Протоиерей Александр Венедиктович Богословский (1885 – 1942)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Богословский Александр Венедиктович родился в 1885 году в селе Ильинском на Кубани Ярославской губернии (в настоящее время Костромская область), в многодетной семье священника Венедикта Константиновича Богословского.

image002В 1908г. окончил Костромскую Духовную семинарию и вступил в брак с Беляевой Зинаидой Николаевной, происходившей из духовного сословия. После бракосочетания Александр Богословский, в том же году был рукоположен в сан священника, и первоначально служил в с.Богослов, недалеко от села Владычное.[1] В 1909 году в семье Богословских родился первенец, которого назвали именем Николай и затем, в 1917 году, дочь Елизавета. В 1918 году от скоротечной чахотки умирает супруга о. Александра Богословского Зинаида и оставляет отцу на воспитание двоих детей – годовалую дочь и девятилетнего сына.

Не успели дети пережить смерть своей матери, как в скором времени семью постигает новое горе. В 1922 году, 20 августа, о. Александра, настоятеля церкви с. Богослов, Спасской волости, Нерехтского уезда Костромской губернии арестовывают за противодействие изъятию церковных ценностей. Суд, как сказано в приговоре, "установил
виновность его доказанной в том, что в мае месяце 1922г. он открыто воспрепятствовал Комиссии по изъятию церковных ценностей, прибывшей в село Богослово для изъятия ценностей, ссылаясь, что подобное изъятие в корне противоречит апостольскому учению и воззваниям Патриарха Тихона... Принимая во внимание то, что гражданин Богословский, сознаваясь в своем преступлении, виновным себя не признает и не раскаивается, а, наоборот, считает себя вправе поучать общину верующих граждан не соприкасаться с социалистическим правительством, а равно и с Красной Армией, т.к. они противны Церкви, что посему гражданин Богословский является в данное время опасным членом общества, могущим вредно влиять, благодаря своего сильного фанатизма на общество слабое в своем культурном развитии». Статья ст.74 ч.2, 86 УК РСФСР. Приговор 5 лет лишения свободы со строгой изоляцией[2].

image003Его сына и дочь берут на воспитания родственники. Сына Николая взял на воспитание его родители - священник Венедикт и Мария Богословские, а дочь Елизавету взяла сестра покойной жены Ольга Николаевна Беляева.

После завершения срока заключения о.Александр вернулся на свое старое место служения в Воскресенскую церковь с. Любовниково. В 1927 году арестован и выслан на 3 года в Севкрай.

Впоследствии, сын Николай становится учащимся финансового училища и по окончании уезжает в город Орск, Оренбургской области, где работает бухгалтером. В возрасте 28 лет по статье 58-10 Николай подвергается аресту и вскоре его приговаривают к высшей мере наказания - расстрелу. В материалах дела навязчиво мелькает фраза: «сын попа».

image004Сам факт расстрела по неизвестным причинам тщательно скрывается от родственников. Первоначально власти говорили хлопотавшим о судьбе о. Александра родственникам, что Николай осужден на 10 лет тюрьмы без права переписки, затем, что он умер от болезни печени в 1942 году. Когда был снят гриф секретности сархивных документов, родственники узнали, что сын протоиерея Александра Богословского - Николай, 18 октября 1937 года был арестован, а спустя 5 дней (23 октября) был расстрелян. Отец ничего не знал о судьбе своего сына и всегда молился о нем, как о живом.

В 1927 году Александр Венедиктович вновь арестован и выслан на 3 года в Севкрай.

После завершения срока заключения о.Александр вернулся на свое старое место служения в Воскресенскую церковь с. Любовниково.

Отец ничего не знал о судьбе своего сына и всегда молился о нем, как о живом.

image005До 1939 года прот. Александр служил г.Фурманове (ранее станция Середа) в храме Вознесения. В 1939 году храм был закрыт, а отец Александр продолжил свое служение в селе Сидоровском Красносельского района. С самого начала служения на новом месте о.Александр подвергался постоянным притеснениям и угрозам со стороны властей, которые уже тогда желали и делали все от них зависящее к закрытию храма. Просматривая материалы дела, бросается в глаза, что в каждом документе, осуждающем священника, в числе первых значится имя начальника Красносельского РОНКВД мл. лейтенанта госбезопасности Еротова. Невольно создается впечатление, что помимо должностных обязанностей мл. лейтенант испытывал еще и личную неприязнь к о. Александру. Его имя значится во всех документах, начиная с первых обысков и заканчивая смертным приговором. В ходе следствия, планомерно и последовательно Еротов собирал материалы к вынесению смертного приговора.

Власти желали, чтобы отец Александр добровольно отдал ключи от храма, но получали от него, как и всегда, отказ. Пастырю приходилось выслушивать постоянные угрозы в свой адрес. Через уста очевидцев до нас дошла одна из таких фраз: «Тебе что дороже – церковь или жизнь? Знаешь, где твой сын? Или тоже туда захотелось?». У отца Александра была возможность выбрать жизнь, но он предпочел потерять ее, следуя словам Спасителя: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее». (Лк. 9:24).

image006Поздно вечером 25 декабря 1941г. На квартиру к Гнусиной Фелицате Александровне, у которой проживал отец Александр, явились представители местной и районной власти. Священнику был предъявлен ордер на обыск, и требование сдать ключи от храма. На что настоятель в очередной раз ответил отказом. Власти перевернули весь дом, но ключи от храма найти так и не смогли. Тогда сельский священник был арестован и после допроса закрыт до утра в холодном подвале местного клуба, где ему пришлось провести всю холодную декабрьскую ночь. Утром его отправили в с.Красное, где начались многочасовые допросы. Так, первый допрос длился с 23:40 до 14:00 следующего дня.

8 января 1942г. о. Александр был этапирован в г. Ярославль. Несмотря на то, что никаких доказательств вины найдено не было, священник Александр Венедиктович Богословский был приговорен в высшей мере наказания – расстрелу «без конфискации имущества, за неимением такового у осужденного». Приговор был приведен в исполнение 14 мая 1942г.

В настоящее время известно лишь предположительное место захоронения священника в коллективной могиле недалеко от Ярославля, у с. Селифонтово, где есть 6-ть стел, под которыми покоятся сотни пострадавших в те годы людей. На стелах высечены 186 имен расстрелянных только за 4 дня 1938 года. Имени протоиерея Александра Богословского в этих списках не имеется, но родственники полагают, что это наиболее вероятное место его захоронения.

image007

Благодаря инициативе сотрудников местного Управления КГБ удалось по архивным делам установить фамилии расстрелянных здесь, год и дату их гибели — с 3 по 6 октября 1938 года в Селифонтово были казнены 187 человек, в том числе бывший председатель Ярославских городского и областного исполкомов и бывший народный комиссар труда Украинской ССР Николай Доброхотов, митрополит Ярославский и Ростовский Павел (Борисовский), архитектор Николай Спирин, командир 52-й стрелковой дивизии Евгений Даненберг, 10 председателей райисполкомов, 22 главы предприятий и организаций, семь секретарей комитетов ВКП(б).

image008Выявленные на основе архивных данных другие места массовых захоронений на окраинах Ярославля возможно утрачены, так как оказались на территории построенного Новоярославского нефтезавода.

image009Место массовых захоронений около деревни Селифонтово признано мемориальным кладбищем. В 1994 году там установлен памятник. В годовщину расстрела на мемориальном кладбище Селифонтово совершается панихида.

 


[1] В настоящее время разрушено. Осталось только кладбище, на котором похоронена супруга прот. Ал. Богословского – Зинаида.

[2] Архив УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д.П-89305.Т.26. ЛЛ.158–159.

 

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

140-летию со дня рождения священника Павла Флоренского посвящается

Павел Флоренский родился 9 (21) января 1882 года в местечке Евлах Елизаветпольской губернии (ныне Азербайджан).

Отец – Александр Иванович Флоренский, русский;

мать – Ольга (Саломия, Саломэ) Павловна Сапарова (Сапарьян) из древнего армянского рода

Подробнее...

Статьи

Состояние духовенства и верующих на приходах Русской Православной Церкви в 1958-1988 гг. как показатель религиозности населения СССР (По материалам Центральной России)

Аннотация. В статье на основании официальной светской и церковной хроники, архивных данных, дается картина состояния религиозности населения СССР в 1958-1988гг. Указывается, что административный нажим на Церковь и усиление антирелигиозной пропаганды с середины 1950-х годов вызвали движение неорганизованного сопротивления действиям властей, пытавшейся ликвидировать «остатки религиозных предрассудков» у некоторой части граждан, в основном принадлежавшим к старшему поколению. Однако, увиденная властью высокая степень религиозности среди всех слоев населения, показали бесплодность и бесперспективность дальнейшей борьбы, которая, посредством открытых писем религиозных диссидентов и «утечки информации о преследовании граждан по религиозному признаку» портила международный облик советской власти как «борца за мир и свободу человека». Церковное руководство, проводя взвешенную политику по отношению к действиям властей боролась за внутреннюю дисциплину как духовенства, так и верующих, и такая работа давала результаты повышением народного авторитета Церкви и священства. Действия властей, направленные на ликвидацию Церкви постепенно сходили на нет, по мере дальнейшего развития освободительных процессов в стране, которые наступили после заката советской идеологической системы.

Подробнее...