Никитушка

Автор: А. Федотов. . Опубликовано в Статьи

Никитушка проснулся сегодня рано: бабушка поведет его в большой красивый храм в центре Костромы. Они часто там бывают. Мальчику еще пять лет, поэтому обычно они идут не к началу службы, а ближе к моменту, когда начнут причащать.

Никитушке хотелось бы приходить на все богослужение, но бабушка говорит ему: «Подрасти немного. Ты пока еще не готов. А если возьмешь на себя больше, чем можешь понести, то ничего хорошего из этого не получится. Посмотри на Машу».

Маша – подруга Никиты. Мама приводит ее в храм к началу службы. Но Мария, как по взрослому с улыбкой называет ее батюшка, и не думает стоять в церкви «как свечечка», как хотела бы ее мать. Она любит бегать, играть, часто сидит на ступеньках храма. А то – соберет других детей и затеет в церковном дворе какую-нибудь игру. А это ведь даже и не приход, а женский монастырь! Вести себя надо очень сдержанно и благообразно.

«Машенька, какая же из тебя вырастет монахиня?» - с улыбкой спросила как-то девочку матушка игумения, гладя ее по голове. «А я и не хочу быть монахиней!» - возмущенно ответила Мария. «А кем ты хочешь быть?» «Стюардессой! Они по всему миру путешествуют, и ничего за это не платят; еще и зарплату получают!» Машина мама, слышавшая разговор, чуть со стыда не сгорела, но матушка лишь улыбнулась и подарила девочке шоколадку, на обложке которой был нарисован самолет и написано «Аэрофлот».

Никитушка очень сокрушался легкомыслию своей подруги:

- Ты такая счастливая, можешь как большая всю службу отстоять, а тратишь время на пустое! – говорит он ей.

Та смеется. Она не обижается на мальчика, потому что чувствует его искренность.

- Ну не всем же быть такими как ты!

Они часто разговаривают, когда служба закончится, и бабушка Никиты задерживается, чтобы поговорить с мамой Марии. Обе уже больше десяти лет ходят молиться в соборный храм Богоявленско-Анастасииного женского монастыря.

Пока взрослые разговаривают, Мария предлагает побегать наперегонки по монастырскому двору. Но Никитушка возражает:

- Мы же только что причастились! Да и разве место здесь?

- А может ты просто не умеешь бегать? – с усмешкой спросила его как-то Маша.

Пришлось ему в тот раз показать ей, что все он умеет, но больше он на такие провокации подруги не поддается. Да и она не подначивает: помнит, как мальчик в тот раз после их беготни плакал из-за того, что всю благодать растерял, как говорили взрослые…

- А что тогда будем делать? – спрашивает девочка.

- Пойдем к мощам преподобного.

Преподобный Никита – небесный покровитель Никитушки. Он основатель Богоявленского монастыря, здесь же находятся его мощи. Бабушка читала мальчику, что «преподобный Никита – ученик, и как говорится в старинных книгах, родственник преподобного Сергия Радонежского. Родился святой примерно в 60-е годы XIV века в Подмосковье (в некоторых списках учеников Радонежского игумена он именуется Серпуховским или Боровским, но по преимуществу – Костромским, т. к. по предсказанию своего родственника – преподобного Сергия, много трудов положил на Костромской земле). 

Монашеский путь преподобного Никиты начался в Высоцком Богородицком Зачатьевском монастыре близ Серпухова. В 1396 году святой стал игуменом обители, а около 1415 года из-за болезни глаз оставил монастырь и удалился на покой в Высоко-Покровский монастырь близ города Боровска. Здесь он являлся духовным наставником преподобного Пафнутия Боровского – будущего основателя Пафнутиево-Боровского монастыря.

В начале 20-х годов XV века преподобный Никита покинул Высоко-Покровскую обитель и направился на север, в Кострому, где в то время на окраине города основал Богоявленский монастырь.

Погребен он был в деревянном Богоявленском соборе основанной им обители. В 1559-1565 годах на месте деревянного построили каменный Богоявленский собор, нижняя часть которого стала усыпальницей; под юго-западной частью храма располагалась и гробница преподобного Никиты. После стихийного бедствия 1847 года, уничтожившего практически весь монастырь, собор был восстановлен в 60-е годы XIX века, когда обитель стала женской и получила именование Богоявленско-Анастасииной».

Мальчик не все понял из того, что ему читали, но он твердо знает, что святой Никита его любит, и можно попросить его о чем угодно. Об этом он рассказывает Маше. Та не верит:

- И что, правда сбудется?

- Да.

- Я вот чего не прошу – ничего не сбывается никогда, - грустно улыбается девочка.

- А что ты хочешь?

- Мне хотелось бы путешествовать. Хотя бы раз с мамой съездить на море…

В ее глазах столько грусти, что Никитушка не выдерживает:

- Пойдем скорее к мощам, попросим преподобного!

Маша недоверчиво улыбается, но он тянет ее за руку. У мощей мальчик чинно крестится, и начинает говорить со святым так, как если бы тот стоял перед ним:

«Преподобный Никита, Никитушка, помоги, пожалуйста, Марии; ей очень хочется съездить на море! Это не для баловства, ей правда нужно!»

Никитушка со страхом думает, что будет, если его молитва не будет исполнена и Маша может разочароваться в обращении к святому. Поэтому уже про себя мальчик говорит, что пусть его просьбы не исполняются, лишь бы    у Марии все получилось.

Девочка и хочет верить, и сомневается. В поомщи святого. Наконец, они целуют мощи, и идут к взрослым. На глазах Машиной мамы слезы:

- Машенька, представляешь, что тетя Света для нас сделала!

- Что? – девочка с любопытством смотрит на Никитину бабушку, и та отвечает ей сама:

- Никитушкин папа хотел нас с ним на неделю в Крым отправить. А я знаю, как тебе хочется к морю, поэтому попросила его, чтобы он лучше эту путевку для тебя и твоей мамы купил. А мы успеем. Он сначала и слушать не хотел, но потом согласился.

Она не рассказывает, как тяжело дался ей этот разговор; муж ее дочери – человек прагматичный, ему трудно было объяснить, что можно «просто так» подарить пусть даже недорогую «горящую» путевку «чужим людям». Но Светлана сумела его убедить, и теперь счастлива.

Маша бросается ей на шею и целует:

- Как здорово!

Никита смущенно улыбается. Втайне он тоже мечтал съездить на море, но ведь он сам просил преподобного, чтобы сбылась не его просьба, а Машина. Поэтому он чинно говорит подруге:

- Всегда молись преподобному!

Но та лишь счастливо улыбается:

- Это ты умеешь, у меня не получается!

И она обнимает его. Мальчик краснеет. Он мечтает стать священником, когда вырастет. Но вот хорошо ли, если у батюшки матушка будет стюардессой? Чего прихожане скажут? Да, жизнь очень непроста…

Но Мария ничего не знает об этих его мыслях. Она счастлива.

- Пойдем, поблагодарим преподобного, - говорит она, беря Никитушку за руку.

Они опять идут к мощам, а женщины с улыбкой смотрят им вслед.

Храмы и монастыри

Церковь Богоявления

Церковь Богоявления – первый посадский памятник XVII века, который встречает любого приезжающего в Ярославль по московской дороге, с южной стороны. Она занимает заметное место в архитектурном ансамбле Которосльной набережной – одной из главных панорам города. Несмотря на то, что во времена строительства храма это была загородная территория (межевые книги конца XVIII века определяют ее место “за земляным валом, в форштате”), здесь всегда находился главный въезд в Ярославль со стороны московской дороги, поэтому каждый прибывающий в город путник проезжал мимо восточного фасада церкви, наверняка изумляясь и радуясь его необыкновенной красоте.

Подробнее...

Святые и Святыни

Преподобный Иаков Костромской, Соловецкий, игумен (XVIв.)

16 мая 2023 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором были утверждены поименные списки местных соборов святых. Собор костромских святых пополнили имена прп. Иакова Костромского и свщмч. Алексия Великосельского.

 

Подробнее...

Статьи

И.И. Вознесенский как паремиолог

Взаимоисключающие высказывания Владимира Ивановича Даля о том, что «пословица большею частию является в мерном или складном виде» [1] и – через три страницы – что «большая часть пословиц без красного склада и без правильного, однородного размера»[2], заставили его последователей заняться собственными подсчетами и типологическими исследованиями, одно из которых принадлежало преподавателю церковного пения Костромской духовной семинарии и составителю сборника пословиц и поговорок Костромской губернии протоиерею Иоанну Иоанновичу Вознесенскому (1838-1910).

Подробнее...