Нерехтская Владимирская икона Божией Матери

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

nerehta1Нерехтская Владимирская икона Божией Матери является чудотворным списком с Владимирской иконы. Как повествует церковное предание, в 1634 году Пресвятая Богородица, явившись в сонном видении благочестивому жителю града Ярославля Иоанну Аверкиеву, повелела ему: «Иоанн, пойди к живущему в городе иконописцу, по имени Димитрию, возьми у него икону Пресвятой Богородицы, именуемую Владимирской, и отнеси ее в город Нерехту – там многие желают видеть Меня». Вначале Иоанн усомнился в истинности видения, за что был наказан тяжелой болезнью. Уразумев же, что повеленное ему есть действительная воля Царицы Небесной, он исполнил желание Божией Матери и на лодке, по рекам Волге и Солонице, доставил образ Пресвятой Богородицы в Нерехту, где икону торжественно встретили духовенство и жители города. Многие чудеса – в том числе и исцеление от недуга самого Иоанна Аверкиева – сразу же засвидетельствовали благодатную цельбоносную силу иконы. Святыню поставили в деревянной часовне, а затем, по повелению Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа, устроили здесь деревянную церковь и при ней иноческую обитель, именуемую Сретенской.

nerehta2В 1678 году царь Феодор Иоаннович посетил Нерехту и, поклонившись чудотворной иконе, повелел воздвигнуть в обители каменный храм. В 1686 году трудами нерехтских граждан и попечением государей Иоанна Алексеевича и молодого Петра I Владимирский собор был построен и освящен.

После упразднения Сретенской обители в 1764 году Владимирский собор стал приходским храмом, но православные нерехтчане продолжали чтить пребывавшую в его стенах святыню – список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, небесной Покровительницы нерехтской земли.

После закрытия Владимирской церкви в 1930-е годы ХХ столетия чудотворная икона, как и все убранство храма, бесследно исчезла. Обнаружить святыню удалось в 1983 году. После реставрации икона находилась в музее, затем в Кресто-воздвиженской и Преображенской церквях града Нерехты.

13 мая 2004 года Владимирский собор г. Нерехты был передан Церкви, и в его стены на прежнее место возвратилась Нерехтская икона Божией Матери.    

В Нерехте почиталась другая икона Божией Матери, которая также именовалась Владимирской. Спустя год после явления первой иконы ярославская вдова Екатерина Вавилова, услышав об основании в Нерехте девичьего монастыря, исполнилась усердием написать в новоустроенный храм запрестольный образ Владимирской Богоматери с изображением на обороте святых Кирилла и Афанасия, святителей Александрийских, преподобного Алексия, человека Божия и святой великомученицы Екатерины, соименных ей и ее ближайшим родственникам. Икона была написана и вскоре прославилась чудесами, слух о которых быстро распространился, так что храм, в котором она стояла, не мог вместить всех притекающих к образу. Узнав о том, что предназначенная для Нерехты икона пребывает в Ярославле, горожане стали просить отдать образ, но получили отказ от ярославцев, заявивших, что у них нет другого сокровища драгоценнее Владимирской иконы. Лишь после обращения нерехтчан к патриарху Иоасафу икона была отдана и 1 октября в праздник Покрова Пресвятой Богородицы торжественно встречена в Нерехте.

 

Храмы и монастыри

Буйского уезда село Троицкое в Ликурге

Краткие сведения о селе и Ликургской волости. Две каменные церкви 1685 г. Описание их. Надпись 1721 г. на иконостасе. Колокольня, ограда. Церковный дом «Трапеза». Кресты 1669 и 1665 гг. Два печатныя Евангелия начала XYII века. Евангелие 1681 г. Гробница Готовцевых. Надгробныя камни с надписями 1725, 1709 (над убитым под Полтавою), 1661 (над Голенищевою Кутузовою), 1650, 1624, 1729 гг.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Звездкин Иван Иванович (1875-1939), в обновленчестве митрополит Ташкентский

Родился 18 мая 1875 в Костромской губернии в семье священника Успенской церкви с. Даниловское Кинешемского уезда. Окончил Кинешемское духовное училище,  1898 году окончил Костромскую духовную семинарию.

Подробнее...

Статьи

Русская религиозная философия: единство versus фрагментарность.

 Глобализация предполагает распространение системы ценностей, основанной на процессе потребления, постольку ценность человека в этой системе измеряется, если обратиться к известной дихотомии Э. Фромма «иметь или быть?», именно по шкале потребления, то есть не тем, кто он действительно есть, а тем, что он имеет, какими потребительскими символами владеет. Оказавшись вершиной ценностной иерархии, уровень потребления становится основным показателем, определяющим место человека в социальной структуре, и неминуемо превращается в индикатор его самооценки.

Подробнее...