и в настоящем. Среди них можно выделить «Собрание законов Российской империи»[17], «Законодательство о религиозных культах. Сборник документов и материалов»[18], и др. В них отражаются те нормативы, которыми руководствовались представители государственных структур в отношении к Церкви. В них законодательно закреплены отношения Церкви и государства. Также интересны по тематике исследования публикации современного Российского законодательства о религии[19].
Делопроизводственные материалы.
- Государственных учреждений федерального уровня. К ним следует отнести материалы о передаче зданий бывшего Ипатьевского монастыря в ведение Костромского Губисполкома (Государственного архива Российской Федерации – далее ГАРФ, фонд А-353, А -2306, материалы Совета по делам религий при Совете Министров СССР (до1965 года – Совет по делам Русской Православной Церкви (ГАРФ, фонд р-6991), важнейшие сведения по Ипатьевскому монастырю содержатся в «Переписной книге церковной утвари Костромского Ипатьевского монастыря» за 1701 г. (ЦГАДА, ф. 237), где приведено описание внешнего и внутреннего вида зданий, перечислены иконы, утварь и книги.
- Государственные учреждения регионального уровня. В эту группу входят фонды Государственного архива Костромской области – далее ГАКО – Костромской Ипатьевский монастырь. Материалы для истории сёл, церквей и владельцев Костромской губернии фонд 712, Писцовая книга г. Костромы фонд 558, Донесение архимандрита Ипатьевского монастыря Гавриила Бужинского фонд 132, Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Костромской Духовной Консистории в правление Костромского кафедрального Ипатьевского монастыря о правилах благоустройства монастырских братств в Костромской епархии фонд 131, Документы и материалы по Советскому периоду Ипатьевского монастыря фонд Р-7; примечательны своими материалами о по истории Ипатьевской обители фонды Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (КГИАИХМЗ) - Синодики дело 24 534 (сейчас фонды ЦИАМ) и Описная книга Костромского мужского Ипатьевского монастыря дело № 235 (сейчас ЦИАМ), фонды ГАНИКО – Государственного архива новейшей истории Костромской области хранят дела о репрессированных священнослужителях, среди которых, находятся дела репрессированных монахов и монахинь Костромских монастырей – фонд 3656.
Материалы фондов представляют большую ценность своими уникальными сведениями по истории монастыря и связанных с ним событий. Они дают возможность увидеть события истории через призму людских судеб.
- Документы церковных учреждений.
а) Общецерковные документы Русской Православной Церкви. К данному типу документов относятся правила и постановления Вселенских Поместных и Архиерейских соборов, которые вошли в юридическую практику Русской Православной Церкви [20], а так же официально опубликованные документы Московского Патриархата [21]. Опубликованные на страницах «Епархиальных ведомостей», «Журнала Московской Патриархии», других изданий, вышедшие в виде отдельных сборников, официальные церковные документы позволяют видеть в динамике законодательное творчество Русской Православной Церкви по самому широкому кругу вопросов, касающихся как внутрицерковной жизни, так и в отношении Церкви с государством и обществом. В них содержатся данные о современном им состоянии Церкви, а так же принимаются решения по принципиальным «богословским, каноническим, богослужебным и пастырским вопросам канонизации святых и утверждению богослужебных чинопоследований»[22].
Обширная информация о положении Русской Православной Церкви в начале ХХ века имеется в большом документальном собрании «Акты Святейшего Патриарха Тихона Московского и всея Руси». Опубликованные документы позволяют исследователю глубже и лучше понимать состояние Церкви, психологию духовенства, мирян, и духовную составляющую эпохи великой Смуты ХХ столетия.
б) Епархиальные документы. Большой интерес для исследования новейшей истории Ипатьевского монастыря представляет архив Костромской епархии. К сожалению, дореволюционный архив Костромской духовной консистории и архив Костромской духовной семинарии, а также архив Костромского церковно-исторического общества были в 1918 г. отданы в ведение Костромского губмузея и размещались то в музее местного края, то в архивах к тому времени ликвидированных учреждений и в помещениях (в частности в подклети Троицкого собора Ипатьевского монастыря), не пригодных ни для работы, ни для хранения. К 1927 г. архив получил постоянные помещения под хранилища в Богоявленском соборе, Салтыковской церкви, полуподвалах на ул. Луначарского (ныне пр. Мира) и в здании бывшего губернского исполнительного комитета (пл. Советская, 1). 16 августа 1982 г. в здании областного архива, располагавшегося в помещении Богоявленско-Анастасииного собора, произошел пожар, в результате которого было утрачено или повреждено около 1/3 части архивных документов. В связи с условиями хранения и пожаром большинство документов, связанных с жизнью и деятельностью Ипатьевского монастыря и Костромской епархии, были утрачены. Нынешний архив Костромской епархии, находящийся в здании Костромского епархиального управления, закрыт для исследователей и представляет собой внутриведомственную структуру.
Архив Церковного историко-археологического музея находится еще в стадии своего становления. В ходе работы над диссертацией автору удалось быть допущенным к некоторым епархиальным документам, которые проливают свет на происходившие в ходе передачи монастыря Церкви события. Ознакомление с подлинными документами позволило детализировать и составить фактическую составляющую работы.
в) Архивы местных православных религиозных организаций. В поисках документального материала приходилось обращаться к архивам местных православных организаций. К большому сожалению, вся архивная информация местных религиозных организаций периода их возникновения, Синодального периода и времени их существования при советской власти была в конечном итоге сосредоточена в Костромском государственном архиве (ГАКО) и Государственном архиве новейшей истории (ГАНИКО). Большая часть ее в ходе закрытия церквей и борьбы с религиозными предрассудками, а также при пожаре Госархива в 1982 г. была безвозвратно утрачена.
Архив ЦИАМ, как писалось выше, еще находится в стадии становления и организации. Катологизация и ситематизация архивов церквей на данном этапе полностью отсутствует. В 2006 г. Костромское церковно-историческое общество ставило перед епархиальным начальством вопрос о собирании архивных документов церквей и монастырей Костромской епархии, но вопрос так и остался без ответа.
В работе над монографией пришлось довольствоваться отдельными документами, которые предоставили настоятели Свято-Троицкой церкви с. Костеньево иерей Н. Цветков и Преображенской церкви с. Фоминское Костромского р-на Костромской области иерей В. Столповский.
- Периодическая печать активно использовалась в ходе написания монографии. Привлекались как дореволюционные церковные и светские издания, такие как «Костромские епархиальные ведомости», «Костромские губернские ведомости», «Костромская старина», «Русский архив», так и послереволюционные «Красный рабочий», «Северная правда», «Волжская новь», «Губернский дом».
В них содержатся различные по своей идеологической направленности материалы, в которых содержатся сведения по истории церквей и монастырей Костромской епархии, что позволяет увидеть объективную картину происходящего.
Церковную периодику, которая была несомненным подспорьем в работе над монографией, можно разделить на центральную и епархиальную. В центральных изданиях Русской Православной Церкви – «Журнале Московской Патриархии», газете «Московский церковный вестник» –содержится много полезной информации о жизнедеятельности Церкви в целом. Для изучения регионального компонента исследования следует обращаться к епархиальным монастырским и приходским изданиям. «Костромские епархиальные ведомости», «Костромские епархиальные ведомости» дореволюционного периода (1888-1918) до сих пор являются актуальным пособием по истории Костромской епархии. В них находятся разносторонние сведения о церквах и монастырях епархии, биографии наиболее выдающихся и деятельных архиереев и священников. Интерес для исследования представляет альманах возрожденного Костромского церковно-исторического общества «Светочъ». На его страницах можно найти ценнейшую информацию как по истории Костромской епархии, так и по проблемам философской направленности. Много материалов представлено на его страницах и о представителях династии Романовых, их связях с Костромской землей.
В век развитие новых информационных технологий все большую актуальность приобретают материалы, размещенные в сети «Интернет». Наиболее объемно материалы по истории Русской Православной Церкви представлены на сайте «Библиотека Якова Кротова», сайте ЦНЦ «Православная энциклопедия» («Седмица»), а так же на сайте управления делами Московской Патриархии («Patriarhia»). К работе по костромскому материалу привлекались сайт Костромского церковно-исторического общества (kocio. kostroma-eparhia. ru) и сайт «Фонда Российской государственности и 400-летия династии Романовых» (kostroma. ru).
Публикации электронных изданий также были использованы в диссертации.
Необходимо отметить, что в диссертации были использованы мемуары и воспоминания свидетелей и очевидцев происходящих в ХХ веке событий. Воспоминания прот. А. Розина, Л. П. Даниловой, Е. П. Замышляевой, Г. В. Виноградовой. Авторы воспоминаний в своих книгах, статьях, дневниках дают свои субъективную, но вместе с тем наиболее правдивую оценку происходивших в стране событий. Примечательны в этой связи воспоминания митрополита Иоанна (Снычева), митрополита Вениамина (Федченкова), архиепископа Василия (Кривошеина), священника Димитрия Дудко, протопресвитера Георгия Шавельского, прот. С. Н. Булгакова[23]. В приведенных мемуарах даются характеристики как личностей, так и эпохи, которой авторы дали свою оценку.
Отдельный вид источников – художественная литература, посвященная времени преодоления Смуты и своеобразной интерпретации происходивших в Церкви и государстве событий. Формируя у читателей определенное эмоциональное отношение к проблематике событий на примере судеб главных героев, авторы дополняют наше представление о тех или иных исторических фактах, взаимоотношениях людей в Церкви и государстве, обществе и Церкви[24].
Указанные виды источников, использованных в монографии, в особенности материалы центральных и региональных, церковных и ведомственных архивов, позволили привлечь новые материалы, некоторые из которых вводятся в научный оборот впервые – все это позволило рассмотреть тему исследования достаточно полно.
Монография, представляемая на суд читателей, – самостоятельное научное исследование и, конечно, носит субъективный характер. Несомненно, данную тематику можно и нужно развивать, тем более что в этом процессе мы идём по проторенному пути наших предшественников Н. Я. Данилевского, А. С. Хомякова, Е. Н. Трубецкого, прот. С. Н. Булгакова, прот. П. Флоренского и мн. др[25].
Сазонов Д.И.
ИСТОРИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ
Автореферат
Машинопись 1994г.
Московская духовная академия
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
[1] Хомяков А. С. Собрание сочинений. Т. 2. М., 1900. С. 225.
[2] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Вильнюс. 1991. С. 275.
[3] Костромаров Н. И. Иван Сусанин. // Исторические монографии и исследования. Кн. 1. Т.1 СПб., 1903.
[4]Очерки истории СССР. Период феодализма. Конец XVв. – нач. XVII в. М., 1955.
[5] Дьяченко Г., прот. Из области таинственного, простая речь о бытии и свойствах души человеческой, как богоподобной духовной сущности. М., 1900-1992. С.14.
[6] Флоренский П., свящ. Столп и утверждение Истины. YMKA-PRESS. Paris. 1989. С. 8.
[7] Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. М., 1998. С. 13.
[8] Там же. С.16.
[9] Карамзин Н. М. История государства Российского.М., 1989; Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1990; Платонов С. Ф. Учебник русской истории. Костомаров Н. И. Исторические монографии и исследования. М. 1989; Ключевский О. В. О русской истории. М.. 1993; Иловайский Д. И. Первый Лжедмитрий // Исторический вестник, 1891. – Т. 46. - № 12; Голубинский Е. Е. История Русской Церкви в 2-х томах. М.: Общество любителей церковной истории, 2002. Каллаш В. В. Россия от Смуты до нашего времени. М., 1991.
[10] Подлипский Павел, епископ. Описание Кострмоского Ипатьевского монастыря. М., 1832; Василевский Тихон, еп. Данные относительно пребывания царя Михаила Федоровича Романова в Ипатьевском монастыре в начале 1613 года. // КЕВ, 1912, № 15; М. Я. Диев, свящ. Историческое описание Кострмоского Ипатьевского монастыря. М., 1858. Островский П. Ф., прот. Исторические записки о Костроме и ее святыне. Кострома. 1864; Домнинский А., свящ. Правда о Сусанине. Свод местных преданий. // Русский Архив. 1871. № 2; Сырцов И.Я. прот. Усыпальницы бояр Годуновых в Костромском Ипатьевском монастыре. М., 1902.
[11] Селифонтов Н. Н. Сборник материалов по истории предков царя Михаила Феодоровича Романова. Ч. 1. СПб., 1898; Скворцов Л. Материалы по Истории г. Костромы. Кострома. 1913; Самарянов В. А. Памяти Ивана Сусанина, за царя спасителя веры и царства живот свой положившего в 7212 (1613) году. Кострома, 1882; Баженов И.В. Костромской Ипатьевский монастырь. Кострома, 1909 г.; Беляев В. В. История Макарьева на Унже и о пребывании в Макарьевском монастыре царя Михаила Феодоровича. СПб., 1907; Вознесенский Е. П. Воспоминания о путешествиях высочайших особ благополучно царствующего императорского дома Романовых в пределах Костромской губернии в XVII, XVIII и текущем столетии. Кострома, 1859; Виноградов Н. Н. Род бояр Романовых и их отношение к Костромской стороне // Материалы по истории, археологии, этнографии и статистике Костромской губернии. Вып. 4. Кострома, 1914; Херсонский И. Летопись Макариева Унженского монастыря. Вып.1. Кострома,1888; Лукомский В. К., Лукомский В. К. Кострома. Исторический очерк и описание памятников художественной старины. М., Прогресс-Плеяда, 2002; Студитский И. М.
[12] Напр.: Соколов В., свящ. Описание и критический разбор рукописей, имеющихся в библиотеке Костромской ученой архивной комиссии и содержащих службу и сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери. Кострома. 1900; Навоев П. Е. Кострома. Юбилейный иллюстрированный путеводитель. СПб., 1913; Троицкий П. С. Костромской край. Историко-археологический очерк. Кострома, 1909; Свиньин П. Ипатьевский монастырь. // Отечественные записки. 1829, май, Ч. 1. Кн. 1.
[13] Устав Костромского церковно-исторического общества. // КЕВ, 1912, № 6, отд оф.; Устав Александровского Православного Братства, состоящего под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством. СПБ., 1885.
[14] Брюсова В. Г. Ипатьевский монастырь. М., 1992 ; Бочков В. Н. Тороп К. Г. Кострома. Путеводитель. Ярославль. 1970; Григоров А. А. Из истории Костромского дворянства. Кострома, 1993; Васильев Л. С. Архиерейский корпус Ипатьевского монастыря. Исторический очерк. // Краеведческие записки /КГИАИХМЗ. Вып. 1. Ярославль, 1973; Сазонов И. Г., прот. История Костромской епархии от ее основания до1900 г. Кандидатская диссертация. На правах рукописи. ТСЛ. 1972; Сазонов Д. И., прот. История Костромского Ипатьевского монастыря. Кандидатская диссертация. На правах рукописи. ТСЛ. 1994; Кудряшов Е. В. Архитектурные памятники Ипатьевского монастыря XVI-XVII //Краеведческие записки/ КГИАИХМЗ. Вып. 1. Ярославль, 1973; Рогов И. В., Уткин С. А. Ипатьевский монастырь. Исторический очерк. М., 2003;Зонтиков Н. А. Иван Сусанин: легенды и действительность. Кострома. 1997; Просторов А. Ю. Костромские святыни. Кострома, 2004, Виноградова С. Г. Образы Троицы в Ипатьевском монастыре. К вопросу о Годуновских вкладах. //«Светочъ». Альманах КОЦИО 2009. № 5; Куколевская О. С. Стенопись Троицкого собора Ипатьевского монастыря. М., 2008; Каткова С. С. Крыльцо Троицкого собора Ипатьевского монастыря. // «Светочъ». Альманах КОЦИО. 2010. № 6; Бурдина Л. В. Синодики и Вкладная книга Ипатьевского монастыря. // «Светочъ». Альманах КОЦИО. 2010. № 6; Ходанов М., прот. Колыбель Дома Романовых. Церковно-исторический очерк о Свято-Троицком Ипатьевском монастыре. Виченца. Италия. 2008.
[15] Флоровский Г. прот. Пути Русского богословия. Вильнюс. 1991; Зеньковский В. В. История русской философии. YMKA-PRESS. Paris. 1989; Дьяченко Г., прот. Область таинственного. М., 1900. Репринт.1992; Снычев Иоанн, митр. Русь соборная. Очерки христианской государственности. СПб., 1995; Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. М., 1998; Федотов Г. П. Судьба и грехи России. Т. 1. СПб., 1991; Валишевский К. Иоанн Грозный. Репринт 1912. М., 1989; Винберг Ф. Крестный путь. Репринт. СПб., 1997; Гумилев Л. Н. От Руси до России. М., 2006; Фомин С. Россия перед вторым пришествием. Материалы к очерку русской эсхатологии. ТСЛ. 1993; Большаков В. И. По закону исторического возмездия. М., 1998; Закатов А. Н., Лукьянов Г. Ю. В подвале Ипатьевского дома. Документы и материалы. М., 2009.
[16] Альманах КОЦИО «Светочъ» 2007, 2008, 2009, 2010; Романовские чтения. Материалы конференции. Кострома. 2008, 2009, 2010.
[17] Полное собрание законов Российской империи. Т.2. СПб., 1830.
[18] Законодательство о религиозных культах. Сборник материалов и документов «Для служебного пользования». М., 1971.
[19] См.: Вероисповедная политика Российского государства. М., 1993.;Правовые основы религиозной деятельности в России. М., 2002; Государство и религиозные объединения. М., 2002.
[20] Каноны, или книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. Монреаль, Канада, 1974.
[21] См.:Поместный Собор Русской православной Церкви. Материалы. Изд. Московской Патриархии. 1990; Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя.13-16 августа, 2000. Материалы. М., 2001; Материалы связанные с вопросом о канонизации царской семьи. М., 1996;
[22] Поместный Собор Русской Православной Церкви. Материалы. Изд. Московской Патриархии. 1990. С. 29.
[23] См.:Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М., 1994; Василий (Кривошеин), архиепископ. Воспоминания. Письма. Н. Новгород, 1998; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994; Шавельский Г., протопресвитер. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. М., 1996; Питирим (Нечаев), митр. Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима. СПб., 2007; Булгаков С., прот. Автобиографические заметки. YMKA-PRESS. Paris. 1991.
[24] Дмитриев К. Собрать Русь. М., Пересвет. 1993; Алтаев А. Гроза на Москве. М., 1993; Алексеев Н. Розы и тернии. Рабы и владыки. М., Пересвет. 1993; Федотов А. А. Свет во тьме. Исторические повести. Иваново. 2011.
[25] Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991; Хомяков А. С. Полное собрание сочинений в 8 томах.М., 1900; Трубецкой Е. Н. Метафизическое предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства. М., 1917. Булгаков С. Н. Трансцидентальные проблемы религии // Вопросы философии и психологии. 1914. Кн.125; Флоренский П. А. Вопросы религиозного самопознания. Сергиев Посад. 1907.