Никитушка

Автор: А. Федотов. . Опубликовано в Статьи

Никитушка проснулся сегодня рано: бабушка поведет его в большой красивый храм в центре Костромы. Они часто там бывают. Мальчику еще пять лет, поэтому обычно они идут не к началу службы, а ближе к моменту, когда начнут причащать.

Никитушке хотелось бы приходить на все богослужение, но бабушка говорит ему: «Подрасти немного. Ты пока еще не готов. А если возьмешь на себя больше, чем можешь понести, то ничего хорошего из этого не получится. Посмотри на Машу».

Маша – подруга Никиты. Мама приводит ее в храм к началу службы. Но Мария, как по взрослому с улыбкой называет ее батюшка, и не думает стоять в церкви «как свечечка», как хотела бы ее мать. Она любит бегать, играть, часто сидит на ступеньках храма. А то – соберет других детей и затеет в церковном дворе какую-нибудь игру. А это ведь даже и не приход, а женский монастырь! Вести себя надо очень сдержанно и благообразно.

«Машенька, какая же из тебя вырастет монахиня?» - с улыбкой спросила как-то девочку матушка игумения, гладя ее по голове. «А я и не хочу быть монахиней!» - возмущенно ответила Мария. «А кем ты хочешь быть?» «Стюардессой! Они по всему миру путешествуют, и ничего за это не платят; еще и зарплату получают!» Машина мама, слышавшая разговор, чуть со стыда не сгорела, но матушка лишь улыбнулась и подарила девочке шоколадку, на обложке которой был нарисован самолет и написано «Аэрофлот».

Никитушка очень сокрушался легкомыслию своей подруги:

- Ты такая счастливая, можешь как большая всю службу отстоять, а тратишь время на пустое! – говорит он ей.

Та смеется. Она не обижается на мальчика, потому что чувствует его искренность.

- Ну не всем же быть такими как ты!

Они часто разговаривают, когда служба закончится, и бабушка Никиты задерживается, чтобы поговорить с мамой Марии. Обе уже больше десяти лет ходят молиться в соборный храм Богоявленско-Анастасииного женского монастыря.

Пока взрослые разговаривают, Мария предлагает побегать наперегонки по монастырскому двору. Но Никитушка возражает:

- Мы же только что причастились! Да и разве место здесь?

- А может ты просто не умеешь бегать? – с усмешкой спросила его как-то Маша.

Пришлось ему в тот раз показать ей, что все он умеет, но больше он на такие провокации подруги не поддается. Да и она не подначивает: помнит, как мальчик в тот раз после их беготни плакал из-за того, что всю благодать растерял, как говорили взрослые…

- А что тогда будем делать? – спрашивает девочка.

- Пойдем к мощам преподобного.

Преподобный Никита – небесный покровитель Никитушки. Он основатель Богоявленского монастыря, здесь же находятся его мощи. Бабушка читала мальчику, что «преподобный Никита – ученик, и как говорится в старинных книгах, родственник преподобного Сергия Радонежского. Родился святой примерно в 60-е годы XIV века в Подмосковье (в некоторых списках учеников Радонежского игумена он именуется Серпуховским или Боровским, но по преимуществу – Костромским, т. к. по предсказанию своего родственника – преподобного Сергия, много трудов положил на Костромской земле). 

Монашеский путь преподобного Никиты начался в Высоцком Богородицком Зачатьевском монастыре близ Серпухова. В 1396 году святой стал игуменом обители, а около 1415 года из-за болезни глаз оставил монастырь и удалился на покой в Высоко-Покровский монастырь близ города Боровска. Здесь он являлся духовным наставником преподобного Пафнутия Боровского – будущего основателя Пафнутиево-Боровского монастыря.

В начале 20-х годов XV века преподобный Никита покинул Высоко-Покровскую обитель и направился на север, в Кострому, где в то время на окраине города основал Богоявленский монастырь.

Погребен он был в деревянном Богоявленском соборе основанной им обители. В 1559-1565 годах на месте деревянного построили каменный Богоявленский собор, нижняя часть которого стала усыпальницей; под юго-западной частью храма располагалась и гробница преподобного Никиты. После стихийного бедствия 1847 года, уничтожившего практически весь монастырь, собор был восстановлен в 60-е годы XIX века, когда обитель стала женской и получила именование Богоявленско-Анастасииной».

Мальчик не все понял из того, что ему читали, но он твердо знает, что святой Никита его любит, и можно попросить его о чем угодно. Об этом он рассказывает Маше. Та не верит:

- И что, правда сбудется?

- Да.

- Я вот чего не прошу – ничего не сбывается никогда, - грустно улыбается девочка.

- А что ты хочешь?

- Мне хотелось бы путешествовать. Хотя бы раз с мамой съездить на море…

В ее глазах столько грусти, что Никитушка не выдерживает:

- Пойдем скорее к мощам, попросим преподобного!

Маша недоверчиво улыбается, но он тянет ее за руку. У мощей мальчик чинно крестится, и начинает говорить со святым так, как если бы тот стоял перед ним:

«Преподобный Никита, Никитушка, помоги, пожалуйста, Марии; ей очень хочется съездить на море! Это не для баловства, ей правда нужно!»

Никитушка со страхом думает, что будет, если его молитва не будет исполнена и Маша может разочароваться в обращении к святому. Поэтому уже про себя мальчик говорит, что пусть его просьбы не исполняются, лишь бы    у Марии все получилось.

Девочка и хочет верить, и сомневается. В поомщи святого. Наконец, они целуют мощи, и идут к взрослым. На глазах Машиной мамы слезы:

- Машенька, представляешь, что тетя Света для нас сделала!

- Что? – девочка с любопытством смотрит на Никитину бабушку, и та отвечает ей сама:

- Никитушкин папа хотел нас с ним на неделю в Крым отправить. А я знаю, как тебе хочется к морю, поэтому попросила его, чтобы он лучше эту путевку для тебя и твоей мамы купил. А мы успеем. Он сначала и слушать не хотел, но потом согласился.

Она не рассказывает, как тяжело дался ей этот разговор; муж ее дочери – человек прагматичный, ему трудно было объяснить, что можно «просто так» подарить пусть даже недорогую «горящую» путевку «чужим людям». Но Светлана сумела его убедить, и теперь счастлива.

Маша бросается ей на шею и целует:

- Как здорово!

Никита смущенно улыбается. Втайне он тоже мечтал съездить на море, но ведь он сам просил преподобного, чтобы сбылась не его просьба, а Машина. Поэтому он чинно говорит подруге:

- Всегда молись преподобному!

Но та лишь счастливо улыбается:

- Это ты умеешь, у меня не получается!

И она обнимает его. Мальчик краснеет. Он мечтает стать священником, когда вырастет. Но вот хорошо ли, если у батюшки матушка будет стюардессой? Чего прихожане скажут? Да, жизнь очень непроста…

Но Мария ничего не знает об этих его мыслях. Она счастлива.

- Пойдем, поблагодарим преподобного, - говорит она, беря Никитушку за руку.

Они опять идут к мощам, а женщины с улыбкой смотрят им вслед.

Храмы и монастыри

Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Наружные росписи середины XVII века

В 1956 году Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская приступила к комплексной реставрации всех зданий ансамбля Ипатьевского монастыря и стенного письма в Троицком соборе.(1) Проект реставрации был тщательно проработан. Был выявлен и собран большой комплекс документальных и иконографических материалов в библиотеках, музеях и архивах страны. С особым вниманием изучались документы реставрационных работ 1912-1913 годов.

Подробнее...

Святые и Святыни

Нерехтская Владимирская икона Божией Матери

Нерехтская Владимирская икона Божией Матери является чудотворным списком с Владимирской иконы. Как повествует церковное предание, в 1634 году Пресвятая Богородица, явившись в сонном видении благочестивому жителю града Ярославля Иоанну Аверкиеву, повелела ему: «Иоанн, пойди к живущему в городе иконописцу, по имени Димитрию, возьми у него икону Пресвятой Богородицы, именуемую Владимирской, и отнеси ее в город Нерехту – там многие желают видеть Меня». Вначале Иоанн усомнился в истинности видения, за что был наказан тяжелой болезнью. Уразумев же, что повеленное ему есть действительная воля Царицы Небесной, он исполнил желание Божией Матери и на лодке, по рекам Волге и Солонице, доставил образ Пресвятой Богородицы в Нерехту, где икону торжественно встретили духовенство и жители города. Многие чудеса – в том числе и исцеление от недуга самого Иоанна Аверкиева – сразу же засвидетельствовали благодатную цельбоносную силу иконы. Святыню поставили в деревянной часовне, а затем, по повелению Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа, устроили здесь деревянную церковь и при ней иноческую обитель, именуемую Сретенской.

Подробнее...

Статьи

ИЛЛЮЗОРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ПРОВОДИМЫХ СОВЕТСКОЙ ЕВГЕНИКОЙ ОПЫТОВ ПО СОЗДАНИЮ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА

УДК

Д. И. Сазонов, протоиерей

доцент, Костромская духовная семинария (Кострома)

ИЛЛЮЗОРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ПРОВОДИМЫХ СОВЕТСКОЙ ЕВГЕНИКОЙ ОПЫТОВ ПО СОЗДАНИЮ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА

(На примере религиозных общин Верхне-Волжского региона в 1960-1970-е годы).

  1. I. Sazonov, archpriest

Associate Professor, Kostroma Theological Seminary (Kostroma)

THE ILLUSORY REALITY OF THE EXPERIMENTS CONDUCTED BY SOVIET EUGENICS TO CREATE A NEW PERSON

(On the example of religious communities of the Upper Volga region in the 1960s and 1970s).

Начиная с 1920-х годов в СССР широко использовался евгенистический эксперимент по созданию нового, безрелигиозного советского человека. Исследование достижений по данному вопросу на примере религиозных организаций Верхне-Волжского региона показало, что планы советской власти по созданию homo soveticus окончились провалом. При изучении современного этногенеза становится очевидным, что опыты по созданию нового человека в СССР не прошли бесследно. Последствия эксперимента сказываются на состоянии религиозности не столько в количественном измерении, сколько в качественном изменении человека и его религиозности.

Подробнее...