Протоиерей Беликов Василий Иванович (1867 – 1943)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

belikov 02Беликов Василий Иванович родился в с. Хреново, Кинешемского уезда Костромской губернии. В 1884 г. закончил Костромское духовное училище, В 1888 году Костромскую духовную семинарию. В 1893 г. закончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Прослужив три года в Томской духовной семинарии в 1896 году вернулся в Казань, и поступил на должность преподавателя Казанской семинарии.

В 1896 году защитил магистерскую диссертацию «деятельность московского Митрополита Филарета по отношению к расколу», которая в том же году была опубликована отдельной книгой. С 30.08.1907 г. – ректор Казанской духовной семинарии. В 1911 году опубликовал книгу «чтения по библейской истории Ветхого Завета (период трех еврейских царей). В 1918г. Духовная Академия была закрыта.
В сентябре 1918г. о. Василий со старшим сыном покинул Казань вместе с отступающими частями Белой Армии. С конца 1918г. до января 1920г. служил преподавателем Томской Духовной Семинарии. В 1920 г. проживал в Красноярске. Арестован в апреле 1920 г. в Екатеринбурге Екатеринбургской ВЧК. Обвинение «бегство с белыми". Приговор - 6 месяцев лишения свободы. Отбывал в Екатеринбургском исправдоме. В 1920-1921 гг. работал секретарем заводоуправления Исетского химзавода. В 1921 году приехал в Казань. Заведовал библиотекой и архивом Селькредитпромсоюза ТР. В 1922г., с возвращением митрополита Кирилла, церковно-приходская жизнь в Казани оживилась.

belikov 01Протоиерей Василий Беликов, наряду с другими, вошел в состав предвыборной Комиссии, избранной на Собрании Казанского духовенства. Комиссия должна была подготовить рекомендации и проекты решения к предстоящему Собору, в случае же отклонения Собора от Православия — заявить об этом и покинуть Собор. О. Василий проводил собрания комиссии на своей квартире. 28.07.1922 г. арестован. Обвинение при аресте - "нелегальное собрание на своей квартире". Находился под арестом в ТОГПУ с 28 июля до 28 августа 1922г. В 1923-1924 гг. служил в Николо-Низской церкви г. Казани. С июля 1923г. по 18 января 1926г. — безработный. В 1926-1926 гг. служил в с. Мансурово Лаишевского уезда Казанской губернии. Село Мансурово стояло на правом берегу р. Камы. (В 1950-е годы село было затоплено в связи со строительством Куйбышевской ГЭС). 03.03.1928 года арестован. Особым Совещаним при Коллегии ОГПУ СССР 08.06.1928 г. вынесено обвинение: "антисоветская пропаганда среди крестьянства". Статья 58–10 ч.2 УК РСФСР. После трех месяцев тюремного заключения 8 июня 1928г. был приговорен к 3 годам
высылки и направлен в распоряжение Самарского губотдела ОГПУ. Из ссылки не вернулся. По неподтвержденным данным, скончался в 1943г. Колпашевской районе Новосибирской обл. (Томская обл., Колпашевский р-н.). Реабилитирован по 1928 году репрессий.

Труды

1 Деятельность Филарета по отношению к расколу. Казань, 546с. 1896г.

2 Учения по Библейской истории Ветхого Завета. Период трех еврейских царей. Казань. 1911г.

 

Храмы и монастыри

Документы Государственного архива Ярославской области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

Документы Государственного архива Ярославской  области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

О.А.Кострикина

В работе на основе архивных документов составлена краткая справка по домовым церквям. Рассказывается о храмостроителях и благотворителях; источниках доходов храмов, размерах церковного и причтового капитала,  численности прихожан.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Гробовиков Александр Константинович (1876-1941)

Родился в Ярославле в 1876 г.  С 1876 г. работал учителем. В 1900 г. рукоположен в сан священника. В 1917 г. служил священником в церкви с. Красное Ярославского уезда. В 1920-х гг.  служил в церкви с. Шарна, Любимского р-на. Благочинный. Арестован 05.11.1930 г. Обвинен в антисоветской агитации. 09.01.1931 приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. По окончании срока служил в с. Контеево Буйского района. 07.07.1941 года повторно арестован органами НКВД. 06.10.1941 г. осужден по ст. 58 пп.10, 11 УК РСФСР к высшей мере наказания – расстрелу. Расстрелян 15.11.1941 года.

Подробнее...

Статьи

Проблема "Народного духа" в философии и истории

 В отечественной социально-философской мысли идеи «народного духа» появляются в 11 веке. В «Слове и законе к благодати» митрополита Иллариона выражена мысль, что после Христа на земле возникает «царство благодати», пришедшее на смену «царству закона». Христианская вера вводит в мировую историю новые народы, в том числе и русский народ. Историческим народом русский народ становится потому, что через христианство он обретает национальное самосознание, то, что может быть названо народным духом.

Подробнее...