Протоиерей Павел Острогский. Жизненный очерк

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Статьи

01Будущий священномученик Павел Острогский родился 7 июля 1877 г. в с. Прискоково Костромского уезда (ныне - Красносельский р-н Костромской обл-ти) в семье потомственных священнослужителей. В 1892-1898 гг. он обучался в Костромской духовной семинарии, после окончания которой два года работал учителем церковно-приходской школы в своем родном Прискоково.

2 июня 1901 г, в костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре епископ Виссарион (Нечаев; 1823-1905) рукоположил Павла Острогского во диакона, а на следующий день, 3 июня, в Богоявленском кафедральном соборе во священника Никольской церкви с. Николо-Трестино вблизи Костромы, где о. Павел прослужил до 1917 г. Трудясь на приходе в Трестино, о. Павел Острогский много внимания уделял делам милосердия, о чем свидетельствуют газеты того времени. Так, в мае 1909 года на праздник Святой Троицы в деревне Малое Андрейково, входившей в трестинский приход, вспыхнул пожар: сгорело 14 изб, большая часть жителей деревни осталась без крова. Отец Павел всячески старался помочь погорельцам и даже писал в газету "Костромская жизнь": "Зная горячую отзывчивость русского человека на помощь каждому несчастному, обращаюсь ко всем добрым людям с призывом помочь несчастным погорельцам, кто чем может...".

02Не переставал о. Павел Острогский заботиться и о духовном воспитании и образовании своих прихожан: весь период своей службы в Николо-Трестино он являлся заведующим Николо-Трестинской церковно-приходской школы. С 1901 г. при Никольском храме села Трестино действовало также общество трезвости.

В 1921 г. о. Павел начинает свое служение в храме свв. мучч. Александра и Антонины в с. Селище (в начале 30-х. гг. XX в. это село вошло в городскую черту Костромы), здесь особенно проявляется его вера забота о пастве. Сохранились сведения, что даже в день своего тезоименитства он считал своим долгом посетить отдаленные места селищенского прихода, проходя пешком десятки километров.

По свидетельству старожилов Селища, о. Павел Острогский пользовался очень большим уважением среди прихожан, которых привлекал своей добротой, отзывчивостью и трудолюбием. Особенно он любил детей и всегда носил с собой коробочку леденцов, которыми обычно угощал встречных ребятишек.

Но уже в 1923 г. на новом месте службы протоиерей Павел попадает под следствие органов ОГПУ по обвинению в "контрреволюционных действиях". Очевидно, что он подвергался преследованиям за веру и вызывал интерес у чекистов не столько из-за своей принадлежности к церковному сословию, сколько за свою активную церковную позицию.

03По благословению свщмч. Никодима (Кроткова,+1937) тогда управлявшего Костромской епархией, о. Павел помог поселиться в Селище ряду освободившихся ссыльных, в том числе свщмч. Макарию (Кармазину; 1875-1937), бывшему епископу Днепропетровскому, и выдающемуся церковному историку, в прошлом профессору Московской Духовной академии, Николаю Ильичу Серебрянскому (1872-1940).

Еще до приезда о. Павла в церковной сторожке храма св. мчч. Александра и Антонины поселились монахини из Назаретской пустыни: Таисия (Борисова), (Митродора) Моисеева и Рахиль (Добровольская), которые трудились при храме и были сомолитвенницами свмшч. Павла.

Сама помощь людям, осужденным ранее по обвинению в "контрреволюционных" деяниях или лишенных гражданских прав, была для того времени делом крайне опасным. Но о.Павел, укрепляемый верой во Христа Спасителя, старался исполнять заповеди Христовы, невзирая на возможные преследования. Уже в начале 1933 г. прот. Павел Острогский создал при своем храме нелегальную кассу для помощи ссыльным священникам и их семьям.

В своих проповедях с церковного амвона свщмч. Павел обличал насильственные мероприятия советской власти, направленные на уничтожение православной веры и Церкви, призывал твердо стоять за веру Христову.

04В конце сентября - начале октября 1934 г. органы НКВД произвели в Селище аресты группы прихожан Александро-Антониновского храма, в основном - бывших ссыльных. 30 сентября был арестован еп. Макарий, а 8 октября прот. Павел Острогский. Всех арестованных, обвиненных в членстве в т.н. "контрреволюционной группе", отправили в г. Иваново (Костромской край входил в то время в Ивановскую область), где заключили во внутреннюю тюрьму УНКВД.

По биографическим данным известно, что о. Павел Острогский подвергался репрессивно-следственным действиям 4 раза: в 1923 г., в 1930, 1934 и 1937 гг.

Во время ареста и заключения о. Павел держался стойко, его ответы на допросах служат доказательством исповедания им православной веры. 17 марта 1935 г. Особое совещание при НКВД СССР приговорило прот. Павла Острогского к 5 годам ссылки в Казахстан, куда он был и направлен. Отец Павел, как истинный пастырь, и там не прекращал проповеди слова Божия. В период отбывания административной ссылки в Чуйском р-не Алма-Атинской области Казахстана Острогский Павел Федорович за "ведение среди населения антисоветской агитации, направленной против мероприятий партии и советского правительства" постановлением тройки УНКВД Алма-Атинской области от 10 декабря 1937г. приговорен к высшей мере наказания (расстрелу). Приговор приведен в исполнение 13 декабря 1937 г.

Так завершился земной путь исповедника и священномученика Павла Острогского. В том же году был расстрелян и владыка священномученик Макарий (Кармазин), а в 1940 году умер в ссылке проф. Н. И. Серебрянский.

По биографическим данным известно, что о. Павел Острогский подвергался репрессивно-следственным действиям 4 раза: в 1923 г., в 1930, 1934 и 1937 гг.

Уже после кончины протоиерея Павла появились свидетельства его чудесной помощи и заступничества перед Богом. Дочь свщмч. Павла Ираида Павловна Острогская рассказывала, как отец наказывал ей, что "если будет худо, трудно, безнадежное дело, то и после смерти обращайтесь ко мне, и на том свете я за вас помолюсь". Она же свидетельствовала, что после молитв к нему всегда получала помощь и верила, что по его молитвам произошло чудо, и она сама спаслась от репрессий.

 

Храмы и монастыри

Жемчужина Костромы

При въезде в город Кострому, рядом с транспортной развилкой, при спуске с моста, возносит свои купола увенчанные крестами и колокольней знаменитый своим изяществом и уникальный своими фресками архитектурный ансамбль храма Воскресения на Дебре и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение. Выдающийся памятник русской духовной и художественной культуры XVII века.

Три столетия тому назад был построен один из величественнейших в своем великолепии храм в память тридневного Воскресения Христа, явившийся жемчужиной в ожерельи храмов Костромы, да и всего Поволжья. Престольным праздником его принято считать праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее, 26 сентября 335г.). «На Нижней Дебре» - прибавление к названию церкви, указывает на расположение храма, который стоит на месте некогда дремучего леса – Дебри. В этих местах лесная чаща делилась на Нижнюю, на которой и стоит храмовый комплекс, и Верхнюю Дебри.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святитель Митрофаний Воронежский и костромская земля

Святитель Митрофаний Воронежский в 1675-1682 гг. был настоятелем знаменитого костромского Макариево-Унженского монастыря. В жизни святителя эти годы оставили значительный след. Приняв сан воронежского епископа, в 1682 г. Митрофаний прислал грамоту своему преемнику, игумену Ионе, в которой писал: «…а мы за дом Живоначальной Троицы и чудотворца Макария ныне и впредь будем заступать и работать, а милость Божия и Пресвятыя Богородицы молитвы и нашего смирения благословения с вами есть и будет, ныне и во веки…»[1]. В 1703 г. перед кончиной святитель принял схиму с именем Макарий в честь преподобного[2]. В свою очередь в обители хранили память о пребывании здесь святителя Митрофания. После его канонизации в 1832 г. в Благовещенском соборе, построенном при будущем воронежском епископе, был устроен придел Митрофания Воронежского[3].  

Подробнее...

Статьи

«Монастырские слуги» и «монастырские детёныши»

О монастырских слугах и детёнышах документы заговорили тогда, когда они стали играть в монастырском хозяйстве довольно заметную роль. Их использовали на разных работах, как внутри монастыря, так и за его пределами: они были конюхами, пастухами, сторожами, рыболовами, бортниками, ремесленниками и т.п. По мере увеличения территории монастыря, в связи со строительством новых пристроек, зданий, конюшен, амбаров и т. д., росло и число монастырских слуг. Они получали от монастыря жильё, одежду и продовольствие, частично также и денежное вознаграждение, обычно в виде подарков к Рождеству, Пасхе, Троице или в день святых апостолов Петра и Павла. Эта группа людей состояла из обедневших крестьян, которые уже не могли и не хотели обрабатывать свои земельные наделы, из слобожан, инвалидов войны и т. д. В XVII веке монастырские слуги обычно заключали с монастырем устный договор или письменную порядную запись (письменное обязательство о вступлении во временную феодальную зависимость с перечислением условий работы).

Подробнее...