Никитушка

Автор: А. Федотов. . Опубликовано в Статьи

Никитушка проснулся сегодня рано: бабушка поведет его в большой красивый храм в центре Костромы. Они часто там бывают. Мальчику еще пять лет, поэтому обычно они идут не к началу службы, а ближе к моменту, когда начнут причащать.

Никитушке хотелось бы приходить на все богослужение, но бабушка говорит ему: «Подрасти немного. Ты пока еще не готов. А если возьмешь на себя больше, чем можешь понести, то ничего хорошего из этого не получится. Посмотри на Машу».

Маша – подруга Никиты. Мама приводит ее в храм к началу службы. Но Мария, как по взрослому с улыбкой называет ее батюшка, и не думает стоять в церкви «как свечечка», как хотела бы ее мать. Она любит бегать, играть, часто сидит на ступеньках храма. А то – соберет других детей и затеет в церковном дворе какую-нибудь игру. А это ведь даже и не приход, а женский монастырь! Вести себя надо очень сдержанно и благообразно.

«Машенька, какая же из тебя вырастет монахиня?» - с улыбкой спросила как-то девочку матушка игумения, гладя ее по голове. «А я и не хочу быть монахиней!» - возмущенно ответила Мария. «А кем ты хочешь быть?» «Стюардессой! Они по всему миру путешествуют, и ничего за это не платят; еще и зарплату получают!» Машина мама, слышавшая разговор, чуть со стыда не сгорела, но матушка лишь улыбнулась и подарила девочке шоколадку, на обложке которой был нарисован самолет и написано «Аэрофлот».

Никитушка очень сокрушался легкомыслию своей подруги:

- Ты такая счастливая, можешь как большая всю службу отстоять, а тратишь время на пустое! – говорит он ей.

Та смеется. Она не обижается на мальчика, потому что чувствует его искренность.

- Ну не всем же быть такими как ты!

Они часто разговаривают, когда служба закончится, и бабушка Никиты задерживается, чтобы поговорить с мамой Марии. Обе уже больше десяти лет ходят молиться в соборный храм Богоявленско-Анастасииного женского монастыря.

Пока взрослые разговаривают, Мария предлагает побегать наперегонки по монастырскому двору. Но Никитушка возражает:

- Мы же только что причастились! Да и разве место здесь?

- А может ты просто не умеешь бегать? – с усмешкой спросила его как-то Маша.

Пришлось ему в тот раз показать ей, что все он умеет, но больше он на такие провокации подруги не поддается. Да и она не подначивает: помнит, как мальчик в тот раз после их беготни плакал из-за того, что всю благодать растерял, как говорили взрослые…

- А что тогда будем делать? – спрашивает девочка.

- Пойдем к мощам преподобного.

Преподобный Никита – небесный покровитель Никитушки. Он основатель Богоявленского монастыря, здесь же находятся его мощи. Бабушка читала мальчику, что «преподобный Никита – ученик, и как говорится в старинных книгах, родственник преподобного Сергия Радонежского. Родился святой примерно в 60-е годы XIV века в Подмосковье (в некоторых списках учеников Радонежского игумена он именуется Серпуховским или Боровским, но по преимуществу – Костромским, т. к. по предсказанию своего родственника – преподобного Сергия, много трудов положил на Костромской земле). 

Монашеский путь преподобного Никиты начался в Высоцком Богородицком Зачатьевском монастыре близ Серпухова. В 1396 году святой стал игуменом обители, а около 1415 года из-за болезни глаз оставил монастырь и удалился на покой в Высоко-Покровский монастырь близ города Боровска. Здесь он являлся духовным наставником преподобного Пафнутия Боровского – будущего основателя Пафнутиево-Боровского монастыря.

В начале 20-х годов XV века преподобный Никита покинул Высоко-Покровскую обитель и направился на север, в Кострому, где в то время на окраине города основал Богоявленский монастырь.

Погребен он был в деревянном Богоявленском соборе основанной им обители. В 1559-1565 годах на месте деревянного построили каменный Богоявленский собор, нижняя часть которого стала усыпальницей; под юго-западной частью храма располагалась и гробница преподобного Никиты. После стихийного бедствия 1847 года, уничтожившего практически весь монастырь, собор был восстановлен в 60-е годы XIX века, когда обитель стала женской и получила именование Богоявленско-Анастасииной».

Мальчик не все понял из того, что ему читали, но он твердо знает, что святой Никита его любит, и можно попросить его о чем угодно. Об этом он рассказывает Маше. Та не верит:

- И что, правда сбудется?

- Да.

- Я вот чего не прошу – ничего не сбывается никогда, - грустно улыбается девочка.

- А что ты хочешь?

- Мне хотелось бы путешествовать. Хотя бы раз с мамой съездить на море…

В ее глазах столько грусти, что Никитушка не выдерживает:

- Пойдем скорее к мощам, попросим преподобного!

Маша недоверчиво улыбается, но он тянет ее за руку. У мощей мальчик чинно крестится, и начинает говорить со святым так, как если бы тот стоял перед ним:

«Преподобный Никита, Никитушка, помоги, пожалуйста, Марии; ей очень хочется съездить на море! Это не для баловства, ей правда нужно!»

Никитушка со страхом думает, что будет, если его молитва не будет исполнена и Маша может разочароваться в обращении к святому. Поэтому уже про себя мальчик говорит, что пусть его просьбы не исполняются, лишь бы    у Марии все получилось.

Девочка и хочет верить, и сомневается. В поомщи святого. Наконец, они целуют мощи, и идут к взрослым. На глазах Машиной мамы слезы:

- Машенька, представляешь, что тетя Света для нас сделала!

- Что? – девочка с любопытством смотрит на Никитину бабушку, и та отвечает ей сама:

- Никитушкин папа хотел нас с ним на неделю в Крым отправить. А я знаю, как тебе хочется к морю, поэтому попросила его, чтобы он лучше эту путевку для тебя и твоей мамы купил. А мы успеем. Он сначала и слушать не хотел, но потом согласился.

Она не рассказывает, как тяжело дался ей этот разговор; муж ее дочери – человек прагматичный, ему трудно было объяснить, что можно «просто так» подарить пусть даже недорогую «горящую» путевку «чужим людям». Но Светлана сумела его убедить, и теперь счастлива.

Маша бросается ей на шею и целует:

- Как здорово!

Никита смущенно улыбается. Втайне он тоже мечтал съездить на море, но ведь он сам просил преподобного, чтобы сбылась не его просьба, а Машина. Поэтому он чинно говорит подруге:

- Всегда молись преподобному!

Но та лишь счастливо улыбается:

- Это ты умеешь, у меня не получается!

И она обнимает его. Мальчик краснеет. Он мечтает стать священником, когда вырастет. Но вот хорошо ли, если у батюшки матушка будет стюардессой? Чего прихожане скажут? Да, жизнь очень непроста…

Но Мария ничего не знает об этих его мыслях. Она счастлива.

- Пойдем, поблагодарим преподобного, - говорит она, беря Никитушку за руку.

Они опять идут к мощам, а женщины с улыбкой смотрят им вслед.

Храмы и монастыри

Церковь Иоанна Богослова

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЦЕРКВИ. КОСТРОМСКОЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ ХРАМ В ИПАТЬЕВСКОЙ СЛОБОДЕ.

Аннотация. На исторической судьбе одного из костромских храмов показана историческая канва всей России, идущей, или отступающей от Бога и Его святых заповедей. История этого храма типична для тысяч других и его восстановление служит примером для восстановления духовного мира русского человека, от состояния душевных сил которого зависит судьба храма и России.

Ключевые слова: Богословский храм, история, слобода, Александровское братство.

Подробнее...

Святые и Святыни

26 февраля Святая Церковь совевршает память святителя Серафим (Соболева), архиепископа Богучарского

Архиепископ Серафим (Соболев) (1881-1950) – епископ Православной Российской Церкви (рукоположен в октябре 1920 года в епископа Лубенского, викария Полтавской епархии), затем – Русской Православной Церкви Заграницей, а с октября 1945 года – Русской Православной Церкви. Многолетний настоятель патриаршего подворья Русской Церкви в Софии (Болгария).

Подробнее...

Статьи

Церковная история в трактовке Е.Е. Голубинского

К 180-летию великого русского церковного историка-костромича

Аннотация. Рассматривая «Историю Русской Церкви» Е. Е. Голубинского, в своей методологии и трактовках принципиально отличающуюся от трудов по истории Церкви других авторов, можно сделать вывод, что несмотря на отличия, в трудах ученого были сделаны многие открытия, которые послужили дополнением к уже существующим трудам церковной науки.

Ключевые слова: история, Русская Церковь, критический анализ, методология, источники.

Archpriest Dmitry Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate of the Church postgraduate school of saints Cyril and Methodius.

Annotation. Considering the «History of the Russian Church» E. E. Голубинского, in its methodology and interpretations fundamentally different from the works on the history of the Church of other authors, we can conclude that despite the differences, in works of the scientist had made many discoveries, which served as a complement to the existing works of the Church science.

Keywords: history, the Russian Church, critical analysis, methodology, sources.

Подробнее...