Собор костромских святых: агиографические источники в фондах Костромской областной универсальной научной библиотеки имени Н. К. Крупской

Автор: Н. Ф. Басова. .

В русских святых мы чтим не только небесных
покровителей святой и грешной России: в них мы ищем
откровения нашего собственного духовного пути. Верим,
что каждый народ имеет собственное религиозное призвание,
и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными
гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического
подвижничества немногих. Их идеал веками питал
народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки.

(Г. П. Федотов)

    

     Исстари наши предки обращались к Житиям христианских святых подвижников и находили в них образец для подражания, более того – небесных заступников, к которым они обращались с молитвою о помощи и укреплении.

     Христианская церковь с первых дней своего существования тщательно собирает сведения о жизни и деятельности ее подвижников и сообщает их в общее назидание. «Жития святых» составляют едва ли не самый обширный отдел христианской литературы. Если не считать апокрифических Евангелий и сказаний об апостолах, в которых содержится немало детальных сведений о первых деятелях христианства, то первыми по времени «Жития святых», были сказания о мучениках.

   Более обширна литература «Житий святых» второго рода – преподобных и других почитаемых святых.

   Собор костромских святых (празднуется 23 января, 8 февраля по новому стилю) включает в себя более тридцати угодников Божиих. Среди них сомолитвенники и сподвижники Сергия Радонежского – преподобные Авраамий Чухломский и Галичский, Павел Обнорский, Сергий Нуромский, Иаков Железноборовский, Пахомий Нерехтский, Макарий Писемский, старец Никита – основатель Богоявленского монастыря в г. Костроме и другие великие подвижники и угодники Божии.

   Книга святости костромских подвижников не имеет конца. Время будет вписывать в нее новые и новые имена.

   Приведенный ниже список агиографических источников из фондов КОУНБ имени Н. К. Крупской, является всего лишь первой попыткой их библиографирования, поэтому не может претендовать на исчерпывающую полноту. Порядок расположения материалов следующий: сначала указаны источники, содержащие сведения о нескольких святых, затем, в порядке алфавита, персональные «Жития», посвященные тому или иному святому.

  

     Святые угодники Божии и подвижники костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. - Кострома, 1879. - 129 с.

                     Авраамий Ростовский

                       Авраамий Чухломский или Галичский

                       Адриан Монзенский

                       Варнава Ветлужский

                       Геннадий Костромской и Любимоградский

                       Григорий Пельшемский

                       Иаков Железноборовский

                       Иаков Галичский

                       Иона митрополит Московский

                       Кирилл Новоезерский

                       Макарий Унженский

                       Макарий Писемский

                       Митрофан Воронежский

                       Никита, строитель Костромского Богоявленского монастыря

                       Паисий Галичский

                      Пахомий Нерехтский

                       Симон Юрьевецкий

                       Тихон Луховский

                       Феодосий Монзенский

                       Ферапонт Монзенский        

   Жития шести преподобных отец Печерских, части святых мощей которых находятся в Костромском кафедральном Успенском соборе. - Кострома, 1876. - 44 с.

                   Нифонт, епископ Новгородский

                       Дамиан – целебник

                       Спиридон – просфорник

                      Прохор – чудотворец

                       Марк – гробокопатель

                       Илья Муромец

   Житие новомучеников г. Солигалича Костромской епархии. - Кострома, 2000. - 15 с.

                       Иосиф (Смирнов), протоиерей

                      Владимир (Илинский), иерей

                       Иоанн (Касторский), диакон

                       Иоанн (Перебаскин), мученик

                       Тропарь и кондак: с. 13.

                       Молитва: с. 14 – 15.

Преподобный Авраамий Городецкий, Чухломский и Галичский чудотворец, и созданный им Свято – Покровский Авраамиево – Городецкий монастырь /сост. архимандрит Никандр (Анпилогов). – М.:Родник, 1996. – 157 с.: ил.

                     Житие преподобного Авраамия: с. 7 – 30.

                     Чудеса преподобного Авраамия: с. 31 – 63.

                     Служба преподобному Авраамию: с. 64 – 82.

                     Акафист преподобному Авраамию: с. 83 – 99.

                     Историческое описание Городецкого Авраамиева монастыря: с.    

                     100 – 148. [Печатается по изданию: Прилуцкий Д. Ф. Историче-    

                     ское описание Городецкого Авраамиева монастыря. СПб, 1861].

   Преподобный Авраамий Городецкий, Галичский и Чухломский: к 625 – летию со дня преставления (1375 – 2000 гг.) – Кострома, 2000. – 86 с.: ил.

                 Молитва преподобному Авраамию Городецкому чудотворцу: с. 83.

                   Тропарь и кондак: с. 84.

   Житие преподобного отца нашего Авраамия Ростовского //Избранные жития русских святых (X – XV вв.). – М., 1992. – С. 122 – 127: ил.  

   Живая вера: из жития преподобного Авраамия Чухломского //Костромская старина. – 1991. - № 2. – С. 26 – 27.

     Из жития преподобного Авраамия Галичского //Губернский дом. – 2000. - № 2. – С. 32 – 33.

   Зонтиков Н. А. Преподобный Варнава Ветлужский: к 555 – летию со дня преставления. (1445 – 2000 гг.). - Кострома, 2000. 44 с.: ил.

             Молитва преподобному Варнаве Ветлужскому, тропарь и кондак: с. 42 – 43.

   Херсонский И. К. Рукописное житие преподобного Варнавы Ветлужского //Костромская старина. Вып. 1. - Кострома, 1890. –[Отд.3] . - С. 1 – 38.

   Житие священномученика иерея Василия Разумова (1879 – 1937 гг.). – Кострома, 2000. – 32 с.: ил.

           Житие священномученика иерея Василия: с. 8 – 27.

           Молитва священномученику иерею Василию: с. 28 – 30.

           Кондак и тропарь: с. 31.

   Житие преподобного Геннадия Костромского //Труды IV областного историко- археологического съезда в г. Костроме в июне 1909 года. – Кострома, 1914. – С. 18 – 42. [Раздел: недоложенные рефераты /текст подгот. М. Иов по рукописям, хранящимся в Императорской публичной библиотеке, собр. Погодина XVII века, № 708; варианты из рукописи Румянцевского музея XVII века, № 910 и Императорской Академии наук XVI века, № 21, в. 2]  

   Александр (Могилев А. Г.; род. 1957) Священномученик протоиерей Иосиф Смирнов (1864 – 1918). – Кострома, 2003. – 72 с.: ил.

        Тропарь, кондак, молитва святым новомученикам града Солигалича: протоиерею Иосифу Смирнову, иерею Владимиру Илинскому, диакону Иоанну Касторскому и мученику Иоанну Перебаскину: 3 с. обл.  

   Зонтиков Н. А. Макариево – Писемский Спасо – Преображенский монастырь: к 600 – летию основания обители. – Кострома, 2000. – 40 с.: ил.

         Молитва преподобному Макарию Писемскому, тропарь, кондак, величание: с. 36 – 37.

           Молитва преподобному Павлу Обнорскому, Тропарь, Кондак: с. 38 – 39.

   Ковалева Л. Житие преподобного Макария Унженского и Желтоводского чудотворца. [По кн.: Святые угодники Божии и подвижники костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса] //Светоч: альманах /изд. Костромской епархии к дням славянской письменности в год 1996. - Кострома, 1996. – С. 23 – 30: ил.

     Житие дополнено «Сказанием о чудесах», имевших место в XVII веке, спустя многие годы после кончины преподобного Макария.

   Зонтиков Н. А. Костромской Богоявленско – Анастасиин женский монастырь (1476 – 2001): к 575 – летию основания и 10 – летию возрождения. – Кострома, 2001. – 64 с.: ил.

       Преподобный Никита Костромской (празднование 28 сент. по новому стилю). Тропарь и кондак: с. 6.

         Преподобный Макарий Алтайский (празднование 28 мая по новому стилю). Тропарь и кондак: с. 15.

 

   Александр (Могилев А. Г.; род. 1957) Священномученик Никодим: жизнь, отданная Богу и людям. – Кострома, 2001. – 350 с.: ил.

   Тропарь, кондак и молитва священномученику Никодиму: с. 309 – 310.

   Житие священномученика Никодима, архиепископа Костромского и Галичского //Светоч: альманах / изд. Костромской епархии к Дням славянской письменности в год 1996. – Кострома, 1996. – С. 69 – 70: ил.

   Житие преподобного отца нашего Павла Комельского, или Обнорского //Избранные жития русских святых (X – XV вв.). – М., 1992. – С. 363 – 377: ил.    

   Преподобный Пахомий Нерехтский чудотворец. (Жизнь его и чудеса) /сост. по рукописному житию и церковной летописи, хранящихся в церкви с. Сыпанова Нерехтского уезда Костромской губернии, священником Николаем Новосельским. [Ксерокопия. Вых. данные указаны оригинала]. – Кострома: Губ. тип., 1896. – 40 с.

   Житие преподобного Пахомия Нерехтского //Труды IV областного историко археологического съезда в г. Костроме в июне 1909 года. – Кострома, 1914. – С. 3 – 17. [Раздел: Недоложенные рефераты /текст подгот. А. Громов по рукописям, хранящимся в Императорской Академии наук и в Московской Синодальной библиотеке].

   Александр (Могилев А. Г.; род. 1957) Преподобный Тимон, старец Надеевский. – Кострома, 2004. – 120 с.: ил.

     Книга носит агиографический характер. Тропарь, кондак и молитва преподобному Тимону, старцу Надеевскому: с. 90 – 91.

   К 400 – летию преставления преподобного Ферапонта Монзенского. - Кострома, 1997. – 36 с.: ил.

   Житие преподобного Ферапонта Монзенского: с. 11 – 25.

   Тропарь, кондак, величание преподобному Ферапонту Монзенскому: с. 32.

     Молитва преподобному Ферапонту Монзенскому: с. 33.

          

 

                       Н. Ф. Басова, зав. сектором краеведческой литературы КОУНБ

 

Храмы и монастыри

История Сретенской церкви г.Кинешмы

Сретенская кладбищенская церковь была построена во второй половине XVIII века (приблизительно 1779 год) на средства первого кинешемского фабриканта, купца Григория Ивановича Таланова. Находится она в конце нынешней улицы Ленина (в прошлом Московской) по адресу ул. Ленина д.71а. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (см.: Лк. 2: 22-40). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (см.: Лев. 12), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Заварин Николай Константинович (1895-1937)

Родился в 1895 году в с. Вознесенское, Пречистенского р-на, Ярославской губернии (По другим сведениям в с. Возенсенье Ярославской губернии). По окончании Семинарии в 1921 году рукоположен во священника к церкви с. Вознесенское Ярославской губернии. Служил до конца 1920-х годов, потом о.Николай вместе с семьей переехал в г.Нерехту, где служил в Казанском соборе до 29 марта 1929 года. Люди потянулись к батюшке, стали активнее посещать храм. Это сразу обеспокоило местные власти.

Подробнее...

Статьи

Значение подвига Новомучеников и исповедников Российских для современной церковной жизни

Впервые тема канонизации новомучеников и исповедников Российских в Русской Православной Церкви была затронута на Поместном Соборе 1988 года. Пусть и не совсем прямо, в выступлении митрополита Сурожского Антония прозвучали и слова о необходимости их прославления. Он сказал тогда: «Единственные люди, которые молчат о том, что только героическая верность и стойкость тысяч неизвестных людей спасла Церковь от совершенного разрушения - это мы. И мы могли бы хоть какой-нибудь фразой в нашем Послании, не говоря о новомучениках, не употребляя таких слов, которые, может быть оскорбят чей-то слух, указать на то, что мы благодарим Бога, что за все ХХ столетие в Русской Православной Церкви оказались свидетели веры, которые до крови, до плахи, до жизни, до муки сумели остаться верными Христу, Который искупил их и спас, и этим они прибавили к сиянию и святости в Русской Церкви».[1] По тем временам это были смелые слова, проблему гонения на Церковь со стороны безбожной власти было принято обходить. И это был уже шаг на пути к Архиерейскому собору 2000 года, официально прославившему новомучеников и исповедников Российских.

Подробнее...