Протоиерей Беликов Василий Иванович (1867 – 1943)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

belikov 02Беликов Василий Иванович родился в с. Хреново, Кинешемского уезда Костромской губернии. В 1884 г. закончил Костромское духовное училище, В 1888 году Костромскую духовную семинарию. В 1893 г. закончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Прослужив три года в Томской духовной семинарии в 1896 году вернулся в Казань, и поступил на должность преподавателя Казанской семинарии.

В 1896 году защитил магистерскую диссертацию «деятельность московского Митрополита Филарета по отношению к расколу», которая в том же году была опубликована отдельной книгой. С 30.08.1907 г. – ректор Казанской духовной семинарии. В 1911 году опубликовал книгу «чтения по библейской истории Ветхого Завета (период трех еврейских царей). В 1918г. Духовная Академия была закрыта.
В сентябре 1918г. о. Василий со старшим сыном покинул Казань вместе с отступающими частями Белой Армии. С конца 1918г. до января 1920г. служил преподавателем Томской Духовной Семинарии. В 1920 г. проживал в Красноярске. Арестован в апреле 1920 г. в Екатеринбурге Екатеринбургской ВЧК. Обвинение «бегство с белыми". Приговор - 6 месяцев лишения свободы. Отбывал в Екатеринбургском исправдоме. В 1920-1921 гг. работал секретарем заводоуправления Исетского химзавода. В 1921 году приехал в Казань. Заведовал библиотекой и архивом Селькредитпромсоюза ТР. В 1922г., с возвращением митрополита Кирилла, церковно-приходская жизнь в Казани оживилась.

belikov 01Протоиерей Василий Беликов, наряду с другими, вошел в состав предвыборной Комиссии, избранной на Собрании Казанского духовенства. Комиссия должна была подготовить рекомендации и проекты решения к предстоящему Собору, в случае же отклонения Собора от Православия — заявить об этом и покинуть Собор. О. Василий проводил собрания комиссии на своей квартире. 28.07.1922 г. арестован. Обвинение при аресте - "нелегальное собрание на своей квартире". Находился под арестом в ТОГПУ с 28 июля до 28 августа 1922г. В 1923-1924 гг. служил в Николо-Низской церкви г. Казани. С июля 1923г. по 18 января 1926г. — безработный. В 1926-1926 гг. служил в с. Мансурово Лаишевского уезда Казанской губернии. Село Мансурово стояло на правом берегу р. Камы. (В 1950-е годы село было затоплено в связи со строительством Куйбышевской ГЭС). 03.03.1928 года арестован. Особым Совещаним при Коллегии ОГПУ СССР 08.06.1928 г. вынесено обвинение: "антисоветская пропаганда среди крестьянства". Статья 58–10 ч.2 УК РСФСР. После трех месяцев тюремного заключения 8 июня 1928г. был приговорен к 3 годам
высылки и направлен в распоряжение Самарского губотдела ОГПУ. Из ссылки не вернулся. По неподтвержденным данным, скончался в 1943г. Колпашевской районе Новосибирской обл. (Томская обл., Колпашевский р-н.). Реабилитирован по 1928 году репрессий.

Труды

1 Деятельность Филарета по отношению к расколу. Казань, 546с. 1896г.

2 Учения по Библейской истории Ветхого Завета. Период трех еврейских царей. Казань. 1911г.

 

Храмы и монастыри

Церковь Иоанна Богослова

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЦЕРКВИ. КОСТРОМСКОЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ ХРАМ В ИПАТЬЕВСКОЙ СЛОБОДЕ.

Аннотация. На исторической судьбе одного из костромских храмов показана историческая канва всей России, идущей, или отступающей от Бога и Его святых заповедей. История этого храма типична для тысяч других и его восстановление служит примером для восстановления духовного мира русского человека, от состояния душевных сил которого зависит судьба храма и России.

Ключевые слова: Богословский храм, история, слобода, Александровское братство.

Подробнее...

Святые и Святыни

Служба преподобному Никите Костромскому

Подробнее...

Статьи

«Новый курс» церковной политики государства и состояние церковных общин в послевоенное время в Ярославской, Костромской и Ивановских в послевоенное время. Анализ, положение, выводы

Сазонов Дмитрий Иванович,
д-р философских наук, профессор РАЕ

Послевоенное время отмечено в историографии как «время возрождения Церкви». Однако, анализ реальной ситуации, в том числе ситуации с религиозностью населения, показывает картину, отличную от принятой трактовки. Епархиальные структуры и некоторые приходские общины трех областей Верхнего Поволжья, только после Поместного собора 1945 года получили возможность восстановить свою деятельность после разгрома в 1930-е годы. Наряду с осторожными оценками обозначенного временного периода следует отметить, что заложенная в послевоенные годы организация религиозной жизни помогла выстоять Русской Церкви в 1960-е годы «хрущевских гонений», и прийти к религиозному возрождению 1990-х с положительными результатами.

Подробнее...