Макарий (Воскресенский Михаил Федорович, 1866- 19)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Родился 29 июля 1866г. в семье священника Федора Степановича Воскресенского в с.Введенское на Виге, Костромская губ., Чухломской уезда, Введенская волости. Брат матушки Юлии, дядя будущего архимандрита Макария о.Иоанн Антонович Соболев (1829–1909), настоятель одной из церквей г.Петербурга, помогал многодетной семье сестры материально и духовно. Во время учебы в Санкт-Петербургской Духовной Академии о.Иоанн Соболев подружился с будущим святым Иоанном Кронштадтским и, по преданию, св.Иоанн Кронштадтский вместе с ним не раз посещал Введенскую церковь. В семье о.Феодора и матушки Юлии Воскресенских было восемь детей.

 image002 После окончания Костромской духовной семинарии в 1887 году Михаил Воскресенский обвенчался с Анной Михайловной Никольской, дочерью священника Преображенского собора г.Чухломы. 13 января 1888г. рукоположен и определен на священническое место второго штата к Ильинской церкви, что в Селитской вол. Галичского уезда, где был законоучителем земского начального училища, состоял действительный член Православного миссионерского общества по Костромскому комитету (1888–1889). В 1889г. во время эпидемии холеры умерли его горячо любимая жена и малютка сын. После этого о.Михаил избрал монашеский путь. 30 октября 1889г. по прошению он был уволен за штат.

23 января 1890г. по ходатайству своего дяди, петербургского протоиерея о.Иоанна Антоновича Соболева, был принят в число братии Александро-Невской Свято-Троицкой Лавры. 30 января 1890г. назначен и.д. правителя дел Духовного Собора Лавры. 7 марта 1890г. пострижен в мантию с именем Макарий.

image003Иеромонах (с 07.03.1890), на должности и.д. правителя (с 30.01.1890), правитель (с 19.07.1893) дел Духовного Собора Лавры (с 30.01.1890г.). 13 января 1892г. направлен совершать богослужения в церкви Константиновского (Мраморного) дворца в чреде лаврской братии.

19 июля 1893г. утвержден в должности правителя дел Духовного Собора Лавры. 14 мая 1898г. возведен в звание соборного иеромонаха Лавры. С 1899г. — член комиссии по разработке и приведению в порядок лаврского архива. За присоединение к Православию трех лиц лютеранского вероисповедание трех лиц в 1899 году  награжден орденом св.Анны III степени. 15 мая 1903 года возведен в архимандриты. Должность - благочинный монастырей и иноепархиальных подворий Петербурга и его окрестностей, архивариус и библиотекарь Лавры (с 06.04.1912), благочинный I Монастырского округа (1914–1922). В июле 1903г. командирован в Саровскую Успенскую пустынь для участия в торжествах прославления св.прп. Серафима Саровского и открытия его святых мощей. 11 августа 1903г. назначен и.д. благочинного монастырей — Череменецкорго, Творожковского, Пятогорского Богородицкого и Николаевского Староладожского, 19 июня 1905г. утвержден в должности благочинного. 17 июня 1906г. назначен благочинным Вохоновского Мариинского женского монастыря. 3 июня 1907г. архимандрит Макарий совершил торжественную закладку Покровского собора в Гатчине, когда уже был возведен его цокольный этаж. 25 марта 1908г. назначен временно и.о. благочинного (11 ноября 1908г. утвержден благочинным) монастырей: Сергиевской пустыни, Воскресенского, Иоанновского Линтульского.

 25 марта 1908г. назначен временно и.о. благочинного (а 21 мая 1908г. благочинным над иноепархиальными подвориями в столице и ее окрестностях. Когда в декабре 1908г. в Кронштадте скончался о.Иоанн Кронштадтский именно архимандриту Макарию (Воскресенскому) было поручено освящение храма-склепа, в котором было положено тела праведного пресвитера Иоанна. ("Церковные ведомости". Санкт-Петербург. N1. 03.01.1909)].

image004 6 апреля 1912г. назначен библиотекарем и архивариусом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. В 1914–1922гг. — благочинный I Монастырского благочиннического округа. 9 октября 1914г. благочинный монастырей архимандрит Макарий освятил южный придел (во имя св.кн.Александра Невского) Покровского собора в Гатчине, а северный придел — во имя свт.Николая Чудотворца — был освящен им же 7 декабря 1914 года. Архимандрит Макарий состоял личным духовником великого князя Константина Константиновича, часто служил в Павловском дворце.

Был награжден митрой за свою службу в Александро-Невской Лавре. После февральской революции 6 мая 1917г. уволен от присутствия в заседаниях Духовного Собора. 25 мая 1917г. избран депутатом от Лавры на Всероссийский съезд духовенства и мирян в Москве.

2 января 1918г. отстранен от должности библиотекаря и архивариуса Лавры. 19 февраля 1918г. направлен на служение заказных литургий.

 В 1922г. подготовил кандидатское сочинение при Петроградском Богословском институте.

В 1922г. архимандрит Макарий по благословению митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) совершил в Гатчине на Покровское подворье Пятогорского Богородицкого женского монастыря при огромном стечении народа пострижение в мантию будущей преподобномученицы схимонахини Марии (Леляновой). В 1923г. стал членом Спасского братства, возглавляемого игуменом Мануилом (Лемешевским), впоследствии епископом Лужским, викарием Петроградской епархии.

В 1923 (1924?)г. архимандрит Макарий удостоен ученой степени кандидата богословия.

До 1 октября 1923г. — благочинный монастырей и подворий в Петрограде.

2 февраля 1924 года был арестован. Обвинение при аресте "член православного братства". Был арестован по доносу обновленцев. При обыске ничего подозрительного обнаружено не было и не изъято, однако арестованный незамедлительно был помещен в ДПЗ Петрограда. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ 26 сентября 1924 года ему было предъявлено обвинение "член антисоветской вредительской организации "Спасское братство", вредительская контрреволюционная деятельность по заданию организации". Статья ст.67,69,73 УК РСФСР. Приговор 2 года ИТЛ (Архив УФСБ по СПб. и Ленинградской обл. Д.П-82582). Привлечен по делу "антисоветской вредительской организации "Спасское братство".

Из обвинения: "...По заданию организации занимался вредительской деятельностью, направленной на развал и дезорганизацию Советской власти, т.е в преступлениях, предусмотренных ст.67 (контрреволюционная деятельность), ст.69 (уклонение от общеполезных работ), ст.73 (сопротивление представителям власти) УК РСФСР 1924г.". Виновным себя не признал. К июлю 1924г. следствие было окончено. 26 сентября 1924г. постановлением ОСО при Коллегии ОГПУ о.Макарий был приговорен к 2 годам концлагеря

Пребывание в тюрьме не могло не отразиться на и без того слабом здоровье архимандрита Макария. В составленном тюремным врачом акте медицинского заключения говорится о жалобах арестованного на сердцебиение, одышку, общую слабость. Отмечено: "Общий вид истощенный. Заключение: резко выраженный склероз сосудов, недостаточность двухстворчатого клапана. Старческая дряхлость. Следовать к месту назначения может - в более умеренный климат".

В октябре 1924г. о.Макарий выбыл этапом в Соловецкий лагерь Особого назначения (Архангельская о., Соловецкий лагерь особого назначения).

image005В лагере содержался в 6-й роте, в келии вместе с епископами Мануилом (Лемешевским), Гавриилом (Абалымовым), игуменом Варлаамом (Сацердотским) и братом епископа Мануила А.В.Лемешевским. Работал в лагере на строительстве железной дороги. В 1926г. был освобожден.

После освобождения о.Макарий вернулся в Ленинград, где жил до 1929 года. Сначала проживал в своей квартире в Лавре. Затем его приютил брат — учитель Капитон Федорович Воскресенский, снимавший две маленькие комнатки в коммунальной квартире, живший с женой и взрослой дочерью. Каторжный труд, сырость, голод и тяжелое нервное потрясение сделали свое дело, — в конце 1928г. архимандрит Макарий перенес инсульт с левосторонней парализацией. Родным удалось поместить его в больницу, где его продержали два месяца, затем выписали. Ухаживать за больным было нелегко: приходилось кормить его с ложечки, постоянно менять простыни.

Когда о.Макарий немного поправился, его удалось перевезти в родное село Введенское (Костромская о., Чухломской р., с.Введенское) к сестре Вере Федоровне Успенской, вдове священника. Здесь о.Макария повторно разбил паралич. Вера Федоровна жила с дочерью и зятем, работавшими учителями в школе, и было решено, что присутствие в семье старика-священнослужителя может им повредить. В 1930-м году о. Макария перевезли в Чухлому к другой сестре — Ольге Федоровне, вдове священника о.Николая Птицына, которая ухаживала за братом до его кончины 13 мая 1931 года. О.Макарий был похоронен на Чухломском городском кладбище чуть дальше и правее от могилы  о.Николая Константиновича Птицына

Реабилитирован 10 августа 1991 года по 1924 году репрессий.

Публикации:

Минувшее: Исторический альманах. 15. М.; СПб.: Atheneum: Феникс, 1993. 656с.; ил. С.477,503,534–536,539,609.

Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. СПб., 1999. С.39.

Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. С.82–83.

Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с. С.82–83.

Форум Ярославского историко-родословного общества. Воскресенский духовенство; Костромская губ.. 

KOSTROMKA.RU. История, краеведение Костромского края. Введенское. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. 

Сайт А.А.Бовкало. Выпускники Костромской Духовной Семинарии. 

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы каменная, с каменною колокольнею и оградою, построена в 1800 г. Престолы в честь Божией Матери, празднования Введения ее во храм Иерусалимский, св. Николая и св. мч. Флора и Лавра. Каменная церковь при приходском кладбище построена в 1835 г. Престол в честь св. вмчк. Димитрия Мироточивого. Введенская церковь была возведена неизвестными мастерами на высоком берегу речки Мелши, притока реки Виги, по которой волость и получила название Вижской. Великий князь Александр Александрович Вяземский, следующий владелец усадьбы, крестил в храме свою дочь и двух сыновей, один из которых жертвовал немалые средства на украшение и убранство церкви. К началу ХХ века Введенский храм считался одним из самых богатых и красивых по внутреннему убранству. Под куполом висела огромная хрустальная люстра, оклады икон сияли золотом и серебром, стены были окрашены, на которых красовались фрески, всюду ощущался запах ладана, какое-то необыкновенное, таинственное сияние лампад и свечей было в этом храме. На службах пел знаменитый церковный хор. Белоснежный храм был выстроен на горке, в центре села. Колокольня трёхъярусная со шпилем, соединена с церковью притвором и широкой трапезной. По обеим сторонам от колокольни был выстроены два входа под белокаменными арками. После Октябрьской революции храм продолжал действовать. Но в середине 30-х годов ХХ века над храмом стали сгущаться тучи. После того как в 1937 году арестовали служителей церкви - Александра Птицына, Николая Наградова и Александра Вигского, церковь закрыли. Приехали начальники из районов и исполкома, заверив жителей, что всё имущество храма останется на месте, и повесили большой замок. Но скоро вернулись вновь и, несмотря на протесты верующих, вывезли все иконы и церковную утварь на тракторных санях в Чухлому, где следы их затерялись. Видимо, самое ценное было отправлено в Москву. После основного "грабежа" последовал более мелкий, в результате которого храм был "обобран до нитки", в добавок были сброшены с колокольни все колокола. Через некоторое время помещение храма переоборудовали под машинно-тракторную станцию. После чего он был заброшен.

В 2007 году было начато восстановление Введенского храма. При участии неравнодушных селян, на деньги благотворителей через пять лет церковь была отреставрирована. Сейчас в храме, кроме основного престола в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, освящены ещё два престола во имя Святителя Николая Чудотворца и во имя Флора и Лавра.

Храмы и монастыри

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Дороватовский Николай Алексеевич (1868 - ?)

Родился в 1868 в г. Ветлуга, Костромская губ., окончил Костромскую духовную семинарию, в 1894 г. Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1894-1895 гг. состоял в должности законоучителя Митавское реальное училище г.Митава, Курляндская губ. Рукоположен во иерея в 1894 г. С 1895 по 1899 г. определен в должности  епархиального наблюдателя церковно-приходских школ. Протоиерей. С 1899-1904 гг. смотритель Рязанского духовного училища. 1904-1918 гг. инспектор, ректор (1906 г.) Ярославской духовной семинарии, преподавал в педагогическом институте. В 1904 по 1929 гг. служил в храмах. «Тугова Гора» в Ярославле (1917-1918), в с Курба Ярославского у. (1918-1926), Власьевской церкви Ярославля (с 1926).

Подробнее...

Статьи

«Ежовые рукавицы» - «большой террор» на примере судеб костромского духовенства

Аннотация. Репрессии 1937-38гг. вошли в отечественную историю как время «большого террора» - «ежовщины». Репрессии напрямую коснулись духовенства. Молитвами многих тысяч исповедников и новомучеников ХХ столетия Русской православной Церкови было вымолено время духовного возрождения нашего Отечества. В статье показано, как репрессии коснулись костромского духовенства.

Ключевые слова: Церковь, репрессии, «ежовщина», контрреволюционная деятельность.

Подробнее...