Нерехтская Владимирская икона Божией Матери

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

nerehta1Нерехтская Владимирская икона Божией Матери является чудотворным списком с Владимирской иконы. Как повествует церковное предание, в 1634 году Пресвятая Богородица, явившись в сонном видении благочестивому жителю града Ярославля Иоанну Аверкиеву, повелела ему: «Иоанн, пойди к живущему в городе иконописцу, по имени Димитрию, возьми у него икону Пресвятой Богородицы, именуемую Владимирской, и отнеси ее в город Нерехту – там многие желают видеть Меня». Вначале Иоанн усомнился в истинности видения, за что был наказан тяжелой болезнью. Уразумев же, что повеленное ему есть действительная воля Царицы Небесной, он исполнил желание Божией Матери и на лодке, по рекам Волге и Солонице, доставил образ Пресвятой Богородицы в Нерехту, где икону торжественно встретили духовенство и жители города. Многие чудеса – в том числе и исцеление от недуга самого Иоанна Аверкиева – сразу же засвидетельствовали благодатную цельбоносную силу иконы. Святыню поставили в деревянной часовне, а затем, по повелению Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа, устроили здесь деревянную церковь и при ней иноческую обитель, именуемую Сретенской.

nerehta2В 1678 году царь Феодор Иоаннович посетил Нерехту и, поклонившись чудотворной иконе, повелел воздвигнуть в обители каменный храм. В 1686 году трудами нерехтских граждан и попечением государей Иоанна Алексеевича и молодого Петра I Владимирский собор был построен и освящен.

После упразднения Сретенской обители в 1764 году Владимирский собор стал приходским храмом, но православные нерехтчане продолжали чтить пребывавшую в его стенах святыню – список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, небесной Покровительницы нерехтской земли.

После закрытия Владимирской церкви в 1930-е годы ХХ столетия чудотворная икона, как и все убранство храма, бесследно исчезла. Обнаружить святыню удалось в 1983 году. После реставрации икона находилась в музее, затем в Кресто-воздвиженской и Преображенской церквях града Нерехты.

13 мая 2004 года Владимирский собор г. Нерехты был передан Церкви, и в его стены на прежнее место возвратилась Нерехтская икона Божией Матери.    

В Нерехте почиталась другая икона Божией Матери, которая также именовалась Владимирской. Спустя год после явления первой иконы ярославская вдова Екатерина Вавилова, услышав об основании в Нерехте девичьего монастыря, исполнилась усердием написать в новоустроенный храм запрестольный образ Владимирской Богоматери с изображением на обороте святых Кирилла и Афанасия, святителей Александрийских, преподобного Алексия, человека Божия и святой великомученицы Екатерины, соименных ей и ее ближайшим родственникам. Икона была написана и вскоре прославилась чудесами, слух о которых быстро распространился, так что храм, в котором она стояла, не мог вместить всех притекающих к образу. Узнав о том, что предназначенная для Нерехты икона пребывает в Ярославле, горожане стали просить отдать образ, но получили отказ от ярославцев, заявивших, что у них нет другого сокровища драгоценнее Владимирской иконы. Лишь после обращения нерехтчан к патриарху Иоасафу икона была отдана и 1 октября в праздник Покрова Пресвятой Богородицы торжественно встречена в Нерехте.

 

Храмы и монастыри

Исторические фотографии Храмов Ярославля XVII века

Добавлены исторические фотографии Храмов и Монастырей Ярославской Епархии

Святые и Святыни

Архиепископ Рязанский и Касимовский Николай (Чуфаровский, 1884- 1967).

Архиепископ Николай (в миру Александр Матвеевич Чуфаровский) родился 13 ноября 1884 г. в семье псаломщика в с. Чуфарово Ростовского уезда Ярославской губернии. В 1908 году окончил Ярославскую Духовную Семинарию. Поступил в Варшавский университет на юридический факультет. После второго курса оставил обучение, чтобы содержать семью, которая оказалась в затруднительном положении после двух пожаров, уничтоживших дом и все имущество. 14 ноября 1910 г. Епископом Угличским Иосифом(Петровых) рукоположен во священника к Ростовскому собору.

Подробнее...

Статьи

Духовный мир сквозь призму религии

Большинство религиозных учений говорит о том, что человек не является единственным разумным существом во Вселенной, что кроме видимого материального мира существует мир духов. Согласно христианскому учению «Ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,– все Им и для Него создано» (Кол 1. 16). Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства (начала) и власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Косвенное свидетельство о создании Богом ангелов многие святые отцы усматривают в 1-м стихе 1-й гл. кн. Бытия («В начале сотворил Бог небо и землю»), где под «небом» они разумеют мир ангельский, а под «землей» – мир вещественный»1.

Подробнее...