Образы Троицы в Ипатьевском монастыре (К вопросу о Годуновских вкладах)

Автор: Виноградова С.Г. Главный хранитель ЦИАМ КЕ РПЦ. .

Древности Ипатьевского монастыря, занимающие видное место в ряду русских древностей, как писали в начале XXвека братья Г. и В. Лукомские, «особенно возвышают художественно-археологическое значение Костромы» (1).

Храмы Ипатьевской обители и её ризница сохраняют до сих пор, хотя и не в полном виде, щедрые вклады представителей древнего рода Годуновых – древние иконы в драгоценных окладах, подвесные пелены, золотую и серебряную церковную утварь, рукописные книги.

Важное место среди вкладов Годуновых занимали образы Пресвятой Троицы, как главной храмовой святыни Ипатьевской обители.

Сколько же икон, посвященных Троице, было в храмах и приделах Ипатия? Какие из них были вложены Годуновыми?

Поиски ответов на эти вопросы в трудах краеведов XIXв. – Подлипского, Диева, Островского, в статьях современных исследователей, не всегда могут дать положительные результаты и приводят к выводу о запутанности в количестве икон и датировке их вкладов.

Например, автор «Историко-статистического описания Костромского первоклассного кафедрального Ипатьевского монастыря» протоиерей Павел Островский считал, что Дмитрий Иванович Годунов приложил в родовую обитель четыре иконы Святой Троицы – «две в 1586, а другие две в 1593 годах» (2).

Подлипский в «Описании Костромского Ипатьевского монастыря» называет три вкладные годуновские храмовые образа Троицы – на «кипарисной цке» две и на «кедрове цке» одна, точно указав их местоположение в соборе на 1832 год и процитировав вкладные гравированные надписи на серебряных пластинах окладов. Особенно ценно, что автор дает годы вкладов не только в пересчете на современное летоисчисление, но и буквенное обозначение этих лет (3).

С.С. Каткова в своих статьях, посвященных истории храмовых и придельных иконостасов Ипатия, рассматривает вопросы датировки и местоположения образов Троицы, но не всех, а только храмовых (4).

В книге «Костромская икона» по троицким иконам встречаются неточности в датах и ошибки в предположениях (5).

Ответы на поставленные вопросы дают монастырские документы, большая часть которых хранится сейчас в Церковном историко-археологическом музее Костромской епархии РПЦ (далее – ЦИАМ): Вкладная книга Ипатьевского монастыря 1728 г., составленная иеродиаконом Антонием Москвитиным на основе книг XVI-XVII в.в.; Книги описные Троицкому Ипатскому обретающемуся при Костроме монастыре 1736 г. и Опись имущества Ипатьевского монастыря первой половины XIXв. Необходимо назвать ещё один важный документ, опубликованный М.И. Соколовым в 1890 г. – Переписные книги Костромского Ипатьевского монастыря 1595 г.

Изучение, анализ этих документов позволяют выявить основную часть годуновских вкладных образов Пресвятой Троицы, определить местоположение храмовых икон Троицы на протяжении трех столетий, уточнить датировки их вкладов.

К сожалению, Описи 1736 г. и первой половины XIXв. не называют имен вкладчиков икон, поэтому движение и расположение образов Троиц малых размеров – пядниц – на XVIIIи XIX века проследить трудно. Кроме того, в Описи XIX в. утрачены первые 6 листов, где описаны иконы местного ряда справа от Царских врат.

Первым вкладным образом Живоначальной Троицы Д.И. Годунова в Ипатьевский монастырь был образ на кедровой доске, «обложен серебром и златом и украшен камением и жемчугом», как указано на серебряной пластинке к иконе (6); икона имеет 3 венца и 3 цаты – в них, согласно Переписным книгам 1595 года, «26 каменьев розных, а на венцах 3 откосины серебряны золочены чеканные, а на них вверху 28 жемчугов да 27 каменьев. Около образа и венцов и цат обложено жемчугом в одну нить. У цат приложено 17 золотых». Икона была помещена в киот из золоченой меди (7).

Храмовая икона была вложена «во фторое лето государства» царя Федора Иоанновича (8), в 7094 году, что в пересчете на современное летоисчисление означает 1586 год.

По Переписным книгам 1595 года икона стояла второй справа от Царских врат в местном ряду (9).

Из Описной книги 1736 года следует, что образ был перемещен в местном ряду Троицкого иконостаса на третье место (10).

В начале XIXвека, согласно «Описи имущества Ипатьевского монастыря», икона уже находится в теплой церкви Рождества Богородицы в большом киоте «за правым клиросом» (11).

Подлипский и Диев в своих трудах подтверждают это местоположение образа(12).

В 70-е годы указанного столетия, Павел Островский видит её уже в ризнице Ипатьевского монастыря (13).

В настоящее время образ хранится в Третьяковской галерее (далее – ГТГ) (14).

В 1592 году Дмитрий Иванович Годунов привез в Ипатий новый образ Живоначальной Троицы на кипарисовой доске, тоже с дорогими украшениями: «обложен серебром чеканом, венцы и цаты и откосины серебряны чеканные позолочены, [...] 74 камени розных, да 79 жемчюгов […] У образа […]20 золотых» (15). Эта икона имеет важные отличия, по которым узнаваема в других монастырских документах: «А по полям на углах 4 евангилисты, а на исподнем поле Дмитрий Селунский да мученица Агрепена, да преподобная Матрона, на серебряных цках». Кроме того, именно у этого образа на серебряном пруте была подвешена «пелена прикладная» «по камке по червьчатой, а на ней вышито: образ Живоначальные Троицы, золотом и серебром и жемчюгом сажен, а около образа вышита бытья во штинатцати местех по таусинной камке» (16).

Почти во всех изданиях вклад этой иконы датируется неправильно 1593 годом. Ответ по дате дают Переписные книги 1595 года: «государев боярин Дмитрей Иванович Годунов в Ипатцком монастыре […] был в лете 7101 году декабря в 7 день и золотые прикладывал и приказал строитезю старцу Гурью золотые собрати от менших пядниц, которые он прикладывал, да велел те золотые на медные нити взнизати и прикласти к местным образом. […] И тех золотых приложили к местным образом: к Живоначалной Тройце к новои, что Дмитрей Иванович привез, приложили 20 золотых; да подле ту к другому образу Живоначальные Тройцы приложили 17 золотых» (17).

Как известно, пересчет лет от сотворения мира на Рождество Христово составляет 5508 лет, когда же события приходятся на конец года – ноябрь, декабрь – разница – в 5509 лет. Поэтому декабрь 7101 года есть декабрь не 1593 года, а 1592. Эта дата согласуется и со временем вклада иконы, указанным на серебряной пластине: «восмое лето государства» царя Федора Иоанновича, севшего на русский престол летом 1584 года.

Образ Троицы на кипарисовой доске с 20-тью золотыми назван в документе новым, вновь привезенным, по сравнению с Троицей на кедровой доске с 17-тью золотыми. Поставлена была новая икона в иконостасе Троицкого собора на первое место в местном ряду справа от Царских врат, оттеснив на второе место Троицу на кедровой доске (18). Размеры иконы не указаны, но, судя по тому, что она стоит рядом с двумя 9-ти пядничными образами – Троицей 1586 г. и житийным образом великомученика Дмитрия Солунского, новая Троица не ниже их и составляет в высоту 150-160 см.

В 1736 году икона уже стоит в местном ряду на левой стороне второй от Царских врат. Описная книга подробно рассказывает о серебряном чеканном золоченом убранстве образа, «яхонтах лазоревых», «бирюсах», «баусах вишнев», хрусталях, лалах, жемчугах. Хотя уже на полях иконы наблюдается «осыпи жемчугу с одной стороны на шесть вершков, по левую сторону на восемь вершков», да «пятого числа ныне по свидетельству одно зерно за ветхостью отпало и хранится в ризнице» (19).

Время перестановки иконы определить трудно, но, если она была перенесена на левую сторону иконостаса ещё в конце XVIв., причина этого довольно ясна – икона освободила место для более свежего вклада образа Пресвятой Троицы 1596 года.

Монастырская опись первой половины XIXв. определяет местоположение Троицы 1592 г на кипарисовой доске – «по другую сторону правого столпа» (20). Уточнение стороны столба мы находим у Подлипского и Островского – «посреди Троицкого собора с западной стороны правого столба» (21). По обе стороны от иконы створы с изображением «Бытия, или хождения Троицы», речь о которых пойдет ниже.

Современное местонахождение иконы неизвестно. С.С. Каткова не исключает возможности соотнесения Троицы 1592 г. с иконой Пресвятая Троица, хранящейся в настоящее время в церкви Воскресения Христова на Дебре (22).

Следующим по тексту Переписных книг 1595 г., в местном ряду иконостаса Троицкого собора первым слева от Царских врат назван образ Живоначальной Троицы, размером 10-ти пядей, «обложен серебром, золочен, венцы басмяны начеканное дело», у образа 7 цат, тоже серебряных, золоченых, 7 гривен, 7 золотых. Стоял он в одном киоте с 9-ти пядничной иконой «Что тя наречем» в силах». В 1595 году, в одном контексте с перечисленными вкладными иконами Годуновых, этот образ Троицы назван «монастырским» (23). Можно согласиться с предположением С.С. Катковой, что икона написана была к завершению строительства каменного годуновского Троицкого собора (24).

С.С. Каткова считает, что икона Троицы, хранящаяся ныне в ЦИАМ (ЦИАМ БВП 83; КМЗ КОК 16920) и есть этот 10-ти пядничный образ Троицы. Она пишет: «Икона была храмовым образом Троицкого собора, построенного в 1560 г. После того, как в 1586 г. Д.И.Годуновым в монастырь был вложен другой большой образ Троицы Ветхозаветной, икону переставили с правой на левую сторону от Царских врат» (25). С этим трудно согласиться, т.к. сохранившаяся икона имеет украшения из 3-х венцов и 3-х цат, по Переписным же книгам 1595 г., икона, стоявшая слева от Царских врат, украшена 7 цатами, значит соответственно и 7 венцами.

С сохранившейся в церковном музее иконой более сопоставим другой образ Троицы 9-ти пядей, стоявший, согласно тексту Переписных книг 1595 г, «у правого столпа». Писан он «на золоте», «у него 3 цаты серебряны золочены». Образ назван «местной», т.е. когда-то он стоял в местном ряду иконостаса Троицкого собора и был перемещен на новое место по причине заполнения местного ряда вкладными годуновскими иконами (26). Можно сделать такое предположение: 9-ти пядничная Троица первоначально стояла слева от Царских врат в одном киоте с более подходящей ей по размерам иконой «Что тя наречем», а 10-ти пядничная Троица – справа от Царских врат в одном ряду с 10-ти пядничным образом Пречистые Богородицы Воплощение с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием. В 1586 году, когда Дмитрий Иванович вложил первую Троицу на кедровой доске, монастырские Троицы получили новые места: 10-ти пядничную Троицу переставили «против левого крылоса», а 9-ти пядничная Троица встала «у правого столпа».

Ещё один монастырский, не годуновский, образ Живоначальной Троицы, согласно Переписным книгам 1595 г., «пядница, обложен серебром», находился «у левого столпа над крылосом» (27).

Третьим храмовым образом Троицы, данным Д.И. Годуновым в Ипатьевский монастырь, была икона на кипарисовой доске, украшенная, согласно Переписным книгам 1595 г, золоченым серебром, «венцы и откосины и цаты и дробницы чеканные золотые», всё украшено камнями драгоценными и жемчугом. «У образа Живоначальные Троицы 30 золотых» (28).

23 февраля 1600 г., как свидетельствовала надпись на золотой пластине на окладе иконы (29), образ был покрыт новым золотым чеканным окладом с жемчугом, все же прочие украшения – золотые венцы, короны (откосины), цаты, дробницы – были положены, видимо, со старого убранства иконы, поскольку описания их в документах XVIи XVIII веков совпадают.

Подробное, на 3-х страницах, описание золотого оклада находим в Описных книгах 1736 г.: «Обложен весь золотом в чекан, на нем три венца с коронами золотые же чеканные [..]. У тех же венцов три цаты золотые чеканные. У цат по три дробницы золотых [..]. По углам четыре евангелиста. Между теми евангелистами шесть мест в киотех на золотых дшицах лица разных святых» (30).

Золотой оклад иконы высоко оценивается специалистами: «По красоте, изяществу и высокому художественному уровню может быть отнесен к числу выдающихся памятников конца XVI века – периода блестящего расцвета деятельности мастеров ювелирного искусства Москвы» (31).

Надпись на вкладной пластинке называет год создания иконы – 7101 – «восмое лето государства» царя Федора Иоанновича, т.е. опять 1592 год. Переписные книги Костромского Ипатьевского монастыря, составленные, как указано в заглавии, 11 апреля 1595 г., датируют данный вклад 1596 годом. Последние записи, в том числе и эта, в 16 и 17 тетрадях, пришитых к рукописи и написанных «позже» «одною рукою и в один прием», сделаны после 26 декабря 1597 г., когда хоронили в Ипатьевском монастыре боярина Григория Васильевича Годунова (32). Видимо, по каким-то причинам, вклад в Ипатьевскую обитель иконы Пресвятой Троицы, созданной в 1592 г. и привезенный в 1596 г., задержался на 4 года.

Необходимо отметить одну неточность, допущенную в статье «Русские золотые изделия XIV-XVII веков» Е.В. Шакуровой, касающаяся шитой пелены, упоминаемой во вкладной надписи на пластине. Автор неверно соотносит её с хранящейся ныне в собрании Оружейной палаты пеленой «Пресвятая Троица с бытием» (33). Эта подвесная пелена была выполнена тоже по заказу Д.И. Годунова в Ипатьевский монастырь, только для первого образа Троицы на кипарисовой доске вклада 1592 г., о чем свидетельствует вкладная надпись на окладе этой иконы: «И пелена к Троице шита золотом с деянием и жемчюгом сажена» (34). У Троицы же вклада 1596 г. надпись гласит: «И пелена к Троице шита золотом и жемчюгом низана» (35), т.е. эта пелена была без «деяния».

Местоположение нового образа Троицы документ конца XVI в. не называет, т.к. место это ещё для иконы не определено.

В 1736 г. Троица на кипарисовой доске, подклеенная уже липовой доскою, в золотом окладе – первая по правую сторону от Царских врат в местном ряду. «У этого образа в привесе у цат три золотые большие» - золотые медали с изображением шведского короля Карла IX, приложенные 14 февраля 1616 г. царем Михаилом Федоровичем (36).

В 1832 икона стоит на втором месте справа от Царских врат (37), за образом Спасителя, как уточняет Островский в 70-е годы XIXв. (38).

Костромские историки XIX в., без ссылок на источники, пишут о том, что икона эта «по причине ветхости доски и красок» при епископе Дамаскине Аскаронском написана снова уже на липовой доске, «украшения же также вычеканенная надпись о времени приклада Годуновым, с прежнего образа были положены на этот новый, в том числе и три золотые медали» (39).

С.С. Каткова считает, что храмовую икону Троицы под золотой оклад написали одновременно с остальными иконами местного ряда, т.е. в 1757г.: «Стилистически эта Троица тоже принадлежит руке В.Н. Вощина» (40).

В настоящее время эта икона стоит в местном ряду иконостаса Троицкого собора второй справа от Царских врат, золотой же оклад хранится в Оружейной палате.

Следующие три вкладные годуновские образы Троицы имеют в документе конца XVIв. довольно скромные описания:

В Троицком соборе, «от сторонних дверей на стене против крылоса и правого столпа» - «образ Троицы пядница обложен серебром, три венца скань с финифтом»; вклад Дмитрия Ивановича «прибылной» (41).

Образ Живоначальной Троицы «пядница, обложен серебром» - «над празники на тябле», т.е. над праздничным рядом, стоит первой «против левого крылоса», в числе 17 образов «Дмитрея Ивановича да Бориса Федоровича», вклад Бориса Федоровича Годунова (42).

Образ Пресвятой Троицы вклада Дмитрия Ивановича Годунова находится в трапезной палате теплой церкви Рождества Пресвятой Богородицы Ипатьевского монастыря - «у гостиного стола». Это большая пядница, обложена серебром, с 3-мя венцами серебряными сканными (43).

Последним из вкладных троицких образов, отраженным в Переписных книгах 1595 г., является икона Пресвятой Троицы с изображенными на полях благоверными князем Всеволодом и княгиней Ольгой, представленная в настоящее время в экспозиции «Вклады боярского и царского рода Годуновых» в ЦИАМ (ЦИАМ БВП 154; КМЗ КОК 7575). Это вклад 1597 г. Стефана Васильевича Годунова по душе его брата государева боярина и дворецкого Григория Васильевича Годунова. Этот дар подтверждается записью во Вкладной книге Ипатьевского монастыря: «Лета 7106 декабря в 23 день приезжал государев болярин Стефан Васильевич Годунов хоронить брата своего Григория Васильевича во иноцех Христофора. Дал на кормы: 50 рублев [..] да дватцать образов окладных» (44). Пятнадцатым в этом списке числится вышеназванный образ Троицы, «пядница, обложен серебром, 4 венцы серебряны резь золочены, оболочен тафтою зеленою» (45).

Год вклада этой иконы в некоторых статьях высчитывают ошибочно, датируя его 1598 г. (46).

В 1736 г. данная Троица, названная по размеру «штилистовой», стоит первой «против правого крылоса на налое»: «венцы по окладу чеканные золото в венцах 4 лалика, 7 бирюзов [..] обнизано жемчугом гурмышским в одну нить». У образа – пелена «шита волоченным золотом и серебром. А на ней вышит образ Святой Троицы. По сторонам святой князь Всеволод и благоверная княгиня Ольга, около всех лиц и риз и древес обнизано жемчугом и поля верхние и исподние низаны жемчугом между низанья 16 дробниц серебряных гладких золоченых подложена дорогами лазоревыми» (47).

В первой половине XIXв. ипатьевские документы называют этот образ первым в списке икон, полагающихся «на налой в праздничные и высокоторжественные дни» (48).

В заключение хочется остановиться ещё на 2-х иконах, посвященных Троице, – образе, который сохраняется в Ипатьевском монастыре и экспонируется в ЦИАМ (ЦИАМ БВП 80; КМЗ КОК 16867), и – 4-х створах, на которых изображено «Бытие, или хождение Троицы», хранимых сейчас в ГТГ.

К сожалению, ранние монастырские документы не содержат данных по времени вкладов их в Ипатьевскую обитель.

Первый образ – Пресвятая Троица с деяниями. В книге «Костромская икона» сделано предположение, что «именно эта икона была последним вкладом Д.И.Годунова в Ипатьевский монастырь, зафиксированным Переписными книгами в 1596 г.» (49). Это предположение неверное, доказательством могут служить данные Описной книги 1736 г. В ней обе иконы названы отдельно – годуновская Троица, вклада 1596 г., и данный образ Троицы с деяниями с 21 венцом, находившийся в приделе преподобного Михаила Малеина по правую сторону Царских дверей – «обложен серебром в басму…золочен, на оном образе 21 венец серебряные резные золочены» (50). Опись первой половины XIXв. указывает в приделе святого Иоанна Златоуста церкви Рождества Богородицы икону Святой Троицы, стоявшую по правую сторону Царских врат. По описанию и количеству венцов узнается именно эта икона: «6 венцов побольше и 14 малых, резные, чеканные, серебряные, золоченые, вокруг полей и около древа оклад серебряной басебной золочен вверху дщица серебряная золоченая с надписью Святая Троица» (51). Несмотря на отсутствие записей о вкладе иконы в Ипатьевский монастырь, стилистически она близка указанным вкладным Троицам Годуновых. Возможно, это – один из последних их даров родовой обители.

Что касается 4-х створ «Бытие, или хождение Троицы», датировка их была сделана специалистами по аналогичным створам киота 1600 г., вклада Бориса Федоровича Годунова в Троице-Сергиев монастырь к образу Пресвятой Троицы Андрея Рублева.

Поскольку в настоящее время створы хранятся в ГТГ, вместе с образом Пресвятой Троицы 1586 г. на кедровой доске вклада Д.И. Годунова в Ипатьевский монастырь, они считаются единым комплексом. Но в «Каталоге древнерусской живописи..» подчеркивается, что «стиль створок резко отличается от живописи средника» (52), а в книге «Костромская икона» ещё раз отмечается близость живописи створ по стилю и иконографии росписям 1602 г. в церкви Троицы в Вязёмах (53). Имеются различия в размерах по высоте иконы и створ почти в 10 см.

Это позволяет высказать предположение, что икона Пресвятой Троицы 1586 г. на кедровой доске не являлась средником для створ. Они, вероятно, были самостоятельным вкладом в Ипатьевский монастырь кого-то из Годуновых, возможно, царя Бориса Федоровича. В.И. Антонова отмечает, что «в 1600 году вкладов было особенно много в связи со страшным голодом в Московской Руси» (54).

Самостоятельность этих 2-х памятников подтверждают и монастырские документы XVIII-XIXвв. Свидетельством является их разное, не зависимое друг от друга, местоположение в Троицком соборе.

В 1736 г. «образ четыре доски длинные, на них в дватцати местах писано бытие и деяние Святой Троицы при Аврааме и Лоте обложен серебром в басму венцы сканые» находился в иконостасе Троицкого собора «над северными дверми» вместе с образами Спаса Нерукотворного и великомученика Никиты (55). Икона Троицы 1586 г., как отмечалось выше, занимала 3-е место справа от Царских врат.

В Описи первой половины XIXв. створы разделены и стоят попарно у 2-х разных икон:

на западной стороне правого столпа рядом с образом Троицы на кипарисовой доске вклада 1592 г., и на западной стороне левого столпа – у образа «святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия Чудотворца в чудесах перед ними в молении образ Пресвятыя Богородицы с предвечным Младенцем в силах».

Описание 2-х пар створ одинаково: «С двух сторон […] две доски длинные, на них в десяти местах писано бытие и деяние Святыя Троицы при Аврааме и Лоте, на сих изображениях 39 венцов серебряных сканых позолоченных, около оных оклад медной чеканной посеребренной, а прежде бывый серебряный басебный употреблен в венцы на местные иконы в том же соборе, сделанные по докладу Его Преосвященству епископу Самуилу 1824 года майя 6 дня». Разница в описании состояла только в количестве венцов – у второй пары их было 37 (56).

Таким образом, монастырские документы конца XVIв. содержат данные по 10-ти образам Живоначальной Троицы в Ипатьевской обители. Из них семь образов являются вкладными годуновскими, три – монастырскими. В составе годуновских - три храмовых образа Пресвятой Троицы, стоявших на протяжении нескольких веков в местном ряду иконостаса.

 

Примечания

1.Лукомские В.К. и Г.К. Кострома: Исторический очерк и описание памятников художественной старины. СПб., 1913. С. VII.

2.Историко-статистическое описание Костромского первоклассного кафедрального Ипатьевского монастыря. Сост. Протоиереем П. Островским. Кострома: Типография Андроникова. 1870. С. 89. (Далее – Островский).

3.Описание Костромского Ипатьевского монастыря, в коем юный Михаил Феодорович Романов умолен знаменитым посольством Московским на царство Русское. Соч. епископа П. Подлипского. М.: Синодальная типография. 1832. С. 7-10,16. (Далее - Подлипский).

4.Каткова С.С. Века и судьбы: Сб. статей. Кострома, 2001. С. 68-135.

5.Костромская икона XIII-XIX веков: Свод русской иконописи/ Авт.-сост. Н.И. Комашко и С.С. Каткова. М.: Гранд-Холдинг, 2004. С. 467-468,482,486.

6.Подлипский. С. 16.

7.Переписные книги Костромского Ипатьевского монастыря 1595 года. Сообщил М.И. Соколов. М.: Университетская типография. 1890. С. 2.

8.Подлипский. С. 16.

9.Переписные книги 1595 года. С. 2.

10.Книги описные Троицкому Ипатскому, обретающемуся при Костроме, монастырю. 1736 год. ЦИАМ НВ-ВХ 92, КМЗ ВХ 119. С. 5-5 об.

11.Опись имущества Ипатьевского монастыря. Первая половина XIX века. ЦИАМ БВП 256, КМЗ КОК 24766. С. 22 об.

12.Подлипский. С. 16.

Историческое описание Костромского Ипатского монастыря. Соч. протоиерея Михаила Диева. М.: Типография Александра Семена. 1858. С. 16. (Далее – Диев).

13.Островский. С.89.

14.Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи: Опыт историко-художественной классификации. Т. II. М., 1963. С. 152-155.

15.Переписные книги 1595 года. С. 1-2.

16.Там же. С. 1-2.

17.Там же. С. 55.

18.Там же. С. 1.

19.Книги описные 1736 год. С. 7-7 об.

20.Опись имущества.. С. 11-11 об.

21.Подлипский. С. 10. Островский. С.91-92.

22.Костромская икона.. С. 475.

23.Переписные книги 1595 года. С. 3, 49.

24.Каткова С.С. С. 70.

25.Костромская икона.. С. 467.

26.Переписные книги 1595 года. С. 6.

27.Там же. С. 13.

28.Там же. С. 56.

29.Подлипский. С. 8.

30.Книги описные 1736 год. С. 3-3 об.-4.

31.Русское золото XIV-нач XXвв. из фондов Государственных музеев Московского Кремля. М.: Советская Россия. 1987. С. 21.

32.Переписные книги 1595 года. С. X-XI, 56.

33.Русское золото.. С. 21.

34.Подлипский. С. 10.

35.Подлипский. С. 8.

36.Книги описные 1736 год. С. 2 об.-4.

37.Подлипский. С. 7.

38.Островский. С.90-91.

39.Диев. С. 13.

40.Каткова С.С. С. 116-117.

41.Переписные книги 1595 года. С. 9.

42.Там же. С. 13-14.

43.Там же. С. 40.

44.Книга вкладная Ипатьевского монастыря. XVIIIвек. ЦИАМ БВП 250, КМЗ КОК 24010. С. 19.

45.Переписные книги 1595 года. С. 59.

46.Костромская икона.. С. 482.

47.Книги описные 1736 год. С. 10 об.-11.

48.Опись имущества.. С. 27-27 об.

49.Костромская икона.. С. 486.

50.Книги описные 1736 год. С. 29.

51.Опись имущества.. С. 25.

52.Антонова В.И. С. 152-155.

53.Костромская икона.. С. 474.

54.Антонова В.И. С. 152-155.

55.Книги описные 1736 год. С. 8.

56.Опись имущества.. С. 11 об.-12, 14.

С.Г. Виноградова
главный хранитель ЦИАМ

 

Храмы и монастыри

Запрудненская школа Александровского православного братства.

Запрудненская женская рукодельная школа Александровского православного братства была открыта 1 октября 1889 г. Первоначально школа располагалась в приходе Спасо-Запрудненской церкви г. Костромы. Однако уже через год после открытия школа была переведена в центральную часть города, оставаясь по-прежнему в ведении Запрудненского попечительства Александровского православного братства. Обязанности заведующего школой исполнял священник Спасо-Запрудненской церкви Андрей Никанорович Писемский. Должность попечительницы приняла на себя Любовь Степановна Чумакова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Ильчевский Константин Петрович (1924-2011)

Родился 05.05.1924 г. в с. Городной Пинской (ныне Брестской) области в Западной Белоруссии, находившейся в то время в составе Польской Республики в крестьянской семье.

Подробнее...

Статьи

В свете христианских ценностей… К оценке личность А. Д. Самарина

К 150-летию А. Д. Самарина

Аннотация. В статье дается оценка личности А. Д. Самарина, на протяжении своей жизни занимавшего значимые государственные и общественные посты, человека, благодаря инициативам которого на Поместном Собре Русской Православной Церкви удалось расширить смысл и дополнить содержание определения прихода и приходской жизни, благодаря верности которого ценностям христианства, удалось сползание Русской Церкви в обновленчество, посредством деятельности которого во главе союза объединенных приходов удалось в 1918 году защитить церковные святыни и имуществ. В статье делается вывод о том, что жизненные примеры (подвиг веры) и ценности таких людей должна церковная общественность противопоставлять ценностям мира, выбравшего поклонение язычеству.

Ключевые слова: Церковь, ценности, вера, идолопоклонство, память, вечная жизнь, идеал, путь.

7 февраля Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви (традиционно с 2000 года этот праздник отмечается в первое воскресенье после 7 февраля). На сегодняшний день в составе Собора — более 1700 имен[1]. Мы склоняем головы перед их подвигом, перед тем ценностным выбором, верность которому большинство из новомучеников и исповедников доказали своей смертью. Но вряд ли даже те, кто сейчас почитает их память, и говорит о величии их подвига, до конца осознают, насколько евангельским был их выбор. А что выбор был, можно не сомневаться. Ведь цена выбора – вечная жизнь. Вечная жизнь с Богом через тюрьмы, лагеря, расстрелы, через «возьми крест и следуй за Мной», либо спасение временной жизни любыми путями и способами, неверие в Божие мздовоздояние в вечной жизни, а может даже извечное самооправдание: «ну, Бог простит». Выбор, который лежит через принятие либо духовно-нравственных ценностей, либо материальных. Одни ведут к Богу и, следовательно, Его ценностям и пребыванию с Ним, другие в погибель.

Святейший Патриарх Кирилл 10 февраля 2013 года в слове, сказанном им в Успенском сборе Московского кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских определил выбор ценностей, который приходилось делать даже священникам-узникам и узникам-мирянам как выбор между ценностями христианства и язычества (идолопоклонства): «их также заставляли поклониться идолам — идолам политическим и идеологическим. Им так же предлагали, в лучшем случае, совместить храм Божий с идолами, а в худшем — разрушить всякие Божии храмы ради поклонения идолам. Но они не пошли по этому пути» [2]. Далее, Святейший Патриарх говорит о людях того времени, которые готовы были религиозно служить идолам, получая взамен призрачное счастье временной жизни. Поколение, заставшее время Советского Союза очень хорошо помнит имена идолов: К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, И. Сталина, запечатленных на плакатах, вылитых в бронзе, запечатленных в названиях городов и улиц этих городов. О них слагали легенды, к их бюстам и памятникам возлагали цветы, им клялись в верности. Многие выбирают ценности пусть временного, но благополучия, наживы любой ценой, удачной карьеры.

Отметим, что революция 1917 года, каким бы оценкам и мнениям ее пользы и вреда она не подвергалась, создала для людей ситуацию выбора и предоставила человеку право воспользоваться своей свободой. Каждый сделал свой ценностный выбор. И для многих, выбор не оставил надежду одновременно служить Богу и маммоне, спасти временную жизнь или потерять ее: одним бросились разбирать помещичью землю, громить буржуев и занимать места в новой бюрократии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, анализируя ситуацию того времени, говорит о допущенных человеком, коренных духовно-нравственных ошибках «В то время люди мечтали о мире без эксплуатации, без бедности, без войн. О мире, где наука решит все проблемы и исцелит все болезни. Но мечта для многих обернулась кошмаром. В чем была ошибка? Не в том ли, что люди стремились построить гуманное и справедливое общество, отвергнув духовные основы человеческой жизни и поставив нравственность в положение, подчиненное идеологии, что привело к оправданию несправедливости и к жестокости на пути построения «светлого будущего»?»[3] Другие объединились вокруг Церкви, и свой выбор сделали в пользу защиты своих идеалов.

Среди тех, кто остался верен Богу «даже до смерти» был Александр Дмитриевич Самарин. Мы вряд ли найдем как в прошлом, так и в настоящем, много восторженных откликов на его дореволюционную деятельность, в частности, в бытность его на посту обер-прокурора, где он своей деятельностью не оставил сколько-нибудь заметный след. Политизированность того времени, борьба придворных группировок, не располагала к раскрытию тех качеств его личности, которые проявились впоследствии: верность Богу и выбранным идеалам, любовь к Отечеству, желание служить благу своего народа не жалея сил, да и самой жизни не жалеть. Еще в 1905 году в «Обращении к московских дворян к императору Николаю II» он вместе с другими представителями дворянства настаивал на проведении нужных и необходимых по его мнению реформ, способствующих постепенному освобождению народа от излишних «стеснений в духовной и экономической жизни», в отличие от предлагаемых оппозиционными партиями учреждения «народных представительств», видя в них политизированную деструктивную силу, способную разрушить диалог власти и народа. Не в даровании Конституции преданные престолу и Росси люди видели выход из сложившейся трагической ситуации общественного раскола, не в даровании прав и представительств, а в воспитании «подлинной христианской свободы», верности традициям и исконным ценностям. которые преодолеет общественный разлад. В Обращении они описывают картину нестроений: «Значительная часть (общества) постепенно утрачивает предания, которыми все общество жило до сих пор, и отрекается от унаследованных исстари верований и идеалов. Над всем веками сложившимся политическим строем над верованиями и идеалами народа , над всем его бытом произносится строгий приговор, и все это беспощадно осуждается как окончательно отжившее»[4]. В частности, в Обращении, любящие Отчизну представители дворянства буквально взывали к государю о раскрепощении Российской Церкви, в которой видели институт могущий воспитать общество: «Так, бесспорно, давно пора освободить Церковь от государственной опеки, возвратить ей «свободу жизни, свободу внутреннего строения» которые будто бы для пользы Церкви наложены на верующую совесть; надо же, наконец, когда-нибудь понять, что от нынешнего порядка страдает сама Церковь, чем люди, от нее уклоняющиеся, и что он является более сильною опорою неверия и индифферентизма, чем самая убедительная проповедь какого-либо модного учения»[5]. К великому сожалению, их голос, голос искренних в своем стремлении блага для Родины людей не был услышан, приходится только гадать, как повернулись бы события, если необходимые реформы были бы проведены.

Личность Самарина объединяла вокруг него представителей различных кругов общества: дворян, священнослужителей и простых людей. Его интеллектуальные и душевные качества, бескомпромиссность и порядочность подтверждается всей его жизнью. О его высоком авторитете среди различных представителей общества говорит тот факт, что кандидатура Самарина была выдвинута в качестве кандидата на московскую митрополичью кафедру. Он во многом способствовал тому определению прихода и приходской жизни, наделению его правами, которое затем вошло в определение деяний Поместного Собора 1917-1918 гг.[6] Александр Дмитриевич обладал всеми качествами лидера за которым следовали люди и который мог довести выстраданную им мысль до конца, и силою следования высшей Правде склонить людей к согласию с выбранной им позицией. В качестве подтверждения вышеприведенной характеристики зачитаем выдержку из обвинительного приговора разоблаченной ОГПУ в 1925 году «сергиево-самаринской группировке», в частности, обвинений предъявленных лично А. Д. Самарину, как одному из руководителей консервативного крыла «тихоновцев», сорвавших планы ОГПУ по «примирению тихоновцев и обновленцев» и созданию подконтрольной большевикам религиозной организации: «а) Поставив целью сохранение церкви в качестве активной к[онтр]революционной организации, он с 1917 года все время старался держать церковь под властью и влиянием лиц, принадлежавших к черносотенной группировке, в которой САМАРИН играл руководящую роль. б) Руководил антисоветской работой патриарха Тихона до раскаяния последнего перед Соввластью […]. в) Руководил деятельностью им возглавляемой черносотенной группировки в гор. Сергиев-Посаде […]. г) Подчинив себе гр. ПОЛЯНСКОГО Петра Феодоровича (митрополита Петра) […], руководил работой последнего, корректируя и утверждая даже письменные распоряжения Петра, сносясь с ним через посредствующих лиц и отдав его под контроль черносотенного даниловского синода»[7]. За все вышеперечисленные обвинения А. Д. Самарин (в 1920-м получивший смертный приговор - С. Д.) получил, ввиду преклонного возраста, сравнительно малый срок – три года ссылки в Сибирь. О том, какое значение для Церкви в выборе правильного курса в тяжелейшие времена поставленной большевиками задачи уничтожения оппозиционной Церкви имела деятельность «сергиево-самаринской группировки» ярко характеризует историк священник А. Мазырин: «значение сделанного с ее помощью священномучеником Петром выбора (антиобновленческого – Д. С.) огромно. Русская Церковь проявила силу духовного сопротивления безбожной власти, выбрав в его лице не соглашательский, а исповеднический путь. В конечном итоге богоборческий режим пал, а Церковь выстояла»[8]. Перед нами характеристика одного из тех людей, благодаря исповедническому подвигу которых мы можем говорить «мы – Церковь верных». Они сделали свой выбор. Они выбрали голгофские ценности Христа, веруя в Его и свое воскресение, и этот выбор церковных людей был правильным, ибо был выстраданным выбором Бога и его ценностей.

Еще более оценим мы масштаб личности А. Д. Самарина[9], когда вспомним его деятельность на посту председателя союза объединенных московских приходов. По свидетельству современников, союз приходов был реальной невооруженной силой гражданского общества, противостоящей большевикам. Именно ненасильственные действия верующих смогли остановить действия большевиков по уничтожению Церкви, смогли остановить компанию по «изъятию церковных ценностей» начатую не в начале 20-х годов, о чем чаще всего вспоминают, а в 1918 году, тогда когда она задумывалась и началась Именно провозглашенные союзом приходов ненасильственные действия показали силу веры и не дали большевикам воспользоваться временем «бури и натиска» для разгрома церковных организаций. Достаточно вспомнить оборону Александро-Невской Лавры, подвиг солигаличских мучеников, отдавших жизнь за сохранение народных святынь. В ответ на красный террор в феврале 1918 года было сделано беспрецедентное в истории Русской Православной Церкви дело - при помощи братств и союзов объединенных приходов были собраны силы, народ отозвался на призыв Патриарха Тихона и встал на защиту православных святынь и веры. В силу вступившего в 1918 году религиозного законодательства (Декрет об отделении Церкви от государства – С. Д.), а также, лишения духовенства гражданских прав, огромная тяжесть ответственности за сохранение Церкви легла на мирян: «При всех приходских и бесприходных церквах надлежит организовывать из прихожан союзы (коллективы), которые и должны защищать сввятыни и церковное достояние от посягательства»[10]. В приходской общине святитель Святейший Патриарх Тихон и Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. увидели реальную силу, могущую противостоять большевистскому натиску[11]. Инициативу Святейшего Патриарха подхватил товарищ председателя и член Собора А. Д. Самарин, Н. Д. Кузнецов и другие видные миряне и священнослужители Православной Российской Церкви. Самарин был избран председателем союза объединенных приходов г. Москвы. Именно с деятельностью Собора по обновлению приходской жизни, объединяющей клир и мирян на правах общины, и началось так долго ожидаемое подлинное обновление Церкви[12], строящееся на основах свободы, любви и ответственности. Объединенный в своем представлении ценностей православный народ представлял собой великую силу. Достаточно сказать, что в ответ на требования большевистского Декрета отделать школу от Церкви, 25 февраля 1918 года, на собрании представителей московских приходов было решено требовать сохранения преподавания Закона Божия в школах, а законоучителям преподавать до тех пор, пока не выгонят оттуда штыками, затем продолжать обучение по рамам и домам[13]. Церковно-благотворительное братство при Покровском монастыре г. Углича, возмущенное грубым насилием над свободой совести, обращалось к Патриарху и «смиреннейше испрашивало святых молитв и благословвения стоять до смерти за веру Христову и церковное достояние»[14]. Считали Декрет неприемлемым и готовы были «пострадать за веру православную» прихожане Нерехтского уезда Костромской губернии[15]. В Петрограде члены братства защиты Александро-Невской Лавры перед ракой с мощами благоверного князя Александра дали обет защищать обитель до последнего вздоха. До 57 000 питерских прихожан вступили в союзы защиты православных храмов. И это при том, что только за восемь месяцев, с июня 1918-го по января 1919-го года в стране было убито митрополитов -1, архиереев – 18, священников 102, дьяконов – 154, монахов и монахинь – 94. Тюремному заключению по обвинениям в контрреволюционности подвергнуты 4 епископа, 198 священников, 8 архимандритов и 5 игуменов. Запрещено 18 крестных ходов, 41 церковная процессия разогнана, нарушены непристойностями богослужения в 22 городах и селах[16]. Но православных верующих людей не удалось запугать ни «красным террором», ни ужасающими условиями жизни, отягощенными гражданской войной и разрухой, голодом и болезнями. Народ встал на защиту веры, не только мужчины, но и женщины. 11 июня 1918 года было ознаменовано открытием союза православных женщин как отдела союза объединенных приходов. Союз православных женщин открыл огромный потенциал служения женщины в Церкви. Председателем союза была избрана сестра Александра Дмитриевича Софья Дмитриевна Самарина. Именно «белые платочки», вплоть до 90—х гг. ХХ века будут спасать церковную жизнь во все время пребывания у власти коммунистической партии.

Власть дрогнула, она отложила свои планы уничтожения противника, каким виделась Церковь, до «лучших времен». До времен, когда «данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем с 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий … теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления»[17]. Большевики не намерены были терпеть какую-либо оппозицию, особенно церковную, которая представляла собой силу народного протеста. Силу, которая объединялась для защиты своих прав и идеалов, своих святынь. Летом А. Д. Самарина обвинили в «разработке плана организации православного духовенства в целях борьбы с советской властью на религиозной платформе». Он был арестован и в январе 1920 года московским губернским ревтрибуналом (дело Самарина - Кузнецова) к стандартному обвинению в контрреволюции добавлено: «в проведении политики Собора и Патриарха, направленной на создание по всей стране «советов объединенных приходов, которые организовали крестные ходы, звонили в набат, собирали народ для противодействия советской власти". А. Д. Самарин и Н. Д. Кузнецов были признаны «главными вдохновителями всех контрреволюционных организаций … как «оказавшие активное сопротивление Советской власти» были приговорены к расстрелу, впоследствии отмененному. Пройдя ссылку в Якутии, тюрьмы: Бутырскую, Таганскую, Лубянку, А. Д. Самарин в начале 30-х годов оказался в Костроме, в должности псаломщика Всехсвятской церкви, затем, в Борисоглебской церкви[18]. Он верил Богу и Богу черпал силы и вдохновение в Нем. Он оставался верным Богу и избранным ценностям всегда, во все время своей жизни: и на посту обер-прокурора, и будучи главой союза объединенных приходов, в таганской тюрьме, в якутской ссылке, и … церковным псаломщиком. Александр Дмитриевич вряд ли будет причислен к лику святых, хотя пример его жизни для многих является «правилом веры и образом кротости», но его подвиг веры мы должны помнить. Он будет служить поддержкой христианам, а также, будет назидателен для тех, кто избрал ценности мира сего.

Шли годы. Менялось время, которое представляло новую идеологическую парадигму. Уничтожались одни идолы, на их место заступали другие. Сразу после закрытия XXII съезда в стране началось массовое переименование всего, что носило имя Сталина – городов, улиц и площадей, предприятий и учреждений. Тогда же, поздней осенью 1961 года, начался и повсеместный снос памятников Сталину: их отправляли на переплавку, разбивали на части, закапывали в землю, топили в воде. Улицу, которая носила имя Сталина, и в конце которой находилось Александро-Невское кладбище, на котором был погребен А. Д, Самарин в 1961 году переименовали в проспект Мира[19]. 12 ноября 1961 года «Северная правда» в крошечной заметке сообщала: «Исполком Костромского городского Совета, идя навстречу пожеланиям граждан города, решил переименовать проспект имени Сталина в проспект Мира»[20]. Всё последующее после 1956-го и 1961 гг. время всячески старались отделить «хорошего» Ленина от «плохого» Сталина. Из фильмов про Ленина вырезали куски со Сталиным, из пьес, где Ленин и Сталин ходили парой, вырезали Сталина, а его слова отдавали Ленину. На живописных полотнах, где на фоне выступающего Ленина был виден Сталин, вместо него вписывали какого-нибудь солдата или рабочего. В тех случаях, когда отделить учителя от верного ученика не удавалось, приходилось жертвовать обоими. В частности, это касалось многочисленных парных скульптур Ленина и Сталина. В одну из ночей ноября 1961 года в Костроме в сквере на Советской площади исчезла скульптура «Ленин и Сталин». Старожилы вспоминают, что ещё вечером вожди стояли на месте, а утром от них не осталось и следа. Вероятно, скульптуры – скорее всего, в разбитом виде – увезли на тогдашнюю городскую свалку в Посадском лесу. Ставший свидетелем сноса статуи Сталина у железнодорожного вокзала г. Костромы «сталинский сиделец» А. А. Григоров[21], только в 1956 году вернувшийся из тюрем, ссылок и лагерей, глядя на зрелище как низвергают идола «отца народов» подумал: «Как Перуна» [22]. Интересно мнение историков о судьбах кумиров и о скоротечности времени «народной любви» к ним. «Почему в подавляющем большинстве случаев фигуры бывшего вождя убирали по ночам, понятно: власти вполне обоснованно опасались, что какая-то часть граждан встанет на защиту сталинских изваяний и могут произойти нежелательные эксцессы. А так людей ставили перед свершившимся фактом – вечером памятник стоял, а утром его уже нет» - делает вывод костромской историк Н. А. Зонтиков[23].

12 февраля 2018 года исполнилось 150 лет со дня его рождения Александра Дмитриевича Самарина. На кладбище, где он был похоронен, и которое в начале 80-х годав ХХ века было снесено, восстановлен крест на его могиле. В 1989 году Самарин был реабилитирован следственным отделом КГБ СССР, а 1995 годы, в дни празднования Победы над фашистской Германией, на территории кладбища и Мемориала была возведена часовня во имя святого воина, великомученика, покровителя Костромы Феодора Стратилата. На месте снесенных могил появилась возможность совершать молитву по усопшим. С восстановлением надгробного креста Александру Дмитриевичу Самарину многие родственники людей, чьи надгробия были снесены возлагают надежду и на возможность восстановить могилы своих предков. Постепенно, шаг за шагом, люди пытаются выйти на дорогу веры, на которой к ним возвращается историческая память. В юбилейные годы, когда мы должны вспомнить не только имена великих святых: святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, свщмч. Владимира, митрополита Киевского и др., а в противовес им - злодеев и палачей: Н. Ежова, Л. Троцкого, М. Тухачевского, мы должны вспомнить имена и почтить память тех, кто не канонизирован, но защищал храмы и святыни, кто «даже до смерти» отстаивал идеалы и ценности, не укладывающиеся в рамки навязанных и общепринятых ценностей. И надо понимать, что среди тех, кого необходимо вспомнить, были не только государственные деятели, представители высших сословий и заметные фигуры, но много простых верующих людей, чья вера и верность остановила и разрушила глиняных колосс коммунистического язычества.

«Не стоит село без праведника, а город без святого» , - говорили на Руси. Не устоит селения без праведника(Быт.18: 17-33).

Святитель Святейший Патриарх Тихон писал о людях подобных А. Д, Самарину - выбравших ценности Христа и путь следования Ему: «О, тогда воистину подвиг твой за Христа в нынешние лукавые дни перейдет в наследие и научение будущим поколениям, как лучший завет и благословение, что только на камени сем – врачевания зла добром созиждется великая слава и величие нашей Святой Православной Церкви в Русской земле, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя Ее и чистота Ее чад и служителей. Тем, кто поступают по сему правилу, мир им и милость. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духов вашим, братие. Аминь»[24].

 

 


[1] Новомученики и исповедники. Лица и судьбы. [Электронный ресурс.] http://pstgu.ru/scientific/newest/smi_muchen/2016/02/15/63560/. Дата обращения 01.02.2018 г.

[2] Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских.[Электронный ресурс.]. http://www.patriarchia.ru/db/text/2786981.html. Дата обращения 11.01.2018 г.

[3] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии открытия мемориала памяти жертв политических репрессий «Стена скорби». [Электронный ресурс]. http://www.patriarchia.ru/db/text/5050963.html. Дата обращения 02.02.2018 г.

[4] «Подвигом добрым подвизался…». С. 212.

[5] «Подвигом добрым подвизался…». С. 215.

[6] Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. М., Изд-во6 Новоспасский монастырь, 2012. Т.5. С.883-884.

[7] «Подвигом добрым подвизался…» Материалы к жизнеописанию Александра Дмитриевича Самарина (1898-1932) / Авторы-составители С. Н. Чернышев и прот. Д, Сазонов. – Кострома: Изд-во Костромской митрополии. 2017. С.175

[8] «Подвигом добрым подвизался…». С. 176.

[9]Самарин А. Д. - предводитель Губернского   дворянства Москвы, потомок известной дворянской фамилии, состоящей в родстве с Трубецкими и Лопухиными, Пушкиными и Толстыми, славянофил, член Госсовета, Обер-прокурор Священного Синода РПЦ, Руководитель Русского Красного Креста в годы Великой войны 1914-1918гг., Кавалер многих высших орденов Российской империи и был единственным из мирян, кого выдвигали кандидатом в Патриархи на Поместном Соборе 1917-1918гг., проходящего в Соборной палате Епархиального дома, который спроектировал и воздвиг в 1902г. русский зодчий П.А.Виноградов (четвероюродный прадед). Внучатый племянник выдающегося полководца генерала А. П. Ермолова.

[10] Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об устройстве Организации объединенных приходов. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ сот. М. Губонин. М., 1994. С.97.

[11] Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. С.97-99.

[12] «Подвигом добрым подвизался…». С. 185.

[13]

[14] Епархиальный экстренный съезд духовенства и мирян церквей. – Кострома. 1917 С.37.

[15] Епархиальный экстренный съезд духовенства и мирян церквей. – Кострома. 1917 С.82-89.

[16] Владимирские епархиальные ведомости. 1917. №36. С.37.

[17] Письмо членам Политбюро от 19 марта 1922. Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 190—193.

[18] Обе церкви были снесены: Всехсвятская; Борисоглебская

[19] В исполкоме Костромского горсовета// Северная правда. 12.11.1961.

[20] Новое название улицы.// Северная правда. 10.11.1961 г.

[21] Григоров Александр Александрович – выдающийся русский историк, крупнейший специалист по истории дворянства, костромской краевед, Почетный гражданин г. Костромы.

[22] Зонтиков Н. А. И. В. Сталин – депутат Костромского городского Совета/ Кострома: Ди АР, 2014 С.111.

[23] Зонтиков Н. А. И. В. Сталин – депутат Костромского городского Совета/ Кострома: Ди АР, 2014 С.111.

[24]Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. С.161-162.