Священник Смирнов Лавр Николаевич (1876-1937)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Священник Смирнов Лавр Николаевич (1876-1937)

Лавр Николаевич Смирнов родился 26 июля по ст. ст. (8 августа по н.ст.) 1876 года в селе Верхнемежском, Кологривского уезда, в семье священника. Окончил курс обучения в Костромской духовной семинарии по второму разряду в 1898 году.

С 15 октября 1902 г. по 1 октября 1904 г. состоял учителем министерского двухклассного училища. С 15 октября 1904 г. по 1 января 1905 г. состоял надзирателем Вятской Духовной Семинарии. Был рукоположен в священника Георгиевской церкви села Верхнемежского (сейчас с.Георгиевское) Кологривского уезда в сентябре 1905 г.

image002Состоял законноучителем Земских народных училищ: Дубровнского, Новинского и Георгиевского с 1905 г. по 1 сентября 1911 г. Был законноучителем Высшего начального училища.

За “отлично-усердную службу по духовному ведомству” был награжден Набедренником; скуфьею — ко дню Святой Пасхи 1915 г. Имел священническую грамоту, а также медаль в память 300-летия Дома Романовых.

Владел деревянным домом с хоз. постройками на церковной земле.

Его женой была Зинаида Ивановна (урожденная Добролюбова), дочь священника Спасской церкви с. Нижнемежское, Кологривского уезда, Ивана Васильевича Добролюбова. У них родилось шестеро детей, из них до взрослого возраста дожили четверо: Татьяна, Сергей, Владимир и Ольга.

Его сын - Сергей, вспоминал об отце как о строгом, волевом, справедливом и в то же время спокойном и добром человеке.

После прихода Советской власти о.Лавр, помимо служения, преподавал математику в местной школе.

Был арестован 18 ноября 1937 г. По воспоминаниям очевидцев, его арестовали у дверей храма, а крест сорвали и бросили в толпу. Его обвинили в контрреволюционной деятельности и приговорили к расстрелу с конфискацией имущества. Был расстрелян 11 декабря 1937 г., а реабилитирован — 26 апреля 1989 г.

image003

Конфискованный дом стали использовать как почтамт, а матушка с детьми были вынуждены сменить место жительства — фактически, бежать. Шли по деревням, полуголодные и босые, но, с Божьей помощью, добрались до Алма-Аты, где жил брат м. Зинаиды — Анатолий Иванович Добролюбов. О смерти о.Лавра матушка узнала значительно позже; сама она дожила до глубокой старости.

 

Храмы и монастыри

Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Наружные росписи середины XVII века

В 1956 году Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская приступила к комплексной реставрации всех зданий ансамбля Ипатьевского монастыря и стенного письма в Троицком соборе.(1) Проект реставрации был тщательно проработан. Был выявлен и собран большой комплекс документальных и иконографических материалов в библиотеках, музеях и архивах страны. С особым вниманием изучались документы реставрационных работ 1912-1913 годов.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архимандрит Михаил (Беляев; 1925 - 2009)

Архимандрит Михаил (в миру – Михаил Александрович Беляев) родился 8 ноября 1925 года в деревне Семунино Буйского района Костромской области в благочестивой, искренне верующей крестьянской семье. В 1938 году окончил пять классов неполной средней школы, однако ранняя смерть матери, скончавшейся в 1939 году, не дала будущему пастырю возможности продолжить образование. С началом войны на фронт ушел его отец Александр Васильевич, а в 1943 году в армию призвали и восемнадцатилетнего Михаила. Он стал сапером, сражался под Выборгом, на финской границе, в июне 1944 года был тяжело ранен, а в декабре — контужен. В марте 1945 года рядовой Михаил Беляев вернулся в строй, но с днем Победы его военная биография еще не завершилась: стрелковый полк, в котором он служил, был переведен на Дальний Восток и принимал участие в разгроме японских войск. В январе 1946 года двадцатилетний фронтовик, награжденный медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и «За победу над Японией», вернулся в родной колхоз. Но скоро Михаилу пришлось пережить еще более тяжелые испытания.

Подробнее...

Статьи

Костромское романоведение: темы и проблемы

Романоведение, возникшее в Костроме чуть ли не в 1613 году и со временем сделавшееся одним из главных направлений костромского краеведения, в 1913 году насчитывало свыше двухсот исследований, наиболее ранними из которых были костромские Писцовая [127] и Дозорная [125] книги, Летописец костромской краткий [105] и сказания о явлениях и чудесах икон Федоровской в Костроме [106] и Владимирской в Нерехте [107]. К исходу следующего столетия в «Истории о первоначалии и происшествиях города Костромы» [126] и «Кратком историческом известии о граде Костроме» [104] Николая Степановича Сумарокова и «Описании Костромского наместничества вообще» [38, 134] и «Собрании исторических известий, относящихся до Костромы» [37] Ивана Кузьмича Васькова наметились и основные темы костромского романоведения – избрания, сватовства, венчания и благословения на царство первого из Романовых, происхождения, землевладения и пребывания Романовых в Костромском крае и благодеяний ему, а также преданности им костромичей, увековечения памяти о них и пр.

Подробнее...