Божьи люди...

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.. . Опубликовано в Статьи

StrannikДержа перед собой книгу митрополита Вениамина (Федченкова) - «Божьи люди. Мои духовные встречи», невольно задаешь себе вопрос: кто они, Божьи люди? Чем они отличаются от нас? Почему мы так нуждаемся в их молитвах?

В Ветхом Завете, в книге Судей, повествуется о рождении судьи народа израильского Самсона, о чем возвещает матери его Ангел Господень, названный ею– «человеком Божьим» (Суд. 13,6). Ангел, возвещающий волю Всевышнего, назван человеком Божьим и в 1-ой книге Царств (1Цар. 2,27). В Священном Писании, название человека Божия, дается посланнику, в данном случае, ангелу, возвещающему волю Господню. Ангел в виде человека – нередкое явление как в Ветхом, так и в Новом Завете (вспомним, напр., - юноши, седевшие у гроба воскресшего Христа (Лк. 24,4).

Ангелы являлись в виде людей, чтобы люди земли не приняли их за Бога, потому что видевший Бога – умрет смертью (Исх. 33,20). Но, уже в 9 главе этой книги, название Божьего человека дается применительно к самому человеку – пророку (в данном случае судье Самуилу), который исполняет повеление Господне и помазывает на царство Саула (1 Цар. 9,6 – 10,1). В З-й книге Царств, мы видим, как нечестивый царь израильский Иеровоам обращается к человеку Божьему с просьбой помолиться о нем: «И сказал царь (Иеровоам) человеку Божию: умилостиви лице Господа Бога твоего и помолись обо мне. И умилостивил человек Божий лице Господа» (3 Цар. 13,6). В них видят избранников Божьих, провидцев-пророков, молитвенников и заступников. Людей «рожденных» Богом для исполнения воли Его. По молитве человека Божия, пророка Илии, Господь воскрешает сына сарептской вдовы и мы слышим слова, сказанные этой женщиной и обозначающие особых людей – людей Божьих: «теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно» (3Цар. 17, 18-24).Пророкистребляет жрецов Валовых (4Цар.7,9). Он имеет на это право и власть, данные ему Богом. Он – ревнитель славы Господней. Он человек Божий, он не может жить и поступать иначе. Он живет Богом, Бог его Отец.

В Новом Завете таким Божиим человеком был пророк, Предтеча и Креститель Иоанн, о котором Евангелие говорит: «был человек послан от Бога» (Ин. 1,6). Св. ап. Павел, обращаясь к своему ученику Тимофею, называет его Божьим человеком (1Тим. 6,11; 2Тим. 3,17) за его ревность и веру. Человек Божий – это праведник, ведущий жизнь в Боге и с Богом.

На Руси Божьими людьми чаще всего называли тех, кто нес особый подвиг святости – подвиг юродства, подвиг всецелой отдачи себя Богу. Недаром «юродивые Христа ради» именовались блаженными – людьми, здесь на земле, стяжавшими благодать блаженства. Святые, Божьи люди, искренно воспринявшие слова Божьи: «святы будьте, ибо свят Я, Господь Бог ваш» (Лев.19,2). Святые, подвигом духовным стяжавшие плоды Духа – «любовь, радость, мир, долготерпение, благость милосердие, веру, кротость воздержание» (Гал. 5,22). Это те, кто отвернулся от себя, греховного человека и «плоть распял со страстями и похотями» (Гал, 5,23), те, на кого посмотрев, нам становится невыразимо стыдно за свою, непутевую и несуразную жизнь. Потому что они чисты сердцем, милосердны, нищи духом…

Не стоит земля без праведника! Без их молитв не устоял бы мир, потому что ради этих праведников Господь милует мир, погрязший во зле (1Ин. 5,19). Потому- то и милует Бог этот мир, потому что праведники вымаливают мир и нас, живущих в нем. Мы нуждаемся в их молитве. Видя бездну своих прегрешений и беззаконий, знаем, что они есть праведники и молитвенники за нас. Почему же их слава не потрясает основ общества? Почему, редкие из них, при жизни, имеют всенародное почитание? Многие бегают от мирской славы. Послушаем жизнеописание прп. Алексия, названного Человеком Божьим. Клирик эдесского храма слышит голос, исходящий от иконы Божьей Матери: «введите в церковь Мою человека Божия, достойного небесного царствия, ибо молитва его приятна Богу и на нем почивает Дух Божий». Семнадцать лет этот праведный человек молится в храме, где ежедневно совершается молитва, совершаются богослужения, где тысячи людей омывают слезами покаяния свои грехи…Бог Сам напоминает миру о праведниках, о тех, чья молитва приятна Ему, о тех, кого Он считает «своим». Много людей приходит в храм молиться, но достоин он – молящийся в притворе, отказавшийся от спокойной и обеспеченной жизни, как никто другой в этом храме так всецело поверивший Христу. Жизнью показавший свою веру, он стал Божьим человеком. Потому что, ничего здесь не оставил, а последовал за Ним – Христом, поверил Его словам и сделал их свей жизнью. «Этот от рода нашего», - говорит о прп. Сергии Пресвятая Богородица.

Про святых говорят – у них живая вера. Ф.Ницше, в своей книге «Смерть богов», написал, что боги умирают не тогда, когда в них не верят, а тогда, когда говорят, что верят, но не живут по вере. Митрополит Вениамин в своей книге приводит слова одного сербского богомольца: « Отче владыко! Что это значит? Один скажет «Бог», и нет ничего; а другой скажет тоже «Бог», и огонь загорится?» Святые, Божьи люди говорят и молятся просто и с дерзновением. Они живут среди нас, на них почивает Дух Святой и их молитва приятна Богу. В них нет страха перед тем, что есть в этом мире. Страх чего-то потерять, кроме любви Божией. Мы же постоянно испытываем страх – боимся терять. Положение в обществе, работу или приятного и нужного человека, доброго расположения которого так долго добивались. В нас живет страх. Вот почему мы не можем достичь их блаженного состояния – нам жалко самих себя, жалко оставить нажитое имущество. Апостол Любви – Иоанн, писал: «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он (Христос). В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся, не совершенен в любви» (1Ин. 4,17-18). Значит, они, святые, Божьи люди, стали такими потому, что достигли высоты любви, они верят в живого Бога и живут по вере. Св. прав. Иоанн Кронштадский описал опыт своей духовной жизни и озаглавил книгу –«Моя жизнь во Христе», не «Моя жизнь с Христом», а именно – во Христе. Ведь Он – Путь, Истина, Жизнь (Ин.14,6).

Среди них были и те, кого знала вся Россия – старцы Оптинские, Валаамские, Зосимовские, Глинские, св. прав. Иоанн Кронштадский, прп. Серафим Саровский, св. Феофан Затворник и др. О жизни и чудесах их мы читаем, в молитвах призываем их заступничество, стараемся им подражать.

Но среди них были и такие, особенно наши современники, которых при жизни и за святых никто не почитал, да и вряд ли, кто будет. А ведь среди нас жили Божьи люди!

Не стоит земля без праведника! Среди костромского духовенства 70-х – 80-х гг., среди ярких, талантливых пастырей-молитвенников, одним из духовных огоньков, обогревающих страждущие души, был архимандрит Серафим (Борисов + 1994, с 1993 г. - схиархимандрит). Суетливый старичок - монах, о котором в узком кругу (тогда нельзя было особо распространяться на эту тему), говорили, что «за веру пострадал». Был осужден по 58-й статье и сидел с 1931- 1935; 11937-1944 гг. Работал на строительстве Беломоро-Балтийского канала, выжил, как он рассказывал сам, только благодаря вере и молитвам его сестры, матушки Ангелины, которую почитал как святую и верил ее молитвенному заступничеству перед Богом. Когда мы, дети духовенства, в узком кругу, слушали его сбивчивые, немногословные рассказы о том, как он выживал в лагере, нам казалось, что мы тоже станем когда-нибудь такими молитвенниками, будем, как и они, сидевшие за веру, знать наизусть акафисты и Евангелие. Будем перед безбожниками–комиссарами бесстрашно исповедовать свою Православную веру. Когда о. Серафим служил Божественную Литургию, 70-ти летний старец, для нас, да я думаю и для всех в храме, создавалось впечатление, что он говорит с Богом. Несмотря на преклонные годы, полные испытаний и невзгод, его высокий голос был чист и светел, звал на молитву и уносился ввысь, в купол Воскресенского собора. Одним из духовных светочей епархии был, несомненно, архим. Поликарп (Будаква +1996), молитвенник- созидатель, который из сельского, запущенного прихода создал духовную пристань, где врачевались души тех, кто приезжал сюда со всех концов страны за духовным советом, каялся, нес послушание. О. Поликарп, некогда бывший послушником Киево-Печерской Лавры до ее закрытия в 1961г., всем показывал образ смирения и послушания, молитвы и духовного горения. Внешне ничем не примечательному человеку, Бог дал дар совета, духовного наставничества, искренней христианской любви. В те годы, на ниве Христовой трудились многие, многие истинные служители Церкви, жизнь и духовный подвиг которых еще ждут своего описания. Надо вспоминать их жизнь, советы, наставления. Это надо нам, сейчас живущим, надо нашим детям, приходящим в храм. Им надо рассказывать о тех, кто жил Православием и в Православии. Нужно помнить, что по сравнению с ними, мы - ученики, старающиеся зазубрить нужный урок церковной истории и духовного опыта, красоты и наглядности богослужения. Они – свидетели истории, «сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2,19). На глазах этих Божьих людей проходили вехи истории страны и неразрывно связанные с этими вехами духовные этапы жизни. Они сидели с тюрьмах и ссылках с теми, кого мы сейчас прославляем как «новомучеников и исповедников Российских».

Многие мне возразят – нет описания и письменного свидетельства чудес, которые они совершали. В этой связи вспомним слова Патерика: «отче, мне достаточно смотреть на тебя». Да и разве не лучшее свидетельство того, что они были Божьими людьми, то свидетельство, что, несмотря на репрессии атеистической власти, которыми подвергали людей за их веру, храмы, где они служили, были полны молящимися, кающимися, причащающимися. Теми, кто с высоты своей образованности, и, наоборот, в своем полном неведении, получал духовное наставление, просветление, был крещен, просвещен, нашел духовную красоту и стал истинным чадом Церкви. От одной встречи с ними, беседы, обмена мнениями. Им мы обязаны тем, что, несмотря на все усилия безбожных доброхотов, люди сохранили веру и не ушли из храмов.

В житии прп. Алексия, человека Божия, говорится, что в Риме, в городе церквей и монастырей, в городе апостолов и христианских святынь, во время богослужения, император Гонорий и папа Иннокентий 1 услышали голос: «поищите человека Божия, пусть он помолится о городе и о вас». Они недоумевали, - повествуется в житии,- чей это голос и на кого указывают эти слова».

Ничего тут нет удивительного! Таковы они, Божьи люди. Они были забыты этим миром, но были «своими» Богу. Прп. Алексий 17 лет жил в этом городе - молился, совершал духовный подвиг и вряд ли задумывался над тем, что он значит в очах Божьих. Он был «свой» Богу, и Бог был ему родным и близким, живым, а те, кто записал себя в «свои» Богу, не знали человека Божия. И Господь напомнил!

«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие; и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13,7). Не стоит город без праведника! Только надо не глазами зависти и злобы, а очами духа любви, смотреть на тех, кто окружает нас. Надо жить по Божьи, быть Его людьми. Тогда и про нас, может быть когда-то произнесено Слово Господне: «вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенство призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда не помилованные, а ныне помилованы» (1Петр. 2,9).

 

Храмы и монастыри

Запрудненская школа Александровского православного братства.

Запрудненская женская рукодельная школа Александровского православного братства была открыта 1 октября 1889 г. Первоначально школа располагалась в приходе Спасо-Запрудненской церкви г. Костромы. Однако уже через год после открытия школа была переведена в центральную часть города, оставаясь по-прежнему в ведении Запрудненского попечительства Александровского православного братства. Обязанности заведующего школой исполнял священник Спасо-Запрудненской церкви Андрей Никанорович Писемский. Должность попечительницы приняла на себя Любовь Степановна Чумакова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Иерей Александр Ребячьих, Христа ради юродивый

Юродивые — сонм святых подвижников, избравших особый подвиг — юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения. Юродство как путь святости реализует то противоположение мудрости века сего и веры во Христа, которое утверждает апостол Павел: «Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» (1 Кор. 3, 18-19), также: «Мы безумны Христа ради» (1 Кор. 4, 10). 

Подробнее...

Статьи

Мотивы и последствия реформы приходского управления принятой на Архиерейском соборе 1961 года

Аннотация. В результате давления государства Церковь вынуждена была пойти на отстранение настоятеля от управлением приходом. В результате чего церковная иерархия была фактически отстранена от управления церковными структурами. Но Церковь выстояла и на Поместном соборе 1988 года был принят Устав, по которому управление возвращалось в церковные структуры и благодаря которому стал возможен новый тип взаимоотношений Церкви и государства.

Ключевые слова: Церковь, реформа приходского управления, государство, Поместный собор, гонения, верующие.

THE MOTIVES AND CONSEQUENCES OF THE REFORM OF THE PARISH ADMINISTRATION ADOPTED AT THE COUNCIL OF BISHOPS OF 1961.
Archpriest Dmitry I. Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate of the Church postgraduate school of saints Cyril and Methodius.

Annotation. As a result of pressure from the state Church had to go to the dismissal of the rector of running arrival. In the result of which the Church hierarchy had actually removed from the administration of Church structures. But the Church survived and at the local Council of 1988 Charter was adopted, according to which the management of return in Church structures and through which became possible new type of relations between the Church and the state.

Keywords: Church, parish administration reform, state, local Council, persecution, believers.

Подробнее...