Протодиакон Василий Степанович Померанцев (1875 – 1931).

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Василий Степанович Померанцев родился в 1875 г. в семье псаломщика Никольской церкви с. Корба Кинешемского уезда Костромской губернии. В Костромской духовной семинарии он учился на одном отделении с Вениамином Преображенским (св. Василий, еп. Кинешемский), Александром Кротковым (свщмч. Никодим, архиепископ Костромской и Галичский), Александром Поздеевским (свщмч. Феодор, епископ Волоколамский). В 1897 году он становится диаконом Успенского кафедрального собора г. Костромы.

Одновременно со службой в соборе о. Василий работал законоучителем и учителем пения в Алексеевской воскресной школе, а также в Зотовской двухклассной школе в фабричном районе города, библиотекарем при соборе и законоучителем приходского училища г. Костромы. В 1907 г. о. Василий утверждается в должности заведующего книжным складом Феодоро-Сергиевского братства, с 10 июля возводится в сан протодьякона Успенского кафедрального собора с назначением на должность секретаря Епархиальной канцелярии. Имел семерых детей.

В дни празднования 300-летия Дома Романовых в мае 1913 года принимал деятельное участие во всех юбилейных мероприятиях, начиная от торжественных богослужений и заканчивая освящением места и закладного камня для памятника 300-летия Дома Романовых. В числе прочих был удостоен наградой от государя императора Николая II – золотыми часами.

С лета 1917 года о. Василий одновременно со службой стал работать в управлении земледелия Госимущества, а с 1918 г. работал стенографистом в Рабоче-крестьянском университете. С 1919 г. он помощник бухгалтера и статист. В 1919 году назначается учителем пастырской школы, которая появилась сразу после закрытия Костромской семинарии и существовала непродолжительных период.

23 декабря 1923 года – последняя Литургия в кафедральном соборе ( с этого дня собор был передан обновленцам). С этого времени до ареста в 23 декабря 1929 г. он служил в Ильинской церкви г. Костромы, самой вместительной среди оставшихся приходских церквей.При аресте и обыске были изъяты переписка, фотографии, брошюры. Предъявление обвинения в контрреволюционной деятельности и организации он отрицал. «По поводу найденных у меня формулы ектеньи, то это не мое сочинение, и я их антисоветскими не считаю, ибо они предусматривают единение, а не разделение Церкви». К следственному делу приобщен текст молитвы к Державной иконе Божией Матери, изъятый при обыске.

Об авторитете о. Василия свидетельсвтуют показания проходящего по делу № 226 Пряничникова С. Н.: « Из арестованных вместе со мной священников знаю хорошо Воскресенского, Говоркова, Сарментова и протодиакона Померанцева и Изюмова. Эти лица в церковном мире г. Костромы являются самыми авторитетными и по ним равняется все духовенство города».

Особым совещанием при коллегии ОГПУ от 3 января 1930 г. о. Василий Померанцев в группе с другими священнослужителями и верующими г. Костромы был приговорен к высылке через ПП ОГПУ в Северный край сроком на 3 года. Умер в Печере Архангельской области.

Архангельская земля стала местом упокоения многих представителей клира и мирян Костромской епархии.

Реабилитирован 25.05.1989 г.

Литература:

Хлебников М. Соборный протодиакон Василий Померанцев. // Благовест. Кострома. 1997. № 3. с. 11, 12.

 

 

Храмы и монастыри

Паисиево-Галичский Успенский женский монастырь

Успенская слобода близ города Галича

Среди многочисленных монастырей, окружавших в прошлом древний Галич, особое место принадлежит Паисиеву Успенскому монастырю. Погребенный в обители преподобный Паисий Галичский издавна почитается как покровитель города, а находившаяся в нем чудотворная Овиновская икона Божией Матери являлась главной православной святыней галичского края. Находясь на высокой горе с поэтичным названием Красница, монастырь высоко вознесен и над городом, и над зеркалом Галичского озера, занимая господствующее положение в неповторимой панораме окрестных далей.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святой Преподобный Геннадий Чудотворец Костромской и Любимоградский, Спасо-Геннадиев монастырь - в фольклоре, семейных историях и устном народном творчестве жителей окрестностей Геннадиева монастыря

Братие, любите друг друга!
(слова на свитке в руках прп.Геннадия, на
каноническом его изображении на иконе)      

Для начала – краткое объяснение, почему я на протяжении многих лет собираю все, что связано со св. преподобнымГеннадием Костромским и Любимоградским.

Подробнее...

Статьи

Церковь Рождества Богородицы в Костроме (1627)

Церковь Рождества Богородицы в Костроме впервые письменно упоминается в Писцовой книге 1627/28-1629/30 гг. "На берегу у Волги церковь Успение Пречистые Богородицы да три предела Макарья Желтовоцкого Унженского чудотворца, да Якова Боровского чудотворца, да Леонтия Ростовского чудотворца древяна, верх шатровой, да церковь другая с трапезою Рождество Пречистые Богородицы, да предел преподобного Сергия чудотворца древяна клецки, а в церквах образы месные, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строенье мирское приходных людей, а церковных служебников поп Григорей Панкратьев, да поп Федосей Корнильев, да церковной дьячок Любимко Федосеев, да просвирница Ксенья, а земли церковной и с кладбищем в длину 39 сажен, поперег 26 сажен, да церковные ж земли на берегу у Волги под колоколницею и под кельями в длину 12 сажен с полусаженью, поперег 9 сажен... А на церковной земле 10 келей бобылских схожих бедных людей и нищих, кормятца Христовым имянем..."» (ПКК Л.592,592 об).

Подробнее...