Протодиакон Василий Степанович Померанцев (1875 – 1931).

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Василий Степанович Померанцев родился в 1875 г. в семье псаломщика Никольской церкви с. Корба Кинешемского уезда Костромской губернии. В Костромской духовной семинарии он учился на одном отделении с Вениамином Преображенским (св. Василий, еп. Кинешемский), Александром Кротковым (свщмч. Никодим, архиепископ Костромской и Галичский), Александром Поздеевским (свщмч. Феодор, епископ Волоколамский). В 1897 году он становится диаконом Успенского кафедрального собора г. Костромы.

Одновременно со службой в соборе о. Василий работал законоучителем и учителем пения в Алексеевской воскресной школе, а также в Зотовской двухклассной школе в фабричном районе города, библиотекарем при соборе и законоучителем приходского училища г. Костромы. В 1907 г. о. Василий утверждается в должности заведующего книжным складом Феодоро-Сергиевского братства, с 10 июля возводится в сан протодьякона Успенского кафедрального собора с назначением на должность секретаря Епархиальной канцелярии. Имел семерых детей.

В дни празднования 300-летия Дома Романовых в мае 1913 года принимал деятельное участие во всех юбилейных мероприятиях, начиная от торжественных богослужений и заканчивая освящением места и закладного камня для памятника 300-летия Дома Романовых. В числе прочих был удостоен наградой от государя императора Николая II – золотыми часами.

С лета 1917 года о. Василий одновременно со службой стал работать в управлении земледелия Госимущества, а с 1918 г. работал стенографистом в Рабоче-крестьянском университете. С 1919 г. он помощник бухгалтера и статист. В 1919 году назначается учителем пастырской школы, которая появилась сразу после закрытия Костромской семинарии и существовала непродолжительных период.

23 декабря 1923 года – последняя Литургия в кафедральном соборе ( с этого дня собор был передан обновленцам). С этого времени до ареста в 23 декабря 1929 г. он служил в Ильинской церкви г. Костромы, самой вместительной среди оставшихся приходских церквей.При аресте и обыске были изъяты переписка, фотографии, брошюры. Предъявление обвинения в контрреволюционной деятельности и организации он отрицал. «По поводу найденных у меня формулы ектеньи, то это не мое сочинение, и я их антисоветскими не считаю, ибо они предусматривают единение, а не разделение Церкви». К следственному делу приобщен текст молитвы к Державной иконе Божией Матери, изъятый при обыске.

Об авторитете о. Василия свидетельсвтуют показания проходящего по делу № 226 Пряничникова С. Н.: « Из арестованных вместе со мной священников знаю хорошо Воскресенского, Говоркова, Сарментова и протодиакона Померанцева и Изюмова. Эти лица в церковном мире г. Костромы являются самыми авторитетными и по ним равняется все духовенство города».

Особым совещанием при коллегии ОГПУ от 3 января 1930 г. о. Василий Померанцев в группе с другими священнослужителями и верующими г. Костромы был приговорен к высылке через ПП ОГПУ в Северный край сроком на 3 года. Умер в Печере Архангельской области.

Архангельская земля стала местом упокоения многих представителей клира и мирян Костромской епархии.

Реабилитирован 25.05.1989 г.

Литература:

Хлебников М. Соборный протодиакон Василий Померанцев. // Благовест. Кострома. 1997. № 3. с. 11, 12.

 

 

Храмы и монастыри

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтинский женский монастырь

Село Троица близ города Нерехты.

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нехтский монастырь был основан во торой половине XIV века преподобным Пахомием Нерехтским. Преподобный родился во Владимире, в то время столице великого Владимирского княжества, в семье священника Никольской церкви Игнатия, его мир-кое имя — Иаков. Согласно житию, преподобный принял монашество очень рано — в 12 лет — во владимирском монастыре Рождества Богородицы, одном из главных монастырей Руси, где в 1263 году был погребен великий князь Владимирский Александр Невский.

Подробнее...

Святые и Святыни

Собор костромских святых: агиографические источники в фондах Костромской областной универсальной научной библиотеки имени Н. К. Крупской

В русских святых мы чтим не только небесных
покровителей святой и грешной России: в них мы ищем
откровения нашего собственного духовного пути. Верим,
что каждый народ имеет собственное религиозное призвание,
и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными
гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического
подвижничества немногих. Их идеал веками питал
народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки.

(Г. П. Федотов)

Подробнее...

Статьи

Духовный мир сквозь призму религии

Большинство религиозных учений говорит о том, что человек не является единственным разумным существом во Вселенной, что кроме видимого материального мира существует мир духов. Согласно христианскому учению «Ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,– все Им и для Него создано» (Кол 1. 16). Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства (начала) и власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Косвенное свидетельство о создании Богом ангелов многие святые отцы усматривают в 1-м стихе 1-й гл. кн. Бытия («В начале сотворил Бог небо и землю»), где под «небом» они разумеют мир ангельский, а под «землей» – мир вещественный»1.

Подробнее...