Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Свою связь с Боровским краем обитель сохраняла на всем протяжении XV века. Как известно, последний князь Серпуховско-Боровского княжества Василий Ярославич (внук героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго) в 1446 году сыграл во многом решающую роль в поддержке низложенного и ослепленного великого Московского князя Василия Васильевича. В 1456 году Василий Васильевич от платил ему самой черной неблагодарностью: серпуховско-боровский удел был ликвидирован, а самого Василия Ярославича арестовали и сослали вначале в Углич, а потом в Вологду, где он и умер в 1483 году, проведя в заключении 27 лет. Его сыновья, разделившие с отцом заточение, князья Андрей, Василий и Иван, пред положительно в конце XV — начале XVI веков были погребены в со борном храме монастыря вблизи от могилы почитаемого ими преподобного Никиты (вероятно, несчастным

князьям на склоне лет разрешили по селиться в обители, основанной святым старцем Никитой).

До середины XVI века все строения монастыря были деревянными.

23 апреля 1559 года в обители торжественно заложили каменный Богоявленский собор. Инициатором его строительства был игумен Исайя; (Шапошников), а одним из наиболее крупных жертвователей являлся князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя Ивана Грозного. В течение шести лет, как полагают, ростовскими мастерами был возведен величественный храм - пятиглавый, четырехстолпный, трехабсидный, на высоком подклете. Его освящение состоялось в 1565 году (в начале XVII века собор с трех сторон обнесли галереей, а с се верной стороны пристроили при дельный Никольский храм). В 1569 году князь Владимир Андреевич, проезжая через Кострому, посетил Богоявленский монастырь, где братия во главе с игуменом с честью встретила его. В конце того же года князя Владимира, как известно, убили по приказу Ивана Грозного в Александровской слободе. Царский гнев обрушился в связи с этим и на безвинных богоявленских иноков: значительная их часть вместе с игуменом Исайей была также казнена в 1570 году (игумена Исайю, жертву бессмысленной жестокости царя, по гребли в подклете построенного им Богоявленского собора).

В эпоху Смутного времени, в конце 1608 года, отряды Лжедмит-рия II («Тушинского вора») во главе с А. Лисовским во время захва та Костромы осадили Богоявленскую обитель. Монахи вместе с монастырскими крестьянами мужественно защищались. Однако 30 декабря 1608 года тушинцы ворвались в монастырь, подвергнув его грабежу и разгрому. При этом по гибли 11 иноков: три иеромонаха -Трифилий, Макарий и Савватий, иеродиакон Афиноген, иноки Вар-лаам, Дионисий, Иов, Кирилл, Максим, Иоасаф и Гурий, 5 монастырских служебников: Василий, Иван, Стефан, Никита и Диомид, и 38 монастырских крестьян (последующие поколения насельников монастыря вплоть до революции ежегодно совершали 30 декабря заупокойные службы в память о погибших защитниках обители).

По-видимому, уже с начала XVII века Богоявленскому монастырю покровительствует известный боярский род Салтыковых, создавший в стенах обители своё родовое кладбище. Судя по всему, первым из Салтыковых в подклете Богоявленского собора был погребен окольничий Михаил Михайлович (в иноках Мисаил, + 1608). Здесь же завершился земной путь его сыновей — бояр Бориса Михайловича(+ 1644) и Михаила Михайловича (+ 1671), пользовавшихся из-за родства с царем большим влиянием при дворе Михаила Федоровича Романова; его внука Петра Михайловича (+ 1690) — видного деятеля в царствование Алексея Михайловича, возглавлявшего Малороссийский приказ в эпоху воссоединения России и Ук раины; его правнука стольника Федора Петровича (+ 1682), погибшего в Москве во время стрелецкого бунта, и других.

Игравшие важную роль при первых Романовых Салтыковы заботи лись о благоустройстве костромской обители, где находилось их родовое кладбище. С начала XVII века в монастыре началось большое каменное строительство, ведшееся преимущественно на пожертвования Салтыковых. Уже в первые годы XVII века наряду с придельным Никольским храмом в обители была построена церковь святого Иоанна Богослова, освященная 8 мая 1610 года патриархом Гермогеном. После завершения Смутного времени каменное строительство в монастыре возобновилось. В 1607-1618 годах была возведена двухэтажная двуглавая Трехсвятительская (позднее — Сретенская) церковь, в 20-е годы над монастырем

вознеслась столпообразная звонница с храмом во имя Преподобного Сергия Радонежского в нижнем ярусе. В 1642-1648 годах вокруг обители, взамен деревянных, были выстроены каменные стены с шестью башнями, превратившие монастырь в мощную крепость (в числе основных вкладчиков на её строительство наряду с боярином М. М. Салтыковым был и патриарх Иосиф). В 1667-1672 годах Богоявленский собор был расписан артелью костромских живописцев во главе с Г. Никитиным и С. Савиным. К концу XVII века архитектурный ансамбль монастыря достиг своего расцвета, представляя собой выдающийся памятник русского зодчества ХУ1-ХУН веков. В 50-е годы XVIII века ансамбль дополнила освященная в 1760 году Никольская («Салтыковская», как обычно называли её костромичи) церковь — блестящий образец стиля барокко, — сооруженная над гробницей генерал-майора М. П. Салтыкова его вдовой Е. М. Салтыковой.

Реформа 1764 года, в ходе которой у монастырей были изъяты их вотчины, резко подкосила благосостояние Богоявленской обители: новое строительство прекратилось, уже по строенные сооружения десятилетия ми не ремонтировались и ветшали. В 1814-1847 годах в стенах монастыря размещалась Костромская Духовная семинария, лишившаяся из-за пожа ра своих помещений в упраздненном Спасо-Запрудненском монастыре на окраине города. Конечно, монастырю было трудно принять несколько сот семинаристов, и поэтому учебные, жилые и хозяйственные помещения семинарии были разбросаны по всей обители, что, разумеется, причиняло большие неудобства. С другой стороны, само пребывание в овеянных поэзией старины стенах монастыря не могло не оказать своего влияния на учащихся семинарии. Бывший в числе тогдашних семинаристов Н. Н. Страхов (1828-1896), впоследствии известный публицист и философ, пи сал в своих воспоминаниях: «...следует помянуть добром этот Богоявленский монастырь, где я прожил пять лет... Это был беднейший, почти опустошённый монастырь; в нём было, кажется, не больше 8 монахов; но это был старинный монастырь, основанный еще в XV веке. Стены его были облуплены, крыши по местам оборваны, но это были высокие крепостные стены, на которые можно было восходить, с башнями по углам, с зубца ми и бойницами по всему верхнему краю. Везде были признаки старины: тесная соборная церковь с темными образами, длинные пушки, лежавшие кучей под нижним открытым сводом, колокола со старинными надписями. И прямое продолжение этой старины составляла наша жизнь: и эти монахи со своими молитвами, и эти пять или шесть сотен подростков, сходившихся сюда для своих умственных занятий... В нашем глухом монастыре мы росли, можно сказать, как дети России. Не было сомнения, не было самой возможности сомнения в том, что она нас породила и она нас питает, что мы готовимся ей служить и готовимся оказывать ей повиновение, и всякий страх, и всякую любовь».

Среди ректоров семинарии были люди, оставившие заметный след в истории Русской Православной Церкви. В первую очередь надо назвать

архимандрита Макария (Глухарева, 1792-1847), бывшего ректором семинарии и одновременно настоятелем Богоявленского монастыря с 1821 по 1824 годы (позднее архимандрит Макарий с 1830 по 1844 год являлся главой Алтайской православной миссии и известен как апостол Алтая). По инициативе о. Макария одна из крепостных башен монастыря была перестроена в сохранившуюся доны не церковь Смоленской иконы Божией Матери. В числе наиболее известных выпускников семинарии периода её пребывания в Богоявленском монастыре были митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Москвин), епископ Порфирий (Успенский) - первый начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, востоковед и путешественник, протоиерей П. Ф. Островский — костромской церковный историк, дядя драматурга А. Н. Островского, протоиерей А. В. Горский — ректор Московской Духовной Академии, богослов, церковный историк, и многие другие.

Конец пребыванию семинарии в Богоявленской обители положила та же причина, что и изгнала её из Спасо-Запрудненского монастыря. Страшный пожар в начале сентября 1847 года, испепеливший чуть ли не всю Кострому, нанес огромный ущерб и монастырю. Семинарию из его стен было решено вывести, а сам монастырь упразднить.

В 1848 году было принято решение о строительстве на месте упраз дненной обители нового здания семинарии. В силу этого решения в 50 - начале 60-х годов были разобраны (а если не удавалось разобрать, то их взрывали порохом): монастырская звонница, Сретенская (Трехсвятительская) церковь, часть крепостных стен и башен, началось и разрушение Богоявленского собора (уже разобрали его галереи и Никольский придел). К счастью, про тесты горожан и личное вмешательство наследника престола Николая Александровича спасли древний монастырь от полного уничтожения.11ерелом к лучшему произошел в 1863 году, когда было решено объединить бывшую Богоявленскую обитель с находящимся неподалеку Крестовоздвиженским-Анастасииным женским монастырем. Решающую роль в возрождении монастыря, ставшего женским, принадлежит, во-первых, епископу Костромскому и Галичскому Платону (Фивейскому), а во-вторых, игуменье Марии (Давыдовой, 1822-1889), которую историк И. В. Баженов по праву считал «бессмертной в истории этого монастыря».

Происходившая из известного московского дворянского рода, игуменья Мария (в миру София Дмитриевна Давыдова) в 1847 году по ступила послушницей в Крестовоздвиженско-Анастасиин монастырь. Пройдя ряд ступеней послушания, она в 1858 году приняла монашеское пострижение, а в начале 1863 года была возведена в сан игуменьи и возглавила Крестовоздвиженско-Анастасиин монастырь. Глубоко переживая за судьбу пребывающего в развалинах Богоявленского монастыря, она в 1863 году предложила епископу Платону объединить его с её обителью. Тем самым игумения брала на себя большую ответственность, так как огромных средств, требуемых на восстановление монастыря, у неё, конечно, не было, она предполагала собрать их в основном за счет пожертвований. В конце 1863 года Синод разрешил объединить оба монастыря в один под на званием Богоявленско-Анастасиин. Возрождение Богоявленской обители началось 6 января 1864 года, когда многочисленный крестный ход после освящения воды на Волге про следовал к её руинам, где в церкви Смоленской иконы Божией Матери — единственном уцелевшем храме мо настыря — состоялась служба. Обращаясь к присутствующим, владыка Платон тогда сказал: «Кто, братие, из преданных православной Церкви при виде развалин сей древней обители не скорбел об ее запустении и не желал восстановления оной в пре жнем благолепии (а мы видели, какая была об этом скорбь!)? <...> Возрадуйся ныне о Господе ты, сонм иночествующих дев! Ты наследуешь досточтимое место. Сия древняя обитель освящена вековыми молитвами, лощениями, бдениями, коленопреклонениями и другими подвигами иноческими и орошена кровию мучеников, положивших здесь живот свой за веру, царя и отечество. Знаем, что вам, сестры о Господе, предлежит много забот, скорбей, трудов и слез при восстановлении этих развалин. Но неизреченна благость Господа Бога ко всем верующим и уповающим на Него...»

Появление у обители истинных хозяев не могло не изменить ситуацию к лучшему: в 60-70 годах XIX века в ней непрерывно шли восстановительные и строительные работы. В 1864-1869 годах к Богоявленскому собору пристроили так называемый «новый собор», в котором храм XVI века стал служить алтарем. В 1865 году западную башню ограды перестроили в колокольню. В 60-е годы был возведен ряд жилых корпусов (больничный, рабочий), восстановлены разрушенные башни участки крепостных стен. После объединения обеих обителей игумения Мария смогла создать бывшем Крестовоздвиженско-Анастасиином монастыре сеть учебно-благотворительных учреждений: 864 году здесь было открыто училище для девиц бедных родителей, в 13 году — первая в России лечебница для сельского населения, в 78 году — фельдшерские курсы (в 86 году преобразованные в курсы я сестер милосердия Красного Креста). В русско-турецкую войну 1877-1878 годов и в Первую миро-го войну 1914-1918 годов здесь помещались лазареты для раненых. Во второй половине XIX — начала XX века возрожденный Богоявленско-Анастасиин монастырь неоднократно посещали представители царственного Дома Романовых.

В 1866 году — наследник престола Александр Александрович (будущий император Александр III), в 1881 году — император Александр III с императрицей Марией Федоровной и наследником престола Ни колаем Александровичем (будущим императором Николаем II). В 1913 году во время торжеств в честь 300-летия Дома Романовых монастырь посетила императрица Александра Федоровна с наследником Алексеем Николаевичем и четырьмя великими княжнами. В 1913-м и 1916 годах монастырь посещала великая княгиня преподобномученица Елизавета Фёдоровна, в 1897 и 1902 годах святой праведный протоиерей отец Иоанн Кронштадтский.

После революции судьба находящегося в центре Костромы монастыря была предрешена: в начале 1919 года новая власть закрыла обитель, сестер из неё изгнала (последней настоятельнице игуменье Сусанне (Мельниковой) удалось эмигрировать в Польшу), а в бывших монастырских строениях устроили общежития кооператива «Безбожник».

Еще несколько лет продолжались богослужения в Богоявленско-Анастасиином соборе, ставшем после закрытия обители приходским храмом, но в 1925 году его закрыли, и в здании собора разместился губернский архив. В 20-30 годах ансамбль монастыря понес страшный урон: в 1928 году были разобраны крепостные стены и башни (из полученного кирпича по бывшей линии стен по строили два трехэтажных дома), в середине 30-х годов разрушили Никольскую («Салтыковскую») церковь, уничтожили старинное кладбище, засыпали поэтичный монастырский пруд. Территория монастыря была загромождена сараями, поленницами дров, свалками мусора. Так продолжалось несколько десятилетий. В 1982 году в результате пожара, вспыхнувшего в находящемся в Богоявленско-Анастасиином соборе областном архиве, был нанесен огромный ущерб и документам архи ва, и зданию собора. От огня, от которого плавились решетки на окнах, очень сильно пострадали фрески Гурия Никитина и Силы Савина. В80-е годы шла реставрация собора, в котором предполагалось устроить зал органной музыки.

Второе возрождение в истории монастыря началось на рубеже 80-90 годов, когда Костромская епархия желая иметь кафедральный собор, обратилась к властям с просьбой о возвращении Богоявленско-Анастасииного храма монастыря Русской Православной Церкви. У возрождения собора именно как православного храма оказалось не мало противников (настаивавших на устройстве зала органной музыки), но всё-таки здравый смысл возобладал, и 19 марта 1990 года возведенный во времена Ивана Грозного собор был возвращен Костромской епархии. Одновременно началось и возрождение обители.

4 февраля 1991 года — в канун Собора Костромских святых — епископ Костромской и Галичский Александр (Могилев) отслужил в Богоявленско-Анастасиином соборе первое с 1925 года всенощное бдение, а утром 5 февраля — первую Боже ственную литургию. 26 марта 1991 года в Кострому из Пюхтицкого Успенского женского монастыря в Эстонии прибыла группа инокинь во главе со старшей монахиней Иннокентией (Травиной). Глубоко символично, что основательницей в 1891 году Пюхтицкой обители была игумения Варвара (Блохина), направленная в Эстляндию из костромского Богоявленско-Анастасиина монастыря. Судьба Пюхтицкой обители в XX веке сложилась более счастливо: она уцелела, и, спустя сто лет, именно сестры из Пюхтицы начали возрождение монастыря в Костроме.

Торжественное освящение Богоявленско-Анастасиина собора было совершено епископом Александром 17 августа 1991 года. На следующий день, 18 августа 1991 года, много людным крестным ходом сюда пере несли главную святыню костромского края — Феодоровскую икону Бо-жией Матери. 29 августа 1991 года старшая монахиня Иннокентия (Тра вина) епископом Александром была возведена в сан игумений.

В начале 90-х годов возрождаю щейся обители возвратили ряд быв ших зданий монастыря. В числе первых шагов молодой иноческой общины было создание традиционных монастырских учреждений — богадельни для престарелых и инвалидов и детского приюта. Вслед за Богоявленско-Анастасииным собором в августе 1991 года была возрождена и церковь Смоленской иконы Божией Матери с её главной святыней — чудотворной фреской Смоленской Божией Матери. Возрожден и третий храм, устроенный в 1867 году в крипте Богоявленско-Анастасиина собора во имя преподобного Никиты Костромского, его учителя Пре подобного Сергия Радонежского и великомученика Никиты.

Возобновленную обитель дважды посещал Предстоятель Русской Православной Церкви. 7 и 8 мая 1993 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II провел службы в Богоявленско-Анастасиином соборе. Вновь посетив Кострому в связи с 250-летием Костромской епархии, патриарх Алексий служил в соборе 23 и 24 июля 1994 года.

В течение 90-х годов Богоявленско-Анастасиин монастырь сыграл большую роль в восстановлении оби телей костромского края. Сестры начали возрождение ряда древних монастырей: Макариево-Унженского, Троице-Сыпанова и Макариево-Писемского. В ноябре 2001 года монастырь торжественно отметил 575-летие основания и 10-летие возрождения.

В настоящее время произведена реставрация возвращенного обители в 2001 году Восточного корпуса - памятника архитектуры. Проведено обновление интерьеров собора и выполнена роспись его стен, изготовлена новая киот-сень для Феодоровской иконы Божией Матери, обновлена побелка колокольни, Смоленской церкви и монастырских стен, возведена новая стена с южной стороны.

Можно говорить о состоявшемся возрождении монастыря в ХХ веке.

Святыни монастыря:

- чудотворная Феодоровская икона Божией Матери;

- чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери;

- святые мощи преподобного Никиты Костромского (почивают под спудом в подклете Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора);

- святые мощи преподобного Тимона, старца Недеевского;

- крест-мощевик с частицами 278 святых( из бывшего Богородицкого Игрицкого монастыря);

- складень- мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы (из Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря).

Адрес: Кострома, ул. Симановского (Богоявленская), 26.

 

Храмы и монастыри

Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Наружные росписи середины XVII века

В 1956 году Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская приступила к комплексной реставрации всех зданий ансамбля Ипатьевского монастыря и стенного письма в Троицком соборе.(1) Проект реставрации был тщательно проработан. Был выявлен и собран большой комплекс документальных и иконографических материалов в библиотеках, музеях и архивах страны. С особым вниманием изучались документы реставрационных работ 1912-1913 годов.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик Никодим (Кротков), архиепископ Костромской и Галичский (1868-1938)

Память 23 января (5 февраля) и 8 (21) августа)

Архиепископ Костромской и Галичский Никодим (в миру Николай Васильевич Кротков) родился 29 ноября 1868 года в с. Погрешило Середского уезда Костромской губернии (ныне Ивановской области) в семье священника.

Подробнее...

Статьи

Митрополит Антоний (Кротевич): к вопросу о неодозначности оценок и определений личности.

Аннотация. На основании документов в статье показана однобокость и предвзятость оценок, применяемых к личности митрополита Тамбовского и Мичуринского Антония (Кротевича). Открытые в ходе исследования документы свидетельствуют о том, что многие действия и поступки митрополита во многом были обусловлены государственно-церковными отношениями того периода времени и обстоятельствами, сложившимися благодаря историческим реалиям жизни в атеистическом государстве, законодательство которого в отношении к религии не способствовало свободному развитию деятельности верующих. Удалось установить, что приписываемое митрополиту конфликтность и грубость в общении с людьми было продиктовано во многом состоянием церковной жизни и обстановки, сложившейся в послевоенный период времени, а также, нахождением его в местах лишения свободы. Из анализа документов следует сделать вывод о необходимости переоценки личности и деятельности митрополита Антония.

Подробнее...